Научная статья на тему 'Педагог как эффективный менеджер'

Педагог как эффективный менеджер Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4376
830
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагог как эффективный менеджер»

Н. М. Полетаева

Педагог как эффективный менеджер

Функции современного педагога видоизменились и расширились по сравнению с недавним прошлым, теперь он выбирает учебную и методическую литературу, которой пользуется, моделирует технологии обучения и воспитания, осуществляет процесс сопровождения своих учеников, проводит мониторинг качества образования, ведёт методическую работу, принимает участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения, обменивается опытом и обучает коллег, и главное: он теперь не столько источник знаний, а скорее, организатор познавательной деятельности учащихся. Менеджер как управляющий организацией, близок к должности директора образовательного учреждения, однако и каждый педагог является управляющим во вверенном ему ученическом коллективе, масштаб и уровень ответственности разный, но есть и общие функции, характерные для профессии менеджера.

Эффективный менеджер организации выступает в целом ряде взаимосвязанных ролей: организатор, инициатор, стратег, коммуникатор, аналитик, исследователь и помощник для администрации и персонала.

Педагогический процесс как управление познавательной и развивающей деятельностью учеников, как организация эффективного педагогического взаимодействия исследовался в трудах О.В. Акуловой, Е.С. Заир-бек, В.Н. Максимовой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной, которые видят реализацию управленческой функции учителя в двух направлениях: участие учителя в определении образовательной политики на двух уровнях: уровне школы (при проектировании образовательной программы); уровне местного сообщества, страны (при участии в общественно-педагогических дискуссиях по актуальным проблемам современной школы и образования; координации деятельности субъектов образовательного процесса).

Перечисленные выше роли эффективного менеджера можно увидеть в деятельности директора образовательного учреждения (ОУ), завуча, методиста, педагога-предметника и представить в виде матрицы. Директор ОУ представляет собой организатора педагогической, хозяйственной, экономической, социальной деятельности, он определяет перспективы развития на уровне структуры, внешних связей и миссии Оу. Завучи организуют деятельность ОУ по своему направлению: обучение, воспитание, профориентация, методическая работа по ступеням образования. Методист ОУ является орга-

262

низатором методической работы педагогов, а педагог-предметник организует деятельность учеников.

Профессиональная зрелость каждого из перечисленных категорий педагогов будет проявляться при наличии акмеологической позиции как ядра здоровой личности, проявляющей активность, инициативу в творческой, профессионально и личностно значимой самореализации, стремится к достижениям в гуманистически оправданных видах деятельности. Эффективный менеджер - это инициативный управляющий, готовый предложить что-либо новое и взять ответственность на себя за результаты своих решений. Директор ОУ как ответственный инициатор определяет направление инновационной деятельности на структурном, статусном и стратегическом уровнях. Количество нововведений согласно синергетической теории должно быть приблизительно равным 10 % структурнофункциональных изменений, большее количество инноваций может осилить только высокоорганизованная система, а консерватизм, отсутствие новшеств блокирует развитие. Завуч выступает инициатором педагогической деятельности учителей-предметников по своему направлению, инициирует формы контроля и отчётности педагогов, придумывает и внедряет новые механизмы эффективной координации деятельности педагогов и учащихся. Методист выступает как инициатор введения отдельных актуальных новшеств, систематизирует методическую работу педагогов согласно общей теме ОУ, являясь инициатором коррекции отдельных методических тем, проявляет инициативу в выстраивании системы обмена педагогическим опытом на базе ОУ или ресурсного районного центра.

Каждый педагог может проявить инициативу на уровне выбора собственной методической темы, содержания учебного материала в рамках утверждённой программы, технологий обучения, воспитания и сопровождения учащихся, включая методики диагностики качества результатов своей профессиональной деятельности.

Под стратегией понимается ведущий вектор развития, совокупность правил, определяющих выбор варианта действий руководителя в ситуации неопределённости (Н.Т. Селезнёва). Стратегический менеджмент Оу - это задача руководителя, директора, который формулирует коллегиально систему целей, миссию ОУ, которые отражаются в программе развития и концепции ОУ, и несёт преимущественную ответственность за её реализацию и эффективность. Завучи, принимая участие в выработке общей стратегии развития ОУ, наибольшую активность проявляют в формулировании стратегического видения своего направления и моделировании ситуационных стратегий, связанных с появлением непредвиденных факторов, результатов деятельности.

263

Методист концентрирует своё внимание преимущественно на программе «Методическое обеспечение качества образования», причём методическая работа ОУ должна носить системный и инновационный характер. Методист, определяя стратегию управления методической работой педагогов, решает задачу определения миссии и системы целей методической работы, её связь с аналогичной деятельностью других ОУ и т.д.

Для педагога характерна выработка собственной программы личностно-профессионального роста и развития, помощь ученикам в выборе приоритетных направлений самосовершенствования, индивидуальных образовательных маршрутов и участие в разработке образовательной программы ОУ, реализующей генеральную стратегию развития ОУ.

Педагог как коммуникатор, координатор субъектов педагогического процесса чаще всего отвечает за эффективность педагогического взаимодействия по направлениям учитель - ученик, ученик -ученик, учитель - родитель.

Директор проявляет коммуникативную функцию при налаживании внешних и внутренних связей преимущественно с завучами, методистом, психологом, руководителями методических объединений и творческих групп. Завучи и методисты ответственны за эффективность профессионального взаимодействия между педагогами, а завуч по УВР - и между учащимися.

Каждый из перечисленных педагогов будет эффективным менеджером при успешном освоении аналитической профессиональной функции: для директора это анализ эффективности

управленческой деятельности, адекватное определение места ОУ в районной системе образования, определение концептуальных основ моделирования системы мониторинга качества образования в ОУ. Завучи анализируют обобщённые для ОУ показатели успеваемости, обученности, воспитанности, поступления в вуз, соотносят с обобщёнными показателями физического и психического развития субъектов педагогической среды. Методист, либо завуч по научнометодической работе анализирует степень профессиональной зрелости педагогов, эффективность инновационной деятельности Оу. Педагог подвергает анализу эффективность своей профессиональной деятельности и успешность своих учеников, отношение родителей к тем или иным педагогическим вопросам.

Эффективный менеджер выступает и как исследователь перспектив развития, введения новшеств, анализирует и предвидит действия конкурентов, поставщиков, координирует исследовательскую работу сотрудников и т.д.. Директор ОУ как эффективный менеджер связывает свою методическую тему, исследовательскую работу с поисками механизмов эффективного менеджмента ОУ, за-

264

вучи должны связывать своё исследование с эффективной организацией вверенного им направления работы. Например, для завуча по УВР методическая тема может быть сформулирована так: «Психолого-педагогические условия эффективной организации самоуправления учащихся в ОУ» или «Преемственность и поэтапность формирования патриотизма и гражданской ответственности у учащихся лицея», т.е. исследование охватывает систему работы ОУ по анализу одного из направлений воспитательной работы. Методист работает как исследователь на уровне единой методической темы ОУ, а педагог - на уровне своей темы; методист также формирует готовность педагогов к исследовательской деятельности.

Творческая самореализация очень многих людей зависит от ак-меологической поддержки, помощи на траектории достижения успеха: личностной и профессиональной. Результативность и

эффективность всей организации усилятся при условии введения в систему менеджмента элементов помощи сотрудникам на пути к достижениям, а эффективный менеджер должен обладать готовностью организовывать и оказывать акмеологическую, направленную на личностно-профессиональное самосовершенствование помощь и поддержку персонала. Директор ОУ выступает как организатор ак-меологической поддержки педагогов, включая заботу о профессиональном, личностном и индивидном развитии (забота о сохранении и укреплении психического и физического здоровья), помогает выстроить программу развития педагога. Так, директор Ахтмеской гимназии г. Кохтла-Ярве, наш аспирант С.С. Скоробогатова ведёт с педагогами развивающие беседы в конце учебного года, определяя «зону ближайшего развития» каждого, выделяет группу старших педагогов, подчёркивая их профессиональную зрелость. Все перечисленные функции директор сможет выполнять эффективно только при наличии собственной программы профессионального самосовершенствования. Директора акмеологических школ, вставших на путь движения к целостному развитию человека, его непрерывному самосовершенствованию на духовном, личностном, профессионально-деятельностном и физическом уровнях констатируют факт, что руководителю часто приходится «зажигать» себя самого изнутри, генерируя психологическую энергию и активность, поддерживать веру в успех вверенного ему коллектива. Неслучайно и проект профессиональных компетенций педагога, опубликованный в Вестнике образования (апрель 2007) начинается с такой компетенции, как вера в ученика. Можно спорить по поводу принадлежности веры к компетентностной сфере, но что это профессионально значимое качество личности для педагога - это очевидно.

К личностным качествам педагога как эффективного менеджера можно отнести: акмеологическую позицию, веру в успех своей дея-

265

тельности и вверенного коллектива педагогов или учащихся, оптимизм, инициативность, активность, артистизм, эмпатию, толерантность, эмоциональную устойчивость, креативность, ответственность, волю в стремлении к достижениям, сенсорную чувствительность, чувство меры и юмора, блокирование «застревающих» моделей поведения, мобильность, гибкость, организованность и гуманистическую систему ценностей.

Акмеологическая поддержка педагога, включающая психологический, валеологический и методический блоки, будет проявляться в обучении акмеологическим технологиям целенаправленного развития в себе обозначенных качеств, а также умения работать в команде, взаимодополнять друг друга. Взаимодополнительность разных видов управленческой деятельности на всех ступенях функционирования ОУ даёт синергийный, усиливающий эффект, определяет результативность работы всей организации.

Одним из важнейших показателей профессиональной зрелости руководителя образовательного учреждения с точки зрения эффективности образовательного менеджмента можно считать наличие готовности к формированию, реализации и оценке эффективности акмеологической стратегии управления. Признаками акмеологиче-ской стратегии являются:

• концептуальное единство генеральной и ситуационных стратегий, их направленность на синергийное, опережающее движение всех участников педагогических систем к личностным и профессиональным, индивидуальным и коллективным вершинам своего развития;

• направленность на формирование акмеологической образовательной среды, где престижно хорошо учиться, заниматься физической культурой, вести здоровый образ жизни, быть гражданином и патриотом своей родины;

• сочетание личностно-деятельностного подхода, обеспечивающего поддержку и становление акмеологической позиции каждого, как ядра здоровой личности, с социетарным подходом, ориентирующим на приоритет интересов большей социальной системы по отношению к меньшей;

• целевая устремлённость к непрерывному самосовершенствованию, творческой самореализации личности и конкурентоспособности человека, организации, страны, коэволюции педагога и ученика;

• расширение социальных связей, функций, реализуемых образовательным учреждением;

• усиление ответственности педагогического коллектива и учащихся за качество результата и процесса образования;

266

• синергийность образовательной среды, обеспечивающей преемственность и взаимодополнительность её структурных компонентов;

• опережающий эффект образования, обеспечивающий прогрессивное развитие всех сфер жизни человека в будущем на основе идей гуманизма.

Эффективность работы менеджера на производстве оценивается по таким результатам, как прибыль, расширение рынка и повышение качества товара, снижение себестоимости товара, повышение качества предоставляемых услуг, разработка и выпуск новых товаров и услуг и т. д. Какие результаты деятельности педагогов свидетельствуют об эффективном менеджменте в образовании? Для ОУ в целом можно выделить следующие характеристики:

• престижность ОУ, связанная с известностью, статусом, количеством желающих работать и учиться в этом ОУ;

• экономический эффект определяется подушевым финансированием и развитостью платных образовательных услуг, а также участием педагогического коллектива в коммерческой деятельности, например в разработке тем по грантам, публикациях для продажи и т. д.;

• качество личностно-профессиональных характеристик педагогов и учащихся;

• удовлетворённость деятельностью ОУ со стороны работников, принимающих выпускников учреждения (вуз, техникум, предприятие и т. д.), а также родителей и участников педагогического процесса (педагогов и обучаемых).

Организационно-управленческие функции в образовательном учреждении обычно связывают с должностью директора, в меньшей степени с должностью завуча, а для педагога организационноуправленческие умения как компонент профессиональной зрелости осознаются только 42 % из 342 опрошенных педагогов.

Результативность работы методиста и завуча как эффективного менеджера проявляется в росте числа профессионально зрелых педагогов, в повышении качества профессиональной деятельности педагогов ОУ, методической работы, которая приобретает характер системной, непрерывной, преемственной инновационной исследовательской деятельности.

В качестве ключевых выводов по проблеме «педагог как эффективный менеджер» можно сказать следующее:

• не только руководитель ОУ, но и каждый педагог в структуре своей профессиональной деятельности на уровне личностнопрофессиональной зрелости должен иметь черты характера и навыки эффективного менеджера образования;

267

• эффективность менеджмента ОУ определяется системностью и опорой на личностно-деятельностный, акмеологический и синергетический подходы при формировании и реализации стратегии развития ОУ;

• качество педагогического образования должно оцениваться и с точки зрения готовности выпускников (студентов педагогических вузов или факультетов и слушателей системы повышения квалификации) к педагогическому менеджменту на всех уровнях образовательной системы.

И. А. Сиялова

Акмеологический подход к психологии менеджмента

Анализ современных мировых социально-экономических процессов с неумолимой логикой свидетельствует о том, что проблемы современного менеджмента уже не решаются на основе жестко дифференцированных дисциплинарных подходов, что старый стиль управления уже не дает даже удовлетворительных результатов. Уходящая в прошлое парадигма (модель) управления доминировала много лет. Ее основу составляла уверенность в том, что для понимания динамики поведения любой сложной системы достаточно изучить свойства ее частей. Новая парадигма требует понимания функций и связей отдельных элементов на основе анализа динамики системы в целом в условиях ускоренного развития всех общественных процессов.

Традиционная модель управления нацеливала внимание менеджера почти исключительно на экономические цели. Новая модель, отражая растущую интеграцию экономических и социальных процессов, ставит в фокус внимания менеджера социальные задачи.

Старая система управления оперировала принципами неограниченного экономического роста, который понимался в чисто количественных терминах как увеличение прибыли и валового национального продукта. Новая система менеджмента оперирует понятием «равновесие», т. е. такого состояния экономического развития общества, при котором удовлетворение текущих потребностей не должно уменьшать шансы будущих поколений на достойную жизнь.

Характерной чертой современного менеджмента является его растущая ориентация на психологические знания. Это связано с тем, что менеджеры пытаются найти новые, акмеологические пути активизации творческого потенциала сотрудников организации, стараются изучать и воздействовать на психологические особенности

268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.