Научная статья на тему 'Региональная программа гражданско-патриотического воспитания молодежи'

Региональная программа гражданско-патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
412
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАТРИОТИЗМА / ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ "СНЕЖНЫЙ ДЕСАНТ" / PATRIOTISM / THE EVALUATION CRITERIA OF PATRIOTISM / PROGRAM OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH "SNOW TROOPERS"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авилов Геннадий Михайлович, Радустов Антон Александрович

С татья посвящена описанию результатов оценки воздействия программы гражданско-патриотического воспитания молодежи «Снежный десант» на школьников 15-18 лет. В статье предлагается модель описания патриотизма, выделены критерии описания и оценки. Анализируется воздействие программы на школьников по выделенным критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Авилов Геннадий Михайлович, Радустов Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PROGRAM OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

The article describes the results of the impact assessment program of civil and Patriotic education of youth “the Snow troopers” on the youth and school students of 15-18 years old. The article proposes a model describing patriotism, criteria of description and evaluation. It also examines the impact of the program on students on selected criteria.

Текст научной работы на тему «Региональная программа гражданско-патриотического воспитания молодежи»

МАТЕРИАЛЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО МОЛОДЕЖНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА «ПАТРИОТИЗМ, ОБРАЗОВАНИЕ,СТУДЕНЧЕСТВО» (Г. КЕМЕРОВО, 2 НОЯБРЯ 2016 Г.)

THE PROCEEDINGS OF INTERREGIONAL YOUTH SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL FORUM "PATRIOTISM, EDUCATION, STUDENTSHIP" (KEMEROVO, NOVEMBER 2, 2016)

УДК/UDC 37.035.6-053.6 Г. М. Авилов, А. А. Радустов

G. Avilov, A. Radustov

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

REGIONAL PROGRAM OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Статья посвящена описанию результатов оценки воздействия программы гражданско-патриотического воспитания молодежи «Снежный десант» на школьников 15-18 лет. В статье предлагается модель описания патриотизма, выделены критерии описания и оценки. Анализируется воздействие программы на школьников по выделенным критериям.

The article describes the results of the impact assessment program of civil and Patriotic education of youth "the Snow troopers" on the youth and school students of 15-18 years old. The article proposes a model describing patriotism, criteria of description and evaluation. It also examines the impact of the program on students on selected criteria.

Ключевые слова: патриотизм, критерии оценки патриотизма, программа гражданско-патриотического воспитания молодежи «Снежный десант».

Keywords: patriotism, the evaluation criteria of patriotism, program of civil and Patriotic education of youth "Snow troopers".

Формирование гражданственности и патриотизма молодежи является ключевой задачей в социокультурной модернизации России. Определяющими документами в решении этой задачи выступают федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) [3], Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000) [2], Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2001) [5], Концепция модернизации образования до 2010 года (2001) [4].

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года подчеркивается, что важнейшими задачами воспитания должны стать формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности [4, с. 9].

Современной молодежи предстоит жить и работать в условиях усиления глобальной конкуренции, возрастания роли инноваций

и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Молодежь представляет собой социальную ценность и общественное достояние, которое государство и общество должны хранить, заботясь о постоянном пополнении и продуктивном использовании ее потенциала. В этом смысле старшее поколение обязано внести весомый вклад в восстановление и наращивание потенциала молодежной политики, чтобы преодолеть негативные последствия безудержного использования молодежного ресурса в конце прошлого века и создать базу ее модернизации.

Молодежную политику нужно рассматривать как единство государственной и общественной составляющих. Общий смысл молодежной политики состоит в создании в обществе условий и стимулов для жизнедеятельности новых поколений, которые способствовали бы проявлению, развитию и реализации задатков, способностей и талантов молодых людей в целях социально-экономического и политического прогресса российского общества. При этом общество хочет видеть молодежь нравственной, национально ориентированной, высококультурной, инновационной, предприимчивой, здоровой.

Сегодня молодежная политика становится предметом повышенного внимания государства и общества. Ее роль зафиксирована в базовых стратегических документах, рационально выстроена федеральная структура управления, деятельности которой придается системный характер.

В настоящей статье приводится отчет об исследовании, цель которого — реализовать и оценить проект, направленный на граж-данско-патриотическое воспитание молодежи Кемеровской области.

Объектом исследования выступила программа гражданско-патриотического воспитания молодежи Кемеровской области «Снежный десант». В качестве предмета — оценка воздействия программы гражданско-патрио-тического воспитания «Снежный десант» на молодежь Кемеровской области. Основное предположение заключается в том, что проект гражданско-патриотического воспитания молодежи Кемеровской области способствует:

1) усилению любви к Родине;

2)развитию знаний об истории страны и ее героях;

3)развитию социальной ответственности молодежи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) выделить критерии оценки гражданско-патриотического воспитания;

2) изучить региональную специфику граж-данско-патриотического воспитания на примере Кемеровской области;

3) разработать проект, направленный на гражданско-патриотическое воспитание молодежи;

4)исследовать воздействие реализованного проекта.

Методологическую основу нашей работы составили деятельностный подход к изучению психики, положения о типах деятельностей, предметной деятельности как исходном и важнейшем критерии психологического анализа (А. Н. Леонтьев).

Для того чтобы успешно реализовывать деятельность, направленную на гражданско-патрио-тическое воспитание, нужно точнее определить понятие «патриотизм». Рассматривая определение патриотизма в Национальной социологической энциклопедии [1], можно выделить следующие критерии, составляющие патриотизма:

1) любовь к родине;

2) знание героев, истории малой родины;

3) гражданская позиция;

4) эмоциональное отношение к патриотизму (знание о высших достижениях Отечества, гордость за свою страну);

5)социальное чувство.

Один из критериев необходимо рассмотреть более детально. «Любовь к родине», на наш взгляд, довольно широкое понятие, в котором можно выделить составляющие компоненты.

Она может быть абстрактной — любовь к России и россиянам вообще. Мы полагаем, что часто она не несет личного отношения. Любовь к родине на местном уровне, локальная, предполагает ее объективизацию местом, где человек родился, той социальной общностью, которой он придерживается (город, деревня, семья). Любовь к родине на космополитическом уровне способствует целостности и переживанию ответственности за события, происходящие на планете.

На основе этих критериев нами создан и реализован проект, проведена оценка воздействия проделанной работы на целевую аудиторию.

Проект гражданско-патриотического воспитания «Снежный десант»

Старшие школьники сегодня по ряду причин мало вовлечены в трудовую, социально значимую и общественно-гражданскую деятельность. Это связано со сложившейся социо-

культурной ситуацией в обществе: у подростков очень низкий уровень информированности о проблемах ветеранов. Они не мотивированы на помощь этой категории населения и редко проявляют трудовую инициативу (помощь по дому, уборка снега и т. д.).

Ветераны войны и труда сегодня хоть и имеют различные социальные льготы, но, проживая в частном доме, нуждаются в помощи по хозяйству.

Такое положение дел воодушевило нас на создание программы акции «Снежный десант» в рамках работы штаба студенческих отрядов Кемеровского государственного университета при содействии Кемеровского регионального отделения молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» и администрации Промышленновского района.

Для проведения акции были созданы 5 отрядов «Снежного десанта», в течение 10 дней студенты переезжали из одного населенного пункта муниципального района в другой. В рамках акции были проведены профориента-ционные мероприятия для старших школьников, игровые программы для детей младшего возраста, вечерние концерты для жителей района, а также оказывалась адресная помощь ветеранам (колка дров, уборка снега, доставка и наполнение емкостей питьевой водой).

Всего бойцы отрядов посетили 48 сел Че-булинского, Ижморского, Тяжинского, Крапи-винского и Таштагольского районов Кемеровской области.

Формальные результаты представлены ниже:

— более 250 ветеранов и инвалидов получили помощь по хозяйству. Она оказывалась совместно участниками отрядов и школьниками;

— проведены мероприятия по профориентации среди более 3100 старшеклассников;

— более 4800 школьников прослушали лекции о здоровом образе жизни;

— для более 7500 жителей были организованы концерты самодеятельности, устроенные совместными силами.

Многие современные проекты реализуют воспитание молодежи в различных направлениях, таких как гражданско-патриотическое, культурно-массовое, здоровый образ жизни. Многие проекты основаны на взаимодействии молодежи и пенсионеров, помощи ветеранам по хозяйству. Всем этим занимается и «Снежный десант», но уникальность его заключается в комплексном подходе к работе.

Приехав утром в поселок в школу, отряд начинает работу с ребятами — это первое мероприятие. Дети с 1-го по 4-й класс увлечены веселыми стартами и различными играми, ребята 5-го и 6-го классов под руководством студентов делают различные сувениры на память, седьмой и восьмой класс погружаются в интерактивную лекцию о вреде вредных привычек, пользе спорта и правильного питания. Ребята с 9-го по 11-й класс получают полезную информацию о вузах и ПОО (профессиональных образовательных организациях) Кемеровской области. Таким образом, отряд на два часа не только завладел вниманием каждого ребенка в школе, но еще принес практическую пользу каждому из них. Задачей проекта на данном этапе является воодушевление школьников на просоциальную деятельность, на помощь тем, кто в ней нуждается.

Через 15 минут после окончания первого мероприятия начинается второе. Дети средних и старших классов, вооруженные снегоуборочными лопатами, которые они заранее принесли из дома, строятся у школы. Все делятся на несколько групп и опять же под руководством студентов расходятся по нескольким адресам ветеранов войны, труда, тружеников тыла, инвалидов. Помогают им в уборке снега, приносят им в дом воды, колют дрова... Часто студентов вместе со школьниками приглашают в дом попить чаю, рассказывают им фронтовые истории, от которых мало кто может сдержать слезы. После все снова возвращаются в школу. Задача данного этапа — осознание школьниками того, насколько ценной может быть забота о других.

После обеда начинается (третье) спортивное мероприятие. Команда студентов — против команды школьников, играют в волейбол, баскетбол, футбол или хоккей. Как правило, в подобных соревнованиях побеждает дружба. На данном этапе задача — пропаганда здорового образа жизни.

Последний этап после спортивных игр — подготовка к вечернему концерту. Концерт проходит в местном доме культуры, на это событие приходят все жители деревни и, разумеется, школьники, в первую очередь те, с кем отряд провел целый день. Концертные номера разнообразны, и обязательно присутствует военная тематика в память о Победе в Великой Отечественной войне. Задача проведения концерта — создание атмосферы единения всех включенных в процесс людей: школьников как символа будущего, членов отряда как настоящего и пенсионеров как представителей уходящего времени.

После концерта отряд возвращается в школу, где он переночует и утром отправится в следующую школу. И так на протяжении 10 дней.

Порядок мероприятий именно такой не просто так. Сначала отряд знакомится с ребятами во время работы, снимает коммуникативные барьеры и т. д. После идет совместный труд, который сближает гораздо больше, чем общение, далее — игра (спортивные соревнования). Она показывает, что каждый член ведет здоровый образ жизни и занимается спортом. Финальную точку ставит концерт, который не просто развлекает публику, а имеет гораздо большее значение для всей программы мероприятий. Он помогает сельской молодежи влюбиться в этих ребят (бойцов отряда), студенты становятся кумирами для местных ребят, они хотят быть похожими на студентов, подражать им: то есть так же помогать ветеранам, чтить память о наших предках, заниматься спортом, увлекаться творчеством.

Рассмотрим организацию и методы эмпирической части нашего исследования. Для оценки воздействия нашего проекта было проведено исследование, описанное ниже. Выборка исследования — 50 школьников пгт Крапи-винский в возрасте от 15 до 18 лет, которые стали участниками нашего проекта. Исследование проходило в 3 этапа:

I этап. Опрос школьников до реализации проекта;

II этап. Реализация проекта «Снежный десант»;

III этап. Опрос той же группы школьников после реализации проекта.

Рассмотрев определение патриотизма в Национальной социологической энциклопедии [1], мы выделили 5 критериев, составляющих патриотизма. На основе этих критериев нами была составлена анкета для оценки эффективности проекта, каждый критерий исследовался несколькими вопросами анкеты.

1. Критерий «любовь к родине» освещается в анкете в вопросах: «Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?», «В чем проявляется истинный патриотизм?», «Вы хотели бы остаться жить в своей стране или переехать жить в другую страну?», «По Вашему мнению, какие достижения человечества наиболее значимы за всю историю? Перечислите 5 достижений».

2. Критерий «знание героев, истории малой родины» оценивается в вопросах: «Знаете ли Вы, когда образовался поселок, в котором Вы живете?», «Знаете ли Вы персонажа комиксов и фильма Капитана Америку?»; «Знаете ли Вы героев Великой Отечественной войны?»;

«Знаете ли Вы героев Отечественной войны 1812 года?», «Знаете ли Вы кого-либо из жителей своего поселка, кто является ветераном Великой Отечественной войны или тружеником тыла?».

3. Критерий «гражданская позиция» рассматривается в вопросах: «Участвовали ли Вы добровольно когда-либо в митингах, шествиях, демонстрациях?», «Состоите ли Вы в какой-либо политической партии, блоке, политической организации, политическом молодежном движении и т. п.?».

4. Критерий «эмоциональное отношение к патриотизму (высшие достижения человечества, гордость за свою страну)» рассматривается в вопросах: «Модно ли в настоящее время быть патриотом России, по Вашему мнению?», «Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами?», «Считают ли Ваши друзья и знакомые вас патриотом?», «Что для Вас 9 Мая?».

5. Критерий «социальное чувство (служить интересам Отечества, жертвовать своими интересами)» рассматривается в вопросах: «Готовы ли Вы защищать свою Родину в рядах Вооруженных сил РФ?», «Готовы ли Вы пожертвовать своими интересами ради интересов государства?».

Нами было проведена оценка уровня патриотизма до проведения акции проекта «Снежный десант» и после. Результаты, полученные в ходе анкетирования, были подвержены анализу методами непараметрической статистики, в частности методом сравнения средних показателей по критерию Fisher exact.

Рассмотрим результаты нашего исследования по выделенным нами критериям, составляющим патриотизма.

«Любовь к родине» — первый критерий, который мы рассмотрим. В вопросе «Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?» мы классифицируем респондентов по их представлению о патриотизме на три вида в зависимости от выбранных вариантов ответа (табл. 1). На основании этого мы разделили респондентов по видам патриотизма, таким образом мы оцениваем не только количественную динамику изменений патриотизма, но и качественную.

Мы видим, что после проекта заметно увеличилась доля абстрактного и уменьшилась доля местного, то есть участники акции под словом «патриотизм» видят всю страну, а не только малую родину. Изменение количества местных патриотов подтверждается методом исследования результатов Fisher exact в программе

Statistics, где р = 0,0003. Следовательно, можно сказать, что распределение по видам патриотизма достоверно изменилось.

«В чем проявляется истинный патриотизм?» — этот вопрос так же, как и предыдущий, классифицирует патриотизм по тем же самым признакам, но уже с точки зрения конкретных действий (табл. 2).

Простое сравнение данных двух таблиц показывает, что действия молодежи расходятся с их суждениями, на практике преобладает местный патриотизм, а также большой процент неопределившихся. Поскольку в этом вопросе речь идет о конкретных действиях, то неопределившихся можно назвать универсальными патриотами. По результатам анализа, наш проект увеличил долю местного и космополитического патриотизма за счет абстрактного и за счет тех, кто не определился. Уменьшение доли космополитического патриотизма статистически подтверждается методом непараметрической статистики по критерию Fisher exact, р = 0,0460.

Вопрос «Вы хотели бы остаться жить в своей стране или переехать жить в другую страну?» относится к критерию «любовь к Родине» (табл. 3).

Статистика показывает, что почти треть опрошенных школьников хотели бы жить в дру-

гой стране, но после реализации проекта количество желающих уехать сократилось в 2 раза, что подтверждено критерием Fisher exact, р = 0,0438. То есть наш проект способствует укреплению желания жить в своей стране.

Далее (табл. 4) рассмотрим, по каким причинам молодые люди хотели бы остаться жить в своей стране.

Мы видим незначительные изменения в динамике желания остаться жить в России до и после реализации проекта, но изменения все же есть: уменьшилась процентная составляющая вариантов «Обеспечить моей семье беспечное будущее» и «У меня родственники в другой стране», появились и свои варианты ответа: «Россия — самая лучшая страна» и «I love Russia».

В таблице 5 представлены ответы на вопрос «По Вашему мнению, какие достижения человечества наиболее значимы за всю историю? Перечислите 5 достижений». Ответивших мы поделили на три группы:

1) те, кто считает, что большинство значимых достижений имеет российские корни;

2) те, кто считает, что большинство значимых достижений имеет иностранные корни;

3) те, кто считает, что большинство значимых достижений имеет и российские, и иностранные корни.

Таблица 1

Распределение ответов молодых людей на вопрос «Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?» до и после проекта

Критерий Доля испытуемых до реализации проекта, в % Доля испытуемых после реализации проекта, в % Вероятность ошибки по критерию Fisher exact, р

Абстрактный 66 88 p = 0,1097

Местный 28 6 p = 0,0003

Космополитический 2 4 p = 0,3507

Неопределившиеся 4 2 p = 0,3507

Таблица 2

Распределение ответов молодых людей на вопрос «В чем проявляется истинный патриотизм?» до и после проекта

Критерий Доля испытуемых до реализации проекта, в % Доля испытуемых после реализации проекта, в % Вероятность ошибки по критерию Fisher exact, р

Абстрактный 26 16 p = 0,1083

Местный 42 50 p = 0,2864

Космополитический 4 12 p = 0,0460

Неопределившиеся 28 22 p = 0,2742

Таблица 3

Распределение ответов молодых людей на вопрос «Вы хотели бы остаться жить в своей стране или переехать жить в другую страну?» до и после проекта

Вариант ответа Доля ответов испытуемых до реализации проекта, в % Доля ответов испытуемых после реализации проекта, в % Вероятность ошибки по критерию Fisher exact, р

Остаться 70 84 p = 0,2293

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Покинуть 30 16 p = 0,0438

Таблица 4

Распределение ответов молодых людей на вопрос «По каким причинам Вы хотели бы остаться в своей стране?»

до и после проекта

Вариант ответа Доля ответов испытуемых до реализации проекта, в % Доля ответов испытуемых после реализации проекта, в % Вероятность ошибки по критерию Fisher exact, р

Получить более качественное образование 2,9 5 p = 0,3713

Получать более высокую зарплату — —

Обеспечить моей семье безоблачное будущее 5,7 7 p = 0,5071

Я не могу находиться среди чужого (не российского) общества 28,5 23,5 p = 0,3201

Я всегда мечтал жить в своей стране, она близка мне по духу 48,5 50 p = 0,5162

У меня родственники в этой стране 11,5 7 p = 0,1963

Россия — самая лучшая страна (свой вариант ответа) 2,9 2,5 p = 0,6586

— 5 p = 0,0046

Таблица 5

Распределение ответов молодых людей на вопрос «По Вашему мнению, какие достижения человечества наиболее значимы за всю историю? Перечислите 5 достижений»

до и после проекта

Критерий Доля испытуемых до реализации проекта, в % Доля испытуемых после реализации проекта, в % Вероятность ошибки по критерию Fisher exact, р

Те, кто считает, что большинство значимых достижений имеет российские корни 67,6 76,6 p = 0,3228

Те, кто считает, что большинство значимых достижений имеет иностранные корни 29,4 16,7 p = 0,0753

Те, кто считает, что большинство значимых достижений имеет и российские, и иностранные корни 3,3 6,7 p = 0,1820

Реализация проекта «Снежный десант» способствует развитию чувства гордости за свою страну. Это проявляется во мнении молодых людей о самых значимых достижениях человечества. 67 % опрошенных и до акции считали, что самые значимые достижения человечества произошли в России, но после реализации проекта молодых людей, которые так считают, стало на 9 % больше.

Рассматривая воздействие проекта на молодежь, можно отметить, что по критерию «любовь к родине» обнаруживаются значимые изменения. Молодежь, как показывает статистика, уже меньше хочет уехать за границу, имеет более выраженное желание помогать старшим и считает своей родиной не только населенный пункт, в котором проживает, а всю страну в целом. Изменения достоверны, что подтверждается результатами непараметрической статистики по методу Fisher exact.

Следующий критерий, который мы рассмо-трим,—«знание героев, истории малой родины». Этот показатель очень важен для гражданско-патриотического воспитания, так как знание определенных событий истории своей Родины вызывает чувство гордости за нее, особенно это касается малой родины, о героях и истории которой часто можно узнать только у старожилов данной местности, не иначе как через личное общение с последними. Общение молодого и пожилого поколений благотворно влияет на обе стороны этого общения, так как у одних есть бесценный жизненный опыт, который они не прочь передать молодым, а у молодых есть

жизненные силы для помощи пожилым людям.

Распределение ответов на первый вопрос в этом блоке «Знаете ли Вы, когда образовался поселок, в котором Вы живете?» представлено в таблице 6.

Как видно из таблицы, после акции заметно увеличилось (на 24 %) число тех, кто знает, когда образовался поселок, в котором они проживают. Это не удивительно, ведь об этом упоминалось в рассказах ветеранов, с которыми мы провели несколько встреч. Этот результат подтвержден методом непараметрической статистики Fisher exact, p = 0,0007.

Рассмотрим распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы героев Великой Отечественной войны?» (табл. 7).

Очень показателен результат реализации проекта: почти в 2 раза (с 34 до 72 %) увеличилось количество молодых людей, которые знают героев Великой Отечественной войны. Если сравнить с известностью киногероя Капитана Америки, то можно сказать, что до проведения мероприятий проекта школьники лучше знали, кто такой Капитан Америка, чем героев Великой Отечественной войны (половина опрошенных против одной трети). После проекта известность киногероя почти не изменилась, а известность героев увеличилась вдвое. Достоверность изменений подтверждается статистически. Аналогичная ситуация и с известностью героев Отечественной войны 1812 года.

После реализации проекта, количество молодых людей, которые знают героев Оте-

Таблица6

Распределение ответов молодых людей на вопрос «Знаете ли Вы, когда образовался поселок, в котором Вы живете?» до и после проекта

Вариант ответа Доля ответов испытуемых до реализации проекта, в % Доля ответов испытуемых после реализации проекта, в % Вероятность ошибки по критерию Fisher exact, р

Да 66 90 p = 0,0906

Нет 34 10 p = 0,0007

Таблица 7

Распределение ответов молодых людей на вопрос «Знаете ли Вы героев Великой Отечественной войны?» до и после проекта

Вариант ответа Доля ответов испытуемых до реализации проекта, в % Доля ответов испытуемых после реализации проекта, в % Вероятность ошибки по критерию Fisher exact, р

Да 34 72 p = 0,0018

Нет 66 28 p = 0,0008

чественной войны 1812 года, увеличилось почти в 3 раза (с 22 до 64 %), вероятность ошибки р = 0,0001.

Рост известности односельчан — ветеранов войны — на 16 % хотя и заметен, но не подтверждается статистически. Из этого можно сделать вывод о необходимости усиления этой линии в проекте. И хотя результаты не являются достоверными по методам непараметрической статистики, тенденция есть, и она довольно красноречива.

Мы видим, что знание героев, истории малой родины увеличилось по некоторым вопросам в 2 раза. Этот результат характеризует наш проект как эффективный и у которого есть будущее.

Эти результаты вызывают интерес еще и потому, что проект не предполагает прямого информирования участников о героях войны, об односельчанах — ветеранах войны. Исторические факты и героев ребята могут узнать лишь от самих ветеранов, с которыми проект как раз и знакомит молодежь, или молодые люди самостоятельно проявляют интерес к изучению каких-либо фактов истории после реализации проекта.

Перейдем к следующему критерию — «гражданская позиция», вопросы: «Участвовали ли Вы добровольно когда-либо в митингах, шествиях, демонстрациях?» и «Состоите ли Вы в какой-либо политической партии, блоке, политической организации, политическом молодежном движении и т. п.?».

Распределение ответов на эти вопросы показывает увеличение в обоих случаях положительных ответов на 10 % (с 74 до 84 % в первом

случае и с 20 до 30 % — во втором), достоверность которого, однако, не подтверждается статистически. Речь в этих вопросах идет о достаточно редких событиях (митингах, шествиях, демонстрациях) или серьезных решениях (принадлежность политической организации). На наш взгляд, хорошим показателем является уже тенденция, а заметные сдвиги могут служить только результатом регулярной работы.

Рассмотрим следующий критерий — «эмоциональное отношение к патриотизму» (высшие достижения человечества, гордость за свою страну).

«Модно ли в настоящее время быть патриотом России, по Вашему мнению?» — так звучит первый вопрос этого блока (табл. 8).

В целом большинство школьников, принявших участие в исследовании, считают это модным, что говорит о позитивном отношении к такому явлению, как патриотизм. В ответах на вопрос «Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами?» видим еще большее единодушие (100 %). И вновь мы наблюдаем положительную динамику, не подтверждаемую статистически.

Воздействие проекта здесь также прослеживается только как тенденция подпороговой значимости.

Прямой вопрос «Считают ли Ваши друзья и знакомые Вас патриотом?» (табл. 9), как и ожидалось, дает более сдержанные результаты, но увеличение на 24 % количества школьников, называющих себя патриотами — это заметный результат.

Таблица 8

Распределение ответов молодых людей на вопрос «Модно ли в настоящее время быть патриотом России, по Вашему мнению?» до и после проекта

Вариант ответа Доля ответов испытуемых до реализации проекта, в % Доля ответов испытуемых после реализации проекта, в % Вероятность ошибки по критерию Fisher exact, р

Да 84 90 p = 0,4095

Нет 16 10 p = 0,1846

Таблица 9

Распределение ответов молодых людей на вопрос «Считают ли Ваши друзья и знакомые Вас патриотом?» до и после проекта

Вариант ответа Доля ответов испытуемых до реализации проекта, в % Доля ответов испытуемых после реализации проекта, в % Вероятность ошибки по критерию Fisher exact, р

Да 44 68 p = 0,0580

Нет 56 32 p = 0,0218

С уверенностью можно сказать, что проект воспитывает в молодых людях патриотизм, ведь если школьники считают себя патриотами, опираясь на мнение окружения, значит, они доказали это публично поступками и суждениями. Достоверность данных подтверждается методом непараметрической статистики, вероятность ошибки по критерию Fisher exact p = 0,0218.

Подводя итоги, можно сказать, что проект обеспечил положительное влияние на молодежь. Патриотизм для испытуемых стал важнее, значительнее. Многие изменения не достоверны статистически, однако положительные изменения есть в ответах на каждый вопрос. Тенденции выражены, некоторые изменения не могут происходить быстро, а требуют регулярной и кропотливой работы по формированию патриотической позиции.

Рассмотрим следующий критерий — «социальное чувство», начнем с вопроса «Гото-

вы ли Вы защищать свою Родину в рядах Вооруженных сил РФ?» (табл. 10).

Социальное чувство — критерий, отражающий готовность служить интересам государства, жертвовать своими интересами ради интересов страны. Отрадно, что и до проведения акции молодежь была готова защищать свою страну бескорыстно, то есть «по призыву» — 28 %, «добровольцем» — 32 %, «по контракту» — 8 % и различные вариации совмещения — 14 %, но 18 % молодых людей не готовы защищать свою страну. Заметим положительные изменения. После реализации проекта процент тех, кто не готов защищать свою страну, уменьшился до 14 %.

Распределение ответов на следующий вопрос «Готовы ли Вы пожертвовать своими интересами ради интересов государства?» представлено в таблице 11.

В этом вопросе более выразительна динамика социального чувства. После проведения

Таблица 10

Распределение ответов молодых людей на вопрос «Готовы ли Вы защищать свою Родину в рядах Вооруженных сил РФ?» до и после проекта

Вариант ответа Доля ответов испытуемых до реализации проекта, в % Доля ответов испытуемых после реализации проекта, в % Вероятность ошибки по критерию Fisher exact, р

По призыву 28 32 p = 0,3801

По контракту 8 8 p = 0,6020

Добровольцем 32 30 p = 0,4696

Не готов 18 14 p = 0,3210

По призыву и по контракту — 4 p = 0,0656

По призыву и добровольцем 4 — p = 0,0656

По контракту и добровольцем 4 2 p = 0,3507

По призыву, по контракту и добровольцем 6 10 p = 0,2420

Таблица 11

Распределение ответов молодых людей на вопрос «Готовы ли Вы пожертвовать своими интересами ради интересов государства?» до и после проекта

Вариант ответа Доля ответов испытуемых до реализации проекта, в % Доля ответов испытуемых после реализации проекта, в % Вероятность ошибки по критерию Fisher exact, р

Да 14 44 p = 0,0003

Да, но во время сложных для государства обстоятельств 68 48 p = 0,0862

Нет 18 8 p = 0,0496

проекта количество тех, кто не готов жертвовать своими интересами, сократилось на 10 %. Это достоверные различия (вероятность ошибки по критерию Fisher exact, p = 0,0496), а количество тех, кто безоговорочно готов пожертвовать своими интересами ради страны, увеличилось на 30 % (вероятность ошибки по критерию Fisher exact, p = 0,0003).

Таким образом, по всем выделенным нами критериям проект оказывает заметное воздействие на молодежь. Обнаруживаются как минимум положительные тенденции, а чаще достоверные изменения выделенных показателей патриотизма.

Следовательно, мы с уверенностью можем утверждать, что проект воздействует на молодежь в области формирования и укрепления патриотизма как любви к Родине, знания истории родного края и Отечества, принятия социальной ответственности среди молодежи, а именно:

— усиление любви к Родине. Количество людей, которые изменили свое мнение о России в положительную сторону, в среднем по всем вопросам — 12 %;

— знание героев и истории малой родины. Эти показатели в среднем изменились в положительную сторону на 32 %, а в некоторых вопросах и в 3 раза;

— социальная ответственность. После проведения проекта большее количество молодых людей готовы жертвовать своими интересами ради интересов страны, также увеличился процент тех, кто готов защищать свою страну.

С учетом положительных эффектов наивно полагать, что подобный проект перевернет все современное патриотическое воспитание молодежи Российской Федерации, так как данный проект имеет эмоциональные рычаги воздействия на молодежь, а они эффективны, но порой недолговечны. Для достижения устойчивого результата необходима работа на регулярной основе и по всем каналам массового воздействия.

Повышенное внимание к проблемам молодежи объясняется ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Молодежь всегда была и остается наиболее активной и динамичной социально-возрастной группой, реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, культурной, экономической. Данная социально-демографическая группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных

ролей. Ее можно рассматривать, с одной стороны, как наиболее адаптирующуюся, а с другой — инициативную и инновационную часть социума, которая составляет примерно 2035 % населения индустриальных стран, в том числе около 40 % трудоспособного. Таким образом, молодежь — самая социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную группу граждан, способную обеспечить реализацию ключевых направлений развития общества.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после, ее социализация в обществе, активная адаптация к условиям на рынке труда являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса [6]. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как базовые направления образовательной деятельности.

Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю, следование традициям своего народа и их умножение, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинская храбрость, мужество и самоотверженность, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Следовательно, гражданско-патриотиче-ское воспитание — это воспитание гражданина и патриота, который обладает высокой социальной активностью, гражданской ответственностью, духовностью, ему присущи позитивные ценности и качества, он способен проявить их в интересах Отечества.

Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области уделяет много внимания и средств гражданско-патриотиче-скому воспитанию в рамках молодежной политики. Помимо общероссийских проектов в области реализуются местные проекты, а также ведется постоянная деятельность молодежных

организаций. Высшие учебные заведения выступают субъектами гражданско-патриоти-ческого воспитания. В Кемеровском государственном университете ежегодно реализуется множество различных проектов. «Снежному десанту» уделяется много времени и ресурсов, потому что это масштабный и эффективный проект гражданско-патриотического направления. Но самое главное его достижение в том, что он формирует моду на помощь пожилым людям, занятие спортом, хорошую и прилежную учебу. Студенты своим собственным примером показывают, что в наше время модно не курить, не тратить впустую время за компьютером, а модно быть полезным обществу, модно любить свою страну, свою малую родину.

Проект был удостоен гранта губернатора Кемеровской области за реализацию социально значимого проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сформулированные нами гипотезы в начале работы подтвердились.

1. Усиление любви к Родине. По всем критериям наблюдаются положительные достоверные изменения.

2. Знание героев и истории малой родины. Эти показатели в среднем изменились в положительную сторону на треть, а в некоторых случаях увеличились в 3 раза.

3. Социальная ответственность. После проведения проекта большее количество молодых людей готовы жертвовать своими интересами ради интересов страны, также увеличился процент тех, кто готов защищать свою страну.

Гражданско-патриотическое воспитание — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к реализации прав и обязанностей, а также укрепление ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, максимальное развитие своих способностей.

Система ценностей у молодых людей подвижна и подвержена влиянию агитации и пропаганды. В современной реальности молодежь испытывает влияние не только российской пропаганды, но и через иностранные фильмы, компьютерные игры воздействие пропаганды других стран. Следовательно, для достижения долгосрочного эффекта подобные акции долж-ныпроводиться регулярно.

1. Национальная социологическая энциклопедия. — URL: http://voiuntany.nu (дата обращения: 07.10.2016).

2. О национальной доктрине образования в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 4.10.2000 № 751.

3. Об образовании : закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012).

4. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р.

5. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы : постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493.

6. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. — Кемерово, 1997. — С. 60-68.

УДК/UDC 316.61

О. А. Браун, М. Г. Аркузин O. Braun, M. Arkuzin

ПРИОРИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОСНОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЗМА

PRIORITY OF CIVIL IDENTITY IN SYSTEM OF THE BASES OF SOCIAL IDENTIFICATION OF THE PERSONALITY AS THE PATRIOTISM BASIS

В статье анализируются подходы к понятию «патриотизм», в качестве психологических основ патриотизма рассматривается гражданская идентичность, приводятся результаты исследования гражданской идентичности студентов.

In article approaches to the concept "patriotism" are analyzed, as psychological bases

of patriotism civil identity is considered, results of a research of civil identity of students are given.

Ключевые слова: патриотизм, идентичность, гражданская идентичность, этническая идентичность, региональная идентичность.

Keywords: patriotism, identity, civil identity, ethnic identity, regional identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.