Психологические науки
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЯ В ГОРОДЕ ЧЕРНОГОРСКЕ. ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ)23
Л.Ф. Чупров, «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия). Н.В. Ропотько, Средняя общеобразовательная школа №4 (Черногорск,
Россия).
Аннотация. В статье рассматривается опыт организации психологической службы в городе Черногорск (Хакасия) на базе психолого-медико-педагогической консультации. Описаны основные моменты деятельности такой структуры в рамках психологической службы города.
Ключевые слова: психологическое просвещение, психолого-медико-педагогическая консультация, опыт работы, опыт организации, сотрудничество со СМИ, Черногорск.
23 Материал рекомендовал А.С. Щукин, выпускающий соредактор номера. Рецензент: кандидат психологических наук, доцент О.Ю. Гребешкова (Абакан, Россия).
PSYCHOLOGY IN CITY OF CHERNOGORSK. PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL CONSULTATION AS CENTER OF CITY PSYCHOLOGICAL SERVICES (SUMMARY OF EXPERIENCE)
L.F. Chuprov, Scientific journal "Bulletin on pedagogigs and psychology of Southern Siberia" (Chernogorsk, Russia). N.V. Ropotko, Secondary school №4 (Chernogorsk, Russia).
Abstract: The article examines the experience of organization of psychological service in the city of Chernogorsk (Khakassia) on the basis of psychological-medical-pedagogical consultations. The author describe the highlights of activities of such structure within psychological services of the city.
Keywords: psychological education, psychological-medical-pedagogical consultation, experience, experience of organization, cooperation with media, Chernogorsk.
В определенной степени, этот материал является прелюдией к статье по истории психологии в Хакасии. Некоторые фрагменты этой будущей обобщающей публикации по истории психологии в республике уже были представлены в работах Н.В. Ропотько [2], Т.В. Торгунаковой [3], Л.Ф. Чупрова [7] Н.К. Юрьева [12].
Данное же сообщение представляет организацию психологической службы в городе Черногорск (Республика Хакасия, Россия) на базе городской Психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).
Если бросить даже беглый взгляд на многочисленные «положения о психологической службе в (далее следуют сферы деятельности, подчиненные тому или иному департаменту или министерству)» - все они похожи одно на другое как однояйцевые близнецы или как дети с болезнью Дауна. Второе сравнение подходит точнее. Другого просто не могло быть, поскольку все эти документы - кальки с исходного источника «Приказ
Государственного комитета по народному образованию № 616 от 19.09.90» [1]. Тем не менее. В зависимости от условий (кадрового обеспечения и опыта участников), в которых формировались психологические центры, в разных регионах одна и та же форма наполнялась различным содержанием.
Психологическая служба в Хакасии и, в частности, в городе Черногорске, является одной из «древнейших». Первые результаты опыта ее работы были представлены еще в 1982 году на «Второй Всесоюзной конференции по педагогической психологии» в городе Туле [4]. Опыт ее работы получил освещение, как в местных и специальных СМИ, так и в ряде научных и методических публикаций [2; 5; 6; 7; 8; 10; 12]. В определенной, да и, наверное, в решающей степени расцвет и развитие психологической службы в Хакасии и, в частности, в городе Черногорске - заслуга ученицы Л.С. Выготского, профессора М.С. Певзнер. Она при всей своей занятости и уже преклонном возрасте, проявляла живой интерес к тому, что при ее консультативной помощи с психологией в Хакасии. До ее курирования этого направления психология общая и «родительского падежа» только были предметами учебного плана в программах подготовки специалистов Абаканским государственным педагогическим институтом. Осуществлялось же преподавание этих психологических дисциплин людьми, в основном далекими от психологии. Кураторство со стороны М.С. Певзнер ситуации развития психологии в Хакасии фактически определило ее дальнейшее развитие в рамках клинического естественнонаучного подхода, придав ей именно этот вектор движения [10].
За период до середины 90-х гг. было апробировано несколько вариантов организации работы психологов города Черногорска и Хакасии [5]. В конечном итоге оптимальной и работоспособной оказалась модель организации психологической службы города с центром в городской психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).
ПМПК выполняла свою основную работу, предусмотренную соответствующими нормативными актами, регламентирующими ее работу, направленную на обеспечение специализированной помощью детям с нарушением школьной адаптации и ограниченными возможностями со стороны здоровья, помощь и консультирование их родителей и лиц, их заменяющих,
Именно ПМПК осуществляла методическую помощь педагогам
коррекционных классов массовых образовательных школ, детских садов, вспомогательной школы и детских домов города. Помимо этого ПМПК взяла на себя функции городского психологического центра. ПМПК установила взаимодействие с городскими и республиканскими СМИ для более широкого охвата психопрофилактической помощью населения города и республики [6].
С 1994 года в городе стал функционировать «Телефон доверия». Именно ПМПК и ее сотрудники стали курировать работу этого нового варианта экстренной психологической помощи, задействовав и других психологов образовательных учреждений [8; 9].
Учитывая то, что разные центры подготовки психологических кадров для системы образования используют свои отличающиеся одна от другой программы обучения и дополнительной переподготовки, Черногорская ПМПК стала осуществлять на своей базе стажировку молодых специалистов, принятых на должности педагогов-психологов учреждений образования, функционирующих в городе.
Ежемесячные методические дни педагогов-психологов стали проходить на базе ПМПК. Здесь заслушивался опыт, осуществлялся взаимообмен наработками, новинками специальной методической и теоретической психологической литературы. Н.В. Ропотько установила связи с издательской группой «Социн», через О.М. Суворову и Л.Ф. Чупрова были установлены тесные контакты с ИМАТОН и «Психологической газетой». В это время Хакасский государственный университет (ХГУ) им. Н.Ф. Катанова и ХРИПКиПРО (бывший Институт усовершенствования учителей) заняли по отношению Черногорской ПМПК резко негативную позицию. Это было в первую очередь связано с руководством того времени этих учреждений и кафедры психологии ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Однако широкие внешние связи с профессионалами из центральных регионов позволяли ПМПК нивелировать и сводить на нет весь «абаканский негатив». Это было временем своеобразного «автономного плавания» психологической службы города Черногорска. Хотя, нет. Мы же поддерживали связи с коллегами Абаканского городского «Телефона доверия» [9].
Именно такая модель организации психологической службы оказалась наиболее приемлемой и эффективной в условиях города
Черногорска, удаленного от «центров психологической мысли», оторванного от кафедр психологии в республике при негативной позиции МОН РХ к самой идее развития психологии и психологической помощи населению. Тем более в одном «отдельно взятом» населенном пункте и далеко не столице республики.
В данном сообщении много описано в прошедшем времени. Увы, в 2001 году из-за отсутствия финансовых средств в муниципальном бюджете Черногорская ПМПК была ликвидирована [12]. Планировалось МОН РХ, что ее функции возьмет на себя некое почти аналогичное учреждение республиканском центре, в Абакане. Этого не произошло. «Но остался опыт, зафиксированный на страницах «Черногорского рабочего», осталась написанная газетной строкой хроника городской психологической службы. Пусть весь этот материал будет востребован не сегодня, не завтра и, быть может, не в нашем городе, но он будет доведен до коллег из других регионов России и ассимилирован ими, как уже освоен другой опыт черногорцев» [12].
Мы благодарны городским и республиканским СМИ, что поддерживали нас, предоставляя свои страницы и полосы для наших публикаций, этот опыт взаимодействия со СМИ исследован лишь в первых подходах и описан лишь в контурном обозначении. В настоящее время Черногорск стал центром международной научной периодики (но это тема отдельного сообщения). Мы поддерживаем связи и продолжаем экспериментальные исследования, кооперируясь и контактируя со специалистами-психологами из других регионов России. И такое сотрудничество приносит свои плоды [11].
В данном сообщении описана работа лишь одного из подразделений психологической службы образования в Хакасии - ПМПК в городе Черногорске. Это только одна из страниц истории развития и становления региональной психологии. Другие страницы еще ждут своего анализа и описания.
Литература:
1. Приказ Государственного комитета по народному образованию № 616 от 19.09.90 // Учительская газета. - № 45, ноябрь, 1991. - С. 5.
2. Ропотько Н.В. Хакасия: психология и «эрогенные зоны Земли». -Психологическая газета. - № 2/53. - февраль, 2000. - С. 26-27.
3. Торгунакова Т.В. История, состояние и перспектива развития черногорской психологической службы // Актуальные проблемы подготовки специалиста в ВУЗе: Материалы III республиканских Катановских чтений. -Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1996. - С. 81-82.
4. Чупров Л.Ф. Психологическая служба в школах Хакасии // Психология учебной деятельности школьников (тезисы докладов Второй Всесоюзной конференции по педагогической психологии). - М., 1982.- С. 334 - 335.
5. Чупров Л.Ф. Некоторые аспекты организации психологической службы в школе (методическое пособие). - Ч. 1.- Абакан: АГПИ, 1992.- 57 с.
6. Чупров Л.Ф. Совместная работа психологической службы города и средств массовой информации по пропаганде психологических знаний // Журнал практического психолога. - 1997.- № 4.- С. 123 -128.
7. Чупров Л.Ф. Черногорская психологическая служба: хроника газетной строкой // Психолог в школе. - 2000. - № 3-4. - С.195 - 206.
8. Чупров Л.Ф., Осинина В.В., Суворова О.М. Телефон доверия и СМИ // Психологическая газета. - 2001. - № 6.- июнь. - С. 22-23.
9. Чупров Л.Ф. Телефон доверия и средства массовой информации: обзор публикаций и опыт взаимодействия. // Психология и школа. - 2003. - № 3. - С. 119-124.
10. Чупров Л.Ф. Клинический вектор развития психологической службы в Хакасии // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения: материалы всероссийской юбилейной научно-практической конференции «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения» 23.09.2011 Москва: к 100-летию С.Я. Рубинштейн/; ред. Н.В. Зверева, И.Ф. Рощина. - Москва: МГППУ, 2011. - С. 180-181.
11. Чупров Л.Ф., Сабанин П.В., Ропотько Н.В. Межрегиональные особенности развития словесно-логического мышления младших школьников // В сборнике: Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи материалы научно-практической конференции. 2016. С. 272-278
12. Юрьев Н. Газетная летопись жертвенной профессии // Черногорский рабочий. - 2001.- 20 февраля.
References:
1. Prikaz Gosudarstvennogo komiteta po narodnomu obrazovaniju № 616 ot 19.09.90 // Uchitel'skaja gazeta. - № 45, nojabr', 1991. - S. 5.
2. Ropot'ko N.V. Hakasija: psihologija i «jerogennye zony Zemli». -Psihologicheskaja gazeta. - № 2/53. - fevral', 2000. - S. 26-27.
3. Torgunakova T.V. Istorija, sostojanie i perspektiva razvitija chernogorskoj psihologicheskoj sluzhby // Aktual'nye problemy podgotovki specialista v VUZe: Materialy III respublikanskih Katanovskih chtenij. - Abakan: Izd-vo HGU im. N.F. Katanova, 1996. - S. 81-82.
4. Chuprov L.F. Psihologicheskaja sluzhba v shkolah Hakasii // Psihologija uchebnoj dejatel'nosti shkol'nikov (tezisy dokladov Vtoroj Vsesojuznoj konferencii po pedagogicheskoj psihologii). - M., 1982.- S. 334 - 335.
5. Chuprov L.F. Nekotorye aspekty organizacii psihologicheskoj sluzhby v shkole (metodicheskoe posobie). - Ch. 1.- Abakan: AGPI, 1992.- 57 s.
6. Chuprov L.F. Sovmestnaja rabota psihologicheskoj sluzhby goroda i sredstv massovoj informacii po propagande psihologicheskih znanij // Zhurnal prakticheskogo psihologa. - 1997.- № 4.- S. 123 -128.
7. Chuprov L.F. Chernogorskaja psihologicheskaja sluzhba: hronika gazetnoj strokoj // Psiholog v shkole. - 2000. - № 3-4. - S.195 - 206.
8. Chuprov L.F., Osinina V.V., Suvorova O.M. Telefon doverija i SMI // Psihologicheskaja gazeta. - 2001. - № 6.- ijun'. - S. 22-23.
9. Chuprov L.F. Telefon doverija i sredstva massovoj informacii: obzor publikacij i opyt vzaimodejstvija. // Psihologija i shkola. - 2003. - № 3. - S. 119124.
10. Chuprov L.F. Klinicheskij vektor razvitija psihologicheskoj sluzhby v Hakasii // Jeksperimental'nye metodiki patopsihologii i opyt ih primenenija: materialy vserossijskoj jubilejnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Jeksperimental'nye metodiki patopsihologii i opyt ih primenenija» 23.09.2011 Moskva: k 100-letiju S.Ja. Rubinshtejn/; red. N.V. Zvereva, I.F. Roshhina. -Moskva: MGPPU, 2011. - S. 180-181.
11. Chuprov L.F., Sabanin P.V., Ropot'ko N.V. Mezhregional'nye osobennosti razvitija slovesno-logicheskogo myshlenija mladshih shkol'nikov // V sbornike: Sovremennye problemy psihologii i obrazovanija v kontekste raboty s razlichnymi kategorijami detej i molodezhi materialy nauchno-prakticheskoj
konferencii. 2016. S. 272-278
12. Jur'ev N. Gazetnaja letopis' zhertvennoj professii // Chernogorskij rabochij. - 2001.- 20 fevralja.
— • — Сведения об авторе.
й
~ Леонид Федорович Чупров, кандидат психологических наук, главный редактор научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», профессор Российской академии естествознания (Черногорск, Россия).
Надежда Васильевна Ропотько, психолог школы, Средняя общеобразовательная школа №4 (Черногорск, Россия).