УДК 159.9(045)
Карунная Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Филиал Северного (Арктического) федеральный университет имени М.В. Ломоносова [email protected]
Суриков Юрий Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова [email protected]
К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Olga V. Karunnaya
candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor of pedagogy and psychology Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov [email protected]
Yurii N. Syrikov
candidate of pedagogical Sciences associate professor of pedagogy Northern (Arctic)
Federal University
named after M.V. Lomonosov
To the question of
METHODS OF
formingcommunicative competence of personality
Аннотация. В статье раскрывается категория «коммуникативная компетентность», приводятся психолого-педагогические условия эффективности методов формирования коммуникативной компетентности; подробно рассмотрено понятие социальнопсихологического тренинга, приведена краткая историческая справка о данном методе, охарактеризованы цели, задачи и правила организации работы тренинговых групп. Рассматривая проблему коммуникативной компетентности (в том числе, и с позиций современного менеджмента), авторы актуализируют внимание на социально-
психологическом тренинге, как наиболее оптимальном средстве формирования коммуникативной компетентности личности с позиций современной образовательной парадигмы.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные знания, умения и навыки, эмпатия, гармонизация компетентности в общении, социально-
психологический тренинг, Т-группа, тренинг сенситивности.
Annotation. ТИэ article reveals the category of «communicative competence», puts forward the conditions for the effectiveness of the communicative competence formation methods; studies in detail the notion of social-psychological training, provides a brief historical background for this method, characterizes the purpose, objectives and rules of training groups work organization. While studying the problem of the communicative competence (and from the point of modern management as well), the authors concentrate their attention on the social-psychological training as the most appropriate mean of the personal communicative competence formation from the perspective of the modern educational paradigm.
Keywords: communicative competence,
communicative knowledge and skills, empathy, competence harmonization in communication, social-psychological training, T-group, sensitivity training.
Особую значимость в современных условиях, по мнению ряда исследователей, приобретает способность к управлению. При этом новые приоритеты восприятия проблемы коммуникативной компетентности личности, как указывает Н.С. Колмогорова, необходимы всем членам современного общества. В связи с таковой переориентацией общества на новую систему отношений анализ проблемы коммуникативной компетентности вызывает всё больший интерес у разных представите-
лей гуманитарного знания. В ходе многочисленных исследований уточняется понятийный аппарат проблемы, предпринимаются попытки определить место и роль «коммуникативной компетентности» в системе других понятий, прийти к единообразию в выделении её структурных компонентов.
Категория «коммуникативная компетентность» имеет согласно различным авторам множество определений. Её обозначают как «владение язы-
43
ком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения», а также как «эмпатию, личностные характеристики самого субъекта общения» [5], «ориентированность в различных ситуациях общения» [1]. В работах Б.Ф. Ломова, Я.А. Лупья-на, А.В. Мудрика коммуникативная компетентность раскрывается соответственно как сложное и многомерное образование, как компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии; как некая система внутренних ресурсов, необходимая для построения коммуникативного действия в определенном кругу ситуаций межличностного взаимодействия; как уровень сфор-мированности межличностного опыта. Однако ряд авторов (Г.С. Васильев, Л.А. Григорович, В.В. Девятко, Ю.Н. Емельянов, А.А. Кидрон, Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко и мн. др.) сходятся во мнении о наличии в структуре коммуникативной компетентности трех компонентов: теоретического, практического и личностного. Под коммуникативной компетентностью мы условимся понимать определенный уровень развития личностных качеств, черт, свойств и форм поведения, которые реализуются в процессе общения посредством коммуникативных знаний, умений и коммуникативных навыков [2].
Коммуникативную компетентность нельзя представлять как замкнутый социальный опыт. Коммуникативная компетентность, как отмечают педагоги и психологи (Б.Г. Ананьев, И.А. Богачек, Я.Л. Газман, В.Н. Панферов, В.М. Шепель), возрастает по мере освоения индивидом культурных, идейно-нравственных правил и закономерностей общественной жизни в ее диалектическом развитии и постоянном видоизменении. Методы формирования коммуникативной компетентности должны интегрировать важнейшие условия гармонизации компетентности в общении, а именно: обеспечивать развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации, формировать систему знаний и умений по эффективному преодолению коммуникативных барьеров, опираться на соционормативный опыт народной культуры, обеспечивать опыт межличностного общения. При этом, психологи (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн и др.) указывают на необходимость формирования таких элементов структуры коммуникативной компетентности, как способность давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, социально-психологически программировать процесс общения, а также способность осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
По сей день ведутся поиски путей и средств формирования и повышения коммуникативной компетентности личности, среди которых специалисты выделяют следующие наиболее эффективные и широко применяемые методы: социально-психологический тренинг, сенситивный тренинг, дискуссионные, игровые методы, спецкурсы, театральные технологии. Вслед за исследователями (С.Л. Братченко, Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин, Н.В. Клюева, И.В. Лабутова,
Л.А. Петровская, В.В. Рыжов, И.М. Юсупов и др.) мы считаем важным акцентировать внимание при формировании коммуникативной компетентности на таком методе группового взаимодействия, как социально-психологический тренинг. Понятие «тренинг» (от англ. - training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. В научных определениях наблюдается многозначность в определении «тренинга» (Ю.Н. Емельянов, С.И. Макшанов, Н.Ю. Хряще-ва). На основании анализа всех определений мы понимаем под тренингом специальный метод и форму социально-психологического воздействия на личность. Впервые тренинговые занятия с целью повышения уровня коммуникативной компетентности были проведены учениками
К. Левина и Бетеле (США) и получили название т ренинговых групп (Т-групп). В 1970-е годы М. Форверг разработал метод и назвал его социально-психологическим тренингом [3]. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков.
Тренинговые группы приобрели популярность как новый эффективный метод обучения, их основной задачей изначально было обучение участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях. Цель тренинговой группы - научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни. Роль руководителя группы, по мнению Г.У. Солдатовой, состоит в том, чтобы вовлечь участника в совместную работу по исследованию их взаимоотношений и поведения, организовать групповой процесс, а потом незаметно устраниться от директивного руководства. Т-группа в психокоррекционном плане имеет две основные цели (Р. Смид): самосовершенствование личности и обучение навыкам межличностного общения. Занятия в Т-группе делают её участников более восприимчивыми к чужим чувствам и потребностям, позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведение, помогают наладить адекватные м ежличностные отношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства. Т-группы создаются и используются для обучения правильному поведению в различных ситуациях межличностного общения. В Т-группах поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности. Особая роль отводится сотрудничеству, чему специально обучают участников. Работа Т-групп направлена, по мнению А.А. Осиповой, на то, чтобы в атмосфере взаимного доверия, полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать самого себя, выработать умения и навыки познания других людей, установления с ними доверительных отношений.
Психологи и педагоги выделяют общепринятые правила организации тренинга: ориентация ведущего на конкретное содержание (предоставление информации, развитие определенных н авыков) и на процесс (динамику отношений
44
между участниками группы) (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др.); соблюдение этических правил групповой работы (Г.У. Солдатова,
0. Д. Шарова); предоставление участникам полной информации о работе группы; добровольность участия в тренинге; конфиденциальность; право выхода из группы; обеспечение психологической и физической безопасности участников группы; активность на занятиях; принцип открытой обратной связи; принцип «здесь и теперь», доверительность в общении (Г.У. Солдатова, К. Рудестам, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова). Основные этапы работы Т-групп: представление каждым участником самого себя в определенном виде деятельности; получение реакции от других людей на собственные высказывания; поиск каждым участником новых форм межличностного поведения с учетом мнений и реакций других людей; закрепление и отработка эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы.
Анализ возможных воздействий социальнопсихологического тренинга обнаруживает, что в процессе таким образом организованной групповой работы затрагиваются глубокие психологические образования участников тренинга (ценности, мотивы, установки). Интересна точка зрения К. Роджерса, который считает, что действительность воздействует на личность скорее деструктивным образом и что адекватной сферой для роста здоровой личности являются «очищенные» от реальности формы лабораторного группового взаимодействия. Несмотря на вспомогательную роль тренинга в формировании коммуникативной компетентности личности, все исследователи отмечают его достоинства в сравнении с реальной жизнедеятельностью - это, прежде всего, характерная для него значительная концентрированность сведений о себе и других людях, которые служат двигателем к личностным переоценкам; доверительный характер таких сведений; их отнесённость к закрытым для поверхностного общения сферам личности; их большая эмоциональная насыщенность. Овладение субъект-субъектным, продуктивным, глубинным общением является одновременно и средством, и результатом воздействия в рамках
Литература:
1. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М. : Просвещение, 1995. 183 с.
2. Карунная О.В. Формирование коммуникативной компетентности подростков в процессе работы со сказкой. Архангельск : САФУ, 2012. 160 с.
3. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., Изд-во МГУ, 1982. 216 с.
4. Суриков Ю.Н. Организационно-педагогические условия деятельности инновационных образовательных учреждений (на примере Архангельского Севера) : автореф. дис. ... к. пед. Наук. Архангельск, 2002. 28 с.
соци а л ьно-психологического тренинга. Активная позиция участника тренинга в достижении окончат е л ь н ы х результатов является принципиально важным моментом, отражающим специфику данного метода, его субъект - субъектную природу.
Одним из видов социально-психологического тренинга, формирующего коммуникативную компетентность личности, является сенситивный тренинг ( Ю. Н . Емельянов, К. Рудестам, И.М. Юсупов). Под сенситивностью при этом понимается способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека [5]. Особенностью этого метода, как отмечают Ю.Н. Емельянов, И.М. Юсупов, является стремление к максимальной самостоятельности участников, и основным средством стимуляции группового взаимодействия выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания сенситивного тренинга заключается в том, что данный метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта. Группа тренинга сенситивности не имеет чёткой цели. В ходе такого тренинга участники включаются в новую для них сферу социального опыта, благодаря которой они получают возможность сравнивать эти перцепции членов группы с самовосприятием [1]. И.М. Юсупов отмечал, что необходимость преодолевать дефицит коммуникабельности студентов в период педагогической практики побудила его искать возможности функционального развития имеющихся эмпатийных тенденций личности путем сенситивного тренинга для повышения готовности студентов к педагогическому общению [5].
Таким образом, социально-психологический тренинг является, с одной стороны, одним из самых разработанных в психологической литературе и доказавших свою эффективность на практике методов формирования коммуникативной компетентности личности, с другой стороны, незначительным является частота его применения с этой целью в условиях учебно-воспитательного процесса как средства реализации принципов педагогической инноватики [4]. Этот факт создаёт предпосылки для теоретического осмысления и эмпирического изучения данного метода в рамках педагогических исследований.
Literature:
1. Emel’anov Yu.N. The theory of formation and practice of perfection of the communicative competence. Moscow : Prosveshchenie, 1995. 183 p.
2. Karunnaya O.V. Formation of the communicative competence of teenagers in the process of working with fairytales. Arkhangelsk : NaRfU, 2012. 160 p.
3. Petrovskaya L.A. Competence in communication: social-psychological training. M., MSU Press, 1982. 216 p.
4. Surikov Yu.N. Organizational-pedagogical conditions of innovational educational establishments functioning (on the example of the Arkhangelsk North) : abstract dis. ... cand. ped. Sciences. Arkhangelsk, 2002. 28 p.
45
5. Юсупов И.М. Психология эмпатии : автореф. дис. ... д-ра, психол. Наук. СПб. ПМЛ СПГУ, 1995. 34 с.
5. Yusupov I.M. Empathy psychology : abstract dis. ... Dr. psyc. Sciences. SPb., SPSU, 1995. 34 p.
46