УДК 347.642
Харсеева Виктория Леонидовна
кандидат социологических наук, доцент кафедры гражданского и гражданско-процессуального права Кубанского социально-экономического института [email protected]
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Kharseeva Victoria Leonidovna
PhD in Social Science, Assistant Professor of the Civil Law and Civil Procedure Department, Kuban Institute for Social and Economic Studies
FUNDAMENTAL LEGAL PRINCIPLES OF THE FOSTER CARE AFTER THE CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE
Аннотация:
В статье исследованы вопросы патронатного воспитания, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализировано историческое развитие данного правового института, его регламентация зарубежным законодательством, а также законодательством Краснодарского края.
Ключевые слова:
форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей; патронат; патронатная семья; патронатное воспитание; приемная семья; ребенок, оставшийся без попечения родителей; ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию.
Summary:
The article deals with questions of the foster care as a way of settlement for children deprived of parental care. The author considers historical development of this legal institution, its legal regulation by the foreign laws and by the laws of the Krasnodar Krai.
Keywords:
form of settlement for children deprived of parental care, patronage, foster family, foster care, adopting family, child deprived of parental care, children experiencing hardship.
Важнейшую роль в защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, играют институты семейного права: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья (п. 1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ) [1]. Кроме того, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, дети могут передаваться в патронатную семью. Среди форм устройства подобной практики, регламентированных действующим законодательством, патронат является сравнительно новой ее разновидностью. Вместе с тем, в своей исторической ретроспективе оно насчитывает не одну сотню лет. В этом аспекте разграничить такие формы как «приемная семья» и «патронат» достаточно сложно. Можно назвать Указ 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», который предусматривал возможность передачи новорожденных детей, достигших возраста 2 месяцев, находящихся в воспитательных домах, кормилицам в деревенские семьи. Ребенок пребывал там до достижения возраста 9 месяцев, а впоследствии, до 2-3 лет [2]. Семье, принявшей на воспитание ребенка, выплачивались деньги на его содержание. Помимо этого воспитательный дом осуществлял надзор за выполнением наставником своих обязанностей, присылая в семьи врача и надзирателя.
Свое собственное наименование («патронаж» в переводе с французского означает «покровительство», «попечительство») исследуемый правовой институт получил в связи с принятием «Установления по воспитательным домам» от 24 декабря 1797 г. (4 января 1798 г.). Срок пребывания ребенка в патронатной семье значительно увеличился: для мальчиков - до достижения 17 лет, для девочек - до 15 лет. Однако, с середины 60-х гг. XIX в. данный институт прекратил свое существование [3]. Его возрождение связано с такими нормативными актами, как Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 27.03.1928 г. «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи» [4] и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.05.1928 г. «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках» [5].
Данный перечень следует дополнить Постановлениями ВЦИК И СНК РСФСР от 01.04.1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся», СНК СССР от 23.01.1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей» [6].
В современном праве патронат имеет свои особенности. Одна из них проявляется в правовом регулировании, то есть данная форма устройства детей на воспитание регулируется законодательством субъекта РФ. В частности, можно назвать Закон Краснодарского края от 15.07.2005 г. № 890-КЗ (ред. от 26.12.2008 г.) «О патронатной форме воспитания и жизнеустройства в Краснодарском крае (О патронате)» (далее - Закон Краснодарского края, Закон) [7]. В данном Законе определено понятие патроната (ст. 1). Он рассматривается как комплекс мероприятий, включающих в себя воспитание, устройство, оказание помощи, направленных на обеспечение прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите. Ребенок может передаваться в патронатные семьи на срок от одного дня до одного года. При этом количество детей, которых можно взять на воспитание, не должен превышать трех. Исключение
составляют случаи передачи в одну семью детей-родственников. Предусмотрен и размер ежемесячной выплаты средств на содержание одного ребенка в зависимости от возраста. На ребенка в возрасте до 3 лет - 5 410 руб., в возрасте от 3 до 7 лет - 5 530 руб., далее - до 7 400 руб. Размер оплаты труда патронатного воспитателя 6 500 руб. в месяц за каждого ребенка.
Необходимо отметить, что законодательство субъектов РФ, в том числе и Закон Краснодарского края, выделяют и такие виды патроната, как социальный и постинтернатный. Первый означает оказание помощи органами опеки и попечительства (уполномоченной службы) в воспитании и защите прав ребенка, который продолжает воспитываться в биологической семье, но признан в установленном порядке нуждающимся в государственной защите. Основаниями для установления социального патроната могут служить: заболевание родителей, которое не позволяет должным образом воспитывать ребенка; признание родителей недееспособными, либо ограниченно дееспособными; уклонение без уважительных причин от воспитания и т.д. Постинтернатный патронат, как правило, устанавливается над лицами в возрасте от 18 до 23 лет, оставшихся без попечения родителей, с целью оказания им социальной помощи после окончания образовательного учреждения.
В настоящей статье мы акцентируем внимание на семейном патронатном воспитании. Особенность исследуемой формы устройства детей в семью проявляется не только в правовом регулировании. Объем полномочий патронатного воспитателя отличается от того, которым наделены иные законные представители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители). Права и обязанности существуют не только у патронатного воспитателя, но и у органа опеки и попечительства. С патронатным воспитателем заключается трудовой договор, и соответствующая запись вносится в трудовую книжку. Он получает не только заработную плату, но и пособие на содержание ребенка. Возникают другие права, присущие трудовым отношениям, в частности, воспитателю предоставляется оплачиваемый отпуск [8].
Несмотря на то, что четкие формальные критерии к личности патронатного воспитания не установлены, действуют общие правила, связанные с запретами отдельным гражданам быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Таким образом, патронатными воспитателями не могут быть лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах; имеющие судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан и т.д.
Нельзя не сказать и о том, что патронатное воспитание в России является, по своей сути, аналогом фостеровской семьи, существующей в других странах. Например, в США действуют несколько форм семейного устройства детей. Во-первых, это помещение ребенка в семью родственников. Во-вторых, его экстренное определение в приемную семью при обнаружении чрезвычайных обстоятельств, при непосредственной угрозе жизни и здоровью. В-третьих, формой устройства является помещение ребенка в приемную семью, которая осуществляет воспитание на профессиональной основе. Далее, ребенок может передаваться в специализированные приемные семьи, в которых родителей обучают навыкам ухода за ним, если такой уход не требует медикаментозного лечения. Дети также могут помещаться в дома семейного типа (интернаты). Существуют и, так называемые, программы помощи: если ребенок имеет проблемы со здоровьем, ему оказывается профессиональная медицинская, психологическая, консультативная и другая помощь со стороны специалистов в рамках действующих на территории округа или штата программ [9].
Следует отметить, что патронат является наиболее гибкой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Как экстренная форма она позволяет пережить ребенку кризисный период его жизни. Кроме того, она может служить предпосылкой позитивных изменений в его кровной семье. Если же кровные родители не в состоянии осуществлять надлежащее воспитание ребенка, то патронат устанавливается на более длительный срок. Не исключена возможность и последующего усыновления подопечного его патронатным воспитателем, поскольку такие дети, как правило, имеют мало шансов на усыновление (дети, достаточно взрослые по возрасту, с проблемами в развитии и поведении и т.д.).
Основные вопросы патронатного воспитания определяются соответствующим договором, в котором устанавливается объем полномочий, как патронатного воспитателя, так и органа опеки и попечительства. В этом же договоре закрепляются права ребенка, его кровных родителей, либо законных представителей и уполномоченной службы (организации) по патронату. В договоре отражаются вопросы ответственности сторон за соблюдение условий содержания, воспитания и образования ребенка. Основные обязанности возлагаются на патронатного воспитателя, в том числе по безопасности детей, сохранению их жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения, плановом лечении, операции, летнем отдыхе могут решаться, как самостоятельно воспитателем, так и с профессиональной службой по устройству детей совместно. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.
В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.
Завершая исследование вопросов патронатного воспитания детей, необходимо отметить, что их регулирование на уровне законодательства субъекта РФ, открывает путь достаточно широкому произвольному региональному нормотворчеству. Представляется правильным на уровне федерального законодательства закрепить общие положения, которые регламентировали бы различные формы патронатного жизнеустройства детей по опыту зарубежного законодательства, порядок заключения и условия договора, в котором устанавливается объем полномочий патронатного воспитателя, органа опеки и попечительства, права ребенка, его кровных родителей либо законных представителей и уполномоченной служ-
бы (организации) по патронату, вопросы ответственности сторон за соблюдение условий содержания,
воспитания и образования ребенка. Вопросы материального обеспечения патроната целесообразно устанавливать законодательством субъекта РФ.
Ссылки:
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 12.11.2012 г. № 183-Ф3) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; Российская газета. 2012. 14 ноября.
2. Гаджиева З. Эволюция приемной семьи в России // Юридический мир. 2010. № 8.
3. Там же.
4. О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 27 марта 1928 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР. 1928. № 27. Ст. 196.
5. О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР. 1928. № 35. Ст. 224.
6. Алексеева О.Г., Андропов В.В., Бухарбаева А.А. и другие Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об опеке и попечительстве», Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2012.
7. О патронатной форме воспитания и жизнеустройства в Краснодарском крае (О патронате): Закон Краснодарского края от 15 июля 2005 г. № 890-КЗ (ред. от 26.12.2008 г.) // Кубанские новости. 2005. № 106. 21 июля.
8. Михайлова А., Королева С. Патронат: целостная педагогическая система // ЭЖ-Юрист. 2012. № 19.
9. Бессчетнова О.В. Фостерная семьи как способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Соединенных Штатах Америки // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 5 (83).