Научная статья на тему 'Особенности коммуникативных свойств будущих логопедов'

Особенности коммуникативных свойств будущих логопедов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
356
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА / АФФИЛИАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Весельева Ирина Петровна

Обозначена значимость развития коммуникативных свойств будущих логопедов. Выделены показатели развития коммуникативных свойств будущих логопедов аффилиация, эмпатия, межличностные отношения и особенности их развития в процессе обучения в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативных свойств будущих логопедов»

РАЗДЕЛ X КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37.015.3

Весельева Ирина Петровна

Старший преподаватель кафедры специальной психологии Института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. 77. Астафьева, irvesO@mail.ru, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ

Veselyeva Irina Petrovna

Senior lecturer in special psychology of the Institute of Special Education, Krasnoyarsk State Pedagogical University. V. P. Astafieva, irvesO@mail.ru, Krasnoyarsk

FEATURES OF THE COMMUNICATIVE PROPERTIES OF FUTURE SPEECH THERAPISTS

Каждому человеку в обществе приходится взаимодействовать, общаться с другими людьми. От успешности общения, развития коммуникативных свойств зависит реализация им своих потребностей, эмоциональный комфорт. Особую роль коммуникативные свойства играют в профессиональной деятельности педагогов, в частности логопедов, которая подразумевает постоянное общение, взаимодействие с детьми. Именно в совершенствовании коммуникативных свойств заключается мощный резерв повышения профессиональной компетентности педагогов, логопедов, как представителей профессии типа «человек-человек», требующей постоянного взаимодействия, общения с детьми.

Проблема педагогического взаимодействия, требований к коммуникативным свойствам педагога рассматривается в трудах В. А. Кан-Калика, И. А. Колесниковой, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитова, А. А. Леонтьева,

А. В. Мудрика, Н. Д. Никандрова, А. С. Шарова.

Однако проблема развития коммуникативных свойств будущих логопедов изучена недостаточно.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена противоречиями между:

- возрастающей потребностью общества в компетентностных специалистах и недостаточной изученностью особенностей развития коммуникативных свойств будущих логопедов в вузе;

- объективной значимостью коммуникативных свойств будущих логопедов и недостаточной разработанностью этих вопросов в педагогике и психологии.

Вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении особенностей развития коммуникативных свойств будущих логопедов.

224

Многие психологи, педагоги считают, что говорить о коммуникативных свойствах, способностях педагога неправомерно, так как они являются профессиональными педагогическим способностями, которыми он должен овладеть независимо от своих индивидуальных качеств. Так у Ф. Н. Гоно-болина [2], Н. Д. Левитова [7] содержание педагогических способностей пронизывают элементы коммуникативных способностей.

Некоторые ученые (В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров [3], Н. В. Кузьмина [5], В. А. Крутецкий [4]) коммуникативные свойства педагога представляют в качестве самостоятельного компонента структуры профессионально-педагогических способностей.

Таким образом, в указанных исследованиях отмечается связь коммуникативных умений педагогов с профессиональной педагогической деятельностью, то есть профессия педагога, в том числе логопеда, требует постоянного взаимодействия с обучающимися, является «коммуникативной», соответственно к коммуникативным свойствам педагога предъявляются дополнительные требования как к его профессионально важным качествам.

В. А. Сухомлинский [11] отмечал, что «учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях». Развитая у человека эмпатия, — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувс-твования в мир партнера по общению и, прежде всего, в психолого-педаго-гических профессиях.

Н. М. Назарова пишет, что дефектолог, логопед - «это человек с особым складом души, деятельный инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире» [10, с. 160].

А. В. Мудрик [8] также считает, что успешность общения зависит от готовности к симпатии и эмпатии. Готовность к симпатии отражает способность испытывать влечение к другому человеку, а готовность к эмпатии — готовность и способность сопереживать (переживание тех самых чувств, которые испытывает другой человек, отождествляя себя с ним, «растворяясь» в нем), сочувствовать (переживание тех же чувств, которые испытывает другой человек, эмоционально положительное отношение к тому, что чувствует другой).

Таким образом, Н. М. Назарова [10], А. В. Мудрик [8], В. А. Кан-Калик,

Н. Д. Никандров [3] указывает на эмпатию, как свойство личности логопеда, необходимое для эффективного педагогического общения.

Производной эмпатии являются аффилиация, отзывчивые межличностные отношения (X. Хекхаузен [12], В. Н. Куницына [6], Р. О. Агавелян [1]).

Впервые термин «аффилиация» использовал А. Мюррей в 1938 г. и описывал мотив аффилиации следующим образом: «заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам».

Под аффилиацией В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына предлагают понимать «потребность человека в установлении, сохранении и упрочнении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни [6, с. 36].

X. Хекхаузен под аффилиацией подразумевает определенный класс социальных взаимодействий, имеющих каждодневный и в то же время фундаментальный характер, содержание которых заключается в общении с другими людьми и таком поддержании, которое приносит удовлетворение, привлекает и обогащает обе стороны. Человек, стремящийся к аффилиации, прежде всего должен дать понять, что стремится вступить в контакт, сообщив этому контакту привлекательность в глазах предполагаемого партнера, что рассматривает его как равного себе и предлагает ему полностью взаимные отношения, а также должен добиться определенного созвучия своих переживаний переживаниям партнера, что побуждало бы обе стороны к взаимодействию и ощущалось бы ими как нечто приятное, приносящее удовлетворение и поддерживающее чувство собственной ценности. Цель мотива аффилиации - взаимная и доверительная связь, при наличии которой каждый из партнеров если не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему [12, с. 550].

Степень выраженности потребности в аффилиации в значительной мере определяет тип межличностного поведения, отношения.

Так В. А. Кан-Калики, Н. Д. Никандров [3] считают, что наиболее плодотворны, продуктивны типы общения, во-первых, на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, который складывается благодаря высоким профессионально-этическим установкам педагога и его отношениям к педагогической деятельности в целом; во-вторых, на основе дружеского расположения, который является предпосылкой успешной учебно-воспитательной деятельности.

A. В. Мудрик [8] считает сотрудничество ведущим стилем взаимодействий, взаимоотношений. Успешное сотрудничество ученый определяет, во-первых, через коллективную постановку целей и планирование путей их достижения; во-вторых, через совместное выполнение намеченного плана; в-третьих, через совместный с партнерами анализ и оценку достигнутого результата. Развивать коммуникативные способности педагогу он предлагает через сотрудничество, познание и общение учиться умению жить среди людей.

B. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша [6], говоря об «отношениях» как степени выраженности потребности в аффилиации, указывают на субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-то внешним объектом (предметом, человеком) и проявляется в его эмоциональных реакциях, категоризации данного объекта, определенном шаблоне действий.

Такой же смысл определения отношений представлен у В. Н. Мясищева [9]: отношения - это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношения человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.

В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпа [6] предлагая межличностные отношения определять как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте, выделяют следующие структурные параметры отношений:

1) дистанция или степень психологической близости партнеров, - близкая, далекая;

2) валентность, или оценка отношений, - позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;

3) позиция партнеров - доминирование, зависимость, равенство;

4) степень знакомства - отношение поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные.

Системное представление межличностных отношений, поведения, схожее с работой В. Н. Куницыной разработано у Т. Лири, в основе которых лежит реализация потребности в общении и осуществлении своих желаний. Т. Лири при рассмотрении стилей поведения указывал на показатели аффи-лиации - скептицизма, недовольства другими; конформно сти-неконформ-ности; властности-покорности; дружелюбия - агрессивности; уверенности и независимости - потребности в помощи и доверии со стороны окружающих, на основании которых выделил следующие стили межличностных отношений, поведения в общении: 1) властно-лидирующий; 2) независимодоминирующий; 3) прямолинейно-агрессивный; 4) недоверчиво-скептичес-кий; 5) покорно-застенчивый; 6) зависимо-послушный; 7) сотрудничающе-конвенциальный; 8) ответственно-великодушный.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что аффилиация (потребность в установлении, сохранении и упрочнении добрых отношений), эмпатия (способность постижения эмоционального состояния другого человека) и стили отношений (взаимные ориентации в общении) являются показателями развития коммуникативных свойств будущих логопедов.

Мы провели эмпирическое исследование особенностей коммуникативных свойств будущих логопедов обучающихся на 1, 3 и 5 курсах в Институте специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

Нами также были определены достоверные изменения коммуникативных свойств у будущих логопедов с помощью критерия Н. Крускала-Уол-лиса (таблица).

Достоверные изменения коммуникативных свойств у будущих логопедов

Показатель сравнения Значение, н Уро- вень досто- вер- ности, р ..... Комментарии

Эмпатия 21,897 0,0000 выявлены достоверные различия, различия не случайны, с курсом значения понижаются, самые высокие на 1, а самые низкие на 5 курсе

Стремление к людям 2,18 0,3360 достоверных различий не выявлено

Боязнь быть отвергнутыми 24,09 0,0000 выявлены достоверные различия, различия не случайны, на 3 курсе показатели значимо ниже, на 1 курсе значимо выше

общительность 11,11 0,0039 выявлены достоверные различия, различия не случайны, на 3 курсе показатели значимо ниже, на 1 курсе значимо выше

Уровень субъективного контроля 0,06 0,97 достоверных различий не выявлено

Властно-лидирую-щий стиль отношений 6,46 0,039 выявлены достоверные различия, различия не случайны, на 1 и 3 курсах показатели значимо ниже, на 5 курсе значимо выше

Независимо-доми-нирующий стиль отношений 4,77 0,09 достоверных различий не выявлено

Прямолинейно-агрессивный стиль отношений 3,10 0,21

Недоверчиво-скептический стиль отношений 5,44 0,07

Покорно-застенчивый стиль отношений 6,88 0,03 выявлены достоверные различия, различия не случайны, на 1 курсе показатели значимо выше, на 5 курсе значимо ниже, с курсом понижаются

Зависимо-послушный стиль отношений 1,08 0,58 достоверных различий не выявлено

Сотру ничающе-конвенциальный стиль отношений 16,98 0,0002 выявлены достоверные различия, различия не случайны, на 5 курсе показатели значимо ниже, на 1 курсе значимо выше

Ответственно-ве-ликодушный стиль отношений 12,89 0,0016 выявлены достоверные различия, различия не случайны, с курсом значения понижаются

Динамика показателей эмпатии, полученная при использовании методики для оценки способности педагога к эмпатии И. М. Юсупова, свидетельствует о снижении значений от курса к курсу (средние значения 59,42; 52,58;

47,56 баллов соответственно на 1, 3, 5 курсах). Таким образом, зафиксирована тенденция к постепенному снижению чувствительности, сопереживания в процессе общения у будущих логопедов.

Выявлено также снижение показателей «боязни быть отвергнутыми» -мотивационной тенденции потребности аффилиации от 1 курса к 3 курсу обучения в вузе у будущих логопедов, то есть студенты 3 курса в меньшей степени стремятся к одиночеству, не бояться быть отвергнутыми в процессе установления новых межличностных отношений.

Динамика значений властно-лидирующего отношения свидетельствует о повышении уверенности в себе, стремлении руководить, развитии организаторских свойств от 1 курса к 5 курсу (средние значения 7,0; 7,47; 10,18 соответственно на 1, 3, 5 курсах).

Динамика значений покорно-застенчивого поведения свидетельствует о снижении скромности, застенчивости, уступчивости в процессе общения у будущих логопедов в процессе обучения в педагогическом в вузе (средние значения 8,66; 7,68; 5,81 соответственно на 1, 3, 5 курсах).

Динамика показателей сотрудничающее-конвенциального и ответственно-великодушного стилей межличностных отношений свидетельствует о снижении стремления к тесному сотрудничеству, дружелюбным отношениям, а также указывает на снижение эмоциональной отзывчивости, реактивности в процессе общения у будущих логопедов, обучающихся в педагогическом вузе (средние значения сотрудничающее-конвенциального поведения - 10,4; 7,7; 7,5; ответственно-великодушного поведения - 11; 9,5; 7,8 соответственно на 1, 3, 5 курсах).

Был также проведен корреляционный анализ коммуникативных свойств будущих логопедов.

Так у будущих логопедов, обучающихся на 1 курсе педагогического вуза мотивационная тенденция потребности аффилиации - «боязнь быть отвергнутыми» на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с показателями стилей межличностных отношений: недоверчиво-скептического (г = 0,55), зависимо-послушного (г = 0,78), сотрудничающее-конвенциально-го (г = 0,67), отзывчиво-великодушного (0,73); на достоверном уровне значимости (р<0,05) - показателями независимо-доминирующего (г = 0,43), покорно-застенчивого (г = 0,51) стилей межличностных отношений, что указывает, на то, что, у будущих логопедов, обучающихся на 1 курсе в вузе, выбор стиля межличностных отношений определяет боязнь быть отвергнутыми.

У будущих логопедов, обучающихся на 3 курсе в вузе, мотивационная тенденция потребности аффилиации - «стремление к людям» на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с зависимо-послушным (г = -0,71) и ответственно-великодушным (г = -0,74) стилями межличностных отношений; на достоверном уровне значимости (р<0,05) - недоверчиво-скепти-ческим стилем межличностных отношений (г = -0,52), что говорит о том, что стремление к людям, к взаимодействию с ними не будет выражаться в скептическом, зависимом, отзывчивом поведении в процессе общения.

Мотивационная тенденция потребности аффилиации - «боязнь быть отвергнутыми» у будущих логопедов, обучающихся на 3 курсе в вузе, на достоверном уровне значимости (р<0,05) коррелирует с независимо-доминирующим стилем межличностных отношений (г = 0,56), то есть третьекурсники, боящиеся быть отвергнутыми, напротив проявляют соперничающее, независимое поведение в процессе общения.

У будущих логопедов, обучающихся на 3 курсе в педагогическом вузе, ответственно-великодушный стиль межличностных отношений на достоверном уровне значимости (р<0,05) коррелирует с субъективным контролем в области производственных отношений (г = 0,5) и с субъективным контролем в области достижений (г = 0,52), то есть третьекурсники, уверенные, что сами могут добиться успехов в своей жизни, считающие себя способными контролировать и организовывать формальные, учебные отношения при взаимодействии с людьми готовы помогать, сопереживать.

У будущих логопедов, обучающихся на 5 курсе в педагогическом вузе, ответственно-великолушный стиль межличностных отношений на высоком уровне значимости (р<0,01) коррелирует с покорно-застенчивым поведением (г = 0,68), направленностями личности - на себя (г = -0,71) и на общение (г = 0,81); на достоверном уровне значимости (р<0,05) - зависимо-послушным (г = 0,6), сотрудничающе-конвенциальным стилями межличностных отношений (г = 0,6), эмпатией (г = 0,53), это говорит о том, что отзывчивое поведение в общении у них связано со стремлением не к собственному удовлетворению, а, напротив, со стремлением к общению, взаимодействию с другими людьми, обусловлено сопереживанием, а также, будущие логопеды с отзывчивым поведением часто проявляют и другие конформные стили межличностных отношений.

Таким образом, корреляционный анализ коммуникативных свойств показал, что у будущих логопедов, обучающихся на 1 курсе выбор стиля межличностных отношений определяет «боязнь быть отвергнутыми», а также будущие логопеды, обучающие на 1 и 3 курсах не умеют проявлять эмпатию в соответствующем отзывчивом, отвественно-великодушном поведении, но к 5 курсу обучения в педагогическом вузе это умение появляется, при этом уровень эмпатии и ответственно-великодушного поведения снижается, что можно объяснить особенностями профессии, предупреждением «профессионального выгорания».

Библиографический список

1. Агавелян, Р. О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности [Текст]/Р. О. Агавелян. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1999.-408 с.

2. Гоноболин, Ф. Н. Книга об учителе [Текст]/Ф. Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 1965. - 121 с.

3. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество [Текст]/В. А. Кан-Калик. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

4. Крутецкий, В. А. Психология [Текст]/В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980.-352 с.

5. Кузьмина, Н. В. Способности. Одаренность. Талант учителя [Текст]/Н. В. Кузьмина. - Л., 1985. - с. 286.

6. Куницына, В. Н. Межличностное общение /В. Н. Куницына, Н. В. Казари-нова, В. М. Погольша. - СПб., Питер, 2003. - 544 с.

7. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология [Текст]/Н. Д. Левитов. -М. 1964.-478 с.

8. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст]/А. В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1984. - 112 с.

9. Мясищев, В. Н. Психология отношений /В.Н. Мясищев. - М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: НПО МОДЭк, 1995. - 356 с.

10. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Л.И.Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др., Под ред. Н.М. Назаровой.

- М Издательский цент «Академия», 2000. - 400 с.

И. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

12.Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. /X. Хекхаузен; Под ред. Б. М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. — 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.