Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной сферы молодых учёных'

Формирование коммуникативной сферы молодых учёных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1715
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE STRUCTURAL COMPONENTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT LEVEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорихина Светлана Юрьевна, Попова Вера Ивановна

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной сферы молодых учёных на этапе послевузовского профессионального образования. Приведены результаты исследования коммуникативной компетентности аспирантов Института социально-экономического развития территорий РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competency building approach in the formation of young scientists' communicative sphere

The article deals with the problem of forming the young scientists' communicative sphere at the postgraduate professional education stage. It contains the research results of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Science postgraduate students' communicative competence.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной сферы молодых учёных»

УДК 159.92 (470.12)

ББК 88.53(2Рос-4Вол)

© Егорихина С.Ю. © Попова В.И.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной сферы молодыхучёных на этапе послевузовского профессионального образования. Приведены результаты исследования коммуникативной компетентности аспирантов Института социально-экономического развития территорий РАН.

Компетентность, коммуникативная компетентность, структурные компоненты коммуникативной компетентности,уровень развития коммуникативной компетентности.

Современное общество отличается высокой динамичностью происходящих процессов. Кардинальные перемены в политической, экономической, социально-культурной сферах привели к значительному повышению роли нравственной, духовной, всесторонне развитой личности. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от человека универсальной способности к организации процесса общения.

Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. При взаимодействии у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Новые социально-экономические отношения меняют личностные и общественные ценности, что, естественно, влияет на становление и развитие форм социального взаимодействия.

Эффективность процесса общения, достижение его целей зависит от способности человека к коммуникации. В этих условиях одним из основных факторов общественного развития является коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность, выступая неотъемлемой частью коммуникативной культуры, необходима всем без исключения специалистам, а для некоторых из них она становится профессионально значимой характеристикой личности. Возрастание роли коммуникативной компетентности приводит к повышению эффективности управления обществом, утверждению диалога в качестве приоритетной формы взаимодействия, становлению нравственной личности.

Рассматривая сущность коммуникативной компетентности, обратимся к понятийному аппарату, который отражает все современные подходы к определению компетентности (табл. 1).

Г ч

** |

ЕГОРИХИНА Светлана Юрьевна младший научный сотрудник ИСЭРТРАН 07leto@mail.ru

¿і ’Д і к.

ШЛ

ПОПОВА Вера Ивановна кандидат экономических наук, зав. отделом ИСЭРТ РАН vera-22vip@mail.ru

Таблица 1. Подходы к определению понятий «компетентный», «компетенция», «компетентность»

Словарь Определение

Современный толковый словарь русского языка [16] 1. Компетенция: 1) область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён; 2) круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица.

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова [19, с. 294] 1. Компетенция: круг полномочий, область принадлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений, право. 2. Компетентность: осведомлённость, авторитетность, выражается в наличии знаний, сведений, позволяющих авторитетно судить о чём-либо.

Большой энциклопедический словарь [3, с. 298] 1. Компетенция (от лат. competo - добиваюсь, соответствую, подхожу): 1) круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания, опыт в той или иной области.

Современный словарь иностранных слов [15, с. 295] 1. Компетентный: знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области. 2. Компетенция (от лат. competere - добиваться, соответствовать, подходить): 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Этика. Энциклопедический словарь [20, с. 304] 1. Компетентность: свойство по значению прилагательного компетентный. 2. Компетентный: 1) обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий; 2) обладающий компетенцией, правомочный. 3. Компетенция: 1) область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён; 2) круг полномочий какого-либо учреждения, лица или круг дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению.

Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий [9, с. 89] 1. Коммуникативная компетентность: особая, имеющая элементарную природу, чувствительность к психологическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям; она возрастает по мере освоения индивидом культурных, идейно-нравственных правил и закономерностей общественной жизни в её диалектическом развитии и постоянном видоизменении.

Таким образом, единого определения понятия «компетентность» не существует, но в большинстве случаев компетентность предполагает эффективное выполнение какой-либо деятельности.

Для более подробного рассмотрения понятия «коммуникативная компетентность» обратимся к анализу зарубежной и отечественной психологической литературы.

Различные аспекты компетентности (академическая, перцептивная, эмоциональная, концептуальная, социальная и др.) широко изучаются за рубежом с конца 50-х годов ХХ века. Однако термин «коммуникативная компетентность» самостоятельно не используется. В зарубежной психологии традиционно оперируют более широким понятием «социально-психологическая компетентность» (social competency) [2].

Зарубежные исследовательские

школы можно разделить на две большие группы. Представители первой сводят общение только к его операциональнотехнической, поведенческой стороне (необихевиоризм, неофрейдизм), представители второй делают акцент на субъ-ект-субъектных формах общения (гуманистическая психология) [1] (табл. 2).

В целом коммуникативная компетентность в зарубежной науке трактуется как некоторая сумма умений, дополненная эмпатическими и рефлексивными способностями [1, с. 83].

В отечественной психологической науке до середины 80-х годов прошлого столетия понятия «коммуникативная компетентность» и «социально-психологическая компетентность» использовались как синонимы и характеризовались как «способности индивида эффективно взаи-

Таблица 2. Подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность» в зарубежной социальной психологии

Школа Представители Определение

I Необихевиоризм А. Бандура, Э. Берн, Д. Тибо, И. Миллер, Д. Хоманс Коммуникативная компетентность - единство техники общения и эмпатических способностей.

Неофрейдизм В. Байон, В. Штуц

II Гуманистическая психология A. Маслоу, К. Роджерс, B. Бенине, Г. Шеппард, Я.Л. Морено Коммуникативная компетентность - внутренняя система ценностей личности, которая необходима для воспроизведения ситуации и для творческого ее изменения.

Таблица 3. Подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность» в отечественной социальной психологии

Автор Определение

Л.А. Петровская [11, с. 153] Л.Д. Столяренко [17, с. 196] Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнёров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определённости в понимании ситуации способствует решению проблем, обеспечивает достижение целей оптимальным расходом ресурсов.

Ю.Н. Емельянов [4, с. 23] Коммуникативная компетентность - уровень сформированности социального опыта субъекта; ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения; такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе. Мера коммуникативной компетентности - степень успешности задуманных актов влияния и использования средств, чтобы произвести впечатление на других.

Г.М. Андреева [2, с. 73] Коммуникативная компетентность - ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний межличностных отношений и условий социальной среды.

модействовать с окружающими в системе межличностных отношений» [12].

В этот период были изданы монографии, освещающие различные составляющие социально-психологической и коммуникативной компетентности. Наиболее значимыми стали работы Ю.Н. Емельянова, Л.А. Петровской, В.В. Девятко, Ю.М. Жукова. В дальнейшем интерес к данной проблеме проявили и представители педагогической науки, были проведены исследования компетентности учителей и учащихся В.А. Кан-Каликом, А.А. Леонтьевым, А.В. Мудриком.

В конце 1990-х годов в связи с изучением более широкого явления - социальной компетентности понятия «социально-психологическая компетентность» и «коммуникативная компетентность» были разведены В.Н. Куницыной [10] и Е.В. Коблян-ской [8] и обозначены как структурные элементы социальной компетентности.

Отечественными психологами коммуникативная компетентность определяется по-разному (табл. 3).

Коммуникативная компетентность формируется стихийно в той или иной степени и присуща всем без исключения людям. Коммуникативная компетентность необходима для любой деятельности, так как каждый род занятий требует владения профессиональным языком.

Таким образом, разные подходы к компетентности позволяют, с одной стороны, считать её важным интегральным понятием общепсихологической теории деятельности и видеть, как в процессе деятельности осуществляется субъективное отражение действительности, с другой стороны, рассматривать как значимое «новообразование» личности, которое возникает в ходе освоения профессиональной деятельности [7].

В психолого-педагогической практике не имеется и единой структуры коммуникативной компетентности. Набор её компонентов не является исчерпывающим и в каждом конкретном случае структура носит вариативный характер (табл. 4).

Обобщая вышеперечисленные подходы, считаем, что коммуникативная компетентность - это сложное социальнопсихологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, своё место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнёров по общению, прогнозировать межличностные события,

выбирать и осуществлять эффективную модель взаимодействия с окружающими.

В её структуре выделяются следующие значимые компоненты: инструментальный, когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоционально-волевой и поведенческий.

По мнению Е.А. Климова, коммуникативная компетентность является компонентом психологической культуры человека, предполагающей освоение им системы знаний в области научной психологии, понимание особенностей психики (своей и окружающих людей) и их использование в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности [7].

Таблица 4. Подходы к структуре коммуникативной компетентности

Автор Структурные компоненты

Е.В. Сидоренко [14] Коммуникативные способности, коммуникативные умения, коммуникативные знания, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.

А.А. Кидрон [6] Выделяет три плоскости коммуникативной компетентности: 1) личностная плоскость - структура коммуникативной способности; 2) плоскость поведения - закономерности ситуационного формирования готовности к общению и умение общаться; 3) плоскость взаимовосприятия и оценки людей - отражение компетентности в общении в наборе коммуникативных свойств.

А.В. Захарова [5] Умения, необходимые для эффективного общения: 1) речевые умения (овладение речевой деятельностью и речевыми средствами общения); 2) социально-психологические умения (овладение процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимодеятельности, взаимопроявления, взаимовлияния); 3) психологические умения (овладение процессами самообладания, самомобилизации, самонастройки, самоконтроля); 4) умение использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией (владение ситуацией общения); 5) умение использовать различные средства общения (паралингвистические, экстралингвисти-ческие, кинестетические); 6) умение общаться в различных организационно-коммуникативных формах политической деятельности (дискуссия, обсуждение, спор); 7) умение воздействовать на партнёра по общению.

Ю.Н. Емельянов [4] 1) общие способности (обучаемость); 2) коммуникативные знания, умения, навыки (свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения - звуковая речь с использованием фенологических и невербальных элементов, письменная речь со стилями самовыражения и паралингвистической графики) и собственно невербальные средства; организация индивидом межличностного пространства на своей территории, согласно социальным нормам; 3) личностные переменные: Я-концепция (её самотождественность, самоподкрепление, стабилизация, самоотношение, образ тела); пластичная/ригидная установка (отношение - самоотноше-ние); экстернальность, интернальность; модус «бытия», а не «обладания».

Д. Равен [13] 1) значимые аспекты поведения: достижение, сотрудничество, влияние. 2) компоненты эффективного поведения: когнитивные, аффективные, волевые. 3) характеристики эффективного поведения: уверенность в себе, умение принимать решения, способность и умение руководить, способность и умение эффективно работать в интересах достижения общей цели, способность находить обратную связь, умение распознавать и использовать её.

В связи с тем, что компетентностный подход становится основанием обновления содержания современного образования, коммуникативная компетентность выступает одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и подготовки специалистов в типе профессий «человек - человек».

Эта задача является актуальной и для послевузовского профессионального образования, в процессе которого осуществляется подготовка молодых научных специалистов.

Наука как социокультурный феномен ориентирована на взаимодействие многих людей, она интерсубъективна по своему характеру. Именно поэтому молодым учёным (аспирантам) первое время требуется поддержка в научной среде, расширение профессионального сотрудничества с коллегами, что в свою очередь невозможно без коммуникативной компетентности.

Аспирантам необходимо обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности, умело применять коммуникативные технологии, быстро понимать намерения, настроения других людей, разбираться в особенностях взаимоотношений для того чтобы эффективно взаимодействовать с представителями научной среды, органами власти и бизнеса.

От овладения коммуникативной компетентностью зависит благоприятный морально-психологический климат в коллективе, гуманизм и демократизм общения, результативность установления контактов, эффективность взаимодействия, удовлетворённость своей деятельностью.

С целью выявления и дальнейшего развития необходимых для успешного обучения на ступени послевузовского образования компетенций (качеств) в апреле 2011 г. было проведено диагностическое исследование коммуникатив-

ной компетентности аспирантов I - IV курсов Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (ИСЭРТ РАН), в котором приняли участие 32 человека.

Диагностика уровня развития коммуникативной компетентности осуществлялась с использованием нескольких методик: «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского), «Уровень коммуникативного контроля в общении» (тест М. Снайдера), «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко) [18].

В ходе проведения исследования были получены следующие данные.

1. Результаты теста «Оценка уровня общительности» показали, что у аспирантов I - III курсов преобладает средний уровень развития коммуникабельности (I курс - 75%, II курс - 83,3%, III курс -75 %), при этом повышается доля тех, кто имеет высокий уровень, - с 8,3 до 16,7%. Это свидетельствует о том, что испытуемые достаточно общительны, высказываются по любому вопросу, даже если имеют о нём поверхностное представление, берутся за разные дела, хотя не всегда могут успешно довести их до конца.

У аспирантов IV курса коммуникабельность развита лучше: высокий уровень данного качества имеют 50%, что говорит о том, что испытуемые общительны, вполне уверенно чувствуют себя в разных ситуациях, без неприятных переживаний начинают новое дело и идут на контакт с незнакомыми людьми.

Следует отметить, что только аспиранты I курса (16,7%) имеют низкий уровень развития коммуникабельности, что, возможно, является следствием недостаточной адаптации к новым условиям учебной и профессиональной деятельности.

В целом уровень развития коммуникабельности аспирантов III - IV курсов выше, чем аспирантов I - II курсов (рис. 1).

Рисунок 1. Распределение аспирантов I - IV курсов по уровню развития коммуникабельности, % от числа опрошенных

2. Анализ данных теста «Уровень коммуникативного контроля в общении» показывает, что у аспирантов всех курсов преобладает средний уровень развития данного качества (I курс - 58,4%, II - IV курс - 75%). Следовательно, в процессе общения они непосредственны, искренне относятся к окружающим, сдержанны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.

Тем не менее аспиранты III и IV курса обладают более высоким уровнем коммуникативного контроля в общении (высокий уровень наблюдается у 25% испытуемых на каждом курсе). Они хорошо осведомлены, где и как себя вести, легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, чувствуют атмосферу в коллективе и в состоянии предвидеть впечатление, которое производят на окружающих, умеют управлять эмоциями при общении и грамотно строить свою речь.

У аспирантов I и II курса наблюдается низкий уровень развития данного качества (33,3 и 25% соответственно). Вследствие этого они отличаются устойчивым поведением и не считают нужным меняться в зависимости от ситуаций, прямолинейны (рис. 2.).

3. «Методика диагностики уровня эмпатических способностей»* позволяет оценить такие качества личности, необходимые для создания атмосферы открытости, доверительности при общении, как способность эмоционально реагировать на переживания другого, ставить себя на его место, использовать приёмы взаимодействия, облегчающие переживания другого человека.

Результаты методики показали, что у аспирантов II - IV курсов преобладает средний уровень развития эмпатических способностей (от 75 до 100%), что говорит о склонности испытуемых больше доверять разуму, а не впечатлениям в оценке поступков людей. Эмоции находятся под самоконтролем, но наблюдаются затруднения в прогнозировании развития отношений между людьми, в выражении чувств, что мешает полноценному восприятию людей.

Большинство аспирантов 1 курса (83,3%) имеют низкий уровень развития эмпатии, что проявляется в сложностях при установлении контактов с людьми,

* Эмпатия - это способность к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать посильную помощь [10].

Рисунок 2. Распределение аспирантов I - IV курсов по уровню развития коммуникативного контроля, % от числа опрошенных

Рисунок 3. Распределение аспирантов I - IV курсов по уровню развития эмпатических способностей, % от числа опрошенных

неуютно чувствуют себя в окружении малознакомых людей, эмоциональные проявления в поступках окружающих часто расцениваются ими как непонятные и лишённые смысла, в межличностных отношениях нередко оказываются в неловком положении, во многом не находят взаимопонимания с окружающими.

Лишь 25% аспирантов II курса имеют высокий уровень развития эмпатии, сле-

довательно, для них характерна эмоциональная отзывчивость, общительность, способность быстро устанавливать контакты и находить общий язык с разными людьми (рис. 3).

Проанализировав результаты всех методик, мы определили уровень развития коммуникативной компетентности аспирантов ИСЭРТ РАН и получили следующие данные.

У аспирантов IV курса уровень развития коммуникативной компетентности более высок (25% имеют высокий уровень, 75% - средний), чем у аспирантов II - III курсов (высокий уровень наблюдается у 13,9 и 16,7% соответственно). Следует отметить, что самые низкие результаты показали аспиранты I курса (44,4% имеют низкий уровень развития коммуникативной компетентности; рис. 4).

Таким образом, исследование коммуникативной компетентности показало, что умения и навыки общения у аспирантов ИСЭРТ РАН находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что они понимают значимость и ценность общения, в коммуникативном взаимодействии проявляют инициативу, активно выражают свои мысли, однако допускают ошибки в последовательности, логичности, ясности изложения. Испытуемые обладают такими качествами, как доброта, эмпатия, понимание, уважение, но в критической ситуации могут растеряться и принять неверное решение. Аспирантам свойственно испытывать затруднения в вербализации негативных чувств, они реагируют на чувства другого человека, лежащие на поверхности, но ошибаются в их интерпретации.

Полученные результаты позволяют определить направления работы кураторов аспирантуры и группы социальнопсихологического сопровождения с аспирантами всех курсов и акцентировать внимание на развитии у них профессионально значимых качеств, влияющих на коммуникативную компетентность, а следовательно, на организацию делового общения и взаимодействия с окружающими людьми:

проведение научно-методических семинаров, касающихся проблем общения и направленных на повышение уровня коммуникативной компетентности аспирантов;

^ информирование об эффективных способах общения и взаимодействия в рамках Недели психологии, Часа аспиранта, размещение практических рекомендаций на сайте и в газете НОЦ;

^ проведение социально-психологического тренинга развития коммуникативной компетентности и развивающих занятий по коррекции и формированию коммуникативных умений и навыков;

•/ обучение приёмам межличностного общения и взаимодействия в процессе групповых и индивидуальных консультаций.

Рисунок 4. Распределение аспирантов I - IV курсов по уровню развития коммуникативной компетентности, % от числа опрошенных

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. -

М.: Аспект Пресс, 2001. - 288 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.М. Андреева. -

М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.

3. Большой энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Просвещение. - 1981. - С. 298.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Емельянов, Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст] / Ю.И. Емельянов. - М.: Просвещение, 1995. - 183 с.

5. Захарова, А.В. Генезис самооценки [Текст] / А.В. Захарова. - Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та, 1998. - 135 с.

6. Кидрон, А.А. Умение общаться как фактор взаимодействия [Текст] / А.А. Кидрон // Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании: сб. тезисов - Таллин, 1979. - 158 с.

7. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. -М.: Академия, 2004. - 304 с.

8. Коблянская, Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.В Коблянская. - СПб, 1995. - 22 с.

9. Коллектив. Личность. Общение [Текст] : словарь социально-психологических понятий / под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. - Л., 1987. - 141 с.

10. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение [Текст] / В.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А.А. Крылова. - СПб., 1995. - 158 с.

11. Петровская, Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи [Текст] / Л.А. Петровская // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова [и др.]. - М.: Смысл, 1999. - 377 с.

12. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошев-ский. - М.: ИНФРА, 1999. - 528 с.

13. Равен, Д. Компетентность в современном обществе [Текст] / Д. Равен. - М.: Дело, 2002. -224 с.

14. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2003. - 208 с.

15. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология [Текст] / Л.М. Баш, А.В. Боброва [и др.]. - М.: Цитадель, 2000. - 928 с.

16. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. Ефремовой. - Режим доступа: http://www.onlinedics.rU/slovar/efr/k/kompetentsija-zh.html

17. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 672 с.

18. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 704 с.

19. Толковый словарь русского языка [Текст]: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 2000. - Т. 2. -1040 с.

20. Этика [Текст]: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2001. - 668 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.