Вступительная статья
УДК 159.9
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЫПУСКАЮЩИХ РЕДАКТОРОВ
А.А. Костригин, Российский государственный университет им. А.Н.
Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), e-mail: [email protected] Л.Ф. Чупров, журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной
Сибири» (Черногорск, Россия), e-mail: [email protected] Янакиева Е.К., Юго-западный университет им. Неофита Рилского (Благоевград, Болгария), e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья выпускающих редакторов по содержанию представленного читателям очередного выпуска журнала. Это завершающий издательский год номер журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». В статье освещены события редакции и представлен краткий анонс некоторых опубликованных в номере материалов.
Ключевые слова: психология, педагогика, события, юбилеи, материалы выпуска
UDC 159.9
INT RODUCTORY WORD BY THE EDITORS
A.A. Kostrigin, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art)
Moscow, Russia
L.F. Chuprov, Scientific e-journal "Bulletin on the Pedagogy and Psychology of Southern Siberia" (Chernogorsk, Russia) E.K. Yanakieva, Southwestern University. Neofit Rilski (Blagoevgrad,
Bulgaria)
Abstract. We present the editors' article on the content of the issue of the journal. This is the final issue of the "Bulletin on the Pedagogy and Psychology of Southern Siberia" in 2018. The article highlights the editorial events and presents a brief announcement of some materials published in the issue.
Keywords: psychology, pedagogy, events, anniversaries, issue materials
Предлагаемый читателям выпуск журнала содержит статейные материалы, поступившие в редакцию в 2018 году, как от индивидуальных авторов, так и из научного журнала «История российской психологии в лицах: Дайджест» (в порядке обмена).
В определенной степени этот номер журнала завершает годовой цикл публикаций. Это обусловлено тем, что вышедший раньше № 4 был отведен для избранных страниц томского Международного молодёжного научного форума. Этот форум уже известен читателям «Объединенной редакции научных журналов» (ОРНЖ)1 по метериалам публикаций нынешнего года и прежних лет [1; 2; 5; 11].
Поскольку этот номер стал завершающим, то попробуем подвести некоторые итоги года.
1. В первом, втором и третьем номерах журнала превалировали статьи на психологическую тематику. Объясняется тем, что: в 2018 году исполнилось 30 лет с момента второго рождения практической психологии в СССР и России [13; 14]. Этой тематике были отведены несколько выпусков журнала «История российской психологии в лицах: Дайджест» и, естественно, журналов «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» и «PEM: Psychology. Educology. Medicine» [14].
2. Благодаря инициативе наших коллег из Узбекистана и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в 2018 году ОРНЖ расширила свои возможности в плане сотрудничества с российскими и зарубежными вузами.
Пятеро представителей ОРНЖ приглашены с курсами своих
1 Напомним читателям, что такое ОРНЖ [7].
В.П. Чудакова перед студентами-медиками и преподавателями (Бухара)
лекций в Ташкентский педагогический университет им. Низами. Это кандидаты психологических наук доценты В.П. Чудакова (Киев), Н.Ю. Стоюхина (Нижний Новгород), Л.В. Ахметова (Томск). Первые двое преподавателей уже побывали в вузах Ташкента и Бухары. Приглашение остальных запланировано на первое полугодие 2019 года.
Хакасию представят преподаватели Медико-психолого-социального института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова доктор психологических наук, профессор В.Г. Морогин и доктор психологических наук, профессор Т.А. Фотекова. Организационными вопросами занимается наш координатор по Респубоике Узбекистан М.М. Бафаев (фото из его личного архива). А теперь о содержании этого номера.
Психологические науки представлены семью материалами. Более подробно остановимся на некоторых из них.
Н.Ю. Стоюхина и М.М. Бафаев в Ташкенте.
Статья М.Р. Арпентьевой «Психотерапевтические аспекты текстов "Нью Эйдж"» отражает в определенной степени состояние отечественной «немедицинской психотерапии». Точка зрения автора статьи не совпадает с мнением редакции и может стать основой для дискуссии. Тем более что ранее мы затрагивали подобную тематику [11; 18].
Вторая статья В.Г. Морогина «Ценностно-потребностная методология антропо-психологической предрасположенности к различным формам коррупционного поведения» содержит оригинальный материал концепции, определившей второе направление развития психологии в Хакасии. Первое, как известно, - клиническая психология [10].
Третий материал - статья А.Ю. Татаринцевой «Организация работы по психологическому просвещению населения в Воронежском государственном педагогическом университете». Эта тема уже неоднократно освещалась на страницах изданий ОРНЖ, но чаще применительно к наработкам психологов Хакасии [6; 9; 15; 15; 17; 19]. В этом плане интересен опыт коллег из Воронежа. Надо отметить, что в
некоторых моментах выявились расхождения между нашими представлениями специфики и средств психологического просвещения и описанном автором опыте. Увы, приходится только констатировать, что психологическое просвещение - целина [17].
Нам повезло на юбилеи как изданий ОРНД, общероссийских дат, так и членов редакционных коллегий [4; 8]. Завершает раздел «Психологические науки» небольшой очерк-поздравление коллег к юбилею О.А. Белобрыкиной, одного из активных членов редакционной коллегии журнала и ведущего психолога Сибири. Естественно, ОРНЖ не могла пройти мимо такого события.
В этом номере размещена и очередная статья О.А. Белобрыкиной, которая является продолжением ее предыдушей публикации, написанной в соавторстве со студенткой В.А. Палиевой [3].
Вообще-то с юбилеями нам повезло, как в прошлые годы, так и в этом 2018 году.
В целом раздел «Психологические науки» отражает современное состояние российской психологии, ее магистральных, периферийных и маргинальных направлений.
Педагогические науки представлены всего одной статьей, где автор (И.А. Штрауб) анализирует, опираясь на философское наследие В.В. Розанова, такие понятия как инновация, традиция, инновационная идея, образовательный процесс.
Рецензенты номера доцент, кандидат психологических наук А.Б. Шагидаева и доцент, кандидат педагогических наук С.В. Якимец.
Литература:
1. Ахметова Л.В., Балган Ц., Барабанов Р.Е., Берлов А.В., Воропаев М.В., Зеличенко А.И., Комарова Н.М., Костригин А.А., Лакомова А.А., Перчеклийски Л., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф., Янакиева Е.К., Ясницкий А. Наука и мысль границ не имеет (приветствия к VI Международному молодежному научно-культурному форуму) Томск, 2016 // Наука. Мысль. 2016. № 4. С. 11-26.
2. Ахметова Л.В., Чупров Л.Ф. Избранные страницы VIII Международного молодежного научного форума «Новые форматы
транснациональной научно-образовательной деятельности» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. № 4. С. 14-29.
3. Белобрыкина О.А., Палиева В.А. Категория «честность» как социально-психологический феномен: к обоснованию проблемы исследования (сообщение 1) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. № 2. С. 20 - 32.
4. Вержибок Г.В., Воропаев М.В., Чупров Л.Ф., Щукин А.С., Янакиева Е.К. Нам повезло на юбилеи (редакционная колонка) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 1. С. 5-12.
5. Гребешкова О.Ю., Воропаев М.В., Янакиева Е.К. Избранные страницы Форума (вступительная статья редакции журнала) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. № 4. С. 8-13.
6. Костригин А.А., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф. Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии, медицины и социологии среди населения: новые вызовы // Наука. Мысль. 2015. № 5. С. 17-24.
7. Костригин А.А., Мантикова А.В., Тодорова Б.Б., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф. Сотрудничество российских и зарубежных вузов: пятилетний опыт работы "Объединенной редакции научных журналов // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов V международнаянаучно-практическая конференция. 2017. С. 284-293.
8. Костригин А.А., Чупров Л.Ф. Парад знаменательных дат в 2017 году // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 6. С. 19-25.
9. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. № 1-2. С. 164241.
10. Чупров Л.Ф. Клинический вектор развития психологической службы в Хакасии // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. № 1-2. С. 32-37.
11. Чупров Л.Ф., Ахметова Л.В. С "VIII Международного молодёжного научного форума "Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности" (Томск, 2018)." - пост-релиз //
PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 2. С. 94-99.
12. Чупров Л.Ф. Циркуляция негативной информации от журналистов и психологов как криминогенный фактор // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. № 4. С. 101-107.
13. Чупров Л.Ф., Васюкова Е.Е. Вопросы практической психологии и психологической службы (редакционная заметка) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. № 1. С. 7-10.
14. Чупров Л.Ф., Костригин А.А. Тридцатилетие второго рождения практической психологии в СССР и России: итоги прошлого и проблемы настоящего // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2018. № 4. С. 8-18.
15. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Принцип "Primum non nocere" в психологическом и санитарном просвещении и Интернет // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 1-2. С. 162-169.
16. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Ретиальная коммуникация и информационные технологии в социально-психологической работе // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности Материалы III Международной научно-практической конференции. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. 2014. С. 240-241.
17. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Психологическое просвещение -целина // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 3. С. 91-97.
18. Янакиева Е.К., Патарчанова Е.Н. Что такое псевдонаучная школа - повилика (привитуха) - и в какой среде она возникает? // Наука. Мысль. 2016. № 4. С. 5-10.
19. Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Khusyainov T. M. Current issues of dissemination of expertise in field of psychology, pedagogigs and social pedagogigs: new challenges. International Journal Of Applied And Fundamental Research. 2015. № 2. С. 118.
References:
1. Ahmetova L.V., Balgan C., Barabanov R.E., Berlov A.V., Voropaev M.V., Zelichenko A.I., Komarova N.M., Kostrigin A.A., Lakomova A.A., Percheklijski L., Husjainov T.M., Chuprov L.F., Janakieva E.K., Jasnickij A. Nauka i mysl' granic ne imeet (privetstvija k VI Mezhdunarodnomu molodezhnomu nauchno-kul'turnomu forumu) Tomsk, 2016 // Nauka. Mysl'. 2016. № 4. Pp. 11-26.
2. Ahmetova L.V., Chuprov L.F. Izbrannye stranicy VIII Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma «Novye formaty transnacional'noj nauchno-obrazovatel'noj dejatel'nosti» // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2018. № 4. Pp. 14-29.
3. Belobrykina O.A., Palieva V.A. Kategorija «chestnost'» kak social'no-psihologicheskij fenomen: k obosnovaniju problemy issledovanija (soobshhenie 1) // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2018. № 2. Pp. 20-32.
4. Verzhibok G.V., Voropaev M.V., Chuprov L.F., Shhukin A.S., Janakieva E.K. Nam povezlo na jubilei (redakcionnaja kolonka) // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2016. № 1. Pp. 5-12.
5. Grebeshkova O.Ju., Voropaev M.V., Janakieva E.K. Izbrannye stranicy Foruma (vstupitel'naja stat'ja redakcii zhurnala) // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2018. № 4. Pp. 8-13.
6. Kostrigin A.A., Husjainov T.M., Chuprov L.F. Aktual'nye voprosy rasprostranenija special'nyh znanij iz oblasti pedagogiki, psihologii, mediciny i sociologii sredi naselenija: novye vyzovy // Nauka. Mysl'. 2015. № 5. Pp. 1724.
7. Kostrigin A.A., Mantikova A.V., Todorova B.B., Husjainov T.M., Chuprov L.F. Sotrudnichestvo rossijskih i zarubezhnyh vuzov: pjatiletnij opyt raboty "Ob"edinennoj redakcii nauchnyh zhurnalov // Perspektivy, organizacionnye formy i jeffektivnost' razvitija sotrudnichestva rossijskih i zarubezhnyh vuzov V mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija. 2017. Pp. 284-293.
8. Kostrigin A.A., Chuprov L.F. Parad znamenatel'nyh dat v 2017 godu // Istorija rossijskoj psihologii v licah: Dajdzhest. 2017. № 6. Pp. 19-25.
9. Chuprov L.F. Psihologicheskoe prosveshhenie v sisteme psihoprofilakticheskoj raboty prakticheskogo psihologa: osnovy teorii i metodika // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. № 1-2. Pp. 164241.
10. Chuprov L.F. Klinicheskij vektor razvitija psihologicheskoj sluzhby v Hakasii // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2012. № 1-2. Pp. 32-37.
11. Chuprov L.F., Ahmetova L.V. S "VIII Mezhdunarodnogo molodjozhnogo nauchnogo foruma "Novye formaty transnacional'noj nauchno-obrazovatel'noj dejatel'nosti" (Tomsk, 2018)." - post-reliz // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 2. Pp. 94-99.
12. Chuprov L.F. Cirkuljacija negativnoj informacii ot zhurnalistov i psihologov kak kriminogennyj faktor // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2018. № 4. Pp. 101-107.
13. Chuprov L.F., Vasjukova E.E. Voprosy prakticheskoj psihologii i psihologicheskoj sluzhby (redakcionnaja zametka) // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2018. № 1. Pp. 7-10.
14. Chuprov L.F., Kostrigin A.A. Tridcatiletie vtorogo rozhdenija prakticheskoj psihologii v SSSR i Rossii: itogi proshlogo i problemy nastojashhego // Istorija rossijskoj psihologii v licah: Dajdzhest. 2018. № 4. Pp. 8-18.
15. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Princip "Primum non nocere" v psihologicheskom i sanitarnom prosveshhenii i Internet // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2013. № 1-2. Pp. 162-169.
16. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Retial'naja kommunikacija i informacionnye tehnologii v social'no-psihologicheskoj rabote // Formy i metody social'noj raboty v razlichnyh sferah zhiznedejatel'nosti Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vostochno-Sibirskij gosudarstvennyj universitet tehnologij i upravlenija. 2014. Pp. 240-241.
17. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Psihologicheskoe prosveshhenie -celina // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2016. № 3. Pp. 9197.
18. Janakieva E.K., Patarchanova E.N. Chto takoe psevdonauchnaja shkola - povilika (privituha) - i v kakoj srede ona voznikaet? // Nauka. Mysl'. 2016. № 4. Pp. 5-10.
19. Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Khusyainov T. M. Current issues of dissemination of expertise in field of psychology, pedagogigs and social pe-dagogigs: new challenges. International Journal Of Applied And Fundamen-tal Research. 2015. № 2. Pp. 118.
— • —
Сведения об авторах
Артем Андреевич Костригин, старший преподаватель кафедры психологии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Москва, Россия).
Леонид Федорович Чупров, кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия)
Елка Кирилова Янакиева, профессор, доктор педагогических наук, Юго-западный университет им. Неофита Рильского (Благоевград, Болгария)
— • —