4. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 6. С. 2-6.
5. Банникова Т. А. Прогрессивные технологии физического воспитания в сфере физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2012. 175 с.
Орешкина Елена Юрьевна, учитель, moy liceum [email protected], Россия, Волгоград, МОУЛицей №7,
Чернова Алина Олеговна, учитель, moy liceum [email protected], Россия, Волгоград, МОУ Лицей №7
FEA TURES OF ENERGY-SA VING TECHNOLOGIES A T THE LESSONS OF PHYSICAL
CULTURE.
E.U. Oreshkina, A.O. Chernova
In this article are recommendations on the introduction into the educational process at the lessons of physical culture in part of energy saving process aimed at the preservation and formation of health of the younger generation.
Key words: health-tech, healthcare, combined lesson, a complex-combined classes.
Oreshkina Elena Ur 'evna, teacher, moy_liceum_ [email protected], Russia, Volgograd, MOY Lyceum № 7,
Chernova Alina Olegovna, teacher, [email protected], Russia, Volgograd, MOY Lyceum № 7
УДК 796.011.2
«АНТРОПОСПОРТКУЛЬТУРА» КАК ТРЕБОВАНИЕ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
О.П. Панфилов, В.В. Борисова, Т.А. Шестакова, А.В. Титова
Рассмотрена проблема создания дисциплины (профиля) и научного направления «Антропоспорткультура» как основы учебной системы, обеспечивающей решение задач повышения качества подготовки современного специалиста по физической культуре и управления психофизическим развитием учащихся и студентов.
Ключевые слова: «Антропоспорткультура», здоровьеразвивающая система, фитнес-технологии, классификация биоритмов, антропоэкобиоритмология, фенотипическая адаптация.
Данная проблема особым образом касается значительной части человечества, в том числе имеющих непосредственное отношение к сфере физической культуры и спорта. Антропогенная, нередко неконтролируемая
деятельность, катастрофически ухудшающаяся экологическая обстановка, резкое снижение популяции диких животных, биоресурсов земной и водной среды. Эти обстоятельства крайне негативно влияют на здоровье и физические возможности особенно детей и молодежи, что убеждает в необходимости обратить самое пристальное внимание на основные факторы жизнедеятельности и повышение адаптационных возможностей в сложившихся условиях. Как отмечают ученые США и Мексики, если люди не изменят ситуацию, то они сами не смогут существовать в условиях истощения ресурсов животного и растительного мира, ухудшающейся экологии среды обитания.
Сегодня феномен спортивной культуры как объект социологического знания, включает общую культуру, культуру интеграционно-инновационных процессов в спорте и физической культуре. Надо полагать, в предстоящие десятилетия происходящие преобразования в сфере физкультурно-спортивной деятельности будут определять качество социальной адаптации, формирование личностных свойств и физического здоровья и кондиций детей и молодежи. Соответственно в содержание новой «парадигмы», обозначающей стили научного мышления, уверенно входит описание смены эпох от модерна (рациональная стадия) к парадигме постмодерна (мультикультурная и интегральная стадии).
Противоречие состоит в том, что происходящие глобальные изменения в природно-климатической и социальной средах, не учитываются должным образом в процессе обучения школьников и студентов, особенно в части физического воспитания и спорта как фактора опосредованно (в широком спектре) или напрямую обеспечивающего адаптированность и синхронизацию организма в социальной и природно-экологической организации.
Неудовлетворительно обстоит дело с образованием специалистов по физической культуре и других педагогических профилей там, где она должна быть особенно акцентирована, а именно - в области антропо-экобиоритмологии, психофизиологии и медико-биологических дисциплинах. Вследствие такого состояния наблюдается резкое снижение уровня здоровья, дисгармоничность физического развития и функционального состояния детей и молодежи.
Одновременно мы являемся свидетелями и другого противоречивого столкновения мнений специалистов. Нет сомнений в слабой эффективности сегодняшнего школьного (а в ряде случаев и вузовского) физического воспитания, его теоретико-методической основы. Происходящая уже много лет модернизация в этой системе не дает оснований высказаться положительно об ее результатах.
С другой стороны, предлагаемые спортивно-ориентированные формы физического воспитания (Бальсевич В.К., Прогонюк Л.Н., 2000; Лубышева Л.И., Романович В.А., 2011) открывают перспективы освоения
ценностей физической и спортивной культуры. Однако и это направление без достаточного анализа и оценки подвергается критике со стороны ученых и практиков. В задачи настоящей статьи не входит установление истины в этом вопросе. Вместе с тем, мы полагаем: включение дисциплины «Антропоспорткультура» и развитие соответствующего направления в значительной степени поможет разрешить создавшееся противоречие. Возможно это будет правильный и необходимый шаг в физкультурно-спортивную область системы физического воспитания, подрастающего поколения общеобразовательных и средних специальных учебных заведений.
Таким образом, физическая культура, составляющая важную часть культуры общества, исторически призванная обеспечивать рациональное физическое и культурное совершенствование человека (Матвеев Л.П.), направленное на подготовку его к трудовой и другим многообразным общественно значимым видам деятельности, сегодня в связи с инициацией таких процессов, не является мобилизующей и динамически направляющей формой для реализации разносторонних целей развивающегося общества. Вместе с тем, необратимый процесс общественного развития объективно создал предпосылки для накопления необходимых человекознаний, прежде всего, в области антропологии, в других областях науки и культуры, что предопределило их интеграцию и направления развития спортивной и физической культуры.
Цель нашего исследования состоит: 1) в обосновании «кариотипа» (состава) и его функций дисциплины «Антропоспорткультура», антропологического подхода к интегрированию и дифференциации средств общей, спортивной и физической культуры; 2) на этой основе осуществление подготовки нового специалиста, способного обеспечивать качественное здоровьеразвивающее спортивно-физкультурное обучение и воспитание в «парадигме» постмодернового периода.
В основные задачи входит проектирование антропоэко-биоритмологической модели, инновационных адаптивно-развивающих физкультурно-спортивных средств, фитнес-технологий и рациональное (на основе принципа ритма) их использование в режиме учебной деятельности.
Первое использование термина «Антропология» восходит к античности (Аристотель, 4 в. до н.э.) для обозначения духовной стороны человеческой природы. По словам П.Ф. Лесгафта уже древние греки имели представление о характере влияния физических нагрузок на организм человека и морфологические особенности спортсменов. Флавий-младший (3 в. н.э.) дал морфологическое описание спортсменов-олимпийцев того времени.
Леонардо да Винчи (15-16 вв.) создал образ человека, отвечающего гуманистическим идеалам эпохи возрождения. В физическом (и духовном) отношении этот образ отвечает требованиям и нашей эпохи. По Леонардо да Винчи внешне пропорциональное антропометрическое телосложение должно
гармонизировать с гуманистическим и духовно-нравственным содержанием человека.
Для описания физического биологического строения тела термин «Антропология» вводится в 1533 г. (Капелла). Э. Кант (XVIII в.) заложил идею антропоцентризма: в центре человек и через его познание можно выйти на другие области знаний о мире.
Самостоятельной наукой, признанной как реальное научное человековедение, антропология стала благодаря Чарльзу Дарвину (1809-1882) лишь в середине XIX в. Свои представления о человеке, его развитии, изучающей его науке - антропологии Ч. Дарвин изложил в различных публикациях, прежде всего, в основном труде своей жизни «Происхождении видов путем естественного отбора» (1859). С этого момента стали интенсивно проводиться исследования морфологических, анатомических, физиологических особенностей людей, живущих в разных климатических условиях, представляющих разные (преимущественно примитивные) культуры, народы и расы.
Вероятно, эти обстоятельства способствовали зарождению и развитию в России антропологии (Богданов А.П., 1864; Лесгафт П.Ф. 18371909 гг.), определили позицию К.Д. Ушинского («Опыт педагогической антропологии», 1868-69 гг.), который настаивал именно на антропологическом подходе к обучению ребенка, если мы хотим знать и обучать его во всех отношениях. В круг антропологических наук К.Д. Ушинский включал все науки, которые в той или иной степени изучают различные стороны человеческой жизни и деятельности: анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, филологию, географию, статистику, политэкономию, историю, включая и историю педагогики. Он был уверен, что только при таком тщательном изучении человека можно приобрести достаточно всесторонние сведения о человеческой природе. «Ни в чем, может быть, одностороннее направление знаний и мышления так не вредно, как в педагогической практике».
Современная культурная антропология объединяет социальную и структурную антропологии, антропологическую школу в культурологи и другие научные направления. Все они отличаются социоцентризмом, то есть признают приоритет культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия
Термин «педагогическая антропология» появился в 60-е годы XIX века в России. Впервые его употребил Н.И. Пирогов (1810-1881) в своей статье «Вопросы жизни» (1856), а уточнил, наполнил конкретным содержанием К.Д. Ушинский. Появление этого термина не было случайностью. Поиски в сфере образования, переосмысление привычных взглядов на воспитание детей представляло значительный интерес для российского общества того времени.
Столь бурное развитие антропологической науки предопределило
открытие профильных лабораторий, отделений при кафедрах анатомии и даже институтов. Так, в 1922 г. в МГУ создается институт антропологии. Несколько позже на кафедрах анатомии ГДОИФК, ГЦОЛИФК, первого Московского медицинского института и Киевского института ФК проводятся антропологические исследования, сыгравшие значительную роль в развитии физкультурно-спортивного движения и выхода советских спортсменов на международную арену.
В 1972 во ВНИИФКе создается лаборатория спортивной антропологии и морфологии, которая внесла достойный вклад для спортивных достижений и победы наших сборных команд на олимпийских играх и мировых первенствах.
В 70-80 гг. XX столетия в исследованиях особенностей климато-географической адаптации сборной команды СССР, при перелетах в Монреаль, Калгари и другие пункты для участия в Олимпийских играх нами были выявлены факты неодновременного приспособления спортсменов с разным типом конституции.
У детей 3,5-7-летнего возраста выявлен сенситивный период формирования интегративных механизмов, обеспечивающих двигательную, психомоторную и другие виды деятельности, по параметрам которой возможно судить о разных способностях ребенка и с этого момента целенаправленно формировать физический, психомоторный, функциональный и иной потенциал его будущей деятельности.
Таким образом, к настоящему времени накоплен объемный научный материал, позволяющий утверждать о зависимости проявления двигательных и психомоторных способностей от конституциональных особенностей и их взаимосвязи с интеллектуальной и иной деятельностью детей и подростков.
Связи и взаимоотношения человека с окружающей средой сложны и многообразны. Они формируются в системы из двух взаимодействующих подсистем: человек-природа, человек-общество в его историческом развитии [4, 6]. Одна из этих подсистем - объект (природа, общество, техника), является средой для другой - субъекта, которым при антропологическом подходе может быть только человек.
Методы коррекции, профилактики и тренирующего использования инновационных средств составляют современную технологию здоровье-развивающего обучения. По-видимому, многое в этой проблеме еще ждет своего решения. Однако уже сегодня необходима разработка общих основ обширного круга превентивных мероприятий удовлетворяющих современным требованиям жизнедеятельности детей и подростков с учетом уровня их физического развития, двигательной подготовленности, включая детей с отклонениями в здоровье. Реализация данного положения возможна исключительно на основе антропологического подхода.
В настоящее время к антропологическим знаниям («Спортивная антропология», «Педагогическая антропология», «Физиологическая
антропология», «Философская антропология» и др.) обращаются ученые и практики многих профессий. Однако тревожным и недопустимым является то обстоятельство, что в меньшей степени этот ценнейший материал используется представителями профессий, которым он нужен больше всего -специалистами физкультурно-спортивного профиля. Не элементарная ли безграмотность в этих вопросах является одной из причин того, что из года -в год возрастает количество заболеваний детей, участились случаи травм и заболеваний с летальными исходами при физических нагрузках у спортсменов и подростков, занимающихся спортом или физкультурой.
Сегодня в общей педагогике антропологический принцип является одним из ведущих, а антропологическое знание - стержень профессиональной подготовки учителя. Развивается и сама педагогическая антропология как отрасль человековедения (Бим-Бад Б.М., Емельянов Б.В., Куликов В.Б., Рахлевская Л.К., Сластенин В.А., Соловьев Г.Е. и др.). В 90-х гг. педагогическая антропология как отдельная дисциплина вошла в учебные планы высших педагогических учебных заведений Российской Федерации.
В то же время, в силу ряда обстоятельств, в сфере физвоспитания термины «спортивная антропология», «педагогическая антропология» и система педагогических взглядов, обозначенных этими терминами, стали восприниматься как нечто абстрактное, принадлежащие истории отечественной культуры и науки. При этом теоретические и методические идеи антропологии как бы продолжают жить в виде «педагогики сотрудничества», «развивающего обучения», «педагогики отношений», что абсолютно недостаточно для проблем и практики, связанных с антропологией физического воспитания. К тому же, в отличие от общей педагогики, в образовательных стандартах и учебных планах подготовки специалиста по физической культуре нет предмета «Антропология».
Модернизация физкультурного образования весьма слабо затронула именно эту ее часть, что не могло не отразиться на подготовке специалиста, его мировоззрении и в целом на системе физического воспитания. Поиски в данной сфере образования, переосмысление устоявшихся стереотипов убеждают в необходимости создания дисциплины (возможно специальности или профиля) «Антропоспорткультура» и соответствующих антропологических технологий. Объектом дисциплины «Антропоспорткультура» должны стать, существующие в современной педагогической антропологии, отношения человек-человек, предметом - ребенок, подросток как участник воспитательного процесса. Изучение отношений, таким образом, будут отличаться от коллективистского человековедения, открывая подлинный облик ребенка и возможность получения знаний о человеке актуальных для физкультурно-спортивной педагогики.
В связи с этим предлагаемая нами дисциплина -
«Антропоспорткультура» и связанная с ней совокупность предметов представляет для теории и практики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры значительный интерес и выводит процесс подготовки специалиста на качественно более высокий уровень по сравнению с существующим. Она изучает человека как индивида, как биосоциальное существо, выявляя динамические и энергетические особенности его психофизических процессов (сила, слабость, координация, лабильность, консервативность). В ее функции входят также генетические основы поведения и психики человека, закономерности изменчивости и наследуемости индивидных свойств, влияние этих закономерностей на половозрастные проявления, психомоторные и интеллектуальные способности.
Перефразируя задачи целостного исследования объекта педагогической антропологии (Бим-Бада Б.М.), можно сказать, что одна из основных задач антропоспорткультуры заключена в изыскании закономерных связей между биологически запрограммированным развитием человека и всеми видами «извне идущих» воздействий на него -целенаправленных и нецеленаправленных, преднамеренных и случайных, систематических и эпизодических.
Таким образом, очевидно, что для физкультурно-спортивной области, особенно в системе физического воспитания, требуется «новый» педагог: не просто хорошо знающий определенную науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке, о ребенке, о познавательном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества, с другой. Основная роль в раскрытии и реализации таких закономерностей возможна при создании дисциплины с эволюционно-интегративными процессами и механизмами, влияющими на физические, антропометрические, психомоторные, другие телесные и духовно-нравственные образования и функции детей и подростков.
Название этой дисциплины - «Антропоспорткультура», представляет самостоятельную отрасль науки об образовании, «... .целостное и системное знание о человеке, воспитывающем и воспитывающемся как субъекте и объекте образования, интегративную науку, обобщающую различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения» (Максакова В.И.).
«Антропоспорткультура» как современная научная дисциплина вбирает в себя все значения названного понятия. Она обогащается за счет различных наук, в том числе и за счет таких «отраслевых» антропологий, как спортивная, философская, культурная, социальная, психологическая и другие. Подходы иных антропологий (концепция О. Больнова) существенны для педагогического человековедения, поскольку позволяют ярче представить отдельные грани, различные ипостаси взрослого и ребенка.
Нами подготовлен проект учебника, отвечающий современным
требованиям и формирующим основные компетенции дисциплины. Подготовлена также программа курса «Антропоспорткультура» для слушателей дополнительного образования (тренеров и специалистов по физической культуре и спорту).
Чрезвычайно важно, что это направление позволит сконцентрировать для обучения те дисциплины, которые обеспечат активное и полноценное освоение знаний о человеке, определяемых уровнем требований развивающегося современного общества и необходимых для осуществления преобразований и обеспечения процесса подготовки принципиально нового специалиста по физической культуре в условиях реального времени и ярко выраженных интеграционных процессов в системе физического воспитания и спорта.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. М.: «Гардарики», 2005.
3. Лубышева Л.И. Спортивная культура в контексте интеграции идей олимпизма в современный социум // Феномен спортивной культуры в аспекте философского и социально-педагогического анализа: науч.-метод. материалы. М., 2014.
4. Лубышева Л.И., Романович В. А. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры и спорта, 2011.
5. Максакова В.И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.
6. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997.
7. Мартиросов Э.Г. Педагогическая антропология: учеб. пособие /авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во «УРАО», 1998.
8. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
9. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2009.
10. Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
11. Спортивная культура в аспекте философского и
социологического анализа / А.А. Передельский [и др.] // Феномен спортивной культуры в аспекте философского и социально-педагогического анализа: науч.-метод. материалы. М., 2014. С. 58-60.
12. Степанова О.Н., Осокина Е.А. Использование комплексных фитнес-программ в системе физического воспитания студенток // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2010. Т. 16, № 4, Ч. 2. С. 263-267.
13. Теоретико-методологические аспекты проектирования инновационных технологий в подготовке специалиста по физической культуре / О.П. Панфилов [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2012. № 4(40). С. 36-39.
Панфилов Олег Петрович, д-р биол. наук, проф., panfilov3Qamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5arambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого,
Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доц., panfilov3Q amail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого,
Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
"ANTROPOSPORTKULTURA" AS THE REQUIREMENT OF TODAY IN SPORTS
EDUCATION
O.P. Panfilov, V. V. Borisova, T.A. Shastakova, A. V. Titova
The article considers the problem of creating anthropomorphically model as the basis for developing the educational system, providing the decision of problems of increase of health, the management of physical and mental development of pupils and students.
Key words: sport-culture system, fitness technology, classification of biorhythms, anthropomorphology, phenotypic adaptation, the Microcosm, geomagnetic field, meteorology index.
Panfilov Oleg Petrovich, doctor of biological Sciences, professor, panfilov3 Qamail. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Borisova Vera Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, borisovav5arambler. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Shestakova Tatiana Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Titova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, ann2935 79 75a yandex. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy