Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ПАТРИОТИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2106
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ / PATRIOTISM / PATRIOTIC ORIENTATION / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ларионова Светлана Владимировна, Ермолаев Николай Валерьевич

В научной статье рассматриваются теоретические аспекты такого понятия, как «патриотизм». Даются определения этого понятия, описываются подходы как отечественных, так и зарубежных деятелей. Научная статья является результатом проведенной исследовательской работы среди обучающихся образовательной организации системы МВД России. Описывается порядок и результаты эмпирического исследования, проводится развернутый анализ полученных результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM IN THE MODERN WORLD

In the article, theoretical aspects of the concept of ‘patriotism’ are considered. Definitions of the concept are given, the approaches of both domestic and foreign figures are described. The article is the result of a research among students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The order and results of an empirical study are described, a detailed analysis of the results is carried out

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

г

[•J

OF LEGAL RESEARCH

i

УДК 340.1

DOI 10.34076/2658-512X-2020-6-45-51

Ларионова Светлана Владимировна ([email protected])

ORCID: 0000-0001-7786-4112 преподаватель кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин Уральского

юридического института МВД России Член Межрегиональной общественной организации «Общество психологов силовых структур» Российского психологического общества Подполковник полиции Svetlana V. Larionova ORCID: 0000-0001-7786-4112 Lecturer, Department of General Psychology and Humanities Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Member of the interregional public organization «Society psychologists of power structures»

of the Russian Psychological Society Police Lieutenant Colonel

Ермолаев Николай Валерьевич

ORCID: 0000-0001-9647-059X курсант 3 курса факультета подготовки следователей Уральского юридического института МВД России

рядовой полиции Nikolay V. Ermolaev ORCID: 0000-0001-9647-059X 3-year Cadet of the Faculty of Training Investigators Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Police Officer

Патриотизм в современном мире Patriotism in the Modern World

Для цитирования: Ларионова С. В., Ермолаев Н. В. Патриотизм в современном мире // Уральский журнал правовых исследований. 2020. № 6. С. 45-51. DOI 10.34076/2658-512X-2020-6-45-51.

For citation: S. V. Larionova, N. V. Ermolaev 'Patriotism in the modern world', Ural Journal of Legal Research, 2020, No. 6. pp. 45-51. DOI 10.34076/2658-512X-2020-6-45-51.

Аннотация: В научной статье рассматриваются теоретические аспекты такого понятия, как «патриотизм». Даются определения этого понятия, описываются подходы как отечественных, так и зарубежных деятелей. Научная статья является результатом проведенной исследовательской работы среди обучающихся образовательной организации системы МВД России. Описывается порядок и результаты эмпирического исследования, проводится развернутый анализ полученных результатов.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическая направленность, образовательная организация системы МВД России.

г

f пптаа» к ЧИИ:1!М1 м

OF LEGAL

RESEARCH

Abstract: In the article, theoretical aspects of the concept of 'patriotism' are considered. Definitions of the concept are given, the approaches of both domestic and foreign figures are described. The article is the result of a research among students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The order and results of an empirical study are described, a detailed analysis of the results is carried out.

Keywords: patriotism, patriotic orientation, educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

На протяжении многих лет патриотизм играл особую роль не только в экономическом, политическом, социальном и культурном плане, но также в духовной жизни людей. Патриотизм является основой государственности, залогом эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Для поддержания осуществления систематической, целенаправленной деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан довольно высокого уровня патриотического сознания, Правительство РФ каждые 4 года утверждает государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», по результатам исполнения которой координатор программы представляют ежегодные доклады. Возникает вопрос: «А что такое патриотизм и какую роль он играет для российского общества сегодня?» Обращаясь к этимологии понятия «патриотизм», мы видим, что оно трактуется по-разному. Так, к примеру, «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера, дает нам определение понятия, как «Сын отечества», «Земляк, Соотечественник» [1, с. 217]. Если обратиться к «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, то значение слова «патриот» будет, как человек, «полный любви к отчизне» [2, с. 24]. А в «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова понятия слов «патриот» и «патриотизм», преподносятся как «Человек, преданный интересам какого-н. дела» и «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [3, с. 496]. В «Толковом словаре русского языка» Ушакова Дмитрия Николаевича понятие «патриот» установлено, как «человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины», а понятие «патриотизм» как «Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу» [4, с. 68].

Важность формирования именно патриотических установок у граждан Российской Федерации и подрастающего поколения провозглашается в различных нормативно-правовых актах, а также в стратегических программах по патриотическому воспитанию российской молодежи. Юридическое определение термина «патриотизм» было впервые предложено во внесенном в Государственную Думу Российской Федерации законопроекте № 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» в 2017 году. В соответствии со ст. 2 данного законопроекта, патриотизм есть нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите своего Отечества.

Термин «Отечество» для целей указанного законопроекта определяется как «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации». Развивающие положения федеральных государственных программ, стратегии и концепции существуют и на региональном уровне.

Так, в Концепции молодежной политики и патриотического воспитания граждан Свердловской области на период до 2035 года, авторы определяют главную цель патриотического

г

г

OF LEGAL

RESEARCH

воспитания как «создание и укоренение в обществе основ патриотизма как приоритетных духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших социально значимых качеств личности и способности проявить их в созидательном процессе в интересах общества и государства, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его безопасности1».

Выдающийся исторический деятель Н. М. Карамзин выделял три главные составляющие элемента патриотизма: «Первый - это гражданская любовь (под ней понимается социальная связь человека комплексом прав, свобод и обязанностей с обществом); второй - физическая любовь к Родине (любовь к месту, где человек родился, вырос и живет); третьим элементом является политическая любовь (человек поддерживает политическое направление Родины и осуществляет его)». Сегодня в России патриотизм выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым понимается любовь к Отечеству и готовность подчинить свои интересы государству [5, с. 70]. Михаил Васильевич Ломоносов много своих работ посвятил патриотизму, говоря о том, что «.. .только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность» [6, с. 186]. Проявляется патриотизм, по мнению М. В. Ломоносова, через чувство гордости за любые достижения своей страны, через чувство сопереживания, волнения за свою Родину и интересы своего народа. Рассматривая понятие «патриотизма», мы не могли не обратились к работам зарубежных мыслителей. Так, например, Бертран Рассел говорил, что «патриотизм - это готовность убивать и быть убитым по пошлым причинам».

«Патриотизм - это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека», - это слова Эдлая Стивенсона. «Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами» - обращал наше внимание Томас Маколей. Оскар Уайльд считал, что «патриотизм - добродетель порочного», а Джордж Оруэлл утверждал, что «нет патриотов там, где речь идет о налогах». Иоганн Вольфганг Гете был уверен, что «не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки» [7]. Проанализировав все высказывания данных известных мыслителей, можно сделать вывод, что нет единого мнения на этимологию понятия «патриотизм». В настоящее время идет процесс глобализации. Этот процесс ориентируется именно на молодежь. История нашей страны терпит разные удары: ее искажают, обезличивают, переписывают.

Происходит так называемая дегероизация советского периода - это такой необратимый процесс, в ходе которого ставятся под сомнение героические подвиги советского народа в годы Великой Отечественной Войны.

Умалчивается о самопожертвованиях людей и об их отважности, об их усердной и самоотверженной работе в военное и мирное время. На экраны все чаще и чаще начали выходить, так скажем, «документальные» фильмы, в которых умышленно понижают значимость роли Советского Союза в победе над фашизмом. Выдвигаются утверждения, что победа над Фашистской Германией была одержана союзниками, а конкретно США. Стоит не забывать, что Второй фронт открылся 6 июня 1944 года. И основной удар, и коренной перелом пришелся на Советский Союз. Нельзя забывать, что основной урон и потери в боевой технике и живой силе нанес фашизму именно СССР. Такие киноленты выпускает не только зарубежный, но и отечественный кинематограф. Это самое страшное.

1 Об утверждении Концепции молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Сверд-

ловской области на период до 2035 года: Приказ Департамента молодежной политики Свердловской области от 1 ноября 2018 года № 202 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/550250981 (дата обращения: 17.05.2020).

г

f пптаа» к ЧИИ:1!М1 м

OF LEGAL

RESEARCH

Сегодня в СМИ: в прессе, по телевидению, в статьях в интернете, в видеороликах на различных видео-платформах негативные и бывает даже унизительные высказывания о политической программе, проводимой, например, И. В. Сталиным, Петром I, Иваном Грозным и другими историческими лидерами. Печально, что оглашаются только негативные моменты и этапы их политики. Такое оглашение не упоминает о достоинствах и сильных сторонах проведения такой политики. У граждан нашей страны формируется негативное представление о времени лидерства того или иного деятеля.

Это логично, ведь когда говорят только о плохом, то и формируется плохое представление. Незнание истории нашей страны ведет к вырождению духа патриотизма.

В ответ на такие негативные действия, в 2020 году в Конституцию Российской Федерации2 были внесены значимые для патриотического воспитания граждан изменения, дополнившие основной нормативно-правовой акт государства ст. 67.1, ч. 3 которой устанавливает, что «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».

Аналогичную цель по сохранению государственной идентичности и охраны культурного наследия России преследовала вновь введенная нормы ч. 4 ст. 68, ч. 2 ст. 69 Конституции, закрепивших, что «культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством», а также что «государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия».

Проанализировав теоретический материал, мы составили анкету и провели опрос среди обучающихся образовательной организации системы МВД России, сделали выводы по полученным результатам. Наша анкета включала 3 вопроса: «Что такое патриотизм?», «Что, на Ваш взгляд, оказывает большее влияние на формирование патриотизма?» и «Что нужно сделать для воспитания патриота в России?» В опросе приняло участие 40 респондентов. Ответы распределились следующим образом: на вопрос «Что такое патриотизм?» 30 человек (72% от общего количества респондентов) выбрали ответ «Любовь к Родине»; 6 человек (15% от общего количества респондентов) остановили свой выбор на варианте «Любовь к семье и дому» и 4 человека (13% от общего количества респондентов) на варианте «Любовь к людям».

На вопрос «Что, на Ваш взгляд, оказывает большее влияние на формирование патриотизма?» мы получили следующие варианты ответов: «Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн» - 18 чел. (47% от общего количества респондентов); 7 человек (18% от общего количества респондентов) считают, что «Конкурсы патриотической песни» оказывают большее влияние на формирование патриотизма. Вариант «Спортивные соревнования и учения» выбрали 9 человек (20% от общего количества респондентов), а вариант «Просмотр документальных и художественных фильмов патриотической направленности» избрали своим ответом 6 респондентов (15% от общего количества респондентов).

При ответе на поставленный вопрос «Что нужно сделать для воспитания патриота в России?» наибольшее количество ответов получили такие варианты ответов: «Создание организаций патриотической направленности» и «Помощь ветеранам Великой Отечественной войны и локальных войн» - 14 человек (36% от общего количества респондентов) и 9 человек (20% от общего количества респондентов) соответственно. Для наглядности мы поместили результаты опроса в сводную таблицу.

2 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конститу-

ции от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ): Конституция Рос. Федерации от 12 декабря 1993 г. // «Официальный интернет-портал правовой информации». URL: http://docs.cntd.ru/document/9004937 (дата обращения: 17.05.2020).

г

f пптаа»

пял-нот

OF LEGAL RESEARCH к

«Что такое патриотизм?»

«Любовь к Родине» 30 человек (72%)

«Любовь к семье и дому» 6 человек (15%)

«Любовь к людям» 4 человек (13%)

«Что, на Ваш взгляд, оказывает большее влияние на формирование патриотизма?»

«Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн» 18 человек (47%)

«Конкурсы патриотической песни» 7 человек (18%)

«Спортивные соревнования и учения» 9 человек (20%)

«Просмотр документальных и художественных фильмов патриотической направленности» 6 человек (15%)

«Что нужно сделать для воспитания патриота в России?»

«Создание организаций патриотической направленности» 14 человек (36%)

«Помощь ветеранам Великой Отечественной войны и локальных войн» 9 человек (20%)

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что на первое место обучающиеся поставили «Любовь к Родине» при определении понятия «патриотизм».

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн - это то, что оказывает наибольшее влияние на формирование патриотизма по мнению 18 человек (47% от общего количества респондентов).

Создание организаций патриотической направленности и вовлечение в них максимальное число школьников и студентов - это самый популярный ответ у респондентов, так считают 14 человек, что составило 36% от общего количества респондентов. Второй по полярности ответ -это оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и локальных войн - отметили 9 человек (20% от общего числа респондентов).

Таким образом, формирование чувства патриотизма у молодежи (по мнению самих же обучающихся) возможно через проведение тематических встреч с ветеранами и участниками великой Отечественной войны и локальных войн.

Такие встречи часто проводятся в рамках исполнения возложенных федеральным зако-нодательством3 на Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязанностей по военно-патриотическому воспитанию. В системе МВД России патриотическое воспитание организовано на основании нормативных документов как Российской Федерации в целом, так и МВД России в частности456 [11].

В Уральском юридическом институте МВД России много делается для формирования патриотизма у обучающихся образовательных организаций:

3 О воинской обязанности и военной службе: федер. закон Рос. Федер. от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 // «Кон-сультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 17.05.2020).

4 Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: государственная программа, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493. // СЗ РФ. 2016. № 2. Ст. 368.

5 План мероприятий МВД России по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденный 17 июня 2016 года № 1/5746.

6 Методические рекомендации по организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: письмо ДГСК МВД России от 10.10.2018 г. 21/8/10998 // Доступ из специализированной территориально распределенной автоматизированной системы СТРАС «ЮРИСТ».

г

f пптаа»

пял-нот

OF LEGAL RESEARCH к

- ежегодное участие в параде, посвященному Победе в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов;

- поисковые отряды образовательных организаций выезжают в места боев для раскопок;

- проведение ежегодных научно-практических конференций патриотической направленности;

- проведение тематических бесед с Героями России.

Несмотря на то, что сейчас сложный период (пандемия вносит свои коррективы в проведение мероприятий патриотической направленности), в Уральском юридическом институте МВД России были проведены специальные мероприятия при помощи видеоконференцсвязи:

- подготовлен буклет к 75-летию Победы «Памяти дедов будем достойны!»;

- проведена Международная научно-практическая конференция «Патриотизм и образование: становление профессионала», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» (20 мая 2020 г.);

- организован Мастер-класс «Формирование навыков совместной работы в малых группах при осуществлении поисковой деятельности»;

- организованы просмотры художественных и документальных фильмов по военной тематике.

Мы уверены, что идеи патриотизма, памяти предков и свою историю нельзя предавать.

г

Библиографический список

1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т.: пер. с нем. и доп. О. Н. Тру-бачева. - 3-е изд., стер. - СПб.: Терра - Азбука, 1996. - Т. 3. - 832 с.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / Вступ. ст. А. М. Бабкина, В. П. Вомперского.- Репр. изд. - М.: Терра, 1995. - Т. 3. - 560 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс, 2009. - 1359 с.

4. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. проф. Д. Ушакова. - М.: ТЕРРА, 1996. - Т. 3. - 720 с.

5. Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2 т. - М. - Л.: Художественная литература, 1964. - Т. 2. - 592 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Павлова Г. Е., Федоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). - М.: Наука, 1988. - 465 с.

7. LiveJournal // URL: https://alyulka.livejournal.com/487016 (дата обращения: 17.05.2020).

8. Щеглов А. В. Организация патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс]: методические рекомендации // А. В. Щеглов, И. А. Кушнаренко, А. С. Эрдниев. - М.: Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, 2014. URL: https://xn--c1abt1a.xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site112/document_file/ Patriotizm_-_Metod._rek..pdf (дата обращения: 17.05.2020).

References

1. M. Fasmer, Etymological Dictionary of the Russian Language in 4 Vols (3rd Ed.), Translation from German and add. by O. N. Trubacheva, St. Petersburg, Terra - Azbuka, 1996, at 832.

2. V. I. Dahl, Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language in 4 Vols, TERRA, 1995, at 560.

3. S. I. Ozhegov, L. I. Skvortsova (Ed.), Explanatory Dictionary of the Russian Language: About 100,000 Words, Terms and Phraseological Expressions, Onyx, 2009, at 1359.

4. D. Ushakov (Ed.), Explanatory Dictionary of the Russian Language in 4 Vols, TERRA, 1996, at 720.

5. N. M. Karamzin, Selected Works: in 2 Vols, Fiction, 1964, at 592.

6. G. E. Pavlova, A. S. Fedorov, Mikhail Vasilievich Lomonosov (1711-1765), Nauka, 1988, at 465.

7. LiveJournal Entry, https://alyulka.livejournal.com/487016 (assessed: 17 May, 2020).

8. A. V. Shcheglov (Ed.), I. A. Kushnarenko, A. S. Erdniev, Organization of Patriotic Education of Employees of Internal Affairs Bodies: Methodological Recommendations, Moscow University of MIA named after V. Y. Kikotya, 2014, https://xn--c1abt1a.xn--b1aew.xn--p1ai/upload/ site112/document_file/Patriotizm_-_Metod._rek..pdf (assessed: 17 May, 2020).

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.