УДК 159
ПСИХОЛОГИ ГОРОДА ЧЕРНОГОРСКА В МАТЕРИАЛАХ V СЪЕЗДА РПО
О. Г. Бухаркина, Л. Ф. Чупров. ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье представлены тезисы из сборника «Материалы V съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Т. 3» по психологической диагностике и психологическому просвещению, подготовленные психологами из города Черногорска.
Ключевые слова: материалы съезда, тезисы, психологическая диагностика, психодиагностический комплекс, дифференциация состояний задержки психического развития, психологическое просвещение. Опыт психологов города.
V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» проходил в Москве, 14-18 февраля 2012 года. Из города Черногорск два психолога принимали в нем участие с двумя сообщениями.
Ниже публикуются сообщения из научных материалов V съезда
РПО:
Психологическая практика
О.Г. Бухаркина, Л.Ф. Чупров. Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска [1] Психодиагностика
Л.Ф. Чупров. Психологическая дифференциация состояний задержки психического развития у младших школьников [2]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОПЫТ ПСИХОЛОГОВ ГОРОДА ЧЕРНОГОРСКА
О.Г. Бухаркина, Л.Ф. Чупров (Черногорск)
Psychological éducation: general provisions and experience of psychologists of
the city of Chernogorsk O.G. Buharckina, L.F. Chuprov (Chernogorsk)
Психологическое просвещение (ПП) - вид работы специалиста-психолога по распространению специальных знаний, особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве со специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний. Существует две точки зрения на ПП и его место в системе работы практического психолога. Ряд авторов выделяет ПП, как отдельный вид работы (например, И.В. Дубровина), другие, в частности, Л.Ф. Чупров, рассматривает ПП, как составную часть психопрофилактической работы практического психолога. ПП - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Это основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает.
ПП выполняет следующие четыре задачи: 1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии, в частности (психологизация социума); 2) информирование населения по вопросам психологического знания; 3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития; 4) профилактика дидактогений (ятрогений). Содержание ПП определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.
Формы: ПП могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории, где проводится этот вид работы.
Наиболее эффективным ПП является тогда, когда оно осуществляется не только ограниченно в стенах образовательных учреждений, но и за их пределами, в сотрудничестве со СМИ.
В СМИ черногорские психологи размещают информационные материалы, зарекомендовал себя опыт ведения специальных рубрик в газете. Интересен вариант ПП - публицистические произведения, в центре которых стоят психологические вопросы.
Часто газетный материал представляет либо интервью, либо комментарий по письму в редакцию, либо выполнение прямого запроса от штатного корреспондента газеты. Определенный опыт имеет черногорская психологическая служба по взаимодействию СМИ и «Телефона доверия» Сотрудничество со СМИ позволяет расширить круг адресатов сообщения [1].
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОСТОЯНИЙ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л.Ф. Чупров (Черногорск)
Psychological differentiation of mental retardation of primary schoolchildren L.F. Chuprov (Chernogorsk)
Проблема психологической диагностики интеллектуальных нарушений у детей, отграничения детей этой категории от нормы и сходных состояний остается актуальной уже более века. Актуальна и психологическая дифференциация внутри группы с пограничными нарушениями интеллекта - задержкой психического развития (ЗПР) у младших школьников.
В сообщении представлены описание диагностической батареи методик «Психодиагностическая тетрада» (ПДТ) и дифференциация детей с ЗПР на её основе. ПДТ сконструирована из четырех инструментов, зонди-
рующих основные факторы динамической структуры интеллекта: прогностическую деятельность и мнемический фактор - методика «Угадайка» вариант Л.И.Переслени, В.Л.Подобеда, Л.Ф.Чупрова (1990), невербальный фактор - «Методика Т.В.Розановой» (1978) на основе цветных прогрессивных матриц Дж.Равена, вербальный фактор - «Словесные субтесты» по Л.И.Переслени, Е.М.Мастюковой, Л.Ф.Чупрову (1989) и атенционный фактор - «Методика совмещения признаков» В.М.Когана (1967). В батарее использован способ качественно-количественной оценки результатов исследования по каждой из методик, взаимная проверка данных и возможность интерпретации их на основе единого диагностического алгоритма.
Исследовались младшие школьники с ЗПР (60 человек) и с нормальным интеллектуальным развитием (40 человек). Дети с ЗПР уступают нормально развивающимся сверстникам в решении с первой попытки заданий невербальных и вербальных методик, по результативности вербальных заданий учащиеся с ЗПР отстают от нормы на два уровня. Выявляются заметные различия по результативности выполнения методики В.М.Когана и методики «Угадайка».
По совокупности полученных данных группа детей с ЗПР была разделена на три группы, учитывая психологические и клинические данные: I группа - 6 человек (ЗПР-1); II группа - 20 человек (ЗПР-2); III группа - 34 человека (ЗПР-3). Статистическая обработка материала производилась с использованием t-критерия Стьюдента, предварительная оценка равенства дисперсии проверялась с помощью f-критерия Фишера. Учитывались значения статистики при p<0,05.
В «Методике Т.В.Розановой» различия выявлены между средними показателями ЗПР-1 и ЗПР-2, а также между ЗПР-1 и ЗПР-3. По «Словесным субтестам» различия существуют между ЗПР-1 и ЗПР-З, а также между ЗПР-2 и ЗПР-З. Выполнение заданий методики В.М.Когана обнаружило различия по показателям «Д» между ЗПР-1 и ЗПР-2, а также между ЗПР-2 и ЗПР-З) и по коэффициенту «К» (между ЗПР-1 и ЗПР-2, а также между ЗПР-2 и ЗПР-З). По прогностической деятельности учащиеся с ЗПР распределились по следующим типам: II - 70% (подтип «»«а» - 42,5%; «»«б» - 27,5%) III - 17,5% (подтип «»«б» - 17,5%). Наличие III типа прогностической деятельности может быть объяснено либо нарушениями в регистре памяти, либо недостаточной осознанностью мыслительной деятельности, либо этими двумя причинами, выступающими совместно. В общей сложности у 77,5% детей с ЗПР (II и III типы) обнаружились ошибки
«отвлечения». Только 12% учащихся с ЗПР имели IV «а» подтип прогностической деятельности и инертно повторяли порядок первого набора.
ПДТ позволяет отграничить учащихся, с нормальным развитием от детей с ЗПР, а детей с ЗПР подразделить на отличные по психологическим данным три группы.
Литература:
1. Бухаркина О. Г.,Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». — Москва, 14-18 февраля 2012 года. Научные материалы. — Том III. Психологическая практика - М., 2012. - С. 189-190. - Сайт РПО psyrus.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.psyrus.ru./periodicals/pdf/v_tom_3.pdf . — 25.02.2012..
2. Чупров Л. Ф. Психологическая дифференциация состояний задержки психического развития у младших школьников // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». — Москва, 14-18 февраля 2012 года. Научные материалы. — Том III. Психодиагностика - М., 2012. - С. 227-228. - Сайт РПО psyrus.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.psyrus.ru./periodicals/pdf/v_tom_3.pdf . — 25.02.2012.
Buharkina O. G., Chuprov L. F. Psihologi goroda Chkrnogorska v materialah V s#ezda RPO / O. G. Buharkina, L. F. Chuprov // Vestnik po
pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 3, - 2012.
— • —
Abstract. The article presents abstracts from the book "materials of the V Congress of the Russian public organization "Russian psychological society". V. 3" for psychological diag-the suspects psychological and education prepared by psychology-Gami from the city of Chernogorsk.
Keywords. Congress, abstracts, psychological diagnostics, psycho-
diagnostic complex, differentiation of the conditions of mental retardation,
psychological education, the experience of the psychologists of the city.
— • —
Сведения об авторах
Ольга Георгиевна Бухаркина, педагог-психолог (Черногорс, Россия).
Леонид Федорович Чупров, кандидат психологических наук, главный редактор ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).
© О. Г. Бухаркина, 2012. © Л. Ф. Чупров, 2012.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012.
— • —
Подписано в печать 08.06.2012. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012.