УДК 159.9.072; ББК 88.6
DOI 10.24411/2658-638Х-2020-10057
© Бурмистрова К.М. 2020
PATRIOTISM AS PRESENTED BY CADETS OF THE FSIN ACADEMY
ПАТРИОТИЗМ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН
Christina M. Burmistrova,
Adjunct of the Faculty of Training of Scientific and Pedagogical Personnel of the Academy of Law Management of The Federal Penitentiary Service of Russia Е-mail: [email protected]
Кристина Михайловна Бурмистрова,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России Е-mail: [email protected]
Для цитирования: Бурмистрова К.М. Патриотизм в представлении курсантов Академии ФСИН. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 15-18.
Научная специальность: 19.00.07 - педагогическая психология
Abstract. The article is devoted to the problem of the formation of patriotism in human courses of the FSIN Academy. Significant emphasis is given to the analysis of psychological characteristics that affect socio-patriotic quality students. The main problems of the development of patriotism. The author's questionnaires are analyzed to identify the level of patriotism among cadets of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. The questionnaire includes questions: knowledge of state symbols, the quality of a patriot's personality, understanding of the meaning of a «hero» and others.
Keywords: patriotism, patriot, Rodina, feat, hero, cadet.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования патриотизма в структуре личности курсанта Академии ФСИН. Значительный акцент уделяется анализу психологических особенностей, влияющих на формирование патриотических качеств обучающихся. Главной задачей развития патриотизма курсантов является привитие им нравственных ценностей, которые направлены на пробуждение нравственных чувств и правового сознания. Проводится анализ авторской анкеты на выявление уровня патриотизма у курсантов Академии ФСИН России. Анкета включала в себя вопросы: на знание государственной символики, качеств личности патриота, понимание значения «героя» и другие.
Ключевые слова: патриотизм, патриот, Родина, подвиг, герой, курсант.
Идея патриотизма в современном мире играет значимую роль, как в духовной жизни общества, так и во всех важнейших сферах деятельности человека. Наблюдается повышение интереса исследователей к изучению данного феномена - в политологии, философии, педагогике, психологии. В современной психолого-педагогической науке еще сохраняется интерес к разработке проблем патриотизма в условиях изменений, произошедших и продолжающихся в российском обществе.
Являясь основой, объединяющей разные слои общества, патриотизм играет особую роль в решении проблем личности, общества и государства.
Важное значение имеет поиск и разработка новых методов и форм деятельности по формированию патриотизма у курсантов, определяющих уровень организации и эффективности данной деятельности.
Проведенный анализ определений патриотизма, и патриота, представленных в различных источниках показал, что патриотизм понимают как любовь к Родине; как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку, традициям; как готовность служить интересам Родины; как нравственный и политический принцип, социальное чувство. А патриота как человека, преданного своему народу, любящего свое отечество, готового на жертвы и совершающего подвиги во имя интересов своей родины» [5, С. 187].
Анализ исследования и публикаций последних лет показывают, что на сегодняшний день более заметным становится отчуждение молодежи от государства (утрата патриотических чувств, преобладание экстремистских тенденций, негатив к политическому устройству), от образовательной
организации (потеря интереса к образованию), от коллектива (ослабление гражданской активности), от семьи (сложные взаимоотношения с родителями) и даже от себя самого (деформация гражданского сознания) [2]. Это означает, что процесс развития патриотизма у молодого поколения проходит непоследовательно и противоречиво.
Сегодня активно обсуждается вопрос об общероссийском патриотическом идеале, способном «вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины» [4, С. 316].
Таким образом, для решения проблемы целостного процесса развития патриотизма является формирование духовно-нравственной, цельной личности, в единстве ее сознания, нрав-
ственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек и общественно-ценного поведения [3, С. 162].
С целью изучения понимания патриотизма у курсантов Академии ФСИН нами была разработана анкета, касающаяся различных аспектов данного феномена. Анкета включала в себя следующие вопросы: знание государственной символики, качеств личности патриота, понимание значения «героя» и другие. Анкета состояла из 10 вопросов закрытого и открытого типа.
В исследовании приняли участие 30 человек (11 муж, 19 жен.): курсанты 4 курса психологического факультета Академии ФСИН России.
Первый вопрос анкеты был направлен на понимание определение понятия патриотизм (Рис. 1).
соблюдение прав и обязанностей
нравственный и политический... готовность к подвигам во имя... преданность своему народу
0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%
Рис. 1. Что на ваш взгляд является патриотизмом
Патриотизм как любовь к Родине определили 55,2 % испытуемых. Респонденты понимают патриотизм как преданность своему народу и несут ответственность перед ним - 81,1 % опрошенных. Патриотизм как возрождение и сохранение культуры и памяти своей страны отметили - 65,5 % курсантов. Место, где родился и вырос человек, называют малой родиной, к примерам малой родины можно отнести село, деревню, город, где человек появился на свет, провел свое детство. На вопрос анкеты «Что на ваш взгляд является патриотизмом» ответ малую Родину выбрали - 65,5 % курсантов. Патриотизм как нравственный и политический принцип не оказался в выборе ни одного из испытуемых. Из данных ответов можно сделать вывод, что патриот в представлении курсантов должен не только любить Родину, но и представлять из себя целостную, самосовершенствующуюся личность, быть порядочным, честным, обладать определенными человеческими достоинствами.
Проанализируем ответы респондентов на вопрос: «Кто является авторами гимна Российской Федерации» (Рис. 2).
Рис. 2. Кто является авторами гимна Российской Федерации
Курсанты испытывают чувство гордости свою страну и часто исполняют гимн Российской Федерации на общеакадемических мероприятиях. Тут мы можем говорить о том, что эмоциональный компонент осмысления патриотизма через знание его государственного символа выражен у подавляющего большинства курсантов - 79 % человек ответили верно.
В следующем вопросе анкеты курсанты должны были дать определение понятия «герой» (Рис. 3).
человек, который носит форму И;;зо%
Рис. 3. Определение понятия «герой»
Героем курсанты считают в первую очередь человека, который совершил подвиг - 77 % респондентов. Несколько опрошенных определили героем человека, который носит звание «Героя России» - 10 % испытуемых. Свои варианты ответа звучали следующие: «Герои в наше время не носят погон и звание», «Герой - это человек, пожертвовавший собой ради близких» - 3,3 % курсантов.
На главный вопрос нашей анкеты: «Считаете ли Вы себя патриотом своей страны?» ответы распределились следующим образом: да, считаю -48 % ; нет - 10,3 % ; считают частично - 45 % (Рис. 4)
Рис. 4. Считаете ли вы себя патриотом
Мы можем сделать вывод о том, что подавляющее большинство обучающихся считают себя патриотами своей страны. Данный аспект связан с будущей профессией, которую выбрали курсанты - служба Родине. Часть опрошенных назвали себя патриотом частично, связывая это с несогласием политическим устоям государства. Многие исследователи советских и постсоветских лет, отмечали, что «содержание патриотизма зависит от конкретно-исторических условий жизни общества, его классов, политики господствующих групп, целей и задач, стоящих перед ними» [1].
Одним из показателей осмысления патриотизма является отношение человека к обществу, которое в большей степени повлияло на формирование патриотических чувств. В соответствии с заявленной темой исследования представляют интерес ответы на данный вопрос (Рис. 5).
Рис. 5. Кто повлиял на формирование ваших патриотических чувств
Влияние на формирование патриотических чувств курсантов оказывала семья, родители у 43,3 % испытуемых. По мнению опрошенных, образовательная организация внесла значительное вклад в формирование патриотизма отметили 36,8 % опрошенных. Человек, который носит погоны, обладает определенными особыми нравственно-моральными устоями и принципами, поэтому выбор будущей профессии повлиял на формирование патриотических чувств у 6,6 % респондентов.
Нам как психологам очень интересно было отметить, какими индивидуально-психологические характеристиками и жизненными ценностями обладает патриот, по мнению курсантов Академии ФСИН России. Ответы по вопросу разделились следующим образом: ответственность, чувство долга, умение держать слово, успешность - эти качества отметили 66,6 % респондентов; 23,3 % отнесли к психологическим характеристикам -самообразование и самопознание. Значительное число курсантов (20 %) считают, что патриот должен быть честным, искренним, воспитанным, порядочным и обладать жизненной мудростью. Человек, любящий свою страну должен уважать мнение других людей, уметь прощать ошибки, уважать обычаи и уметь понять чужую точку зрения выбрали 20 % опрошенных.
В рамках воспитательного процесса с курсантов проводятся мероприятия военно-патриотической направленности: уделяется большое внимание встречам с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами Академии ФСИН. Следующий вопрос анкеты мы построили таким образом: «Какие мероприятия оказали на вас формирование патриотических ценностей?»
Курсанты выделили следующие:
- концерты и творческие мероприятия, проводимые в Академии - 30 %;
- участие в парадных расчетах, конкурсы-смотры строя и песни - 63,3 %;
- военно-спортивные игры и эстафеты -
53,3 %;
- выставки патриотической направленности, оказание помощи в организации экспозиций музея - 36,6 %;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн - 76,6 %;
- личный пример и собственное отношение к патриотизму - 26,6 %.
Для оптимизации патриотического воспитания нами были предложены мероприятия для оценки курсантами (Рис. 6).
Рис. 6. Способы оптимизации патриотического воспитания в учебном заведении
Анализируя полученные данные, мы отмечаем, что значительное количество курсантов отдают предпочтение в выборе данного ответа совершенствованию учебной деятельности по патриотическому воспитанию. Курсанты выражали желание в участии научно-исследовательских работ по проблематики патриотизма. Курсанты также отдавали предпочтение в выборе литературы книгам патриотической направленности.
Обстановка военизированных учебных заведений настраивает курсантов на тесное общение с культурным наследием государства, тем самым пробуждая в сердце каждого любовь к Родине. Отразив сущность патриотизма курсантов, резюмируем наше анкетирование: большая часть курсантов считают себя патриотами и довольны ме-
роприятиями Вуза в рамках патриотического воспитания; патриотизм связывают с любовью к государству. Курсанты Академии ФСИН построили образ настоящего патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, на основании которых можно рассчитывать на успешное решение по защите Отечества, служению Родине.
Литература
1. Буева, И. И. Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / И. И. Буева. URL: http://bank.orenipk.ru/Text/ t43_25.htm.
2. Лазаренко, Е. Н. Нравственная личность -потребность современного общества / Е. Н. Лаза-ренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 11. - С. 36-40. URL: http://ekoncept.ru/2015/95124.htm (дата обращения: 17.06.2020).
3. Магомедова, Е. Э. Психолого-педагогические особенности нравственного воспитания в образовательной среде / Е. Э. Магомедова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2012. - № 2 (162).
4. Тюгашев, Е. А. У истоков патриотического воспитания: культ предков и зарождение таможенного дела / Е. А. Тюгашев, Г. А. Выдрина // Тезисы докладов и выступлений на III региональной научно-практической конференции. - Новосибирск : Государственный таможенный комитет России ; Сибирское таможенное управление, 2002. -С.316-320.
5. Ушаков, Д. А. Толковый словарь современного русского языка / Д. А. Ушаков. - М. : Аделант, 2014.- С. 801.
18
№ 3 / 2020 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ