Научная статья на тему 'Siberian scientific and methodological schools during transition of the post-graduate course to higher education system'

Siberian scientific and methodological schools during transition of the post-graduate course to higher education system Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РOST GRADUATE / УЧЁНЫЕ СИБИРИ / SCHOLARS OF SIBERIA / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / METHODS OF TEACHING RUSSIAN / НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCIENTIFIC SCHOOL / АСПИРАНТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Острикова Татьяна Александровна

В статье рассмотрено состояние развития научно-методических школ Сибири, описан вклад специалистов в подготовку научно-педагогических кадров по методике русского языка, актуализирована проблема переходного периода в реорганизации аспирантуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Siberian scientific and methodological schools during transition of the post-graduate course to higher education system»

УДК 378.048.2(571.1/.5)

СИБИРСКИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА АСПИРАНТУРЫ

В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. А. Острикова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассмотрено состояние развития научно-методических школ Сибири, описан вклад специалистов в подготовку научно-педагогических кадров по методике русского языка, актуализирована проблема переходного периода в реорганизации аспирантуры.

Ключевые слова: аспирантура, учёные Сибири, методика обучения русскому языку, научная школа.

Реформа высшего образования в Российской Федерации вступила в новую фазу в соответствии с положениями нового Закона об образовании. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре сейчас находится в стадии переходного периода. Одни аспиранты доучиваются по специальности по системе послевузовской подготовки, а другие (набор 2014 и/или 2015 годов) - в системе трехуровневого высшего образования, где аспирантура занимает 3-й уровень [1].

Сегодня в соответствии со Статьёй 108 Федерального закона об образовании [2] послевузовское профобразование в аспирантуре приравнено к новому уровню высшего образования, который характеризуется как «подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре», к чему допускаются лица, имеющие образование не ниже специалитета или магистратуры. Методика обучения русскому языку как родному и неродному (государственному и иностранному) изучается в специальных вузовских дисциплинах, конкретизируемых на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Руководить аспирантами могут специалисты, имеющие учёную степень и/или учёное звание по профилю подготовки.

В связи с переводом аспирантуры в систему высшего образования, подготовка аспирантов по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, по уровням образования) [далее - ТиМОиВ (русский язык...)] вступила в стадию завершения. В 2015 году в Томске, Чите, Абакане набор в аспирантуру осуществлялся уже по направлению подготовки 44.06.01. Образование и педагогические науки (ОиПН), куда включён профиль 13.00.02. ТиМОиВ (РЯ, ОО) (русский язык, общее образование). Далее приём граждан для обучения в вузе по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре будет осуществляться только по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования.

Конечно, подготовка кадров в аспирантуре изменилась кардинально с точки зрения нормативной базы и места в системе образования, однако научная составляющая при этом не меняется. Главным наставником для будущего учёного по-прежнему является научный руководитель аспиранта [3, с. 80]. Если необходимая в регионе аспирантура закрывается, это не значит, что прекращается научно-методическая подготовка специалистов. С точки зрения перспективного развития высшего научно-методического образования в Сибири, обнадёживающим фактором является то, что учёные успели подготовить те кадры, которые при благоприятных условиях могут «двигать» науку уже на уровне докторских диссертаций.

Есть основания говорить о наличии или формировании таких сибирских научно-методических школ, как Новокузнецкая, Красноярская, Новосибирская, Абаканская. Такой вывод был сделан нами в процессе подготовки биобиблиографических справочников [Методика 2013, Методика 2014; Методика 2015 - готовится к печати], в которых представлены научные очерки о методистах-русистах и лингвистах-методистах. Названия научно-методических школ образованы от названий городов, где живут и работают научные руководители защи-щённых кандидатских диссертаций, объединённых общей исследовательской проблемой, идеями и концепциями, выработанными учёными-наставниками. Используемые нами названия помогают подчеркнуть вклад учёных Сибири в подготовку научно-педагогических кадров для этого огромного региона РФ. Известные аналогичные термины (напр., Московская научная школа) являются более широкими по значению, так как включают несколько научных школ, сложившихся в АН / РАО и вузах столицы.

Судьба методических аспирантур и соответствующих диссоветов вообще сложна. В 50-80-е годы ХХ века они были практически только в Москве и Ленинграде - в системе НИИ Академии наук РСФСР / СССР и при кафедрах методики преподавания русского языка (МПРЯ) педагогических вузов, прежде всего в МГПИ им. В. И. Ленина. Государством создавались благоприятные условия для расширения географии научно-методических исследований и повышения качества послевузовской (постдипломной) подготовки педагогических кадров. В 60-80-е годы прошедшего столетия в таких аспирантурах было подготовлено много кандидатов и докторов педагогических наук для всех регионов СССР и по всем направлениям и отраслям предметной методики.

В конце 1990-ых и в 2000-е годы аспирантуры по специальности 13.00.02 МПРЯ, позднее Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, или русский язык, общее образование, или русский язык в школе и вузе, общее и профессиональное образование) были открыты в вузах Новокузнецка, Новосибирска, Томска, Абакана, Читы. В Красноярске, Якутске и других городах Сибири подготовка специалистов осуществлялась в рамках аспирантуры по педагогике, а также путём соискательства.

Учитывая сложный исторический контекст, перейдём к краткой характеристике работы, проделанной учёными Сибири по научно-методической подготовке филологов-русистов в специальной аспирантуре и вне её.

Город Красноярск

Формирование Красноярской научно-методической школы было связано с научно-практической деятельностью доктора педагогических наук, профессора Виктора Яковлевича Булохова. Тема его кандидатской диссертации - «Обогащение письменной речи учащихся тропами (в связи с изучением имени прилагательного в 5 классе)». (Красноярск, 1969), докторского исследования - «Повышение орфографической грамотности учащихся в свете теории речевой деятельности (М., 1994) [подробнее см.: 4, с. 9-13].

Как исследователь В. Я. Булохов воспитан филологическим факультетом МГУ, всей его системой обучения по филологическим дисциплинам. Темы кандидатской и докторской диссертаций сформулированы самим Виктором Яковлевичем. Официальным научным руководителем кандидатской работы была лингвист Скворцова Анна Алексеевна, но она передала реальное руководство над исследованием методисту Григорьеву Адриану Георгиевичу. Именно ему В. Я. Булохов многим обязан как методист-исследователь. Научного консультанта по докторской диссертации официально не было, но консультационную помощь Виктору Яковлевичу дважды оказывала доктор педагогических наук, профессор Т. А. Ладыженская.

Сейчас В. Я. Булохов находится на заслуженном отдыхе, но в годы работы профессором кафедры русского языка и методики его преподавания Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева он руководил лингвометодическими исследованиями в рамках аспирантуры по педагогике.

Под научным руководством В. Я. Булохова выполнено шесть кандидатских диссертаций, успешно защи-щённых: Лукьянова Ольга Викторовна. Отключение денотата как приём обучения грамматике в 5-7 классах (Красноярск, 2000); Новикова Ольга Алексеевна. Герменевтический подход к пониманию и созданию юмористических текстов на занятиях по русскому языку в школе и вузе (Ярославль, 2004). Остальные диссертации защищены в УрГПУ: Юденко Юлия Романовна. Повышение орфографической грамотности с учётом аудиаль-ной модальности младшего школьника (2004); Кулакова Наталья Васильевна. Использование словообразовательных окказионализмов как текстообразующего средства при написании сочинений младшими школьниками (2005); Короленко Анжела Юрьевна. Методический паспорт текста как инструмент прогнозирования орфографической трудности диктанта в основной школе (2010); Мошкина Маргарита Анатольевна. Текстовая презентация экстралингвистической информации в сочинениях учащихся о родном крае (2012).

Аспирантура по специальности 13.00.02 ТиМОиВ (русский язык...)

Город Новокузнецк

В настоящее время, можно сказать, сформировалась Новокузнецкая научно-методическая школа доктора педагогических наук, профессора Галины Борисовны Вершининой, заведующего кафедрой теории и методики обучения русскому языку и литературе Кузбасской государственной педагогической академии, в настоящее время Новокузнецкого филиала-института КемГУ. Её кандидатская диссертация - «Использование произведений музыки в процессе формирования коммуникативных умений» (1985); докторская диссертация - «Эмоционально-речевое развитие учащихся на основе использования музыки в системе работы над коммуникативными умениями» (1995). Научный руководитель и консультант диссертаций - доктор педагогических наук, профессор Таиса Алексеевна Ладыженская (Москва) [см. подробнее: 4, с. 13-15].

Г. Б. Вершинина является создателем научной школы «Проблемы коммуникативного образования в вузе и школе» и научным консультантом докторантов. Как инициатор создания и руководитель методической аспирантуры по специальности 13.00.02 в КузГПА она руководила диссертационными исследованиями аспирантов кафедры, которые защищены в Ярославле (ЯрГПУ). См.: Налимова Татьяна Анатольевна. Экскурсионная речь как профессиональный педагогический жанр учителя-словесника (2000); Федосеева Татьяна Александровна. Методика создания и использования коммуникативных игр для формирования устно-речевых умений (2000); Афанасенко Оксана Борисовна. Методика создания и использования намёка как приёма педагогического воздействия (2003); Гордеева Олеся Владимировна. Проблемная учебная лекция в профессиональной речи учителя русского языка и литературы (2003); Журавлёва Ирина Владимировна. Творческий портрет персоналии как профессионально значимый жанр речи учителя-словесника (2003); Киселёва Людмила Даниловна. Педагогический совет как жанровая разновидность публичного профессионального диалога (2004); Серёгина Олеся Станиславовна. Конспект урока как коммуникативный феномен профессиональной практики учителя русского языка и литературы (2004); Зуева Анна Алексеевна. Формирование профессионально значимых коммуникативных умений студентов педагогического вуза в процессе создания биографического повествования об истории династии (2005); Зотова Татьяна Юрьевна. Формирование аргументативной речи учителя в процессе обучения профессионально значимому спору с учащимися; Суркова Анастасия Павловна. Формирование коммуникативных умений студентов-филологов создавать и использовать комические жанры речи в профессионально значимых ситуациях общения педагога и учащихся; Хлебникова Мария Сергеевна. Риторический идеал как предмет изучения и средство совершенствования общей коммуникативной культуры студентов-филологов в процессе анализа современного драматургического дискурса (2009); Гордеева Любовь Викторовна. Чужая речь в коммуникативной практике учителя русского языка и литературы (2012); Ефимова Ольга Юрьевна. Молчание и умолчание учителя в системе профессиональных речевых тактик (2005); Гусева Наталья Васильевна. Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы (2005); Лейниш Татьяна Леонидовна. Формирование коммуникативной компетентности учителя русского языка и литературы в процессе подготовки и использования творческого портрета художника-иллюстратора на уроках словесности (2005); Тенекова Алек-

сандра Михайловна. Обучение студентов-филологов жанрам справочного аппарата книги (предисловию и послесловию) в системе формирования коммуникативных умений (2007); Перова Татьяна Юрьевна. Жанровые разновидности проблемного слова в профессиональной речи учителя русского языка и методика их изучения

(2008); Вяльшина Оксана Геннадьевна. Обучение студентов-филологов созданию и использованию жанров несогласия в педагогических ситуациях общения с учащимися (2009); Ласковец Ольга Александровна. Обучение студентов способам кодирования учебно-научной лекционной речи» (2009); Лукьянченко Ирина Васильевна. Формирование коммуникативной культуры учащихся в процессе изучения основ элитарного типа общения

(2009); Матехина Ольга Геннадьевна. Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария (2009); Примм Ирина Рудольфовна. Поликодовый ответ в системе учебно-научной речи учащихся (2009); Паймурзина Татьяна Георгиевна. Приёмы предупреждения и преодоления коммуникативных промахов и неудач в непосредственном общении как предмет изучения в средней школе (2010); Вой-тешонок Светлана Викторовна. Обучение студентов-филологов приемам создания и использованию сопроводительного монолога в профессиональной деятельности (2011); Шарко Мария Игоревна. Коммуникативные проблемы выдающихся творческих личностей как предмет риторического анализа на школьных речевых занятиях (2012) [см.: 4 - по указателю персоналий].

После реорганизации и слияния КузГПА с КемГУ в нём в 2014 и 2015 годах не было набора в методическую аспирантуру, однако научная деятельность руководителя и его учеников, работающих на кафедре и в других образовательных организациях, успешно продолжается.

Город Новосибирск

В целом сложившейся является Новосибирская научная школа Ирины Наумовны Зайдман, кандидата педагогических наук, профессора (учёное звание), профессора кафедры современного русского языка и методики его преподавания (с 1 сентября 2015 года) Новосибирского государственного педагогического университета, созданной путём слияния кафедр теории обучения русскому языку и педагогической риторики и современного русского языка. И. Н. Зайдман получила научно-педагогическую подготовку в рамках московской научной школы доктора педагогических наук, профессора Т. А. Ладыженской, научного руководителя кандидатской диссертации «Методика обучения сочинению-рассуждению в 4 классе» (1988) [4, с. 43-47].

Ирина Наумовна 26 лет заведовала кафедрой - сначала современного русского языка и методики его преподавания, затем в 2001 году созданной на её основе кафедрой теории обучения русскому языку и педагогической риторики. В 1995 году обеспечила открытие в НГПУ аспирантуры по специальности 13.00.02 МПРЯ, позднее специальности ТиМОиВ (русский язык.). Сформулировала концепцию терапевтической дидактики, которая развивается в интегративных научных исследованиях автора, аспирантов и соискателей. Обобщение исследований представлено учёным в монографии «Терапевтическая дидактика в обучении русскому языку: развитие коммуникативных и социальных компетенций» (Новосибирск, 2013) и в учебнике для аспирантов «Терапевтическая дидактика в обучении гуманитарным дисциплинам» (Новосибирск, 2015).

Под научным руководством И. Н. Зайдман подготовлены 13 кандидатов педагогических наук, в том числе девять по методике русского языка, которые защищены в диссоветах разных вузов: Евдокимова Елена Вениаминовна. Анализ урока как речевой педагогический жанр: обучение студентов-филологов (Москва 1996); Алё-хова Юлия Юрьевна. Речевое развитие учащихся классов компенсирующего обучения при изучении темы «Имя прилагательное» (Москва 1997); Молокова Ирина Сергеевна. Речевое развитие учащихся на основе системного и функционального изучения лексики и синтаксиса в 5 классе компенсирующего обучения и возрастной нормы (Омск 1998); Кармадонова Оксана Фёдоровна. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка (Екатеринбург 1999); Баранник Анастасия Сергеевна. Методика формирования коммуникативных и рефлексивных умений подростков на основе сказкотерапии на уроках русского языка (Екатеринбург 2002); Ефремова Оксана Анатольевна. Индивидуализация обучения как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка (Екатеринбург 2002); Бессонова Анастасия Владимировна. Развитие мышления и речи слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка (Ярославль 2006); Сафронова Светлана Николаевна. Развитие компетенций учащихся на основе использования элементов разновозрастного сотрудничества на уроках русского языка (Ярославль 2009); Орехова Евгения Олеговна. Реализация личностно ориентированного подхода в обучении орфографии старших школьников и студентов (Ярославль 2012) [см.: 4].

Научные интересы И. Н. Зайдман лежат на стыке разных наук: педагогической риторики, методики русского языка и литературы, педагогической психологии. Поэтому её аспиранты защищают диссертации также по другим специальностям, в том числе: 13.00.08 - Теории и методика профессионального образования (М. А Григорьева. Обучение студентов использованию императивных речевых жанров в педагогическом общении; Т. В. Факторович. Обучение студентов и учителей адекватным реакциям (на материале провокаций в педагогическом общении); 13.00.02 - ТиМОиВ (литература) (М. Ю. Тарасова. Изучение пародии в классах гуманитарного профиля на основе компетентностного подхода); 19.00.07 - Педагогическая психология (Л. Б. Можейкина. Развитие толерантности подростков в процессе обучения русскому языку).

В НГПУ в 2014 году объявлялся набор по специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык.). Под руководством названного методиста очно обучалась одна аспирантка (бюджетное место), которая в сентябре 2015 года отчислилась по семейным обстоятельствам. Как свидетельствует сайт вуза, в 2015 году в НГПУ не было набора по направлению подготовки 44.06.01 с профилем 13.00.02 - ТиМОиВ (РЯ, ОО). Многолетнее сотрудничество методиста с учителями и образовательными учреждениями через сис-

тематические семинары и консультации, разработанные и реализуемые программы повышения квалификации создают предпосылки для подготовки научно-педагогических кадров путём соискательства.

Аспирантура по направлению подготовки 44.06.01 - Образование и педагогические науки с профилем 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (РЯ, ОО) и аспирантура по специальности 13.00.02 Ти-МОиВ (русский язык.).

Город Чита

Активно развивается Читинская научная школа Ларисы Витальевны Черепановой, доктора педагогических наук профессора (учёное звание), профессора кафедры русского языка и методики его преподавания Забайкальского государственного университета, ранее ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского. Теоретико-практическая деятельность учёного сложилась в русле московской научно-методической школы РАО. Кандидатская диссертация Л. В. Черепановой - «Обучение аудированию учебно-научных текстов учащихся 5 классов» (1997); научный руководитель - кандидат педагогических наук В. И. Капинос, ведущий научный сотрудник РАО; докторская диссертация - «Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе (теоретические основы)»; научный консультант - доктор педагогических наук, профессор, член-корр. РАО Е. А. Быстрова.

Сфера научных интересов Л. В. Черепановой - теория и методика обучения аудированию; разработка теории и практики реализации инновационных подходов в обучении русскому языку (в вузе руководит соответствующей лабораторией); рефлексивное обучение русскому языку; языковой портфель, проектная технология как инновационные технологии обучения; формирование у студентов профессионально-педагогической компетенции [4, с. 24-31; 5, с. 207].

Л. В. Черепанова обеспечила открытие аспирантуры по специальности 13.00.02 - ТиМОиВ (русский язык.), в которой с 2007 года по настоящее время аспиранты обучаются очно и заочно. Диссертации, написанные под научным руководством учёного, защищены в Орловском государственном университете. См.: Трофимова Оксана Владимировна. Обучение учащихся 9-х классов критическому аудированию устных развёрнутых ответов на лингвистическую тему на уроках русского языка (2011); Игумнова Юлия Сергеевна. Формирование лингвистической компетенции путём организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении имени существительного (2011); Шахова Татьяна Михайловна. Формирование у учащихся 5-х классов познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в работе с тематическим и рефлексивным языковыми портфелями при обучении русскому языку (2014); Глущенко Елена Евгеньевна. Формирование школьника как субъекта учения средствами рекламных текстов при обучении русскому языку (2015).

Рекомендована к защите и представлена в диссовет УрГПУ диссертация Л. А. Лопинцевой. Формирование коммуникативной компетенции школьников через чтение текстов разных типов. Продолжает обучение на втором курсе аспирантка Н. В. Васильева (её диссертация - «Формирование у школьников культуроведческой компетенции при работе с фразеологизмами»). В 2015 году в аспирантуру по направлению подготовки 44.06.01, профиль 13.00.02 - ТиМОиВ (РЯ, ОО) зачислена А. А. Антошкина.

Город Томск

В Томском государственном педагогическом университета методическими исследованиями руководит доктор филологических наук, профессор Нина Сергеевна Болотнова, профессор (учёное звание), заведующий кафедрой современного русского языка и стилистики ТГПУ. Она руководитель докторантуры и аспирантуры по специальности 10.02.01 - Русский язык, аспирантуры по специальности 13.00.02 - ТиМОиВ (русский язык в общеобразовательной и высшей школе, уровень общего и профессионального образования), в которой с 2015 года к научному руководству привлечена доктор филологических наук, профессор А. В. Курьянович, ученица Н. С. Болотновой.

Нина Сергеевна является научным руководителем защищённых в 1999-2012 годах 14 лингвистических и двух методических диссертаций: Ольга Всеволодовна Касперская. Методика обучения интерпретационной деятельности старшеклассников в профильной школе в процессе преподавания русского языка (2010); Лилия Адольфовна Безменова. Обучение учащихся основной школы текстообразованию на ассоциативной основе в процессе преподавания русского языка (2012) [Методика 2013, с. 95-111, 187, 189]; в настоящее время Н. С. Болотнова руководит одним лингвометодическим исследованием.

В ТГПУ в 2014 и 2015 годах объявлялся набор по направлению подготовки 44.06.01 с профилем 13.00.02 -ТиМОиВ (русский язык в общеобразовательной и высшей школе; уровень общего и профессионального образования) - см. приказы о зачислении.

Город Абакан

В Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова начала формироваться Абаканская научно-методическая школа доктора педагогических наук Татьяны Александровны Остриковой, доцента (учёное звание), профессора кафедры русского языка и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации. Абаканская школа развивается в русле московской научно-методической школы МГПИ / МПГУ, связанной с именами доктора педагогических наук, профессора Михаила Трофимовича Баранова (научный руководитель кандидатской диссертации «Обучение учащихся 4-6 классов морфемному и словообразовательному разборам на основе различения производных и непроизводных слов, 1985) и ученицы М. Т. Баранова доктора педагогических наук, профессора Алевтины Дмитриевны Дейкиной (научный консуль-

тант докторской диссертации «Научно-методическое обеспечение самостоятельной профессиональной подготовки студентов-словесников, 2006) [4, с. 19-24; 5, с. 205-206)].

В центре нашего исследовательского внимания находятся проблемы непрерывного и вариантного обучения русскому языку в образовательных организациях и классах разного типа и обеспечения научно-методической подготовки филологов-русистов. Как инициаторами для создания методической аспирантуры при кафедре русского языка и методики преподавания ХГУ им. Н. Ф. Катанова нами осуществляется руководство аспирантурой (третий и четвёртый курсы) по специальности 13.00.02 - ТиМОиВ (русский язык.) и по направлению подготовки 44.06.01 - Образование и педагогические науки, профиль 13.00.02 - ТиМОиВ (РЯ, ОО). Научный руководитель аспирантки первого курса Н. Т. Соян (г. Кызыл), направление подготовки 44.06.01 - с указанным выше профилем. На первом и втором курсах учатся также аспиранты из Кемерово и Новокузнецка под руководством (на условиях почасовой оплаты) преподавателя Института непрерывного педагогического образования ХГУ, имеющего докторскую диссертацию по развитию речи учащихся узбекской школы и планирующего получить учёное звание доцента по специальности.

Т. А. Острикова являлась научным руководителем двух аспирантов, которые уже окончили аспирантуру и успешно выполнили диссертационные исследования: 1) досрочно защитилась 13.12.2013 г. Наталия Владимировна Кудряшова, преподаватель кафедры русского языка и методики преподавания (РЯиМП) ХГУ им. Н. Ф. Катанова; диссертация - «Непрерывное обучение пунктуации в средней общеобразовательной школе и университете (на материале правил обособления согласованных определений)». Диссертация защищена в диссовете Д 212.283.05 при УрГПУ по специальности «Филология, уровень общего и профессионального образования» [см.: 5, с. 200-202]; 2) принята к защите в том же диссовете диссертация Наталии Леонидовны Чудаевой, преподавателя Колледжа педагогического образования, информатики и права ХГУ им. Н. Ф. Катанова; тема - «Непрерывное изучение морфемики и словообразования в средней школе и колледже». Защита состоится 20 ноября 2015 года. Под нашим руководством продолжают работать над своими исследованиями аспиранты, обучающиеся на третьем и четвёртом курсах. Это учителя-словесники Н. П. Чаптыкова из г. Абакана, Ю. С. Вохмина из Курагинского района Красноярского края, В. П. Чебодаева из Аскизского района Республики Хакасия.

В сентябре 2015 года аспирантура при кафедре РЯиМП ХГУ им. Н. Ф. Катанова (направление 44.06.06, профиль 13.00.02 - ТиМОиВ (РЯ, ОО)) успешно прошла государственную аккредитацию.

В данной статье не ставилась задача детализировать концептуальную сущность сибирских научно-методических школ, выявить всю значимость и глубину вклада региональных учёных в подготовку научно-педагогических кадров для регионов Восточной Сибири. Этот вопрос является темой отдельного исследования по предметно-методическим и историко-педагогическими проблемам. Главное, что в Восточной Сибири есть аккредитованные аспирантуры по методике русского языка и/или научные руководители, имеющие свою научную школу, способные качественно осуществлять подготовку научно-педагогических кадров по теории и практике обучения русскому языку в аспирантуре и вне её.

Принципиально важно то, что ученики специалистов по методике обучения русскому языку (В. Я. Булохова, Г. Б. Вершининой, И. Н. Зайдман, Л. В. Черепановой, Т. А. Остриковой и др.), русскому языку и лингводидак-тике (Н. С. Болотновой и др.) работают в вузах, колледжах, школах, институтах повышения квалификации, центрах изучения русского языка и других образовательных организациях Сибири. Именно эти ученики уже продолжают развитие сибирских научно-методических школ, так как они вне официальных рамок докторантуры (через соискательство) выполняют докторские исследования по МПРЯ.

Методические диссертации сегодня можно защитить в МПГУ (Москва), ЯрГПУ им. К. Д. Ушинского (Ярославль) и в УрГПУ (Екатеринбург). При успешной защите диссертации в специализированном диссертационном совете дипломы кандидата педагогических наук одинаково получат и выпускник аспирантуры, и соискатель. Однако у аспиранта будет и диплом о высшем образовании, что позволит ещё до защиты диссертации занять должность, для которой определены обязательные требования к уровню профобразования и/или квалификации.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Подготовка кадров высшей квалификации. Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки. (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 902. С изменениями и дополнениями от 30 апреля 2015).

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон (МОиН РФ) № 273-ФЭ от 29.12.2012, вступивший в силу 01.09.2013.

3. Острикова, Т. А. Новые возможности лингвометодической подготовки учителя русского языка и литературы на третьем уровне высшего образования // Русский язык в школе. - 2014. - № 2. - С. 78-81.

4. Методика обучения русскому языку и русистика в очерках об учёных Сибири и Дальнего Востока: биобиблиографический справочник / Т. А. Острикова, С. Н. Карамышева, Н. С. Болотнова, В. Я. Булохов, Л. В. Черепанова, А. А. Чувакин и др.; сост. и ред. Т. А. Острикова. - Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2013. - 200 с.

5. Методика обучения русскому языку и русистика в очерках об учёных Российской Федерации и зарубежья: биобиблиографический справочник / Т. А. Острикова, А. Д. Дейкина, И. А. Сотова, Т. Г. Бирюкова, Н. Н. Романова, З. Ф. Юсупова и др.; сост. и ред. Т. А. Острикова. - Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2014. - 208 с.

© Острикова Т. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.