ПЕРСОНАЛИИ
УДК (11.10.1935-09.09Л983)-37(092)(571Л/.5):929Федченко
ПЕДАГОГИ-УЧЁНЫЕ СИБИРИ: ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ ФЕДЧЕНКО (11.10.1935-09.09.1993)
Данные ниже материалы посвящены Виктору Алексеевичу Федченко, многогранная профессиональная и общественная деятельность которого связана с двумя сибирскими городами — Абаканом и Лесосибирском. Его преподавательская, научная и административная работы связаны с Абаканским и Лесосибирским государственными педагогическими институтами. В. А. Федченко, как и многие вузовские преподаватели, начал свою трудовую деятельность с должности ассистента, впоследствии, защитив кандидатскую диссертацию и пройдя ступени профессионального и карьерного роста, стал доцентом, заведующим кафедрой, деканом, ректором. Имя этого незаурядного человека, учёного, специалиста по зарубежной литературе, великолепного лектора с благодарностью вспоминают многие и многие поколения его учеников.
Ключевые слова: персоналии, педагоги-учёные Сибири, биобиблиографический очерк, воспоминания, Виктор Алексеевич Федченко, литературоведение, библиография.
Виктор Алексеевич Федченко родился в семье рабочих в г. Абакане Хакасской автономной области Красноярского края, ныне Республика Хакасия (Восточная Сибирь). Окончил абаканскую среднюю общеобразовательную школу № 10, затем Абаканский государственный педагогический институт (АГПИ), где учился с 1955 по 1960 гг. и получил диплом с отличием по специальности Русский язык, литература и история (квалификация Учитель русского языка, литературы и истории средней школы).
По окончании вуза работал (в первом полугодии 1960-1961 учебного года) учителем русского языка, литературы и немецкого языка в старших классах Боградской средней школы. Интересен следующий факт: в числе старшеклассников, которых учил Виктор Алексеевич, был Валентин Анатольевич Кузьмин - будущий основатель и первый ректор Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (далее - ХГУ им. Н. Ф. Катанова). Затем Виктор Алексеевич стал преподавателем-почасовиком кафедры литературы АГПИ, а с августа 1961 года был принят в штат: первый год работал ассистентом, в 1962-1966 гг. - старшим преподавателем.
С октября 1966 по октябрь 1969 гг. являлся аспирантом очной аспирантуры по кафедре зарубежной литературы Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской (далее - МОПИ им. Н. К. Крупской). 27 ноября 1969 года защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук «Социально-психологические романы Вильгельма Поленца». Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент Ольга Михайловна Соловьёва.
Учёная степень - кандидат филологических наук, специальность - Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии (диплом от 04.03.1970).
Учёное звание - доцент по кафедре русской и зарубежной литературы (аттестат от 24.11.1974).
С ноября 1969. до декабря 1978 гг. Виктор Алексеевич вновь работал в АГПИ преподавателем кафедры литературы; сначала - старшим преподавателем, затем доцентом. С 19 сентября 1970 по 20 октября 1977 гг. был
А
деканом филологического факультета АГПИ, затем переведён в Лесосибирский педагогический институт (Красноярский край). Провожали Виктора Алексеевича всем факультетом; на прощальной линейке многие студентки плакали, когда узнали, что со своим любимым преподавателем и заботливым деканом предстоит расстаться.
С 9 декабря 1978 по 9 сентября 1987 гг. В. А. Федченко возглавлял Лесосибирский государственный педагогический институт (ЛГПИ). И здесь в должности ректора он проявил присущие ему качества руководителя-организатора и руководителя-созидателя. Например, при нём были построены типовое студенческое общежитие и столовая, соединённые тёплым переходом, что немаловажно в суровых условиях Сибири (до этого иногородние студенты ЛГПИ жили в обычных квартирах пятиэтажного дома).
В декабре 1987 года Виктор Алексеевич вернулся в родные город и институт и вновь стал доцентом кафедры литературы АГПИ; с 29 августа 1988 г. вплоть до кончины заведовал этой кафедрой.
В. А. Федченко отличался широтой научных взглядов; во многом это обусловлено тем, что он хорошо знал не только русский, но и немецкий язык, читал периодику, научную литературу, художественные книги и иные издания на немецком языке. Интерес к этому языку заложила школьная учительница немецкого языка Тамара Фёдоровна Шехтель, которую её благодарный ученик всегда помнил.
Общественная работа педагога-учёного во многом имела просветительский характер. Например, все годы работы в Лесосибирске он был председателем городского общества «Знание», а в Хакасском областном (позднее республиканском) Институте усовершенствования учителей и по линии общества «Знание» за 30 лет им прочитаны более сотни лекций по зарубежной литературе, а также об Альфреде Нобеле и лауреатах Нобелевской премии, прежде всего писателях и поэтах.
В. А. Федченко непрерывно и напряжённо работал все годы своей педагогической деятельности; общий педагогический стаж его работы составляет более 30 лет. Коллеги и студенты считали его настоящим профессионалом - знающим и талантливым, энергичным и трудолюбивым, умеющим увлекаь других, строгим, ответственным и требовательным педагогом, учёным и администратором.
Студенты ценили его за фундаментальность знаний, любовь к своему предмету и талант литературоведа-лектора. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ХГУ им. Н. Ф. Катанова Наталия Владимировна Кудряшова (поступила в АГПИ в 1990-м году) вспоминает: «Виктор Алексеевич не просто сообщал литературоведческую и биографическую информацию, а раскрывал своеобразие личности поэтов и писателей зарубежья, вдохновлял на чтение лучших литературно-художественных произведений, читал наизусть стихи многих поэтов». Владимир Петрович Антонов, доцент кафедры стилистики русского языка и журналистики ХГУ им. Н. Ф. Катанова, хорошо помнит, как всех юношей его курса (набор 1975 года) В. А. Федченко вовлёк в поэтические чтения: каждый студент на лекции, посвящённой творчеству шотландского поэта XVIII века Роберта Бёрнса, наизусть прочитал одно из любимых стихотворений.
Преподаватель русского языка и завуч Колледжа педагогического образования, информатики и права ХГУ им. Н. Ф. Катанова, кандидат педагогических наук Наталья Леонидовна Чудаева (Чупина) была студенткой набора 1991 года. На этом курсе Виктор Алексеевич последний раз прочитал курс зарубежной литературы - как всегда увлекающе, вдохновенно, с неизменной любовью к своему предмету. Под стать педагогу были и студенты, успехам которых Виктор Алексеевич всегда радовался, а достижениями гордился. Только в группе
Н. Л. Чудаевой было 8 выпускников филфака с красными дипломами. Сегодня из этого выпуска в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск) работает профессор, доктор филологических наук Галина Анатольевна Копнина (Худоногова); в Москве в МПГУ преподаёт кандидат филологических наук Юлия Борисовна Мартыненко, а в московской школе № 49 уроки русского языка и литературы ведёт кандидат филологических наук Ольга Павловна Шевчук (Пунтусова).
Как педагог и заведующий кафедрой В. А. Федченко всегда был тесно связан со школой. В рамках программно-методического обеспечения расширенного изучения литературы в школах Хакасии им разработаны три программы, в том числе одна печатная (Программа углублённого теоретического и практического изучения зарубежной литературы для 7-го класса средней школы. - Абакан: АГПИ, 1989. - 58 с.) и две рукописные. Одна из них - это Программа углублённого теоретического и практического изучения зарубежной литературы для Х-Х1 классов школы с гуманитарным уклоном (лицея) (Абакан: АГПИ, 1991. 54 с.), другая - Программа по зарубежной литературе для УШ-Х1 классов Черногорской общеобразовательной гимназии (Абакан: АГПИ, 1993. 46 с.).
Многие годы с неизбывным интересом руководил научной работой абаканских старшеклассников в рамках городского НОУ, в котором возглавлял секцию зарубежной литературы. Специалист по зарубежной литературе Ирина Сергеевна Григорьева - кандидат филологических наук, замдиректора по научной работе Института филологии и межкультурной коммуникации ХГУ им. Н. Ф. Катанова - хорошо помнит, как Виктор Алексеевич вдохновенно вёл научный кружок «Зарубежная поэзия Х-ХХ веков» в 10-м классе её (и его тоже) родной абаканской средней школы № 10. На заседании секции ходили 20 слушателей; три десятиклассницы увлеклись зарубежной литературой, написали доклады и выступили на конференции НОУ г. Абакана, а две из них (Светлана Булдакова и Ирина Григорьева) поступили в 1989 году на филологический факультет АГПИ. Здесь, уже будучи студенткой, И. С. Григорьева под руководством Виктора Алексеевича ежегодно выступала с докладами на Катановских чтениях и написала курсовую работу по поэзии Генриха Гейне, но дипломную уже выполнила самостоятельно (научный руководитель в начале 1993-1994 уч. года скоропостижно скончался). Школьное и вузовское увлечение зарубежной литературой повлияло на выбор научной специальности Ирины Сергеевны: она окончила в МПГУ (г. Москва) аспирантуру при кафедре всемирной литературы и защитила в 1998 году диссертацию на тему «Специфика ранней драматургии и новеллистики Ф. де ла Мотт Фуке: мировоззрение и поэтика».
С коллегами Виктор Алексеевич всегда был доброжелателен, хотя и строг. Молодым преподавателям оказывал серьёзную научно-методическую помощь. Тамара Герасимовна Боргоякова - доктор филологических наук, профессор, окончившая Иркутский институт иностранных языков, - с благодарностью вспоминает, как в первые годы работы ассистентом кафедры английского языка АГПИ на её открытую лекцию по истории английской литературы пришёл В. А. Федченко. Он внимательно всё прослушал, позитивно оценил проведённое молодым коллегой занятие, похвалил, а потом глубоко, неформально проанализировал его и дал важные для профессионального роста советы.
Под руководством Виктора Алексеевича начинал свою работу в вузе Александр Григорьевич Грибков (поступил в АГПИ в 1987 году), ныне кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Хакасского госуниверситета. В. А. Федченко как заведующий кафедрой был первым, кто посетил занятие молодого ассистента и дал ценные советы не только по содержанию лекции, но и по вопросам общения со студентами. Кроме того, как подчеркнул Александр Григорьевич, В. А. Федченко идеально составлял учебную нагрузку преподавателей, учитывая их специализацию и игнорируя межличностные отношения.
Напряжённая административная и педагогическая работа отнимала у Виктора Алексеевича много времени и сил, но он всегда увлечённо занимался наукой. Учёным были подготовлены 18 печатных и 5 рукописных работ общим объёмом 35 п. л. В связи с кончиной остались в рукописи три пособия для учителей и студентов (Поэзия вагантов. Абакан, 1993. 28 с.; Лирика Шелли. Абакан, 1993. 43 с.; Нобелевские премии. Вып. 1. Абакан, 1993. 46 с.; в планах издательской деятельности были также следующие два выпуска названного пособия). Дадим перечень основных печатных трудов В. А. Федченко.
Научные статьи
Роман о судьбах немецкого крестьянства // Вопросы литературы: межвуз. сб. - Красноярск: КГПИ, 1967.
Л. Н. Толстой о В. Поленце. Из истории русско-немецких литературных связей на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Учёные записки МОПИ им. Н. К. Крупской. Т. 220. Вып. 11. - М., 1968.
Повесть В. Поленца «Лес» // Вопросы зарубежной литературы: межвуз. сб. Вып. 2. - Красноярск: КГПИ, 1973.
Жанр Dorfgesehiehte в немецкой литературе конца Х1Х в. и деревенская повесть В. Поленца // Вопросы зарубежной литературы: межвуз. сб. Вып. 2. - Красноярск: КГПИ, 1973.
Вильгельм фон Поленц в немецкой и русской критике // Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературе: межвуз. сб. Вып. 1. - Красноярск: КГПИ, 1976.
Вильгельм Поленц. Вехи жизни и творчества // Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературе: межвуз. сб. Вып. 2. - Красноярск: КГПИ, 1977.
О жанровых особенностях социальной трилогии В. Поленца // Проблема жанра в зарубежной литературе: всерос. сб. - Свердловск, 1979.
Немецкий натурализм и творчество В. Поленца // Переходные эстетические явления в литературном процессе ХУШ-ХХ веков: сб. науч. тр. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981.
Эстетические взгляды В. Поленца и русская литература // Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературе: сб. науч. тр. - Красноярск: КГПИ, 1981.
Гельмут Заковский // История литературы ГДР: сб. - М.: Наука, 1982.
Книга очерков В. Поленца об Америке // Проблемы поэтики в зарубежной литературе Х1Х-ХХ веков: меж-вуз. сб. науч. тр. - М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1989.
Брошюры: методические рекомендации для учителей и студентов
Жизнь и творчество Данте Алигьери. - Абакан: АГПИ, 1990. 29 с.
Жизнь и творчество Роберта Бернса. - Абакан: АГПИ, 1990. 29 с.
Жизнь и творчество Шандора Петефи. - Абакан: АГПИ, 1991. 39 с.
Жизнь и творчество Франческо Петрарки. - Абакан: АГПИ, 1992. 22 с.
Жизнь и творчество Франсуа Вийона. - Абакан: АГПИ, 1993. 28 с.
Верным другом Виктора Алексеевича была его жена - Федченко Анна Петровна (родилась 31.07.1937 в Тернопольской области Украины), преподаватель кафедр русского языка Абаканского и Лесосибирского пединститутов, владеющая русским, украинским и польским языками. Вела курсы Введение в языкознание, Теория русской орфографии, Лингвистический анализ текста, История русского литературного языка.
По научным стопам отца пошёл сын Виктора Алексеевича - Игорь Викторович Федченко (02.09.1958 -24.03.2017), кандидат филологических наук с 09.10.1986 (диплом от 29.04.1987), преподаватель кафедры английского языка МОПИ им. Н. К. Крупской (по совместительству читал и курсы зарубежной литературы) и учёный секретарь специализированного совета, в котором ранее защитил свою диссертацию. В 1980 году Игорь с отличием окончил МОПИ и получил диплом по специальности Английский и немецкий языки (квалификация -Учитель немецкого и английского языков средней школы). Здесь же окончил очную аспирантуру по зарубежной литературе; защитил кандидатскую диссертацию по американской литературе на тему «Идейно-художественное своеобразие творчества Дэвида Грэма Филлипса» (специальность 10.01.05. Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии). Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Владимир Николаевич Богословский. С 28.01.1993 учёное звание Игоря Викторовича - доцент по кафедре иностранных языков.
И Виктор Алексеевич, и Игорь Викторович рано ушли из жизни, причём в одном возрасте - в 58 лет, но мы помним этих светлых людей - учёных и педагогов.
Татьяна Александровна Острикова,
доктор педагогических наук, доцент по кафедре русского языка
и методики преподавания, профессор названной кафедры, в 1970-1974 годах была студенткой филфака АГПИ.
ВОСПОМИНАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ АГПИ И ЛГПИ О ВИКТОРЕ АЛЕКСЕЕВИЧЕ ФЕДЧЕНКО
Талант и мудрость жили в нём
Каждый человек остаётся в твоей памяти по большей части личными моментами. Вот и в случае с Виктором Алексеевичем Федченко больше всего запомнилось, что он говорил именно мне, как хвалил или ругал, чем особенно задел мою душу на занятиях. На первой же установочной лекции он предупредил, что мнение о каждом из нас у него сложится по первому курсу. «И даже если потом вы предстанете в лучшем свете, - продолжал он вводить нас в курс дела, - в моём отношении к вам ничего не изменится».
Как-то так вышло, что мне поначалу не удалось «показаться» нашему декану с положительной стороны: ни в качестве старосты группы на первом курсе, ни потом в должности президента факультетского клуба «Бригантина». Помню, как он выговаривал мне по поводу недостатков работы клуба. Возражать было нечем, да и незачем.
Подошла сессия, во время которой мы должны были сдавать Виктору Алексеевичу зарубежную литературу. Думала, несдобровать мне на этом экзамене, поэтому готовилась особенно тщательно. Билет попался очень удачный - об английском писателе Т. Гарди и трагической судьбе его обаятельной героини из романа «Тесс из рода Д'эрбервиллей». Внимательно выслушав мой ответ, наш преподаватель зарубежной литературы без единого замечания и дополнительного вопроса поставил в зачётку отличную оценку, предварив её одобрительным обобщением. Я была тогда на вершине студенческого счастья.
Вот так, несмотря на кажущуюся строгость и даже суровость, он никогда не скупился на похвалу, искренне радовался успехам своих подопечных. Помнится, моему мужу, тоже бывшему студенту филологического факультета, посчастливилось сдать на «отлично» самую трудную для нас дисциплину - историческую грамматику, по которой даже не всем отличникам удавалось получить «пятёрку» у преподавателя Ю. Я. Бурмистровича. Узнав об отличной оценке, Виктор Алексеевич разыскал удачливого студента (это ведь ещё надо было поста-
раться - найти человека в сессионной суматохе, царившей на всех четырёх этажах родного филологического корпуса!). Разыскал, поздравил и пожал руку. Думаю, ради такого выражения личной похвалы далеко не каждый декан поступится своей начальственной неприступностью.
Но любили мы его не только за это. Когда он, величественный и харизматичный, стремительно входил к нам на занятия в аудиторию № 15, мы тут же настраивались на творческую волну, потому что каждая его лекция была откровением, искусством, а иногда даже вызовом. Например, имя поэтессы Марины Цветаевой в 1970-е годы упоминать ещё было не принято. Но именно от Виктора Алексеевича мы впервые услышали многие прекрасные цветаевские стихотворения и узнали недоступные тогда подробности её роковой нелёгкой судьбы.
К весне последнего курса на филфаке пронёсся слух: нашего родного декана переводят в Лесосибирск создавать новый институт. Мы приуныли: факультет без В. А. Федченко казался нам невозможным. Приказ о его новом назначении вышел зимой, но Виктор Алексеевич довёл нас до государственных экзаменов. На прощальной линейке он произнёс речь, первые фразы которой врезались в память, как и многие другие его слова за все годы учёбы: «Сегодня выпускается один из лучших курсов за всю историю факультета. И это не дежурный комплимент...». Он говорил что-то ещё - как всегда ярко, образно, свежо. Эх, записать бы тогда, да не было ещё такой привычки. Но первая фраза помнится дословно - как цитата.
А потом мы сдали госэкзамены и уехали по местам назначений. Нам с мужем досталось чудесное село Нижние Курята (Каратузский район Красноярского края), с жителей которого в 1960-е годы писатель Черкасов списывал образы староверов - героев его знаменитого романа «Хмель».
В наш самый первый рабочий день, 1 сентября 1978 года, у нас родилась первая дочка. А перед Новым 1979 годом из Лесосибирска от Виктора Алексеевича Федченко пришла очень тёплая поздравительная открытка - и с Новым годом, и с рождением малышки. Потом открыток было ещё много - праздничных, деловых, с очень важными для нас советами и пожеланиями, анализом обстановки в образовании и ситуации в стране в сложные перестроечные годы. Получать весточки от нашего могущественного декана - дорогого стоило. Все его открытки, написанные размашистым почерком, сильным, каким он был сам, до сих пор хранятся в нашей семье, хотя Виктор Алексеевич так неожиданно и рано ушёл из жизни. Мы помним его, и светлые воспоминания о нём греют наши души!
Татьяна Яковлевна Зызганова-Константинова,
журналист, выпускница Абаканского государственного педагогического института 1978 года
Я ВСПОМИНАЮ...
Бывают судьбоносные встречи. Мне повезло: в 18 лет, став студенткой филологического факультета Лесо-сибирского государственного педагогического института (ЛГПИ), я встретила Человека, во многом предопределившего мою дальнейшую жизнь. Это действительно был во всём человек с большой буквы: как личность, как педагог, как ректор ЛГПИ. Виктор Алексеевич, по моему мнению, был настоящим ректором: представительный, владеющий информацией обо всём, что происходило в институте, тактичный, способный понять и в нужную минуту помочь.
Виктор Алексеевич Федченко... Мне сейчас почти столько же лет, сколько было Виктору Алексеевичу, когда его не стало. Все годы после окончания института я помнила своего педагога и благодарила судьбу за встречу с ним. Для меня Виктор Алексеевич по-прежнему остаётся родным, внимательным, строгим и чутким человеком, я по-прежнему люблю его как отца, которого рано лишилась, вспоминаю его глаза, глядя в которые невозможно было слукавить.
Только в таком провинциальном вузе я, студентка, могла подружиться (другого слова не могу подобрать!) с такими людьми, как Виктор Алексеевич и Анна Петровна Федченко. На их занятиях всё было предельно чётко и понятно, к ним можно было обратиться с любой просьбой, получить и совет, и помощь.
Знаток зарубежной литературы, строгий и требовательный педагог, Виктор Алексеевич, зная, как сложно найти произведения для подготовки к сдаче экзамена, позволил мне пользоваться его личной библиотекой. С каким трепетом я относилась к этим книгам, читала, возвращая побыстрее, потому что боялась, что кто-нибудь из соседей по общежитию (а жили мы в обычных квартирах в пятиэтажке на ул. Белинского с койками в два этажа) вдруг возьмёт книгу и испортит!
На первом курсе, после зимней сессии, я заболела и провела в стационаре почти четыре месяца. После выписки поспешила в деканат, но декан сказал, что придётся продолжить учёбу в следующем году снова на первом курсе. Горю моему не было предела - я шла в общежитие и плакала. Но мир не без добрых людей. Куратор общежития сообщила о моей проблеме Виктору Алексеевичу, и он пригласил меня в кабинет, успокоил, сказав, чтобы я готовилась к экзаменам и спокойно их сдавала. Ещё профсоюз предоставил путёвку, и меня после успешно сданной сессии отправили отдыхать на курорт. О таком можно было только мечтать!
На втором курсе Виктор Алексеевич, ругая меня за раннее замужество, помог получить «свободное» посещение занятий, чтобы выносить ребёнка, потому что беременность протекала тяжело, а бытовые усло-
вия были далеко не идеальными: отсутствовало типовое общежитие; столовой в институте не было (только буфет), в магазинах всё по талонам, причём только для местных жителей. Вот и приходилось постоянно ездить домой на двух поездах (Лесосибирск - Красноярск, Красноярск - Канск), а потом со слезами возвращаться назад. После сдачи летней сессии Виктор Алексеевич предложил мне вернуться осенью (после родов) на дневное отделение, но я приняла решение не рисковать здоровьем малыша и перевелась на заочное отделение и осталась в Канске.
Через год снова была встреча с Виктором Алексеевичем, когда я приехала на третий курс уже заочницей. До сих пор помню его строгое и не терпящее возражений предписание: «Не на третий, а на пятый курс. Сдашь экстернатом, у тебя получится»!
Родной мой человек! Спасибо! У меня всё получилось: я вырастила дочь и сына, 35 лет отдала педагогическому труду, оправдав Ваше доверие, стала отличником образования и учителем высшей категории. Судьбоносная встреча с Вами, Ваша отцовская помощь предопределили мою жизнь, помогли встать на ноги.
Низкий Вам поклон и светлая память!
Татьяна Владимировна Бударова (Шиманович), учитель учитель русского языка и литературы СОШ г. Канска, выпускница Лесосибирского государственного педагогического института 1983 года.