Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ / ПАТРОНАТНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАТ / FOSTER FAMILY / FOSTER CAREGIVER / ORPHANS / CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / FOSTER CARE / SOCIAL PATRONAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чеснокова Юлия Вячеславовна

Статья посвящена становлению и развитию патронатного воспитания в российской практике. Основное внимание уделено этапам развития законодательства о патронате. Объектом исследования являются ключевые нормативно-правовые акты, принятые органами власти в рассматриваемый период. В результате анализа правовых актов сделан вывод, что патронат как один из видов семейных форм воспитания детей-сирот открывает новые возможности для эффективного решения проблем, возникающих с социальной адаптацией несовершеннолетних и профилактики социального сиротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Institute of Patronage of Children Left Without Parental Care

The article is devoted to the formation and development of foster care in Russian practice. The main attention is paid to the stages of development of legislation on patronage. The object of the study is the key legal acts adopted by the authorities in the period under review. As a result of the analysis of legal acts, it is concluded that the patronage as one of the types of family forms of education of orphans opens up new opportunities for effective solutions to the problems arising from the social adaptation of minors and prevention of social orphanhood.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕСНОКОВА Юлия Вячеславовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Частное и публичное право» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». E-mail: juliachesn@yandex.ru

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках гранта «Эволюция правового регулирования оказания социальной помощи малоимущим и преодоления бедности в России: история и современность» (проект № 18-011-00202).

Краткая аннотация: Статья посвящена становлению и развитию патронатного воспитания в российской практике. Основное внимание уделено этапам развития законодательства о патронате. Объектом исследования являются ключевые нормативно-правовые акты, принятые органами власти в рассматриваемый период. В результате анализа правовых актов сделан вывод, что патронат как один из видов семейных форм воспитания детей-сирот открывает новые возможности для эффективного решения проблем, возникающих с социальной адаптацией несовершеннолетних и профилактики социального сиротства.

Abstract: The article is devoted to the formation and development of foster care in Russian practice. The main attention is paid to the stages of development of legislation on patronage. The object of the study is the key legal acts adopted by the authorities in the period under review. As a result of the analysis of legal acts, it is concluded that the patronage as one of the types of family forms of education of orphans opens up new opportunities for effective solutions to the problems arising from the social adaptation of minors and prevention of social orphanhood.

Ключевые слова: патронатная семья, патронатный воспитатель, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, патронатное воспитание, социальный патронат.

Keywords: foster family, foster caregiver, orphans, children left without parental care, foster care, social patronage.

Основной задачей государства и общества является социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Экономическая нестабильность порождает рост числа несовершеннолетних, нуждающихся в защите. Семейный кодекс РФ предусматривает несколько форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся: усыновление (удочерение), опека или попечительство, приемная семья, патронат [1].

Среди всех форм устройства патронат является достаточно новой ее разновидностью. Однако, в своем историческом развитии оно насчитывает не одну сотню лет. Необходимо выделить следующие этапы становления патроната в России.

Первая половина XVIII в. - 20-е г. XX в. - зарождение института патронатного воспитания несовершеннолетних. В период правления Петра I создавались приюты для детей-сирот, оказывалась помощь беспризорным детям по трудоустройству. Полномочия по контролю за призрением детей были переданы из церковного ведения светским правительственным и общественным органам [2, с. 208].

Возникшая в 1706 г. в Холмово-Успенском монастыре «сиропитательница» для «зазарных» младенцев [3, с. 14] стала первым учреждением для сирот и незаконнорожденных детей. На ее содержание по указанию императора были направлены доходы с нескольких монастырских вотчин. Через несколько лет в каждой губернии стали создаваться «шпиталитеты» [4, с. 20] для содержания и воспитания незаконнорожденных младенцев. Финансирование данных учреждений проводилось за счет частных пожертвований и средств губернских управ.

В соответствии с указами Петра I сирот отдавали на воспитание людям, отправляли в матросы, в ученики,

либо направляли в мануфактуры, где дети могли получить необходимую профессию [5, с. 69].

Поскольку приюты были переполнены несовершеннолетними, возникли некоторые сложности с обеспечением детей. В связи с этим, Петр I распорядился в 1724 г. о передаче безродных детей на воспитание любому, кто пожелает о нем заботиться. Это означало, что сироту можно было приобрести в качестве слуги, однако, об институте усыновления или удочерения сироты речь не шла.

Законодательные предпосылки патронажа и укрепление общественного призрения в отношении детей-сирот получили в эпоху Екатерины II. В период ее правления появились специальные органы призрения - приказы, на которые были возложены функции контроля за благотворительными учреждениями на территории губерний. Во многих городах открывались Воспитательные дома (Сиропитательные дома). По указу Екатерины II младенцев, достигших двух месячного возраста, из данных учреждений передавали кормилицам в деревенские семьи, где они находились до девятимесячного возраста, а впоследствии до 2-3 лет [6, с. 390]. Крестьянским семьям за содержание и воспитание ребенка выплачивалось денежное вознаграждение. Контроль над выполнением обязанностей родителей-наставников возлагался на Воспитательные дома. Для этих целей в семьи крестьян с проверкой направлялись врачи и надзиратели.

После Екатерины II жены монархов продолжили заниматься благотворительностью, но не так ярко как их предшественники. С целью предоставления помощи детям-сиротам во второй половине XVIII в. создавались различные учреждения. Например, Мария Федоровна, супруга Павла I, открыла первое в России училище для глухонемых детей, воспитательные дома для глухонемых и слепых детей [4, с. 67].

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Указом императора от 24 декабря 1797 г. «Установление по воспитательным домам» увеличивался срок пребывания ребенка в патронатной семье [6, с. 390]. Именно с этого времени термин «патронаж» как правовой институт получил свое название.

Указом Николая I 1837 г., предусматривалось материальное вознаграждение сельским жителям за передачу на их воспитание осиротевших детей. На семьи возлагалась обязанность по содержанию ребёнка, обучению, приобщению к трудовой деятельности, чтобы в дальнейшем у него была возможность заработать себе средства существования. Однако, данные требования не всегда представлялась возможность выполнить, поскольку семьи, в которых находились дети, были бедными.

К концу XIX столетия в России осуществляло работу по презрению более 14 тыс. благотворительных обществ и учреждений [6, с. 62-63]. Наибольшее количество таких организаций было расположено в Европейской России, Прибалтийском крае. Одной из самых распространенных форм оказания помощи нуждающимся детям являлось возникновение приютов и яслей. Они создавались по инициативе частных лиц для дневного пребывания несовершеннолетних детей бедных слоев населения. Несовершеннолетних необходимо было «не только накормить, одеть, но и дать начальное образование, подготовить их к самостоятельной жизни» [4, с. 126].

Подводя промежуточные итоги первого периода развития патронатного воспитания несовершеннолетних, стоит отметить, что под патронажем понималась передача в частные семьи детей-сирот, а также передача воспитанника из приюта в семью для вскармливания.

После революции 1917 г. институт патроната несовершеннолетних толковался по-разному. С одной стороны он являлся одной из форм семейного устройства детей-сирот, с другой стороны, представлял собой институт оказания помощи трудовых коллективов детским домам и детям-сиротам, для этого создавались рабочие патронаты [7, с. 66].

С начала 20-х гг. государство стало уделять пристальное внимание общественной воспитательной работе над несовершеннолетними детьми. Воспитывать несовершеннолетних предполагалось в духе морально-нравственных ценностей советского общества [8, с. 248]. Курс был взят на физическое и моральное сохранение ребенка, улучшение условий его жизни и работы. При этом роль семейного патроната отрицалась.

Второй этап охватывает периоды с 1920-х по 1980-х гг. XX в. и характеризуется законодательным укреплением понятия «патронат» как формы жизнеустройства детей-сирот.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 27.03.1928 г. «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи» [10] и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.05.1928 г. «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках» [11 ] закрепляли передачу сирот на основании договора в семьи трудящихся и крестьян. Договор устанавливал срок передачи несовершеннолетних на воспитание, обязанности наставников. Семьям предоставлялась материальная поддержка и различные льготы в целях облегчения им содержания сирот.

К началу 1934 г. в стране была сформирована определенная структура органов, занимающихся проблемами беспризорности, начиная с момента выявления и учета несовершеннолетних детей, нуждающихся в опеке и заботе, до передачи обратно в семью, если таковая имелась, либо осуществление патронажа [12, с. 35].

К концу 1930-х гг. на патронаже находилось 38 тысяч воспитанников. Большая часть детей патронировалась родственниками, поскольку они имели возможность «получать материальную помощь и льготы» [12, с. 63]. Однако, в связи с задержками выплаты пособия, возросло количество семей, которые стали отказываться от патронируемых детей.

В начале Великой Отечественной войны численность детей-сирот увеличилась. В детские дома попадали дети после гибели своих родителей, при потере родных во время военных событий. В связи с этим возросла потребность в незамедлительном оказании помощи несовершеннолетним детям, необходимость в создании новых детских домов и увеличения количество существующих мест.

Постановление СНК СССР от 23.01.1942 г. №75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» [4] обязало государственные и общественные организации осуществлять содействие устройству детей-сирот, предоставлять им достойные условия для содержания и воспитания. Безнадзорных детей выявляли и размещали в приемники-распределители. Малолетних, не достигших трех лет, сразу же направляли в детские социальные учреждения или на патронирование в семьи трудящихся. Максимальный возраст нахождения в детских приемниках-распределителях составлял 15 лет.

Дальнейшее закрепление института патронатного воспитания осуществлялось на основании Постановления СНК РСФСР от 08.04.1943 № 325 «Об утверждении Инструкции Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Нар-комюста РСФСР о патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей» [13]. Указывалось, что советская власть при передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью должна была обеспечивать его необходимыми предметами быта. Контроль за воспитанием де-

теи, переданных в семьи детей, осуществляли отделы народного образования [14, с. 16]. Следует отметить, что в России в конце войны насчитывалось 678 тысяч детей, оставшихся без родителей. Из них 278 тысяч (41 %) были переданы под опеку [8, с. 67].

40-е гг. XX в. были связаны с волной репрессий по всей стране. Патронат как форма семейного устройства детей не получила должного развития, поскольку советские граждане боялись брать в семью детей репрессированных граждан, поскольку они фактически приравнивались к врагам народа. В 50-90-х гг. активно строились интернаты, в которых содержались дети-сироты. [14, с. 17].

В 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация прав ребёнка, которая содержала десять положений, касающихся действий лиц, отвечающих за реализацию прав детей и обеспечения им «счастливого детства» [15, с. 188].

Нарастающие перемены в различных сферах жизни общества, послужили стимулом к принятию Кодекса

0 браке и семье РСФСР, который был введен в действие с

1 ноября 1969 г. Главная цель нормативного акта состояла в охране интересов материнства и детства [15, с. 188-189]. К сожалению, патронат, как форма устройства детей-сирот не был закреплен в данном документе.

Таким образом, подводя итоги второго этапа формирования института патронирования несовершеннолетних, стоит отметить, что он отличался от иных форм устройства детей того периода времени тем, что передача ребёнка на воспитание в семью регулировалась договорными отношениями между воспитателем и государственными учреждениями, предоставляющими ребенка на воспитание; со стороны государства осуществлялся контроль за действиями наставников; за труд воспитателя выплачивалось материальное вознаграждение, а на содержание ребенка государством

была предусмотрена выплата пособия.

Следующий этап формирования института патронажного воспитания начинается с 90-х г. XX в. по настоящее время.

Статья 123 Семейного кодекса РФ [1] закрепляет одну из семейных форм устройства детей - патронатное воспитание. В современном праве патронат является эффективной формой работы с детьми. Особенность его проявляется, прежде всего, в том, что патронатное воспитание регулируется лишь законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время в 42 субъектах РФ приняты такие законы. Патронат представляет собой форму опеки и попечительства над ребенком, которая осуществляется на основании договора о патронатном воспитании, заключенном между органом опеки и патронатным воспитателем.

На сегодняшний день в современной практике получили распространения следующие виды патроната: па-тронатное воспитание и социальный патронат.

При патронатном воспитании ребёнок-сирота или ребёнок, оставшийся без попечения родителей, передается в семью патронатного воспитателя.

Под социальным патронатом понимается оказание индивидуальной социальной помощи семьям и детям, попавшим в трудную ситуацию. Для оказания соответствующей поддержки специалистом разрабатывается план мероприятий с использованием различных методов для нормального воспитания и развития ребенка в семье. Главная задача социального патроната - оказать необходимую помощь родителям в воспитании и защите прав ребенка, создать благоприятную обстановку в семье для её сохранения.

Таким образом, в настоящее время патронат открывает новые возможности для эффективного решения проблем, возникающих с социальной адаптацией детей-сирот и профилактики социального сиротства.

Библиография:

9.

10.

11. 12.

13.

14.

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (в ред. от 29.05.2019). // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

Торохтий В.С., Савин Ю.В., Корольков О.М. Управление социальными системами: Учебное пособие. - М.: Граница, 2011. - 208 с.

Яковлева Н.В. Конституционно-правовой режим социального сиротства в России: Дис. ...канд. юрид. наук. - М., 2007. - 205 с.

Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства: учебное пособие / В.А.Варывдин, И.П.Клемантович. - М.: Пед. О-во России, 2004. - 192 с. Степанова И.А. Социально-правовая защита детства в России в XVIII веке. // Научные исследования. - 2008. - № 3. - С. 67-73.

Харсеева В.Л. Правовые основы патронатного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №8. - С. 390-392.

Бобылева И.А. К вопросу о патронате детей, оставшихся без попечения родителей. // Вестник. - № 3. - С. 65-71.

Шахова Е.С. Борьба с беспризорностью и девиантным поведением несовершеннолетних: опыт первых лет советской власти и современность. // Известие Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. - 2012. - № 1. - Ч. 2. - С. 248.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 27.03.1928 г. «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи» // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР. - 1928. - № 27. - Ст. 196.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.05.1928 г. «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках». // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР. - 1928. - № 35. - Ст. 224. Алексушин Г.В. История правоохранительных органов. - Самара: Изд-во АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2012. - 312 с. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. - М.: Дом, 1994. - 169 с.

Постановление СНК РСФСР от 08.04.1943 № 325 «Об утверждении Инструкции Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР о патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей» // СП РСФСР. - 1943. - № 3. - Ст. 24.

Чеснокова Ю.В. Государственная политика по защите материнства и детства в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы. // Право и практика. - 2019. - № 1. - С. 15-18.

Чеснокова Ю.В. Государственная политика по защите материнства и детства в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы. // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Том 8. - № 2 (27). - С. 187-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.