Научная статья на тему 'Педагог и культура: коммуникативный аспект'

Педагог и культура: коммуникативный аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
62
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагог и культура: коммуникативный аспект»

Есипов М.А. ®

Соискатель кафедры педагогики, Московский государственный областной университет

ПЕДАГОГ И КУЛЬТУРА: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

В современном обществе чрезвычайно актуальным является вопрос культуры взаимодействия между людьми, и именно от уровня их коммуникативной культуры в значительной степени зависит эффективность этого взаимодействия.

А.В. Мудрик определяет коммуникативную культуру как «систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении» [4].

Коммуникативная культура, по мнению ряда ученых, - это, прежде всего, «культура человеческих взаимоотношений, основу которых составляет общительность». Общительность же, в свою очередь, «проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми» [6].

Являясь одним из центральных свойств личности, общительность включает в себя такие составляющие, как коммуникабельность (способность испытывать удовольствие от процесса общения), социальное родство (желание находиться в обществе), эмпатию (способность к сочувствию, сопереживанию) и идентификацию (умение переносить себя в мир другого человека) [5]. Общительность, посредством которой человек выражает свою потребность в контактах, предполагает умение слушать, поддерживать беседу на различные темы; общительный человек обладает богатой мимикой, жестикуляцией, выразительностью интонаций.

Еще одним важным личностным свойством, в котором заключаются как коммуникативные способности, так и свойства личности, позволяющие эти способности реализовать, является контактность. Контактность, по определению В.Н. Куницыной, -это «способность вступать в психологический контакт, формировать доверительные отношения в зоне взаимодействия, основанные на согласии и взаимном принятии», и эта способность обеспечивается благодаря навыкам общения и саморегуляции, а также свойствам личности, благоприятствующим контакту [3].

В ходе исторического развития общества способы и формы общения между людьми постепенно закреплялись в традициях, обычаях и нравах, которые способствовали взаимопониманию и обеспечивали взаимодействие людей в процессе общения. Е.В. Шевцова [5] указывает, что одним из важнейших моментов в коммуникации является передача социально-психологической информации, и осуществляется она при помощи языка этикета, с использованием стандартов общения, кодов, знаков и символов.

В истории культуры прослеживаются идеи взаимосвязи культуры и общества, культуры и цивилизации, культуры и человеческой деятельности, культуры и образования. Культура, таким образом, выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизводства социально ценного опыта и развития общественной жизни. И именно единство образования и культуры является условием становления и развития коммуникативной культуры [1,104].

Поскольку коммуникативная культура неразрывно связана с общей культурой личности, то она в максимальной степени включает в себя ряд сущностных характеристик, как-то: знания, умения и навыки, способности, ценностные ориентации и установки, а также особенности характера.

Л.А. Аухадеева отмечает, что понятие общей культуры является более общим по отношению к понятию коммуникативной культуры. Таким образом, коммуникативная культура, с одной стороны, «реализует определенные, присущие мировой культуре цели и

® Есипов М.А., 2010 г.

функции», а с другой стороны, «позволяет человеку овладеть ценностями культуры, войти в мировое культурное пространство, создавать свой образ, передавать духовные ценности следующему поколению, участвовать в позитивном творческом преобразовании общества» [1, 105].

Если понимать общую культуру личности как совокупность разных видов культур (нравственной, психологической, эстетической и др.), то коммуникативная культура, безусловно, является ее важнейшей составляющей. Аухадеева выделяет три компонента, обязательных как в общей, так и в коммуникативной культуре учителя:

а) аксиологический (духовные и нравственные ценности, идеалы, нормы);

б) деятельностный (знания, умения, навыки осуществления профессиональной деятельности, основой которой является коммуникативная деятельность);

в) личностный (личностные качества, способности и отношение человека к природе, к себе и окружающим людям.

Эти компоненты культуры «пронизывают профессиональную подготовку, профессиональную деятельность и профессионально-деятельностное развитие специалиста» [1,104].

Коммуникативная культура - это также и особая форма социальной культуры, так как она охватывает все стороны взаимодействий и взаимоотношений людей, выполняя следующие важнейшие функции в жизни человека и общества:

а) человекотворческую, или гуманистическую, то есть функцию формирования самого человека, его духовности, мировоззрения и отношения к миру;

б) ценностную, или аксиологическую, которая формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации;

в) информационную, или функцию передачи социального опыта, функцию исторической преемственности;

г) познавательную, или гносеологическую (накапливая информацию и опыт, человек получает возможность познания и освоения мира);

д) регулятивную, или нормативную, предписывающую установки, нормы и правила поведения;

е) семиотическую, или знаковую, которая позволяет овладеть знаковой системой той или иной культуры, дает возможность понимать культуру, жить и творить в ней. Коммуникативная культура, таким образом, обладает общими признаками культуры, отражая специфический характер коммуникации [1, 106].

Представляется совершенно очевидным, что коммуникативная культура - это один из важнейших компонентов профессиональной культуры специалиста вообще и педагога в частности. Более того, как указывает И.Л. Берегова, коммуникативные умения педагога развивают такие важнейшие психологические качества, как педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, а также способствуют формированию педагогической этики как системы знаний гуманистических норм своей профессии и осознания необходимости следования им [2].

Литература:

1. Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура как компонент общей и профессионально-педагогической культуры учителя // Вестник Татарского гос. гуманитарно-педагогического ун-та. - Казань, 2006. - №1. - С. 99-111.

2. Берегова И.Л. Формирование коммуникативной культуры преподавателя высшей школы. [Электр. ресурс]: http:// www.t21.rgups.ru/doc2009/1/01.doc.

3. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения. - СПб., 1991 - 38 с.

4. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. - М.: Знание, 1991. - 78 с.

5. Шевцова Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста // Сб. научных трудов СевКазГТУ - Серия «Гуманитарные науки», вып. № 10. - Ставрополь, 2003.

6. Шиянов Е.Н., Котова Е.Б. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1997. -112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.