Психологические науки
УДК 159.9
КЛИНИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ХАКАСИИ з
Чупров Л. Ф. Редакция ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Хакасия).
Резюме. Статья по истории психологической службы в Хакасии. Описаны основные этапы ее становления, основной (клинический) вектор развития и роль экспериментальных психологических методик патопсихологии как основы инструментального обеспечения работы психологов образования республики. Статья на основе тезисов Всероссийской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения С. Я. Рубинштейн.
Ключевые слова, психологическая диагностика, патопсихологические методики, психологическое просвещение, организация психологической службы, вектор развития психологии в Хакасии.
История психологии, её научных школ и психологических служб в Сибири пока не написана. Некоторым «оазисом в безбрежной пустыни» представляется психология в Хакасии, уже имеющая свою, закрепленную на бумаге историю[5]. Психологическая служба в Хакасии является одной из старейших в России[3;4]. Первая практика психологической помощи в Хакасии зародилась в 1979 г. в школе-интернате города Черногорска.
Начальные шаги психологическая служба делала под научным
3 Статья написана на основе опубликованных тезисов Всероссийской конференции, организованной на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ): Чупров, Л.Ф. Клинический вектор развития психологической службы в Хакасии / Л.Ф. Чупров. - Москва, 2011 // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения: материалы всероссийской юбилейной научно-практической конференции «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения» 23.09.2011 Москва: к 100-летию С.Я.Рубинштейн /; ред. Н.В. Зверева, И.Ф. Рощина. - Москва: МГППУ, 2011. -С. 180-181.
руководством ученицы профессора Л.С. Выготского - профессора, кандидата медицинских, доктора педагогических (по психологии) наук М.С. Певзнер (http://www.famous-scientists.ru/3441/), работавшей в то время в должности профессора-консультанта клинического сектора НИИ дефектологии АПН СССР (Москва). Именно она стала научным консультантом черногорской психологической службы, а впоследствии, в период 1984-1987 гг. и научным руководителем кандидатской диссертации (по специальность 19.00.10 - специальная психология) автора этих строк, чья диссертация была успешно защищена в 1988 году, за год до кончины М.С.Певзнер. Возникнув вне связи с официальными центрами формирования психологических служб в системе образования, она в определенной степени несет в себе некую автономность. Поскольку, у её истоков стояли не профессиональные психологи, а выпускники дефектологического факультета ИГПИ (Иркутского государственного педагогического института) по специальности олигофренопедагогика и логопедия, то именно это обстоятельство и определило, как основной вектор развития психологической службы и содержания психологической помощи в Хакасии, так и использование в ее работе экспериментально-психологического (патопсихологического) инструментария.
Как известно, дефектологические факультеты в 70-е гг. XX столетия осуществляли довольно глубокую практическую подготовку своих выпускников в плане овладения ими патопсихологическим инструментарием: он входил в курс специальной психологии[2]. Хорошо владели экспериментальными методиками патопсихологии и выпускники дефектологического факультета ИГПИ, взявшие на себя миссию по созданию психологической службы в Хакасии.
Психологическая служба Хакасии, зародившись в городе Черногорске, осуществляла свою работу по направлениям: психологическая (патопсихологическая) диагностика, методическая работа в школах, психологическое просвещение, обеспечение работы медико-педагогической комиссии по отбору детей в специальные образовательные учреждения и их комплектование, судебно-психологическая экспертиза. До 1988 г. в Хакасии единственной легализованной психологической практикой были судебно-психологические экспертизы. Все другие направления работы приходилось
маскировать медицинской, педагогической или логопедической деятельностью^]. В 1988 г. психология в Хакасии обрела легальные права на существование: в АГПИ (Абаканском государственном педагогическом институте) была создана самостоятельная межфакультетская кафедра психологии (заведующий кафедрой Л.Ф.Чупров). Началась работа по подготовке кадров для психологической службы - практических психологов образования.
Основным обеспечением психодиагностической работы были экспериментальные методики патопсихологии[1]. Они же использовались и в практике работы Черногорской МПК (медико-педагогической комиссии), функционировавшей в период 1995-2001 гг. уже как ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация), и ставшей, в свою очередь, методическим центром городской психологической службы.
В последующем, после защиты первой в Хакасии кандидатской диссертации по психологии, психологическая служба постепенно была распространена на Абакан, где при АГПИ были открыты кафедра прикладной психологии и спецфакультет по подготовке практических психологов. Черногорская группа психологов-преподавателей АГПИ (старший преподаватель, заведующий кафедрой прикладной психологии Л.Ф.Чупров, ассистенты кафедры психологии Т.А.Фотекова, И.П.Чертыкова) составили основной костяк преподавателей курсов практических психологов, а О. С. Козырская (Чупрова) и М.А.Алешинцева (Черногорская МПК) взяли на себя часть руководства производственной практикой слушателей. Эта же группа психологов и врач-психотерапевт А. Ю. Тутрин, проанализировав потребность Хакасии в психологах и круг психологических проблем учреждений образования в ряде городов, разработали свою клинически-ориентированную концепцию подготовки практических психологов. При кафедре прикладной психологии функционировал «Центр компьютерной психодиагностики и профориентации». Несколько ранее (в 1989 г.) при социологической лаборатории НИС АГПИ был создан, и стал успешно работать, ВНИК «Психодиагностический комплекс». Основной задачей ВНИК были разработка, экспериментальная апробация и обеспечение психодиагностическим инструментарием психологических служб Хакасии, практических психологов и их профессиональной подготовки. Позднее, в
2010 г. ВНИК «Психодиагностический комплекс» в рамках проекта Российской академии естествознания «Золотой фонд отечественной науки» получил статус «Золотая кафедра России» (http://www.famous-scientists.ru/gold/r-9/).
В начале нынешнего столетия психологическая служба Хакасии несколько изменила микропарадигму своего развития в сторону ориентации на детскую нейропсихологию (нейропедагогику). Это стало следствием влияния двух внешних обстоятельств. Состоялась защита по этому направлению докторской диссертации по психологии Т.А.Фотековой. Произошла ликвидация в Черногорске ряда психологических учреждений, где, в частности, прекратили свою работу ПМПК, городской «Телефон доверия», и были сокращены психологические ставки в ряде образовательных учреждений города. Так осуществилось искусственное перемещение «центра психологической мысли Хакасии» из Черногорска в Абакан. Психологическая служба Абакана не на много выиграла от этого, а черногорская, несколько замедлив темпы своего развития внутри, стала устанавливать связи со специалистами и научными центрами извне. Тем не менее, осталось главное - клинический вектор развития психологической службы в Хакасии, и экспериментальные патопсихологические методики остаются в качестве основного инструментального обеспечения работы психологических служб образования, учреждений здравоохранения и судебно-психологической экспертизы[6].
За три десятилетия своего существования черногорская психологическая служба зарекомендовала себя не только как своеобразная кузница кадров психодиагностов и патопсихологов, но и как мастерская по психологическому просвещению, рефлексировавшая и обобщившая свой опыт по этому разделу работы. Но это уже предмет отдельного рассмотрения и отдельной статьи. Цель же этой публикации -рассказать о том, как используются методики патопсихологии в практике работы психологической службы города и как они определили основной вектор развития психологической службы в Хакасии.
На сегодняшний день черногорская психологическая служба единственная в Хакасии, чьи этапы пути имеют свою историю, отраженную как в работах автора этих строк, так и его коллег по психологической
службе города Черногорска (см.: Приложение4). Но это уже тема для отдельного обсуждения и для других публикаций.
Литература:
1. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). - М.: Медицина, 1970. - 215 с.
2. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
3. Торгунакова Т. В. История, состояние и перспектива развития черногорской психологической службы // Актуальные проблемы подготовки специалиста в ВУЗе: Материалы III республиканских Катановских чтений. -Абакан: Изд-во ХГУ, 1996. - С. 81-82.
4. Чупров Л.Ф. Психологическая служба в школах Хакасии // Психология учебной деятельности школьников: Тезисы докладов II Всесоюзной конференции по педагогической психологи. - М., 1982. С. 335 -335.
5. Чупров Л.Ф. Черногорская психологическая служба: хроника газетной строкой // Психолог в школе. - 2000. - № 3-4. - С.195 - 206.
6. Чупров Л.Ф. Уж тридцать лет на экспертной тропе // Психологическая газета/ Сообщество / Истории успеха [Электр. ресурс] -Режим доступа - World Wide Web. URL: http://www.psy.su/interview/2278/ -23.12.2009.
Chuprov L. F. Klinicheskij vektor razvitija psihologicheskoj sluzhby v Hakasii / L. F. Chuprov // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. -№ 1.2.P , 2012.
Abstract: Article on history of psychological service in Khakassia. The
4 Чупров Л. Ф. СПИСОК ПУБЛИКАЦИИ ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ В ХАКАСИИ (НА НАЧАЛО 2012 ГОДА). ПРИЛОЖЕНИЕ // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - № 1.2.Р; URL: bulletinpp.esrae.ru/164-1043
basic stages of its formation, the basic (clinical) vector of development and a role of experimental psychological techniques psychological as bases of tool maintenance of work of psychologists of formation of republic are described. Article on the basis of theses of the All-Russia conference devoted to the 100 anniversary from the date of a birth of S.J.Rubinshtejn.
Keywords, psychological diagnostics, psychological techniques, psychological education, the organisation of psychological service, a vector of development of psychology in Khakassia.
Сведения об авторе
Леонид Федорович Чупров - главный редактор ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Кандидат психологических наук (ВАК СССР, Москва, 1988). Почётный доктор наук НОУ «ВосточноСибирская открытая Академия» (ВСОА, Красноярск, 2010). Профессор АЕ (РАЕ, Москва, 2008 http://www.famous-scientists.ru/2952/). Почётный член и член Президиума Меж-дисциплинарной академии наук (МАН, Кшв, 2012 http://man-ua.at.ua/). Полноправный член (Full Member) Европейской академии естествознания (EuANH, London, 2008).
© Л. Ф. Чупров, 2012.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012. — • —
Подписано в печать 22.01.2012.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012.