Научная статья на тему 'Распространение психологических знаний: от индуктора к реципиенту'

Распространение психологических знаний: от индуктора к реципиенту Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
525
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ОПЫТ / ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / INTERNET / EXPERIENCE / EDUCATION PSYCHOLOGY / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрьев Н. К.

В статье представлены размышления автора о роле и месте психологического просвещения, описан опыт психологов города Черногорска. В частности, подчеркивается, что практическая психология образования, других сфер деятельности и частнопрактикующие психологи мало уделяют внимания этому варианту психопрофилактической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the author's reflections on the role and place of psychological education, it describes the experience of psychologists in the city of Chernogorsk. In particular, it is emphasized that the practical psychology of education, other activities and private psychologists pay little attention to this option of psychoprophylactic activity.

Текст научной работы на тему «Распространение психологических знаний: от индуктора к реципиенту»

УДК: 371.7

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ: ОТ ИНДУКТОРА К РЕЦИПИЕНТУ

Н. К. Юрьев, независимый исследователь (Черногорск, Россия), е-mail:

[email protected]

Резюме. В статье представлены размышления автора о роле и месте психологического просвещения, описан опыт психологов города Черногорска. В частности, подчеркивается, что практическая психология образования, других сфер деятельности и частнопрактикующие психологи мало уделяют внимания этому варианту психопрофилактической деятельности.

Ключевые слова: психологическое просвещение, интернет, опыт, психология образования, информационные технологии.

В одной из первых публикаций в «Психологической газете», когда она еще выходила на бумажном носителе, Л.Ф. Чупров обозначил круг проблем, стоящих перед психологической практикой в России [18; 19]. В публикации при редактировании в редакции была допущена описка и вместо предложения «Клинический психолог оценивает личность, следуя тезису «Лечить не болезнь, а больного», и не скрывает этого» [18, с. 13] оказалась напечатанной фраза «Лечить болезнь, а не больного». Но за этой оговоркой редактора стояло нечто большее. Именно на том этапе развития психологической практики и ныне, спустя полтора десятилетия, психологи во главу угла ставят несколько иные приоритеты: инструменты (методики, тесты), коррекционные техники, упуская из вида то, что их клиенты/пациенты живут, мучаются и страдают в определенном социуме.

Если вглядываться в историю развития психологической помощи в СССР, то можно найти свидетельства о тесной связи психологического и санитарно-гигиенического просвещения, как и о той важной роли, что возлагали первые представители психологической практики на эту составную часть профилактической работы [3].

Как показывает современная психологическая действительность, в практике психологического обеспечения и психологической помощи

населению существенно западает один из очень важных профилактических звеньев деятельности психолога, будь то психолог системы образования, учреждений здравоохранения и т.п., или психолог -научный работник. Таким звеном является психологическое просвещение. Вероятно, объяснение лежит на поверхности: долгое время психология была лишена возможности практики. Срочное развертывание психологической службы и разработка основ новой специальности «практический психолог образования» в ССРР в 80-90-е годы прошлого столетия осуществлялось без достаточного опыта практической деятельности. Образно говоря, стремительное наступление было осуществлено без подготовленных тылов. Из поля зрения был упущен очень важный аспект работы. Согласно И.А. Егоровой «основными целями просветительской деятельности психолога являются создание адекватных представлений о психологии как науке и сфере практической деятельности» [6].

Этот аспект психопрофилактической деятельности психологов, как и все остальные направления, до сих пор не достаточно разработан. Конечно, было бы несправедливо писать, что такого рода публикаций нет. Они есть. Но, перефразируя известное высказывание классика «далеки они от народа и практического психолога». Теоретического характера публикации многих психологов больше оставляют вопросов, чем предлагают конкретные пути реализации этой составной части психопрофилактики. Но, вроде бы основатели психологической службы начинают понимать реальное положение дел в созданной ими вотчине, например, если судить по публикации И.В. Дубровиной: «Студентов психологических вузов и факультетов необходимо готовить к выполнению одной из важных задач - способствовать ликвидации психологической неграмотности общества и развитию психологической культуры населения страны» [5, с 72].

Наиболее разработанным и применимым в практической психологической деятельности специалистов-психологов, является опыт такой работы по психологическому просвещению и распространению психологических знаний группы специалистов из города Черногорск (Хакасия) под руководством Л.Ф.Чупрова. В последние годы работа в этом направлении уже переросла границы одного провинциального

населенного пункта [1; 2; 10; 11; 12; 15; 16; 28; 33; 34]. Надо отметить, что непосредственное сотрудничество с печатными СМИ - это уже пройденный этап в работе психологов Черногорска [23; 26; 29; 30], хотя в Абакане он еще применяется. Достаточно вспомнить совсем недавнюю публикацию А. Кедрина [7]. В целом же в таком сотрудничестве со СМИ заслуга преподавателей-психологов Медико-психолого-социального института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова [11; 12]. В настоящее время психологи Черногорска и Хакасии осваивают стихию Всемирной паутины. Не всегда удачно, как это было с участием в «почившем в бозе» проекте «СоцОбраз» [13]. Иногда более удачно: через сообщения в собственных блогах.

Специалисты-психологи не всегда объективны в оценке ситуации на поприще распространения психологических знаний. В частности, в обсуждении вопроса об Интернет-активности психологов и «братьев/сестер во всяком» (астрологов, экстрасенсов и т.п.) на сайте форума ЭСПП было отмечено: «Я бы не сказал, что они «братья во всяком» это саботируют. Лично, на мой взгляд (и опыт блуждания в инете) такие пользователи весьма активно эксплуатируют Всемирную паутину. Этому надо бы как раз психологам поучиться у них. Они и свою пашню пашут, и нашу территорию прихватывают, но, естественно, в их личных корпоративных целях. То ли воспитанность психологов тому причина, то ли «профессиональная деформация», но психологи - тоже своеобразная «секта». Общаются только преимущественно между собой. Им бы «слово психическое» в массы нести, об основах учения беседы и диалоги вести, успехи психологии нашего времени демонстрировать. Ан, нет. Забиваются в уголок, сбиваются в закрытые тусовочки. Вот и результат, что не замечают [автор имеет в виду психологов], в грош не ценят» [27].

Психологи не в полной мере учитывают изменившиеся условия и новые возможности в работе по распространению психологических знаний в массах [22]. Кто-то не владеет информационными технологиями и не представляет возможностей Всемирной паутины, кто-то попросту оставляет эту необязательную часть в отчетности на потом, до лучших времен. Это в системе здравоохранения распространение специальных санитарно-гигиенических знаний - обязательная строка любого отчета медицинского работника, любого учреждения [17]. Интернет изобилует

описаниями психодиагностического инструментария, предоставляемого не только далекими от психологии субъектами. Действительно, гораздо легче просто взять из мануала или компендиума какую-нибудь психодиагностическую методику и разместить под своим именем в сети, не опасаясь того, что проверяющие увидят в этом нарушение чьих-то авторских прав. Гораздо сложнее публиковать цикл популярных статей, например, такой о проблемах психологии взаимоотношений в семье [32]. Сложнее и подготовить какой-нибудь материал, интересный для широкого круга читателей, независимо от профессиональной подготовки. Примером такого интересного исследования, получившего высокую оценку коллег, участвовавших в V Международной научной заочной научно-практической конференции «500 лет использования понятия "психология" в литературе, искусстве, науке и практике по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic» можно привести статью Т.М. Хусяинова «Известные психологи на монетах и банкнотах мира: приступая к поиску» [16].

Хотя, если честно, то не совсем благодарное это поприще для психолога [31]. Именно эти аспекты, точнее те внутренние и внешние условия и препятствия на пути сообщения от коммуникатора (индуктора) к реципиенту и не были в полной мере отражены в пособии Л.Ф. Чупрова (2003) [20]. А, именно, от них и зависит сам запуск процесса осуществления психологического просвещения. В определенной степени и от тех, кто руководит ими [1]. Вопросы психологического просвещения постепенно отвоевывают свое место в программах подготовки психологических кадров [4; 8; 9; 14]. В этом, 2016 году, в рамках Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея», впервые выделена отдельная номинация «"Психология -людям!", или Просветительский психологический проект года» / http://psy.sU/psyche/projects/#nom_20 [15].

Как бы ни были детально описаны вопросы актуальности, разработаны вопросы этики, дидактики и методики психологического просвещения [21; 24; 25; 33], но пока сами психологи этого не поймут - это все так и останется невостребованным.

Литература:

1. Бафаев, М. Проблема не столь в психологах, сколько в руководстве ими (интервью с главным редактором научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», кандидатом психологических наук Л. Ф. Чупровым) // ilmiy jurnal "Psixologiya" научный журнал №1, 2013. - С. 110-112.

2. Бафаев М. М., Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психологического обеспечения населения [M. Bafayev, L. Chuprov. Aholini psixologik xizmat bilan ta'minlash tizimida psixologik bilimning o'rni] / М. М. Бафаев, Л. Ф. Чупров // Ilmiy jurnal "Psixologiya" научный журнал. - №1, 2013. - С. 94-96. [ISSN 2181-5291].

3. Бергер И. А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. - Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л. М. Розенштейн. - М.: Изд. ГНИНПП, 1930. - С. 239-156.

4. Газиева Я.З. Подготовка педагогов-психологов к осуществлению психологического просвещения родителей // В сборнике: Информационные технологии в профессиональном образовании Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции. Под общей редакцией Хайбулаева М.Х., Раджабалиева Г.П.. Махачкала, 2015. С. 166171.

5. Дубровина И.В. Психологическое просвещение: от психологической грамотности к психологической культуре // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 4 (29). С. 64-72.

6. Егорова И.А. Психологическое просвещение в системе профессиональной деятельности психолога // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2010. № 1. С. 66-69.

7. Кедрин А. Спасти потерянное поколение // Газета «Абакан» от 18.11.2015 г. URL: http://abakan.bezformata.ru/listnews/spasti-poteryannoe-pokolenie/40311214/

8. Кокоева Р.Т. Психологическое просвещение как вид деятельности психолога образования // В сборнике: Психологическая культура личности: теория и практика материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Белгородский государственный университет", Белгородское отделение Россий-

ского психологического общества, Факультет психологии, Кафедра возрастной и социальной психологии; редкол.: Н.И. Исаева (отв. ред.) и др.. 2009. С. 293-295.

9. Кондратьева Н.П. Подготовка бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование» к осуществлению психологического просвещения // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". 2014. № 1. С. 640-645.

10. Костригин А.А., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф. Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии и социологии среди населения: новые вызовы // Наука. Мысль. 2015. № 5. С. 17-24.

11. Мантикова А.В. Региональный психологический форум, как индикатор становления психологического пространства республики Хакасия // Наука. Мысль. 2015. № 5. С. 25-35

12. Мантикова А.В., Гребешкова О.Ю., Чупров Л.Ф. «Escape» -централизованный алгоритм работы с молодежью республики Хакасия в трудной жизненной ситуации // PEM: Psychology. Educology. Medicine. -2015. - № 3-4. - 162-188.

13. Психология для всех из Черногорска // СоцОбраз [Электронный ресурс]. - (12 февраля 2010). - URL: http://www.socobraz.ru/index.php/ Пси-хология_для_всех_из_Черногорска

14. Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение // Материалы IV Национальной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Е.И. Метелькова. 2007.

15. Смирнова Ю. А. XVII Национальный конкурс «Золотая Психея» по итогам 2015 года // Наука. Мысль. 2015. № 5. - С. 42-44.

16. Хусяинов Т.М. Известные психологи на монетах и банкнотах мира: приступая к поиску // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. -№ 3-4. - С. 202-219

17. Чупров Л. Ф. Санитарное просвещение во вспомогательных школах // Фельдшер и акушерка.-1981.- № 2.- С. 36 -37.

18. Чупров Л. Тернистый путь практической психологии образования // Психологическая газета. 2000. № 6/57. - С. 13-15.

19. Чупров Л. Тернистый путь практической психологии образования // ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА. 2000. № 6/57. С. 13-15 // В

сборнике: Психология обучения. Издательство Современного гуманитарного университета (Москва), 2001. № 3. С. 30.

20. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика (пособие). - М., OIM.Ru, 2003. - 3,53 авт. л.; таб., рис./Л. Ф. Чупров // Образование: исследовано в мире /Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. -М.: OIM.RU, 2000-2003. http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=379 - 02.12.2003.

21. Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в работе практического психолога // Современные проблемы науки и образования / Педагогические науки. - Российская Академия Естествознания - № 6.; URL: http://online.rae.ru/258 (2008, 14 июля).

22. Чупров Л.Ф. Перспективы использования Интернет-технологий в психологическом просвещении // Психология и современное российское образование (Москва, 8-12 декабря 2008 г.) Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. - Направление I, II. - ООО ФПОР, 2008. - С. 196-197

23. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение: общие положения и опыт работы черногорской психологической службы с родительскими запросами в СМИ // Сборник конференции «Родительство в зеркале СМИ». М., 1 января - 28 февраля 2009 г.- Psyjournals.ru [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://psyjournals.ru/articles/d17353.shtml

24. Чупров Л.Ф. Санитарное и психологическое просвещение: общие дидактические аспекты и проблемы // Актуальные проблемы психологии и медицины в условиях модернизации образования и здравоохранения: материалы Международной научной конференции / под ред. Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. - С. 195-197.

25. Чупров Л. Ф. Актуальные задачи психологического просвещения // Психология XXI столетия (Международный конгресс «Психология 21 века» 26 -28 октября 2012). -ТОМ 2. - Ярославль, 2012. -С. 321-323. - URL: http://mapn.su/publications/sborniki/psikhologiya-xxi-stoletiya/tom-2-2012

26. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение: опыт психологов Черногорска //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. № 4. С. 58-71.

27. Чупров Л.Ф. Комментарий на Форуме ЭСПП // forum.ht-line.ru

[Электронный ресурс] - 12.01. 2016. - URL: http://forum.ht-line.ru/threads/svoboda-ravenstvo-i-rodstvennye-svjazi.1527/#post-10575

28. Чупров, Л.Ф., Щукин, А.С. Принцип «Primum non nocere» в психологическом и санитарном просвещении и Интернет // Современное образование: актуальные педагогические, социально-экономические, географические и психологические установки (Материалы II Международной научно-практической (заочной) конференции Москва -Черногорск, 29 марта 2013 г.) / под ред. Л.Ф.Чупрова. — «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». - № 1-2. - 2013. - С. 161-168.

29. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Ретиальная коммуникация и информационные технологии в социально-психологической работе // В сборнике: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности Материалы ill Международной научно-практической конференции. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. Улан-Удэ, 2014. С. 240-241.

30. Щукин А.С. Ретиальная коммуникация и информационная технология // В сборнике: Международна научна школа "Парадигма". Лято-2015 Сборник научни статии в 8 тома / под ред. А. В. Берлов, Л. Ф. Чупров. 2015. С. 408-412.

31. Юрьев Н. Газетная летопись жертвенной профессии // Черногорский рабочий. - 2001. - 20 февраля.

32. Юрьев Н. Очерки цикла «Семейный угол». / СоцОбраз [Электронный ресурс]. - (6 апреля 2011).- URL: http://www.socobraz.ru/index.php/Очерки_цикла_«Семейный_угол»

33. Chuprov L.F. Pedagogical aspects of psychological education // В сборнике: Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma" (Summer-2015, Varna, Bulgaria) Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A.V.Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L.F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E.K. Yanakieva. Yelm, WA, USA, 2015. С. 12-15.; URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23928993

34. Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Khusyainov T. M. Current issues of dissemination of expertise in field of psychology, pedagogigs and social pedagogigs: new challenges // International Journal Of Applied And Fundamental Research. - 2015. - № 2 - URL: www.science-sd.com/461-24905 (28.11.2015).

Jur'ev N. K. Rasprostranenie psihologicheskih znanij: ot induktora k recipientu / N. K. Jur'ev // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. -№ 4 , 2015.

— • —

Abstract. The article presents the author's reflections on the role and place of psychological education, it describes the experience of psychologists in the city of Chernogorsk. In particular, it is emphasized that the practical psychology of education, other activities and private psychologists pay little attention to this option of psychoprophylactic activity.

Keywords: psychological education, Internet, experience, education psychology, information technology.

Сведения об авторе

Николай Козьмич Юрьев, педагог-психолог. Независимый исследователь (Черногорск, Россия).

© Н. К. Юрьев, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —

Подписано в печать 20.01.2016.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.