Научная статья на тему 'Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии, медицины и социологии среди населения: новые вызовы'

Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии, медицины и социологии среди населения: новые вызовы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
902
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ / САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / PROPHYLACTIC WORK / PSYCHOLOGICAL PROPHYLAXIS / DISSEMINATION OF SOCIAL KNOWLEDGE / HEALTH EDUCATION / INTERNE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костригин А.А., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф.

Бсуждаются вопросы распространения специальных знаний и просвещения населения в области медицины, педагогики, психологии и социологии. Подчеркиваются общие моменты в плане организации, форм и методов проведения и использования средств такой работы. Рассматривая просвещение населения, как составную часть профилактической деятельности специалиста, авторы подчеркивают, что в настоящее время меняется специфика распространения специальных знаний. В частности, специалисты мало используют информационные технологии и интернет для осуществления такой профилактической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues of dissemination of expertise in field of psychology, pedagogigs and social pedagogigs: new challenges

The article discusses the dissemination of expertise and public education in the field of medicine, pedagogy, psychology and sociology. The authors highlight the common points of organization, forms and methods and the use of such work. Considering the education of the population as part of the prophylactic work of the expert, the authors stress that nowadays the specifics of expertise dissemination are changing. In particular, specialists have little use of information technologies and the Internet for such prophylactic activities.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии, медицины и социологии среди населения: новые вызовы»

Психологические науки

УДК 159+37(094)+37.013

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ИЗ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ И СОЦИОЛОГИИ СРЕДИ

НАСЕЛЕНИЯ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

А. А. Костригин, Нижегородский государственный университет им. Н.И Лобачевского (Нижний Новгород, Россия), e-mail: artdzen@gmail.com Т. М. Хусяинов, Нижегородский государственный университет им. Н.И Лобачевского

(Нижний Новгород, Россия), e-mail: timur@husyainov.ru Л. Ф. Чупров, Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия), e-mail: leo-chuprov@yandex.ru

Резюме: обсуждаются вопросы распространения специальных знаний и просвещения населения в области медицины, педагогики, психологии и социологии. Подчеркиваются общие моменты в плане организации, форм и методов проведения и использования средств такой работы. Рассматривая просвещение населения, как составную часть профилактической деятельности специалиста, авторы подчеркивают, что в настоящее время меняется специфика распространения специальных знаний. В частности, специалисты мало используют информационные технологии и интернет для осуществления такой профилактической деятельности.

Ключевые слова: профилактическая работа, психологическая профилактика, распространение социальных знаний, санитарно-гигиеническое просвещение, Интернет.

Распространение знаний среди населения в разных сферах практической деятельности называют по-разному, и входит в систему их обеспечения - комплекс мероприятий по сохранению, укреплению психического здоровья, своевременному оказанию психологической помощи и восстановлению здоровья, населения [1]. Психологическое обеспечение включает профилактические, диагностические, коррекционные, консультативные, экспертные, направления работы психолога, психотерапевтические, а также мероприятия организационного плана. Вопросы психологии интересовали разные слои населения и специалистов из разных областей уже в XIX веке [7; 8; 9; 10; 11; 30]. Началом же систематической работы в этом направлении следует считать 20-30 годы прошлого столетия. При этом, как следует из литературы, психологическое и санитарное просвещение осуществлялось комплексно [2].

Мы рассматриваем психологическое просвещение и другие варианты распространения специальных знаний среди населения, как необходимую часть психопрофилактической работы специалиста, как вид его работы по распространению специальных знаний, как особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом самостоятельно или в сотрудничестве со специалистами другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения знаний. Особенности распространения специальных знаний зависят от доминирующей образовательной

политики в стране [5], а просвещение и распространение специальных знаний профессионалами должны в нее встраиваться.

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

2) информирование населения по вопросам психологического знания;

3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

4) профилактика дидактогений (ятрогений). Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.

Формы организации психологического просвещения:

- индивидуальные (беседа);

- групповые (тематический урок, родительское собрание);

- творческие (эстрадные представления с участием субъекта-реципиента, КВН и т.п.);

- публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др.

По степени взаимодействия субъектов информирования в процессе просвещенческой деятельности формы организации могут быть подразделены на монологическое (лекции), диалогическое (дискуссии) и групповое (диспуты). Большие возможности на ниве просвещения населения предоставляет для специалистов (врачей, педагогов, психологов, социальных работников) их взаимодействие с печатными и электронными СМИ [13; 18]. Специфика распространения специальных знаний на примере психологического просвещения в разных типах учреждений подробно описана несколько ранее [15; 16].

Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией той аудитории, в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы. При этом не следует упускать из вида, что просвещение населения - это вариант педагогической деятельности, а, следовательно, его реализация не обходится без соблюдения дидактических принципов [12; 14; 19; 21; 22; 24; 28; 29]. Для эффективной деятельности просвещения необходимо поставить вопрос о требованиях к личности специалиста и разработать модель компетенций [3; 4; 6; 27].

Процесс просвещения народных масс требует времени, усилий, порой добровольных, не гарантируя при этом полного успеха. Бурное вхождение в повседневность электронных и информационных технологий, их доступность и простота в использовании формирует одновременно и новые вызовы для специалистов в области педагогики, психологии, медицины и социальных наук [17].

Общение через социальные сети, хотя более реально, и даже может эмоционально затягивать, однако сильно ограничено. Оно лишено таких важных составляющих, как зрительный контакт, интонации голоса, чисто физические прикосновения, жесты. Все эти включения создают особое поле, атмосферу общения, их нельзя заменить только текстами. «Электронная» коммуникация менее естественна, можно сказать, она -

вырожденная форма взаимоотношений между людьми. Тем не менее, при явном недостатке выхода специалистов на виртуальную коммуникацию с целью распространения научных знаний, психологического, санитарно-гигиенического просвещения это поле занимают либо не специалисты, либо не очень ответственные и осознающие последствия своего сброса во всемирную паутину описания инструментария, непроверенных научно фактов и т.п. [25; 26].

Отсутствие обратной связи между поставщиком и потребителем психологической, медицинской и социальной информации фактически превращает социальные сети в резерв дидактогений и ятрогений [23; 25].

Можно выделить несколько проблем психологического просвещения населения:

• потребность обывателей в психологических знаниях выражается, как желание получить готовый «рецепт» решения собственных жизненных проблем;

• мифологизация психологического знания;

• зачастую психологические знания преподносятся и усваиваются в виде «эзотерического знания», которое доступно узкому кругу людей;

• смешение собственно психологического просвещения и так называемых «психологических/психических/эзотерических» практик;

• редукционизм и упрощение психологических понятий, фактов и закономерностей;

• отсутствие профессиональных психологов в мероприятиях психологического просвещения и принятие на себя роли «психолога» специалистом из другой области (учитель, социальный педагог, методист и др.);

• необязательный (факультативный) характер психологического просвещение и низкий «спрос» на его получение.

Десятилетия назад люди, стремящиеся к самообразованию, черпали знания из книг специальных научно-популярных серий, читали труды психологов, философов, социологов, могли посещать открытые лекции ведущих ученых, то теперь, в условиях информационного общества и турбулентности времени, все больше людей рассчитывают на Интернет. Это можно считать положительным трендом - развитие виртуальных образовательных технологий и виртуальной образовательной среды в целом. Она включает в себя создание крупных виртуальных и открытых библиотек, например, «Национальной электронной библиотеки» и «Научной электронной библиотеки»; развитие и распространение дистанционных форм обучения. Не следует воспринимать это как полную замену традиционной системе образования, но как один из ее элементов, решающих ряд задач, в том числе и в сфере специальных знаний для широких масс. Для более успешного внедрения специальных знаний посредством Интернет, необходимо не только создать необходимые условия, но и провести своего рода маркетинг для привлечения широких масс к получению специальных знаний.

Формы непосредственной работы типа «индуктор-реципиент» отходят на второй план. Потребитель просвещенческих услуг и специальных знаний уходит в Интернет, но его проблемы остаются с ним [17; 20]. Поскольку ни какая работа специалиста не может осуществляться без подготовленных тылов, зерна знаний трудно прорастают на неподготовленной к посеву почве [1; 16], перед специалистами в области медицины,

3

педагогики, психологии, социальной работы стоит задача распространения специальных знаний с использованием сети «Всемирной паутины» [20; 26].

Литература:

1. Бафаев М.М., Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психологического обеспечения населения // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2014 года [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2014/416/5429 (дата обращения: 20.02.2014).

2. Бергер И. А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. — Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л. М. Розенштейн. — М.: Изд. ГНИНПП, 1930. — С. 239—156.

3. Бытотова К.Г, Чупров Л.Ф., Герман И. И. Подготовка студентов педвуза к совместной с врачом работе по пропаганде здорового образа жизни в школе // «Здоровый образ жизни» (тезисы докладов международной конференции: 12-14 декабря 1990 г., Ленинград.) - Ч. 1. - Новгород, 1990. — С. 62.

4. Костригин А.А. Личность психолога-консультанта: теоретико-эмпирическая модель ключевых компетенций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2014. - № 1-2. - С. 445-451.

5. Костригин А.А. Особенности реализации высшего образования на современном этапе развития общества // Наука. Мысль. - 2015. - № 1; URL: wwenews.esrae.ru/7-68 (дата обращения: 27.08.2015).

6. Костригин А.А. Проблема личности психолога-консультанта при преподавании курсов «Психологическое консультирование» и «Психотерапия»: модель компетенций // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы седьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М. В. Новикова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - 307 с. С. 66-81. ISBN 978-5-00089-057-8

7. Костригин А.А. Системный подход к изучению души в трудах В.А. Снегирева // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности: материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. - с. 69-71.

8. Костригин А.А., Чупров Л.Ф. Место психологии в системе философских наук в трудах русских богословов XIX в. // Наука. Мысль. - 2015. - № 2; URL: wwenews.esrae.ru/8-71 (дата обращения: 12.09.2015).

9. Стоюхина Н.Ю., Костригин А.А. Проблематика сна и сновидений в отечественной психологии на рубеже XIX-XX вв. // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 11-2 (39). -С. 62-66.

10. Стоюхина Н.Ю., Костригин А.А. Отечественные психологи конца XIX - начала XX вв. о снах и сновидениях // Психология и Психотехника. — 2015. - № 1. - С.63-69. DOI:

10.7256/2070-8955.2015.1.13808

11. Стоюхина Н.Ю., Мазилов В.А., Костригин А.А. Вениамин Алексеевич Снегирев: богослов и психолог // Ярославский педагогический вестник.2015. Т.2. №3. С. 138-149.

12. Чупров Л.Ф. Санитарное просвещение во вспомогательных школах // Фельдшер и акушерка .- 1981.- № 2.- С. 36 - 37.

13. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение и СМИ //Сборник тезисов III Всероссийской Конференции «Психология и психотерапия: актуальные проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры». — СПб., ГП «ИМАТОН», 2001. — С. 36-37.

14. Чупров Л.Ф. Педагогические аспекты работы психолога с семьей при реализации задач психологического просвещения // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (Москва, 14-16 октября 2003 г.). В 2-х частях. — Часть 2 / Под общей редакцией В. К. Шабельникова и А. Г. Лидерса. — М., 2003. — С. 123-125.

15. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога. - М., OIM.RU, 2003. — 3,53 авт. Л.; таб., рис. / Л. Ф. Чупров // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. — М.: OIM.RU, 2000-2003. — Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=379 . — 02.12.2003.

16. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в работе практического психолога // Современные проблемы науки и образования. Педагогические науки ISSN — 1817-6321 .-online.rae.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://online.rae.ru/title/12.pdf . 14 июля. 2008

17. Чупров Л.Ф. Перспективы использования Интернет-технологий в психологическом просвещении // Психология и современное российское образование (Москва, 8-12 декабря 2008 г.) Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. -Направление I, II. -ООО ФПОР, 2008. - С. 196-197

18. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение: общие положения и опыт работы черногорской психологической службы с родительскими запросами в СМИ // Сборник конференции «Родительство в зеркале СМИ». М., 1 января — 28 февраля 2009 г.-http://psyjournals.ru/index.shtml [Электронный ресурс] — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://psyjournals.ru/articles/d17353.shtml

19. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой» // Сетевое методическое объединение психологов образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_ no=1941&tmpl=com — 06-01-2009.

20. Чупров Л.Ф. Психолог в Интернете: позиция эксперта или «Эссе с продолжением» // Сборник конференции «Родительство в зеркале СМИ». - М., 1 января - 28 февраля 2009 г. http://psyjournals.ru/index.shtml [Электронный ресурс] - Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://psyjournals.ru/articles/d17464.shtml .

21. Чупров Л. Ф. Педагогические аспекты психологического просвещения // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - № 1.1 P;

URL:www.es.rae.ru/bulletinpp/147-418 (дата обращения: 21.03.2012).

22. Чупров Л.Ф. Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект) // Социальная сеть работников образования nsportal.ru - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://nsportal.rj/vjz/pedagogicheskie-najki/library/prosveshchenie-sanitarnoe-psikhologo-pedagogicheskii-aspekt — (дата обращения: 14.04.2012).

23. Чупров Л.Ф. Санитарное и психологическое просвещение: общие дидактические аспекты и проблемы // Актуальные проблемы психологии и медицины в условиях модернизации образования и здравоохранения: материалы Международной научной конференции / под ред. Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. - С. 195-197.

24. Чупров Л.Ф. Педагогические аспекты психологического просвещения // Международна научна школа «Парадигма». Лято - 2015. В 8 т. Т.5: Педагогика: сборник научни тр. / Н. В. Слюсаренко, Л. Ф. Чупров, Е. К. Янакиева (редактори). - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 296-300. // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 1; URL: pem.esrae.ru/6-41 (дата обращения: 22.10.2015).

25. Чупров, Л.Ф., Щукин, А.С. Принцип «Primum non nocere» в психологическом и санитарном просвещении и Интернет // Современное образование: актуальные педагогические, социально-экономические, географические и психологические установки (Материалы II Международной научно-практической (заочной) конференции Москва -Черногорск, 29 марта 2013 г.) / под ред. Л.Ф.Чупрова. — «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». - № 1-2. - 2013. - С. 161-168.

26. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Ретиальная коммуникация и информационные технологии в социально-психологической работе // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы III Международной научно-практической конференции (9-10 декабря 2014 г.) / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. - С. 240-241.

27. Bytotova K.G., Chuprov L.F., German I.I. Preparation of students of the pedagogical institute for the joint work with the doctor in the propaganda of healthy way of life at school \\ International Conference on Healthy Lifestyles. December 12-14, 1990. Abstracts. - Leningrad, 1990. - II - 34.

28. Chuprov L.F. Health education in auxiliary schools // Feldsher Akush. 1981; 46(2): p. 36-37. Russian. No abstract available.PMID: 6907120 [PubMed - indexed for MEDLINE] Related citations Results: 1 to 20 of 95.

29. Chuprov L.F. Pedagogical aspects of psychological education // Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma" (Summer-2015, Varna, Bulgaria) / Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A.V.Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L.F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E.K. Yanakieva. Yelm, WA, USA, 2015. С. 12-15.

30. Chuprov L.F., Kostrigin A.A. Position of psychology in philosophical sciences in works of Russian theologians of XIX century. International Journal Of Applied And Fundamental Research. - 2015. - № 2 - URL: www.science-sd.com/461-24855 (23.10.2015). URL: http://www.science-sd.com/pdf/2015/2/24855.pdf

Abstract. The article discusses the dissemination of expertise and public education in the field of medicine, pedagogy, psychology and sociology. The authors highlight the common points of organization, forms and methods and the use of such work. Considering the education of the population as part of the prophylactic work of the expert, the authors stress that nowadays the specifics of expertise dissemination are changing. In particular, specialists have little use of information technologies and the Internet for such prophylactic activities.

Keywords: prophylactic work, psychological prophylaxis, dissemination of social knowledge, health education, Internet.

— • —

Kostrigin A. A., Khusyainov T. M., Chuprov L. F. Current issues to disseminate the specialized knowledge from the field of psychology, pedagogy and sociology: new challenges / A. A. Kostrikin, T. M. Khusyainov, L. F. Chuprov // Nauka. Mysl'. - № 5. - 2015.

— • —

Сведения об авторах:

Артём Андреевич Костригин, магистр по специальности «Психология», Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, ассистент (Н.Новгород, Россия).

Тимур Маратович Хусяинов, магистр по специальности «Социальная работа», Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, ассистент (Н.Новгород, Россия).

Леонид Федорович Чупров, кандидат психологических наук, главный редактор научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).

© А. А. Костригин, 2015. © Т. М. Хусяинов, 2015. © Л. Ф. Чупров, 2015.

© «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2015. — • —

Подписано в печать 24.10.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.