Научная статья на тему 'Факторы формирования потребительской культуры учащихся школ-интернатов'

Факторы формирования потребительской культуры учащихся школ-интернатов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
507
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОТРЕБЛЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рачина М. В.

Формирование потребительской культуры актуальное и активно реализуемое в педагогической практике направление. Во многих регионах России в школы введены факультативные и элективные курсы, направленные на формирование потребительской культуры. Воспитанники учреждений интернатного типа имеют особую социальную ситуацию развития, которая оказывает влияние на развитие всех личностных особенностей детей, на формирование качеств культурного потребителя. Формирование потребительской культуры учащихся школ-интернатов требует целенаправленной совместной работы педагогов и психологов, разработки системы комплексного психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рачина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования потребительской культуры учащихся школ-интернатов»

УДК-370.17

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

М.В.Рачина

Формирование потребительской культуры актуальное и активно реализуемое в педагогической практике направление. Во многих регионах России в школы введены факультативные и элективные курсы, направленные на формирование потребительской культуры. Воспитанники учреждений интернатного типа имеют особую социальную ситуацию развития, которая оказывает влияние на развитие всех личностных особенностей детей, на формирование качеств культурного потребителя. Формирование потребительской культуры учащихся школ-интернатов требует целенаправленной совместной работы педагогов и психологов, разработки системы комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: потребительская культура, потребление, социализация, социальная ситуация развития, школы-интернаты, психологическое сопровождение.

Научный и практический интерес к проблеме поведения потребителей и потребительской культуры в последние несколько десятилетий в России вызван процессами реформирования экономики, демократизации общественной жизни, сменой социально-политических ориентиров.

Анализ научных исследований (Л.Я. Баранова, Н.В. Волков, Е.В. Кузнецова, Л.И. Ростовцева, В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко, А.Н. Фонтанова) позволяет определить потребительскую культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения, социально значимых и реализуемых в практической деятельности [1].

Потребительская культура основывается на соотношении потребностей, возможностей человека и требований общества, его ценностно-мотивационной сферы. Потребности каждого человека определяются условиями его жизни и общественными отношениями, они вызывают определенную деятельность человека. Выбор решения действовать определяется в результате мотивации. В соответствии с требованиями и нормами общества человек выбирает целесообразное поведение.

Культура - мощный фактор многогранного формирования и развития человека, способствует преобразованию и обогащению потребностей личности, превращаясь в человеческое качество. Уровень культуры, ценностной направленности личности измеряется системой ее отношений к миру - к природе, к другим людям, к обществу, к самой себе. Культуру можно представить в виде «системы координат» человеческой деятельности, определяющей, в свою очередь, координаты социальных действий и деятельности. Культура как совокупность приобретаемых в обществе поведенческих паттер -нов, передаваемых символически посредством языка и других инструментов членам конкретного об -щества, включает в себя абстрактные и материальные элементы, отталкиваясь от которых мы можем описывать, оценивать и различать различные ее типы. Набор ценностей, идей, артефактов и других значащих символов культуры помогают людям общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как членов общества.

Одним из аспектов общей культуры человека, является его экономическое сознание, которое отражает экономические реальности (рынок, предпринимательство, отношения между индивидом и государством), способствует становлению механизмов поведения, «прочтению» способов принятия решений, созданию модели экономического человека (homo economicus), формированию его потребительской культуры.

Переход к рынку в России потребовал от потребителя новой модели поведения, отличной от модели, существовавшей в командной экономике. В течение 90-х гг. потребитель приспособился к новым условиям жизнедеятельности. Теперь он знаком с правами потребителя, привык к существованию проблемы выбора (вместо проблемы дефицита), научился распоряжаться деньгами. Известны психологические типы потребителей в различных классификациях: новаторы, благополучные, оптимисты, рассудительные, ориентированные на качество, западники, молодые, фаталисты, мужской тип, аутсайдеры [2], или карьеристы, обыватели, интеллигенты, компьютерщики, гедонисты [3].

Вместе с насыщением рынка товарами и услугами, снижением значимости роли государства в экономике, вестернизацией жизни произошла смена приоритетов в поведении потребителей. Осуждение мещанства, потребительства, вещизма, характерное для советского периода, сменилось пропагандой со стороны СМИ комфорта, свойственного западному образу жизни. Наметился сдвиг в сторону гедонизма, опустошения внутреннего духовного мира.

Все это особенно касается поведения молодого потребителя. С начала 90-х гг. быстрыми темпами происходит смена ценностей [4,c. 92].

Потребительская культура рассматривается взаимосвязано с процессом социализации, так как социализация - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Содержание социализации определяется потребностями того или иного общества.

Социализация современных школьников будет затруднена, если они будут лишены возможности освоения потребительских знаний. Ведь одна из социальных ролей, которую большинство детей, так или иначе, играют и которую каждому из них непременно придется играть во взрослой жизни - это роль потребителя.

Формирование потребительской культуры школьников - разрабатываемое и активно внедряемое в педагогическую практику направление. Во многих регионах России в процесс обучения в общеобразовательных школах введен предмет «потребительская культура» в рамках элективных и факультативных курсов (И.В. Виноградова, П.В. Крючкова, E.H. Кузнецова, В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко). Основы потребительских знаний изучают младшие школьники, потребительскую культуру осваивают подростки и старшеклассники. Разработаны теоретические и практические занятия для студентов ССУЗов и ВУЗов. В формирование качеств грамотного потребителя активно включены семья, родители, педагоги, система дополнительного образования.

Особую значимость формирование потребительской культуры приобретает в условиях учреждений интернатного типа, поскольку их воспитанники лишены возможности полноценной социализации в силу ограниченности социальных контактов. Психолого-педагогические особенности развития данной группы детей, научная неразработанность проблемы, непосредственные запросы практики актуализировали вопросы формирования потребительской культуры этой категории учащихся и определили значимость дальнейшей разработки поставленной проблемы.

Дети-сироты и само социальное явление сиротства, к сожалению, присуще любому обществу независимо от качественных и временных этапов его развития, поскольку всегда существует определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин остаются вне семейной заботы и требуют особого отношения к себе со стороны государства.

Особенности современного социально-экономического развития России обострили многие проблемы в прикладной педагогике и психологии, в частности, проблемы обучения и воспитания в учреждениях интернатного типа и подготовки их воспитанников к самостоятельной жизни. Авторы объясняют индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в первую очередь особой социальной ситуацией, отягощенной материнской, эмоциональной и сенсорной депривацией (Божович Л.И., Галиглузова Л.Н., Дубровина И.В., Кольцова Н.М., Кузнецова Н.В., Лангмейер И., Лисина М.И., Матейчек 3., Мухина B.C., Прихожан A.M., Рузская А.Г., Слуцкий В.М., Толстых H.H., Шипицина Л.М., Боубли И., Изард Б., Маас X. и др.).

Анализ литературы показывает, что в условиях учреждения интернатного типа адекватная социализация развивающейся личности существенно затрудняют.

Дети-сироты лишены одного из важнейших источников социализации, в том числе социализации потребителя, - семьи.

В семье происходит передача ценностей культуры от одного поколения к другому. Родители инструктируют детей относительно покупок и потребления товаров, интерпретируют информацию, адресованную потребителям (например, рекламу), служит детям моделью для подражания в отношении проведения досуга, питания, употребления алкоголя и т.д. Станет ли ребенок впоследствии потребителем книг, спорттоваров, услуг театров, концертных залов, музеев или потребителем наркотиков, алкоголя, видеокассет с боевиками, порнографией, триллерами, отупляющих и агрессивных игр - зависит в первую очередь от семьи. [4,c. 97].

В настоящее время сохраняется формальный подход к адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, что усугубляет социальную депривацию ребенка-сироты. Деятельность государственных, общественных организаций, приемных семей и специалистов разрознены, существующая система адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, в нашей стране недостаточно эффективна. Повышение эффективности функционирования системы социальной помощи, для данной категории лиц, связано с координацией деятельности различных институтов на основе учета индивидуального подхода в работе с детьми-сиротами.

Неравенство возможностей детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает социальный смысл через стереотипы «ущербности» детей-сирот, барьеры социальной среды. Поэтому анализ проблем воспитанников учреждений интернатного типа должен осуществляется не только с позиций психологических ограничений, но ив контексте правовых и экономических возможностей, социокультурных оснований и принципов, как адаптации, так и социализации.

Сегодня, выпускники этих учреждений испытывают серьезные трудности, оказавшись перед необходимостью самостоятельно решать свои жизненные проблемы. Эти трудности обусловлены инфантилизмом, искаженным самоопределением, незнанием и неприятием самого себя как личности, отсутствием уверенности. Многим выпускникам интернатов и детских домов свойственны черты иждивенчества, неграмотность в решении материальных проблем, вопросов собственности, экономики, которые касаются их лично. Особые трудности они испытывают в общении с незнакомыми людьми, где требуется умение строить личностные отношения [5, с. 5].

Выпускники детских домов оказываются неготовыми к выбору профессии и планированию жизненного пути. По данным Российского детского фонда, в течение года после выхода из сирот -ских учреждений треть выпускников избирает противоправный путь, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый заканчивает жизнь самоубийством. В связи с этим встает задача психологического сопровождения особенностей личностного развития и самоопределения детей-сирот в жизни, в современных социально-экономических условиях, необходима разработка программ психолого-педагогической поддержки воспитанников интернатных учреждений с целью повышения правовой, экономической грамотности, потребительской компетентности в условиях постоянно изменяющейся социокультурной ситуации в России.

Можно сказать, что практически все личностные особенности детей-сирот обусловлены спецификой учреждения закрытого типа. Существующая там система межличностных отношений, организация жизнедеятельности, досуга и образовательного процесса оказывает влияние на развитие когнитивной, эмоциональной, личностной сфер воспитанника, в том числе и на формирование потребительской культуры, развитие качеств культурного потребителя: способного принимать рациональные потребительские решения, знающего свои права и умеющего защитить их, этически, эстетически и экологически воспитанного, ведущего здоровый и осмысленный образ жизни.

Психолого-педагогическое сопровождение - это, прежде всего, целенаправленная работа педагогов совместно с психологами в специально организованных педагогических условиях, направленная на развитие творческого потенциала личности, поведения потребителя, расширение правовой грамотности в экономических вопросах, закрепление навыков рационального и грамотного потреби -теля, расширение ресурсных возможностей человека.

Формирование потребительской культуры учащихся школ-интернатов представляется как целостная психолого-педагогическая технология с использованием методов активного социально-психологического обучения и с определенным содержанием, ориентированным на актуализацию опыта личности, формирование навыков компетентного потребителя, с выраженными функциями саморегуляции и регуляции потребительского поведения.

Психологические особенности детей-сирот, специфическая социальная ситуация развития ставят задачу поиска и разработки таких форм психологической работы, которые позволили бы создать условия, необходимые для их позитивного личностного развития и социализации.

Development of consumer culture is direction actual and actively realized in pedagogical practice. In many regions of Russia into schools are entered facultative and elective courses directed on formation of consumer culture. Pupils of boarding schools have a special social situation of development which influences on formation of all personal features of children, on formation of appropriate consumer qualities. Development of consumer culture of pupils of boarding schools demands purposeful teamwork of teachers and psychologists, system engineering of complex psychology-pedagogical support.

The Key words: consumer culture, consumption, socialization, a social situation of development, a boarding school, psychological support.

Список литературы

1.Степченко, T.A. Теоретико-методические основы формирования потребительской культуры школьников: монография. М.: Вита-Пресс, 2007. 144 с.

2Мухина, М.К. Изучение стиля жизни потребителей и сегментирования рынка на основе психографических типов// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 3. С. 1213.

3.Гурова, Т., Медовников, Д., Новиков, А., Рогачков, Д. Новости национального потребления.// Эксперт. 2000.№ 5. С. 18-22.

4.Ростовцева, Л.П. Потребительская культура: между гедонизмом и аскетизмом.// Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2002. № 4. С. 87-101.

5.Проблемы комплексного сопровождения детей-сирот в системе службы практической психологии образования: [Практическое пособие] / [сост. Анна Михайловна Щербакова] ; отв. ред. Л.К. Селявина. М.: Центр «Школьная книга», 2005. 116, [2] с.

6.Статт, Дэвид. Психология потребителя./Дэвид Статт. М. [и др.] ; СПб.: Питер, 2003. 445 с. : ил.; 21 см. (Практическая психология).

7.Березин, C.B., Евдокимова, Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология» [Учебное пособие]. / C.B. Березин, Ю.Б. Евдокимова. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.