Научная статья на тему 'Психологическое просвещение: опыт психологов Черногорска'

Психологическое просвещение: опыт психологов Черногорска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1250
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое просвещение: опыт психологов Черногорска»

готовыми ответами), невольно нарушая авторские права.

Ниже приведены типичные ошибки в использовании ppt/pptx-презентации.

1. Предъявление ppt/pptx-презентации в форме «включил -списывайте».

2. Короткая временная экспозиция наглядного материала, когда слушатель не успевает зарисовать (записать, осознать) иллюстративный материал.

3. Недоучет специфики сообщаемого материала, поскольку использование той или иной технологии определяется, прежде всего, внутренними свойствами самого предмета, а не желанием коммуникатора. Определенная часть информации требует вербального оформления в силу специфики происхождения (орфоэпия терминологических понятий, сконструированных на иноязычной основе, физико-математическая символика и прочтение математических и химических формул, профессиональный сленг и т.п.), поскольку, не закрепленные вербально, эти имманентные составные части предмета образуют «информационный вакуум», препятствующий усвоению и пониманию материала в дальнейшем.

С другой стороны, успешное использование на лекциях преподавателем технологии создания презентаций с помощью Microsoft PowerPoint, может способствовать появлению желания у студентов также освоить данный инструмент.

Таким образом, нами изложены основные приемы педагогической технологии и описаны типичные ошибки использования ppt/pptx-презентации как вспомогательного иллюстративного инструмента в лекционной работе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ОПЫТ ПСИХОЛОГОВ ЧЕРНОГОРСКА

Чупров Л.Ф., к.псх.н., проф. РАЕ, dr. h. c. mult. (Россия, Черногорск)

Среди приоритетных задач, поставленных перед психологами страны V Съездом РПО (2012), выделены следующие:

- «содействие распространению и развитию психологи-

ческой грамотности населения»;

- «пропаганда достижений психологической науки, участие в распространении и популяризации современных психологических знаний и психологических техник».

Эти задачи призвано решать психологическое просвещение.

Попробуем разобраться с терминологией. «Просвещение -система распространения систематизированных и несистематизированных знаний, осуществляемая воспитательно-образовательными и культурно-просветительными учреждениями, общественными организациями»[3]. Отсюда следует, что «Психологическое просвещение - вид работы специ-алиста-психолога по распространению специальных психо-логических знаний, особый вариант педагогической деятель-ности, осуществляемый специалистом-психологом самосто-ятельно или в сотрудничестве со специалистами другого про-филя, помогающим более эффективно достичь целей рас-пространения психологических знаний»[10]. Согласно рубри-катору ГРНТИ-2007 (Государственный рубрикатор науч-но-технической информации), «Пропаганда и популяри-зация науки (знаний)» (код ХХ.01.З9) входит в систему «Общих вопросов» разных наук и направлений практи-ческой деятельности. Специалисты разных областей науки и практики в той или иной степени используют ра-боту просвещению не только для решения задач пропа-ганды, но и с профилактической целью. Лишь только «Санитарно-гигиеническое воспитание детей и взрослых» имеет самостоятельное отнесение сразу по двум рубрикам: 76.35.37 «Санитарное просвещение» и 14 «На-родное образование. Педагогика» и, соответственно, име-ет варианты защиты диссертационных исследований, в зависимости от базовой подготовки соискателя, по медицинским или педагогическим наукам.

Психологическое просвещение, несмотря на близость по реализуемым задачам к санитарно-гигиеническому просвещению [10, 14], в рубрикаторе ГРНТИ не имеет своей самостоятельной рубрики. Возможно его место внутри «Практической психологии»,

являющейся, в свою очередь, составной частью рубрики «15.81 Прикладная психология».

Цели данного сообщения:

- определение места и специфики психологического просвещения в структуре практической психологии;

- привлечение внимания широкого круга психологов-практиков к этой одной из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога;

- обобщение опыта психологов города Черногорска и личного опыта работы автора по психологическому просвещению (отдельные аспекты этого опыта были уже описаны в ряде публикаций и стали достоянием практикующих психологов, преподавателей и студентов психологических дисциплин вузов) [5];

- анализ наиболее эффективных путей приобщения населения к психологическим знаниям в ситуации изменившихся социально-педагогических и информационно-коммуникативных условий деятельности психолога.

Реализация первой из целей невозможна без, хотя бы краткого, обсуждения общих положений, применительно к психологическому просвещению.

Общие положения.

В настоящее время существует две точки зрения на психологическое просвещение и его место в системе работы практического психолога: ряд авторов выделяет психологическое просвещение как отдельный вид работы (например, И.В.Дубровина, 2000) [4]. Другие, в частности, Л.Ф.Чупров (2003) [10], рассматривают психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога.

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

2) информирование населения по вопросам психологического знания;

3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

4) профилактика дидактогений (ятрогений). Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.

Формы организации психологического просвещения:

- индивидуальные (беседа);

- групповые (тематический урок, родительское собрание);

- творческие (эстрадные представления с участием субъекта-реципиента, КВН и т.п.);

- публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др.

По степени взаимодействия субъектов информирования в процессе просвещенческой деятельности формы организации могут быть подразделены на монологическое (лекции), диалогическое (дискуссии) и групповое (диспуты).

Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией той аудитории, в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.

Средства психологического просвещения подразделяются на:

1) вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика, опубликованная в средствах массовой информации (СМИ), независимо от того на каком из (бумажных или электронных) носителей;

2) наглядные формы (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003). Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности

для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.).

Любое мероприятие по психологическому просвещению одновременно имеет психопрофилактическую и познавательную направленность.

В целом же, осуществляя психологическое просвещение, психолог чаще всего выступает минимум в четырех социальных ролях (позициях): носителя специальных знаний и эксперта в соответствующей области науки и практики, в данном случае это психология и ее направления.

Выступая в СМИ, психолог выбирает одну из двух позиций. Первая - позиция носителя и популяризатора психологических знаний. В рамках этой позиции специалист-психолог информирует, консультирует реципиента психологической информации, но не несет ни какой ответственности за ее результат. Вторая - позиция представителя СМИ, наделенного специальными знаниями по психологии, или выполнение роли эксперта («экспертиза» - от латинского слова «ехрег^», опытный, сведущий). Выступая в рамках этой позиции, психолог уже ответственен за то «чем наше слово отзовется».

Довольно часто психолог выступает и в роли респондента (т.е. субъекта, отвечавшего на вопросы, например, корреспондента или ведущего). Роль интервьюера (т.е. специалиста, производящего опрос) реализуется при поведении психологом мини-опросов или расширенного социально-психологического исследования, а также при подготовке материала в соавторстве со смежными специалистами [15]. Отдельные, продвинутые в этой работе, психологи достигают определенных высот как публицисты. Нередко психологу случается выступать и в качестве защитника интересов своего клиента.

Одной из разновидностей психологического просвещения являются публицистические выступления практического психолога и врача-психотерапевта в (СМИ)[8]. Материалы, помещаемые специалистами в «печатных» СМИ, представляют для любого исследователя особую ценность по сравнению с таковыми, но

устными выступлениями или даже трансляцией беседы по телевидению. Печатные материалы легко фиксируются, накапливаются, их можно легко анализировать и изучать.

Исходя из имеющихся в распоряжении автора собственного и группы черногорских психологов опыта (Л.Ф. Чупров, 2003) [8, 10], можно выделить следующие виды такого взаимодействия педагогов-психологов и СМИ:

1. Постоянные рубрики.

2. Мнения.

3. Комментарии по письму читателей.

4. Проблемные выступления.

5. Отдельные разобщенные публикации.

6. «Запросная» тематика.

7. Хроника психологической службы.

8. Реклама, краткая информация и объявления.

Варианты взаимодействия специалистов со СМИ - интервью,

комментарий по письму читателей или к материалу корреспондента, самостоятельные статьи. В основе интервью лежат интерес и инициатива корреспондента СМИ. В комментариях по письму границы темы очерчиваются лишь той информацией, которую можно выкристаллизовать из содержания письма читателя и при этом сделать его доступным для других читателей. Статейный материал представляет сам по себе максимальные возможности для самостоятельного публицистического творчества психолога [11].

По характеру публицистических материалов по психологии все их можно подразделить на три варианта: оригинальные, интервью и компиляционные.

Оригинальные материалы. В эту категорию принято включать сообщения (заметки, статьи, материалы), подготовленные непосредственно практическим психологом в порядке личной инициативы или планово. Здесь могут быть представлены как материалы собственных экспериментальных или социально-психологических исследований, популярное изложение отдельных вопросов психологии развития, общей или социальной психологии.

Если первый вариант полностью зависит от мастерства практического психолога, то второй - является плодом совместного творчества психолога и представителя СМИ. В этом и его сложность.

Также относится к категории оригинальных материалов публицистическая статья в региональных печатных СМИ. Преимущества такого варианта психопрофилактического воздействия в том, что статья или заметка в газете, независимо от темы выступления, всегда найдет своего читателя.

Интервью в данном случае - это устная беседа журналиста с психологом, преобразованная в печатный текст. Как известно, требования, предъявляемые к устной речи менее жестки. Часть информации во время беседы передается не только словесно, но и невербальными средствами общения: жестами, мимикой, интонацией и т.п. Все это трудно записать дословно. Кроме того, различными являются как понятийный аппарат, так и ориентация в материале у журналиста и у психолога. Нередко после своей устной беседы психолог в подготовленном к печати интервью обнаруживает то, что он и не думал говорить. Это могут быть по-разному расставленные акценты, вставки и дополнения, а порой и рабское копирование совершенно чужого текста. Интервью требует обязательной вычитки и проверки перед его выходом в печать. Процедура не всегда одобряемая представителями СМИ [10].

Компиляционные материалы. Вероятно, с этой категорией материалов каждому из психологов и читателей изданий региональной прессы приходилось встречаться ни один раз. Частью такие публикации размещается самими сотрудниками СМИ в плане «отработки количества печатных строк», частью представляется самими психологами, не утруждающими себя самостоятельным творчеством. В первом случае в числе таких материалов могут появляться всякого рода небольшие по объему психологические методики и тесты, но чаще - это «тесты-игрушки» лишенные всякой диагностической ценности. Профессиональные психологи, как правило, ревностно относятся к своему инструментарию и не позволяют себе такой роскоши, чтобы

размещать его в разряде ребусов, загадок и кроссвордов. Место для психологического инструментария - на страницах практических и научных специализированных изданий, куда редко заглядывают дилетанты. Зато заимствовать чужое произведение или воспроизвести его без ссылки на автора - этим, к сожалению, грешат многие. Просто нет у многих из нас соответствующего уровня правовой культуры. Во многом такой «наивный плагиат» по принципу «В чужом огороде яблоки слаще» - есть проявление личностных черт -«эксплуатирующего типа социального характера» по Э. Фромму.

Психологами города Черногорска накоплен определенный опыт работы по психологическому просвещению в плане взаимодействия с печатными СМИ (городскими и республиканскими газетами), но и по работе на радио и телевидении [6].

На городском теле-радио-канале «Виктория», время от времени, выступают С.Акимов (психолог автошколы «Лидер») и др. психологи в рубриках информационно-познавательных передач «Есть вопрос» и «Диалог со вкусом». Несколько ранее канал практиковал выступления представителей городской ПМПК (психолого-медико-педагогической консультации)[6]. Редкие выступления психологов города на телевизионном экране объясняются не столько проблемами взаимоотношения с ТРК «Виктория», сколько тем, что этот вариант психологического просвещения еще недостаточно освоен самими психологами. Психологи не «звезды» телеканалов, с ними работать телевидению, в том числе городскому, намного сложнее. В то же время, пропаганда специи-альных знаний в электронных СМИ более чувствительна к распространению некомпетентной информации. Ведущие телевизионных рубрик не всегда способны «фильтровать» специальную информацию, особенно рекламного характера. Да и наличие диплома магистра психологии - далеко не гарантия того, что из уст его обладателя с экрана не прозвучат «магические» слова-заклинания: «аура», «биополе», «карты Таро», «бобы» и т.п. Если психологам не хватает опыта работы перед телекамерой, то представителям телевидения - элементарных знаний в психологии, чтобы суметь отделить зерна от плевел. Именно здесь, как нельзя,

кстати, рекомендации чешских коллег, применимые и к психологическому просвещению: «Следует избегать двух крайностей: во-первых, принуждения медицинских работников без учета их заинтересованности и способностей проводить «организационно и планомерно» санитарное просвещение для того, чтобы можно было подать сводку о количестве проведенных мероприятий; во-вторых - недооценки того факта, что сами медицинские работники, хорошо или плохо, все же формально осуществляют санитарное просвещение (что особенно касается индивидуального санитарного просвещения) при обычном контакте с больными, с их родственниками, при ответах на их вопросы, в рекомендациях о режиме жизни и питания после выписки из больницы» (Р.Конечный, М.Боухал, 1983) [2, С. 319].

Одной из разновидностей психологического просвещения являются публицистические выступления практического психолога и врача-психотерапевта в средствах массовой информации (СМИ). Материалы, помещаемые специалистами в «печатных» СМИ, представляют для любого исследователя особую ценность по сравнению с таковыми, но устными выступлениями или даже трансляцией беседы по радио и телевидению. Печатные материалы легко фиксируются, накапливаются, их можно легко анна-лизировать и изучать. У практических психологов г. Черногорска накоплен значительный опыт в плане сотрудничества с печатными (газетными) изданиями. В общей сложности за 30 лет на страницах печатных СМИ было помещено более 150 статей, интервью и 50 кратких сообщений, отражающих работу Черногорской психологической службы по психологическому просвещению и информированию населения о работе службы. Психологическое информирование населения, если судить по хронологии появления таких материалов на страницах местных и республиканских газет, было не всегда регулярным. Это зависело от ряда объективных и субъективных причин. Некоторое оживление интереса СМИ к психологической проблематике был в канун юбилея газеты «Черногорский рабочий» и по инерции какое-то время после. Написать популярно о психологии несколько сложнее, чем

побеседовать с коллегами или обсудить чье-либо открытое мероприятие на МО (методическом объединении психологов). По этой причине - у одних психологов Черногорска материалов немного, у других - обширный арсенал публикаций.

Наш опыт (психологов города Черногорска и личный опыт работы автора) показал, что использование наглядных форм просвещения, хорошо зарекомендовавших себя в медицине и здравоохранении, в психологии малоэффективно, если не сочетается с живым словом психолога или не выступает как сопровождение интерактивного сообщения. Следует подчеркнуть и то, что при подготовке и проведении мероприятий по психологическому просвещению психолог не может не знать и не учитывать принципов и методов дидактики.

Одним из наиболее эффективных путей приобщения населения к психологическим знаниям в ситуации изменившихся социально-педагогических и информационно-коммуникативных условий деятельности психолога является Интернет.

Способы распространения психологических знаний в Интернете довольно широки. Это могут быть: модераторство на психологических ветках открытых форумов, участие в Интернет-энциклопедиях (например, Википедия - открытая энциклопедия), публикация популярных материалов по психологии в сети и на персональных сайтах. Легко реализуемо активное участие в обсуждении на форумах и чатах вопросов психолого-педагогической тематики и т.п. Посредством Интернета возможно также, ориентированное на контакт с конкретным клиентом, консультирование в сети. К сожалению, Интернет-ресурсы в настоящее время используются психологами зачастую не во благо распространения доступных и необходимых для широкой общественности психологических знаний, а во вред психологической практике. Гораздо чаще Интернет используется для персонального PR'а, рекламы психологической литературы, открытых публикаций материалов, рассчитанных лишь для специалистов, открытого распространения психодиагностического инструментария и т.п.

Вместо заключения.

За три десятилетия функционирования черногорской психологической службы психологическое просвещение, помимо традиционных публикаций накоплен определенный опыт видео- и web-выступлений. Опубликован ряд научных, научно-методических статей [11] и публицистических материалов [5], практическое пособие [10] и, получившее оценку как «соответствует формату методического пособия», электронное издание [12].

Особой страницей черногорского опыта является взаимодействие психологов-консультантов городского «Телефона доверия» со СМИ, что был описан нами в более ранней публикации [7, 9].

Опыт работы черногорской психологической службы в СМИ иллюстрирует возможность организации такого сотрудничества, как комплексного процесса, отвечающего на ряд актуальных запросов. Но этот же опыт позволяет сделать вывод о необходимости методического руководства работой по психологическому просвещению, поскольку психологическое просвещение - это особый вид профилактической работы, который сложно планировать и предписывать: помимо желания и обязанности, необходимы еще и определенные навыки устного или письменного публичного выступления, которые имеют далеко не все психологи. Учитывая, что психологическое просвещение -есть педагогический вид работы, то это обстоятельство требует и овладения психологами началами дидактики в проведении мероприятий по психологическому просвещению [1, 13].

Литература:

1. Бухаркина О.Г., Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». - Москва, 14-18 февраля 2012 года. Научные материалы. - Том III. Психологическая практика - М., 2012. - С. 189-190. - Сайт РПО psyrus.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL:

http://www.psyrus.ru./periodicals/pdf/v_tom_3.pdf . - 25.02.2012. - То

же: Психологический журнал Л.Чупрова [Электронный ресурс] -Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/theses_reports_psychologists.html - февраль 17, 2012 г.

2. Конечный Р., Боухал М. Психология санитарного просвещения // Психология в медицине. - Авиценум: Прага, 1983. -С. 319-320.

3. Просвещение // Коммунистическое воспитание: Словарь / Под общ. ред. Л.Н. Пономарева и Ж.Е. Тощенко. - М.: Политиздат, 1984. - С. 213.

4. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - С. 58.

5. Список работ по психологическому просвещению // Психологический журнал Л.Чупрова [Электронный ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/list_of_works_on_psychological_education.pdf -

6. Чупров Л.Ф. Совместная работа психологической службы города и средств массовой информации по пропаганде психологических знаний // Журнал практического психолога. - 1997. - № 4.- С. 123 -128.

7. Чупров Л.Ф., Осинина В.В., Суворова О.М. Телефон доверия и СМИ // Психологическая газета (ИМАТОН). - 2001. - № 6. - июнь. -С. 22-23. - То же: Чупров Л. Ф./ Психологический журнал Л.Чупрова [Электронный ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/tdsmi.html.

8. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение черногорских психологов и психотерапевтов (анализ публикаций за период 19842003 гг.)/ Л. Ф. Чупров // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2003. -Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=357 - 16.08.2003. - То же: Психологический журнал Л.Чупрова. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/pchppt.html.

9. Чупров Л.Ф. Телефон доверия и средства массовой информации: обзор публикаций и опыт взаимодействия. // Психология и школа. - 2003. - № 3. - С. 119-124.

10. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога. - М., OIM.RU, 2003. - 3,53 авт. Л.; таб., рис. / Л. Ф. Чупров // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2003. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=379. - 02.12.2003. - То же: Психологический журнал Л.Чупрова - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/2reader.html.

11. Чупров Л., Бухаркина О., Вершинина С., Гораль Г., Елешина Г. Психологическая публицистика / Под общей ред. Л.Ф. Чупрова /Белорусская цифровая библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?suba ction=showfull&id=1211424913&archive=&start_from=&ucat=14& - 22 мая 2008. - То же: Чупров Л. Ф./ Психологический журнал Л.Чупрова [Электронный ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/contecst1.html#1 - 23 мая 2008.

12. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение: общие положения и опыт работы черногорской психологической службы с родительскими запросами в СМИ // Сборник конференции «Родительство в зеркале СМИ». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://psyjournals.ru/articles/d17353.shtml.

13. Чупров Л.Ф., Бухаркина О.Г. Дидактические аспекты санитарно-гигиенического и психологического просвещения // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. - 2012. - № I Sp & - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: www.es.rae.ru/mino/157-446 (дата обращения: 16.04.2012).

14. Чупров Л.Ф. Просвещение санитарное (психолого-педагогический аспект) //Мои публикации в социальной сети работников образования nsportal.ru - [Электронный ресурс] -

Режим доступа: URL: http://nsportal.ru/node/224730 - (дата обращения: 14.04.2012).

15. Чупров Л.Ф. Несколько строк о целительстве или «психолог - респондент, психолог - интервьюер» // ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» на nsportal.ru. -[Электронный ресурс] - Режим доступа:

URL:http://nsportal.ru/node/234914/ - (дата обращения: 24.04.2012).

АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МИГРАНТСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ямских Т.Н., к.пед.н., доцент (Россия, Красноярск)

Рассмотрению вопросов языковой социализации мигрантской молодежи посвящено множество лингвистических, филологических, а также педагогических изысканий в отечественной и зарубежной науке. Вместе с тем недостаточно изученной остается логосфера культуры самой российской молодежи, отражающая ценностные ориентации и типовые модели поведения, вследствие чего ощущается неэффективность применяемых на практике методик, призванных облегчить социализацию обучаемых в новой для них среде. Необходимость тщательного исследования упомянутых проблем определила актуальность данной работы.

Теоретической предпосылкой исследования стала концепция «интегрирующей общественную систему репрезентативной культуры» сформулированная Л.Г. Иониным. Согласно выдвинутой им теории языковая социализации личности социокультурно обусловлена внутренне связанными элементами логосферы культуры, в которой происходит борьба между различными культурными и языковыми формами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью работы является анализ социокультурного содержания языковой социализации мигрантской молодежи. В соответствии с целью решались следующие задачи:

1) проанализировать логосферу современной российской культуры и выявить сложившиеся противоречия;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.