Педагог как эффективный менеджер Teacher as an effective manager
Суворова К. Д.
Студент 3 курса, Факультета экономики и управления, Уральский государственный университет путей сообщения,
Россия, г. Екатеринбург e-mail: krisss992010@mail. ru
SuvorovaK.D.
3nd year student, Faculty of Economics and Management Ural State University of Railway Transport, Russia, Yekaterinburg e-mail: krisss992010@mail.ru
Научный руководитель
Кондрачук О. Е.
старший преподаватель кафедры «Экономика транспорта», Уральский государственный университет путей сообщения,
Россия, г. Екатеринбург e-mail: kolga- 70@mail. ru
Scientific adviser
Kondrachuk O.E.
Senior Lecturer Department of "Economics of Transport" Ural State University of Railway Transport, Russia, Yekaterinburg
e-mail: kolga-70@mail.ru
Аннотация.
В статье рассматривается деятельность педагогов, приводятся в пример новые задачи педагогов, функции, личностные качества и результаты деятельности, свидетельствующие об эффективности обучения, которые прослеживаются и в деятельности менеджеров. Педагог - это еще один механизм при социализации человека. Можно сказать, что педагог - вторая семья у ребенка, педагог играет большую роль в будущем ребенка. В студенческой жизни большую часть времени студент проводит в университете и перенимает опыт у педагогов, чтобы стать первоклассным специалистом. Педагоги являются источником опыта. Они уже были там, куда идут их ученики, пережили то, через что пройдут ученики. И обязанность любого педагога - изучать не только материалы из учебников, но и делать отсылки на их опыт, на их жизненные ситуации, которые обязательно помогут ученикам в их жизни. Хоть и поколения сменяются, некоторые дети не ставят в авторитет преподавателей, но эти первые уроки все же влияют на то, как они будут взаимодействовать с другими людьми в будущем.
Annotation.
The article discusses the activities of teachers, provides an example of new tasks of teachers, functions, personal qualities and performance results that indicate the effectiveness of training, which can be traced in the activities of managers. The teacher is another mechanism for human socialization. We can say that the teacher is the second family of the child, the teacher plays a big role in the child's future. In student life, most of the time the student spends at the University and takes experience from teachers to become a first-class specialist. Teachers are a source of experience. They have already been where their students are going, experienced what the students will go through. And it is the duty of any teacher to study not only materials from textbooks, but also to make references to their experience, to their life situations, which will definitely help students in their lives. Although generations change, some children do not put teachers in authority, but these first lessons still affect how they will interact with other people in the future.
Ключевые слова: педагог, менеджер, эффективность, обучение, управление, образовательный процесс, обучающиеся.
Key words: teacher, manager, efficiency, training, management, educational process, students.
В настоящее время, как никогда раньше, большое внимание уделяется управлению образовательными учреждениями для эффективного достижения целей учебных заведений. Поскольку точкой опоры образовательного рычага является педагог, он рассматривается и описывается как основной менеджер учащихся, их учебной деятельности и школьных образовательных ресурсов. Учебные заведения являются сложными организациями не потому, что они сложны с точки зрения технологий, а потому, что они отражают сложную миссию в быстро меняющейся среде.
С недавних пор функции педагогов несколько изменились и расширились, так как современный педагог выступает в роли не источника знаний, а в роли направляющего и организатора познавательной деятельности учеников и студентов. Обучающиеся на протяжении всей своей учебной жизни встречают на своем пути большое количество педагогов, которые наслаждаются своей профессией. Осознание того, что ты вкладываешь знания в человека, который до тебя ничего не знал - является самоцелью.
Самые главные качества любого квалифицированного педагога - это любовь к знаниям и любовь к развитию других. Хороший педагог может многое изменить в жизни ученика, влияя на все, начиная от обучения в классе и заканчивая его долгосрочным успехом. Исследования показывают, что хорошие педагоги являются единственным наиболее важным фактором, который способствует успехам учащихся в классе, важнее, чем условия, школьные ресурсы и даже школьное руководство.
Стоит начать с того, что педагог и менеджер являются организаторами деятельности людей. В своей повседневной работе и тот и другой выполняют очень важные задачи, которые требуют высокой квалификации, ведь только с помощью компетентного человека коллектив добивается высоких результатов. Теперь педагоги на курсах повышения квалификации изучают управление поведением учеников, межличностные коммуникации в образовании, внутренний и внешний аудит и многое другое, во что раньше педагоги не сильно углублялись, так как их задача была другая - дать только знания.Педагоги как менеджеры должны быть в роли организаторов, инициаторов, стратегов, коммуникаторов, аналитиков и многих других.
Педагог-менеджер заранее составляет эффективный план организации занятий, что включает в себя использование техники управления обучающимися, для поддержания учебной атмосферы на протяжении всего занятия. Очень важно, чтобы обучающиеся сосредоточились и воспринимали педагога в качестве управляющего учебными делами. Еще один важный пункт при организации учебного процесса - педагог не должен обращать внимание на отдельных учеников, никто не должен чувствовать себя не на своем месте, такой метод предполагает сосредоточение на целом классе, как на некой системе.
На плечи педагогов с недавних времен легли более широкие и разнообразные задачи и функции.
Во-первых, педагог наблюдает и оценивает качество образования, организует учебную деятельность, участвует в разработке и применении на практике учебной образовательной программы[1].
Во-вторых, каждый урок проводится согласно собственной образовательной программы, педагоги оказывают помощь обучающимся в выборе направлений самосовершенствования, ведут методическую работу, дают советы своим коллегам [1].
Любой педагог как эффективный менеджер должен уметь не только организовать учебный процесс, но и замотивировать, заинтересовать ученика/студента в изучаемом материале. Каким бы высококвалифицированным педагог не был, все зависит от его личностных и профессиональных качеств. Качества, присущие педагогу-менеджеру: вера в успех, инициативность, умение работать в многозадачности, креативность, гибкость, эмоциональная устойчивость, настойчивость, лидерские качества и многие другие [2].
Проведем оценку эффективной деятельности педагога в таблице 1.
Таблица 1 Оценка эффективной деятельности педагога
Критерии Показатели
Эффективность работы класса 1. Посещаемость
2. Проектная деятельность учеников/студентов
3. Участие в мероприятиях вне образовательного учреждения
4. Проведение педагогом классных мероприятий
Удовлетворенность предоставленных образовательных и воспитательных услуг 1. Удовлетворенность учеников/студентов качеством образования
2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога
Проектирование образовательного процесса 1. Наличие методических работ и рабочей программы
2. Ведение документации
3. Применение современных технологий в образовательном процессе
4. Участие в семинарах, проектах, конференциях и так далее.
Стоит уделить внимание компетенциям педагога и менеджера. Был проведен анализ их компетенций согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [4, 5].
Компетентность педагога - это явление, которое состоит из многих факторов: система теоретических знаний педагога и способность их применять в некоторых конкретных ситуациях; ценностные ориентации играют большую роль; интегративные показатели культуры.
Назовем некоторые из компетенций, представленные в образовательном стандарте педагога:
- эмоциональная устойчивость;
- умение ставить педагогические цели и задачи;
- компетенция в собственном предмете;
- умение обеспечить успех в деятельности учеников;
- компетентность в организации информационной основы и т.д. [4];
Компетентность менеджера - готовность менеджера к управлению, основанные на профессионально значимых и личностных качеств.
Назовем некоторые из компетенций, представленные в образовательном стандарте менеджера:
- способность находить организационно-управленческие решения;
- умение общаться в коллективе;
- умение организовать и поддерживать связи с деловыми партнерами;
- компетентность в своей специальности;
-владение навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации и т.д. [5];
Можно заметить, что в образовательном стандарте есть схожие компетенции у педагога с менеджером. А значит, это еще раз подтверждает, что педагог обязан быть не только источником знаний и подавать пример своим подопечным, но и правильно организовать учебный климат, уметь договариваться с обучающимися, уметь находить правильную информацию, уметь замотивировать и самому верить в успех.
Следует отметить, что само общество и их потребности видоизменяются, а значит, образовательные организации ставят перед собой задачи, которые будут удовлетворять постоянно меняющиеся потребности общества [3]. Поэтому просто необходимо иметь квалифицированных и эффективных педагогов.
Список используемой литературы:
1. Е. Г. Юдина. Позиция педагога: авторитаризм и партнерство. // Вопросы психологии, 2005, № 3.
2. Богданов И.В., Лазарев С.В., Ануфриенко С.С. Психология и педагогика: Методические рекомендации по изучению курса. - М.: Академия, 2002. - 435 с.
3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Просвещение, 1994. - 140 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утв. приказом Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. № 121)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (утв. приказом Минобрнауки России от 12 января 2016 г. № 7)