УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
© 2013Магомедова Н.Т., Омарова А.М., Омарова Х.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье раскрываются особенности обеспечения психологической безопасности образовательной среды в школах-интернатах, представлены результаты эмпирического исследования уровня психологической безопасности в школе-интернате, проведен сравнительно-сопоставительный анализ уровня психологической безопасности в общеобразовательных школах.
The article reveals the features of the psychological security of the educational environment in schools-boarding schools, presents the results of empirical research of the level of psychological security in the boarding-school, a relatively comparative analysis compared with the level of psychological security in General education schools.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическая безопасность школы-интерната, психологическое насилие.
Keywords: psychological security of the educational environment, the psychological security of a boarding school, and psychological violence.
Вопрос о безопасности становится актуальным не только в государственной политике, но и в системе образования, поскольку на современном этапе образовательная среда оказалась не защищена от неблагоприятных тенденций жизни общества - нравственного разложения, криминализации
общественных отношений,
распространения насилия через СМИ и его безнаказанности; увеличения численности и расширения спектра социально незащищенных, социально девиантных контингентов и «групп риска». Психологическая безопасность является одной из важных психологических характеристик
образовательной среды школы, которая становится значимой проблемой для учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации, что
подтверждается данными различных исследований (И. А. Баева, Т. С.
Кабаченко, С. Caty, J. Hathaway, Sautter и
др.).
По И. А. Баевой, психологически безопасной является образовательная среда, свободная от проявлений насилия во взаимодействии, способствующая удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающая референтную значимость среды и обеспечивающая психическое здоровье включенных в нее участников. При этом психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека [1].
Психологически не безопасное общество приводит к увеличению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относятся к категории детей, находящихся в исключительно экстремальных условиях бытия, поскольку не обеспечивают возможности
удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии,
эмоциональной и социальной
защищенности. Кроме того, данная категория детей не может развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей [9].
Сегодня сиротство является фактором внешнего воздействия, разрушающим эмоциональные связи ребенка с окружающей средой, с микросоциумом взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения психофизического и социального развития (Т. А. Басилова, А. Н. Галигузова, Й. Лангмейер, З. Матейчик, В. С. Мухина, Е. А. Стребелева, И. В. Дубровина), стойкие расстройства общения и поведения (И. М. Лисина), неуспеваемость в школе (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, А. Г. Рузская, Л. М. Шипицына, Е. А. Казакова).
Анализ научной литературы по проблеме обеспечения психологической безопасности образовательной среды в интернатных учреждениях показал, что данный вопрос не получил достаточного научно-практического освещения в аспекте поиска путей эффективного психолого-педагогического сопровождения воспитанников школ-интернатов, что актуализирует необходимость изучения специфики психологически безопасной
образовательной среды интернатных учреждений.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение особенностей психологической
безопасности образовательной среды в школах интернатного типа, а предметом - особенности психологической безопасности образовательной среды школы-интерната.
В качестве испытуемых выступили две группы учащихся 5-8 классов:
воспитанники школы-интерната и учащиеся средних общеобразовательных школ г. Махачкалы. Для реализации поставленной цели использовалась методика «Психологическая
безопасность образовательной среды» И. А Баевой, в которой выделены 3 составляющие:
- отношение к образовательной среде школы (референтность образовательной среды), определяемое как позитивное, нейтральное и негативное. Выделяются три основных компонента отношения к образовательной среде: когнитивный, эмоциональный и поведенческий;
- значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими. К значимым характеристикам образовательной среды автор относит: взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с учениками, возможность высказать свою точку зрения, уважительное отношение, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявлять инициативу, активность, учет личных проблем и затруднений;
- защищенность от психологического насилия во взаимодействии, которая рассматривается по следующим структурным компонентам: защищенность от унижения, оскорблений, защищенность от угроз, защищенность от того, что заставляют делать, что-либо против желания (принуждения), защищенность от игнорирования (социальной изоляции), защищенность от недоброжелательного отношения (знак отношения).
Исследование позволило обнаружить различия в оценке психологической безопасности образовательной среды между воспитанниками школы-интерната и учащимися средней
общеобразовательной школы (рис. 1-3).
отр нейтр
Рис. 1. Гистограмма распределения отношения к образовательной среде по когнитивному компоненту по группам испытуемых
Рис. 2. Гистограмма распределения отношения к образовательной среде по эмоциональному компоненту по группам испытуемых
отр неитр
Рис. 3. Гистограмма распределения отношения к образовательной среде по поведенческому компоненту по группам испытуемых | По всем трем компонентам среди воспитанников школы-интерната
отрицательное или нейтральное отношение к образовательной среде диагностируется чаще, чем среди учащихся средней общеобразовательной школы. В то же время положительное отношение к образовательной среде среди учащихся средней
общеобразовательной школы выявлялось значимо чаще, чем среди воспитанников школы-интерната.
Проанализировав полученные
результаты, а также высказывания
респондентов по поводу отношения к образовательной среде, мы пришли к выводу, что негативное отношение у воспитанников школы-интерната не только к образовательной среде, а к интернату в целом. Возможность негативного отношения к самой ситуации нахождения в данном учреждении была подтверждена поведенческим
компонентом. К примеру, анализ ответов на такие вопросы, как «Если бы вы переехали в другой район города, хотели бы вы ездить на учебу в свою школу?», «Если бы была возможность выбирать из
всех школ района, выбрали бы вы свою?» или «Предположим, что по каким-то причинам вы долго не могли посещать школу, вернулись бы вы на свое прежнее место учебы?», выявил наибольшее количество негативного и нейтрального отношения по поведенческому компоненту у воспитанников школы-интерната (45,1%), в отличие от эмоционального и когнитивного компонентов, где процент существенно ниже. Многие дети не довольны ситуацией, сложившейся в их жизни, что отмечается при общении с психологом и педагогами школы-интерната,
подтверждается частыми побегами воспитанников из данного учреждения, девиантным поведением. Большинство воспитанников интерната являются социальными сиротами, что оказывает существенное влияние на все сферы психического развития и социальных отношений, которое нашло отражение в отношении к образовательной среде.
При изучении уровня
удовлетворенности значимыми
характеристиками образовательной
среды (взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с учениками, возможность высказать свою точку
зрения, уважительное отношение, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявлять инициативу, активность, учет личных проблем и затруднений и т. д.) нами были получены результаты, не в полной мере согласуемые с предыдущими (рис. 4). В частности, воспитанники школы-интерната более удовлетворены значимыми характеристиками, чем учащиеся средних общеобразовательных учреждений. По нашему мнению, первые не стали откровенно отвечать на вопросы из данной категории, а ответили так, как хотелось бы их педагогам, психологу и администрации учреждения, в котором проживают. Из разговора с психологом стало известно, что подобная тенденция, а именно утаивание своих истинных чувств, действительно присутствует среди воспитанников школы-интерната, поскольку они боятся открыто высказаться о неудовлетворенности отношениями с учителями. Мы тоже склоняемся к такому мнению потому, что результаты именно по данной категории противоречат всем остальным, полученным в ходе исследования результатам.
удовлетворен защищенность
Рис. 4. Гистограмма распределения средних показателей уровней удовлетворенности образовательной средой и защищенности от насилия у
испытуемых обеих групп
По категории «защищенность от психологического насилия в
образовательной среде» обнаружено, что воспитанники школы-интерната
чувствуют себя менее защищенными, чем учащиеся средних общеобразовательных учреждений. В то же время, согласно критериям, указанным в методике, учащиеся общеобразовательных школ
относятся к очень высокому показателю защищенности от психологического насилия, а воспитанники школы-интерната - к высокому. В целом можно говорить о хорошем психологическом климате во всех образовательных учреждениях, участвующих в
исследовании.
Проблема насилия в образовательной среде является одной из приоритетных в работе школьных психологов, потому что ценности, приобретенные в детстве, имеют тенденцию быть
транслированными во взрослую социальную жизнь.
Как отмечает И. А. Баева, рост количества учреждений закрытого типа для детей (к данной категории относится и интернатное учреждение) не гарантирует максимально благоприятные условия для развития детей, попавших в трудную или особую жизненную ситуацию. Принудительная социальная изоляция, характеризующаяся
различными правоограничениями,
ограничениями свободы выбора и действия, вызывает у детей различной глубины и силы переживания, накладывая отпечаток на развитие системы отношений к самому себе, к миру, к другим людям, приводя к чувству незащищенности. Культ насилия является доминирующей тенденцией отношений детей друг с другом и в отношениях между детьми и взрослыми в закрытых учреждениях [1].
Полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
1. Образовательная среда в школах-интернатах психологически менее безопасна в отличие от образовательной среды средних общеобразовательных школ, в частности, учащиеся средних общеобразовательных школ отличаются в среднем более позитивным отношением к образовательной среде по сравнению с воспитанниками школы-интерната;
воспитанники школы-интерната в среднем чувствуют себя менее защищенными от различного вида психологического насилия; по всем компонентам отношения к
образовательной среде среди
воспитанников школы-интерната чаще диагностируется негативное и
нейтральное отношение, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ,
у которых чаще диагностируется нейтральное или положительное отношение по эмоциональному, когнитивному и поведенческому компонентам.
2. В настоящее время интернатные учреждения являются психологически не безопасной средой для их воспитанников. Указанные учреждения и сегодня работают по программам, ориентированным на обычные общеобразовательные школы, однако, процессы, стихийно протекающие у детей, воспитывающихся в условиях семьи, требуют специальной педагогической организации применительно к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
3. Отсутствует методическое обеспечение процесса социализации детей и организации психологически комфортной и безопасной среды для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях школы-интерната, что обусловлено недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогических исследованиях. В системе высшего профессионального образования и подготовки психолого-педагогических кадров наблюдается недооценка специфики воспитания и обучения детей в условиях интернатных учреждений.
4. Важным условием повышения психологической безопасности образовательного пространства интерната и его воспитанников является специально организованная коррекционно-развива-ющая деятельность педагога-психолога, предполагающая формирование у воспитанников и педагогов представлений о психологической безопасности, создание у них поведенческих установок на психологически безопасный образ жизни, а также на демонстрацию реалистичного и привлекательного диапазона средств решения психологических проблем.
Примечания
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002. 2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б.. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / под ред. И. А. Баевой. М. : Экон-Информ, 2009. 248 с. 3. Баева И. А., Семикин В. В. Психологическая безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. СПб., 2005. 4. Басюк В. С. Психолого-педагогическое
сопровождение как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2004. 5. Зинченко Ю. П. Методологические основы психологии безопасности // Национальный психологический журнал. 2011. № 2(6). 6. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2000. 7. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И. А. Баевой. СПб. : Речь, 2006. 288 с. 8. Петрушина О. В. Психологическая безопасность воспитанников интернатного учреждения // Вестник ВГГУ. 2011. № 2(3). С. 124-128. 9. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб. : Питер, 2007. 416 с. 10. Россаха Н. Г. Представление о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 11. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека. СПб., 2002.
Статья поступила в редакцию 04.03.2013 г.