Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и пути их решения'

Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3670
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ / YOUTH / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / PROGRAMS AND DIRECTIONS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Будаева Цыцык Батоевна, Гармаев Бато Бадмацыренович

В статье обосновываются важные направления патриотического воспитания и определяются их задачи, анализируются основные нормативно-правовые акты федерального уровня, затрагивающие проблемы патриотизма и патриотического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Будаева Цыцык Батоевна, Гармаев Бато Бадмацыренович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR DECISION

In the article important directions of patriotic education are proved and their problems are defined, the basic regulatory legal acts of federal level mentioning problems of patriotism and patriotic youth education are analyzed.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и пути их решения»

требует воздействия на системные основания социума.

Причины аполитичности значительной части молодежи нередко кроются в незнании ею своих конституционных прав и обязанностей: молодые люди лишены элементарных знаний основ правовой культуры. Важно научить молодых принимать на выборах осознанные решения, понимать необходимость соблюдения правопорядка в стране, уметь отстаивать свои права в установленном законом порядке.

Потенциально эффективным средством,

обеспечивающим рост избирательной культуры молодежи, по крайней мере, в среде городского молодежного электората, могут выступить виртуальные дискуссионные площадки.

Особую роль в данном вопросе могут сыграть и средства массовой информации, выполняющие в настоящее время в основном информационные функции, но не уделяющие серьезного внимания вопросам правого просвещения избирателей, формирования политической культуры.

Проблема формирования электоральной активности молодежи и ее участия в избирательном процессе должна постоянно и всесторонне изучаться с участием исследователей, представляющих различные отрасли науки, актуально и регулярное проведение обучающих семинаров, научно-практических конференций, посвященных проблемам формирования избирательной

культуры молодежи и ее участия в избирательных кампаниях. Наряду с этим необходимо серьезное внимание уделить работе по электорально-правовому просвещению, используя, например, олимпиады и деловые игры, совершенствуя учебно-воспитательные программы,

включающие в себя преподавание специального курса основ избирательного законодательства. Также необходима подготовка и выпуск массовых доступных изданий, популяризирующих избирательное законодательство и избирательную практику среди молодежи.

Будаева Цыцык Батоевна, доктор политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail:

[email protected].

Будаева Дарима Цырендоржиевна, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета, e-mail: darb@ rambler.ru.

Budaeva Tsytsyk Batoevna, doctor of political science, associate professor, department of state and municipal management, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

Budaeva Darima Tsyrendorzhievna, candidate of political science, senior lecturer, department of state and municipal management, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: darb@ rambler.ru.

УДК 32.001: 37. 017.4 © Ц.Б. Будаева, Б.Б. Гармаев

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье обосновываются важные направления патриотического воспитания и определяются их задачи, анализируются основные нормативно-правовые акты федерального уровня, затрагивающие проблемы патриотизма и патриотического воспитания молодежи.

Ключевые слова: молодежь, патриотизм, патриотическое воспитание, программы и направления патриотического воспитания молодежи.

Ts.B. Budaeva, B.B. Garmaev PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR DECISION

In the article important directions of patriotic education are proved and their problems are defined, the basic regulatory legal acts offederal level mentioning problems ofpatriotism and patriotic youth education are analyzed.

Key words:youth, patriotism, patriotic education, programs and directions of patriotic education of youth.

За последние годы к числу тем, широко обсуждаемых в различных сферах общественнополитической жизни, безусловно, стала относиться проблема патриотизма и патриотического воспитания молодежи. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма.

В тексте выступления Президента России Д.А. Медведева читаем следующее: «...Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. . Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период» [1].

Нельзя сказать, что задачи, поставленные Президентом страны, привели к полному преодолению отчужденности от проблем патриотического воспитания. Не секрет, что в 90-х гг. ХХ в., когда Россия была попросту не готова к борьбе со множеством новых для нее экономических, политических и социальных вызовов, выросло целое поколение людей, оказавшихся в определенном нравственно-идеологическом вакууме. Иными словами, пока развивался трансформационный процесс, государство отстранилось от молодежной политики и молодежь находилась на периферии государственных интересов. Она была представлена только самой себе, и у нее не были развиты патриотические ценностно-нормативные основания. Следовательно, если старшее поколение еще представляло формы, методы и результат патриотического воспитания, то молодежь не имела четких представлений о системе патриотических ценностей и ориентиров. Слабое развитие, возможно, даже отсутствие патриотических ценностнонормативных оснований привело к переоценке культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений, нарушению пре-

емственности поколений и, соответственно, ослаблению передачи социокультурного и социально-политического опыта от старшего поколения к последующему.

Между тем большая плеяда российских ученых, как Л.И. Абалкин, Н.Н. Моисеев, Г.В. Осипов, И.Р. Шафаревич, А.С. Панарин, Т.А. Алексеева, Н.А. Нарочницкая, Р.Г. Яновский, А.Ф. Сергеев, А.Н. Малинкин, Е.С. Троицкий, Ф.Л. Дубов, А.Н. Лутовинов и многие другие, и в недрах трансформируемой России приложили немало сил для обоснования патриотической идеи - идеи общества граждан высокого социального, экономического, культурного, морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения, способствующих сохранению и развитию традиций патриотизма в его исконном для жителей нашей страны понимании. Поэтому не случайно вопросы патриотического воспитания молодежи после вынужденной паузы вновь стали привлекать внимание не только широких слоев населения, политических кругов, общественности, но и государства в целом.

Выстраивание системы патриотического воспитания началось с момента принятия в 2000 г. Министерством образования Российской Федерации Национальной доктрины образования в РФ, где в качестве одной из основных целей образовательного процесса было признано воспитание патриотов России [2]. С 2006 г. начала реализовываться новая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», которая становится продолжением Национальной доктрины и включает в себя целый комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.

Главная ценность этой программы - выделение основания для воспитания патриотизма у россиян, которое позволяет не только изменить отношение человека к Родине и к истории своего государства, но и к своей собственной повседневной деятельности, направленной отныне на улучшение экономического, экологического и социального состояния родной территории. Таким образом, патриотизм становится важнейшей ценностной составляющей гражданственности, то есть совокупности базовых, сложившихся на определенный момент времени ценностей, норм и ролей, принятых за образец. Кроме того, патриотизм призван способствовать выра-

батыванию субъектной модели гражданственности и ее поведенческих проявлений [3].

В декабре 2006 г. распоряжением Правительства РФ утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, разработанная на период до 2016 г., которая и определяет совокупность главных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. В этом документе государственная молодежная политика определяется как система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, следовательно, на социальноэкономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности [4].

Для управления процессом формирования и реализации государственной молодежной политики Указом Президента РФ от 24 сентября 2007 г. создан Государственный комитет РФ по делам молодежи. Комитет проводит свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [5].

Комитет призван создавать условия для обеспечения здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодежью своих профессиональных возможностей, а также координировать деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Он определяет порядок формирования Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, и порядок проведения конкурса проектов (программ) молодежных и детских объединений на соискание государственной поддержки.

В общем виде современную систему патриотического воспитания со стороны государственных органов власти Российской Федерации представляют многочисленные ведомства: Министерство образования и науки, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство культуры и массовых коммуникаций, Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по

туризму, Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ (Росвоенцентр).

Росвоенцентр является структурой, которая призвана целенаправленно решать организационные, методические и информационные задачи в системе патриотического воспитания граждан, и существенное внимание он уделяет военнопатриотическому воспитанию молодежи, направленному на формирование у граждан готовности к защите интересов государства и общества в военное время [6]. Ведомство было образовано в 1997 г. постановлением Правительства РФ с целью разработки и реализации программ и планов по решению задач военноисторического, мемориального и культурновоспитательного характера, по поддержке и консолидации движений ветеранов войн, ветеранов военной службы и правоохранительных органов

[7].

Система общественных организаций состоит из политических партий, молодежных и общественных организаций, союзов, ассоциаций, клубов и других. Наиболее известные - Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), Движение юных патриотов, «Витязи», РСМ, Морская Лига, Союз ветеранов Афганистана, Союз поисковых отрядов России, Всероссийское государственно-патриотическое объединение «Духовное наследие» и т.д.

В целом же основными проводниками патриотического воспитания являются государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие.

Общеизвестно, что в настоящее время российское общество уже не расколото на фрагменты, но пока еще и не консолидировано общим началом. При всем при этом о молодом поколении нельзя сказать, что оно атомизировано и с трудом приобщается к ценностям более высокого порядка, таким как интересы государства, региона или своего города, наоборот, оно готово к диалогу, поиску патриотической идеи.

Но по большому счету сегодня в России единая патриотическая идея отсутствует. Система общего среднего образования, ранее обладавшая существенным влиянием на процесс становления школьника как патриота и гражданина, в значительной мере утратила свои позиции в этом направлении. У молодежи уже произошел сдвиг мотивационных факторов поведения от

приоритета общезначимых интересов, потребностей, целей в сторону сугубо этнических, национальных, личностных и индивидуалистических.

Формирование патриотического сознания у молодежи должно опираться как на опыт прошлого (исторический опыт), так и на яркие тиражируемые примеры и образы настоящего -достижения в спорте, искусстве, науке, бизнесе, армии и т. п.

Формирование патриотического сознания у молодежи является вопросом, в первую очередь, политическим, поскольку от его решения напрямую зависит будущее нашей страны и ее граждан. Недооценка, игнорирование его роли в жизни общества таят в себе угрозу стабильному развитию, что неоднократно проявлялось в новейшей истории страны. Поэтому патриотическое воспитание молодежи должно строиться по различным направлениям и решать следующие задачи:

Духовно-нравственное направление. Это -осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Историко-краеведческое направление. Оно призвано к содействию познания историкокультурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Данное направление призвано ориентировать человека на изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом и историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Гражданско-патриотическое направление. Это - воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей

культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание характеризуется понятием гражданственность и должно быть в первую очередь направлено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни. К ориентирам, по которым необходимо вести процесс гражданско-патриотического воспитания, следует отнести формирование чувства собственного достоинства, нравственных идеалов, правовой культуры, дисциплинированности, активной социальной позиции, готовности к выполнению своего конституционного долга. Данное направление базируется, прежде всего, на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну, формирует глубокое понимание конституционного долга и навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.

Социально-патриотическое направление призвано активизировать межпоколенную духовно-нравственную и культурно-историческую преемственность, содействовать формированию активной жизненной позиции, проявлению чувства благородства и сострадания, заботы о людях пожилого возраста. Без широкой культурной ассоциативности в процессе воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота исключена творческая и культурогенерирующая возможность современного образования.

Военно-патриотическое направление. Это -ведущая форма патриотического воспитания, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.

Героико-патриотическое направление. Его задачи: ориентация на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гор-

дости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое направление

призвано содействовать развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни и блокировки негативных и вредных привычек. Реализация системы спортивнопатриотического воспитания позволит стать одним из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом [8].

Успешная реализация основных направлений патриотического воспитания молодежи немыслима без консолидации деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики.

Дополнительной возможностью формирования патриотизма следует считать разработку региональных и муниципальных программ. Так, эффективность федеральных целевых программ нередко зависит от их конкретизации на региональном уровне местными программами, которые учитывают социальную, экономическую, культурную и демографическую специфику отдельной территории.

Если на федеральном уровне закладываются основные ценности патриотического воспитания, то на региональном - осуществляются конкретные шаги по вовлечению населения в этот процесс. Муниципальные образования пока принимают лишь опосредованное участие в воспитании патриотизма среди россиян, хотя объективные требования обусловливают необходимость осуществления патриотического воспитания на всех уровнях социально-

политического управления обществом и государством.

Литература

1. Медведев Д. Патриотическое воспитание должно доходить до сердца // Аргументы и факты. - 2009. - 10 апр.

2. Национальная доктрина образования в РФ // Учительская газета. - 2000. - 17 окт. - С.6.

3. Валуев В.Г. Пути формирования патриотизма в современной России // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2008. - №3 (16). - С. 45-49.

4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р, с изменениями от 12 марта 2008 г.).

5. Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. №1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Российская газета. - Федеральный выпуск №4476. - 2007. - 26 сентября.

6. Лебедев В., Тюрина Н.А. О некоторых направлени-

ях решения проблемы патриотического воспитания молодежи в современных условиях // СМИ. Журналистика. Реклама: [электронный ресурс

http://www.librero.ru/article/social/patriotic.html от 19 апреля 2010 г.]

7. Из Устава Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 317).

8. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - С. 131-135.

9. Зориктуева А.В. Государственная защита ветеранов боевых действий как фактор обеспечения безопасности страны: монография. - Улан-Удэ, Изд-во Бурятского гос-университета, 2011. - 130 с.

Будаева Цыцык Батоевна, доктор политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail:

[email protected].

Гармаев Бато Бадмацыренович, аспирант кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].

Budaeva Tsytsyk Batoevna, doctor of political science, associate professor, department of state and municipal management, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

Garmaev Bato Badmatsyrenovich, postgraduate student, department of the state and municipal management, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.