Научная статья на тему 'По следам апрельских научно-практических конференций 2018 года. 25-летию Катановских чтений посвящается'

По следам апрельских научно-практических конференций 2018 года. 25-летию Катановских чтений посвящается Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬ НАУКИ / ПОСТ-РЕЛИЗ / КАТАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / СТАТЬЯ / Н.Ф. КАТАНОВ / SCIENCE DAY / POST-RELEASE / KATANOV READINGS / PSYCHOLOGY / PEDAGOGICS / ARTICLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупров Л. Ф., Костригин А. А., Янакиева Е. К.

Вступительная статья выпускающих редакторов. В ней представлена краткая история Катановских чтений в Абаканском государственном педагогическом институте и Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова (Абакан). Кроме того в завершение сообщения приведен краткий анонс материалов по конференциям, прошедшим в Дни науки в Новосибирске, Томске и Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чупров Л. Ф., Костригин А. А., Янакиева Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN THE FOOTSTEPS OF THE APRIL SCIENTIFIC CONFERENCES 2018. 25TH ANNIVERSARY OF KATANOV''S READINGS DEDICATED

The editors present the introductory article to this issue. It presents a brief history of the Katanov Readings at the Abakan State Pedagogical Institute and Katanov Khakass State University (Abakan). In addition, at the end of the editorial there is a brief announcement of the conference material held on the Science Day in Novosibirsk, Tomsk and Moscow.

Текст научной работы на тему «По следам апрельских научно-практических конференций 2018 года. 25-летию Катановских чтений посвящается»

Вступительная редакционная статья

Психологические науки

УДК 159.9

ПО СЛЕДАМ АПРЕЛЬСКИХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ 2018 ГОДА. 25-ЛЕТИЮ КАТАНОВСКИХ ЧТЕНИЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Л.Ф. Чупров

научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия) А.А. Костригин Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

(Технологии. Дизайн. Искусство). Москва, Россия Е.К. Янакиева

Юго-Западный университет им. Неофита Рильского (Благоевград, Болгария)

Аннотация. Вступительная статья выпускающих редакторов. В ней представлена краткая история Катановских чтений в Абаканском государственном педагогическом институте и Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова (Абакан). Кроме того в завершение сообщения приведен краткий анонс материалов по конференциям, прошедшим в Дни науки в Новосибирске, Томске и Москве.

Ключевые слова: День науки, пост-релиз, Катановские чтения, психология, педагогика, статья, Н.Ф. Катанов

UDC 159.9

IN THE FOOTSTEPS OF THE APRIL SCIENTIFIC CONFERENCES 2018. 25TH ANNIVERSARY OF KATANOV'S READINGS DEDICATED

L. F. Chuprov

Journal "journal of pedagogy and psychology of southern Siberia" (Chernogorsk, Russia) A. A. Kostrigin Russian state University. A. N. Kosygin (Technology. Design.

Art)

E. K. Yanakieva

Southwest University. Neofit Rilski (Blagoevgrad, Bulgaria)

Abstract. The editors present the introductory article to this issue. It presents a brief history of the Katanov Readings at the Abakan State Pedagogical Institute and Katanov Khakass State University (Abakan). In addition, at the end of the editorial there is a brief announcement of the conference material held on the Science Day in Novosibirsk, Tomsk and Moscow.

Keywords: Science Day, post-release, Katanov Readings, psychology, pedagogics, article

Очередной номер научного электронного журнала «PEM: Psychology. Educology. Medicine» представляет серию пост-релизов и материалов по апрельским Дням науки в сибирских и московских ВУЗах.

История апрельских научно-практических конференций уходит своими корнями еще в советское время, когда в высших учебных заведениях проходили научно-практические конференции, посвященные очередной годовщине со дня рождения В.И. Ленина. Не всегда материалы этих научных

форумов и внутривузовских (факультетских) мероприятий получали воплощение в виде изданий на бумажном носителе в виде сборников материалов или тезисов. Но всегда это были ежегодные конферепнции, демонстрирующие в той или иной степени состояние научной мысли и практических наработок как преподавателей ВУЗов, так и студентов, работающих в СНО (студенческом научном обществе) конкретного ВУЗа.

АБАКАН

Долгое время Абаканский государственный педагогический институт (АГПИ), не имея своей издательской базы, был привязан к Красноярскому педагогическому институту (КГПИ), в частности, к Лаборатории коммунистического воспитания учащихся, руководимой в то время кандидатом педагогических наук М.И. Шиловой. Далеко не все наработки преподавателей кафедры педагогики и психологии АГПИ и специалистов из Хакасской автономной области получали свое воплощение в публикациях на бумажном носителе [20]. О сетевых изданиях в те времена речи не шло.

Только в 1988 году АГПИ получает право самостоятельно издавать методические рекомендации для студентов и учителей, выпускать собственные учебно-методические пособия и сборники научно-практических конференций [12]. В АГПИ создается редакционно-издательский отдел, который возглавила заведующая РИО АГПИ М.Ю. Логинова. В определенной степени эта самостоятельность как-то активизировала научно-публикационную активность преподавателей психолого-педагогических дисциплин кафедр АГПИ.

В АГПИ выходит ряд меодических рекомендаций для студентов и педагогов школ, учебных и учебно-методических пособий, самостоятельные сборники научно-практических конференций.

С 1993 году АГПИ присвоено имя Н.Ф. Катанова1.

Именно с этого года начинают проводиться Катановские чтения (хотя первые чтения были не ежегодные).

Первое такое мероприятие состоялось в 1993 году. Первый сборник материалов предворяли небольшие статьи В.Г. Карпова и Б.М. Ховпатовича о Н.Ф. Катанове [6; 18]. Эти статьи, особенно статья Болеслава Михайловича Ховратовича, определили основной лейтмотив первых выпусков и тематику чтений. Заодно и продолжили традиции и вектор научно-исследовательской работы абаканских преподавателей психолого-педагогических дисциплин [12].

Первый и второй сборники материалов Катановских чтений

1 Необходимо отметить, что статья о Н.Ф. Катанове в Википедии (wikipedia. org) : https ://ru.wikipedia. org/wiki/Катанов,_Николай_Фёдорович (Дата обращения: 04.08.2018) содержит не совсем правильные сведения как об истории присвоения АГПИ (ХГУ) имени Н.Ф. Катанова, так и истории Катановских чтений в Абакане.

Вторые Катановские чтения состоялись в 1995 г. уже после того как был преобразован АГПИ им. Н.Ф. Катанова в 1994 г. в Хакасский государственный университет (ХГУ) им. Н.Ф. Катанова [14].

Третьи Катановские чтения состоялись только в 1996 г.

В первых, вторых и третьих Катановских чьениях приняли участие со своими сообщениями авторы (Т.А. Фотекова и Л.Ф. Чупров), представившие материалы и для данного выпуска журнала [5; 11; 15; 16; 19].

«19 июня 1994 года решением Правительства Российской Федерации был создан Хакасский государственный университет. Особенностью ХГУ является то, что он создавался только на базе вуза (АГПИ), но и на базе средне-специальных учебных заведений, которые вошли в состав университета на правах колледжей. Конечно, ведущим звеном в структуре университета остается база АГПИ им. Н.Ф. Катанова: научная, интеллектуальная, духовная, материальная» 2 [14].

В определенной степени, размещенные в этом выпуске «РЕМ» материалы абаканских авторов из Медико-психолого-социального института ХГУ им. Н.Ф. Катанова: старшего преподавателя А.В. Мантиковой и профессора Т.А. Фотековой посвящены четвертьвековой дате Катановских чтений.

Чуть позднее, с 1997 года, в ХГУ им. Н.Ф. Катанова стал выходить отдельный журнал «Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова». Среди первых авторов этого издания были Т.А. Фотекова и Л.Ф. Чупров [17; 21]. Научно-методический журнал «Поиск» (Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия дополнительного образования

2 Цитируется по первоисточнику (Прим. выпускающих редакторов «РЕМ») .

«Хакасский институт развития образования и повышения квалификации») тоже имеет прописку в Хакасии, но и «Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова», и журнал «Поиск» - это маломощные журналы корпоративного плана, имеющие весьма низкий импакт-фактор. Пока же реально лидирующими остаются международные издания журналов, входящих в ОРНЖ (Объединенную редакцию научных журналов) 3. Именно они являются ведущими в Южной Сибири [23]. В Хакасии до сих пор нет, ни единого журнала, со статусом ВАК-издания.

А теперь самое время сделать анонс остальных материалов этого номерв журнала.

НОВОСИБИРСК

Новосибирск, в частности, Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), является довольно крупной в Сибире научно-публикацтонной площадкой. Здесь регулярно проходят научные конференции, как на базе НГПУ, так и на внешних международных площадках. В 2018 году здесь состоялась конференция «Современная реальность в социально-психологическом контексте». Информацию об этом мероприятии можно почерпнуть из совместной статьи М.И. Кошеновой и О.А. Белобрыкиной в этом выпуске журнала.

3 В структуру ОРНЖ входят научные издания: «Наука. Мысль» -URL: http://wwenews.esrae.ru (учредитель М.М. Подколзин, гл. редактор Л.Ф. Чупров), «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» -URL: http://bulletinpp.esrae.ru/ (учредитель Л.Ф. Чупров), «PEM: Psychology. Educology. Medicine» - URL: http://pem.esrae.ru (учредитель Л.Ф. Чупров), «История российской психологии в лицах: Дайджест» -URL: http://journals.hist-psy.ru/index.php/HPRPD (учредитель А.А. Костригин), «Дидактическая филология» - URL: http://journals.state-andsociety.ru/index.php/dfil (учредитель Т.М. Хусяинов) [9].

ТОМСК

Томск, как первый университетский город Сибири, имеет также давние научно-публикационные традиции. В 2018 году на базе Томского государственного педагогического университета состоялся уже VIII Международный молодёжный научный форум. Мы ранее публиковали об этом мероприятии, проходившем в прошлые годы, материалы в изданиях ОРНЖ [1; 2; 3]. Нынешний форум состоялся в рамках темы: «Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности». Читайте об этом в пост-релизе Л.Ф. Чупрова и Л.В. Ахметовой.

МОСКВА

В этом году состоялась очередная конференция по проблеме «Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи». Материалы с этого международного научного мероприятия представили в данном выпуске журнала авторы: Р.Е. Барабанов (Психологические науки) и Ю.А. Конюхова (Педагогические науки).

Наше повествование будет неполным, если не представить еще одну конференцию, точнее, Первый Всероссийский форум историков психологии «История советской психологии: проблемы исследования, достижения, перспективы» [4]. По результатам форума выпущен сборник мвтериалов Академии социального управления Московской области, куда вошли и работы членов ОРНЖ [7; 8; 10; 13; 22].

Наверное, знаменательным событием первой половины 2018 года можно назвать и организуемую Российскую историческую ассоциацию (РИА), где история психологии представлена отдельной секцией в Южно-Сибирском отделении РИА (URL: http://www.russiaist.ru/).

По результатам работы всех означенных конференций изданы рецензируеиые сборники трудов.

Рецензенты этого номера журнала стали профессор, д.п.н. М.В. Воропаев (Москва) и доцент, к.псх.н. А.Б. Шагидаева (Москва).

Список литературы

1. Ахметова Л.В. Международный молодежный научно-культурный форум как творческая форма НИРС/УИРС по психолого-педагогическим наукам // PEM: Psychology. Edu-cology. Medicine. 2014. № 4. С. 6-23.

2. Ахметова Л.В., Хусяинов Т.М. Приглашение к участию в Международном молодёжном научно-куоьтурном форуме // Наука. Мысль. 2015. № 12. С. 18-28.

3. Ахметова Л.В., Балган Ц., Барабанов Р.Е., Берлов А.В., Воропаев М.В., Зеличенко А.И., Комарова Н.М., Кост-ригин А.А., Лакомова А.А., Перчеклийски Л., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф., Янакиева Е.К., Ясницкий А. Наука и мысль границ не имеет (приветствие к VI Международному молодежному научно-культурному форуму) Томск, 2016 // Наука. Мысль. 2016. № 4. С. 11-26.

4. Богданчиков С.А., Ракитина О.В. Первый Всероссийский форум историков психологии «История советской психологии: проблемы исследования, достижения, перспективы» // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2018. № 2. С. 150-156.

5. Бухаркина О.Г., Чупров Л.Ф. Особенности адаптации учащихся 1 класса в зависимости от уровня школьной зрелости // Актуальные проблемы подготовки специалиста в ВУЗе: Материалы III республиканских Катановских чтений. Абакан: Изд-во ХГУ, 1996. С. 72-73.

6. Карпов В.Г. Николай Федорович Катанов - первый хакасский ученый // Вопросы совершенствования подготовки

учителя в ВУЗе (Материалы I Катановских чтений) / Отв. ред. К.Х. Кан. Абакан: АГПИ им. Н.Ф. Катанова, 1993. С. 3-5.

7. Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2. Москва : АСОУ, 2018. 955 с.

8. Костригин А.А. Евгения Моисеевна Ганфман (1905— 1973): последовательница Л. С. Выготского // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2. Москва : АСОУ, 2018. С. 440-449.

9. Костригин А.А., Мантикова А.В., Тодорова Б.Б., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф. Сотрудничество российских и зарубежных вузов: пятилетний опыт работы "Объединенной редакции научных журналов" // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов V Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 284-293.

10. Мазилов В.А. Ярославская психологическая школа: замысел создания, возникновение, развитие // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2. Москва: АСОУ, 2018. С. 450-465.

11. Монгуш Р.Д., Чупров Л.Ф. Опыт разработки экспериментальной методики исследования особенностей вербального развития детей с тувинско-русским двуязычием // Вопросы совершенствования подготовки учителя в ВУЗе (Материалы I Катановских чтений) / Отв. ред. К.Х. Кан. Абакан: АГПИ им. Н.Ф. Катанова, 1993. С. 154-156.

12. Совершенствование идейно-воспитательной работы в школе (Сборник научных статей) / Отв. ред. С.П. Ултургашев. Абакан: АГПИ, 1991. 167 с.

13. Стоюхина Н.Ю. Психотехники в 1936 г.: новые факты // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и

материалов научно-практических конференций. Вып. 2. Москва: АСОУ, 2018. С. 525-536.

14. Тугужекова В.Н. Хакасский государственный университет: период становления // Актуальные проблемы подготовки специалиста в ВУЗе: Материалы III республиканских Катановских чтений. Абакан: Изд-во ХГУ, 1996. С. 3-4.

15. Фотекова Т.А., Чупров Л.Ф. Лонгитюдные исследования в практике работы психологической службы школы // Актуальные проблемы подготовки специалиста в педагогическом ВУЗе: Материалы II республиканских Катановских чтений. В 2-х томах. Т. II. Абакан: Изд-во ХГУ, 1995. Т. 2. С. 14-15.

16. Фотекова Т.А. Особенности невербального интеллекта студентов первого курса физико-математического факультета // Актуальные проблемы подготовки специалиста в ВУЗе: Материалы III республиканских Катановских чтений. Абакан: Изд-во ХГУ, 1996.С. 85-86.

17. Фотекова Т.А. Особенности вербального и невербального интеллекта в юношеском возрасте // // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Выпуск II. Серия 2. Психология. Педагогика. Абакан, 1997. С. 44-48.

18. Ховратович Б.М. Н.Ф. Катанов как просветитель // Вопросы совершенствования подготовки учителя в ВУЗе (Материалы I Катановских чтений) / Отв. ред. К.Х. Кан. Абакан: АГПИ им. Н.Ф. Катанова, 1993. С.5-7.

19. Чупров Л.Ф. Региональные аспекты использования вербальных заданий в психологической диагностике // Вопросы совершенствования подготовки учителя в ВУЗе: (Материалы I республиканских Катановских чтений). Абакан: АГПИ им. Н.Ф. Катанова, 1993. С. 99-101.

20. Чупров Л.Ф. Пути выявления, профилактики и коррекции неуспеваемости младших школьников // Пути совершенствования содержания и методов

коммунистического воспитания учащихся. Красноярск: КГПИ, 1984. С. 106-109.

21. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Выпуск II. Серия 2. Психология. Педагогика. Абакан, 1997. С. 36-40.

22 Чупров Л.Ф. Научная школа педологии (дефектологии) трудного детства: Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, В. И. Лубовский // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2. Москва: АСОУ, 2018. С. 537-543.

23. Чупров Л.Ф., Янакиева Е.К. Научно-практические конференции Южной Сибири как площадка межэтинического и международного сотрудничества ученых и специалистов // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 3. С. 76-78.

References

1. Ahmetova L.V. Mezhdunarodnyj molodezhnyj nauchno-kul'turnyj forum kak tvorcheskaja forma NIRS/UIRS po psihologo-pedagogicheskim naukam // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 4. Pp. 6-23.

2. Ahmetova L.V., Husjainov T.M. Priglashenie k uchastiju v Mezhdunarodnom molodjozhnom nauchno-kuo'turnom forume // Nauka. Mysl'. 2015. № 12. Pp. 18-28.

3. Ahmetova L.V., Balgan C., Barabanov R.E., Berlov A.V., Voropaev M.V., Zelichenko A.I., Komarova N.M., Kost-rigin A.A., Lakomova A.A., Percheklijski L., Husjainov T.M., Chuprov L.F., Janakieva E.K., Jasnickij A. Nauka i mysl' granic ne imeet (privetstvie k VI Mezhdunarodnomu molodezhnomu nauchno-kul'turnomu forumu) Tomsk, 2016 // Nauka. Mysl'. 2016. № 4. Pp. 11-26.

4. Bogdanchikov S.A., Rakitina O.V. Pervyj Vserossijskij forum istorikov psihologii «Istorija sovetskoj psihologii: problemy issledovanija, dostizhenija, perspektivy» // Istorija rossijskoj psihologii v licah: Dajdzhest. 2018. № 2. Pp. 150-156.

5. Buharkina O.G., Chuprov L.F. Osobennosti adaptacii uchashhihsja 1 klassa v zavisimosti ot urovnja shkol'noj zrelosti // Aktual'nye problemy podgotovki specialista v VUZe: Materialy III respublikanskih Katanovskih chtenij. Abakan: Izd-vo HGU, 1996. Pp. 72-73.

6. Karpov V.G. Nikolaj Fedorovich Katanov - pervyj hakasskij uchenyj // Voprosy sovershenstvovanija podgotovki uchitelja v VUZe (Materialy I Katanovskih chtenij) / Otv. red. K.H. Kan. Abakan: AGPI im. N.F. Katanova, 1993. Pp. 3-5.

7. Konferencium ASOU : sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Vyp. 2. Moskva : ASOU, 2018. 955 p.

8 Kostrigin A.A. Evgenija Moiseevna Ganfman (19051973): posledovatel'nica L. S. Vygotskogo // Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Vyp. 2. Moskva : ASOU, 2018. Pp. 440-449.

9. Kostrigin A.A., Mantikova A.V., Todorova B.B., Husjainov T.M., Chuprov L.F. Sotrudnichestvo rossijskih i zarubezhnyh vuzov: pjatiletnij opyt raboty "Ob"edinennoj redakcii nauchnyh zhurnalov" // Perspektivy, organizacionnye formy i jeffektivnost' razvitija sotrudnichestva rossijskih i zarubezhnyh vuzov V Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija. 2017. Pp. 284-293.

10. Mazilov V.A. Jaroslavskaja psihologicheskaja shkola: zamysel sozdanija, vozniknovenie, razvitie // Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Vyp. 2. Moskva: ASOU, 2018. Pp. 450-465.

11. Mongush R.D., Chuprov L.F. Opyt razrabotki jeksperimental'noj metodiki issledovanija osobennostej verbal'nogo razvitija detej s tuvinsko-russkim dvujazychiem // Voprosy sovershenstvovanija podgotovki uchitelja v VUZe (Materialy I Katanovskih chtenij) / Otv. red. K.H. Kan. Abakan: AGPI im. N.F. Katanova, 1993. Pp. 154-156.

12. Sovershenstvovanie idejno-vospitatel'noj raboty v shkole (Sbornik nauchnyh statej) / Otv. red. S.P. Ulturgashev. Abakan: AGPI, 1991. 167 p.

13. Stojuhina N.Ju. Psihotehniki v 1936 g.: novye fakty // Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Vyp. 2. Moskva: ASOU, 2018. Pp. 525-536.

14. Tuguzhekova V.N. Hakasskij gosudarstvennyj universitet: period stanovlenija // Aktual'nye problemy podgotovki specialista v VUZe: Materialy III respublikanskih Katanovskih chtenij. Abakan: Izd-vo HGU, 1996. Pp. 3-4.

15. Fotekova T.A., Chuprov L.F. Longitjudnye issledovanija v praktike raboty psihologicheskoj sluzhby shkoly // Aktual'nye problemy podgotovki specialista v pedagogicheskom VUZe: Materialy II respublikanskih Katanovskih chtenij. V 2-h tomah. T. II. Abakan: Izd-vo HGU, 1995. T. 2. Pp. 14-15.

16. Fotekova T.A. Osobennosti neverbal'nogo intellekta studentov pervogo kursa fiziko-matematicheskogo fakul'teta // Aktual'nye problemy podgotovki specialista v VUZe: Materialy III respublikanskih Katanovskih chtenij. Abakan: Izd-vo HGU, 1996. Pp. 85-86.

17. Fotekova T.A. Osobennosti verbal'nogo i neverbal'nogo intellekta v junosheskom vozraste // // Vestnik HGU im. N.F. Katanova. Vypusk II. Serija 2. Psihologija. Pedagogika. Abakan, 1997. Pp. 44-48.

18. Hovratovich B.M. N.F. Katanov kak prosvetitel' // Voprosy sovershenstvovanija podgotovki uchitelja v VUZe (Materialy I Katanovskih chtenij) / Otv. red. K.H. Kan. Abakan: AGPI im. N.F. Katanova, 1993. Pp.5-7.

19. Chuprov L.F. Regional'nye aspekty ispol'zovanija verbal'nyh zadanij v psihologicheskoj diagnostike // Voprosy sovershenstvovanija podgotovki uchitelja v VUZe: (Materialy I respublikanskih Katanovskih chtenij). Abakan: AGPI im. N.F. Katanova, 1993. Pp. 99-101.

20. Chuprov L.F. Puti vyjavlenija, profilaktiki i korrekcii neuspevaemosti mladshih shkol'nikov // Puti sovershenstvovanija soderzhanija i metodov kommunisticheskogo vospitanija uchashhihsja. Krasnojarsk: KGPI, 1984. Pp. 106-109.

21. Chuprov L.F. Harakteristika proizvol'nogo vnimanija u normal'no razvivajushhihsja mladshih shkol'nikov i uchashhihsja s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija // Vestnik HGU im. N.F. Katanova. Vypusk II. Serija 2. Psihologija. Pedagogika. Abakan, 1997. Pp. 36-40.

22. Chuprov L.F. Nauchnaja shkola pedologii (defektologii) trudnogo detstva: L. S. Vygotskij, A. R. Lurija, M. S. Pevzner, V. I. Lubovskij // Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Vyp. 2. Moskva: ASOU, 2018. Pp. 537-543.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Chuprov L.F., Janakieva E.K. Nauchno-prakticheskie konferencii Juzhnoj Sibiri kak ploshhadka mezhjetinicheskogo i mezhdunarodnogo sotrudnichestva uchenyh i specialistov // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 3. Pp. 76-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.