Научная статья на тему 'Клинический вектор развития психологической службы в Хакасии'

Клинический вектор развития психологической службы в Хакасии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В ХАКАСИИ / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / PSYCHOLOGICAL TECHNIQUES / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / THE ORGANISATION OF PSYCHOLOGICAL SERVICE / A VECTOR OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGY IN KHAKASSIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чупров Л.Ф.

Статья по истории психологической службы в Хакасии. Описаны основные этапы ее становления, основной (клинический) вектор развития и роль экспериментальных психологических методик патопсихологии как основы инструментального обеспечения работы психологов образования республики. Статья на основе тезисов Всероссийской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения С. Я. Рубинштейн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clinical vector development of psychological service in Republic of Khakassia

Article on history of psychological service in Khakassia. The basic stages of its formation, the basic (clinical) vector of development and a role of experimental psychological techniques psychological as bases of tool maintenance of work of psychologists of formation of republic are described. Article on the basis of theses of the All-Russia conference devoted to the 100 anniversary from the date of a birth of S.J.Rubinshtejn.

Текст научной работы на тему «Клинический вектор развития психологической службы в Хакасии»

Психологические науки

УДК 159.9

КЛИНИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ХАКАСИИ з

Чупров Л. Ф. Редакция ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Хакасия).

Резюме. Статья по истории психологической службы в Хакасии. Описаны основные этапы ее становления, основной (клинический) вектор развития и роль экспериментальных психологических методик патопсихологии как основы инструментального обеспечения работы психологов образования республики. Статья на основе тезисов Всероссийской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения С. Я. Рубинштейн.

Ключевые слова, психологическая диагностика, патопсихологические методики, психологическое просвещение, организация психологической службы, вектор развития психологии в Хакасии.

История психологии, её научных школ и психологических служб в Сибири пока не написана. Некоторым «оазисом в безбрежной пустыни» представляется психология в Хакасии, уже имеющая свою, закрепленную на бумаге историю[5]. Психологическая служба в Хакасии является одной из старейших в России[3;4]. Первая практика психологической помощи в Хакасии зародилась в 1979 г. в школе-интернате города Черногорска.

Начальные шаги психологическая служба делала под научным

3 Статья написана на основе опубликованных тезисов Всероссийской конференции, организованной на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ): Чупров, Л.Ф. Клинический вектор развития психологической службы в Хакасии / Л.Ф. Чупров. - Москва, 2011 // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения: материалы всероссийской юбилейной научно-практической конференции «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения» 23.09.2011 Москва: к 100-летию С.Я.Рубинштейн /; ред. Н.В. Зверева, И.Ф. Рощина. - Москва: МГППУ, 2011. -С. 180-181.

руководством ученицы профессора Л.С. Выготского - профессора, кандидата медицинских, доктора педагогических (по психологии) наук М.С. Певзнер (http://www.famous-scientists.ru/3441/), работавшей в то время в должности профессора-консультанта клинического сектора НИИ дефектологии АПН СССР (Москва). Именно она стала научным консультантом черногорской психологической службы, а впоследствии, в период 1984-1987 гг. и научным руководителем кандидатской диссертации (по специальность 19.00.10 - специальная психология) автора этих строк, чья диссертация была успешно защищена в 1988 году, за год до кончины М.С.Певзнер. Возникнув вне связи с официальными центрами формирования психологических служб в системе образования, она в определенной степени несет в себе некую автономность. Поскольку, у её истоков стояли не профессиональные психологи, а выпускники дефектологического факультета ИГПИ (Иркутского государственного педагогического института) по специальности олигофренопедагогика и логопедия, то именно это обстоятельство и определило, как основной вектор развития психологической службы и содержания психологической помощи в Хакасии, так и использование в ее работе экспериментально-психологического (патопсихологического) инструментария.

Как известно, дефектологические факультеты в 70-е гг. XX столетия осуществляли довольно глубокую практическую подготовку своих выпускников в плане овладения ими патопсихологическим инструментарием: он входил в курс специальной психологии[2]. Хорошо владели экспериментальными методиками патопсихологии и выпускники дефектологического факультета ИГПИ, взявшие на себя миссию по созданию психологической службы в Хакасии.

Психологическая служба Хакасии, зародившись в городе Черногорске, осуществляла свою работу по направлениям: психологическая (патопсихологическая) диагностика, методическая работа в школах, психологическое просвещение, обеспечение работы медико-педагогической комиссии по отбору детей в специальные образовательные учреждения и их комплектование, судебно-психологическая экспертиза. До 1988 г. в Хакасии единственной легализованной психологической практикой были судебно-психологические экспертизы. Все другие направления работы приходилось

маскировать медицинской, педагогической или логопедической деятельностью^]. В 1988 г. психология в Хакасии обрела легальные права на существование: в АГПИ (Абаканском государственном педагогическом институте) была создана самостоятельная межфакультетская кафедра психологии (заведующий кафедрой Л.Ф.Чупров). Началась работа по подготовке кадров для психологической службы - практических психологов образования.

Основным обеспечением психодиагностической работы были экспериментальные методики патопсихологии[1]. Они же использовались и в практике работы Черногорской МПК (медико-педагогической комиссии), функционировавшей в период 1995-2001 гг. уже как ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация), и ставшей, в свою очередь, методическим центром городской психологической службы.

В последующем, после защиты первой в Хакасии кандидатской диссертации по психологии, психологическая служба постепенно была распространена на Абакан, где при АГПИ были открыты кафедра прикладной психологии и спецфакультет по подготовке практических психологов. Черногорская группа психологов-преподавателей АГПИ (старший преподаватель, заведующий кафедрой прикладной психологии Л.Ф.Чупров, ассистенты кафедры психологии Т.А.Фотекова, И.П.Чертыкова) составили основной костяк преподавателей курсов практических психологов, а О. С. Козырская (Чупрова) и М.А.Алешинцева (Черногорская МПК) взяли на себя часть руководства производственной практикой слушателей. Эта же группа психологов и врач-психотерапевт А. Ю. Тутрин, проанализировав потребность Хакасии в психологах и круг психологических проблем учреждений образования в ряде городов, разработали свою клинически-ориентированную концепцию подготовки практических психологов. При кафедре прикладной психологии функционировал «Центр компьютерной психодиагностики и профориентации». Несколько ранее (в 1989 г.) при социологической лаборатории НИС АГПИ был создан, и стал успешно работать, ВНИК «Психодиагностический комплекс». Основной задачей ВНИК были разработка, экспериментальная апробация и обеспечение психодиагностическим инструментарием психологических служб Хакасии, практических психологов и их профессиональной подготовки. Позднее, в

2010 г. ВНИК «Психодиагностический комплекс» в рамках проекта Российской академии естествознания «Золотой фонд отечественной науки» получил статус «Золотая кафедра России» (http://www.famous-scientists.ru/gold/r-9/).

В начале нынешнего столетия психологическая служба Хакасии несколько изменила микропарадигму своего развития в сторону ориентации на детскую нейропсихологию (нейропедагогику). Это стало следствием влияния двух внешних обстоятельств. Состоялась защита по этому направлению докторской диссертации по психологии Т.А.Фотековой. Произошла ликвидация в Черногорске ряда психологических учреждений, где, в частности, прекратили свою работу ПМПК, городской «Телефон доверия», и были сокращены психологические ставки в ряде образовательных учреждений города. Так осуществилось искусственное перемещение «центра психологической мысли Хакасии» из Черногорска в Абакан. Психологическая служба Абакана не на много выиграла от этого, а черногорская, несколько замедлив темпы своего развития внутри, стала устанавливать связи со специалистами и научными центрами извне. Тем не менее, осталось главное - клинический вектор развития психологической службы в Хакасии, и экспериментальные патопсихологические методики остаются в качестве основного инструментального обеспечения работы психологических служб образования, учреждений здравоохранения и судебно-психологической экспертизы[6].

За три десятилетия своего существования черногорская психологическая служба зарекомендовала себя не только как своеобразная кузница кадров психодиагностов и патопсихологов, но и как мастерская по психологическому просвещению, рефлексировавшая и обобщившая свой опыт по этому разделу работы. Но это уже предмет отдельного рассмотрения и отдельной статьи. Цель же этой публикации -рассказать о том, как используются методики патопсихологии в практике работы психологической службы города и как они определили основной вектор развития психологической службы в Хакасии.

На сегодняшний день черногорская психологическая служба единственная в Хакасии, чьи этапы пути имеют свою историю, отраженную как в работах автора этих строк, так и его коллег по психологической

службе города Черногорска (см.: Приложение4). Но это уже тема для отдельного обсуждения и для других публикаций.

Литература:

1. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). - М.: Медицина, 1970. - 215 с.

2. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

3. Торгунакова Т. В. История, состояние и перспектива развития черногорской психологической службы // Актуальные проблемы подготовки специалиста в ВУЗе: Материалы III республиканских Катановских чтений. -Абакан: Изд-во ХГУ, 1996. - С. 81-82.

4. Чупров Л.Ф. Психологическая служба в школах Хакасии // Психология учебной деятельности школьников: Тезисы докладов II Всесоюзной конференции по педагогической психологи. - М., 1982. С. 335 -335.

5. Чупров Л.Ф. Черногорская психологическая служба: хроника газетной строкой // Психолог в школе. - 2000. - № 3-4. - С.195 - 206.

6. Чупров Л.Ф. Уж тридцать лет на экспертной тропе // Психологическая газета/ Сообщество / Истории успеха [Электр. ресурс] -Режим доступа - World Wide Web. URL: http://www.psy.su/interview/2278/ -23.12.2009.

Chuprov L. F. Klinicheskij vektor razvitija psihologicheskoj sluzhby v Hakasii / L. F. Chuprov // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. -№ 1.2.P , 2012.

Abstract: Article on history of psychological service in Khakassia. The

4 Чупров Л. Ф. СПИСОК ПУБЛИКАЦИИ ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ В ХАКАСИИ (НА НАЧАЛО 2012 ГОДА). ПРИЛОЖЕНИЕ // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - № 1.2.Р; URL: bulletinpp.esrae.ru/164-1043

basic stages of its formation, the basic (clinical) vector of development and a role of experimental psychological techniques psychological as bases of tool maintenance of work of psychologists of formation of republic are described. Article on the basis of theses of the All-Russia conference devoted to the 100 anniversary from the date of a birth of S.J.Rubinshtejn.

Keywords, psychological diagnostics, psychological techniques, psychological education, the organisation of psychological service, a vector of development of psychology in Khakassia.

Сведения об авторе

Леонид Федорович Чупров - главный редактор ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Кандидат психологических наук (ВАК СССР, Москва, 1988). Почётный доктор наук НОУ «ВосточноСибирская открытая Академия» (ВСОА, Красноярск, 2010). Профессор АЕ (РАЕ, Москва, 2008 http://www.famous-scientists.ru/2952/). Почётный член и член Президиума Меж-дисциплинарной академии наук (МАН, Кшв, 2012 http://man-ua.at.ua/). Полноправный член (Full Member) Европейской академии естествознания (EuANH, London, 2008).

© Л. Ф. Чупров, 2012.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012. — • —

Подписано в печать 22.01.2012.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.