УДК 37.035.6 CC BY-NC 4.0
DOI: 10.22394/2071-2367-2024-19-3-177-203 Оригинальная научная статья
А. А. Алексеенок, А. В. Исаев, К. В. Наливайко
ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
АЛЕКСЕЕНОК1 Анна Алексеевна,
[email protected]; ORCID 0000-0001-5178-6857, SPlN-код: 1193-4502, AuthorlD: 257601, Scopus 57221255645,
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии и социальных технологий
ИСАЕВ1 Алексей Владимирович,
[email protected]; ORClD 0000-0001-9551-8678, SPlN-код:2467-7028, AuthorlD: 716259
кандидат политических наук, доцент
НАЛИВАЙКО1 Ксения Валерьевна,
[email protected]; 0RClD0009-0006-4101 -0717, SPlN-код: 9294-2521, AuthorlD: 1167509,
аспирант кафедры социологии и социальных технологий
1 Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302030, Россия, г. Орёл, ул. Октябрьская, 12
Аннотация. Цель работы заключается в эмпирическом социологическом анализе патриотизма как основы гражданской идентичности современной студенческой молодежи.
Патриотизм иллюстрирует эмоциональную связь человека со своей родиной и чувство социальной и культурной связи со своими согражданами. В его основе лежат общечеловеческие ценности, в том числе открытость другим людям, забота и ответственность за общество, уважение к истории и национальной культуре. Происходящие политические, социальные и культурные изменения открывают новые грани любви к Родине, что актуализирует необходимость патриотического воспитания новых генераций. Данный концепт представляет собой социокультурный фактор интеграции людей, обеспечивающий их объединение на основе общих ценностей и любви к Родине. Свое проявление патриотизм находит в гражданственности, духовном единстве и осознанной активности личности в социуме, подтверждающими неразрывность человека с государством.
Эмпирическая база исследования основана на результатах социологического опроса студентов вузов и колледжей города Орла (опрошено 652 респондента), проведенного методом анкетирования по заявленной проблематике в октябре 2022 года с использованием платформы «Яндекс.Формы». Репрезентативность выборки обеспечивается по полу и по форме обучения (студенческая молодежь). Благодаря характеру выборки авторы смогли обобщить результаты исследования с уровнем достоверности 97 %.
Полученный материал исследования позволяет сформулировать следующие выводы и обобщения: с определенной оговоркой содержательно патриотизм для современной молодежи связан с особым историко-культурным наследием, глубоко связанным с любовью к Родине, готовностью с оружием в руках ее защищать и даже отдать жизнь за свободу нации (романтическое восприятие Отечества) и привязанностью к государству (с позитивистской точки зрения).
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, образ Родины, идентичность, ценностные ориентации, социологические исследования, студенческая молодежь, национальная идентичность.
Информация о финансировании: данное исследование выполнено без внешнего финансирования.
Цит.: Алексеенок А.А., Исаев А.В., Наливайко К.В. Патриотизм как основа гражданской идентичности современной студенческой молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. - 2024. -Том 19. -№ 3. - С. 177-203. - https://doi: 10.22394/2071-2367-2024-19-3-177-203. - EDN: DABRGZ.
© Алексеенок А.А., Исаев А.В., Наливайко К.В., 2024 г.
Original article
Anna .A. Alekseenok, Aleksey V. Isaev, Kseniya V. Nalivaiko
PATRIOTISM AS THE BASIS OF CIVIL IDENTITY OF MODERN STUDENT YOUTH
About the author: Anna A.
ALEKSEYENOK1,
[email protected] ORC1D 0000-0001-5178-6857 SP1N-K0d: 1193-4502, AuthorlD: 257601 Scopus57221255645
Doctor of Sociological Sciences, Professor, Professor of the Department of Sociology and Social Technologies
Aleksey V. ISAEV1,
[email protected] ORC1D 0000-0001-9551-8678 SPlN-Kod: 2467-7028, AuthorlD: 716259
Candidate of Political Sciences, Associate Professor
Kseniya V. NALIVAIKO, 1
:[email protected] 0RC1D0009-0006-4101 -0717 SPlN-Kod: 9294-2521, Au-thor1D: 1167509
Postgraduate student of the Department of Sociology and Social Technologies 1 Central Russian 1nstitute of Management - Branch of RANEPA (Russian Federation Orel)
Abstract. The purpose of the work is to conduct an empirical sociological analysis of patriotism as the basis of the civic identity of modern studentyouth.
Patriotism illustrates the emotional connection of a person with his homeland and a sense of social and cultural connection with his fellow citizens. It is based on universal human values, including openness to other people, care and responsibility for society, respect for history and national culture. The ongoing political, social and cultural changes open up new facets of love for the Motherland, which actualizes the need for patriotic education of new generations. This concept is a socio-cultural factor in the integration of people, ensuring their unification on the basis of common values and love for the Motherland. Patriotism finds its manifestation in citizenship, spiritual unity and conscious activity of the individual in society, confirming the inseparability of man with the state.
The empirical basis of the study is based on the results of a sociological survey of students of universities and colleges in Orel (652 respondents were interviewed), conducted by the questionnaire method on the stated issues in October 2022 using the Yandex.Forms platform. The representativeness of the sample is ensured according to the gender and the form of education (studentyouth). Due to the nature of the sample, the authors were able to summarize the results of the study with a reliability level of 97%.
The obtained research material allows us to formulate the following conclusions and generalizations: with a certain reservation, patriotism for modern youth is meaningfully associated with a special historical and cultural heritage, deeply connected with love for the Motherland, readiness to defend it with arms in hand and even give one's life for the freedom of the nation (romantic perception of the fatherland) and attachment to the state (from a positivist point of view).
Keywords: patriotism, patriotic education, image of the Motherland, identity, value orientations, sociological research, student youth, national identity.
Funding information: This study was performed without external funding.
For citations: Alekseenok, A.A., Isaev, A.V., Nalivaiko, K.V.. (2024) Patriotism as the basis of civil identity of modern student youth. Central Russian Journal of Social Sciences. Vol. 19, no.3, p.177-203. (In Russ.) https://DOl: 10.22394/2071-2367-2024-19-3-177-203. EDN: DABRGZ
ВВЕДЕНИЕ
Современные политические, социальные и культурные изменения, обусловленные геополитической турбулентностью и нетрас-порентностью, становятся серьезным испытанием для всего российского общества. В подобных условиях национальная безопасность и государственная целостность зависят от многих факторов «жесткой» и «мягкой» силы (по Дж. Наю), а также от культурно-нравственных идеалов и ценностных ориентиров у детей и молодежи.
Заметим, что социологические замеры неоднократно указывали на дуальность ценностной сферы молодого поколения в материально-духовной плоскости (материальные блага - не цель, а средство гармонизации жизни), высокий уровень индивидуализма1. Кроме того, являясь активными архитекторами процесса миро-строительства, молодые генерации в силу своих социально-демографических характеристик быстро аккумулируют негативный протестный потенциал. В таких условиях наблюдается всплеск диверсий, насилия, надругательств над объектами воинских захоронений, вандализм на мемориалах, демонстративное поведение с транслированием своих противоправных поступков через социальные сети.
Купированию указанных деструкций служит патриотизм, который также рассматривается как специфический компонент национальной основы Российского государства, образованный из опыта поколений, закрепленного в морали, традициях, обычаях, ценностях. В данном случае патриотизм выступает как защита национальных интересов и как осуществление социального порядка в обществе. Поэтому сегодня вопрос патриотизма особенно важен в контексте продолжающихся изменений.
Данный концепт представляет собой социокультурный фактор интеграции людей, обеспечивающий их объединение на основе общих ценностей и любви к Родине. Свое проявление патриотизм находит в гражданственности, духовном единстве и осознанной активности личности в социуме, подтверждающими неразрыв-
1 Ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи 2022 год. URL. https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/.pdf. (дата обращения: 10.05.2024); В коконе комфорта: как научиться понимать современную молодежь. URL. https://consult.wciom.ru/materialy-ekspertov/materialy/v-kokone-komforta-kak-nauchitsja-ponimat-sovremennuju-molodezh (дата обращения: 10.05.2024); Как живешь, Россия? Экспресс-информация. 54 этап социологического мониторинга, апрель 2024 года: [бюллетень] / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др.] ; ФНИСЦ РАН. - М. : ФНИСЦ РАН, 2024. - 89 с.
ность человека с государством. Чувство патриотизма выступает в роли проявления национального самосознания народа и передается из поколения в поколение. Патриотизм как особый феномен имеет сложную природу и сущность, специфические формы существования, определяемые жизнью народа в определенном месте и времени. Большое значение имеют понятия «народ» и «Родина», воспринимающиеся как неразрывное целое, а также понятие «малая родина» как место рождения человека и место, где он нашел себя как гражданин, проживающий в нём.
В России он немыслим без своего духовного христианского содержания, что придаёт ему глубину и смысл, наполняет истинным значением, основанным на вере и нравственности. Любовь и уважение к своей Родине, готовность ее защитить в значительной степени влияют на уровень гражданской идентичности [Маленков, 2022, 120-131]. Российский патриотизм имеет интернациональную особенность. Наша страна многонациональна, в ней присутствуют разные народности, религии, традиции, но в случае опасности все выступают единым фронтом против завоевателей, а в мирное время - против стихийных бедствий и природных катаклизмов.
Социологические исследования показывают, что в 2018 году 51 % опрошенных охарактеризовали себя как безусловные патриоты своей страны, в 2013 г. это показатель составил 37 %, наибольший показатель был достигнут в 2000 г. - 84 %, когда лишь 16 % участвующих в опросе однозначно утверждали, что они не патриоты; с 2005 г. увеличивалось количество сомневающихся людей в выборе однозначного ответа на этот вопрос: «скорее да» указывало 37 %, «скорее нет» - 8 %, а затруднялись в своем выборе 6 % респондентов1.
По данным Фонда общественного мнения, в июле 2019 года патриотами себя считали 73 % респондентов (в 2006 году - 57 %), при этом положительно отвечали на вопрос «Вы считаете или не считаете себя патриотом?» 68 % опрошенных в возрасте 18-30 лет, 75 % - в возрасте 31-45 лет, 78 % - в возрасте 46-60 лет и 70 % -старше 60 лет. Патриотизм респонденты связывают, как правило, с любовью к Родине (59 %), стремлением к изменению положения дел в стране (39 %), а также с работой и активным действием во благо/для процветания страны (29 %). По мнению 60 % россиян,
1 Патриотизм: мониторинг. - URL.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-
obzor/patriotizm-monitoring (дата обращения: 10.05.2024).
мужчина должен пройти службу в армии, 24 % участников исследования отметили, что служба в вооружённых силах является долгом гражданина, который он должен отдать своему государству, даже если это не отвечает его личным интересам. А 12 % респондентов высказались, что призывная служба - «бессмысленное и опасное» занятие, которого следует избегать любыми средствами. 31 % опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет хотели бы переехать в другую страну. При этом социологические замеры 2023-2024 годов указывают на идентификацию себя как патриота у 84-86 % респондентов 1.
В этой связи на первое место выходит задача патриотического воспитания новых генераций. Так, указанная тематика занимает главное место в Федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации», в обновленных Целях развития России до 2030 года, в ряде национальных проектов. Об этом говорил и сам президент, который отмечал, что патриотизм должен быть фундаментом для будущего России2.
Теоретическая основа исследования
Любовь к Отечеству - вопрос не новый. Попытки дать определение патриотизму можно встретить уже в трудах античных мыслителей, таких как Аристотель и Цицерон. В более поздние исторические периоды упор делался в зависимости от общественно-политической ситуации на оборонительный и военный аспект, культурный гуманизм, свободу или морально-духовное поведение. Патриотическая проблематика становилась объектом исследования Дж. Локка, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, а в российской философской мысли - С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, В. С. Соловьева П. Я. Чаадаева. Однако в каждый исторический период подчеркивалось, что патриотизм - это привязанность к Отечеству, преданность согражданам в сочетании с любовью к своей нации, уважение к другим национальностям, а при необходимости - готовность отдать жизнь за страну ^и1ек, 2023, 68-83]. Патриотизм включает в себя ценение общего блага выше личных или частных интересов, сотворчество материально-
1 Патриотизм и историческая память. - URL.: https://www.xn-pl.ai/documents (дата обращения: 10.05.2024); Патриотизм и патриоты. Как люди становятся патриотами? Должен ли каждый гражданин страны быть патриотом? - URL.: https://fom.ru/TSennosti/15029 (дата обращения: 12.06.2024).
2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 // Российская газета. -2021. - № 87; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 // Российская газета. - 2024. - № 46.
духовной и ценностной культуры. Это позволяет человеку выйти за рамки своей индивидуальности, поместить себя в более широкое сообщество, ощутить социальную и культурную связь с согражданами. Патриотизм относится к общности культуры, языка, традиций, духовному наследию, образу жизни и образу мышления
об Отечестве.
В научном дискурсе отмечается, что любовь к Отечеству относится к конкретной территории: месту проживания, региону и государству. Патриотизм основан на ценностях. Благополучие человечества является центральной ценностью, не противоречащей интересам нации. Гордость, уважение, любовь, преданность, верность нации - это лишь некоторые чувства и эмоции человека, руководствующегося ценностью патриотизма в жизни. Функционирование в определенной стране часто предполагает привязанность к производимым там товарам, а также к продукции, реализуемой национальными брендами. Связь с Отечеством и нацией формируется на основе общности культуры, языка, традиций, образа жизни. Это включает в себя интерес к истории народа, искусству, обрядам. Забота о родной природе - это для опрошенных групп, прежде всего, продвижение экологических решений в сельском хозяйстве и производстве ^и1ек, 2023, 68-83].
В этой связи исследователи выделяют несколько основных и взаимосвязанных между собой видов патриотизма, имеющих свое специфическое содержание и формы проявления, подчеркивая исторический, территориальный, культурный, этический, эмоциональный, экономический и экологический контексты [Ьи1ек, 2023, 68-83]:
- государственный патриотизм возвышает идею служения интересам своего государства. Ставит интересы государства выше личных. Для развития данного вида патриотизма обязательно нужно знать историю государства. Также необходимо воспитывать определенное гражданское правосознание, основанное на взаимном уважении прав государства и гражданина. Совокупность научных, социальных, художественных и технических ценностей, созданных людьми, а также норм, ценностей, моделей поведения позволяют идентифицировать нацию и страну нравственностью [Ьи1ек, 2023, 68-83];
- национальный патриотизм позволяет личности идентифицировать себя на национальном уровне и различать свое и чужое со-
общество. Он порождает готовность защищать границы в территориальном и символическом плане. Его основу составляют культура и история определенного народа. Через призму национальной идентичности личность приходит к чувству гордости за свой народ, к стремлению сохранить и приумножить его систему ценностей;
- местный патриотизм связан с местом рождения и проживания человека, эмоциональной связью. Его можно охарактеризовать как чувство любви и привязанности к месту рождения, называемому «малая родина». Также данный вид патриотизма проявляется в возвышенных чувствах к духовной культуре своих предков, семьи и родных. Для формирования подобных чувств необходимо осознанно прочувствовать духовную связь природы, общества и человека. Понятие «малая родина» составляет основу российского, национального, государственного патриотизма [Буланова, 2023];
- этический патриотизм, возникающий из веры во внутреннюю нравственную силу общества, руководствуется такими ценностями, как социальная справедливость, межличностная солидарность, ответственность за ход событий, гуманизм, уважение прав человека. Этические вопросы также позволяют различать слепой и конструктивный патриотизм [Кузнецов, 2023, 25-40; Маленков, 2022, 120-131]. Привязанность к Отечеству, истокам нации, а также некритическая, положительная оценка и отрицание критики Отечества являются характерными чертами слепого патриотизма. Лица, проявляющие такое поведение, не интересуются общественно-политическими проблемами страны и не занимаются гражданскими делами. Конструктивный патриотизм является характерной чертой людей, которые участвуют в политической жизни, расширяют социально-политические знания, постоянно анализируют и делают выводы, касающиеся национальных интересов. Они признают право критиковать и активно противостоять национальному большинству. Гражданин, руководствуясь этическими соображениями, добросовестно выполняет обязанности перед Отечеством, платит налоги, охраняет окружающую среду, заботится о чести Отечества и добром имени соотечественников [Ьи1ек, 2023, 68-83];
- исследование патриотизма учитывает также интенсивность эмоциональной приверженности и общественной деятельности в пользу Отечества. На этом основании можно выделить четыре ти-
па патриотизма и расположить их по шкале от самой высокой до самой слабой выраженности черты. Это крайний, сильный, умеренный и ограниченный патриотизм [Lulek, 2023, 68-83];
- любовь к Отечеству проявляется и в позитивной деятельности по экономическому развитию страны. Экономический патриотизм предполагает принятие осознанных экономических решений. Он экстернализируется в поведении личности и включает потребительское поведение, связанное с привязанностью к товарам, производимым в стране, поддержкой отечественного предпринимательства, отечественных компаний и заботой о национальных товарах и собственности;
- практическое выражение любви к Отечеству включает в себя также заботу личности о сохранении красоты родного ландшафта и бережное отношение к природе. Речь идет о проявлении комплексного экологического поведения, ответственности за условия естественного существования будущих поколений, любви и уважении к экосистеме [Lulek, 2023, 68-83].
Детальный анализ источниковой литературы [Буланова, 2023; Evans, 2023; Matson, 2024; Reuben, 2005, p. 1-24; White, 2024] позволяет выделить четыре основных подхода к патриотизму: аксиологический, педагогический, социальный и психологический.
В данном исследовании основное внимание уделяется патриотизму как ценности и социальной установке, формируемых посредством образовательных технологий. В первом смысле патриотизм воспринимается как важная, высокая, нравственная ценность, добродетель, связанная с правовой справедливостью, обусловливающая развитие личности и развитие общего блага, а именно жизни страны. Барбара Лулек отмечает, что посредством патриотических ценностей человек демонстрирует свою принадлежность к исторической общности на основе фундаментальных констант. Это дает способность сочетать верность Отечеству с общечеловеческой нравственностью [Lulek, 2023, 68-83].
Патриотизм, понимаемый как мудрая забота об Отечестве, является общественно-политической установкой. Это знание и способность понимать исторические и культурные процессы своей национальной группы, интерес к истории, культуре и традициям. Он (патриотизм) включает в себя субъективные переживания и предпочтения, основанные на таких чувствах, как гордость, уважение, любовь, привязанность и верность нации. Это предполагает склонность действовать в пользу государства, Отечества, даже если это
требует жертв и отказа от собственных интересов. Развитие патриотизма требует систематического расширения знаний о нации и ее культуре, определяет мотивацию формирования и развития ответственности за Отечество, нацию и государство, требует практической заботы о национальной культуре и ее развитии.
Патриотический настрой основан на прочной эмоциональной и социальной связи с нацией и государством, территорией и общей историей. Показателями патриотического мироощущения являются: любовь к Отечеству и своей нации, готовность действовать во благо Отечества и уважение к другим людям, уважение к культуре и национальному наследию, забота о мире и свободе, ответственность за себя, за свои действия, сообщество, в котором человек живет, активное участие в социальной и гражданской жизни семьи, местной среды, рабочего места, региона и страны, проявление уважения к другим нациям [Ьи1ек, 2023, 68-83].
Патриотизм подразумевает формирование широкого спектра положительных качеств личности. Базой данного развития являются такие компоненты, как эмоциональный, интеллектуальный, интен-циональный и деятельностный.
Одним из компонентов патриотизма выступает эмоциональное начало. Патриотическое сознание формируется по принципу «наше», что является сильным объединяющим фактором в становлении сознания молодежи.
Следующим компонентом в структуре патриотизма является интеллектуальный компонент, характеризующий знания, взгляды, убеждения человека.
Патриотизм проявляется, прежде всего, в духовно-нравственной сфере жизни общества и воспитывается в молодых людях еще в детском возрасте в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Внутренние установки человека являются основой его поведения и составляют содержание интенционального компонента патриотизма и патриотического воспитания. Это значит, что навыки, полученные в процессе образования, формируются в приверженность определенным моделям поведения, направленным на героические поступки во имя Родины, ее защиту и готовность трудиться на ее благо.
Деятельностный компонент можно охарактеризовать как сознательное и активное участие человека в деятельности патриотической направленности с целью общественных и личных интересов.
Также данный компонент подразумевает активное участие личности в процессе патриотического воспитания и проявления своих знаний, умений на практике.
Формирование и воспитание патриотических чувств происходит не само по себе: эту роль берут на себя учреждения среднего профессионального и высшего образования, а также общественные организации, движения и объединения. Формирование качеств патриотизма не может быть достигнуто только словесными формами воздействия или нравственным просвещением. Необходимо вовлекать молодых людей в практическую деятельность, посредством которой у молодежи будут формироваться правильные представления о патриотизме, подкрепленные не только теоретическими понятиями, но и опытом реального действия патриотизма. На периферии существуют волонтерские отряды и общественные движения, военно-патриотические клубы, поисковые движения и т. п.
Отметим, что в зарубежном научном дискурсе оценка влияния образования на формирование патриотических ценностей представлена в работах Эллен Л. Берг, Джули А. Рубен [Reuben, 2005, 1-24]. Они доказывают, что патриотическое воспитание является важной частью образовательных систем различных стран, что гуманитарному образованию отведена важнейшая роль в стимулировании патриотического духа обучающихся. Чарльз Стивен Эванс также указывает на то, что патриотизм традиционно считался добродетелью, передаваемой детям родителями и в школах [Matson, 2024]. О патриотизме и всеобщей доброжелательности говорил и А. Смит. В «Теории нравственных чувств» он утверждал, что правильный патриотизм добродетелен и соответствует христианской этике всеобщего доброжелательства. Однако настоящий патриотизм существует в отличие от двух порочных патриотизмов: патриотизма национальной ревности и патриотизма радикальных реформ. Смит утверждал: многое из того, что провозглашается служением общему благу, таковым не является. Настоящий патриот будет стремиться не к национальному возвышению, а к коммерческой либерализации, которая подрывает интересы фракций, но служит благу нации. Однако либерализацию следует проводить осмотрительно и умеренно, из уважения к установленному порядку. Радикализм, даже тот, который выступает против реальной коррупции, утверждал Смит, часто может подорывать свое собственное дело. Помимо двух патриотических противоположностей (то есть патриотизма ревности и патриотизма радикальных реформ), полезно противопоставить патриотизму партнерство
[Matson, 2024]. Хайден Уайт считал, что патриотизм становится всё труднее прививать, поскольку национальные интересы всё больше определяются в экономических терминах, в то время как война в первую очередь направлена на защиту корпоративных интересов или обеспечение природных ресурсов [White, 2024].
Активно обсуждается тема патриотизма и в отечественном социально-гуманитарном дискурсе. В частности, в теоретическом пространстве социологии (за основу мы взяли подход к изучению социокультурной саморегуляции жизнедеятельности, разрабатываемый в Центре социологии молодёжи ИСПИ ФНИСЦ РАН, и методики идентификации положения населения в социальной структуре общества орловской социологической школы, представители которой стараются придерживаться интегративной парадигмы) патриотизм трактуется как чувство и ценность, идея и долг, социальная установка и политическая практика, основа национальной идентичности и фактор социальной консолидации. В данном контексте укажем работы М. Б. Булановой, Н. М. Великой, О. В. Гребняк, В. К. Левашова, И. С. Шушпановой, И. С. Шаповаловой и других, в которых отражены результаты эмпирических социологических исследований, проведенных по данной проблематике [Буланова, 2023; Шаповалова, 2016, 47-54]. Как основной ресурс социального развития общества рассматривают патриотизм Ю. В. Каира, Е. К. Кондратова и О. В. Кульбачевская [Каира, Кондратова, 2022, 106-123; Кульбачев-ская, 2023, 20-36].
Представляет интерес методология обоснованной теории, используемая В. А. Касамара, которая «смотрит на концепцию через призму эмпирики и рассматривает укорененность в молодежных представлениях каждой темы данной концепции: педагогики, культуры, медиа, семьи, истории, служения Отечеству, спорта, экологии, науки, добровольчества» [Касамара, 2023, 201-233].
В исследовании И. М. Кузнецова определяется взаимосвязь ряда социально-политических диспозиций региональной молодёжи с вариантами повседневных патриотических представлений [Кузнецов, 2023, 25-40].
Особенности патриотического и гражданского воспитания затрагивают в своей работе Н. В. Проказина, Ю. В. Дорохова и Н. Н. Хатнюк, делая акцент на важности исторической памяти о Великой Отечественной войне в данном процессе [Проказина, Дорохова и др., 2017, 260-271].
Политологи (например, В. В. Маленков, А. В. Селезнева) отмечают необходимость построения единой концептуальной рамки граждан-ско-патриотического воспитания молодежи, определив основные смысловые ориентиры этой деятельности (ценности, образно-символический ряд), сместив акценты с милитаристского патриотизма на гражданский [Маленков, 2022, 120-131; Селезнева, 2024, 275-289].
При этом, основываясь на эмпирических данных, и политологи, и социологи указывают на различие аксиологических конструктов в молодежной среде, на дифференциацию официального и субъективного молодежного понимания сущности патриотизма, полипа-радигмальность рассматриваемого концепта, на наличие множества угроз и вызовов при его использовании как инструмента формирования гражданской идентичности, но безусловной важности в обеспечении общероссийской консолидации и проведении современной символической политики [Касамара, 2023, 201-233; Кузнецов, 2023, 25-40; Маленков, 2022, 120-131; Селезнева, 2024, 275-289].
В целом исследования показывают, что сущность патриотизма в России - это выражение глубины души русского народа, природных и других особенностей страны и образ русского человека. Она имеет свойство изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств определенного периода существования государства.
Основными признаками патриотизма являются нравственные чувства, единство и деяния патриотической направленности, основу которых составляет любовь к Родине. Патриотизм всегда являлся проявлением возвышенных чувств любви, привязанности, готовности гражданина к героическим поступкам ради защиты интересов своей Родины. Патриотизм выступает в качестве необходимого условия гармоничного развития российской государственности.
Признаками патриотизма являются всеобщая нравственная основа и деяния патриотического характера.
Содержание и вектор развития патриотизма в стране определяется уровнем духовного развития ее населения, историческим прошлым, высоконравственными настроениями в обществе.
Патриотизм имеет следующие составляющие: привязанность к месту рождения человека и месту, где человек проходил этапы взросления, уважение к истории, языку, традициям, обычаям своего народа, внимательное отношение к малой родине и ко всему государству, осознание долга перед Отечеством, готовность защи-
щать интересы и независимость государства, верность своему Отечеству, недопустимость совершения противозаконных действий, гордость за историю, символы, достижения своей страны и своего народа в различных сферах, осознание своей роли и ответственности в процессе развития своего государства, стремление достигнуть своим трудом успешного будущего и процветания государства, гуманное отношение и терпимость к другим национальностям.
Эмпирическая основа исследования
Эмпирическая база исследования основана на результатах социологического опроса студентов вузов и колледжей города Орла (опрошено 652 респондента), проведенного методом анкетирования по заявленной проблематике в октябре 2022 года с использованием платформы «Яндекс.Формы». Репрезентативность выборки обеспечивается по полу и по форме обучения (студенческая молодежь). Благодаря характеру выборки авторы смогли обобщить результаты исследования с уровнем достоверности 97 % [Меркулов и др., 2022].
Результаты исследования
Как писалось выше, патриотизм можно понимать по-разному. Определяя свое отношение к Отечеству, человек может акцентировать многие аспекты функционирования в более широком сообществе. Патриотическое воспитание - это процесс, направленный на становление патриотического сознания личности, тесно связанный с гражданским воспитанием молодежи. Оно имеет специфические характеристики и направления, свой объект, субъект, предмет, функции, гражданско-патриотические убеждения, сознание и деятельность.
Практика реализации патриотического воспитания на федеральном и региональном уровнях показывает, что такое воспитание осуществляется образовательными организациями, патриотическими объединениями, клубами и центрами, в том числе детскими и молодежными организациями, при координирующей роли органов власти. При этом указанные субъекты имеют проблемы организационного характера, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем как патриотического воспитания в целом, так и субъектов его реализации.
В настоящее время на территории Орловской области осуществ-
ляют свою деятельность более 30 молодежных и детских общественных объединений, в том числе региональные отделения всероссийских молодежных организаций. Каждая из общественных организаций решает свой перечень задач, где особое место отводится патриотическому воспитанию молодого поколения.
Проведенное исследование показало, что однозначно считают себя патриотами 57,7 % обучающихся в колледжах города Орла и 45,9 % - в региональных высших учебных заведениях (далее - вуз). Высока и доля тех, кто не смог себя идентифицировать (43,7 % и 34,4 % соответственно). Невысок процент респондентов, которые не считают себя таковыми - 2,1 % обучающихся в вузе (рис. 1).
0 10 20 30 40 50 60 70
■ Колледж ВУЗ
Рисунок 1 - Идентификация обучающихся себя патриотами, % Figure 1 - Students' self-identification as patriots, %
Рассмотрим содержательный аспект патриотизма современной студенческой молодежи. Так, поколения новых генераций связывают указанный концепт с гордостью за свою страну, с достижениями в различных сферах общественной жизни. У студентов вузов этот показатель равен 72,5 %, а у студентов СПО - 75,4 %. Обратим внимание на то, что необходимость защиты Родины, знание и соблюдение своих традиций для получающих среднее профессиональное образование имеет большую ценность, чем для получающих высшее образование (65,0 % и 57,7 % против 53,5 % и 45,3 % соответственно). Вероятно, это связано с определенной дифференциацией воспитательного процесса, а также с изменением со-
держания образовательных программ на разных уровнях образования. Также обучающиеся отождествляют патриотизм с трансмиссией гражданских и общечеловеческих ценностей своим детям, с активностью в общественной жизни и в трудовой сфере, с развитием внутри своей страны (рис. 2).
Быть настоящим патриотом - это..
ВУЗ Колледж
Гордиться своей страной. ее достижениями в науке, культуре, спорте 72,5 75,4
Защищать свою Родину в случае опасности 53,5 65.0
Знать и соблюдать традиции своего народа 45.3 57,7
Прививать гражданские и общечеловеческие ценности своим детям 28,7 25,9
Активно участвовать в общественной жизни 24,2 30,0
Связывать свое будущее и будущее своих детей со своей страной 24,5 25,9
Честно трудиться на благо государства 22,6 23,7
Конструктивно критиковать власть и недостатки в стране 15.6 13,6
Интересоваться политикой, ходить на выборы 15,6 13,6
Не уклоняться от воинской обязанности 10,7 17,0
Другое 1.5 0,9
Рисунок 2 - Содержательный аспект патриотизма современной студенческой молодежи, %
Figure 2 - Substantive aspect of patriotism of modern student youth, %
Ценностный срез патриота включает патриотическое воспитание семьи (детей, родных, близких), знание и понимание истории, традиций и обычаев своей страны, достижения большого спорта, внешне- и внутриполитическую защищенность, правомерное поведение, языковой и символический срез, выполнение воинского долга, участие в различных волонтерских проектах и программах [Алексеенок, Наливайко, 2023, 177-197; Каира, Кондратова, 2022, 106-123].
Обратим внимание на то, что общий показатель патриотизма в молодежной среде достаточно высокий (80-90 %). При этом, задумываясь о своем положении в обществе и государстве, обучающиеся не могут однозначно оценить уровень патриотизма в своем ближайшем окружении - об этом заявили 57,8 % студентов и 55,8 % обучающихся системы СПО. Согласны с тем, что окружение высоко патриотично, 14,4 % и 25,6 % респондентов соответственно. О вероятнее низком уровне патриотизма у близких заявили 25,4 % студентов вузов и 15,5 % студентов колледжей (рис. 3).
ВУЗ ■ Колледж
57,8 55,8
25,6 14,4 25,4 15,5
2,4 3,2
Высокий Скорее высокий Скорее низкий Низкий
Рисунок 3 - Оценка респондентами уровня патриотизма в своем ближайшем окружении, %
Figure 3 - Respondents' assessment of the level of patriotism in their immediate environment, %
В близком окружении участвующих в опросе в настоящее время преобладает как тревожное настроение (37,0 % студентов вузов и 24,9 % обучающихся колледжей), так и патриотическое (22,6 % и 39,7 % соответственно). Спокойное, нейтральное или паническое настроение свойственно россиянам менее всего (табл. 1).
Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос «Какое настроение преобладает сегодня среди Ваших родных, друзей, коллег, знакомых?» в зависимости от уровня обучения респондентов, %
Table 1 - Distribution of responses to the question: "What mood prevails today among your relatives, friends, colleagues, acquaintances?" depending on the level of education of respondents, %
Какое настроение, по Вашему мнению, преобладает сегодня среди Ваших родных, друзей, коллег, знакомых? Форма обучения
Вуз Колледж
Патриотическое 22,6 39,7
Спокойное 14,1 18,3
Нейтральное 22,0 13,6
Тревожное 37,0 24,9
Паническое 4,3 3,5
Итого 100,0 100,0
Воодушевление в молодежной среде вызывают успешные действия Вооруженных сил РФ, героизм россиян, солидарность, поддержка и единение граждан, политико-экономический суверенитет государства, развитие культурно-досуговой и спортивной сферы (праздники, выставки, фестивали, форумы, соревнования) [Алексеенок, Наливайко, 2023, 177-197; Каира, Кондратова, 2022, 106-123].
Рисунок 4 - Облако слов «Образ Родины» Figure 4 - Word cloud "Image of the Motherland"
Рассматривая патриотизм как эмоциональную связь человека со своей Родиной и чувство социальной и культурной связи со своими согражданами, укажем, что в молодежной среде образ Родины ассоциируется со следующими реалиями: единством со своим народом, образами матери и руководителя страны, мифологическими, культурными, религиозными образами, историческими событиями и национальными героями, детством, языком, природой (рис. 4) [Алексеенок, Наливайко, 2023, 177-197].
Студенты вузов, как и обучающиеся СПО, в большинстве получают знания о Родине по каналам средств массовой информации (51,4 % и 54,3 % соответственно), из рассказов в семье (52 % и 54,3 % соответственно), из научных книг (53,9 % и 48,6 % соответственно) и художественной литературы (48,6 % и 47,6 % соответственно) (рис. 5).
Много путешествую и знаю эту историю
Беседы в коллективах, в которых я учился/работал
Беседы со знакомыми и близкими
Передачи и публикации в СМИ
Курсы в учебных заведениях
Художественная литература
Рассказы в моей семье
Научные книги
Другое
0 10 20 30 40
50 60
■ Колледж ■ ВУЗ
Рисунок 5 - Источники знаний о Родине
Figure 5 - Sources of knowledge about the Motherland
Кроме того, треть информации молодые люди получают на учебных занятиях. В данном контексте отметим, что с учетом увеличения часов по истории России в высшем образовании, введения дисциплин «Основы российской государственности», «Национальная безопасность» и «Обучение служением» в дальнейшем можно ожидать увеличения данного показателя. Беседы в учебном или трудовом коллективе также позволяют новым генерациям узнавать информацию патриотического характера. Данный показатель практически одинаков для анализируемых групп респондентов (26,6 % и 27,8 % соответственно). Важными являются и беседы со знакомыми и близкими. В группе обучающихся на высшее образование об этом заявляли 29,6 % опрошенных, а на СПО - 24,0 %. Также от 8 % до 11 % участвующих в опросе указывали на возможность получения знаний в процессе путешествия. Среди других вариантов ответов указывался личный опыт, интернет-ресурсы и изучение истории в проверенных источниках без преувеличений и недосказанности.
Гордость за свою страну является одной из детерминант патриотизма. Как отмечалось ранее, с данным тезисом молодежь вполне согласна. Отвечая на вопрос: «Гордитесь ли Вы Россией?» - положительно ответили 93 % студентов вузов и 93,4 % учащихся колледжей (сумма ответов «да» и «скорее да, чем нет»). Противоположной точки зрения придерживаются 6-7 % молодых граждан (сумма ответов «нет» и «скорее нет, чем да») (рис. 6).
80 60 40 20 0
73,2
34,3
20,2
6,1 4,7 0,9 1,9
ВУЗ
Колледж
Да
Скорее да, Скорее нет, Нет чем нет чем да
Рисунок 6 - Ответы респондентов на вопрос «Гордитесь ли Вы Россией?», %
Figure 6 - Respondents' answers to the question: "Are you proud of Russia?", %
При этом молодые люди отмечали, что за последние 10-15 лет не было таких событий, которые вызывали бы чувство гордости.
С этим согласились 57,5 % на высшем образовании и 67,8 % - на СПО. Для 42,5 % и 32,2 % респондентов подобные события происходили.
В студенческой среде чувство гордости вызывают «история России, сильная армия, военная мощь, культура, искусство страны, наука (ученые), спорт (спортсмены) и позиция России на международной арене (70-90 % респондентов). При всём том уровень (качество) жизни населения, как правило, не вызывает чувство гордости» [Алексеенок, Наливайко, 2023, С.177-197] (рис. 7).
Могли бы Вы сказать о себе, что гордитесь.
В"УЗ Колледж
... историей России Да 94.8 95,6
Нет 5,2 4-1
сильной армией, военной мощью страны Да 82,9 90,2
Нет 17.1 9,8
... культурой, искусством страны Да 94,2 94,0
Нет 5.8 6.0
... российской наукой, учеными Да 88.7 91,2
Нет 11,3 8.8
... российским спортом, спортсменами Да 87.8 92,4
Нет 12.2 7.6
... позицией России на международной арене Да 71,3 83,6
Нет 28,7 16.4
... уровнем (качеством) жизни населения России Да 40.1 59,6
Нет 59,9 40,4
Рисунок 7 - Ответы на вопрос «Могли бы Вы сказать о себе, что гордитесь...?» в зависимости от уровня обучения респондентов, %
Figure 7 - Respondents' answers to the question: "Could you say about yourself that you are proud of.?" depending on the respondents' level of education, %
Как следствие, респонденты испытывают различные чувства к своей стране (рис. 8). Это уважение (вуз - 59,3 %, колледж - 76,7 %), надежда (62,4 % и 53,6 % соответственно), любовь (51,1 % и 62,5 % соответственно), а также скепсис (у 11,6 % студентов вузов против 1,9 % учащихся колледжей) и разочарование (10,4 % против 6,0 % соответственно). У 5 % респондентов это безразличие, антипатия, ненависть.
Антипатии Недоверие
Любови™
Скепсис Разочарование
Надежду Уважение
Безразличие Осуждение
Рисунок 8 - Облако слов «Какие чувства Вы испытываете по отношению к своей стране?»
Figure 8 - Word cloud "What feelings, first of all, do you have towards your country?"
Респонденты (вуз/колледж) отмечали, что «знают историю Великой Отечественной войны «очень хорошо» - 15,5 % и 19,6 % соответственно, скорее хорошо» - 67,3 % и 71,3 % соответственно. Для 17,7 % и 9,1 % молодежи эти знания невелики (сумма ответов «скорее плохо» и «очень плохо»)» [Алексеенок, Наливайко, 2023] (табл. 2).
Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, насколько хорошо Вы знаете историю Великой Отечественной войны?» в зависимости от уровня обучения респондентов, %.
Table 2 - Distribution of responses to the question: "How well do you think you know the history of the Great Patriotic War?" depending on the level of education of respondents, %.
Как Вы считаете, насколько хорошо Вы знаете историю Великой Отечественной войны? Уровень обучения
Вуз Колледж
Очень хорошо 15,0 19,6
Скорее хорошо 67,3 71,3
Скорее плохо 15,6 8,2
Очень плохо 2,1 0,9
Итого 100,0 100,0
Важно, что День Победы остается значимым праздником для молодого поколения. Порядка 95 % опрошенных в обоих группах указывали на необходимость участия в мероприятиях, приуроченных к этой дате.
Всероссийские исследования ФОМ (9 июня 2023 г., 11 июня 2024 г.) указывают, что люди становятся патриотами, главным образом, под влиянием патриотического воспитания. Об этом заявляли в целом 53 % респондентов (в 2019 году из 1500 респондентов на это указывали 48 %, а 42 % опрошенных связывали этот процесс с иными факторами). В молодежном сегменте этот показатель равен 46 %, а в более старшем - 60 % россиян1.
Новые генерации отмечают, что патриотическое воспитание должно идти в первую очередь из семьи (так ответили 78 % студентов вузов и 72,9 % учащихся системы СПО). К основным акторам такого воспитания также были отнесены учебные заведения (63,9 % и 60,3 % соответственно), СМИ (35,5 % и 27,4 % соответственно), общественные организации (так ответили около трети молодых орлов-чан), органы государственной власти (21,7 % и 32,2 % соответственно), ветераны войн и боевых конфликтов, близкое окружение и армия (рис. 9).
Рисунок 9 - Акторы патриотического воспитания граждан, % Figure 9 - Actors of patriotic education of citizens, %
1 Патриотизм и патриоты. Как люди становятся патриотами? Должен ли каждый гражданин страны быть патриотом? - URL.: https://fom.ru/TSennosti/15029 (дата обращения: 12.06.2024).
Кроме того, респонденты возлагали ответственность по патриотическому воспитанию на самих себя («сам человек должен понимать, что для него патриотизм, и воспитывать его в себе»), а также указывали на то, что патриотизм нельзя навязывать.
В целом результаты показали положительную динамику в патриотическом воспитании студенческой молодежи, поскольку молодые люди считают себя патриотами, готовыми защищать интересы своей страны, имеют представление, какими качествами должен обладать патриот, а также активно участвуют в мероприятиях и патриотической жизни образовательных учреждений, однако некоторые ответы респондентов заставили задуматься.
Заключение
Полученный материал исследования позволяет сформулировать следующие выводы и обобщения: с определенной оговоркой содержательно патриотизм для современной молодежи связан с особым историко-культурным наследием, тесно связанным с любовью к Родине, готовностью с оружием в руках ее защищать и даже отдать жизнь за свободу нации (романтическое восприятие Отечества) и привязанностью к государству (с позитивистской точки зрения).
Патриотизм как общественное явление, прежде всего, развивается в каждом человеке. В масштабах всего общества патриотизм развивается системно, и общественные организации входят в эту систему, так же как семья, как учреждения образования, роль по воспитанию патриотизма ни в одном из перечисленных институтов не может преуменьшаться. Только при условии совместного сотрудничества государства, заинтересованных организаций, молодежных движений можно добиться создания такой эффективной системы патриотического воспитания молодежи - поколения, на котором строится будущее нашей огромной страны.
Выделим ряд проблемных моментов в патриотическом воспитании молодежи. Это, например:
- необходимость развития кадрового потенциала, материально-бытовых условий в образовательных организациях, акцентирование внимания советников директора по воспитанию на патриотизме школьников;
- необходимость укрепления методической базы системы патриотического воспитания;
- огромное влияние СМИ на мировоззрение молодёжи. Так, например, в новостном контенте федеральных СМИ акцентировано внимание на чрезвычайных происшествиях, политике и различного рода «негативе». При этом, например, в Орловской области СМИ активно публикуют материалы о проводимых патриотических мероприятиях. Важно формировать патриотическую ме-диаповестку с учетом аудитории и формата подачи контента.
Для повышения эффективности патриотического воспитания учащейся и студенческой молодежи существует объективная необходимость совершенствования нормативно-правового, педагогического и методического, информационного, научно-технического, кадрового и финансово-экономического обеспечения рассматриваемой системы.
Сегодня молодежь следует учить и воспитывать не только в духе толерантности и уважения к другим народам, но и в духе защиты смысла Российского государства. Важным элементом образования является обучение молодых поколений россиян делать выводы из прошлого.
Библиография:
1. Алексеенок А.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи: социологический анализ / А. А. Алексеенок, К. В. Наливай-ко // Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Т. 18, № 3. - С. 177-197. - DOI 10.22394/2071-2367-2023-18-3-177-197. -EDN YILWEN.
2. Каира Ю.В. Ценности патриотизма молодежи России как ресурс социального развития общества / Ю. В. Каира, Е. К. Кондрато-ва // Среднерусский вестник общественных наук. - 2022. - Т. 17, № 6. - С. 106-123. - DOI 10.22394/2071-2367-2022-17-6-106-123. -EDN EGDFGB.
3. Касамара В.А. Многогранный патриотизм: от концепции к исследованию молодежных представлений / В. А. Касамара // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2023. - Т. 26, № 3. -С. 201-233. - DOI 10.31119/jssa.2023.26.3.8. - EDN ZJUHZQ.
4. Кузнецов И.М. Патриотизм региональной молодёжи в социологическом измерении (на примере Пензенской области) / И. М. Кузнецов // Социологическая наука и социальная практика. -2023. - Т. 11, № 2. - С. 25-40. - DOI 10.19181/snsp.2023.11.2.2. - EDN JHXXVO.
5. Кульбачевская О.В. Патриотизм молодежи как стратегический
ресурс развития России: потенциал, вызовы, риски / О. В. Куль-бачевская // Вестник антропологии. - 2023. - № 4. - С. 20-36. - DOI 10.33876/2311-0546/2023-4/20-36. - EDN PUKQAL.
6. Маленков В.В. Патриотизм, гражданственность в политике и идентичности молодежи / В. В. Маленков // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2022. - № 67. - С. 120-131. - DOI 10.17223/1998863X/67/11. -EDN QHIFIJ.
7. Меркулов П.А. Патриотическое воспитание современной студенческой молодежи. Информационный бюллетень социологической лаборатории: Научное издание / П. А. Меркулов, А. А. Алексе-енок, О. В. Леонова. - Орел: Среднерусский институт управления -филиал РАНХиГС, 2022. - 64 с. - ISBN 978-5-93179-733-5. - EDN QVEGME.
8. Образ будущего в призме социологических измерений: [монография] / М. Б. Буланова, Н. М. Великая, О. В. Гребняк [и др.]; отв. ред. Н. М. Великая; ИСПИ ФНИСЦ РАН. - М.: Мир Науки, 2023. -320 с.
9. Проказина Н.В. Историческая память о Великой Отечественной войне как ресурс патриотического и гражданского воспитания / Н. В. Проказина, Ю. В. Дорохова, Н. Н. Хатнюк // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - Т. 12, № 3. - С. 260271. - DOI 10.22394/2071-2367-2017-12-3-260-271. - EDN YZLJRN.
10. Селезнева А.В. Политические ценности российской молодежи: традиционные смыслы в современных условиях / А. В. Селезнева // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2024. - № 77. - С. 275-289. - DOI 10.17223/1998863X/77/23. - EDN MTCOZV.
11. Шаповалова И.С. Патриотические установки региональной молодежи / И. С. Шаповалова // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 4 (44). - С. 47-54. - EDN XDXZXH.
12. Evans, C. Stephen. 2023. "Patriotism and Love of the Neighbor: A Kierkegaardian View of a Contested Virtue" Religions 14, no. 9: 1203. https://doi.org/10.3390/rel14091203.
13. Lulek, B. (2023). Patriotyzm w perspektywie 20-, 40- i 60-latkow na Podkarpaciu. KULTURA - PRZEMIANY - EDUKACJA, 12, 68-83. https://doi.org/10.15584/kpe.2023.12.4.
14. Matson, Erik. (2024). Adam Smith and the Patriotism of Partnership. Journal of Contextual Economics - Schmollers Jahrbuch.
SSRN: https://ssrn.com/abstract=4839145 or
http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4839145.
15. Reuben, J.A. (2005) 'Patriotic Purposes: Public Schools and the Education of Citizens,' in S. Furhman and M. Lazerson (eds) The Institutions of American Democracy: The Public Schools (Oxford: Oxford University Press), p. 1-24.
16. White, Hayden, and Robert Doran, 'The Problem with Modern Patriotism [1998]', in Robert Doran (ed.), The Ethics of Narrative: Essays on History, Literature, and Theory, 1998-2007 (Ithaca, NY, 2024; online edn, Cornell Scholarship Online, 23 May 2024), https://doi.org/10.7591/cornell/9781501764738.003.0001.
References:
1. Alekseenok, A. A. Nalivaiko, K. V. (2023) Patrioticheskoe vospitanie studencheskoi molodezhi: sotsiologicheskii analiz. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. T. 18, no. 3, p. 177-197. DOI 10.22394/20712367-2023-18-3-177-197. (In Russ.). EDN YILWEN.
2. Kaira, Iu. V., Kondratova, E. K. (2022) Tsennosti patriotizma molodezhi Rossii kak resurs sotsial'nogo razvitiia obshchestva. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. T. 17, no. 6, P. 106-123. DOI 10.22394/2071-2367-2022-17-6-106-123. (In Russ.). EDN EGDFGB.
3. Kasamara, V. A. (2023) Mnogogrannyi patriotizm: ot kontseptsii k issledovaniiu molodezhnykh predstavlenii. Zhurnal sotsiologii i sotsi-al'noi antropologii. T. 26, no.3. p. 201-233. DOI 10.31119/jssa.2023.26.3.8. (In Russ.). EDN ZJUHZQ.
4. Kuznetsov, I. M. (2023) Patriotizm regional'noi molodezhi v sotsiologicheskom izmerenii (na primere Penzenskoi oblasti). Sotsiolog-icheskaia nauka i sotsial'naia praktika. T. 11, no. 2, P. 25-40. DOI 10.19181/snsp.2023.11.2.2. (In Russ.). EDN JHXXVO.
5. Kul'bachevskaia, O. V. (2023) Patriotizm molodezhi kak strate-gicheskii resurs razvitiia Rossii: potentsial, vyzovy, riski. Vestnik antropologii. no. 4. p. 20-36. DOI 10.33876/2311-0546/2023-4/20-36. (In Russ.). EDN PUKQAL.
6. Malenkov, V. V. (2022) Patriotizm, grazhdanstvennost' v politike i identichnosti molodezhi. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universi-teta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia. no. 67, p. 120-131. DOI 10.17223/1998863X/67/11. (In Russ.). EDN QHIFIJ.
7. Merkulov, P. A., Alekseenok, A. A. Leonova, O. V. (2022) Patrioticheskoe vospitanie sovremennoi studencheskoi molodezhi. Infor-matsionnyi biulleten' sotsiologicheskoi laboratorii : Nauchnoe izdanie.
Orel : Srednerusskii institut upravleniia - filial RANKhiGS, 64 p. ISBN 978-5-93179-733-5. (In Russ.). EDN QVEGME.
8. Obraz budushchego v prizme sotsiologicheskikh izmerenii (2023) / M. B. Bulanova, N. M. Velikaia, O. V. Grebniak [i dr.] ; otv. red. N. M. Ve-likaia; ISPI FNISTs RAN. M. : Mir Nauki, 320 p. (In Russ.).
9. Prokazina, N. V., Dorokhova, Iu. V. Khatniuk, N. N. (2017) Istoricheskaia pamiat' o Velikoi otechestvennoi voine kak resurs patri-oticheskogo i grazhdanskogo vospitaniia Srednerusskii vestnik ob-shchestvennykh nauk. T. 12, no 3. P. 260-271. DOI 10.22394/2071-23672017-12-3-260-271. (In Russ.). EDN YZLJRN.
10. Selezneva, A. V. (2024) Politicheskie tsennosti rossiiskoi mo-lodezhi: traditsionnye smyslyv sovremennykh usloviiakh. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia. № 77. P. 275-289. DOI 10.17223/1998863X/77/23. (In Russ.). EDN MTCOZV.
11. Shapovalova, I. S. (2016) Patrioticheskie ustanovki regional'noi molodezhi. Vestnik pedagogicheskikh innovatsii. no 4(44). P. 47-54. (In Russ.). EDN XDXZXH.
© Алексеенок А.А., Исаев А.В., Наливайко К.В., 2024
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов: все авторы внесли равнозначный вклад в проведение исследования и написание статьи.
The authors declare no conflict of interest.
Authors' contribution: all authors made an equal contribution to the research and writing of the article.
Поступила в редакцию (Received) 12.02.2024. Поступила после рецензирования (Revised) 19.05.2024. Принята к публикации (Accepted) 28.06.2024.