УДК 316
DOI 10.23672/p2843-1158-6412-u
Абдулкадыров Юсуп Нурмагомедович
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой философии, Дагестанский государственный технический университет, ведущий научный сотрудник, Дагестанский федеральный исследовательский центр [email protected]
Yusup N. Abdulkadyrov
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Head of the Department of Philosophy,
Dagestan State
Technical University,
Leading Researcher,
Dagestan Federal Research Center
Патриотизм как ценностная
основа современного российского общества
Patriotism as a value base
of modern russian society
Аннотация. Цель исследования - показать растущую значимость для современной России фактора возрождения патриотизма в обеспечении суверенитета, сохранении целостности и единства своего духовно-культурного многообразия в условиях динамично глобализирующегося мира. Научная новизна исследования связана с обоснованием фундаментальности роли феномена патриотизма в форме просвещенного патриотизма суверенизации России как нового мирового центра формирующегося многополярного мира. В результате, автор приходит к выводу о том, что только на основе просвещенного патриотизма как базовой ценности всего российского общества, представляется возможным обеспечить в России цивилизационную общность и единство всех россиян, сохранить российский смысл своего бытия и построить новую модель стратегического развития в геополитических реалиях современного мира.
Ключевые слова: патриотизм, просвещенный патриотизм, базовые ценности, российское общество, многополярный мир, однополярный мир.
Annotation. The purpose of the study is to show the growing importance for modern Russia of the factor of the revival of patriotism in ensuring sovereignty, maintaining the integrity and unity of its spiritual and cultural diversity in a dynamically globalizing world. The scientific novelty of the study is connected with the substantiation of the fundamental role of the phenomenon of patriotism in the form of enlightened patriotism of the sovereignization of Russia as a new world center of the emerging multipolar world. As a result, the author comes to the conclusion that only on the basis of enlightened patriotism as the basic value of the entire Russian society, it seems possible to ensure the civiliza-tional community and unity of all Russians in Russia, preserve the Russian meaning of their being and build a new model of strategic development in the geopolitical realities of the modern world.
Keywords: patriotism, enlightened patriotism, basic values, Russian society, multipolar world, unipolar world.
В ведение. В России патриотизм практически всегда рассматривался как значимая ценность, лежащая в основе проявления мужества, стойкости, доблести и героизма русского и других народов. История России однозначно свидетельствует о том, что без патриотизма как объединяющей силы, создать такую сильную, могучую державу, как Россию и веками сохранить её целостность и суверенитет, в принципе, было бы невозможно. В эпоху Петра Великого патриотизм в России начинает приобретать характер государственной идеологии. Особо значимую ценность патриотизм как консолидирующая сила приобретает в годы Великой Отечественной войны, когда всеми народами, проживающими в СССР, было продемонстрировано свое единство, сплоченность и неразрывную глубинную взаимосвязь своего и политического, и патриотического сознания.
Но в начале постсоветской истории сознание у многих россиян, особенно в вопросе о месте патриотизма в системе ценностей современной России, начало подвергаться существенным трансформациям под растущим влиянием западных неолиберальных взглядов. В основе либеральной модели патриотизма, как известно, лежит идея воспитания такой личности, которая, в своей основе, свободна от всех структур и должна определяться безотносительно к понятиям «Родина», «культура», «этнос», «историческая память». Патриотизм постепенно начал терять свою первичную значимость и традиционную ценностную содержательность для российского общества. Фактически, нависла угроза того, что патриотизм в его классическом понимании как базовая универсальная ценность российского общества и государства, и феномен человеческого бытия, проявляющий себя в духовно-нравственной,
культурной и социальной сферах жизнедеятельности россиян, мог просто исчезнуть. Россия реально, приняв западную неолиберальную модель своего развития, шла к ситуации, когда она могла лишиться своих духовных ценностей, осмысливающих жизнь граждан и их истинное предназначение [1]. А ключевым показателем наличия личностного смысла, как известно, является именно осмысленность жизни как осмысленность прошлого, настоящего и будущего.
Событие, связанное с присоединением Крыма к России, фактически положило начало возрождения патриотизма. Значимое качество этому процессу придал президент РФ В.В. Путин, который обозначил патриотизм в качестве национальной идеи современной России [2].
Сегодня, когда весь коллективный запад во главе с США развязал против России гибридную войну, фактор возрождения патриотизма как фундаментальной базовой ценности в сохранении своего суверенитета и целостности приобретает особую актуальность. В этой связи, реально возникает первостепенная необходимость, с учетом складывающейся геополитической ситуации, в новом переосмыслении, как самого феномена патриотизма, так и его многозначной роли в обеспечении безопасности России.
При существующем разнообразии политического дискурса относительно роли феномена патриотизма в определении политических приоритетов современной России, сегодня принципиально актуально в этом плане понимание патриотизма, именно как императива ее безопасности, целостности и суверенитета.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить всю совокупность тех ценностных основ возрожденного просвещенного патриотизма, на базе которых, Россия, в новых формирующихся геополитических условиях, может и должна сохранить себя и как сверхдержава, и как новый центр силы формирующегося многополярного мира.
В соответствии с обозначенной целью в статье ставятся следующие задачи:
1) раскрыть фундаментальную значимость роли возрождения патриотизма в форме просвещенного патриотизма как определяющей базовой социальной ценности в формировании новой модели стратегического развития России;
2) показать растущую роль и значимость патриотизма как созидательной основы усиления единых общегражданских, культурных, морально-ценностных, политических составляющих процесса возрождения России, как великой мировой державы, как нового центра силы формирующего многополярного мира.
Для осмысления заявленной проблематики в статье применяют следующие методы исследования: компаративистский подход, системный, междисциплинарный и диалектический методы, историко-философский подход.
Теоретическую базу исследования составляют новейшие публикации, в которых анализируются различные аспекты феномена патриотизма как базовой ценности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать полученные результаты в выстраивании системы политической практики, направленной на выработку всеобъемлющей стратегии в обеспечении безопасности страны, в становлении российской гражданской нации, в формировании нового центра силы многополярного мира.
Основная часть. Патриотизм во все времена в России рассматривался как высшая духовно-нравственная ценность. На всех исторических этапах развития нашего государства патриотизм, обладая сильным эмоциональным зарядом, служил символом мужества, доблести и героизма. Как своеобразный фундамент личности, ядро мировоззрения он выступал необходимым условием целостности, суверенитета, величия и могущества России.
История становления российского общества, её государственности, убедительно свидетельствует о том, что именно патриотизм был мощной объединяющей силой, без которой просто было бы немыслимо создание такой великой державы, как Россия. Фактор патриотизма именно как «национальный идеал» (В.А. Сухомлинский) всегда служил источником духовного, политического, военного возрождения России. Хотя в разные исторические эпохи само понимание феномена патриотизма имело определенную специфику, связанную, прежде всего, с многоаспектностью его значимых социальных ролей, но во все времена его инвариантное сущностное ядро (любовь к своей Родине и готовность её защищать) содержало в себе такой потенциал солидаризации общества, который, в принципе, характерен только для всей государственной идеологии. Патриотизм, таким образом, в своем содержательно-историческом самоопределении, фактически превратился в реальный инструмент созидания, укрепления и развития российского общества и российской государственности.
Патриотизм, в своей глубинной природе, сочетает в себе два неразрывно связанных между собой аспекта своего функционирования.
Это, во-первых, возвышенно эмоциональное чувство к Родине, своему краю, родному дому, семье.
Во-вторых, это деятельность, которая побуждает человека к активным конкретным действиям, в том числе, по обеспечению защиты, благополучия, суверенитета и целостности своей Родины. Но в сложившихся сегодня условиях для возрождения патриотизма в России особую значимость приобретает, в том числе, и необходимость воспитания такой личности, которая должна обладать высоким уровнем духовно-нравственного развития, которая своими осознанными действиями и поступками может обеспечивать безопасность своей страны [3]. Чувство любви к Родине,
в этом плане, может приобрести значение базовой ценности только в том случае, если оно находит свое практическое воплощение в реальных делах и поступках, волевых актах гражданина по защите своего Отечества, его государственности и целостности.
Россия сегодня остро нуждается в просвещенном созидающем патриотизме, который, в нынешних реалиях, способен объединить в единое целое многонациональное общество и государство. Просвещённый патриотизм - это патриотизм достоинства каждого народа, каждой культуры, каждой личности, патриотизм единения России, её возвеличивания созидательными делами, достойным сосуществованием народов, культур и граждан страны. Гражданственность, формирующаяся на базе концепта «патриотизм» должна приобрести силу социальной основы, на которой базируется, в том числе, и патриотизм каждого россиянина. В этом плане, патриотизм в России должен приобрести силу и значимость базовой определяющей ценности. И только в таком качестве он может отражать глубинные установки сознания каждого индивида, рождающиеся из чувства любви к своей Родине. Поэтому его непреходящий характер и влияние на бытии российского общества позволяет однозначно утверждать, что патриотизм должен стать его фундаментальной ценностью.
Если говорить о формах проявления патриотизма как ценности, то, прежде всего, надо его рассматривать как общественную идею, как выработанное общественным сознанием абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. К ценностным аспектам патриотизма относятся также осмысленные в произведениях материальной и духовной культуры этические, эстетические, политические и прочие общественные идеалы. И, наконец, патриотизм как личностная ценность, которая, «преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности», должен входить «в психическую структуру личности» [4, с. 442]. Духовные ценности, фундирующие нормы морали, которые доминируют в том или ином обществе, в этом плане, образуют высший уровень в ценностной иерархии. Основу же духовной жизни каждого человека образует именно ценностно-смысловой компонент, который рефлектирует ответственное отношение к миру в свете высших ценностей. Люди с богатым духовным миром, в значительной своей части, определяют смысл жизни через трансцен-дирование, через соотнесение с высшими, ведущими ценностями, в числе которых важное место занимает и патриотизм. Каждый человек, в этом плане, делает свой личностный жизненный выбор: или оценивать мир с точки зрения чисто утилитарных интересов, или с точки зрения интересов, продиктованных «высшим сознанием», в котором патриотическое сознание, представляющее собой «совокупность ценностных элементов любой формы общественного сознания, является отражением данного Отечества через призму социальных интересов» [5, с. 102].
Личностный выбор у каждой личности, таким образом, детерминируется исключительно той
ценностной иерархией, которая задаёт его ценностно-смысловой жизненный компонент. Чем выше и богаче духовный мир человека, тем свое ответственное отношение он соотносит с высшими, ведущими ценностями, в том числе, к патриотизму. Трансцендирование к духовным ценностям делает индивида самостоятельным и последовательным в своих действиях, независимым от случайных, равнодушных оценок. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни, а именно, осмысленность прошлого, настоящего и будущего. Видение мира в свете перспектив «высшего сознания» позволяет человеку реализовать свое истинное предназначение. Поэтому пространство своих действий у каждой личности более всего определяется именно его ценностными ориентирами, в которых патриотизм выступает как интегрирующее начало. Как высшая духовная ценность патриотизм, таким образом, формирует общественную среду для включения каждой личности в систему общественных отношений. Причем, патриотизм как устойчивый социальный феномен позволяет каждому человеку подобное включение в течение всей своей жизни человека. Поэтому можно однозначно утверждать, что сущностную основу личности самого патриота должны формировать на базе следующих принципов: любовь к своей Родине, служение ей, готовность к ее защите, уважение к родному языку, отчему дому, к обычаям и традициям, сохранение и трансляция другим поколениям исторической памяти.
В своей глубинной сути, патриотизм должен выступать важным основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности личности и социума, в силу того, что в его основе лежат «два архетипических образа: Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, символизирующего государство» [6, с. 31].
Таким образом, ценностная аксиоматика феномена патриотизма, в аспекте детерминации социокультурных процессов, сегодня в России вновь должна превратиться в одно из фундаментальных оснований жизни и человека и общества.
Важным аспектом ценностного развития патриотизма является не только возвышенное чувство любви к своему Отечеству, но и то, когда это чувство находит свое каждодневное воплощение в практике своих реальных действий и поступков, направленных, прежде всего, на благо своего Отечества. Этот аспект содержательной основы патриотизма, имманентно предполагает, в том числе, и высокий уровень развития самой личности, личности, которая может оценивать текущие ситуации и быть готовым к таким конкретным действиям, которые могут обеспечить безопасность общества и государства.
В условиях войны с коллективным западом только идеология просвещенного патриотизма может стать той осознанной силой, на основе которой только и возможно сохранение целостности, единства и суверенитета России. Другой подобной силы нет. Именно ее наличие делает возможным само существование и государства, и общества, и личности.
Особенность содержательного осмысления патриотизма в России связана и с тем, что он во все времена ассоциируется как символ мужества, доблести, героизма и силы российского народа, как фундамент могущества и величия государства российского. Именно патриотизм граждан России всегда был, есть и будет надежным источником и средством духовного, политического и экономического ее возрождения, фундаментом дальнейшего укрепления ее могущества как одного из центров формирующего многополярного мира.
Сегодня, как никогда, Россия реально нуждается в безопасном и созидающем, способном собирать многоэтническое, многоконфессиональное российское общество и государство, патриотизме. Действительно, тенденция роста роли патриотизма в многовекторных трендах динамических изменений в современном российском обществе демонстрируется многими факторами реальной жизни россиян. Но путь к формированию в общественном и индивидуальном сознании ценностей такого патриотизма не очень короткий и лежит он через преодоление, накопившихся за эти годы в стране, обществе проблем и противоречий. Важным, в этом плане, является усиление процесса демократизации всей системы государственной и общественной жизни посредством строгого учета и согласования интересов и потребностей всех народов, выявления и объединения их самобытных потенциалов, налаживания широкого межэтнического и межконфессионального диалога, укрепления единства и жизнеспособности всего российского государства.
Для достижения духовного, культурного и ценностного единства очень важно сформировать механизмы преодоления существующих проблем на пути к построению социально справедливого общества, в котором доминирующую роль должен играть не экономический человек, а человек духовно развитый, творчески мыслящий патриот, любящий Россию и ее народ. Практически, в условиях, нарастающих в мире рисков и угроз, всемирного цивилизационного раскола России, необходимо принципиально начать заново выстраивать всю систему межцивилизационных связей, в рамках которых преодолевается идеология однополярного гегемонизма и высоко координированного «западного центризма». В новых мировых реалиях Россия в полной мере должна самоопределиться в качестве одного из значимых геополитических силовых и цивилизацион-ных центров многополярного мира, одновременно, все глубже и глубже, осознавая себя в качестве генератора новых идейных основ развития всего мирового цивилизационного процесса. Важным стратегическим ресурсом достижения обозначенных целей является именно патриотизм, который несет в себе объединительный заряд такой силы, который в состоянии вывести российскую цивилизационную общность на новый уровень своей самоорганизации.
Именно патриотизм как базовая идеологическая основа новой политической практики строительства современной России позволит обеспечить стране должный уровень коллективной
солидарности и активный настрой на реализацию своих новых стратегических целей. Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что на базе феномена патриотизма как фундаментальной ценностной основы существования российской государственности, в стране идет процесс переформатирования всего комплекса отношений как в духовно-культурном пространстве внутри страны, так и в системе межцивилизаци-онных связей в масштабах всего мира. По факту, Россия сегодня превращается в новый глобальный центр мирового развития, что нацеливает все российское общество на воспитание такого гражданина, который должен впитать в себя не только высокие нравственные идеалы, но и передовые мировоззренческие ориентиры и ценности, скрепляющие все пространство современного мира. В рамках подобных трансформаций патриотизм сам должен обогатиться таким содержательно-ценностным потенциалом, который может детерминировать не только картину политических и социо-культурных процессов в самой России, но и раскрыть возможности России как нового цивилизационного центра формирующегося многополярного мира.
При этом содержательные рамки просвещенного патриотизма должны, в принципе, исключить из жизни российского государства любые возможные формы проявления национализма. Российское общество, в этом плане, выработала богатый опыт совместного сосуществования и сотворчества многих народов и культур. Но государственная политика должна быть однозначно ориентирована на дальнейшее укрепление дружбы и единства между всеми народами, проживающими в России. Именно усилиями всего этнокультурного многообразия, в России должен формироваться образ «русского мира», «российского мира», который был бы близок и понятен не только каждому россиянину, но и близок и понятен народам всего мира. В этом плане, российский просвещенный патриотизм должен содержать в себе идеалы, отражающие, в том числе, общечеловеческие ценности. Это принципиально важно для активного диалога культур и цивилизаций, для формирования многообразных коммуникаций со странами мира, в том числе, и для признания их достижений в области науки, искусства, в освоении их прогрессивного опыта [7].
Феномен «просвещенного патриотизма» должен демонстрировать всему миру свою приверженность не только принципу суверенизации страны, но и принципу расширения всестороннего сотрудничества со всеми народами и странами на основе равноправия и взаимоуважения. Это - принципиально четкая позиция России в формировании международных отношений в корне отличается от гегемонистической политики центра одно-полярного мира.
Феномен «просвещенного патриотизма» в России должен «стать той нитью Ариадны, которая в состоянии вести нас в лучшее будущее» [8, с. 21]. В этом плане, должен измениться и образ современного патриота. Современный патриот - это не только носитель высших духовных ценностей, но и образованный, с высоким уровнем культуры и
знаний человек, который любит свое Отечество и всегда готов отстаивать его целостность и суверенитет.
«Просвещенный патриотизм» однозначно связан с высокой культурой и нравственностью, с определенным уровнем образования и воспитания, наличием высоких моральных качеств у современного человека [9, с. 199]. Именно такой патриотизм является залогом возрождения России. Смысловое ядро концепта «просвещенный патриотизм», кроме того, должен содержать в себе и такой ценностный фрейм, который связан с общекультурным процессом развития России.
Феномен просвещенного патриотизма в новой российской действительности должен приобрести силу определяющей основы политической социализации, превращаясь, таким образом, в органическую часть жизнедеятельности многонационального и многоконфессионального российского народа. Просвещенный патриотизм как ис-торико-политический феномен в новых российских реалиях должен также обрести глубокий гуманистически содержательный смысл. Кроме того, в качестве историко-политического феномена, метафизика патриотизма как национальной идеи должна стать «базисом для широкого
Литература:
1. Мальцева А.П. «От какого либерализма мы отказываемся»: о негативных последствиях либерализации общественной жизни / А.П .Мальцева, П.А. Синикина // Власть. 2013. № 9. С. 24-26.
2. Послание президента РФ Федеральному собранию РФ 04 декабря 2014 года // Российская газета. 2014. 05 декабря.
3. Пшегусова Г.С. Роль патриотического воспитания в формировании социального здоровья российской студенческой молодежи / Г.С. Пшегусова, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 2. С. 49-52.
4. Психологический словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1990. 494 с.
5. Иванова С.Ю. Социально-философский смысл патриотизма / С.Ю. Иванова; Под общ. ред. И.В. Бочарникова // Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности. М., 2015. С. 86-108.
6. Радугин А.А. Патриотизм как идеологический и духовно-нравственный феномен в духовно-мировоззренческом процессе современного общества / А.А. Радугин, О.А. Радугин // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2019. № 4. С. 28-40.
7. Абдулкадыров Ю.Н. Патриотизм как идейная основа формирования российской гражданской нации / Ю.Н. Абдулкадыров // Манускрипт. 2021. Вып. 8. С. 1632-1636.
просвещения всех россиян: в их сопричастности к великой истории России и в их историческом долге, в консолидированном единстве, подобно своим предкам и предыдущим поколениям, сохранять и приумножать величие и России, и российской цивилизации» [10, с. 103].
Заключение. Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы.
1. В новых геополитических реалиях современного мира для сохранения своего суверенитета, единства, целостности, самобытного образа жизни «русского, российского мира» России принципиально важно возрождение такой фундаментальной консолидирующей идеи, каким является патриотизм.
2. Патриотизм, наполненный новым ценностно-смысловым содержанием в качестве историко-политического феномена, идейной основы бытия российской нации, базиса для широкого просвещения и воспитания, может обеспечить России должный уровень самоорганизации, коллективной солидарности и активный настрой как на переформатированию всего комплекса отношений внутри страны, так и на активизацию усилий в формировании многополярного мира.
Literature:
1. Maltseva A.P. «What kind of liberalism are we giving up»: on the negative consequences of the liberalization of public life / A.P. Maltseva, P.A. Sinikina // Power. 2013. № 9. Р. 24-26.
2. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on December 04, 2014 // Rossiyskaya Gazeta. 2014. December 05.
3. Pshegusova G.S. The role of patriotic education in shaping the social health of Russian student youth / G.S. Pshegusova, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 2. P. 49-52.
4. Psychological Dictionary / Ed. I.T. Frolova. M., 1990. 494 р.
5. Ivanova S.Yu. The socio-philosophical meaning of patriotism / S.Yu. Ivanova; under the general editorship of I.V. Bocharnikov // Patriotism as a factor in the effective development of Russian statehood. M., 2015. P. 86-108.
6. Radugin A.A. Patriotism as an ideological and spiritual and moral phenomenon in the spiritual and ideological process of modern society / A.A. Radugin, O.A. Radugin // Bulletin of VSU, Series: Philosophy. 2019. № 4. Р. 28-40.
7. Abdulkadyrov Yu.N. Patriotism as an ideological basis for the formation of the Russian civil nation / Yu.N. Abdulkadyrov // Manuscript. 2021. Iss. 8. Р. 1632-1636.
8. Шупер В.А. Россия в глобализированном мире: альтернативы развития / В.А. Шупер // Вопросы философии. 2008. № 12. С. 3-21.
9. Данакари Р.А. Патриотизм и дружба народов как базисные детерминанты российской цивилизации / Р.А. Данакари // Вестник Волгоградского гос. университета. 2019. Т. 24. № 5. С. 193-204.
10. Чудомех В.Н. Российская национальная идея: проблемы конкретизации и формализации в государственном статусе / В.Н. Чудомех // Известия Саратовского университета. 2017. Вып. № 1. Т. 7. С. 98-103.
8. Shuper V.A. Russia in the globalized world: development alternatives / V.A. Shuper // Questions of Philosophy. 2008. № 12. Р. 3-21.
9. Danakari R.A. Patriotism and friendship of peoples as the basic determinants of Russian civilization / R.A. Danakari // Bulletin of the Volgograd State University. 2019. Vol. 24. 5. Р. 193-204.
10. Chudomekh V.N. Russian national idea: problems of concretization and formalization in the state status / V.N. Chudomekh // Izvestiya of Saratov University. 2017. Iss. 1. Vol. 7. P. 98-103.