УДК 81 '23:37.018.3 ББК Ш100.6:Ч424.72
ГСНТИ 14.27.21
Код ВАК 13.00.01
Золотов Алексей Валерьевич,
аспирант кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского»; 248023, г. Калуга, ул. Степана Разина, д. 26, к. 112; e-mail: aleksey-zolotov@bk.ru.
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитанники интернатных учреждений; коммуникативная компетентность; коммуникация; депривация; особенности коммуникативной компетентности; методы формирования коммуникативной компетентности.
АННОТАЦИЯ. В статье проанализированы особенности межличностного взаимодействия, общения и коммуникативной сферы воспитанников интернатных учреждений. Выделены основные проблемы, которые возникают в процессе общения и коммуникации у воспитанников интернатных учреждений. Представлены эмпирические данные экспериментального исследования, диагностические методики исследования особенностей коммуникативной компетентности, проведен сравнительный анализ результатов диагностики особенностей коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений и учащихся общеобразовательных школ. Показано значение учета выявленных особенностей межличностного взаимодействия и коммуникации при организации процесса формирования коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений. Выделены основные методы и формы работы по формированию коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений. Поскольку у детей, живущих в интернатных учреждениях, весьма ограничен социальный опыт, основной акцент в процессе формирования коммуникативной компетентности следует сделать на их коммуникативной активности: необходимо предоставить детям возможность принять участие в различных играх и тренингах, которые моделируют жизненные ситуации, позволяют прочувствовать и понять многообразные социальные отношения и роли. Таким образом, целесообразно применение организационно-деятельностных и ролевых игр, позволяющих упражняться в решении различных проблемных ситуаций и конфликтов.
Zolotov Aleksey Valer'evich,
Post-graduate Student of Department of Social Adaptation and Organization of Work with Young People, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.
PECULIARITIES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PUPILS OF BOARDING SCHOOLS
KEYWORDS: pupils of boarding schools; communicative competence; communication; deprivation; peculiarities of communicative competence; methods of formation of communicative competence.
ABSTRACT. The article analyzes the features of interpersonal relationships, communication and communicative sphere of boarding schools pupils. It outlines the main problems that arise in the process of communication between pupils of boarding schools. It also presents the empirical data of experimental research and diagnostic methods of research of specific features of communicative competence and describes a comparative analysis of the diagnostic features of the communicative competence of pupils of boarding schools and pupils of secondary schools. The article stresses the importance of taking into account the revealed features of interpersonal interaction and communication in the organization of the process of formation of communicative competence of pupils of boarding schools. The author describes the basic methods and forms of work for the development of communicative competence of pupils of boarding schools. As long as children living in a boarding school have limited social experience, the main accent in the process of formation of the communicative competence should be laid on their communicative activity: it is necessary to give children a chance to take part in various games and trainings which would model life situations and let the child feel and understand numerous social relations and roles. Thus it is advisable to use active and role games which would allow training solution of problems and conflicts.
Жизнь в современном обществе во всем многообразии ее проявлений построена на взаимодействии, основанном на обмене различной информацией (беседы, переговоры, дискуссии, речи, совещания, презентации или виртуальное общение по Интернету). Для того, чтобы приобрести необходимые для дальнейшей адаптации в обществе навыки общения, следует развивать коммуникативную компетентность в детстве. Сегодня для этого есть практически все условия: подготовленные специалисты, психологи, педагоги, спо-© Золотов А. В., 2016
собные развивать навыки эффективной коммуникации, обучать общению, используя ресурсы электронной почты, интерактивные и информационно-коммуникационные технологии.
Однако воспитанники интернатных учреждений, как правило, не имеют возможности полноценно реализовать свою потребность в общении, приобрести опыт взаимодействия в разнообразных жизненных ситуациях, овладеть различными современными средствами общения, что в дальнейшем ведет к различным нарушени-
ям социализации, а именно к неумению конструировать межличностные отношения, успешно разрешать конфликты, осуществлять адаптацию в обществе, проявлять эмпатий-ные чувства, устанавливать контакты. У детей, растущих и воспитывающихся в обстановке отсутствия родительского внимания, тепла, любви, наблюдаются серьезные нарушения и проблемы в общении.
Коммуникативная компетентность воспитанников интернатных учреждений является неотъемлемой составляющей процесса их успешной социализации. Проявляется и развивается коммуникативная компетентность в процессе общения.
По определению Ю. М. Жукова, коммуникативная компетентность - это психологическая характеристика человека, которая проявляется в его общении с людьми как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты [4, с. 67]. В состав коммуникативной компетентности входит совокупность знаний, умений и навыков, которые способствуют успешному протеканию коммуникативных процессов у человека и определяют степень владения человека общением как многоуровневым процессом.
В ходе развития и формирования личности общению отводится особая роль. Оно выступает одним из главных способов созидания личности, а также имеет большое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. В процессе общения с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает большую часть своих высших познавательных способностей. Через активное общение с развитыми личностями человек формирует собственные личностные качества и развивает собственный личностный потенциал.
Изучение проблемы особенностей межличностного взаимодействия и общения воспитанников интернатных учреждений нашло свое отражение в трудах отечественных ученых. Выделим наиболее важные положения их исследований. Так, например, Л. И. Божович отмечала, что у детей в условиях интернатного учреждения отпадает один из важнейших источников систематического накопления опыта и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях интерната дети находятся практически постоянно в одном и том же кругу общения, эмоциональные впечатления, которые ребенок получает в интернате, не способствуют его вербальной активности, формы и методы педагогического взаимодействия в интернатных учреждениях довольно-таки ограничены [2, с. 132].
В концепции З. Матейчика, И. Ланг-мейнера развитие и общение ребенка в интернатном учреждении рассматривается через конфликты [7, с. 213]. Во внешнем плане эти конфликты проявляются между личностью и обществом, во внутреннем -между тремя сферами личности: сверх-я (социальные запреты, нормы, цензура совести), «я» (осознаваемый мир личности) и «оно» (неосознаваемые, нереализованные, подавленные влечения). Исходя из данных позиций, в качестве личностной доминанты сторонники этой концепции выделяют де-привацию как особое психическое состояние ребенка, возникающее в результате длительного ограничения в условиях интернатного учреждения основных психических потребностей и выражающееся в следующих типах:
- сенсорной, вызванной недостатком зрительных, слуховых стимулов;
- когнитивной, вызванной неудовлетворительными условиями для учения и приобретения различных навыков, хаотичностью внешней среды;
- эмоциональной, вызванной недостаточностью общения со взрослыми, прежде всего с матерью, и сверстниками;
- социальной, возникающей из-за невозможности осуществлять общественную саморегуляцию посредством усвоения социальных ролей.
В. С. Мухина и А. М. Пригожин говорили о том, что частая сменяемость взрослых в учреждениях интернатного типа, несовпадение их программ и стилей общения и поведения, снижение интенсивности и доверительности связей взрослого с ребенком, эмоциональная отстраненность взрослых в сочетании со стремлением подавлять и навязывать детям свое мнение, негативный, а порой и агрессивный эмоциональный фон общения, преобладание групповой принадлежности, направленность общения в основном в сторону регламентации поведения - всё это ведет к нарушению межличностного общения. Испытывая дефицит общения со взрослыми, воспитанники интернатных учреждений спонтанно могут вступать в контакты с посторонними людьми, отдавая предпочтение непосредственному физическому контакту с ними [9, с. 235]. И. В. Дубровина и А. Г. Рузская считают это своеобразной формой ситуативно-личностного общения, в которой средства общения не соответствуют мотивам и потребностям [5, с. 147].
Е. А. Стребелёва и Л. М. Шипицына выделяют два основных момента в общении воспитанников интернатных учреждений со взрослыми: с одной стороны, напряженность данной потребности, а с другой -примитивность и неразвитость различных
форм общения. Нарушения в общении проявляются в симптомокомплексах: тревожность свидетельствует о неудовлетворенности потребности в принятии со стороны взрослого, а враждебность - о неадекватности форм взаимодействия со взрослыми. Проявления этих затруднений в общении со взрослыми могут быть вызваны тем, что ребенок в интернатном учреждении с раннего детства сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях [12, с. 83].
Э. А. Минкова считает, что гипертрофированная потребность в общении со взрослыми, а также практически полная ее неудовлетворенность приводят к тому, что на фоне выраженного стремления к общению с педагогом воспитанники интернатных учреждений проявляют агрессивность по отношению ко взрослым. Потребность в доброжелательном отношении взрослого сочетается с глубокой фрустрированностью потребности в интимно-личностном общении с ним [8, с. 95].
И. В. Дубровина и М. И. Лисина отмечают, что в интернатных учреждениях контакты между детьми однообразны, малоэмоциональны и сводятся к примитивным обращениям и указаниям. В основе этого отставания лежит несформированность эм-патии, а также умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком. Полноценные, эмоционально насыщенные контакты не формируются у воспитанников интернатных учреждений, когда дело касается их родных братьев и сестер. Трудности общения со сверстниками обусловлены неудовлетворительным уровнем общения со взрослыми, несформированно-стью навыков практической и речевой коммуникации, неадекватностью и резкостью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблем. Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности воспитанников интернатных учреждений, искажают их представление о себе, отношение к самим себе, затрудняют осознание себя как личности. Жизнь в условиях длительной социальной изоляции, в ограниченном замкнутом коллективе также вызывает проблемы в нравственном формировании личности ребенка [10, с. 143].
Проанализировав исследования ученых, посвященные проблеме общения и коммуникативной компетентности, мы определили, что у воспитанников интернатных учреждений наблюдается комплекс
различных нарушений в коммуникативной сфере, который характеризуется затруднением процесса эффективной коммуникации и выражается в различных личностных и психологических проявлениях, затрагивающих практически все сферы личности начиная от внутренних мыслительных процессов и заканчивая проявлениями различных поведенческих реакций.
С целью более точного и детального выявления особенностей общения и коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений в контексте организации дальнейшей воспитательно-образовательной работы в данном направлении мы продиагностировали воспитанников интернатных учреждений ГБОУ «Кондров-ский детский дом-школа», ГБОУ «Азаров-ский детский дом-школа», ГБОУ «Редькин-ская санаторная школа-интернат» и учеников общеобразовательных школ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Калуги, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Калуги, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Кондрово Калужской области. Возраст участников исследования составил 12-16 лет; было обследовано 164 ребенка, из них 84 мальчика и 80 девочек. Исследование проводилось в период с сентября по ноябрь 2015 г.
В диагностическом исследовании применялись следующие методики.
1. Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» Б. А. Федор-щина. Он направлен на определение коммуникативных и организаторских склонностей.
2. Тест-опросник Т. Лири, диагностирующий степень выраженности коммуникативных и организаторских качеств в межличностных отношениях.
3. Тест коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), диагностирующий умение принимать или не принимать индивидуальность людей в процессе общения.
4. Диагностическая методика Д. Джонсона - Ф. Ф. Джонсона, выявляющая ориентацию личности в общении при решении жизненных проблем.
Особенности коммуникативных и организаторских наклонностей в общении представлены в табл. 1. По результатам теста-опросника «Коммуникативные и организаторские наклонности» у воспитанников интернатных учреждений было выявлено преобладание низкого уровня коммуникативных и организаторских наклонностей. У учеников общеобразовательных школ преобладал средний и высокий уровни коммуникативных и организаторских наклонностей.
Таблица 1
Особенности коммуникативных и организаторских наклонностей в общении
Сумма баллов 1-4 5-8 9-12 13-16 17-20
Уровень очень низкий низкий средний высокий высший
ВИУ УОШ ВИУ УОШ ВИУ УОШ ВИУ УОШ ВИУ УОШ
Результаты, % 5,7 3,2 48 6,2 23 41,9 19,2 34,7 0 4,1
Таблица 2
Особенности выраженности личностных черт в общении, %
Тенденция выраженности личностных черт Результаты
ВИУ УОШ
Доминирование 34,6 16,9
Уверенность в себе 3,8 18,5
Консерватизм 5,7 3,2
Скептицизм 3,8 8,1
Уступчивость 19,2 9,6
Зависимость 25 4,1
Конформизм 13,5 10,5
Отзывчивость 9,6 25
Таблица 3
Особенности проявления коммуникативной толерантности
Сумма баллов 1-25 25-50 50-75 75-100 100-135
Уровень высший высокий средний низкий очень низкий
ВИУ УОШ ВИУ УОШ ВИУ УОШ ВИУ УОШ ВИУ УОШ
Результаты, % 0 3,2 9,6 18,5 52 64,5 34,6 13,7 3,8 0
Таблица 4
Особенности стратегий решения конфликтов в общении, %
Стратегия решения конфликтов в общении Результаты в процентах
ВИУ УОШ
Избегание 15,4 9,6
Принуждение 44,2 10,5
Сглаживание 13,5 41,2
Компромисс 9,6 34,7
Конфронтация 19,2 4,8
Особенности выраженности личностных черт в общении представлены в табл. 2. По результатам теста-опросника Т. Лири были выявлены преобладающие тенденции проявления личностных черт в межличностном взаимодействии воспитанников интернатных учреждений. Преобладающими оказались доминирование (34,6%) и зависимость (19,2%). У учеников общеобразовательных школ в общении преобладающими тенденциями оказались отзывчивость (25%) и уверенность в себе (18,5%).
Особенности проявления коммуникативной толерантности представлены в табл. 3. По результатам применения теста коммуникативной толерантности (В. В. Бойко) было выявлено преобладание среднего (52%) и низкого (34,6%) уровней сформиро-ванности коммуникативной толерантности. Это говорит о том, что воспитанники интернатных учреждений проявляют нетерпимость по отношению к окружающим в общении и затрудняются встать на позицию собеседника. У учеников общеобразова-
тельных школ выявлено преобладание среднего и высокого уровней сформирован-ности коммуникативной толерантности.
Особенности стратегий решения конфликтов в общении представлены в табл. 4. В результате исследования по методике Д. Джонсона - Ф. Ф. Джонсона было выявлено преобладание стратегии принуждения (44,2%) при разрешении конфликтов в общении. У учеников общеобразовательных школ в общении преобладающими стратегиями решения конфликтов в общении оказались сглаживание (41,2%) и компромисс (34,7%). Данные по результатам этой методики говорят о том, что воспитанники интернатных учреждений при разрешении конфликтов в общении часто прибегают к агрессии и подавлению и затрудняются в применении конструктивных стратегий в разрешении конфликтов.
В связи с выявленными особенностями проявления коммуникативной компетентности воспитанников интернатных учреждений можно отметить, что при организа-
ции воспитательных мероприятий, направленных на формирование коммуникативной компетентности, прежде всего следует учитывать эмоциональные проблемы, которые затрудняют эффективное общение воспитанников интернатных учреждений. К эмоциональным проблемам в общении относятся замкнутость, эмоциональная отстраненность, вспыльчивость, тревожность. При работе с воспитанниками интернатных учреждений, у которых проявляются данные проблемы, будет целесообразно задействовать детей в эмоционально-деятельностных и имитационных играх, участие в которых позволяет выразить свое эмоциональное состояние, будет способствовать лучшему прочувствованию и пониманию своего эмоционального состояния и эмоционального состояния товарищей, развитию эмпатии.
В процессе выбора форм и методов развития коммуникативной компетентности следует учитывать тот момент, что у детей, живущих в условиях интернатного учреждения, очень ограничен социальный опыт, поэтому основной акцент в процессе формирования коммуникативной компетентности следует сделать на их коммуникативной активности, необходимо предос-
тавить детям возможность принять участие в различных играх и тренингах, которые моделируют жизненные ситуации, позволяют проникнуться многообразием социальных отношений и ролей, прочувствовать и понять их. В данном случае будет целесообразным применение организационно-деятельностных и ролевых игр, участие в которых даст возможность детям поупражняться в решении различных проблемных ситуаций и конфликтов.
Таким образом, по результатам нашего диагностического исследования можно выделить следующие особенности общения воспитанников интернатных учреждений, которые следует учитывать при организации процесса формирования коммуникативной компетентности:
- эмоциональную отстраненность и замкнутость в общении;
- недостаточность социального опыта и жизненных впечатлений;
- проблемы с осознанием социальной роли;
- низкий уровень развития толерантности и эмпатийности в общении;
- агрессивные стратегии в разрешении конфликтов в общении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аргентова Т. Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности //Вопр. психологии. 2008. № 3. С. 59-67.
2. Божович Л. И. Личность и е! формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении. М. : Юрайт, 2010. 302 с.
4. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М. : Изд-во МГУ, 2011. 126 с.
5. Дубровина И. В. Психологическое развитие воспитанников детского дома. М. : Академический проект, 2011. 268 с.
6. Егорова М. А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология. 2007. № 6. С. 63-68.
7. Матейчик З., Лангемейнер И. Психическая депривация в детском возрасте. М. : Наука, 2009. 422 с.
8. Минкова Э. А. Особенности общения детей-сирот. СПб. : Речь, 2007. 162 с.
9. Мухина В. С. Таинство детства. М. : У-Фактория, 2010. 248 с.
10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Юрайт, 2007. 254 с.
11. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб. : Питер, 2007. 346 с.
12. Шипицина Л. М. Психология детей-сирот. М. : У-Фактория, 2008. 342 с.
REFERENCES
1. Argentova T. E. Stil' obshcheniya kak faktor effektivnosti sovmestnoy deyatel'nosti //Vopr. psikhologii. 2008. № 3. S. 59-67.
2. Bozhovich L. I. Lichnost' i et formirovanie v detskom vozraste. CPb. : Piter, 2008. 398 s.
3. Boyko V. V. Energiya emotsiy v obshchenii. M. : Yurayt, 2010. 302 s.
4. Zhukov Yu. M., Petrovskaya L. A., Rastyannikov P. V. Diagnostika i razvitie kompetentnosti v obshchenii. M. : Izd-vo MGU, 2011. 126 s.
5. Dubrovina I. V. Psikhologicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma. M. : Akademicheskiy proekt, 2011. 268 s.
6. Egorova M. A. Osobennosti predstavleniy vospitannikov detskogo doma o sotsial'nykh otnosheniyakh / / Defektologiya. 2007. № 6. S. 63-68.
7. Mateychik Z., Langemeyner I. Psikhicheskaya deprivatsiya v detskom vozraste. M. : Nauka, 2009. 422 s.
8. Minkova E. A. Osobennosti obshcheniya detey-sirot. SPb. : Rech', 2007. 162 s.
9. Mukhina V. S. Tainstvo detstva. M. : U-Faktoriya, 2010. 248 s.
10. Lisina M. I. Problemy ontogeneza obshcheniya. M. : Yurayt, 2007. 254 s.
11. Prikhozhan A. M., Tolstykh N. N. Psikhologiya sirotstva. SPb. : Piter, 2007. 346 s.
12. Shipitsina L. M. Psikhologiya detey-sirot. M. : U-Faktoriya, 2008. 342 s.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. А. Макарова.