10. URL: http://kierunkistudiow.pl/turystyka_ 12. URL: http://wstih.pl/praktyki (дата об-i_rekreacja (дата обращения: 10.02.2016). ращения: 11.02.2016).
11. URL:http://radiopolsha.pI/6/136/Artykul/ 13. URL: http://www.awf.wroc.pl/pl/index 222213 (дата обращения: 10.02.2016). (дата обращения: 11.02.2016).
УДК 378.14.015.62
Е.В. СЕЧКАРЕВА
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рассматривается вопрос о развитии коммуникативной компетентности обучающихся. Понятие коммуникативной компетентности тесно связано с понятием общения. Компетентность в общении - это сложное образование. В самом широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии. Выбор соответствующих средств психологического воздействия, призванных повысить компетентность, должен быть увязан со схемой субъект-субъектного общения, которая характеризуется равенством психологических позиций участников, активностью сторон, при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую. Одним из методов социально-психологического воздействия на развитие коммуникативной компетентности предлагается социально-психологический тренинг. Область воздействия социально-психологического тренинга ориентирована в направлении воздействия на развитие личности, группы обучающихся посредством оптимизации форм межличностного общения.
Ключевые слова: общение, коммуникативная компетентность, формы общения, методы и средства развития коммуникативной компетентности.
The methodological basis of the learning process in higher education is a competency-based approach. The article discusses the development of communicative competence of the students. The notion of communicative competence is closely linked to the concept of communication. Competence in communication is a complex entity. In the broadest sense, communicative competence is defined as competence in interpersonal perception, interpersonal interaction. The choice of appropriate means of the psychological impact, designed to increase competence and should be linked with the scheme of the subject-subject communication, which is characterized by equality of psychological positions of the participants, the activity of the parties at which each not only exposed, but also equally affects the other. One of the methods of socio-psychological influence on the development of communicative competence proposed socio-psychological training. The scope of the impact of socio-psychological training is oriented in the direction of the impact on personality development, group students by optimizing forms of interpersonal communication. Keywords: communication, communicative competence, forms of communication, methods and tools for the development of communicative competence.
© Сечкарева Е.В., 2016
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 83
Решение вопроса о выборе средств для совершенствования компетентности в общении зависит прежде всего от того, каким образом интегрируется, понимается само общение. В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком [2]. Из данного представления о структуре общения следует, что компетентность в общении - это сложное образование. В самом широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения. Общение в педагогической деятельности - это средство решения учебных задач, социально-психологическое обеспечение образовательного процесса, способ организации взаимоотношений обучающего и обучаемых, обусловливающих успешность обучения и воспитания [4].
Развитое общение всегда включает в себя две тесно связанные грани - общение, основанное на субъект-объектной схеме, при котором партнерам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта, и общение, основанное на субъект-субъектной схеме. Последнее характеризуется равенством психологических позиций участников (оба - субъекты), активностью сторон, при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую.
Из двух указанных схем развитого общения определяющей, базовой является субъект-субъектная схема [1].
Субъект-объектное психологическое воздействие приводит к результату в виде репродуктивных образований, напротив, эффекты продуктивные, творческие по своей природе совершенно справедливо связываются с психологическим воздействием, реализующим субъект - субъектную форму общения. Поэтому выбор соответствующих средств психологического воздействия, призванных повысить компетентность, должен быть увязан с аспектами компетентности. Любой социально-психологический метод - это всегда метод вмешательства, большего или меньшего. Так, в частности, область социально-психологического тренинга ориентирована в направлении воздействия на развитие личности, группы посредством оптимизации форм межличностного общения, другими словами, социально-психологический тренинг рассматривается как средство развития компетентности в общении. О важности и актуальности понимаемой таким образом цели тренинга свидетельствуют тенденции повышения весомости общения в жизни современного общества. Другим аспектом значимости сформулированной выше цели является ориентация метода на широкий контингент возможных его участников [3].
Анализ возможных воздействий социально-психологического тренинга обнаруживает, что в процессе групповой работы так или иначе затрагиваются достаточно глубокие психологические образования участников тренинга. Когда речь идет о том, например, что в тренинге человек получает новые конкретные сведения о себе, при этом имеется в виду не только некий
внешний поверхностный срез, но и такие личностные переменные, как ценности, мотивы, установки и т.п., в чем трудно убедиться, используя тексты самоотчетов. Все это вызывает вопрос о том, в каком смысле и в какой степени социально-психологический тренинг можно ассоциировать с процессом развития личности.
Необходимо подчеркнуть, что, выполняя в ряде случаев функцию толчка к личностным изменениям, тренинг не охватывает всего процесса изменения в целом, а касается его начальной, инициирующей стадии. Две другие стороны, а именно внутренняя работа по освоению задачи на личностный смысл и получение поддержки процесса от внешней среды, либо преимущественно, либо целиком лежат за пределами тренинга, реализуясь в сфере после групповой повседневной жизнедеятельности участников [5].
Отмечая безусловный примат реальной жизнедеятельности и вторичную, вспомогательную роль тренинга, не следует вместе с тем упускать из виду того обстоятельства, что тренинг обладает и определенными специфиче-
скими выигрышными сторонами: характерная для него значительная кон-центрированность новых сведений о себе и других людях, служащих толчком к личностным переоценкам: доверительный характер этих сведений; их отнесенность к закрытым для обычного внешнего поверхностного общения сферам личности; их большая эмоциональная насыщенность.
Овладение субъект-субъектным, продуктивным, глубинным общением служит одновременно и средством, и результатом воздействия в рамках социально-психологического тренинга. Активная позиция участника тренинга в достижении окончательных результатов является моментом принципиально важным, отражающим специфику рассматриваемого метода, его субъект-субъектную природу: только на основе активного самосознания можно добиваться действительно серьезных результатов психологического воздействия, особенно в том случае, если оно направлено на сложившегося взрослого человека и затрагивает достаточно глубокие психологические образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.216 с.
2. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.224 с.
3. Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990.220 с.
4. Санина Е.И., Митрохина С.В. Формирование у обучающихся коммуникативной компетентности в процессе педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 281-283.
5. Чистякова М.И. Психолингвистика. М.: Просвещение: Владос, 1995. 160 с.