Научная статья на тему 'Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска'

Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
645
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОПЫТ РАБОТЫ / ПСИХОЛОГ ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / AN OPERATIONAL EXPERIENCE / THE PSYCHOLOGIST OF FORMATION / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бухаркина О.Г., Чупров Л.Ф.

В статье описан опыт работы психологической службы города Черногорска по психологическому просвещению. Даны его определение и место в системе педагогических наук, основные задачи психологического просвещения, его формы и содержание исходя из опыта психологов Черногорска.. Статья написана на основе тезисов к V Съезду психологического общества России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological education: General provisions and experience of the psychologists of the city of Chernogorsk

In article the operational experience of psychological service of the city of Chernogorsk on psychological education is described. Its definition and a place in system of pedagogical sciences, the primary goals of psychological education, its form and the maintenance proceeding from experience of psychologists Chernogorsk are made. Article is written on the basis of theses to 5 Congress of a psychological society of Russia.

Текст научной работы на тему «Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска»

■ш

Píyvriíl^flT ЛГМ.ТГЧИЯ —Г IB- И"■

i^TÍKT^4K]raFI Hi'. 'ÍHITl'l X-'t ~'H.VI

MI ппшфчмй рл E

Всстиик по педагогике и

психологии Южной Сибири

hit р: / /www. м.г нл1 / bid I в I 1л ррУ

Nsdl.1 - 2D12. СЕРИЯ: ..ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ-

Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири

Электронный научный журнал

Библиографическая ссылка

Группа авторов Педагогические науки 1. 1. // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - № 1.1 P;

URL: www.es.rae.ru/bulletinpp/147-415 (дата обращения: 19.03.2012).

Бухаркина О. Г., Чупров Л. Ф.

Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска. - С. 13-17.

Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска*

В статье описан опыт работы психологической службы города Черногорска по психологическому просвещению. Даны его определение и место в системе педагогических наук, основные задачи психологического просвещения, его формы и содержание исходя из опыта психологов Черногорска.. Статья написана на основе тезисов к V Съезду психологического общества России.

Ключевые слова: психологическое просвещение, опыт работы, психолог образования, средства массовой информации.

Психологическое просвещение - вид работы специалиста-психолога по распространению специальных знаний, особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве со специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний[4].

* Статья на основе рецензированных тезисов доклада по направлению «Психологическая практика» V Съезда РПО (см.: Список авторов, тезисы которых подготовлены для передачи в Оргкомитет 5-го съезда РПО для публикации) http://www.psyrus.ru/news/news rpo/index.php?news=297 ; см.:

Бухаркина О.Г., Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». - Москва, 14-18 февраля 2012 года. Научные материалы. -Том III. Психологическая практика - М., 2012. - С. 189-190. - Сайт РПО psyrus.ru [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.psyrus.ru./periodicals/pdf/v tom 3.pdf. -25.02.2012. - То же: Бухаркина О.Г., Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска // Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/theses reports psychologists.html . - февраль 17, 2012 г.

Существует две точки зрения на психологическое просвещение и его место в системе работы практического психолога. Ряд авторов выделяет психологическое просвещение, как отдельный вид работы (например, И.В.Дубровина, 2000)[1], другие, в частности, Л.Ф.Чупров (2003), рассматривает его, как составную часть психопрофилактической работы практического психолога: «Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Психологическое просвещение - это основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает»[4].

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии, в частности (психологизация социума);

2) информирование населения по вопросам психологического знания;

3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

4) профилактика дидактогений (ятрогений).

Психологизация социума необходима, исходя из того, что на информационном поле, исходно предусмотренном, как психологическое, зачастую ведут свою игру другие игроки. Вероятно, ни в одной области практической деятельности нет такого количества «знатоков», весьма далеких от психологии, как в практической психологии образования. Здесь себя компетентным считает всякий, умеющий читать. Нередко популяризацией психологии занимаются не профессиональные психологи, а совершенно случайные субъекты. Долгое время психология в нашем отечестве развивалась, как преподавательская дисциплина в учреждениях высшего и среднего специального образования. Поэтому и психология воспринимается через призму учебника по общей, возрастной, педагогической (медицинской, юридической) и тому подобных «психологий родительного падежа».

Будучи специалистом в определенной области научного знания и практической деятельности психолог является преимущественным носителем знаний в той области, которую он представляет, в которой он компетентен, т.е. в психологической.

Древние врачи обычно говорили больному: «Нас трое: больной, болезнь и лекарь. Выздоровление зависит от того на чьей стороне больной, если на стороне лекаря - болезнь будет побеждена». В определенной степени и задачей психологического просвещения является «формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний», т.е.

союз психолога и клиента в совместном преодолении психологической проблемы.

Психологическая проблема в образовании - проблема взаимоотношений между людьми: ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, учителем и учеником.

В процессе этих взаимоотношений не исключены так называемые «дидактогенные» нарушения, порожденные браком в работе педагога. Предотвращение этих дидактогений является четвертой задачей психологического просвещения.

Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и текущей социальной (социально-педагогической, социально-психологической) ситуации.

Особенностью содержания психологического просвещения является то, что зерна психологического знания не укладываются на совершенно неподготовленную почву. Воспринимающий информацию субъект должен в определенной степени быть готов к усвоению материала. В подавляющем большинстве случаев реципиент информационного сообщения имеет весьма отдаленные представления о психологии, психологах и о специфике их деятельности. Отчасти это обусловлено низкой общей и психологической культурой, отчасти сформированного СМИ и кинематографом образа психолога, далекого от его реального делового портрета. Психолога зачастую путают с экстрасенсами, психиатрами, астрологами, парапсихологами и целителями. В определенной степени такому имиджу психолога способствуют и сами практикующие психологи, пускающие ситуацию на самотек или, напротив, в целях достижения мнимого мгновенного эффекта, сами использующие манипуляционные приемы своих конкурентов. В этой связи возникает необходимость дифференцированного подбора информационного материала. В некоторых случаях более эффективными бывают далекие от академизма, но более близкие к художественному или публицистическому жанру мероприятия по психологии: разбор и анализ литературного произведения или фильма (сериала) под психологическим углом зрения.

Формы психологического просвещения разнообразны. Это могут быть

- индивидуальные мероприятия, например, беседа;

- групповые мероприятия (беседа, тематический урок, родительское собрание, публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др.);

- творческие мероприятия: эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), КВН и т.п.

Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной спецификой и социально-психологическими характеристиками той аудитории, где проводится этот вид работы.

Наиболее эффективным психологическое просвещение является лишь тогда, когда оно осуществляется не только ограниченно в стенах образовательных учреждений, но и за их пределами, в сотрудничестве со СМИ [2]. В этой совместной работе психолога со СМИ у черногорских специалистов накоплен значительный опыт. В СМИ черногорские психологи размещают различного рода информационные материалы на психологические темы. Зарекомендовал себя опыт ведения специальных рубрик в газете. В частности, такие рубрики, как «Семейный угол» (Н.Юрьев), «На приёме у психолога» (Н.Ропотько) в газете «Черногорский рабочий». Интересен вариант психологического просвещения - публицистические произведения психологов, в центре которых стоят психологические вопросы. Способность интересно и легко писать на психологические темы - дана далеко не каждому, а поэтому и требовать такие материалы нужно не с любого психолога, а лишь с тех, кто готов к этому.

Часто газетный материал представляет либо интервью, либо комментарий по письму в редакцию, либо выполнение прямого запроса от штатного корреспондента газеты. Это не исключает возможности психолога предоставлять в редакцию собственного оригинального материала, оформленного как эссе или очерк. Определенный опыт имеет черногорская психологическая служба по взаимодействию СМИ и «Телефона доверия»[3]. У части психологов-практиков имеется определенный опыт по распространению психологических знаний среди населения через городской телевизионный канал «Виктория», который предоставляет такую возможность в передачах «Есть вопрос» и «Диалоги со вкусом».

В целом, сотрудничество со СМИ в рамках психологического просвещения позволяет расширить круг адресатов сообщения.

Психологическое просвещение, его наличие, качество и т.п. - одна из областей деятельности психологической службы, что находятся на виду, легко подконтрольны, а, следовательно, и легко руководимы. Главное, чтобы руководство психологическим просвещением было компетентным и профессиональным.

Вероятно, и залог эффективности психологического просвещения лежит в единении личных возможностей психолога образования и компетентного профессионального руководства этим разделом психологической работы со стороны методического объединения психологов.

Хотя, по своей специфике просвещение, и психологическое в том числе, -это педагогический вид деятельности, но осуществляется оно специалистом-психологом, а следовательно и менеджмент в этой области должен осуществляться специалистом-психологом, компетентным не только в специфике работы по просвещению, но и лично знакомым со своими коллегами, знающий их литературные, публицистические, ораторские и артистические возможности. Ни где так рельефно и зримо не проступает индивидуальность специалиста-психолога, его творческий потенциал, как в процессе его деятельности по психологическому просвещению. Быть может в этом и кроется ответ на вопрос о том, почему столь важное звено

психопрофилактической работы психолога до сих пор находится «на правах Золушки».

Литература:

1. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -М.: ТЦ «Сфера», 2000. - С. 58.

2. Чупров Л. Ф. Совместная работа психологической службы города и средств массовой информации по пропаганде психологических знаний // Журнал практического психолога. - 1997. - № 4.- С. 123 -128.

3. Чупров Л. Ф., Осинина В. В., Суворова О. М. Телефон доверия и СМИ // Психологическая газета (ИМАТОН). - 2001. - № 6.- июнь.- С. 22-23. - То же: Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: World Wide Web. URL: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod. ru/tdsmi. html

4. Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика (пособие). - М., OIM.RU, 2003. - 3,53 [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.oim.ru/reader@nomer=379.asp -Дата выхода: 02.12.2003. - То же: Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/2reader.html . - 15.04.2008.

© Бухаркина О.Г., 2012. © Чупров Л.Ф., 2012.

© ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Серия «Педагогические науки». № 1 / 2012.

O. G. Buharkina, L. F. Chuprov Psychological education: general provisions and experience of psychologists of the city of Chernogorsk

In article the operational experience of psychological service of the city of Chernogorsk on psychological education is described. Its definition and a place in system of pedagogical sciences, the primary goals of psychological education, its form and the maintenance proceeding from experience of psychologists

Chernogorsk are made. Article is written on the basis of theses to 5 Congress of a psychological society of Russia.

Keywords: psychological education, an operational experience, the psychologist of formation, mass media.

Бухаркина Ольга Георгиевна - педагог-психолог, заместитель главного редактора ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (http://www.es.rae.ru/bulletinpp/).

Чупров Леонид Федорович - главный редактор ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (http://www.es.rae.ru/bulletinpp/). Кандидат психологических наук (ВАК СССР, Москва, 1988). Почётный доктор наук НОУ «Восточно-Сибирская открытая Академия» (ВСОА, Красноярск, 2010). Профессор АЕ (РАЕ, Москва, 2008 http://www.famous-scientists.ru/2952/). Почётный член и член Президиума Междисциплинарной академии наук (МАН, Кшв, 2012 http://man-ua.at.ua/). Полноправный член (Full Member) Европейской академии естествознания (EuANH, London, 2008).

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.