Научная статья
УДК 17.022.1+355.233.231.1
https://doi.org/10.24158/fik.2023.11.40
Патриотизм как фактор сохранения национальной идентичности Татьяна Алексеевна Евсина
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева (филиал), Новокузнецк, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3157-5670
Аннотация. Современное российское общество испытывает жесточайший духовно-нравственный кризис, в ходе которого происходит разрушение ценностных установок через отрицание традиционных российских ценностей и внедрение новых ценностных парадигм. Духовно-нравственный кризис является следствием кризисного состояния сегодняшнего российского общества, которое обусловливается многими причинами: это и нестабильность экономической составляющей, и постоянно возникающие политические катаклизмы на мировой арене, и широкомасштабные экологические проблемы, и набирающий обороты процесс разрушения социальных связей, и, как следствие, явное разрушение нравственных устоев. Проблема сохранения национальной идентичности обозначена на всех уровнях, но решение ее возможно только посредством формирования и укрепления патриотизма в качестве фундамента будущего России. Именно поэтому формирование патриотизма становится приоритетом государственной политики Российской Федерации и рассматривается как фактор сохранения национальной идентичности.
Ключевые слова: патриотизм, молодежь, патриотическое воспитание, духовно-нравственные ценности, традиции, культура, нравственность, национальная идентичность
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Евсина Т.А. Патриотизм как фактор сохранения национальной идентичности // Общество: философия, история, культура. 2023. № 11. С. 279-283. https://doi.org/10.24158/fik.2023.11.40.
Original article
Patriotism as a Factor in Preserving National Identity
Tatiana A. Evsina
T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (KuzSTU) (branch), Novokuznetsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3157-5670
Abstract. Modern Russian society is experiencing a severe spiritual and moral crisis, during which value attitudes are being destroyed through the denial of traditional Russian values and the introduction of new value paradigms. Spiritual and moral crisis is a result of the crisis state of today's Russian society, which is caused by many reasons: it is the instability of the economic component, and the constantly emerging political cataclysms in the world arena, and large-scale environmental problems, as well as the gaining momentum in the process of destruction of social ties, and, as a consequence, the apparent destruction of moral foundations. The problem of preserving national identity is outlined at all levels, but its solution is possible only through the formation and strengthening of patriotism as the foundation of Russia's future. That is precisely why the formation of patriotism becomes a priority of the Russian Federation's state policy and is seen as a factor in preserving national identity.
Keywords: patriotism, youth, patriotic education, spiritual and moral values, traditions, culture, morality, national identity
Funding: Independent work.
For citation: Evsina, T.A. (2023) Patriotism as a Factor in Preserving National Identity. Society: Philosophy, History, Culture. (11), 279-283. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.11.40 (In Russian).
Сегодня мир меняется кардинально. Запущены тектонические процессы по изменению современного миропорядка. Геополитические процессы, трансформирующие картину мира от од-нополярности в сторону многополярности, заставляют в первую очередь задуматься о том, кто мы (что значит быть русским?), куда мы идем (западничество или евразийство?) и какими хотим видеть свое будущее и будущее своей страны (в какой России быть и в России ли?).
России как государству всегда было нелегко отстаивать свои границы, позиции, взгляды, и это подтверждается ходом исторического развития российской государственности. Но вопрос национальной идентичности так остро не стоял никогда, какие бы тяжелые моменты ни переживала наша страна. По мнению Н.Н. Федотовой, в России наблюдается кризис идентичности (2011). Для
© Евсина Т.А., 2023
примера обратимся к не столь далекому прошлому. Так, в переломный момент изменения политического строя и государственной идеологии в 1917 г. с такой болью, трепетом и нежностью поднималась тема Родины, необъятной любви к Отечеству, силы и уникальности русского национального характера, причем в произведениях деятелей культуры, как не сумевших принять новую идеологию и вынужденных эмигрировать, так и вдохновившихся советской идеей и поддержавших ее. Период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. также показал силу духа советского народа, любовь к каждой частице родной земли, окропленной потом и кровью в тяжелой борьбе за право быть в этом мире. И это неслучайно. Как бы ни менялись власть, политический строй и идеология, любовь к Родине, Отечеству всегда оставалась главной ценностью нашего народа.
Современное российское общество при внешней стабильности и благополучии находится в состоянии глубокого кризиса, прежде всего духовного. Нарушение нравственных законов, по мнению А.В. Ляхова, «неизбежно приводит к краху на всех уровнях - и на индивидуальном, и на социальном, и на духовном, и на культурном» (2021: 83). Это обусловливается многими причинами: нестабильностью экономической составляющей общества, постоянно возникающими на мировой арене политическими катаклизмами, глобальными экологическими проблемами, набирающим обороты процессом разрушения социальных связей, явным разрушением нравственных устоев. В этот ряд, безусловно, можно и нужно поставить проблему российского патриотизма, а точнее - его отсутствия (Анамацкий, Кочин, 2017: 154).
Исторически доказано, что формирование патриотизма всегда связано со становлением определенного государства, государственности вообще и государственной идеологией в частности. Но при всей кажущейся ясности данного явления, следует отметить, что единого определения патриотизма нет. Появившись в Древней Греции, данное понятие трактовалось как любовь и преданность родной земле, Отечеству. В ходе исторического развития человеческого общества понятие менялось, наполнялось тем смыслом, который вкладывали в него определенное время, эпоха. В период становления политических наций понятие патриотизма стало трактоваться как гражданственность, национальная идентичность (явное влияние западноевропейского процесса формирования наций и государств). В России рассматриваемая категория изначально толковалась как защита своей земли, Отечества, веры, как борьба за независимость с многочисленными врагами на протяжении всей истории российской государственности. Девиз «За Веру, Царя и Отечество!», отражавший государственное мировоззрение эпохи Российской империи, трансформировался в советский период существования нашего государства в лозунг Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «За Родину! За Сталина!».
Следовательно, концепт «патриотизм», имея долгую историю, действительно «не является чем-то неизменным и с течением времени модифицируется. Исторически предшествующие версии патриотизма подвергаются "моральному износу" и постепенному распаду в массовом сознании, а само понятие наполняется новым смыслом» (Магарил, 2016: 143).
Тем не менее есть некое общее понимание патриотизма как любви к своему Отечеству, своей Родине, своей стране, включающее в себя уважение к истории, культуре и традициям своего народа (Бароненко и др., 2020: 25). Таким образом, патриотизм рассматривается как сложное многогранное явление. Как одна из наиболее важных ценностей общества, он объединяет в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и многие другие компоненты, в первую очередь проявляется как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству (Чемерилова, Морозов. 2016: 119).
В ходе множества исследований научно доказано, что патриотами не рождаются - ими становятся в ходе длительного процесса воспитания, образования, развития личности человека. И семья, и учреждения образования, и социум, и государство - абсолютно все непосредственно отвечают за те установки и знания, которые формируют российского гражданина в первую очередь как высоконравственную личность и, следовательно, как патриота.
Анализ ряда исследований ученых и специалистов, занимающихся вопросами формирования патриотизма российских граждан, позволил выделить ключевые проблемы современного российского патриотического воспитания, а именно слабые знания отечественной и мировой истории, русской литературы, практически полное отсутствие знаний о русской культуре и национальных традициях. Все это не дает сложиться базе духовно-нравственных ценностей, которые являются основой формирования патриотизма (Ипполитова, 2016: 9). Разрушение и отрицание традиционных российских ценностей ведет к внедрению новых ценностных парадигм. Те нормы, правила, идеалы, которые доминируют в российском обществе сегодня, особенно среди молодежи, а именно эгоцентричность, потребительство, приоритетность материальных благ, явно провоцируют распад структурных отношений и разрушают все: начиная с личности и заканчивая государством (Буряк, 2018: 227).
Все это является результатом геополитического изменения мирового пространства, нежелания видеть Россию в числе государств-лидеров, а также следствием информационной войны как элемента гибридной войны, которая уже не одно десятилетие ведется против основ российской государственности. Происходят необратимые процессы разрушения российского культурного пространства и национальной идентичности.
Подрастающее поколение есть самая уязвимая, легко поддающаяся трансформации часть общества. Поэтому потеря жизненных ориентиров молодежи становится целью различного рода субкультур, сект и экстремистских организаций. Противостоять данным факторам должна система образования и воспитания. Но, к сожалению, российское образование также находится в ситуации кризиса: прежние теории и системы воспитания признаны несостоятельными, новые все еще находятся на стадии формирования и апробации, поэтому реально не работают (Бароненко и др., 2020: 27). На вечные вопросы о смысле жизни, сущности человека, добре и зле детям дают ответы социальные сети, средства массовой информации и просторы Интернета. Мнения, знания и опыт учителей и родителей уже не являются авторитетными, и это закономерно: родители все больше и дольше заняты работой, карьерой, зарабатыванием денег и обеспечением себя и членов семьи, а образование перешло в сферу услуг. Фокус все больше смещается с духовно-нравственных ориентиров к материально удовлетворяющим, причем везде: и в семье, и в образовании, и в обществе.
Таким образом, современная система образования и воспитания, в том числе институт семьи, дает совершенно противоположный результат. Молодое поколение не видит смысла в семейных и культурных ценностях, гражданственности, патриотизме, национальной идентичности. Все это является пафосными словами, не подкрепленными реальными составляющими. Это четко показало начало специальной военной операции в 2022 г., когда российское общество столкнулось с проблемой нежелания молодого поколения исполнить гражданский долг. Вместо этого произошел массовый отъезд в иностранные государства подлежащих призыву российских граждан с целью спрятаться, чтобы не подвергать свою жизнь опасности. Это явно показало приоритетность личного над общезначимым. Молодое поколение с легкостью отделяет себя от государства, страны, предоставляя другим решать вопросы такого характера.
Именно поэтому воспитание и образование подрастающего поколения является актуальнейшей проблемой, которая должна решаться на уровне государства(Кузьмин, Трифонов, 2015: 84). Мы видим большой ряд документов федерального уровня, касающихся этого вопроса (Конституция РФ с изменениями от 2020 г.; федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ, «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг.» от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ; указы Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» от 21 июля 2020 г. № 474, «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 2 июля 2021 г. № 400; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. и др.). Но изменения в лучшую сторону не наблюдаются. Преодоление негативных тенденций станет возможным лишь тогда, когда абсолютно каждый член российского общества со всей ясностью осознает глобальность и серьезность сложившейся ситуации и начнет проявлять активную жизненную позицию не словом, а делом, а именно начнет вести себя как патриот, не стесняясь и не лукавя, любить Отечество и гордиться им, прививая это же подрастающему поколению.
В этом должно помочь понимание того, что природа патриотизма не является отвлеченной, абстрактной, она конкретна и основывается на проявлении чувства любви к своей земле, народу, малой родине, тем людям, которые ежедневно находятся рядом (Мацефук, Разбегаев. 2020: 200). Патриотическое воспитание подобно кругам на воде: из любви к отчему дому рождается любовь к Отечеству. Но, чтобы эта любовь появилась и проявилась, нужно преодолеть нелегкий путь от изучения и постижения истории, культуры, традиций (что трудозатратно, так как не является приоритетом современного общества) до полного ощущения национальной идентичности: «Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из... культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых» (Мацефук, Разбегаев, 2020: 199).
Российский патриотизм имеет глубокие корни. Начиная с периода Древней Руси выделяются такие его основания, как верность общности (дружине, общине, князю) и вера (Фадеев, 2018: 23). Далее на протяжении всей истории российской государственности патриотизм был неотделимой частью российской ментальности и национальной идеи.
Национальная идея эпохи Российской империи выразилась в концепте «самодержавие, православие, народность» («За Веру, Царя и Отечество!»). С изменением государственного строя в 1917 г. патриотизм как глубинная сущность русского национального характера помог русскому человеку интегрироваться в советское пространство, так как в основе новой идеологии лежали все те же общность, преданность и вера, но уже в виде идей пролетариата, марксизма-коммунизма и партии. Призыв-клятва предыдущего периода российской истории трансформировалась в лозунг «За Родину, за Сталина!».
Поэтому, говоря о российском патриотизме, ученые выделяют следующие основные составляющие: историческая преемственность, державность, интернациональность. Что бы ни происходило в истории России, какие бы тяжелые испытания ни проходил русский человек (а вся российская история и есть череда непрерывных испытаний), именно беззаветная любовь к своей стране, русской природе, русской культуре помогли сохранить национальную идентичность. Таким образом, национальная идентичность, сохранение национальной культуры и истории, а по факту - народа и государства, и есть цель-результат существования патриотизма.
Проблема угасания патриотизма явно стала прослеживаться в постсоветский период (За-уторова, Рейма, 2018: 132). При смене государственного строя в 1991 г. трансформации в первую очередь подверглись традиционные духовно-нравственные ценности, причем в негативном ключе. Так как они являются основой воспитательно-образовательного процесса, то ни о каком формировании гражданина, патриота, высоконравственной личности говорить не приходится.
На протяжении длительного периода наблюдалось ослабление внимания к этому вопросу, что стало причиной предпосылок для возникновения внутренних и внешних угроз, поскольку государство теряло в динамическом развитии, качестве жизни населения, влиянии на мировые процессы (Ляхов, 2021). Именно поэтому так много сегодня говорится и пишется о формировании чувства патриотизма, и это действительно актуально и важно, хотя и происходит с существенным опозданием.
С оскудением патриотических чувств напрямую связана тотальная безграмотность, особенно у подрастающего поколения. Как сказал В.О. Ключевский, «история учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение»1. Важность знания культуры и истории своей страны неоднократно обозначалась на разных уровнях. Но необходимо ясное и полное понимание того, что именно эти знания в первую очередь создают ту благодатную почву, на которой прорастает патриотическое чувство. Для формирования осознанного отношения к Родине, ее прошлому и будущему требуется прочная база, коей являются знания истории и культуры как общероссийского плана, так и своего края, региона - где рождается и живет человек. Начиная с младенчества и на протяжении всего процесса становления личности погружение в национальную среду, традиции, культуру через понимание и любовь к родной природе, семье как части русского общества, знаковым местам России должно стать неотъемлемой частью воспитания и образования. Молодежь сама придет к осознанию важности и необходимости участия в жизни общества. Задача воспитателя - привить любовь, дать знания и понимание культуры, традиций, истории.
Все, что происходит сегодня в России и мире, заставляет нас, русских, задуматься: «Куда мы идем? Что с нами будет? Сохраним ли мы себя как нация?» Чтобы остаться той Россией, которая являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, мы должны серьезно отнестись к пониманию того, что отсутствие патриотической составляющей в российском обществе стало угрозой национальной безопасности и способно привести к полной потере национальной идентичности. Поэтому проблема патриотического воспитания должна рассматриваться и решаться как проблема не только государственного уровня (здесь процесс запущен), но и каждого отдельного российского гражданина, поскольку лишь личное понимание себя как патриота поможет сохранить нас как русскую нацию с уникальной культурой, историей и традициями.
Список источников:
Анамацкий Ю.В., Кочин А.А. Патриотизм в духовно-нравственном измерении. Основы воспитания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 (74). С. 154-158.
Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Бароненко А.С. Проблема патриотического воспитания молодежи в современных условиях // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 7. С. 22-39. https://doi.Org/10.25588/CSPU.2020.160.7.002.
Буряк Н.Ю. Проблемы нравственности в культуре современного общества // Форум молодых ученых. 2018. № 4 (20). С. 227-229.
Зауторова Э.В., Рейма О.Я. Патриотизм как социальное явление и интегративное качество личности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 1 (41). С. 130-136.
1 Из дневников В.О. Ключевского 1904-1905 гг. // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 320.
- 282 -
Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся в современных условиях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8, № 4. С. 9-15. https://doi.org/10.14529/ped160401.
Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. Формирование патриотизма: возможности государственной политики // Ученые записки тамбовского отделения РоСМУ. 2015. № 4. С. 79-100.
Ляхов А.В. Нравственные основания культурного бытия (на материале русской философии) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 3 (101). С. 82-88. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-3101-82-88.
Магарил С.А. Смыслы патриотизма - исторические трансформации // Социологические исследования. 2016. № 1 (381). С. 142-151.
Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания патриотизма // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 199-201. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00729.
Фадеев А.В. Истоки патриотизма в историческом и культурном контексте развития российского государства и общества // Социально-политические науки. 2018. № 4. С. 21-25.
Федотова Н.Н. Глобализация и изучение идентичности // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 72-80. Чемерилова И.А., Морозов С.И. Патриотическое воспитание современных школьников // Инновационная наука. 2016. № 12-3. С. 119-121.
References:
Amanatskiy, Yu.V. & Kochin, A.A. (2017) Patriotism in the spiritual and moral dimension. the foundation of upbringing. Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (2), 154-158. (In Russian)
Baronenko, Ye.A., Reiswich, Yu.A. & Baronenko, A.S. (2020) The problems of patriotic education of youth in modern conditions. The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University. (7), 22-39. Available from: doi:10.25588/CSPU.2020.160.7.002. (In Russian)
Buriak, N.Yu. (2018) Problems of morality in the culture of the modern society. Forum Molodykh Uchenykh. (4), 227-229. (In Russian)
Chemerilova, I.A. & Morozov, S.I. (2016) Patriotic education of modern schoolchildren. Innovation Science. (12-3), 119-121. (In Russian)
Fadeev, A.V. (2018) The origins of patriotism in the historical and cultural context of the development of the Russian state and society. Sociopolitical Sciences. (4), 21-25. (In Russian)
Fedotova, N.N. (2011) Globalization and study of identity. Knowledge. Understanding. Skill. (1), 72-80. (In Russian) Ippolitova, N.V. (2016) Patriotic education of learning youth in contemporary conditions. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 8 (4), 9-15. Available from: doi:10.14529/ped160401. (In Russian)
Kuzmin, A.V. & Trifonov, Yu.N. (2015) Formation of patriotism: Opportunities of public policy. Uchenye Zapiski Tambovskogo Otdeleniya RoSMU. (4), 79-100. (In Russian)
Lyakhov, A.V. (2021) Moral foundations of cultural being (based on the material of Russian philosophy). The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). (3), 82-88. Available from: doi:10.24412/1997-0803-2021-3101-82-88. (In Russian)
Magaril, S.A. (2016) Meanings of patriotism - historical transformations. Sotsiologicheskie Issledovaniya. (1), 142-151. (In Russian)
Matsefuk, E.A. & Razbegaev, P.V. (2020) Spiritual and moral values as the basis of education of patriotism. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya. (4), 199-201. Available from: doi:10.24411/1991-5497-2020-00729. (In Russian)
Zautorova, E.V. & Reima, O.Ya. (2018) Patriotism as a social phenomenon and integrative property of the individual. Bulletin of the Institute: Crime, Punishment, Correction. (1), 130-136. (In Russian)
Информация об авторе Т.А. Евсина - старший преподаватель кафедры экономики и управления Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева (филиал), Новокузнецк, Россия. https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=1102052
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author T.A. Evsina - Senior Lecturer, Department of Economics and Management, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (branch), Novokuznetsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=1102052
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 09.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.11.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.