DOI: 10.24412/2076-1503-2024-3-81-84 ЛАВРЕНТЬЕВА Мария Сергеевна,
NIION: 2018-0076-3/24-211 кандидат юридических наук, доцент,
MOSURED: 77/27-023-2024-3-211 доцент кафедры гражданского
и предпринимательского права, Российская государственная академия интеллектуальной собственности, e-mail: mari.lav.702@yandex.ru
ВЕЛИКОРЕДЧАНИНА Анна Сергеевна,
студент 3 курса бакалавриата, Российская государственная академия интеллектуальной собственности, e-mail: a_velikoredchanina03@mail.ru
ПАТРОНАТ
Аннотация. В статье рассматривается патронатная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Авторы анализируют ключевые моменты патроната, его историю, виды, особенности. Статья показывает важность урегулирования патроната по всей России, а не в отдельных субъектах с помощью приведенных положительных характеристик.
Ключевые слова: патронат, патронатные воспитатели, патронатная семья, органы опеки и попечительства
LAVRENTIEVA Maria Sergeevna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil and Business Law, Russian State Academy of Intellectual Property, e-mail: mari.lav.702@yandex.ru
VELIKOREDCHANINA Anna Sergeevna,
3rd year undergraduate student, Russian State Academy of Intellectual Property, e-mail: a_velikoredchanina03@mail.ru
PATRONAGE
Annotation. The article discusses the foster care form of placement of children left without parental care. The authors analyze the key points of patronage, its history, types, and features. The article shows the importance of regulating patronage throughout Russia, and not in individual regions, using the above positive characteristics.
Key words: foster care, foster carers, foster family, guardianship and trusteeship authorities
В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ): «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание(усыновление,удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью...».
Сразу возникают вопросы. Что такое патронат? Какова история данного института? Почему же именно процедура передачи детей в патронат-ную семью не закреплена в Федеральном законодательстве Российской Федерации, а регулируется законами субъектов? Во всех ли субъектах
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024
РФ существует такая форма устройства детей? Чем патронат отличается от опеки? И какие еще существуют особенности гражданско-правового регулирования патроната. Некоторые из этих вопросов будут рассмотрены в данной статье.
Рассматривая историю нашей страны, можно проследить, что патронат стал известен в России при Екатерине Великой. Он получил отражение в Манифесте «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» 1775 года. В нем утверждалось что «если же устроение сиротских домов будет неудобно или потребует издержек, кои отнимут способы к оказанию призрения большему числу сирот, то Приказ неимущих сирот
отдает за умеренную плату надежным добродетельным и добронравным людям для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу» [5, с.208], т.е. уже тогда существовали так называемые патро-натные воспитатели. Но как показывала практика государство гарантировало воспитание только для детей-сирот, относящихся к дворянскому сословию, остальными же занималась либо православная церковь, либо благотворители.
В дореволюционной России патронат приобрел еще одну важную функцию, которая заключалась не только в поддержке детей-сирот, но и служила средством профилактики преступлений, которые были особенно распространены среди несовершеннолетних преступников. Как утверждала Л.В. Афанасьева «первое нужно для того, чтобы помочь вторым удержаться от совершения новых противоправных деяний» [1, с.3].
В 20 веке дети-сироты прошли этап, в котором они сначала были частью Советского государства и принадлежали только ему. Оно защищало их права и законные интересы, обеспечивало заботу о них. В последующем они отдавались на воспитание в приемные семьи, при этом власть такое размещение детей видела весьма эффективным. Также следует отметить, что патронат приобрел массовое распространение в 20 веке, так: «в 1942 году на патронате находилось 37 490 детей. Только по официальным данным в России в конце войны насчитывалось 678 тысяч детей, оставшихся без родителей. Из них 278 тысяч (41 %) находились в семьях, заменивших родительскую» [4, с.132]. Но в 1968 году данный институт был отменен, его заменили на традиционные формы отношения приемных родителей и детей, таких как опекунство и усыновление, но несмотря на это патронат оставил свой исторический след в истории нашей страны и помог многим детям-сиротам погрузиться в нормальную жизнь и существовать вне казенных учреждений.
Из вышеизложенной истории, можно определить, что патронатная семья - это форма устройства несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей, к совершеннолетним лицам. Данный институт является в настоящее время весьма противоречивым, поскольку еще с 2019 года существует законопроект, включающий в себя все вопросы создания и функционирования патронатных семей в Российской Федерации, однако до сих пор не принят и находится на рассмотрении в Государственной Думе.
Несмотря на это СК РФ четко предусматривает такую форму устройства несовершеннолетних граждан, как патронатная семья, поэтому ряд субъектов Российской Федерации приняли законы, о возможности устройства ребенка
именно в патронатную семью. Вот регионы, где действуют такие законы: Края: Алтайский, Красноярский, Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский. Области: Архангельская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Костромская, Калужская, Московская, Мурманская, Новгородская, Нижегородская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Сахалинская, Самарская, Смоленская, Тверская, Томская, Тюменская, Читинская, Ярославская. Республики: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Удмуртия Чувашия, а также Ханты-Мансийском автономном округе. Также существует ряд субъектов РФ, где проводятся экспериментальные работы по внедрению патроната, но законы пока не приняты.
Рассматривая, как пример, закон Москвы от 14.04.2010 №12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», следует отметить, что главным отличием от иных форм устройства детей в семью патронат относит разграничение прав и обязанностей между родителями, в случае если они не лишены или ограничены в родительских правах, органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем. [2, с. 78] Также патронат в отличие от усыновления или же опеки не всегда предполагает совместное проживание воспитателя с ребенком. Если речь идет о таких его видах как постинтернатный и социальный.
Однако сравнивая патронат и опеку, можно констатировать, что они являются схожими институтами, поскольку патронатный воспитатель ровно, как и опекун, имеет право распоряжаться имуществом подопечного с его согласия. Необходимо отметить, что требования, предъявляемые к патронатным воспитателям такие же, как и к опекунам, например, совершеннолетний возраст, полная дееспособность, отсутствие опасных заболеваний, отсутствие судимости и др. Отмена патроната производится по заявлению попечителей или органов опеки и попечительства без вмешательства суда, в отличии, например, от усыновления, так как его отмена может осуществляться только по судебному решению.
Существует всего 3 вида. Первым является социальный патронат. Он устанавливается над детьми, которые нуждаются в помощи государства, при этом сохраняется родительское попечение. Заключаемый договор осуществляется с уполномоченной организацией на безвозмездной для родителей основе, т.е. воспитатель получает выплаты от государства, сами же родители не берут на себя какие-либо расходы. Чаще всего, к главным функциям воспитателя при социальном патроне является: оказание социальной под-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024
держки родителям, контроль за ребенком, предоставление правовой поддержки при решении юридических вопросов.
Следующий вид называется постинтернатным. Он может быть оформлен над совершеннолетними выпускниками стационарных учреждений, в которых воспитываются дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 18 до 23 лет, которые часто бывают дезориентированы в пространстве, не знакомы с социальным поведением в обществе. Их воспитатели призваны адаптировать данных лиц к социуму, заботиться о их физическом, нравственном, умственном развитии.
Следующий, наиболее известный вид - это патронатное воспитание. Он заключается в том, что совершеннолетнему дееспособному гражданину передается ребенок на дальнейшее воспитание и содержание, при этом несовершеннолетнего никто не хочет усыновить или установить над ним опеку. В этом случае патронат предполагает временное устройство несовершеннолетнего.
Говоря о воспитателях, следует отметить, что данные лица воспитывают детей на возмездной основе, получает выплаты от государства, и данный вид деятельности может считаться их основным местом работы - то есть входит в трудовой стаж.
К патронатным воспитателям, также как к опекунам (попечителям) и приемным родителям применяется ряд требований. Например, не могут взять под патронат детей лица, являющиеся недееспособными, родители, лишенные родительских прав, лица по состоянию здоровья, которые не могут осуществлять родительские права и т.д. Однако это не все критерии, которым нужно соответствовать, чтобы забрать ребенка. Следующие действия направлены на написание заявления в орган опеки и попечительства с просьбой получить заключение на возможность быть патронатным воспитателем. При этом к заявлению должны быть приложены ряд документов, таких как: копия трудовой книжки, финансового лицевого счета, медицинскую справку о возможности работать с детьми, о состоянии здоровья лица и др.
Органы опеки и попечительства, в свою очередь, проводят ряд проверочных мероприятий, направленных на углубленное изучение данных, указанных заявителем, в том числе обследует его жилищно-бытовые условия, проверяют всех членов семьи, проживающих с ним. Также при проверке выявляют как личные качества гражданина, изъявившего желание стать патронатным воспитателем, так и способность работать в сотрудничестве с социальными работниками, и готовность обеспечить контакты ребенка с его кровными родителями.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024
Чтобы приступить к данному виду деятельности патронатный воспитатель должен получить специальное удостоверение о возможности осуществлять свою деятельность и подписать соответствующий договор о патронатном воспитании в лице органов опеки и попечительства, патронатным воспитателем и родителями.
Таким образом, патронатным воспитателем быть весьма сложно, но при особом желании можно получить трудоустройство, профессиональный рост, и самое главное помочь ребенку социализироваться в обществе, получить квалифицированную помощь специалистов.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что патронатная семья имеет ряд преимуществ перед другими формами устройства детей в семью, так как:
Во-первых, признает и допускает плавный переход от одной формы устройства в другую, например, чаще всего, к усыновлению;
Во-вторых, признает и допускает отказ от ребенка без длительных процедур;
В-третьих, ребенок, живший с патронатным воспитателем, впоследствии более социализирован и как правило, обладает определенными качествами, которые ему прививаются. Такими как ответственность, бережливость, честность и др.
В-четвертых, появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (например, дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии [3, с.67].
Однако несмотря на ряд положительных моментов, у патроната есть и негативные стороны:
Во-первых, часто, из-за того, что патронат-ная семья предполагает временное нахождение подопечного в семье, между воспитателем и подопечным не складываются теплые и доверительные отношения, что негативно сказывается как на аспектах воспитательного характера, так и на взаимовосприятии сторон друг другом;
Во-вторых, у ребенка могут происходить психологические срывы, из-за резких переходов одной семьи, имеющей свои порядки и устои, в другую.
Таким образом, рассматривая положительные и отрицательные стороны патронатной семьи, можно выявить, что положительных моментов гораздо больше, поэтому, если в Государственной Думе будет одобрен законопроект о функционировании патронатных семей по всей РФ, то будет гораздо меньше правовых проблем и неточностей при применении данной формы устройства детей.
Список литературы:
[1] Афанасьева, Л.В. Формирование правовой базы института патроната в России (конец XVIII - ХХ в.) / Л.В. Афанасьева // Грамота. 2012. № 8. - 6 с.
[2] Безбаха В.В. Сравнительное право: учебно-методический комплекс / В.В. Безбаха, К.М. Беликовой, А.Н. Кирсанова. - Москва: ГОУ ВПО РЭА им. Г.В. Плеханова, 2009. - 434 с.
[3] Егоров А. Конвенция о правах ребенка: итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. 2014. № 23. - 50-70 с.
[4] Нечаева, А.М. Охрана детей-сирот в России: (История и современность) / А.М. Нечаева; НИИ детства Рос. дет. Фонда // Дом. 1994. -169 с.
[5] Российское законодательство Х-ХХ веков / под общ. ред. О.И. Чистякова. - М., 1984. - Т. 5.
Spisok literatury:
[1] Afanas'eva, L.V. Formirovanie pravovoj bazy instituta patronata v Rossii (konec XVIII - HH v.) / L.V. Afanas'eva // Gramota. 2012. № 8. - 6 p.
[2] Bezbaha V.V. Sravnitel'noe pravo: ucheb-no-metodicheskij kompleks. [Uchebno-metodicheskij kompleks]. V.V. Bezbaha, K.M. Belikovoj, A.N. Kirsa-nova. - Moskva: GOU VPO RJeA im. G.V. Plehanova, 2009. - 434 c.
[3] Egorov A. Konvencija o pravah rebenka: itogi i perspektivy [Voprosy social'nogo obespech-enija]. 2014. № 23. - 50-70 c.
[4] Nechaeva, A.M. Ohrana detej-sirot v Rossii: [Istorija i sovremennost']. A.M. Nechaeva; NII detstva Ros. det. Fonda // Dom. 1994. - 169 s.
[5] Rossiiskoe zakonodatel'stvo X-XX vekov [Istorija prava]. pod obshch. red. O.I. Chistiakova. -M., 1984. - T. 5.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024