Научная статья на тему 'Патриотизм как ценностная основа политической культуры российского общества'

Патриотизм как ценностная основа политической культуры российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
528
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL CULTURE / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ / NATIONAL IDEAS / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тихонова Валерия Александровна, Хугаев Батрадз Муратович

В статье обращается внимание на ценностные основы российской политической культуры. Особо выделяются такие, как коллективизм, социальная справедливость, этатизм (приверженность государству), жертвенность во имя свободы и независимости государства. Анализируется феномен патриотизма в контексте особенностей исторического пути развития России, её культуры, ментальности национального характера, национальной идеи. Подчёркивается, что ответом на современные «вызовы», связанные с устремлением определённых сил к геополитической переделке мира, является укрепление общенационального единства, консолидация общества на базисных ценностях российской политической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AS A BASIS VALUE FOR THE POLITICAL CULTURE OF RUSSIAN SOCIETY

The article draws attention to the value bases of Russian political culture. Especially distinguished are such as collectivism, social justice, etatism (commitment to the state), sacrifice in the name of freedom and independence of the state. The phenomenon of patriotism is analyzed in the context of the peculiarities of the historical development of Russia, its culture, the mentality of the national character, the national idea. It is emphasized that the answer to modern “challenges” associated with the aspiration of certain forces to geopolitical reworking of the world is the strengthening of national unity, the consolidation of society on the basis values of Russian political culture.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как ценностная основа политической культуры российского общества»

ОРИЕНТИРЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

ПАТРИОТИЗМ

КАК ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Валерия Александровна ТИХОНОВА

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социально-философских наук Московского государственного института культуры, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, г. Москва, Россия

e-mail: tikhonova.va@mail.ru

Батрадз Муратович ХУГАЕВ

магистрант кафедры менеджмента социально-культурной деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

e-mail: soc-phil-kafedra@yandex.ru

В статье обращается внимание на ценностные основы российской политической культуры. Особо выделяются такие, как коллективизм, социальная справедливость, этатизм (приверженность государству), жертвенность во имя свободы и независимости государства. Анализируется феномен патриотизма в контексте особенностей исторического пути развития России, её культуры, ментальности национального характера, национальной идеи. Подчёркивается, что ответом на современные «вызовы», связанные с устремлением определённых сил к геополитической переделке мира, является укрепление общенационального единства, консолидация общества на базисных ценностях российской политической культуры.

Ключевые слова: политическая культура, духовные ценности, национальные идеи, патриотизм, геополитика.

PATRIOTISM AS A BASIS VALUE FOR THE POLITICAL CULTURE OF RUSSIAN SOCIETY

V. A. Tikhonova, Full Doctor of Philosophy, Professor, Head of Department of Social and Philosophical Sciences, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation, Moscow, Russia

e-mail: tikhonova.va@mail.ru

B. M. Khugaev, graduate student of Department of Management of Social and Cultural Activity, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: soc-phil-kafedra@yandex.ru

The article draws attention to the value bases of Russian political culture. Especially distinguished are such as collectivism, social justice, etatism (commitment to the state), sacrifice in the name of freedom and independence of the state. The phenomenon of patriotism is analyzed in the context of the peculiarities of the historical development of Russia, its culture, the mentality of the national character, the national idea. It is emphasized that the answer to modern "challenges" associated with the aspiration of certain forces to geopolitical reworking of the world is the strengthening of national unity, the consolidation of society on the basis values of Russian political culture.

Key words: political culture, spiritual values, national ideas, patriotism, geopolitics.

При различных подходах к характеристике политической культуры превалируют определения, в основе которых политическая культура российского общества представляется как система, включающая в себя ценности, исторически сложившиеся в генотипе народа.

Проблемы, связанные с ценностями, относятся к числу важнейших для любой науки, занимающейся человеком и обществом. Учитывая, что ценности выступают основой поведения человека, в том числе и в политической сфере, можно констатировать, что они во многом определяют и характер политической культуры. Такие ценности, как свобода, равенство, права человека, популярны в политических идеях и лозунгах многих стран и народов. Российская политическая культура отличается и такими базисными ценностями, как коллективизм, социальная справедливость, государственность (этатизм). В. В. Путин отмечает, что «в российской культуре - большая историческая традиция уважения к государству и общественным интересам, к тому, что нужно стране. Абсолютное число россиян хочет видеть нашу страну великой и сильной, уважает героев, положивших жизнь на общее дело [7]». В вере и надежде на государство, в жертвенности во имя его свободы и величия коренится и феномен патриотизма политической культуры российского общества.

Патриотизм как проявление любви к родине является универсальной ценностью. Однако важно понимание того, что влияет на патриотические чувства, осознание того, что формирование патриотизма в значительной мере определяется историческими особенностями развития государства, национальной культурой, ментальностью народа того или иного общества.

Ментальные особенности российской нации своими корнями уходят в историю становления и развития самого государства, возникновение которого обеспечило суверенитет и независимость страны. Отсюда и корни приверженности русского народа как государствообразующего идее государственности, истоки этатизма его политической культуры, его жертвенности, уверенности, что только сильное государство способно защитить

и реализовать надежды народа на свободу и справедливость. История России - свидетельство стойкости, терпения и мужества народа, осознавшего способность достижения свободы благодаря объединительной миссии государства, той роли, которую оно сыграло в борьбе за завоевание и отстаивание национальной независимости в ходе многочисленных попыток его покорения.

Стремление к свободе, как одна из отличительных черт национального характера, отражало «дух народный», который, как подчеркивал Н. М. Карамзин, «составляет нравственное могущество государства [2, с. 28]». Для русского народа свобода как базисная ценность была столь же важна, как и для народов других стран, и стремление к ней изначально укоренилось в политической культуре российского общества. Н. А. Бердяев замечал по поводу особенностей характера русского народа, что «... это народ, из которого постоянно выходила вольница, вольное казачество, бунты Стеньки Разина и Пугачёва, революционная интеллигенция, анархическая идеология, народ, искавший нездешнего царства правды [1, с. 15]». Однако общественная мысль России, её культура иначе, чем западная, трактовали идею свободы личности. Свобода личности воспринималась как расширение возможностей служения Отечеству, долгу, она изначально несла на себе печать жертвенности. На Западе свобода личности во многом ассоциировалась с борьбой против государства, сдерживающего индивидуальную свободу. На это кажущееся противоречие между государственностью народного духа и его стремлением к свободе, выражавшимся в крестьянских бунтах, казацкой вольнице, революционных метаниях интеллигенции, и обращал внимание Н. А. Бердяев, отмечая, что «русский народ был народом государственным», искавшим в своих бунтарских, революционных выплесках «нездешнего царства правды [1, с. 15]».

Надежда на справедливое и сильное государство проявлялась в устремленности энергии народа на победу в самые драматические периоды российской истории. По накалу патриотических чувств историю России трудно сравнивать с другими странами. Готовность на жертвы во имя своего государства отмечали многие иностранные государственные деятели, восхищаясь русским народом. «Даже самый благополучный исход войны, - писал О. Бисмарк, - никогда не приведёт к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских. Эти последние, даже если их расчленить друг с другом, как части разрезанного куска ртути. Это не разрушаемое государство русской нации. [цит. по: 5, с. 85]».

ХХ век явил миру феномен народного патриотизма, сформировавшегося в недрах российской истории и ставшего решающим фактором Великой Победы над фашизмом. Сегодня, по мере углубления демократизации, формирования гражданского общества в России, активизация

политического поведения граждан проявляется в стремлении укрепить взаимодействие гражданского общества и государства, особенно по проблемам обеспечения стабильности, целостности и независимости России, преодоления того кризиса, в который была ввергнута страна в «лихие» 1990-е годы. Обострившиеся кризисные явления в социально-экономической и духовной сферах общества во многом были инициированы реформаторами «первой волны», их стремлением внедрить в общество ценности западного либерализма, трактующие отношения личности и государства, свободы и демократии в ином, нежели сложившемся в русской исторической практике и духовных ценностях народа, ключе. С. А. Левицкий, видный философ русского зарубежья, полагая гражданские свободы достижением западной цивилизации, отмечал и присущие политической философии западного либерализма пороки, к которым он, в частности, относил и непонимание рационалистическим сознанием проблемы «соборности» личности и общества [3, с. 350]. Именно с позиций ценностных основ «соборности» русская классическая философия трактовала идею свободы личности как «свободу для чего», в отличие от либеральной западной философии, где главным является выяснение «свободы от чего», что предполагает перечисление ограничителей свобод, идущих от государства. Вследствие подобного подхода западный либерализм изначально не вписывался в государственно-ценностный код российской политической культуры, в основе которого заложены идеи взаимосвязи служения народа, общества и государства друг другу. В этих разных толкованиях свободы личности и её отношений с государством кроется и причина непонимания многими представителями западного мира ценностных основ российского национального характера, его державности, этатизма политической культуры российского общества.

Сегодня, когда Россия всё чаще сталкивается с «вызовами» определённых сил, стремящихся к геополитической перекройке мира, ответом на них может служить опора на героическую историю России, духовное наследие её культуры, стремление к консолидации общества, особенно в периоды грозящих стране опасностей. Как подчёркивает известный отечественный историк Н. А. Нарочницкая, «восстановить равновесие и обрести роль державы можно лишь, когда Россия смело и открыто примет навязанный ей вызов, однако для этого нужна мощь не столько материальная, сколько духовная [4, с. 532]».

Потенциал духовности народа проявляется в его позитивной реакции на такие направления государственной политики, которые созвучны ценностным основам национального характера, патриотизма как выражения его национальной идеи. Обращаясь со словами благодарности к российскому народу за его стремление отстаивать независимый курс страны, защищать национальные интересы, В. В. Путин в Послании Президента

Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (1 декабря 2016 года) отметил, что «граждане объединились вокруг патриотических ценностей не потому, что всем довольны, что всё их устраивает. Нет, трудностей и проблем ещё хватает, но есть понимание их причин, а главное уверенность, что вместе мы их обязательно преодолеем. Готовность работать ради России, сердечная, искренняя забота о ней - вот что лежит в основе этого объединения [6]». Несомненно, современная действительность обогащает политическую культуру новым политическим опытом, связанным с демократизацией, развитием гражданского общества, появлением всё новых форм самоорганизации граждан, отражающих их стремление к активному участию в общественной жизни. В этом процессе особое значение приобретает проблема социализации молодёжи, координации культурной и образовательной политики в воспитательном процессе, его направленность на формирование у молодого поколения гордости за историю своей страны, её героев, её великую культуру, а также - ответственности за будущее своей Родины, учитывая, что перспективы её будущего тесно связаны со зрелостью «человеческого капитала», его патриотизмом.

Литература

1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / АН СССР, Науч. совет по пробл. культуры. - Репринт. воспроизведение. - Москва : Наука, 1990.

- 222 с.

2. Карамзин Н. М. ... Записка о древней и новой России / [ред. [и предисл.] проф. В. В. Сиповского]. - Санкт-Петербург : изд. гр. М. Н. Толстой, 1914. - 133 с.

3. Левицкий С. А. Трагедия свободы // Сочинения / [сост., послеслов. и коммент. В. В. Сапова]. Том 1. - Москва : Канон, 1995. - 509 с.

4. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. - Москва : Международные отношения, 2004. - 534 с.

5. Нестеров Ф. Ф. Связь времен. Опыт исторической публицистики. - 3-е изд.

- Москва : Молодая гвардия, 1987. - 237 с.

6. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию, Москва, Кремль, 1 декабря 2016 года [Электронный ресурс]. -URL: http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ со^епШ/2541648

7. Путин В. В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. - 2012. - 16 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.