УДК 37.0
Г. М. Коджаспирова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК НОВАЯ НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Любая наука развивается на определённом методологическом фундаменте. В советский период всеобщей методологией выступала марксистско-ленинская философия. Однако сменилось время, сменились взгляды и подходы. В настоящее время каждая наука определяется в своём фундаментальном обосновании, исходя из анализа и принятия различных философских концепций и позиций. Педагогика так же пытается пересмотреть ряд сложившихся в ней парадигм и всю систему педагогических взглядов на основе личностно ориентированных, гуманистических теорий.
Однако если речь идёт о методологическом обосновании какой-то научной области, оно должно представлять некую логически обоснованную целостность, чтобы избежать неоднозначного толкования составляющих её теорий и концепций. В настоящее время наблюдается тенденция в разработке такой системы фундаментальных положений для педагогики, которая объединяется в единой системе взглядов, названной педагогической антропологией. Стало хрестоматийным положение о том, что первая попытка осмыслить и разработать такую систему методологических взглядов, как и сам термин “педагогическая антропология” в отечественной педагогике, принадлежит К. Д. Уши некому. Однако поддержанная педагогической общественностью того времени, она не получила дальнейшего развития. В последние годы интерес и к работе К. Д. Ушинского и других отечественных и зарубежных авторов по вопросам антропологических взглядов в педагогике становится достаточно активным, но утверждать, что педагогическая антропология на данный момент сложилась как научная отрасль пока преждевременно. Она находится в процессе становления, а в учебные стандарты и планы педагогических и гуманитарных вузов включён учебный предмет «Педагогическая антропология», который должен передать её ос-новы для студентов. Отсюда совершенно очевидно, что педагогическая антропология как учебный предмет находится в самой начальной стадии становления и развития и этот процесс осложнён тем, что он идёт параллельно со становлением самой научной области. Государственный образовательный стандарт определил основные аспекты этого курса, но их раскрытие немногочисленными пока авторами пособий по педагогической антропологии (Б. М. Бим-Бад, И. А. Бирич, В. Б. Куликов. В. И. Максакова, Л. К. Рах-левская, Ю. И. Салов, Ю. С. Тюнников) осуществляется исходя из собственных представлений и понимания. Б. М. Бим-Бад целью данного курса считает историческое и теоретическое введение обучающихся в современную научную дискуссию о человеке, раскрытие проблем и методов этой науки, снабжение содержательным материалом для развития профессионального мышления будущих педагогов [6]. Л. К. Рахлевская придерживается мнения, что курс психолого-педагогической антропологии «сумеет повернуть направление в изучении человековедения от привычных способов философ-
ствования, от сухой теоретической рассудочности к экзистенциальным, гу-манитарно-ценностным проблемам жизненного мира человека, с тем, чтобы облегчить ему выработку духовной ориентации в поисках смысла жизни и своего назначения» и предлагает ввести в педагогических вузах целый комплекс антропологических наук с первого года обучения [4, с. 25]. В. И. Максакова рассматривает необходимость изучения педагогической антропологии в широком аспекте перестройки самой парадигмы высшего образования в направлении обращенности специалиста на собственную человеческую сущность и умения относиться к другим людям и к себе как к целостному человеку, а не только как к исполнителю профессиональных функций [3].
В своеобразной, интересной книге И. А. Бирич «Философская антропология и образование на путях к новому педагогическому сознанию» автор в обращении к читателям пишет: «Наша глобальная нелюбовь к детям обернулась небывалыми размерами гуманитарной катастрофы в мире. Вот почему проблемы образования и гуманной педагогики вырастают сегодня до масштабов спасения жизни на планете» [1, с. 14]. Столь же значимо и серьёзно определены цели и задачи психолого-педагогической антропологии В. Б. Куликовым («Педагогическая антропология»), Ю. И. Садовым и Ю. С. Тюнниковым («Психолого-педагогическая антропология»).
Однако все перечисленные издания, за исключением книги В. И. Максаковой, пока очень далеки от учебных пособий именно по педагогической антропологии. В них рассматриваются в основном общеметодологические подходы к становлению педагогической антропологии как научной отрасли. Каждый автор, взяв за основу такие категории, как человек, культура, образование, возраст, личность, индивидуальность, антропология, антропологический принцип, основной акцент делает на их историко-философс-кой и психологической интерпретации. Педагогический аспект рассматривается не как основной предмет изучения, а тоже в ключе историко-фило-софском и историко-психолого-педагогическом. Собственно педагогическая антропология рассматривается лишь вскользь. Педагогическую антропологию В. И. Максаковой называть убедительным учебным пособием тоже пока преждевременно, в нём также скорее очерчены некоторые вопросы, которые должны раскрываться, но не дано достаточно представительного изложения их сути.
На наш взгляд, целью курса действительно выступает гуманизация педагогического сознания, т.к. весь курс педагогической антропологии направлен на раскрытие и осмысление именно антропологически ориентированной интерпретации всего, что студент изучал до этой дисциплины: философии, всех предметов психолого-педагогического и общегуманитарного циклов. В силу междисциплинарного характера данного учебного предмета, в основе базовых положений которого лежагг данные и выводы таких отраслей научного знания, как философия, культурология, история, антропология, психология, этнология, социология, юриспруденция, физиология, общая и возрастная педагогика и др., этот предмет, во-первых, должен читаться на старших курсах, во-вторых, он систематизирует, обобщает, гуманизирует всю систему ранее приобретённых знаний у будущего специалиста, который будет работать в системе “человек-человек”. Такой широкий охват
областей человекознания объясняется не стремлением “объять необъятное”, а желанием всё ранее изученное соединить в некотором единстве знаний о человеке и специфике его воспитания и обучения, исходя из сущностных основ его природы и назначения в этом мире.
Нам представляется, что данный учебный курс может иметь такое содержание и логику:
Тема 1. Человек как предмет изучения и понимания Понятие “человек” и его интерпретация.
История становления антропологического принципа научного. Антропологический принцип в современном познании.
Тема 2. Педагогическая антропология и история её становления Педагогическая антропология как методология педагогики.
История развития педагогической антропологии: Развитие педагогической антропологии за рубежом. Развитие антрополого-педагогических идей в России XIX века. Гуманизация педагогики и развитие идей педагогической антропологии в России XX века. Отечественная педология в истории педагогической антропологии
Тема 3. Антропологическое понимание кулыуры
Культура - среда, созданная человеком и формирующая человека.
Культура и образование.
Культура - образование - человек.
Тема 4. Индивид, индивидуальность, личность Личность и развитие человеческой индивидуальности.
Я-концепция в структуре личности.
Теории развития личности.
Тема 5. Возрастная психология и педагогика Возрастная периодизация.
Детство и ребёнок в современном мире.
Педагогика и психология ребёнка от рождения до школы.
Психология и педагогика младшего школьника.
Психология и педагогика подросткового возраста.
Психология и педагогика ранней юности.
Психология и педагогика поздней юности и взрослости.
Тема 6. Антропологические модели и технологии образования Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия.
Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологиза-ции педагогического процесса.
Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии: Антропоориентированные педагогические установки педагогической деятельности.
Зарубежные модели антропоориентированных образовательных учреждений. Антропоориентированные модели образовательных учреждений и технологий в России.
Антропологические и андрагогические основы обучения взрослых. Пространство образовательного учреждения в гуманизации педагогического процесса.
При таком содержании курса раскрываются во взаимосвязи и логической обусловленности основные идеи антропологического подхода при рассмотрении вопросов педагогики. Станет ли педагогическая антропология методологически значимым учебным предметом в профессиональном становлении специалистов гуманитарной сферы - покажет время, но попытка “очеловечить” сознание специалиста, сформировать у него установку на человека как на высочайшую ценность, показать возможность и необходимость построения образовательных систем во имя человека и для человека является плодотворной, т.к. «главным предметом изучения человечества является человек», считал И. В. Гёте и другие выдающиеся мыслители.
Литература
1 .Рахлевская, Л. К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования (история, теория, практика) / Л. К. Рахлевская. -Томск, 1997.-С. 25.
2.Максакова, В. И. Педагогическая антропология / В. И. Максакова. - М., 2001.
3.Бирич, И. А. Философская антропология и образование на путях к новому педагогическому сознанию / И. А. Бирич. - М., 2003. - С. 14.
4.Куликов, В. Б. Педагогическая антропология / В. Б. Куликов. - Свердловск, 1988.
5.Салов, Ю. И. Психолого-педагогическая антропология. / Ю. И. Салов, Ю. С. Тюнников. - М., 2003. - С. 16.
6. Преподавание педагогической антропологии в высшей школе / Психологопедагогическая подготовка специалистов: Тезисы докладов на конференциях. - М., 2001.-С. 3.