rpamoTQ Манускрипт • Manuscript
2021. Том 14. Выпуск 8. С. 1632-1636 | 2021. Volume 14. Issue 8. P. 1632-1636
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
Патриотизм как идеиная основа формирования российской гражданской нации
Абдулкадыров Ю. Н.
Аннотация. Цель статьи - провести анализ концепции формирования российской гражданской нации и раскрыть роль и значимость патриотизма как российской национальной идеи в её становлении; показать, что этническое и конфессиональное многообразие России, ориентированное на любовь к ней, на творческую перспективу отдельного человека и каждого этноса, является одним из важнейших источников формирования новых базовых социокультурных и духовных ценностей, на основе которых в современной России могут быть выработаны единые представления об общих принципах совместного бытия многоэтничного и многоконфессионального сообщества. Научная новизна заключается в обосновании определяющей роли патриотизма как матрицы новой цивилизационной и гражданской идентичности всех россиян. В результате автор приходит к выводу о том, что, хотя акценты в новом ключевом подходе нациестроительства, основанные на идее российского гражданского государственного патриотизма, и общественные ориентиры значимо смещаются к гражданскому единению, к гражданской нации, фактор этничности в реальной российской действительности будет долго существовать, в том числе и как важный ресурс единства и целостности российского общества.
EN
Patriotism as Ideological Basis of the Russian Civil Nation Formation
Abdulkadyrov Y. N.
Abstract. The research objectives are as follows: to analyze the Russian civil nation conception, to reveal the role and importance of patriotism as the Russian national idea in the civil nation formation. The author shows that ethnic and confessional diversity focused on patriotism, on creative development of a certain individual and the whole ethnic community contributes to forming new socio-cultural and spiritual values which can serve as a basis of coexistence in the multiethnic and multi-confessional community. Scientific originality of the study involves justifying the key role of patriotism as a matrix of the Russian civilizational and civil identity. The following conclusions are justified: a new approach to nation-building is based on the Russian civil patriotism and lays an emphasis on civil unity, civil nation, but ethnicity remains an important factor in the Russian everyday life, ethnic diversity secures unity and integrity of the Russian society.
Введение
После распада Советского Союза, в силу невозможности трансформации своей структуры в национальное государство, РФ столкнулась с очень важной проблемой - проблемой определения своей национальной субъективности. В рамках анализа научной и политической составляющих данной проблемы, в том числе и с учётом опыта многих зарубежных стран, в России сформировалась идея создания гражданской нации. В противовес другим идеям, в том числе и этнонациональным идеям обустройства РФ, эта идея содержала в себе огромный потенциал духовного единения всех россиян. Как показала реальная практика нациестроительства, именно эта идея как непременная составляющая мнений, настроений широких слоёв населения только и была способна сплотить российское общество, сохранить его целостность и вывести на новый уровень межцивилизационного развития. В этой связи особую актуальность приобретает поиск конструктивных путей реализации самой идеи единения граждан РФ в нацию наций. Патриотизм, рассмотренный именно в формате формирования российской национальной идеи, на наш взгляд, позволяет выработать наиболее эффективную стратегию как в выработке образа российской гражданской нации - нации наций, так и в формировании перечня тех базовых ценностей, скрепляющих многоэтничный и многоконфессиональный российский народ.
В соответствии с обозначенной целью в статье ставятся следующие задачи: 1) аргументировать конструктивность и безальтернативность подхода в определении путей единения России на основе создания российской
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210298
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 8
1633
гражданской нации, основанной на общегражданской идентичности; 2) раскрыть потенциал патриотизма как российской национальной идеи, которая в качестве духовного ядра в условиях современной России может отразить всю специфику общественной солидарности в процессе становления в России единой гражданской нации - нации наций.
Методы исследования. В статье использованы междисциплинарный метод, принципы историко-философского анализа, системно-деятельный подход с применением принципов единства исторического и логического, общенаучных принципов познания.
Теоретическую базу исследования составляют новейшие публикации многих отечественных учёных по социально-философским, социологическим, политологическим проблемам, в том числе и основополагающие публикации академика В. А. Тишкова.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать полученные результаты в выработке практической политики по вопросам нациестроительства в РФ. Действительность политической жизни в России показывает, что политика нациестроительства должна быть выстроена таким образом, чтобы каждое этническое образование России в реалиях динамично глобализирующего мира смогло бы сохранить основу своей этнокультурной самобытности.
Основная часть
В истории человеческого общества можно найти много ярких примеров, когда представления о едином народе, нации, этносе служили важными ключевыми моментами не только в обеспечении внутреннего согласия в обществе, но и в защите своей свободы, суверенитета от всяких внешних реальных и потенциальных угроз. Сегодняшние мировые реалии таковы, что проблема обеспечения внутреннего единства, особенно в условиях многоэтничности, многоконфессиональности, остаётся очень актуальной. Поиск формулы сплочения различных этносов и конфессий, является весьма актуальным и для России, и для многих стран мира, в том числе Великобритании, Франции, США, Китая, Индии. Необходимо отметить, что характерной особенностью всех реализуемых в этих странах моделей нациестроительства является то, что строительство гражданской нации не ведёт к исчезновению этнических наций [12].
В США, например, как стране эмигрантов, где проживают представители многих рас и этносов, большинство из которых африканцы, латиноамериканцы и азиаты, проблема формирования гражданской нации, особенно в последнее полстолетие, приобрела значимую актуальность. Это было связано прежде всего с важными демократическими завоеваниями. Чернокожие сумели добиться равных с белыми гражданских и политических прав, что повлекло демократизацию иммиграционного законодательства, что фактически привело к формированию нового феномена - феномена мультикультурности. Мультикультурализм существенно отличается от прежней модели «плавильного котла», которая в принципе не справилась со многими проблемами нацие-строительства. В основе новой модели лежит принцип единства многообразия, что означает культурную автономию всех этносов в составе единой гражданской нации.
Нечто подобное, в принципе, было характерно и для СССР, где понятие «советский народ» реально играло роль объединительного символа в обеспечении своего единства и интернациональной общности. «На самом деле, советский народ, - пишет В. Тишков, - был более чем ощутимой реальностью. Более того, существовал советский гражданский национализм без самого слова "нация", причём в выраженной форме и во многих сферах. Советский национализм проявляется, прежде всего, в социальной однородности и солидарности многоэтнического населения, в широком распространении и использовании русского языка, в территориальной привязанности граждан страны к большой и малой Родине» [11, с. 120].
Россия в начале своей постсоветской истории также оказалась перед необходимостью поиска такой формулы нациестроительства, на основе которой можно было выстроить всю систему государственной национальной и федеративной политики, которая могла бы реально на практике обеспечить единство многонационального и многоконфессионального народа, целостность российского государства, диалог центра с территориями и народами, равноправное развитие всех народов и культур.
Господствующие в тогдашней ситуации, с одной стороны, тенденции национал-шовинизма с попытками восстановления традиций сверхцентрализованного, унитарного центра, а с другой - тенденции национального и регионального сепаратизма фактически подрывали заявленные демократические перспективы развития России. Россия как никогда нуждалась в объединительной идее. В этой ситуации с учётом мирового опыта академиком В. А. Тишковым была сформулирована идея создания российской гражданской нации, которая при всей дискуссионности выбора путей её формирования, как показала политическая практика постсоветского периода России, сыграла архиважную роль в выработке политико-правовой и управленческой модели развития многонационального федеративного государства, национальных и федеративных отношений РФ. «Одним из главных посылов В. Тишкова в обоснование возможностей создания российской гражданской нации сводится к поиску её корней в российском прошлом. Такие корни... заключены в первую очередь в ментально-языковой среде, в сознании передовых представителей российского общества на разных исторических этапах» [10, с. 120]. Именно богатый исторический опыт совместного проживания многонационального, многоконфессионального народа инициирует в общественном сознании идеи солидарности и единства.
«Единство многообразия» как принцип построения нации наций основано на диалектической взаимосвязи единого и общего [5]. По мнению Р. Г. Абдулатипова, «нужно развивать эту философию, которая выражается
1634
Социальная философия
не в подавлении одного другим, не в ассимиляции и растворении, а в единстве сохранения и свободного самоутверждения объединённого множества [1, с. 10]. Этничность - это ярко выраженная сторона новой гражданской общности. Следует отметить, что в условиях глобализации, когда темпы культурной унификации динамично растут, этничность как неотъемлемый элемент самобытной культуры и сегодня является уникальной основой человеческого бытия. Действительно активно участвуя в процессах социального категоризирования, «эт-ничность особым образом маркирует общественное пространство, очерчивает этнические границы и участвует в формировании социальных дистанций, выступает одним из индикаторов политических настроений» [9, с. 119]. Российская гражданская нация - это нация наций, которая объединяет все российские этносы на равных. По своей природе она сущностно отличается от этнического, а в ряде случаев находится в противоречии с ним, но её существенная особенность состоит в том, что в российских реалиях этническое не является помехой в формировании новой общности с абсолютно одинаковыми для всех гражданскими, экономическими и политическими правами и обязанностями.
Различные опросы населения действительно показывают, что сам фактор этничности всё ещё остаётся тем важным культурным пространством, где каждый представитель того или иного этноса может выразить свою индивидуальную уникальность. Но подобная ситуация не только не препятствует, а даже в российской социальной среде способствует зарождению всё новых и новых форм идентичностей, в том числе российской гражданской идентичности. Принцип сохранения этнического многообразия, по нашему мнению, -это фактор, в определённых условиях работающий на укрепление реального единства и целостности России. Сегодня с полным основанием можно говорить о тенденции оптимизации процесса образования российской гражданской нации. Но для придания этому процессу необходимого динамизма страна нуждается в объединительной национальной идее.
Патриотизм в его классической интерпретации сегодня в России обозначен как объединяющая национальная идея, вокруг которой должна строиться вся политическая и духовно-культурная жизнь общества. В. В. Путин неоднократно говорил о том, что «у нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Из социального опыта вытекает, что национальная идея, черты национальной, социокультурной идентичности в принципе не могут быть навязаны сверху, идея патриотизма как национальная идея - это не идеологическая манипуляция, а идея, которая выводится «из осмысления синтеза национального опыта и духовно-культурных, нравственных и политических традиций и ценностей» [3, с. 34]. Известно, что «патриотическая проблематика во все времена была прочно встроена в политический дискурс. именно патриотизм является той ценностью, вокруг которой формируется ядро политической культуры любого жизнеспособного общества» [13, с. 86].
Необходимо подчеркнуть, что во все времена под патриотизмом понимались чувства и идеи любви граждан к своему Отечеству. Патриотизм, рассмотренный как «кодекс идейных основ бытия российской нации», -это однозначно государственный патриотизм, который позволит на новом качественном уровне интегрировать практически все социальные слои и этнические образования российского общества. Позиция патриотизма - это волевая концентрация сил и возможностей для прорыва в качественный новый уровень своего цивилизационного развития. В таком контексте патриотизм как идея сильной государственности представляется единственно верной в силу многих факторов российской действительности.
В патриотизме, на наш взгляд, достаточно ёмко аккумулированы и обобщены многообразные представления о культурно-исторических началах российского народа и его этнокультурных, моральных и духовных ценностях. Здесь отражены фундаментальные принципы взаимоотношения страны и её субъектов, а также идейные концепции бытия и развития как всей России, так и всех её субъектов и народов. Патриотизм в должной мере несёт в себе функцию некоего фундаментального первоначала, на основе которого реально формируется и общественное сознание, и вся социально значимая деятельность [7].
Патриотизм как национальная идея современной России позволяет давать ясные ответы на многие важнейшие вопросы нашего бытия, в том числе на следующие: что собой представляет сегодня Россия? Каков её духовный, интеллектуальный, технологический потенциал развития? Каковы источники и движущие силы её развития? Метафизика патриотизма как национальной идеи в принципе содержит в себе не только потенциальную основу всей выстраиваемой концепции нациестроительства, но и задаёт вектор развития государства, позволяя реально обозначать практические шаги по всему спектру его жизнедеятельности [15]. Необходимо подчеркнуть, что реальный формат патриотизма в России имманентно включает в себя фактически всё этнокультурное, геополитическое, экономическое пространство России с его мощным потенциалом развития. А в самом процессе актуализации патриотизма в современной России потребуется участие всех важнейших сфер жизнедеятельности страны. При этом либерально-демократическое «прочтение» патриотизма, которое в принципе требует отказа от традиционного наполнения его содержания (национального самосознания), сегодня неприемлемо для России. Необходимо также подчеркнуть, что в научной и публицистической литературе при всех сложностях настоящего момента предлагается преимущественно положительное отношение к патриотизму [2]. В российском обществе явный всплеск патриотизма имел место во время Олимпийских игр в Сочи (81%), а также в связи с присоединением Крыма. Согласно опросам «Левада-центра», у 88% респондентов это событие вызвало весьма положительные эмоции [8].
Это ещё раз говорит о том, что в России сегодня на основе идеи патриотизма складывается достаточно чёткая и полноценная «шкала» политических ориентаций своего стратегического развития. И в этом аспекте патриотические ценности приобретают роль фундамента всей политической культуры. «В этом плане подавляющее большинство российских граждан сегодня выбирают патриотическую позицию в рамках выбора идеологического
Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 8
1635
вектора стратегического развития страны. Особенность нынешней российской действительности состоит в том, что патриотизм сегодня превращается в иммунную систему всего российского общества [14].
Патриотизм сегодня в России имеет силу не только первоисточника объективной исторической памяти, но и первоисточника всей выстраиваемой государственной политики, которая реально направлена на объединение всех своих граждан, независимо от этноконфессиональной принадлежности.
Патриотизм как основа гражданской нации сегодня в состоянии выполнять в нынешних условиях многие запросы Российского государства, в том числе обеспечить цивилизационное развитие России, её регионов с их многообразными самобытными культурами, ориентируя социально-культурные, политические процессы на формирование единых общегражданских, культурных, морально-ценностных оснований становления российской гражданской нации. Хотя полемика о характере макрополитической идентичности в России до сих пор не прекращается, но реализующийся сегодня подход, в рамках которого патриотизм рассматривается как матрица новой цивилизационной идентичности всех россиян и основа конструирования российской гражданской нации, видится в настоящее время наиболее перспективным направлением в новейшей истории развития России. Поэтому патриотизм как «кодекс идейных основ бытия российской нации» должен лечь в основу нового образа бытия России, в разработку своих целей и национальных приоритетов на ближайшую и далёкую перспективу.
Известно, что достижение политического единства в стране может быть исключительно достигнуто на базе формирования целой системы ценностей, среди которых важное место, безусловно, должны занимать память предков, передавших всем поколениям пример любви и уважения к Родине, чувство гордости за свою Родину, за свое богатое героическое прошлое. Эти непреходящие ценностные качества и должны задавать вектор содержательного наполнения самого патриотизма как российской национальной идеи. Необходимо при этом отметить, что патриотизм сегодня в процессе нациестроительства должен однозначно детерминировать образ новой гражданской нации «на основе доминанты русского этнического самосознания, прежде всего на основе традиционных ценностей русского народа» [4, с. 90]. «Русский мир» сегодня наиболее близок и понятен представителям всех народов и культур. Это принципиально важный аспект процесса нациестроительства. Местный патриотизм при этом всегда должен иметь выход на общенациональный уровень, как это имело место, когда дагестанцы в 1999 году при отражении атаки международных террористов продемонстрировали высочайший патриотизм, по поводу которого президент РФ В. В. Путин неоднократно отмечал, что это исключительный пример патриотизма, причём не только местного дагестанского, но и всего российского патриотизма.
Историческая практика сегодня нам говорит о том, что нациестроительство - это достаточно длительный процесс консолидации. И все участники этого процесса (государство, общество, этносы) должны понимать, что формирование новой общей формулы идентичности всегда таит в себе сложный опыт перемен и негативизм фобий и страхов. Успехи в этом плане, безусловно, будут зависеть не от декларативных заявлений, а от реальных социально-экономических, политических, социокультурных и этноконфессиональных процессов в стране. Уже совершенно ясно, что либерально-демократическая модель развития России, выстроенная по западным образцам, столкнулась со многими непреодолимыми проблемами. Новая формирующаяся модель развития России, основанная на идее патриотизма, представляется более продуктивной по многим направлениям государственной деятельности, в том числе и в плане формирования гражданской нации. В этом плане, безусловно, предстоит огромная созидательная работа, чтобы Россия действительно стала привлекательной страной на фоне новой расстановки в мире экономических, цивилизационных и военных сил. Существенно в этой связи возрастают и требования к содержательной экспликации самого понятия «патриотизм» как национальной идеи в силу того, что на его основе предстоит выстроить всю систему государственного строя (экономика, внутригосударственные, межэтнические и социальные отношения, мораль, наука, образование и воспитание). В этом плане для России сегодня нужен не «экономический человек», новой России нужен всесторонне развитый, творчески мыслящий патриот, любящий свою Родину и богатое её этническое многообразие.
К формированию такой личности прямое отношение имеют образование и просвещение. В том числе и с этой целью в систему образования надо вернуть идеал воспитания, в котором важное место должно отводиться воспитанию патриотизма. Система образования должна быть выстроена таким образом, чтобы, во-первых, всесторонне формировать у молодёжи способность к анализу социально значимых проблем, во-вторых, вырабатывать у них высочайшие идеалы толерантности, взаимопонимания, ненасилия, равноправия, любви и добра. Система образования должна быть ориентированной на освоение каждым мультикультурных ценностей всего российского общества. Образ великой России в системе образования должен вобрать в себя образы малых родин. Необходимо воспитывать личность, которая может и должна уметь жить одновременно во множестве культур.
Уровень образования в сегодняшней России должен быть таким, чтобы каждый выпускник вуза не только с учётом своей архетипической сущности мог свободно конструировать своё внутреннее Я, но и свободно вписываться в процессы формирования общегражданской идентичности.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие выводы.
1. Сегодня в России нет более или менее эффективной альтернативы идее формирования российской гражданской нации. В России однозначно (при всей дискуссионности вопроса о путях её формирования) утвердился взгляд на процесс формирования гражданской нации как определяющего ресурса в развитии российской государственности.
1636
Социальная философия
2. Патриотизм в России, содержательно представленный в его классическом варианте, сегодня рассматривается в качестве идейной основы формирования российской гражданской нации. Особенность и специфика всей системы государственной национальной политики, обеспечивающие единство многоэтнического и многоконфессионального российского народа и целостность Российского государства, обуславливаются патриотической позицией российского общества как идейного вектора стратегического развития России.
3. Патриотизм в классическом его определении и как идейная основа единения служит:
а) источником объективной исторической памяти всего российского общества, детерминантом непрерывного процесса;
б) фундаментом исторического величия России, формирования гражданской идентичности всех россиян;
в) определяющим фактором в воспитании нового человека, патриота, любящего свою Родину и её богатое этническое многообразие.
Источники | References
1. Абдулатипов Р. Г. Российский Кавказ: связь времён // Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения: научное издание / под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова, А.-Н. З. Дибирова. М.: Аспект Пресс, 2015. С. 9-20.
2. Воронцов С. А., Понеделков А. В., Вилков А. А. Патриотизм как базовая ценность российского государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 70-74.
3. Горшков М. К. Формирование общероссийской идентичности: контекст Российского Кавказа // Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения: научное издание / под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова, А.-Н. З. Дибирова. М.: Аспект Пресс, 2015. С. 27-37.
4. Кожина Ю. В. Строительство гражданской нации и достижения политического единства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (59). Ч. 2. С. 89-91.
5. Колесников В. А. Российская нация - единство в многообразии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4 (54).
4. 2. С. 93-99.
6. Мирошниченко И. В. Сетевые механизмы формирования социальных и политических идентичностей современной молодёжи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология». 2017. Т. 17. Вып. 1. С. 92-97.
7. Национальная идея России: в 6-ти т. / ред. С. С. Сулакшин. М.: Научный эксперт, 2012. Т. 1. 752 с.
8. Подмена понятий: патриотизм в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2014/05/27/ podmena-ponyatij -patriotizm-v-rossii/(дата обращения: 28.05.2015).
9. Рыжова С. В. Содержание и динамика этнической идентичности в России // Этническое и религиозное многообразие России / под ред. В. А. Тишкова, В. В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2017. С. 119-135.
10. Согрин В. В. Что есть российская нация и российский народ. Обобщающая работа В. А. Тишкова // Общественные науки и современность. 2011. № 1. С. 117-125.
11. Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука, 2013. 649 с.
12. Тишков В. А. Россия как национальное государство // Независимая газета. 1994. 28 января.
13. Трифонов Ю. Н. Смыслы и парадоксы патриотического дискурса в современной России: политико-философский ракурс // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология». 2017. Т. 17. Вып. 1. С. 86-91.
14. Чубайс И. Разгаданная Россия. Что же будет с Родиной и с нами (опыт философской публицистики). М.: АИФ-Принт, 2005. 399 с.
15. Чудомех В. Н. Российская национальная идея: проблемы конкретизации и формализации в государственном статусе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/rassiyskaya-natsionalnaya-ideya-problema-konkretizatsii-i-formalizatsii-v-gosudarstvennom-statuse (дата обращения: 19.08.2021).
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Абдулкадыров Юсуп Нурмагомедович1, д. филос. н., проф. 1 Дагестанский государственный технический университет;
Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук, г. Махачкала
Abdulkadyrov Yusup Nurmagomedovich1, Dr
1 Dagestan State Technical University;
Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala
1 filosofdgtu@mail.ru
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 17.07.2021; опубликовано (published): 15.09.2021.
Ключевые слова (keywords): российская гражданская нация; национальная идея; патриотизм; этническая идентичность; этнос; Russian civil nation; national idea; patriotism; ethnic identity; ethnos.