СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
Научная статья УДК 316 EDN: JGRPAT
doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-4-6
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ:
ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Маргарита Константиновна Карпова
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. Представлены патриотические настроения в современной молодежной среде и роль патриотизма в формировании российского общества. Рассматривается патриотизм студенческой молодежи, анализируется ее отношение к государственным символам страны. Обосновывается значимость патриотического воспитания молодежи для укрепления российской государственности и властных отношений, реализации молодежной политики страны. Цель работы - изучение патриотического сознания и поведения молодежи как условия и важнейшей составляющей политической стабильности современного российского общества. Материалы и методы. Реализация задач осуществлена на основе анализа и обобщения статистических данных, научного анализа широкого спектра источников, включая научную и периодическую литературу. Изучение патриотических настроений основано на материалах исследований среди молодежи Пензенского государственного университета, а также анализе данных социологических исследований, представленных общероссийскими центрами - Всероссийским центром изучения общественного мнения, Фондом «Общественное мнение». Результаты. В процессе анализа было выявлено, что патриотические настроения, царящие в обществе, играют интегрирующую роль в жизни российского общества и молодого поколения как важнейшее условие консолидации и стабилизации современной России. Результаты могут быть использованы для более глубокого осмысления духовно-нравственных и политических процессов, происходящих в России. Выводы. Исследуя патриотические настроения современной молодежи, изучая различные аспекты их проявления, можно выделить важнейшие составляющие патриотического воспитания: формирование патриотического сознания, преемственности культурных традиций, любви к своей Родине, преданности, чувства гордости за свой народ, сохранение исторической памяти, выработка активной гражданской позиции у молодежи.
Ключевые слова: молодежь, патриотизм, патриотические настроения, ценности, государство Для цитирования: Карпова М. К. Патриотические настроения современной молодежи: вызовы времени // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, N° 4. С. 53-65. doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-4-6 EDN: JGRPAT
© Карпова М. К., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(4). http://esj.pnzgu.ru
SOCIAL STRUCTURE, SOCIAL INSTITUTIONS AND PROCESSES
Original article
PATRIOTIC SENTIMENTS OF MODERN YOUTH: CHALLENGES OF THE TIME
Margarita K. Karpova
Penza State University, Penza, Russia [email protected]
Abstract. Background. The article presents patriotic sentiments in the modern youth environment and the role of patriotism in the formation of Russian society. The patriotism of the student youth is considered, the attitude of young people to the state symbols of the country is analyzed. The importance of patriotic education of young people for strengthening Russian statehood and power relations, and the implementation of the country's youth policy is substantiated. The purpose of the work is to study the patriotic consciousness and behaviour of youth as a condition and an important component of the political stability of modern Russian society. Materials and methods. The tasks are implemented on the basis of analysis and generalization of statistical data, scientific analysis of a wide range of sources, including scientific and periodical literature. The study of representations of patriotic sentiments is based on research materials among the youth of Penza State University, as well as an analysis of sociological research data presented by the All-Russian centres VTslOM, Public Opinion Foundation. Results. During the analysis, it was revealed that the patriotic sentiments prevailing in society play an integrating role in the life of Russian society and the younger generation as the most important condition for the consolidation and stabilization of modern Russia. The results can be used for a deeper understanding of the spiritual, moral and political processes taking place in Russia. Conclusions. Exploring the patriotic sentiments of modern youth, studying various aspects of its manifestation, it is possible to identify the most important components of patriotic education: the formation of patriotic consciousness, the continuity of cultural traditions, love and devotion to their Homeland, a sense of pride for their people, the preservation of historical memory, the formation of an active civic position among young people.
Keywords: youth, patriotism, patriotic sentiments, values, the state
For citation: Karpova M.K. Patriotic sentiments of modern youth: challenges of the time. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(4):53-65. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-4-6
Введение
Патриотизм - это сложное явление, включающее патриотическое сознание, в котором накапливаются знания, представления, суждения о стране. Оно определяет поведение человека, его участие в защите государства, деятельности на благо Отечества. Социально-психологический аспект сознания состоит в осмыслении, эмоциональном переживании происходящих процессов. Сознание характеризуется категориально-ценностным отражением действительности. Вне размышления, суждения, восприятия ситуаций, которые несут отпечаток социокультурного характера, невозможно сформировать патриотизм [1].
Патриотизм происходит от греческого слова patriotes - соотечественник, patris - родина, отечество. В Большой советской энциклопедии понятие «патриотизм» представлено как «... любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам»1. Патриотизм - «.одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками
© Karpova M.K., 2024. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
1 Большая советская энциклопеция : в 30 т. Т. 19: Отоми - Пластырь / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Советская Энциклопедия, 1975. 648 с.
и тысячелетиями обособленных отечеств»1. В новом словаре русского языка дается следующее определение патриотизма: «...любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины»2.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (реализация рассчитана до 2024 г.) национального проекта «Образование» является ключевым документом в сфере патриотического воспитания. Он направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. «С каждым годом все больше граждан воспринимают патриотизм не просто как любовь к Родине, а как непосредственные действия на благо своей страны. Они собираются в команды, создают новые проекты и вносят реальный вклад в развитие патриотизма. Ведь любовь к Родине, ее культуре и самобытности, деятельное участие в судьбе страны, сохранение исторической правды -это все то, что необходимо взращивать в умах и сердцах молодежи, чтобы потом они строили великое будущее России», - отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин3.
В нашей стране проводятся патриотические мероприятия и акции, направленные на воспитание уважения к своей стране, что в современных условиях дает ясное представление о патриотизме не только как любви к Родине, но и как выполнении гражданских обязанностей, что становится ключевым источником патриотического воспитания молодежи.
Вопрос государственной политики в области патриотического воспитания является приоритетным для любого государства, поэтому ученые уделяют этому аспекту большое внимание. Патриотическое воспитание должно стать ключевым направлением государственной деятельности, и современная политика должна быть нацелена на формирование у молодежи системы ценностей и культурных ориентиров, направленных на воспитание уважения к собственной стране.
В работах российских ученых Ю. Г. Волкова, А. Г. Здравомыслова, Ю. А. Зубок, М. Я. Курганской, Н. И. Лапина, И. А. Халий, В. И. Чупрова, В. А. Ядова [2-9] и др. представлены теоретические подходы к анализу патриотических ценностных ориентаций молодежи. Методам патриотического воспитания молодежи посвящены исследования В. В. Блошко, М. А. Ешева, В. И. Лутовинова [10-12] и др. Проблемы отношения молодежи к Родине, гордости за свою страну рассматривались в работах В. А. Касамара, В. С. Магун, А. А. Соловьевой, О. В. Сорокина [13-16] и др. Изучением современного представления и значения патриотизма в молодежной среде занимались М. А. Клупт, Л. Ф. Каримова, Н. В. Корж, В. В. Маленков, Р. В. Парма, Е. В. Прямикова, Н. В. Розенберг, Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова, М. З. Самате-ева, О. В. Шиняева [17-29] и др. Вопросы государственной политики по формированию патриотического воспитания исследуются с позиций глобальных вызовов, а также с точки зрения образовательных учреждений, участвующих в формировании патриотизма.
Патриотизм сегодня рассматривается как сочетание любви к Родине и выполнения своих гражданских обязанностей, а также закона и порядка в повседневной деятельности. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние как на имидж страны, так и на формирование политики патриотического воспитания молодежи, которое осуществляется в ключевых институтах ее воспитания, а именно в семье и образовательных учреждениях. Родители оказывают непосредственное влияние на формирование патриотизма у своих детей. В образовательных учреждениях проводятся занятия, направленные на воспитание уважения к своей стране, что в современных условиях становится ключевым источником патриотического воспитания современной молодежи.
Важным фактором формирования системы патриотического воспитания является использование ключевых компонентов патриотизма. К ним относятся использование государственного
1 Ленин В. И. Полное собрание сочинений : в 55 т. М. : Издательство политической литературы, 1977. Т. 37. 778 с.
2 Ефремова Т. В. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : в 2 т. Т. 2: П - Я. М. : Рус. яз., 2000. 1084 с.
3 Патриотическое воспитание молодежи // Роспатриот : сайт. URL : https://rospatriotcentr.ru/rospatriot/ patriotic/?ysclid=m2rwyma26l160838137 (дата обращения: 10.09.2024).
языка, знание истории страны, государственных символов, традиционных ценностей и приверженность определенным национальным традициям.
Материалы и методы
Изучение патриотических настроений современной молодежи и роли патриотизма в формировании российского общества основано на анализе данных общероссийских репрезентативных опросов Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Общественной палаты РФ, посвященных проблематике патриотизма. Также использовались материалы социологического исследования государственной идентичности студенческой молодежи Пензенского государственного университета «Государственные символы» (п = 468, март-апрель 2024 г.).
Результаты
ВЦИОМ в марте 2024 г. представил результаты исследования мониторингового опроса о патриотизме (п = 1600 человек, в возрасте от 18 лет)1. Согласно результатам опроса (табл. 1), уровень патриотизма в российском обществе высок как никогда: на сегодняшний день патриотами себя считают 94 % наших сограждан, в том числе безусловными патриотами -62 % (+10 п.п. за последний год), это абсолютный максимум за весь период наблюдений.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Как бы Вы сами себя охарактеризовали -как патриота своей страны или нет?» (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)2
Ответ Год
2000 2005 2006 2008 2010 2011 2013 III.2014 X.2014 2016 2018 2020 2022 2023 2024
Да, безусловно 84 47 42 48 41 41 37 40 48 46 51 46 54 52 62
Скорее да 37 42 40 43 39 44 41 36 34 41 43 38 39 32
Скорее нет 16 8 10 6 9 14 12 13 9 12 4 6 4 4 2
Безусловно, нет 2 2 2 1 3 2 2 3 6 1 2 1 1 1
Затрудняюсь ответить 0 6 4 4 6 3 5 4 4 2 3 3 3 4 3
В целом тренд на «безусловный патриотизм» берет начало осенью 2014 г., когда доля «безусловных» патриотов впервые за долгое время ощутимо превысила долю «скорее» патриотов (48 vs. 36 %). Одно из очевидных объяснений всплеска патриотизма в обществе в тот период - воссоединение Крыма с Россией. Начало специальной военной операции 2022 г. также ознаменовалось приростом «безусловных» патриотов (+8 п.п. с предыдущего замера);
1 О современном российском патриотизме // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) : сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/o-sovremennom-rossiiskom-patriotizme (дата обращения: 10.09.2024).
2 В 2000 г. вопрос звучал: «Считаете ли Вы себя патриотом России?», в 2013, 2014 и 2016 гг. вопрос звучал: «Скажите, Вы ощущаете себя патриотом России или нет?».
вплоть до сегодняшнего дня (дольше, чем когда-либо) таковыми себя считают не менее половины наших сограждан. Это обусловлено не только внешним давлением на страну, но и ростом общественного самосознания и гордости.
Чувство патриотизма примерно в равной степени разделяют мужчины и женщины (93 и 95 % соответственно), молодежь и представители старшего поколения (87 % в группе 18-24 лет и 94 % среди 60+), жители столиц и сел (94 и 95 % соответственно).
На вопрос «Что значит для Вас "любить Родину"?» выделяются три семантических поля:
1) «Родина - это...» (семья, дом / любовь к семье, забота о близких; место, где родился, где живешь / свой город, край; благополучие / безопасность / благосостояние; дети; природа; Земля; страна/Россия);
2) «любить Родину - это.» (гордиться; защищать; вкладываться в развитие, процветание; знать и любить историю, культуру, традиции; жить в ней / не уезжать; быть патриотом; действовать в интересах страны; помогать / поддерживать);
3) «любить Родину - значит обладать определенными качествами» (быть достойным / ответственным; честным и порядочным; верным и преданным).
Иными словами, в первом случае высказывания раскрывают понимание того, что для россиян олицетворяет Родину, во втором - что значит ее любить, в третьем - каким человеком для этого надо быть.
Результаты опроса «Патриоты и патриотизм», проведенного ФОМ в мае 2024 г.,1 показали, что чуть больше половины участников считают, что за последние годы патриотов в стране стало больше, 10 % - что меньше, четверть опрошенных полагают, что в этом отношении ничего не изменилось (рис. 1).
— Стало больше — Стало меньше — В этом отношении ничего не изменилось
— Затрудняюсь ответить
39 46 47__ 52
30 __JL——*■ 29
19 2/\
\j 1 1 2 1 0
2017-1 22 июля 9 июня 2 августа 29 мая 2022 28 мая 2023 26 мая 2024
2018 2019 2020
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вам кажется, за последние годы среди россиян стало больше патриотов, меньше или в этом отношении
ничего не изменилось?»
Результаты опроса имеют положительные тенденции, и патриотические идеи выступают важным инструментом в консолидации нашего общества. Среди граждан Российской Федерации, включая молодое поколение, как никогда усиливается патриотическое сознание.
1 Патриотизм и патриоты // Фонд Общественное Мнение / ФОМ : сайт. URL: https://fom.ru/TSennosti/15029 (дата обращения: 12.09.2024).
Результаты ВЦИОМ, полученные в апреле 2023 г.1, говорят о том, что в разных возрастных группах понятие «быть патриотом» имеет различное процентное соотношение. Так, «быть патриотом» для молодежи - значит «работать / действовать во благо / для процветания страны», «стремиться улучшить положение дел в стране» и «говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была». Для старшего поколения первостепенное значение имеет также «работать / действовать во благо / для процветания страны», затем «защищать свою страну от любых нападок и обвинений» и третье «считать себя частью страны». Меньше всего молодежь выбирает вариант «считать, что твоя страна - лучше, чем другие страны» (рис. 2). События последних лет повернули данное понятие в общественном сознании в сторону действия. Сначала доминирующим было понимание патриотизма как любви к своей стране, затем начался рост восприятия его как активной деятельности, направленной во благо и для процветания страны, сегодня такое мнение гражданами высказывается так же часто, как патриотизм -любовь к Родине».
60 50 40 30 20 10 0
18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет
■ Работать/действовать во благо / для процветания страны
■ Защищать свою страну от любых нападок и обвинений
■ Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была
■ Считать себя частью страны
■ Стремиться улучшить положение дел в стране
■ Считать, что твоя страна - лучше, чем другие страны
60 лет и старше
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Что, по-Вашему, значит быть патриотом? Вы можете дать от одного до трех ответов» (закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)
Сегодня патриотизм проявляется в новой функции: не только защита страны от видимых врагов, но и прежде всего консолидация общества, продвижение идеалов и целей, которые привлекательны для общества и рассматриваются в интересах государства. Молодежь настроена на перемены, на улучшение будущего страны.
Патриотизм соответствует стремлению страны к модернизации, к резкому повышению эффективности экономики, к концентрации всех общественных сил для прорыва и выражает стратегическую позицию в мире. Состояние российского общества зависит от качества фундаментальных идей, ценностей и смыслов, которые функционируют в новых исторических реалиях, и для патриотического воспитания это имеет особое значение.
1 Патриотизм: мониторинг // ВЦИОМ : сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ patriotizm-momtoring?ysdid=m2irzl8bbf518676881 (дата обращения: 12.09.2024).
С самого раннего возраста необходимо заниматься патриотическим воспитанием, и патриотическое сознание должно формироваться с детства. В закон «Об образовании»1 по инициативе Президента РФ В. В. Путина были внесены поправки. С 1 сентября 2022 г. в российских школах и профессиональных образовательных организациях появилась новая традиция - каждая учебная неделя теперь начинается с поднятия флага России и исполнения гимна на торжественной линейке. Данные новации патриотического воспитания скорее находят поддержку у россиян. Согласно опросу ВЦИОМ2 «Государственные символы: мнение учеников и родителей», это нововведение хорошо известно подавляющему большинству родителей школьников и студентов СПО - 90 %, в том числе 74 % хорошо знают об этом, а 16 % - наслышаны. Девять из десяти (88 %) опрошенных родителей школьников и студентов СПО положительно оценивают традицию поднятия флага в начале учебной недели. Большинство родителей (79 %) также видят в новой традиции элемент патриотического воспитания, по их мнению, еженедельное поднятие флага и прослушивание гимна способствуют формированию чувства патриотизма у школьников и студентов СПО. Примерно каждый шестой (17 %) считает, что такая церемония не влияет на уровень патриотизма учащихся.
Высокий уровень одобрения отмечен и среди самих школьников - 90 % опрошенных учеников 1-8 классов сообщили, что положительно воспринимают тот факт, что учебная неделя в российских школах начинается с поднятия флага и исполнения гимна. Обратное мнение разделяют 8 % учащихся. Таким образом, введение в российских образовательных организациях традиции еженедельного поднятия флага и исполнения гимна получило широкую поддержку со стороны родителей и учеников и рассматривается как действенный инструмент патриотического воспитания молодежи.
Комиссия Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию провела опрос в ноябре 2022 г., посвященный актуальным вопросам патриотического воспитания3. Главной проблемой в этой сфере 42 % респондентов назвали отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей, низкий уровень знаний об истории и культуре страны. 34 % опрошенных считают, что решением проблем патриотического воспитания может стать усиление просветительской деятельности и роли образовательных организаций в вопросах формирования патриотизма, включающее разработку современных методик преподавания, образовательных программ, введение новых предметов, направленных на патриотическое воспитание обучающихся. Второй по популярности ответ (18 %) - вовлечение молодежи в патриотическую повестку.
Эффективным способом активизации интереса к изучению истории России и формированию чувства уважения к прошлому страны 25 % опрошенных назвали образовательный процесс, включающий уроки истории, беседы, выставки, конкурсы, активную внеклассную работу, а также его трансформацию в виде разработки новых школьных учебников. 15 % также выделили чтение книг, просмотр фильмов и патриотических видеороликов как эффективный способ вызвать интерес к изучению истории России.
Самым действенным механизмом развития у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к государственным символам и историческим событиям, по мнению 24 % респондентов, является воспитание. Повышение интереса к истории и символам России, родного края - второй по популярности ответ среди участников опроса, данный механизм считают эффективным 19 % респондентов. Наименее эффективным механизмом развития чувства гордости и уважения у молодежи к государственным
1 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : федер. закон от 24 сентября 2022 г. № 371-Ф3 // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_427331/ (дата обращения: 12.10.2024).
2 Государственные символы: мнение учеников и родителей // ВЦИОМ : сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/flag-nad-shkoloi (дата обращения: 12.09.2024).
3 Россияне назвали главные проблемы развития патриотизма у молодежи // Общественная палата Российской Федерации : сайт. URL: https://www.oprf.ru/news/rossiyane-nazvali-glavnye-problemy-razvitiya-patriotizma-u-molodezhi (дата обращения: 12.09.2024).
символам, по мнению респондентов, является создание патриотических объединений (1 %) (рис. 3).
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Какие механизмы развития у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов и исторических событий Вы считаете эффективными?»
Проблему государственной символики, отношения к ней молодежи необходимо рассматривать в контексте проблемы патриотического воспитания и формирования государственной и гражданской идентичности [23].
В рамках проведенного авторского исследования проанализировано отношение студенческой молодежи к государственным символам. Отвечая на вопрос: «Из каких источников Вы узнали (получили информацию) о государственных символах Российской Федерации?», большинство опрошенных указали на учреждения системы образования - школу и университет (87,4 и 34,8 % соответственно). Кроме того, большую роль в формировании представлений о государственных символах и их использовании среди студенческой молодежи играют средства массовой информации, а также семья, друзья и знакомые (56,4 %). И лишь 16,2 % респондентов ответили, что источником их знаний о символах государственной власти в России являются органы государственной власти [23]. Это подтверждает выбор правильного направления вектора политики государства в области патриотического воспитания.
В июне 2024 г. ВЦИОМ привел результаты опроса о том, как представляют себе нашу страну россияне и чем гордятся больше всего1. Символы, олицетворяющие Россию для ее граждан, оказались самыми разнообразными. Для трети опрошенных - это официальные символы государства (30 %, +18 п.п. к 2022 г.), Красная площадь, Кремль (7 %, + 5 п.п. к 2022 г.). Для части опрошенных Россия - это дом, Родина (6 %), близкие люди и семья (3 %).
Фигура Президента (6 %), символизирующая собой государственную власть, также входит в перечень ассоциаций, олицетворяющих Россию. Это отражает значимость сильного политического лидерства в восприятии образа страны. Среди других политических и властных символов - великая страна (6 %), армия (3 %), внутренняя политика (3 %), справедливость, демократия (по 2 %).
1 О национальной гордости великороссов - 2024 // ВЦИОМ : сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/o-nacionalnoi-gordosti-velikorossov-2024 (дата обращения: 12.09.2024).
Для части россиян символом нашей страны являются ее культура (5 %), история (2 %), вера (2 %). Иными словами, образ России в сознании граждан является многогранным и включает в себя как государственно-политические, так и культурно-исторические, при-родно-географические и духовные компоненты.
Образ Родины довольно часто ассоциируется с гордостью, величием, патриотизмом - 52 % ответов (великая страна - 25 %, люблю Россию - 23 %, радость, надежда - по 2 %). Значительно выражен и компонент России как Родины - 48 % ответов (родился здесь - 33 %, мой дом - 6 %, моя страна - 5 %, семья, близкие люди - 4 %).
Для многих наша страна - это ценности, культура и национальная идентичность - 20 % ответов (люди, сплоченность - по 5 %, справедливость, стабильность, возможности, свобода, культура - по 2 %). В образе России присутствуют и другие составляющие: официальные символы (10 % ответов), природа, ресурсы (9 % ответов), военная история (7 % ответов). Негативные ассоциации набирают 6 % ответов, что свидетельствует о преимущественно позитивном образе страны в общественном сознании.
Полученные результаты демонстрируют, что образ России в восприятии большинства ее граждан основывается на чувстве гордости, патриотизма, привязанности к Родине и ее культурно-исторической самобытности. Только патриотизм способен объединить людей разных возрастов, национальностей и вероисповеданий в стремлении создать благоприятные условия для существования и развития своей страны.
Заключение
Патриотические настроения играют большую роль в жизни российского общества и молодого поколения как важнейшего условия консолидации и стабилизации России. Патриотизм - это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее.
В. В. Путин в указе «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поручил к 2030 г. создать условия для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Кроме того, к этому же сроку глава государства поручил увеличить минимум до 75 % долю молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание1.
Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует глубокого анализа и комплексного подхода. Федеральные программы и мероприятия должны проводиться с учетом местной специфики, использованием традиционных культурных ценностей и более тесным взаимодействием образовательных учреждений, общественных организаций и местных властей. Эффективное патриотическое воспитание молодежи должно быть частью всей системы образования и воспитания, ориентированной на формирование ответственных, граждански активных и патриотически настроенных граждан России. Без этого невозможно обеспечить стабильность и процветание страны в долгосрочной перспективе.
Список литературы
1. Федосеева И. А. Воспитание патриотизма в современных реалиях - вызовы времени // Научный аспект. 2024. Т. 9, № 8. С. 1158-1164. EDN: ORSLHK
2. Волков Ю. Г., Вагина В. О. Формирование и формы реализации патриотических практик молодежи на юге России : монография. М. : Русайнс, 2022. 154 с. EDN: OKVLIT
3. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Социология в СССР : в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1966. 504 с.
4. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности : монография. М. : Норма, 2020. 304 с. EDN: WLJWBA
1 Путин поручил создать условия для патриотического воспитания на основе российских традиций // ТАСС : информационное агентство. URL : https://tass.ru/politika/20735795 (дата обращения: 10.09.2024).
5. Курганская М. Я. Патриотические ценностные ориентации российской студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06. М., 2012. 20 с. EDN: QIELAZ
6. Лапин Н. И., Беляева Л. А., Наумова Н. Ф., Здравомыслов А. Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М. : УРСС, 1996. 224 с. EDN: OSRDLL
7. Асимметрия жизни современного российского общества: соотношение традиций и инноваций : монография / О. В. Аксенова, Н. В. Левченко, И. А. Халий [и др.]. М. : Федеральный научно-исследовательский социологический центр, 2017. 207 с. EDN: ZEFIOD
8. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Н. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства : монография. М. : Норма : Инфра-М, 2014. 352 c. EDN: XRTSUR
9. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция / В. А. Ядов [и др.]. М. : ЦСП и М, 2013. 374 с. EDN: SWYNQU
10. Блошко В. В., Капустин В. В. Классификация методов патриотического воспитания молодежи в аспекте сферы их применения // Социология. 2022. № 2. С. 93-100. EDN: ISIHIG
11. Ешев М. А. Патриотизм и гражданский национализм в сознании студенчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1, Регионоведение: философия, история, социология, экономика, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. С. 127-133. EDN: KNNPUN
12. Лутовинов В. И., Балашов Р. В., Метлик И. В., Поляков С. П. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи. М. : РАНХиГС, 2010. 172 с. EDN: LWCILF
13. Касамара В. А., Сорокина А. А. «С чего начинается Родина»: патриотизм в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2016. № 6. С. 99-110. EDN: XHDDET
14. Магун В. С., Магун А. В. Связь со страной и гордость за ее достижения (российские данные в контексте международных сравнений) // Общественные науки и современность. 2009. № 3. С. 32-44. EDN: KDRHOD
15. Соловьева А. А., Соловьева Т. А. Символика семьи в структуре социальных представлений россиян о Родине // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 113-125. EDN: VOADPL
16. Сорокин О. В. Смысловые компоненты отношения к Родине в культурном пространстве молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 , Регионоведение: философия, история, социология, экономика, юриспруденция, политология, культурология. 2021. № 3 (284). С. 110-121. doi: 10.53598/2410-3691-2021-3-284-110-121 EDN: TTBUHU
17. Клупт М. А. Динамика идеалов в современной России: опыт системного анализа // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 136-146. doi: 10.31857/S0132162524010124 EDN: FHVMMN
18. Корж Н. В., Каримова Л. Ф. Проблема патриотизма среди современной молодежи в условиях геополитической напряженности // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10, № 4 (40). С. 80-89. doi: 10.21685/2307-9525-2022-10-4-9 EDN: WFQNKB
19. Корж Н. В. Основные направления формирования патриотического сознания студенческой молодежи: региональный аспект // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 123-130. doi: 10.31171/vlast.v29i1.7925 EDN: KLSIUT
20. Маленков В. В. Патриотизм, гражданственность в политике и идентичности молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. С. 120-131. doi: 10.17223/1998863X/67/11 EDN: QHIFIJ
21. Парма Р. В. Патриотические настроения студенческой молодежи в современной России // Власть. 2023. Т. 31, № 3. С. 17-24. doi: 10.31171/vlast.v31i3.9617 EDN: NQJRDO
22. Прямикова Е. В., Куренбина О. А. Символы России в социальной памяти студентов // Теория и практика общественного развития. 2019. № 4 (134). С. 60-64. doi: 10.24158/tipor.2019.4.9 EDN: ZDHNEL
23. Розенберг Н. В., Карпова М. К. Символы государственной идентичности в представлениях российской студенческой молодежи // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, № 2 (46). С. 120-130. doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-12 EDN: JYECAP
24. Рожкова Л. В., Сальникова О. В. Патриотизм в структуре политического и протестного потенциала современной молодежи // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2021. Т. 9, № 4 (36). С. 138-147. doi: 10.21685/2307-9525-2021-9-4-16 EDN: GRKZDL
25. Рожкова Л. В., Сальникова О. В. Роль высших учебных заведений в развитии патриотических ценностей молодежи в современных условиях // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12, № 1. С. 109-123. doi: 10.18522/2227-8656.2023.1.9 EDN: HKHOXW
26. Сальникова О. В. Патриотические ценностные ориентации учащейся молодежи Пензенской области // Ученый совет. 2023. № 6. С. 331-336. doi: 10.33920/nik-02-2306-01 EDN: UPVVAC
27. Саматеева М. З. Формирование патриотического сознания студенческой молодежи на основе понимания сущности патриотизма // Научный альманах. 2024. № 1-1 (111). С. 96-99. EDN: AFBDRI
28. Шиняева О. В., Ахметшина Е. Р., Клюева Т. В. Патриотизм и гражданские позиции студентов высших учебных заведений в контексте социальной модернизации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 63-78. doi: 10.24412/20716141-2021-3-63-78 EDN: QHKCSN
29. Шиняева О. В., Меркулов В. В. Гражданская активность российской молодежи в условиях новых глобальных и национальных вызовов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2023. № 3. С. 100-113. doi: 10.24412/2071-6141-2023-3-100-113 EDN: BMXDME
References
1. Fedoseeva I.A. Fostering patriotism in modern realities - challenges of the time. Nauchnyy aspect = Scientific aspect. 2024;9(8): 1158-1164. (In Russ.)
2. Volkov Yu.G., Vagina V.O. Formirovanie i formy realizatsiipatrioticheskikh praktik molodezhi na yuge Rossii: monografiya = Formation andforms of implementation ofpatriotic practices of youth in the south of Russia: monograph. Moscow: Rusayns, 2022:154. (In Russ.)
3. Zdravomyslov A.G., Yadov V.A. Sotsiologiya v SSSR: v 2 t. T. 2. = Sociology in the USSR: in 2 volumes. Vol. 2. Moscow: Mysl', 1966:504. (In Russ.)
4. Zubok Yu.A., Chuprov V.I.Molodezh'v kul'turnomprostranstve: samoregulyatsiyazhiznedeyatel'nosti: monografiya = Youth in the cultural space: self-regulation of life activity: monograph. Moscow: Norma, 2020:304. (In Russ.)
5. Kurganskaya M.Ya. Patriotic value orientations of Russian student youth: PhD abstract. Moscow, 2012:20. (In Russ.)
6. Lapin N.I. Belyaeva L.A., Naumova N.F., Zdravomyslov A.G. Dinamika tsennostey naseleniya re-formiruemoy Rossii = Population values dynamics of reformed Russia. Moscow: URSS, 1996:224. (In Russ.)
7. Aksenova O.V., Levchenko N.V., Khaliy I.A. et al. Asimmetriya zhizni sovremennogo rossiyskogo obshchestva: sootnoshenie traditsiy i innovatsiy: monografiya = Asymmetry of life in modern Russian society: the relationship between traditions and innovations: monograph. Moscow: Federal'nyy nauchno-issle-dovatel'skiy sotsiologicheskiy tsentr, 2017:207. (In Russ.)
8. Chuprov V.I., Zubok Yu.A., Romanovich N.A. Otnoshenie ksotsial'noy real'nosti v rossiyskom ob-shchestve: sotsiokul'turnyy mekhanizm formirovaniya i vosproizvodstva: monografiya = Attitude to social reality in Russian society: socio-cultural mechanism of formation and reproduction: monograph. Moscow: Norma: Infra-M, 2014:352. (In Russ.)
9. Yadov V.A. et al. Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial'nogo povedeniya lichnosti: dis-pozitsionnaya kontseptsiya = Self-regulation and prediction of social behavior of the individual: dispositional concept. Moscow: TsSP i M, 2013:374. (In Russ.)
10. Bloshko V.V., Kapustin V.V. Classification of youth patriotic education methods in terms of the scope of their application. Sotsiologiya = Sociology. 2022;(2):93-100. (In Russ.)
11. Eshev M.A. Patriotism and civic nationalism in students' consciousness. VestnikAdygeyskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya 1, Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, ekonomika, yurispru-dentsiya, politologiya, kul'turologiya = The Bulletin of the Adyghe State University. Series 1. Regional studies: philosophy, history, sociology, economics, law, politics, culture. 2009;(1): 127-133. (In Russ.)
12. Lutovinov V.I., Balashov R.V., Metlik I.V., Polyakov S.P. Voenno-patrioticheskoe vospitanie rossiyskoy molodezhi = Military-patriotic education of Russian youth. Moscow: RANKhiGS, 2010:172. (In Russ.)
13. Kasamara V.A., Sorokina A.A. "Where does the Motherland begin?": Patriotism in the ideas of student youth". Obshchestvennye nauki i sovremennost' = Social Sciences and Modernity. 2016;(6):99-110. (In Russ.)
14. Magun V.S., Magun A.V. Connection with the country and pride in its achievements (Russian data in the context of international comparisons). Obshchestvennye nauki i sovremennost' = Social Sciences and Modernity. 2009;(3):32-44. (In Russ.)
15. Solov'eva, A.A., Solov'eva T.A. Symbolism of the family in the structure of social ideas of Russians about the Motherland. Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovaniy = Labyrinth. Journal of Social and Humanitarian Research. 2015;(4): 113-125. (In Russ.)
16. Sorokin O.V. Semantic components of attitude to the Motherland in the cultural space of youth. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1, Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, ekonomika, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya = The Bulletin of the Adyghe State University. Series 1. Regional studies: philosophy, history, sociology, economics, law, politics, culture. 2021;(3): 110-121. (In Russ.). doi: 10.53598/2410-3691-2021-3-284-110-121
17. Klupt M.A. Dynamics of ideals in modern Russia: an experience of systems analysis. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. 2024;(1):136-146. (In Russ.). doi: 10.31857/S0132162524010124
18. Korzh N.V., Karimova L.F. The problem of patriotism among modern youth in the context of geopolitical tension. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(4):80-89. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2022-10-4-9
19. Korzh N.V. The main directions of formation of patriotic consciousness of student youth: regional aspect. Vlast' = Power. 2021;29(1):123-130. (In Russ.). doi: 10.31171/vlast.v29i1.7925
20. Malenkov V.V. Patriotism, citizenship in politics and youth identity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. 2022;(67):120-131. (In Russ.) doi: 10.17223/1998863X/67/11
21. Parma R.V. Patriotic sentiments of student youth in modern Russia. Vlast' = Power. 2023;31(3): 17-24. (In Russ.). doi: 10.31171/vlast.v31i3.9617
22. Pryamikova E.V., Kurenbina O.A. Symbols of Russia in the social memory of students. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development. 2019;(4):60-64. (In Russ.). doi: 10.24158/tipor.2019.4.9
23. Rozenberg N.V., Karpova M.K. Symbols of state identity in the perceptions of Russian student youth. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2):120-130. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-12
24. Rozhkova L.V., Sal'nikova O.V. Patriotism in the structure of political and protest potential of modern youth. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2021;9(4):138-147. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2021-9-4-16
25. Rozhkova L.V., Sal'nikova O.V. The role of higher education institutions in the development of patriotic values of youth in modern conditions. Gumanitariy Yuga Rossii = Humanitarian of the South of Russia. 2023;12(1): 109-123. (In Russ.). doi: 10.18522/2227-8656.2023.1.9
26. Sal'nikova O.V. Patriotic value orientations of student youth of the Penza region. Uchenyy sovet = Academic Council. 2023;(6):331-336. (In Russ.). doi: 10.33920/nik-02-2306-01
27. Samateeva M.Z. Formation of patriotic consciousness of student youth based on understanding the essence of patriotism. Nauchnyy al'manakh = Scientific almanac. 2024;(1-1):96-99. (In Russ.)
28. Shinyaeva O.V., Akhmetshina E.R., Klyueva T.V. Patriotism and civic positions of students of higher educational institutions in the context of social modernization. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki = Bulletin of Tula State University. Humanities. 2021;(3):63-78. (In Russ.). doi: 10.24412/2071-6141-2021-3-63-78
29. Shinyaeva O.V., Merkulov V.V. Civic activism of Russian youth in the context of new global and national challenges. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki = Bulletin of Tula State University. Humanities. 2023;(3):100-113. (In Russ.). doi: 10.24412/2071-6141-2023-3-100-113
Информация об авторе / Information about the author
М. К. Карпова - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
M.K. Karpova - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social Communication, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Поступила в редакцию / Received 15.09.2024
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 05.10.2024 Принята к публикации / Accepted 30.10.2024