Научная статья на тему 'К вопросу о реализации психолого-педагогической программы по изучению англоязычной литературы (на примере Академии ФСИН России)'

К вопросу о реализации психолого-педагогической программы по изучению англоязычной литературы (на примере Академии ФСИН России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGIC / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORAL / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / MORAL PROBLEMS / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH LANGUAGE / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аипова Марина Маратовна

Рассматривается реализация психолого-педагогической программы по изучению английской литературы в Академии ФСИН России. Целью программы является формирование таких духовно-нравственных качеств, как патриотизм, ответственность, саморазвитие, совестливость, уважение к старшим, толерантность, гуманизм и др. Приводятся примеры из сочинений (отзывов) курсантов, показывающие, каким образом повлияли некоторые книги, прочитанные на английском языке, на их мировоззрение; подчеркивается, что главным аспектом нравственности личности является духовность. Иностранная литература раскрывает проблему моральной ответственности личности, показывает внутренний мир и эмоции, передает жизненный опыт последующим поколениям. Нравственные проблемы, затронутые в англоязычных произведениях, актуальны и в наше время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аипова Марина Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPLEMENTING PSYCHO-PEDAGOGICAL PROGRAM OF STUDYING ENGLISH LITERATURE AT THE ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA

The issue of implementation of psychological and pedagogical program of English literature studying at FPS Academy of Russia is considered. The goal of current program is educating such spiritual and moral qualities as patriotism, responsibility, self-development, conscience, respect to elder generations, tolerance, humanity etc. The abstracts from compositions of military school students are given. For instance, the way reading some English books influenced students` opinion. It has been highlighted that spirituality is the mail aspect of person`s moral forming. Foreign literature solves the problems of moral responsibility, shows the inner world and emotions, transmits life experience to the next generations. The moral issues touched in the English masterpieces are urgent nowadays too. The results of research can be used at the lessons of foreign language at the universities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации психолого-педагогической программы по изучению англоязычной литературы (на примере Академии ФСИН России)»

УДК 378.6:343.83:821.111

МАРИНА МАРАТОВНА АИПОВА,

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: enigmarina_1@hotmail.com

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ)

Реферат: рассматривается реализация психолого-педагогической программы по изучению английской литературы в Академии ФСИН России. Целью программы является формирование таких духовно-нравственных качеств, как патриотизм, ответственность, саморазвитие, совестливость, уважение к старшим, толерантность, гуманизм и др. Приводятся примеры из сочинений (отзывов) курсантов, показывающие, каким образом повлияли некоторые книги, прочитанные на английском языке, на их мировоззрение; подчеркивается, что главным аспектом нравственности личности является духовность. Иностранная литература раскрывает проблему моральной ответственности личности, показывает внутренний мир и эмоции, передает жизненный опыт последующим поколениям. Нравственные проблемы, затронутые в англоязычных произведениях, актуальны и в наше время.

Ключевые слова: психология, педагогика, духовность, нравственность, литература, нравственные проблемы, английский язык, патриотизм, ответственность, воспитание.

MARINA MARATOVNA AIPOVA, Ryazan state university named for S. A. Yesenin, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: enigmarina_1@hotmail.com

ON THE ISSUE OF IMPLEMENTING PSYCHO-PEDAGOGICAL PROGRAM OF STUDYING ENGLISH LITERATURE AT THE ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA

Abstract: the issue of implementation of psychological and pedagogical program of English literature studying at FPS Academy of Russia is considered. The goal of current program is educating such spiritual and moral qualities as patriotism, responsibility, self-development, conscience, respect to elder generations, tolerance, humanity etc. The abstracts from compositions of military school students are given. For instance, the way reading some English books influenced students' opinion. It has been highlighted that spirituality is the mail aspect of person's moral forming. Foreign literature solves the problems of moral responsibility, shows the inner world and emotions, transmits life experience to the next generations. The moral issues touched in the English masterpieces are urgent nowadays too. The results of research can be used at the lessons of foreign language at the universities.

Keywords: psychology, pedagogic, spirituality, moral, literature, moral problems, the English language, patriotism, responsibility, education.

В образовательном процессе значительное внимание уделяется овладению специальными профессиональными знаниями. Однако существует необходимость приобщения курсанта к культуре, осознанию общественных и семейных взаимоотношений, усвоению духовно-нравственных ценностей иностранного языка, литературы, истории, что является наиболее важной задачей образования, которую следует решать с помощью гуманитарных дисциплин. Указанные дисциплины способствуют формированию общей культуры сотрудника ФСИН России при помощи этических, эстетических и духовно-нравственных компонентов.

Программа формирования духовно-нравственных качеств курсантов апробировалась в течение 2015/16 учебного года на занятиях по английскому

языку. Экспериментальная группа была представлена курсантами 121-й учебной группы экономического факультета Академии ФСИН России.

В целом психолого-педагогическая программа была направлена на решение следующих задач:

- формирование мотивации к изучению англоязычной литературы;

- развитие духовно-нравственных качеств курсантов;

- формирование духовно-нравственных мировоззрений и позиций и др.

Для реализации данных задач использовались такие формы активного обучения студентов и курсантов, как беседы, дискуссии, игровые формы проведения урока (ролевая игра «Суд в джунглях», занятие-конференция «Уроки нравственности в сказ-

© Аипова М. М., 2017 © Aipova M. М., 2017

ке Оскара Уайльда»; создание и представление публичной речи на актуальную тему, игра «Психологическое подразделение»), работа с пословицами и афоризмами, создание модели поведения в критической ситуации на основе литературного материала и др.

Целью программы было воспитание духовно-нравственных качеств: ответственности, патриотизма, стремления к самосовершенствованию и саморазвитию, чести, совестливости, умения брать на себя ответственность, уважения к старшим, эм-патии, гуманизма, целеустремленности, справедливости, искренности, толерантности.

При изучении англоязычной литературы духовно-нравственные, эстетические, гуманистические, эмпа-тические, патриотические понятия и категории выступали перед читателями не в абстрагированном виде, а в художественных образах, персонажах.

В своем сочинении «Что мне дал английский язык в духовно-нравственном развитии?» курсант Денис Г. так описывает свое впечатление от прочтения произведения: «Много в английской литературе произведений о судьбах великих людей. Одно из них - это «Ода к Наполеону» Д. Г. Байрона. Ода была написана после того, как пришло известие об отречении Наполеона от престола. Отношение Байрона к герою двойственно: с одной стороны, Наполеон - талантливый полководец; с другой стороны, человек, отказавшийся от своих идеалов во имя собственного могущества и славы. По Байрону, удел сильной личности, гениальных властолюбцев - высокомерное одиночество. Какое может быть мое отношение к Наполеону, который хотел завоевать мою родину, принесший голод, разорение и смерть? В моем понимании, он разоритель, злодей и тиран. Данное произведение формирует такие духовно-нравственные качества, как справедливость, ответственность за свои поступки, совестливость и вера в Бога».

Курсант Екатерина Р. глубоко и искренне раскрыла влияние произведения Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе»: «Это история о пожилом мужчине, который уже никого и ничего не любит, ему неинтересно то, что происходит вокруг... на наших глазах человек кардинально изменился, стал лучше, научился заново любить, понимать людей, приобрел духовно-нравственные качества: совестливость, веру в Бога, сочувствие и великодушие.

Благодаря занятиям по английскому языку я поняла, что духовно-нравственные качества необходимы каждому человеку. Иногда, чтобы научиться понимать людей, чтобы они к тебе относились так, как ты этого хочешь, нужно самому прикладывать усилия для того, чтобы тебя уважали, жить в гармонии и понимании».

Образование и воспитание современного курсанта должно основываться на стремлении к духовно-нравственному преображению, культурному и социальному развитию. Мы согласны с профессором И. И. Купцовым [2, 3] в том, что главным аспектом формирования духовно-нравственных начал должна стать именно духовность, которая позволит углубиться в познание человеческой сути.

Духовность как образ жизни указывает человеку на обнаружение себя и улучшение своих нравственных качеств, связана с открытием самоценного и необходимого смысла существования. Значит, содержание образовательных программ должно следовать воспитанию духовно-нравственных качеств курсантов, а системообразующим началом является литература и иностранный язык [1].

Язык - это стержень национальной культуры, средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новых знаний. Речь человека отражает его духовно-нравственное воспитание.

Эффективность межкультурной коммуникации существенно повышается, когда преподавание и усвоение иностранного языка является отражением культурных ценностей, повлиявших на поведение людей в отдельном социуме. На поведение человека может влиять тип культуры, которой присущи определенные этические нормы страны изучаемого иностранного языка.

В формировании нравственности английская классическая литература играет важную роль, так как раскрывает внутренний мир личности. Чтение и обсуждение произведений англоязычной литературы на занятиях по иностранному языку способствует осмыслению и принятию высших духовно-нравственных категорий, создавая эмпатийное и творческое отношение к окружающему миру. Таким образом, происходит усвоение мировоззренческих основ чужой культуры, сравнение их с произведениями русской литературы.

Иностранная литература - это часть культурной цивилизации народа. Курсант усваивает иноязычную культуру при помощи иностранного языка в учебном и воспитательном процессе. Именно литература помогает приобщиться к поиску своего места в мире, раскрывая проблему моральной ответственности личности, предъявляя к нему нравственные требования. Лишь литература способна передать опыт чувств многих человеческих жизней.

Психологическое исследование образов персонажей англоязычной литературы с точки зрения духовности и нравственности помогает обосновать критерии оценки личности. На наш взгляд, нравственные проблемы, поднятые в произведениях, актуальны и в наше непростое время.

Курсанту требуется выявить психологические и этические проблемы, охарактеризовать основные качества героев, проанализировать их поступки, совместно обсудить авторский замысел.

Регулирование самосознания курсантов зависит от эффективности занятий по англоязычной литературе, побуждая их к самоанализу. Чтение и размышление о судьбе героя способствует саморефлексии, благоприятствуя пониманию и разрешению конфликта внутренних душевных переживаний, осознанию собственных поступков в жизни. Состояние духовности ощутимо при переживании высших чувств, что приводит к ощущению синкретизма (слияния) с тем, что превалирует над Я. Духовность неотделима от поиска ценностей и сущности, именно тогда и раскрывается смысл жизни человека.

Анализ англоязычной литературы предполагает творческое развитие курсанта, формирование его самостоятельности и готовности быть ответственным за свою судьбу.

В своих произведениях зарубежные писатели и поэты отражают жизнь в движении, раскрывая ее закономерности и выражая свое отношение к происходящему. Писатели оценивают явления в окружающем мире в свете социальных, моральных и эстетических идеалов. Цель занятий - воспитание курсантами в себе следующих качеств: любовь и сострадание, благородство, совестливость, бескорыстие, доброта, чувство ответственности, чест-

ность, искренность, скромность, милосердие, отзывчивость, взаимопомощь, чувство прекрасного. Академику Д. С. Лихачеву принадлежат следующие слова: «В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее...» [4, с. 157]. В свою очередь, И. Кант утверждал, что спасти мир как целое может только рассудочно непостижимая красота. Данные постулаты следует заложить в основу обучения в высших учебных заведениях с целью воспитания гармоничной, интеллектуальной и творческой личности. Для того чтобы курсант осознал достижение духовно-нравственных качеств, необходима постоянная работа над собой и самосовершенствование.

Психолого-педагогическая программа по изучению англоязычной литературы осуществлялась путем рассмотрения различных этических, социальных, психологических проблем, вызывающих интерес у курсантов. Акцент на таких понятиях, как «толерантность», «справедливость», «совесть», «эм-патия», «патриотизм», «вера в Бога», позволил корректировать их значения для обучающихся. В процессе реализации программы курсанты не только приобретали систему знаний по каждой теме, но и на основе их собственного выбора и анализа с точки зрения духовно-нравственных ценностей вырабатывали способность к саморазвитию с учетом сделанного выбора.

Список литературы

1. Аипова М. М. Иностранный язык как один из источников формирования духовности курсантов и студентов (теоретический подход) // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 66-72.

2. Купцов И. И., Аксенова Г. И., Аипова М. М. Психология как ресурс воспитания патриотизма курсантов и студентов // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1. С. 21-29.

3. Купцов И. И., Аипова М. М. Некоторые языковые и литературные аспекты социального развития. Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность : сб. ст. Междунар. практ. конф : в 8 ч. / под ред. В. С. Белгородскго, О. В. Кащеева, В. В. Зотова, И. В. Актененко. М. : ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. Ч. 5. С. 52-57.

4. Лихачев Д. С. Письма о добром. СПб. : Азбука : Азбука-Аттикус, 2015. 158 с.

References

1. Aipova M. M. Inostrannayj yazyk kak odin iz istochnikov formirovaniya duhovnosti kursantov I studentov (teoretichskij podhod) [Foreign language as a resource of spirituality4 s forming in students of military schools and universities (theoretical approach)]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya - Applied legal psychology, 2016, no.3, pp. 66-72.

2. Kuptsov I. I., Aksenova G. I., Aipova M. M. Psihologiya kak resurs vospitaniya patriotizma kursantov i studentov [Psychology as a resource for patriotism's forming in students of military schools and universities]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya - Applied legal psychology, 2016, no. 1, pp. 21-29.

3. Kuptsov I. I., Aipova M. M. Nekotorye yazykovye i literaturnye aspekty sotsialnogo razvitiya [Some linguistic and literal aspects of social development]. Gumanitarnye osnovaniya sotsialnogo progressa: Rossiya i sovremennost: sbornik statej mezhdunarodnoj prakticheskoj konferentsii. V 8 chastyah. Ch. 5 [Humanitarian

bases of social progress: Russian and modern: collection of articles of international of training conference. P. 5]. Moscow : FGBOU VO «MSUDT», 2016, рp. 52-57.

4. Likhachyov D. S. Pisma o dobrom [Letters about kindness] // D. S. Likhachyov // Sankt-Peterburg St. Petersburg : Azbuka : Azbuka attikus Publ., 2015. 158 р.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Аипова Марина Маратовна - ассистент кафедры восточных языков и методики их преподавания Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: enig-marina_1@hotmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Aipova Marina M. - assistant of the department of oriental languages and methods of their teaching at Ryazan state university named for S. A. Yesenin, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: enig-marina_1@hotmail.com.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Аипова, М. М. К вопросу о реализации психолого-педагогической программы по изучению англоязычной литературы (на примере Академии ФСИН России) / М. М. Аипова // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25(1-4), № 2. - С. 305-308.

Aipova M. M. K voprosu o realizacii psihologo-pedagogicheskoj programmy po izucheniju angloja-zychnoj literatury (na primere Akademii FSIN Rossii) [On the issue of implementing psycho-pedagogical program of studying english literature at the Academy of the FPS of Russia]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25, no. 2, pp. 305-308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.