Новая школа: проблемы междисциплинарного взаимодействия
В. Ю. Сморгунова,
декан юридического факультета
ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ
Задачи формирования правового государства и гражданского общества по своей масштабности и сложности соизмеримы с появлением и утверждением в российском обществе национальной идеи, поисками которой озабочены современные отечественные политики, философы, историки, деятели культуры.
Безусловно, и правовое государство, и совершенная правовая культура относятся к числу нормативных духовно-смысловых образований, недостижимых в практической жизнедеятельности любого общества, как российского, так и западного.
Понятно, что и гражданское общество, и правовое государство — гипотетические идеалы, однако отсутствие правового идеала, как и нравственных принципов, лишает человека ориентации в его жизненном пространстве, приводит общественные ассоциации, государственные объединения людей к деградации и разгулу анархии, которая может быть и политической, и нравственной, и теоретико-философской.
Правовой и нравственный порядок всегда нацелен на развитие у людей, особенно у подрастающего поколения, молодежи, высокой правовой культуры, на формирование уверенности у людей в том, что их первостепенной обязанностью, их долгом является обязанность подчиняться закону. Но человек не может быть законопослушным, только слепо подчиняясь закону. Его законопослушность формируется вследствие многих факторов, одним из которых является гражданская компетентность.
Правовая культура — это и усвоенные знания о праве, государстве, законах, представляющие когнитивную сторону культурного феномена, это — и эмоционально-оценочные комплексы, такие как гражданские добродетели, ценностные ориентации, правовые оценки; это — и поведенческо-волевые качества личности любого субъекта
правоотношений, включающие в себя поведенческие стереотипы правомерного поведения, правовые установки и правовые стереотипы, волю к исполнению законов и подчинению праву. Правовая культура многослойна, она развивается и является фактором формирования правового государства и гражданского общества. Нас интересуют факторы формирования правовой культуры различных групп населения, особенно учащейся молодежи.
Несомненно, что существует диалектика гражданской компетентности правовой культуры. В основе правовой культуры лежит, вне всякого сомнения, законопослушность. Мы считаем, что законопослушность (= правовая культурность) во многом определяется гражданской компетентностью. Последняя во многом зависит от гражданской компетентности личности. Хотелось бы сделать акцент и на том, что добродетелью хорошего гражданина хорошего общества также является гражданская компетентность, которая представляет собой сплав гражданско-правовых знаний и, как говорил И. Кант, практического разума, т. е. готовности, нацеленности личности на реализацию этих знаний в социальной деятельности в рамках тех правовых пределов, которые определяются господствующим правопорядком.
Важным шагом в развитии гражданской компетентности является школьное правовое образование, которое должно способствовать формированию гражданско-правовой компетентности, которая является не только знанием о законах, нормах права, но предполагает интеллектуальное освоение нормативно-оценочного содержания основ добродетельной нравственной и законопослушной (в лучшем понимании данного слова) жизни, необходимой для стабилизации общественного строя, экономического и по-
литического порядка, для его нормативно-правового регулирования.
В настоящее время российское школьное образование в недостаточной степени соответствует задачам формирования правовых знаний, устойчивых стереотипов правомерного поведения, ключевых правовых компе-тентностей, не способствует пониманию права в системе форм общественной жизни и сознания.
Школьное правовое образование в России находится в стадии постоянного реформирования, причем, трансформации, происходящие в последние годы в преподавании права в школе, не должным образом способствуют повышению правовой культуры школьников. Так, согласно федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, принятому в 2004 г., преподавание права было ограничено изучением правовой сферы общества в рамках предмета «Обществознание», наряду с экономической, политической, социальной и духовной сферами. «Обществознание» включено в базисный учебный план основной школы — в систему основного общего образования (6-9-е классы) в количестве 35 часов в 6-м классе, из которых только 6 часов выделено на модуль «политология и право», а в 7-9-х классах оно изучается в количестве 105 часов, только 22 часа из которых отводятся на правоведение. В итоге, в основной школе из 140 обществоведческих часов, отведенных на изучение «Обществознания» в течение четырех лет, только 28 учебных часов посвящено изучению собственно права. Если взять 10-11-е классы общеобразовательной школы, то здесь картина также не очень впечатляющая: из 140 учебных часов, выделяемых для образовательной области «Обществознание», 30 часов отводится на правовую его составляющую. То есть в течение последних 6 лет обучения в школе ученик изучает право лишь 58 часов, 6 из которых выделено на общий курс политологии и права.
Ситуация в профильной школе, если обратить внимание на социогуманитарный
профиль и социально-экономический профиль, несколько продуктивнее. Здесь на правоведение в 10-х и 11-х классах отводится 2 часа в неделю (социогуманитарный профиль), что составляет 140 часов за два года обучения, и 1 час в неделю (социально-экономический профиль), что эквивалентно 70 часам также за два года обучения. Следует, однако, не забывать, что профильным
обучением охвачены незначительные массивы обучающихся. В определенной степени справедливо будет сказать, что профильное обучение — в какой-то степени элитарное обучение.
Но если сравнить в целом парадигму школьного образования до середины 90-х гг., которая ориентировалась на предоставление ученикам возможности изучения, помимо обществоведения, еще и правоведения (основ государства и права), а также граждановедения как элективного курса, с концепцией ныне действующего стандарта, то следует отметить, что парадигма последнего оценивается специалистами в области теории и методики правового образования в качестве неэффективной, более того, тормозящей развитие гражданско-правовой компетентности у подрастающего поколения и ее правовой культуры в условиях усиления напряженности в правовом пространстве общества.
Таким образом, можно было бы высказать рекомендацию в адрес Министерства образования и науки, содержащую призыв вернуть правоведение в школу как самостоятельную дисциплину, включив ее в Примерный учебный план не только профильной школы, но и основной общей и старшей школы. Ведь именно переход со стадии начального общего образования на стадию основного общего образования, примерно в 6-м классе, совпадает с развитием психологических ресурсов личности учащегося в освоении правовой культуры, с активной фазой в его правовой социализации.
Выделение правоведения в отдельную дисциплину, наряду с обществознанием, обосновывается существенными отличиями правовых понятий и норм от понятийного
Гражданская компетентность и правовая культура учащихся
аппарата социально-экономической сферы, от философских, социологических и политологических понятий. Правовые понятия абстрактны, формальны, их освоение требует совершенно иных методик и технологий обучения, поскольку правовая компетентность отличается от политической, философской, нравственной. Изучение права предполагает решение юридических задач, проведение деловых игр, разбор правовых ситуаций, изучение стереотипных случаев, судебных дел, компаративный анализ правовых норм в различных правовых семьях современности, активное использование интерактивных методов преподавания. Без использования данных методик знание о праве не перейдет на уровень правовой компетентности, не станет деятельностной моделью, не «отложится» на уровне эмоционально-оценочном — на уровне правовых чувств и стереотипов правомерного поведения, а следовательно, вызванное этими обстоятельствами незнание права будет продолжать выступать фактором либо правового нигилизма, либо девиантного (отклоняющегося) поведения молодежи, фактором, вызывающим к жизни такой уродливый феномен, как ксенофобия, связанный с национальной, этнической, религиозной и гендерной нетерпимостью.
В педагогических вузах, как правило, и в частности в РГПУ им. А. И. Герцена, на протяжении последних лет на основании принятого госстандарта по специальности «Юриспруденция» (квалификация «учитель права») реализовывалась образовательная профессиональная программа подготовки учителей права в рамках двух специализаций «Образовательное право» и «Правовая защита детей». Она позволяла выпускникам работать в качестве преподавателей права (или дисциплин правового профиля), юридических консультантов образовательных учреждений, организаторов правового воспитания, помощников руководителей образовательных учреждений, предприятий по правовым вопросам, специалистов в области правозащитной деятельности по различным вопросам обеспечения законных интересов и прав граждан в образовательной сфере.
В настоящее время в условиях реализации парадигмы Болонского движения и переходом российской системы высшего профессионального образования на многоуровневую и вариативную подготовку подготовка будущих школьных учителей-правоведов начинает осуществляться через бакалавриат и магистратуру. Последние посредством развития веера профилей образования в бакалавриате и наличия открытого перечня магистерских программ позволяют реализовывать не только задачи подготовки профессионалов-юристов-прикладников, но и профессионалов-педагогов в сфере школьного юридического образования. И сделать это возможно, прежде всего, в педагогическом вузе, в котором образовательный процесс в области юриспруденции включен в социогуманитарную и психолого-педагогическую среду, имманентно присущую педагогическому вузу.
В условиях решения задач по совершенствованию и углублению правовой культуры населения важно еще большее внимание уделять работе с детьми, юношеством, молодежью. Ведь именно эта часть нашего общества является фундаментом будущего развития страны. Важно воспитать чутких, доброжелательных, цивилизованных людей, обладающих большим потенциалом толерантности, доверия, лояльности, граждански активных, умеющих принимать ответственные решения и отвечать за свои поступки. Это является важнейшей задачей педагогического образования в современной России.
Не случайно поэтому в образовательно-воспитательную среду внедряются методы школьной медиации, так как последний метод может стать тем инструментом для развития социально-активной личности, которая будет конструктивно вести себя в заведомо стрессовых и конфликтных ситуациях.
Подготовка медиаторов возможна на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, а также других педагогических вузов России, в структуре которых существует юридический факультет, нацеленный на гражданско-правовое образование студентов, моло-
дежи, формирование ее правовой культуры. Именно педагогические вузы имеют возможность через социально-гуманитарную и психолого-педагогическую культурно-образовательные среды, составляющие основу педагогического вуза, создать образовательный контекст для подготовки на юридических факультетах медиаторов через юридический бакалавриат и магистратуру, а также бакалаврские и магистерские образовательно-профессиональные программы по конфликтологии.
Поэтому так велика роль университетского образования, особенно педагогического, в целенаправленном формировании гражданской компетентности и высокой правовой культуры студентов в процессе гражданско-правовой социализации, происходящей в стенах вуза. Педагогический университет ответственен за развитие гражданской компетентности своих студентов — будущих учителей, которые вскоре будут формировать ее у школьников. Таким образом, университет выполняет роль института правовой и гражданской социализации общества.
При обсуждении перспектив педагогического образования, как известно, в последнее время в обществе сформировались новые «вызовы», адресованные педагогическому вузу. Речь идет о проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Разработанный Минобрнау-ки РФ совместно с Минсоцздравразвитием, Минэкономразвитием, Минфином проект получил поддержку, выявленную в процессе его обсуждения весной 2009 г. Одна из важнейших задач, содержащаяся в концепции национальной образовательной инициативы, увязана с необходимостью изменения требований к выпускникам педагогических вузов.
К выпускникам педвузов предъявляются требования умения работать в проблемном поле, умения находить компромисс, умение работать в формате диалога, быстро перестраиваться с одного вида деятельности на другой. Предполагается также наличие у
выпускника педвуза готовности к переобучению, профессиональной мобильности.
Думается, что получившие развитие программы школьной медиации на уровне бакалавриата и магистратуры, разрабатываемые на юридическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена, вполне соответствуют духу современных требований общества, отвечают его вызовам. Школьная медиация как механизм мягкого и грамотного разрешения конфликтов в школьной среде, так или иначе касающихся детей и молодежи, создает условия для разрешения конфликтов, возникающих в учебных заведениях, без посторонней помощи, благотворно влияет на становление личности учащегося, что создает условия для воспитания поколения людей, не просто умеющих цивилизованно себя вести, знать правовые нормы, но и быть менее подверженными агрессивным формам поведения, таким, например, как ксенофобия, экстремизм.
Школьная медиация — это серьезная педагогическая программа, требующая упорной работы педагогов, администрации образовательных учреждений, самих детей, педагогов-медиаторов и тренеров-медиаторов. Было бы целесообразно, чтобы каждое учебное заведение имело группу медиаторов из числа своих педагогов, а также специально подготовленных профессионалов-медиаторов. В свою очередь, школьные медиаторы могли бы обучить методам медиации учащихся, родителей, администрацию школы, преподавателей вузов и другие категории граждан.
Школьная медиация могла бы стать в РГПУ им. А. И. Герцена интегративной междисциплинарной образовательно-профессиональной программой, объединяющей усилия юристов, психологов, педагогов, социологов, отвечающей концепции проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Школьная медиация является, безусловно, и школой гражданственности, т. е. цивилизованности, толерантности, добропорядочности.