Научная статья на тему 'Развитие антропологических идей в системе профессиональной подготовки учителя'

Развитие антропологических идей в системе профессиональной подготовки учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие антропологических идей в системе профессиональной подготовки учителя»

РАЗДЕЛ II

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.01

А. Н. Орлов, Г. А. Калачев, Л. Г. Куликова

РАЗВИТИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

Задача повышения качества подготовки учителя сохраняет свою актуальность на протяжении многих лет реформирования российского образования, Особую остроту эта задача приобретает сегодня, когда образовательная политика, теоретическая и практическая реализация стратегических ориентиров, основаны на традициях и подходах гуманистической педагогики, требуют специалиста, ориентированного на личность ребенка, ее развитие, В качестве основного резерва гуманизации профессионально-педагогического образования, на наш взгляд, является подготовка учителя на основе антропологического подхода.

Педагогическая антропология, занимающаяся изучением развивающегося человека в процессе воспитания, образования и обучения, является составной частью педагогической культуры. Не менее важно и то, что антропологическое представление о человеке есть не просто предмет теоретического анализа, а способ его восприятия в социальной реальности.

Основоположником антрополого-педагогической науки является К. Д. Ушинский, положение которого было и остается неизменной истиной для всей отечественной науки о воспитании и образовании: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [9, с. 15],

В работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К, Д. Ушинский построил целостное знание о человеке как предмете воспитания. С целью согласования педагогики и педагогического образования с природой человека К. Д. Ушинский заложил основы специального изучения человека как воспитуемого. Он неопровержимо доказал, что педагогика должна быть обогащена всеми данными о человеке, а антропология призвана осуществить синтез биологических данных с данными гуманитарных наук. Можно с полным основанием утверждать, что учение К. Д. Ушинского, его теоретико-методологические принципы дают ключ к анализу различных подходов в исследовании сущности человека, его развития в процессе воспитания. В своих трудах он четко раскрыл взаимодействие анатомических, физиологических, психических процессов в человеке, которые во взаимосвязи с социальной средой определяют развитие личности.

Значительный вклад в развитие антропологического направления внесли исследования педологов. Педология возникла из потребности получить синтезированные знания о ребенке, делая попытки исследовать человека целостно на разных этапах онтогенеза. Данная наука должна была стать научным фундаментом педагогики, поднять на качественно новый уровень весь образовательный процесс.

Стремление эффективно помочь педагогам в организации образовательного процесса, создании антропологического знания о ребенке определило педологическое направление научных интересов М. Я. Басова. П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Б. Залкинда, В. Н. Шульгина и др. Они считали, что практикам важно целостное знание о развитии человека, а не разрозненные, плохо совмещающиеся между собой аспекты психологических, физиологических и социологических знаний.

В своей работе «Методика психологических наблюдений над детьми» М. Я. Басов разработал схемы наблюдений и предложил методику анализа полученных при наблюдении в естественном эксперименте эмпирических данных. Новизна подхода М. Я. Басова заключалась в том, что психологическое развитие человека вводилось в социально-историческую систему координат.

П. П. Блонский определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. Такое понимание педологии позволило выделить среди основных ее категорий (развитие, рост, интуиция, характер, среда, активность, педологический и хронологический возраст) ведущее понятие - развитие. В его педагогическом наследии значительное место отведено характеристике детских возрастных периодов, на основе которой созданы практические рекомендации. П. П. Блонский считал, что учителя надо готовить по-новому: в подготовке будущего учителя необходимо особое внимание уделять педагогическим и психологическим наукам. С этой целью была открыта Академия социального воспитания, позже переименованная в Академию коммунистического воспитания, которую возглавил П. П. Блонский. Обучение в Академии осуществлялось тремя ступенями:

1-я ступень — общеобразовательная, или «пропедевтическая». Будущие учителя изучали следующие предметы: коммунизм, педагогику и психологию, индустрию, новый язык, искусство, физическое воспитание.

2-я ступень - общепедагогическая. Особое место в структуре учебных дисциплин П. Г1. Блонский отводил общей психологии: чтобы быть учителем новой школы, надо быть прежде всего психологом, а для этого «задолго до педагогики, должна царить исключительно психология». Педагогика начиналась с курса «Классики педагогики», т. е. с истории педагогики. Учебный план этого курса на всех факультетах складывался из следующих предметов: педагогика, детская гигиена, детская психопатология, биология, исторический материализм, язык. Делался уклон в сторону школьной или дошкольной специальности.

РАЗВИТИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ...

3-я ступень-узко специальная. Третий год обучения в Академии строился на изучении вопросов, тесно связанных с избранной специальностью. Студенты изучали науки своего профиля и проходили соответствующую практику, которую П.П. Блонский утверждал неотъемлемой частью подготовки будущего учителя.

П. П. Блонский внес существенный вклад не только в формирование целостного знания о ребенке, но и в становление профессионально-педагогического образования на основе педологических идей.

Л. С. Выготский определял педологию как науку о ребенке. Предметом изучения педологии, согласно Л. С. Выготскому, «является ребенок, это естественное целое, которое помимо того, что является чрезвычайно важным объектом теоретического знания, как звездный мир и наша планета, является вместе с тем и объектом воздействия на него или воспитания, которое имеет дело именно с ребенком как целым» [3, с. 40].

Особый интерес для педологической науки представляет вопрос об отношении обучения и развития ребенка в школьном возрасте, так как позволяет правильно изучать и строить образовательный процесс. Движущей силой психического развития ребенка Л. С. Выготский считал обучение -внутренне необходимый момент в процессе развития у него не природных, но исторических особенностей человека. Педологическое наследие Л. С. Выготского имеет сегодня не только теоретическое, но и большое практическое значение в решении вопросов образования.

Наряду с имеющимися достижениями, педологи видели слабости педологической науки: недостаточную отрефлексированность ее предмета, принципов, понятий, категорий. Только теоретически развитая педология может дать научно обоснованные ответы на потребности практики воспитания. Несмотря на это, педологи были полны решимости продолжить работу в данном направлении. К сожалению, постановление ЦК ВКП (б) от 4 июля 193 6 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» запретило педологическое научное направление, лишив тем самым педагогику антропологической основы. А. Г. Асмолов угверждает, что основная причина запрещения педологии в России связана с признанием ею уникальности и индивидуальности каждого и отрицанием «среднего» ребенка, что шло вразрез с потребностями командно-административной системы, которой легче управлять «средними» людьми, «винтиками», «членами коллектива», но никак не личностями, не индивидуальностями.

Спустя 30 лет после «разгрома» педологии вновь появляется стремление педагогов к сотрудничеству со специалистами других дисциплин, к интеграции знаний о человеке, к комплексному его изучению. В поле зрения педагогов все чаще оказывается личность ребенка.

Опытный педагог достигает эффективности обучения и воспитания, подчеркивал Б. Г. Ананьев, благодаря глубокому знанию своих учеников, особенностей их общественного поведения, свойств личности и мотивов дея-

тельности. В работах «О проблемах современного человекознания» и «Человек как предмет познания» Б. Г. Ананьев показал особенности подхода к изучению человека в общественных, естественных, технических науках и обосновал необходимость их интеграции. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке на современном этапе, Б. Г. Ананьев подчеркивал, что:

• проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом;

• для научного изучения человека характерна все возрастающая дифференциация, специализация отдельных дисциплин и их дробления на ряд все более частных учений;

• наблюдается тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития [1, с. 19].

Следует отметить, что одной из основных заслуг Б. Г. Ананьева является построение и теоретическое обоснование нового психологического направления - синтетического человекознания.

Систематизирующим фактором педагогического образования в конце XX в., отмечает В. А. Сластёнин, становится «антропный» подход, согласно которому «продуктивность педагогической деятельности определяется степенью владения педаг огом универсальными знаниями о порождающих личность био-психо-социо~культурных процессах» [7, с. 26].

В начале 90-х гг. XX в. педагогическая антропология как учебная дисциплина в системе высшего образования разрабатывалась в России параллельно с возрождением педагогической антропологии как самостоятельной области знания, «Современная педагогическая антропология, - пишет В. В. Чистяков, - это достаточно широкая и динамичная система человеко-ведческих дисциплин, имеющая целью, на основе научной интеграции, глубокое и всестороннее, с учетом индивидуальных особенностей, изучение, обучение и воспитание ребенка в процессе его роста и развития» [10, с. 22].

В 1992 г. впервые курс «Педагогическая ан тропология» был введен в Российском отрытом университете на нсихолого-антрополого-педагогическом факультете по инициативе ректора университета Б. М. Бим-Бада.

Б. М. Бим-Бад рассматривает педагогическую антропологию на новой методологической основе, определяя ее как человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Педагогическая антропология, согласно Б. М. Бим-Баду, стремится понять:

1) как люди разного возраста влияют друг на друга;

2) как очеловечивается человек;

3) насколько воспитуем человек на разных этапах онтогенеза;

4) каковы причины и процессы становления личности;

5) каков характер различных групп и как личность взаимодействует с ними [2].

РАЗВИТИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ...

Педагогическая антропология, по утверждению Б. М. Бим-Бада, задаст стратегию образованию, окажет влияние на процесс целеполагания, систематизирует содержание образования, позволит доработать стандарты и показатели эффективности образования.

Стратегия высшей школы заключается в направленности содержания и форм учебного процесса на становление духовно развитой культурной личности, обладающей целостным гуманистическим мировоззрением. Антропологический подход выступает, по мнению В. А. Сластенина, системообразующим фактором педагогического образования. Так, по его инициативе введен курс педагогической антропологии в учебный план факультета педагогики и психологии МПГУ.

По определению В. И. Максаковой, педагогическая антропология представляет собой «интегрированное знание о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса» [4, с. 16]. Овладение педагогической антропологией, по ее мнению, способствует укреплению гуманистической составляющей педагогического мировоззрения.

Л. К. Рахлевская эффективными путями гуманизации («очеловечивания») системы образования выделяет антропологический и культурологический подходы. «Антропологический подход позволит «очеловечить» образовательную систему, включить в нее целостное знание о человеке и о культурном проживании им собственной жизни. Культурологический подход дает возможность «взрастить» культуру внутреннего мира прежде всего педагога, а затем каждого конкретного воспитанника» [6, с. 3].

В. И. Слободчиков и Е. Н. Исаев считают, что педагогическая антропология - «комплекс наук, изучающих становление человека в образовании» [8, с. 369], включающий совокупность медико-биологических, психологических, философско-социологических, педагогических и других знаний, обеспечивающих педагогическую деятельность.

В. М. Полонский, структурируя многообразие наук об образовании на основе синтетического подхода, объединяет их в три крупных блока:

• педагогическая аксиология, главная цель которой целеполагание, определение системы ценностей, формулировка требований к конечному продукту;

• педагогическая технология, которая дает ответ на вопрос о методах, формах и средствах образования с учетом разнообразия исходного «материала» и конечной цели;

• педагогическая антропология, полно и всесторонне описывающая биологические и социальные, личностные и индивидуальные характеристики человека на разных возрастных аспектах его социализации [5, с. 23].

В 2000 г. «Педагогическая антропология» введена в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям «Педагогика» и «Социальная педагогика». В программу

подготовки псдагогов-психологов включена «Психолого-педагогическая антропология».

В 2002 г. педагогическая антропология как особая область научных исследований вошла в паспорт диссертационной специальности 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования.

Таким образом, педагогическая антропология, изучающая развивающегося человека в процессе воспитания, образования и обучения, является составной частью педагогической культуры. Мы считает что целостное представление о человеке - это не только предмет теоретического анализа, но и особый способ его восприятия в реальной жизни. Обобщая сказанное, отметим, что антропологический подход как интегративное направление познания целостной природы человека имеет в современное время не только теоретическое, но и практическое значение; знание о человеке остро необходимо в человековедческой практике и, в первую очередь, педагогической. Для учителя знания о человеке как о целостной саморазвивающейся системе составляют самую суть его профессии, без понимания которой невозможна осмысленная гуманно-ориентированная практика.

Библиографический список

!. Ананьев, Б. Г, Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2005.-432 с.

2. Бим-Бад, Б, М. Педагогическое течение в начале двадцатого века : лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б. М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 116 с.

3. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 350 с.

4. Максакова, В. И. Педагогическая антропология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В, И. Максакова - 2-е изд., стер, — М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

5. Полонский, В. М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки / В. М. Полонский // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 18-24.

6. Рахлевская, Л. К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования: (История, теория, практика) / Л. К. Рахлевская / Том. гос. пед. ун-т, Том. гос. пед. колледж. - Томск : ТПГУ, 1997. - 159 с.

7. Сластенин, В. А, О современных подходах к подготовке педагога / В. А. Сластенин // Хрестоматия по педагогике : В 2 ч. - Барнаул : БГПУ, 1999. -Ч. 1. - С. 25-26.

8. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека; Введение в психологию субъктивности : учеб. пособие для вузов /

В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, - М.: Школа —Пресс, 1995. - 384 с.

9. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т, Т.5, Т.6 Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

СОЗДАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО...

10. Чистяков, В. В, Системный подход в современной педагогической антропологии : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. В. Чистяков. - Ярославль : Изд-во ЯПТУ, 1995. - 131 с.

УДК 378.016

Е. А. Яковлева

СОЗДАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Модернизация различных образовательных систем и интеграция России в мировое пространство высшего образования требуют переосмысления основных направлений профессиональной подготовки педагогических кадров. В настоящее время приоритетным направлением в высшем профессиональном образовании становится воспитание творческой профессионально мобильной личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях. Целью образования, как об этом заявлено в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», является разностороннее и своевременное развитие молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности.

Отмечая основные предпосылки и тенденции, которые в настоящее время направляют высшее профессиональное образование на достижение указанных параметров, отметим наиболее значимые из них.

1. Болонский процесс как процесс модернизации европейского образования з целом.

2. Объективная необходимость усиления роли самообразования специалистов и, соответственно, увеличения доли самостоятельного, творческого освоения студентами необходимого содержания образования (знаний, умений, навыков). Эта тенденция обусловлена тем, что во всём мире лозунг «образование на всю жизнь» уже не удовлетворяет требованиям практики и на смену ему утверждается лозунг «образование через всю жизнь».

3. Чёткие тенденции к усилению психологической подготовки будущих специалистов.

В настоящее время широко развивается компетентностный подход как одно из ключевых направлений реформирования европейского пространства высшего образования. В качестве приоритетных образовательных технологий и методов, адекватных компетентностной модели обучения, можно рассматривать проблемное обучение, технологии сотрудничества, метод

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.