Научная статья на тему 'Формирование современного патриотизма (на примере Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа")'

Формирование современного патриотизма (на примере Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа") Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зиненко В. Е.

В статье на основе авторского исследования проведен анализ деятельности Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» по формированию патриотизма у современной российской молодежи. Результаты исследования показали высокий уровень участия школьников в мероприятиях патриотической направленности, желание защищать Отечество, служить в армии, гордиться историей страны и совершать героические поступки. Это свидетельствует об эффективности работы ветеранских организаций в патриотическом воспитании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование современного патриотизма (на примере Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа")»

Формирование современного патриотизма (на примере Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»)

Зиненко В.Е.

В статье на основе авторского исследования проведен анализ деятельности Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» по формированию патриотизма у современной российской молодежи. Результаты исследования показали высокий уровень участия школьников в мероприятиях патриотической направленности, желание защищать Отечество, служить в армии, гордиться историей страны и совершать героические поступки. Это свидетельствует об эффективности работы ветеранских организаций в патриотическом воспитании молодежи.

Ключевые слова: патриотизм, молодежь, патриотическое воспитание, национальная безопасность.

Zinenko V.E.

Formation of modern patriotism (on the example of the International Association of Veterans of the anti-terror unit «Alpha») This article is based on the author's sociological research of the impact of the IAV division Antiterror "Alpha" activities on the formation of patriotism among contemporary Russian youth. The results of the study showed a high level of students' participation in activities of Patriotic nature, a desire to defend the Fatherland, to serve in the army, their proud of Russian history and perform heroic deeds. These results demonstrate the effectiveness of veteran organizations activities in Patriotic education of the Russian youth.

Key words: patriotism, youth, patriotic education, national security.

Патриотизм - понятие многогранное. Он имеет сложную и многоуровневую структуру, отражает различные стороны взаимоотношения личности с обществом и государством. В словаре С.И. Ожегова патриотизм понимается так: «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, глубокая привязанность к какому-либо делу»1. В «Социологической энциклопедии» патриотизм рассматривается как «многозначный термин, означающий любовь к своей Родине, народу, привязанность к месту своего рождения, месту жительства»2.

Существует множество определений понятия «патриотизм». Его сущность можно выразить в следующих положениях: во-первых, это чувство любви к Отечеству; во-вторых, это ценностная ориентация человека; в-третьих, это отражение духовной культуры человека и общества в целом; в-четвертых, это сознательная деятельность, служение Родине, вплоть до самопожертвования.

Идеи и сам принцип патриотизма закреплены в новых документах стратегического планирования развития Российской Федерации. Так, в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»3 патриотизм указан в числе принципов, составляющих основу для достижения целей государственной национальной политики. В документе «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»,4 утвержденном в ноябре 2014 года, воспитание патриотично настроенной молодежи является ключевой задачей молодежной политики.

В стране разработана и реализуется очередная Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В этой программе сказано, что «патриотическое воспитание представ-

Научные заметки

ляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»5.

Эффективность выполнения перечисленных программ во многом зависит от наличия практических возможностей по их реализации. В области финансирования они ограничены, например, Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020» предусматривает финансирование многочисленных научных, исследовательских, информационных и других программ на общую сумму 1 млрд. 760 млн. рублей в течение 5-ти лет. Практическая реализация планируемых мероприятий традиционно возлагается на волонтерские и общественные организации, у которых пока нет достаточного опыта в этом направлении деятельности. В связи с этим целесообразно использовать опыт организаций, имеющих долговременные и практические наработки в данной сфере. Одной из таких организаций является Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».

В 1974 году в СССР было создано спецподразделение антитеррора Группа «А», имеющая современное название - подразделение антитеррора «Альфа». Со времени образования группа прошла славный и героический путь в борьбе с терроризмом во всех его проявлениях. Основой ее побед и подвигов являются высочайшие морально-волевые и патриотические качества сотрудников. В 1992 году была создана Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», одной из основных задач которой стало применение накопленного опыта и навыков в общественной жизни, в том числе, в поддержке семей погибших и умерших сотрудников, увековечивание памяти погибших военнослужащих и военно-патриотическое воспитание молодежи. Ассоциация взяла на себя шефство над школами и военно-патриотическими клубами, в которых обучались погибшие сотрудники. На апрель 2017 года подшефными являются 13 именных школ, 19 школ, где были открыты мемориальные доски памяти по-

гибших сотрудников, и 16 военно-патриотических клубов.

В школах и клубах ветераны проводят Уроки Мужества, круглые столы, конференции, вахты памяти, военно-полевые сборы, военно-спортивные игры и т.д. Особое внимание уделяется повышению интереса школьников к изучению истории России, формированию их активной гражданской позиции и чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти погибших защитников Отечества. Все это ветераны делают по собственной инициативе, понимая, что в системе общего образования уделяется недостаточно внимания патриотическому и духовно-нравственному воспитанию ребят. Так, по данным авторского исследования6, на вопрос: «Как Вы считаете, кто должен формировать патриотические ценности у детей и молодежи» 60% ответило - семья, 43% - школа, 33% - государство, 22% - общественные организации, 19% - военно-патриотические клубы, 16% - СМИ, 12% - сверстники и друзья, 8% считает, что никто.

Одним из важных направлений в ходе организации воспитательной работы является формирование у молодежи представлений о героях и героических поступках. По данным авторского исследования, 77% респондентов считают героическим поступком борьбу с терроризмом, освобождение заложников; 63% - спасать людей из горящего дома, 36% - служить Отечеству, 34% - оказывать первую помощь человеку, которому стало плохо, 33% - спасать утопающих. В 6-ти школах задавался дополнительный открытый вопрос: «Есть ли герои нашего времени?» Несмотря на то, что 45% затруднялись ответить, 24% назвали героями Олега Пешкова и Александра Прохоренко, погибших в Сирии, Магомеда Нурбагандова, погибшего в Дагестане, ветерана подразделения «Альфа» и героя Советского Союза Геннадия Зайцева, других сотрудников подразделения «Альфа». 10% героем назвали В.В. Путина и 44% выразили доверие президенту. На вопрос: «Чем вы гордитесь?» подавляющее большинство ответило -историей страны, победой в Великой Отечественной Войне (71%); менее половины - культурным наследием, традициями (41%); 32% -армией, военной сферой; 30% - природными богатствами России; 25% - российским

спортом; 23% - российской наукой; 17% - позицией России в мире, всего 3% - деятельностью органов власти, системой образования, здравоохранением.

Результаты исследования показывают, что половина опрошенных (55%) ощущают себя патриотами, 16% - не ощущают, 29% - затруднились ответить. Например, в Москве тех, кто считает себя патриотом - 51%, а в регионах Российской Федерации респондентов-патриотов от 60% до 91%. При этом 69% респондентов под патриотизмом понимают любовь к Отечеству, месту, где человек родился, к природе; 27% - верность, преданность, служение Отечеству и его защита, вплоть до самопожертвования; 14% - уважение к стране, ее традициям, культуре, к народу, к героям Отечества. Лишь для 6% - это желание вносить свой вклад в развитие страны, выполнять долг, исправлять недостатки страны. Интересен тот факт, что для 6% патриотизм - гордость за Родину, в то время как 47% испытывают чувство гордости за страну.

59% респондентов участвуют в мероприятиях патриотической направленности. Встречаясь с ветеранами ВОВ, локальных войн, спецподразделений (44%), участвуя в военно-спортивных играх (44%), фестивалях и конкурсах патриотической направленности (43%), у школьников формируется положительный образ военнослужащих, защитников Отечества. Становится социально-одобряемым отношение школьников к армии. Так, 56% хотели бы, чтобы их сын служил в армии, всего 17% - не хотели бы. Чувство долга перед Отчизной у школьников достаточно сильно: 69% готовы были бы в случае необходимости участвовать в защите Отечества, 9% - не готовы, 22% - затрудняются ответить. На вопрос: «Кем вы хотите стать?» 9% ответило - военнослужащим. Этот ответ входит в тройку самых популярных профессий для школьников. По данным Министерства обороны7 , в течение последних трёх лет существенно вырос вступительный конкурс в военные вузы. В 2016 году конкурс в военные вузы среди юношей составил от 6 до 10 человек на место, а среди девушек - 30 человек на место.

Последние события в Сирии, Украине, террористический акт в г. Санкт-Петербурге указывают на то, что взаимоотношение с Западом приобретает форму практически открытого во-

енного противостояния, в котором России придется рассчитывать только на свои внутренние людские и материальные ресурсы. В данной ситуации формирование у современной российской молодежи морально-волевых и патриотических качеств на примере таких подразделений, как «Альфа», является важной основой национальной безопасности нашего государства.

Результаты авторского исследования показали высокий уровень участия школьников в мероприятиях патриотической направленности, желание защищать Отечество, служить в армии, гордиться историей страны и совершать героические поступки. Это подтверждает эффективность патриотической работы Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Можно проследить положительную динамику в ее работе со школами: в тех образовательных учреждениях, которые входят в структуру Ассоциации более 5-ти лет, интерес к проводимым ветеранами «Альфа» мероприятиям отметили 64% участников, а в тех школах, которые входят в эту структуру менее 1-го года - 45%.

В то же время возможности Ассоциации в расширении воспитательной деятельности среди молодежи ограничены. Выходом из данной ситуации является более широкое информационное обеспечение данной деятельности, создание условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с молодежью, активизацию взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов), ветеранских и гражданских организаций, вовлечения молодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базы патриотического воспитания.

Литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1977.

2. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года.

3. Самсонова Т.Н. К вопросу о патриотизме в современной России // Ломоносовские чте-ния-2008. Научная конференция. Сборник научных докладов. М., 2008.

4. Самсонова Т.Н. Становление гражданина-патриота // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2013-2014. Т. VII. Человек как субъект конструирования / под ред. Ю.М. Резника и М.В. Тлостановой. М., 2015.

Социо

огия №2 2018

Научные заметки

5. Социологическая энциклопедия / под ред. Г.Ю. Семигина: В 2 т. М., 2003.

6. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года.

7. Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

8. www.www.ng.ru (Сайт Независимой Газеты)

9. www.www.levada.ru (Сайт Аналитического Центра Юрия Левады)

10. www.wciom.ru (Сайт Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения)

11. www.government.ru (Сайт Правительства РФ)

12. www.gosduma.net (Сайт Государственной Думы РФ)

13. www.edu.ru (Сайт Федерального портала Российское образование)

Ссылки:

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1977. С. 453.

2 Социологическая энциклопедия / под ред. Г.Ю. Семигина: В 2 т. М., 2003. Т.2. С. 164.

3 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.gosduma.net/ analytics/publication-of-legal-department/2014/

6_7_Nacionalnaja_politika.pdf

4 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/media/files/ ceFXleNUqOU.pdf

5 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http:// government.ru/media/files/ 8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

6 В феврале-апреле 2017 года в 21-й подшефной школе Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» было проведено (при содействии Ассоциации) авторское исследование на тему: «Уровень патриотизма у школьников общеобразовательных учебных заведений». Объектом исследования явилась молодежь в возрасте от 14 до 18 лет. Было опрошено 2362 респондента из 10 регионов РФ: Москва, Московская область, Екатеринбург, г. Александров Владимирской области, г. Балаково Саратовской области, с. Пехлец Рязанской области, с. Васильевка Липецкой области, Калуга, г. Чусовой Пермского края, станица Чепигинская Краснодарского края.

7 Интервью со статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации Николаем Александровичем Панковым. URL:http://www.edu.ru/person/nikolay-pankov/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.