Научная статья на тему 'Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей'

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2502
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ / RECEPTION PARENTS / FAMILY-LEGAL RESPONSIBILITY / ADOPTION (ADOPTION) / ПАТРОНАТНАЯ A FAMILY / A FOSTER HOME / GUARDIANSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никифоров Б. С.

Анализ российского законодательства, а именно семейного законодательства, позволяет сделать вывод, что государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды. Автор раскрывает проблему приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. На основании этого сделан вывод о том, что существует много факторов, тормозящих развитие института приемной семьи, например: недостаточная государственная поддержка этого социального института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOSTER HOME PROBLEMS AS FORMS OF FAMILY EDUCATION OF CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

The analysis of the Russian legislation, namely the family legislation allows to draw a conclusion that the state is obliged to provide social protection of the child deprived of the family environment. The author opens a foster home problem as forms of family education of children without parental support. On the basis of it has drawn a conclusion that there are many factors, braking development of institute of a foster home, for example: insufficient state support of this social institute

Текст научной работы на тему «Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»

ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Б.С. НИКИФОРОВ

12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализ российского законодательства, а именно семейного законодательства, позволяет сделать вывод, что государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды. Автор раскрывает проблему приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. На основании этого сделан вывод о том, что существует много факторов, тормозящих развитие института приемной семьи, например: недостаточная государственная поддержка этого социального института

Ключевые слова: приемная семья, опека, попечительство, приемные родители; семейно-правовая ответственность; усыновление (удочерение); патронатная семья.

FOSTER HOME PROBLEMS AS FORMS OF FAMILY EDUCATION OF CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT

B.S. NIKIFOROV

Annotation. The analysis of the Russian legislation, namely the family legislation allows to draw a conclusion that the state is obliged to provide social protection of the child deprived of the family environment. The author opens a foster home problem as forms of family education of children without parental support. On the basis of it has drawn a conclusion that there are many factors, braking development of institute of a foster home, for example: insufficient state support of this social institute

Key words: a foster home, guardianship, guardianship, reception parents; family-legal responsibility; adoption (adoption); патронатная a family.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот торой обеспечиваются условия жизни, равные с и детей, оставшихся без попечения родителей, се- условиями жизни родных детей». годня не только не утратила своей актуальности, но К сожалению, не все нуждающиеся дети могут и приобрела особую остроту. В России существует быть усыновлены (удочерены). Практика показы-феномен социального сиротства. 90% детей, попав- вает, что больше шансов на усыновление (удоче-ших в трудную жизненную ситуацию, — социаль- рение) у здоровых детей раннего возраста. Больные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях. ные дети и дети, перешагнувшие порог младен-

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК ческого возраста, остаются невостребованными и

РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемле- продолжают жить в детских домах либо усынов-

мое право жить и воспитываться в семье. Госу- ляются иностранными гражданами и навсегда по-

дарство обязано обеспечивать социальную защи- кидают Россию.

ту ребенка, лишенного семейной среды, предла- Иные индивидуальные формы семейного вос-

гая альтернативу в выборе для него вида семейной питания — опека (попечительство), приемная и

заботы. В разделе VI СК РФ предусмотрены три патронатная семья — носят срочный характер и яв-

формы семейного воспитания таких детей: усы- ляются временным устройством детей-сирот и де-

новление (удочерение), опека (попечительство), тей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

приемная семья. Некоторые субъекты Россий- Приемная семья является возрожденной формой

ской Федерации воспользовались предоставлен- семейного воспитания детей, оставшихся без попе-

ным им правом и предусмотрели возможность пе- чения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам

редачи таких детей в патронатные семьи. Нако- и детям, оставшимся без попечения родителей, их

нец, усыновление (удочерение) — это «такая фор- право на семейное воспитание. Но законодательное

ма воспитания детей в семье усыновителя, при ко- оформление приемная семья получила только в свя-

зи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи. Такое устройство называлось патронатом. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение. После Октябрьской революции семейный патронат не получил государственного признания и перестал существовать.

В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания детских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели некоторые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообразом современной приемной семьи.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой, — имеет только ей присущие особенности.

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения, как с взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой поскольку граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования.

Цель приемной семьи — создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей, и тем самым, имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако, прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным.

В положении об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатное проживание и питание в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения1.

Приемным же родителям даже такого права не дано. Однако они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Между ними практически складываются родственные отношения и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях, так как приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреждений.

Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения. Минобразования России отмечает, что, как показывает практика, для функционирования приемной семьи недостаточно только придания ей правового статуса2. На примере этих семей, впервые решивших стать приемными, можно убедиться, что успех (или неуспех) подобного начинания зависит от позитивного общественного мнения и поддержки органами местного самоуправления и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от предоставления им соответствующих льгот и преимуществ.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых,

это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института.

Государственная поддержка приемной семьи должна выражаться, прежде всего, в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда, приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается законом субъекта РФ3, на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Думается, что должно быть федеральное финансирование таких семей. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в п. 2 ст. 152 СК РФ, изложив его в следующей реакции: «Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются в порядке и размере, определенных Правительством РФ. Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный размер оплаты труда приемных родителей и дополнительные льготы приемным семьям за счет средств бюджетов субъектов РФ».

1 П. 35 Типового положения «об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2 Письмо Минобразования России от 22 мая 2002 г. «О проблемах приемных семей детских домов семейного типа»

3 П. 32 Положения о приемной семье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.