Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ПАТРОНАТ / ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ / ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕБЕНОК / ОСТАВШИЙСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевелева Е.А.

В статье исследованы вопросы патронатного воспитания, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализировано историческое развитие данного правового института, его регламентация зарубежным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ»

УДК 340

Е.А. Шевелева

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье исследованы вопросы патронатного воспитания, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализировано историческое развитие данного правового института, его регламентация зарубежным законодательством.

Ключевые слова: форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей; патронат; патронатная семья; патронатное воспитание; ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Важнейшую роль в защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, играют институты семейного права: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья (п. 1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ) [1]. Кроме того, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, дети могут передаваться в патронатную семью. Среди форм устройства подобной практики, регламентированных действующим законодательством, патронат является сравнительно новой ее разновидностью. Вместе с тем, в своей исторической ретроспективе оно насчитывает не одну сотню лет. В этом аспекте разграничить такие формы как «приемная семья» и «патронат» достаточно сложно. Можно назвать Указ 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», который предусматривал возможность передачи новорожденных детей, достигших возраста 2 месяцев, находящихся в воспитательных домах, кормилицам в деревенские семьи. Ребенок пребывал там до достижения возраста 9 месяцев, а впоследствии, до 2-3 лет [2]. Семье, принявшей на воспитание ребенка, выплачивались деньги на его содержание. Помимо этого воспитательный дом осуществлял надзор за выполнением наставником своих обязанностей, присылая в семьи врача и надзирателя. Свое наименование («патронаж» в переводе с французского означает «покровительство», «попечительство») данный исследуемый правовой институт получил, в связи с принятием «Установления по воспитательным домам» 24 декабря 1797 г. (4 января 1798 г.). Срок пребывания ребенка в патро-натной семье значительно увеличился: для мальчиков - до достижения 17 лет, для девочек - до 15 лет. Однако, с середины 60-х гг. XIX в. данный институт прекратил свое существование. Его возрождение связано с такими нормативными актами, как Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 27.03.1928 г. «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи» и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.05.1928 г. «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках».

В настоящее время в Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этих целей предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе. Для того, чтобы реализация политики социальной защиты стала возможной, на федеральном, региональном и местном уровне управления разрабатываются законодательные акты, определяющие нормы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Основным правовым документом Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. Согласно ст. 38 Конституции «материнство, детство и семья находятся под защитой государства, и забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». [3] Но часто случается так, что родители не могут по объективным причинам или не хотят заботиться о своем ребенке, и тогда государство берет заботу о ребенке на себя. Международным правовым документом, определяющим права детей, является Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция определяет права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Данный документ является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматриваются на уровне международного права, Таким образом, все

© Шевелева Е.А., 2015.

законы и подзаконные акты, принимаемые на территории Российской Федерации, призванные урегулировать положение детей-сирот, не должны противоречить Конституции РФ и Конвенции ООН о правах ребенка.

С целью повышения социально-правовой защищенности детей-сирот в Российской Федерации были разработаны «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей)», утвержденные решением Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российский Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 26 декабря 2002 года. Национальный план действий в интересах детей, внес новое представление о сущности социальной защиты детства. Впервые была разработана целостная система социально-экономических и правовых мер, направленных на решение приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, защиту от насилия и жестокости, последствий политических, социальных, межэтнических конфликтов, экологических и иных бедствий и катастроф, создание благоприятной среды для развития детей. Конец ХХ и начало XXI веков для Российской Федерации стали временем значительного научно-технического развития и масштабных реформ в социально-экономический жизни страны. Изменилась роль и значение человеческого фактора в экономике и обществе.

Таким образом, социально-экономическое благополучие любого государства зависит от демографической ситуации в нем.

Кроме того, национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы обозначает в качестве одного из основных национальных приоритетов - «обеспечение благополучного и защищенного детства». В то же время отмечается низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. При этом Семейный кодекс провозглашает принцип «приоритета семейного воспитания детей», поэтому необходимо принять все предупредительные и профилактические меры, чтобы сохранить ребенку семью. Практика лишения родительских прав должна выступать как крайняя мера. Нормы Семейного кодекса РФ и Федерального закона «Об опеке и попечительстве» предусматривают патронатное воспитание как одну из самостоятельных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Такая форма, как "патронат" над детьми, была введена постановлением СНК СССР от 23.01.1942 г. "Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей", закреплялась в положениях Семейного кодекса Латвийской ССР, Узбекской ССР и означала передачу ребенка в семью на основании договора, заключаемого с органом опеки и попечительства.

В настоящее время патронат существует только в тех субъектах Российской Федерации, где такая форма устройства ребенка в семью закреплена законодательно. Семейный кодекс РФ относит патронат к формам устройства ребенка в семью, однако временный характер патроната и сохранение возможности возврата ребенка в биологическую семью позволяет признать патронат также формой поддержки и сохранения семьи. У патроната имеются следующие признаки:

- временной характер, при этом выделяют краткосрочный патронат и длительный патронат;

- возмездный характер патроната, на основе договора патронатного воспитателя с органами опеки и попечительства, профессиональная составляющая патронатной семьи;

- разделение функций законного представителя ребенка между органами опеки и попечительства, патронатным воспитателем и кровными родителями;

- возможность назначения патроната детям, у которых родители не лишены родительских прав;

- по мнению ряда исследователей, патронат представляет собой разновидность попечительства.

Таким образом, «патронат» - форма воспитания и оказания социальной помощи профессиональной семьей, в которой ребенок пребывает временно. Субъектами данных правоотношений могут выступать дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в кровной семье и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.

Преимущества патроната очевидны: если ребенок имеет кровную семью, то патронат нацелен на оказание помощи и поддержки ребенку патронатной семьей и при этом на сохранение у ребенка кровной семьи; если ребенок не имеет кровной семьи, то патронат нацелен на реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье, в период пока не реализованы формы устройства ребенка в семью, носящие постоянный характер, в качестве альтернативы детскому дому.

При этом статистика показывает, что такая форма устройства ребенка в семью как патронат, в России распространена крайне мало. При том, что законодательная возможность передачи детей на па-тронатное воспитание предусмотрена во многих субъектах Российской Федерации, но фактическая пере-

дача детей в патронатные семьи осуществляется крайне редко. Так, по статистике Министерства образования и науки Российской Федерации количество заключенных договоров о патронатном воспитании в период с 2006 по 2013 гг. колебалось от 142 до 613, что в целом по России достаточно небольшая цифра. На 1 марта 2014 года законодательство о патронатной семье имеется в 35 субъектах Российской Федерации, а в 2010 такая законодательная возможность существовала в 42 субъектах Российской Федерации. По причине несовершенства нормативной базы, отсутствия стимулирующих факторов, отсутствия специальных служб подготовки и сопровождения замещающих семей, сдерживается развитие данной формы устройства детей.

С принятием федерального закона "Об опеке и попечительстве" произошло необходимое совершенствование и доработка законодательства, которая хотя и привела к появлению множества новелл в социальном законодательстве, значительно улучшающих регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними, однако, не по всем вопросам является логически обоснованной и детально продуманной и, вследствие чего, требуется тщательная доработка действующего законодательства об опеке и попечительстве. Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" ввел ряд новых правил в правовое регулирование отношений, связанных с опекой и попечительством, в том числе в распоряжение имуществом подопечных. Так, устанавливается презумпция невозможности отчуждения недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей. Необходимо отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации подобной презумпции не устанавливал, таким образом, это является новеллой в регулировании данных отношений. Законодатель, таким образом, преследовал цель защитить имущественные права подопечного при распоряжении его имуществом, а также защитить право проживания подопечного.

Выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести их учет и устраивать в семьи, исходя из конкретных обстоятельств, в соответствии с СК РФ может только орган опеки и попечительства. После получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства обязаны устроить ребенка в семью, а при невозможности устройства в семью он должен быть определен в воспитательное учреждение.

Следует отметить, что патронат является наиболее гибкой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Как экстренная форма она позволяет пережить ребенку кризисный период его жизни. Кроме того, она может служить предпосылкой позитивных изменений в его кровной семье. Если же кровные родители не в состоянии осуществлять надлежащее воспитание ребенка, то патронат устанавливается на более длительный срок. Не исключена возможность и последующего усыновления подопечного его патронатным воспитателем, поскольку такие дети, как правило, имеют мало шансов на усыновление. Основные вопросы патронатного воспитания определяются соответствующим договором, в котором устанавливается объем полномочий, как патронатного воспитателя, так и органа опеки и попечительства. В этом же договоре закрепляются права ребенка, его кровных родителей, либо законных представителей и уполномоченной службы (организации) по патронату. В договоре оговаривается ответственность сторон за соблюдение условий содержания, воспитания и образования ребенка. Основные обязанности возлагаются на патронатного воспитателя, в том числе о безопасности детей, сохранению их жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения, плановом лечении, операции, летнем отдыхе могут решаться, как самостоятельно воспитателем, так и с профессиональной службой по устройству детей совместно. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи. В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.

Завершая исследование вопросов патронатного воспитания детей, необходимо отметить, что их регулирование на уровне законодательства субъекта РФ, открывает путь достаточно широкому произвольному региональному нормотворчеству. Представляется правильным, на уровне федерального законодательства, закрепить общие положения, которые регламентировали бы различные формы патронат-ного жизнеустройства детей, по опыту зарубежного законодательства, порядок заключения и условия договора, в котором устанавливается объем полномочий патронатного воспитателя, органа опеки и попечительства, права ребенка, его кровных родителей либо законных представителей и уполномоченной службы (организации) по патронату, вопросы ответственности сторон за соблюдение условий содержания, воспитания и образования ребенка.

Библиографический список

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 12.11.2012 г. № 183-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; Российская газета. 2012. 14 ноября.

2. Конвенция о правах ребенка принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР.7 ноября 1990 г. N 45. Ст.955.

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.08 N 6-ФКЗ и N 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - 21 января.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 N 352-Ф3) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - 05 декабря; Российская газета. - 2009. - 29 декабря.

5. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в ред. от 18.07.2009 N 178-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - 28 апреля; Российская газета. - 2009. - 22 июля.

6. Гаджиева З. Эволюция приемной семьи в России // Юридический мир. 2010. № 8.

7. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 N 315-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 23 декабря; Собрание законодательства РФ. - 2009. - 21 декабря.

8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. от 13.10.2009 N 233-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1999. -28 июня; Российская газета. - 2009. - 16 октября.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. "О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы" (в ред. от 29.12.2009 N 1109) // Собрание законодательства РФ. 2007. 02 апреля; Собрание законодательства РФ. - 2010. - 18 января.

10. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление / Ершова Н.М. М.: Проспект, 2004. 138 с.

11. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика/ Михеева Л.Ю. М.: Волтерс Клувер, 2004.

368 с.

12. Александров И.Ф. Проблемы правового регулирования устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях/ И.Ф. Александров // Юрист. 2008. № 3. С.15-17.

13. Нечаева А.М. О Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" / А.М. Нечаева // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 7. С. 85-90.

14. Фетисова О.В. Виды и формы опеки (попечительства) / О.В. Фетисова // Черные дыры в Российском законодательстве. 2009. № 6. С. 1304-1310.

ШЕВЕЛЕВА Елена Александровна - магистрант юридического факультета Тюменского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.