Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов И. П., Глотов С. А.

Актуальность исследования вызвана необходимостью осмысления ценности патриотизма как приоритета государственной и образовательной политики России. В статье рассматриваются актуальные методологические и методические аспекты формирования патриотизма у молодёжи в современной России. Важность проблемы связывается с поиском идей, способных создать фундамент суверенитета и самобытного развития российского государства.Цель - выявление организационно-педагогических условий формирования патриотизма у современной российской молодёжи.Методами исследования выступали: анализ, синтез, систематизация, документарная экспертиза, обобщение.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены организационно-педагогические условия формирования патриотизма молодёжи в современных социокультурных условиях: опора на комплексность российской идентичности; формирование представлений о специфике России как государства и цивилизации, глубокое понимание и следование традиционным российским духовно-нравственным ценностям; акцент на формирование деятельностного характера патриотизма, гражданской ответственности и созидательной активности; сосредоточенность воспитательной работы на осознании и понимании молодёжью российских интересов, ценностей, исторической ответственности за будущее российского государства; грамотное обращение к эмоционально-чувственной сфере молодёжи; готовность организаторов воспитательной деятельности к аргументированному разговору о патриотическом воспитании.Результаты исследования. Выявлена органическая связь категории патриотизма с проблемой идентичности, что позволит выделить виды патриотизма и, соответственно, методологические и методические инструменты его формирования. Охарактеризованы включённости проблематики патриотизма в современный дискурс традиционных российских ценностей. Раскрыты правовые инструменты формирования патриотизма в новой редакции Конституции России 2020 г. и в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Выявлены критерии патриотичности сознания и поведения человека, групп населения, народа в целом. Определены общеприменимые средства формирования патриотизма в процессе воспитательной работы в целом, а также в ходе образовательного процесса в вузах.Выводы. Отмечены объективные препятствия деятельности по формированию патриотизма и условия её эффективности. Сделан акцент на комплексность и содержательность воспитательного воздействия, подчёркнута при этом необходимость нешаблонного и неформального подхода, важность не количества протокольных мероприятий в календарном плане воспитательной работы и в программах воспитательной работы, а выверенной ценностной основы патриотического воспитания. В работе были сформулированы соответствующие методические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM AMONG YOUTH IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

Relevance. The study is relevant as there is a need to understand the value of patriotism as a priority of the state and educational policy of Russia. The article deals with topical methodological and methodic aspects of the formation of patriotism among young people in modern Russia. The importance of the problem is associated with the search for ideas that can create the foundation of sovereignty and the original development of the Russian state.Aim. To identify the organizational and pedagogical conditions for the formation of patriotism among modern Russian youth.Methodology. The following methods were used: analysis, synthesis, systematization, documentary examination, generalization. Scientific novelty / theoretical and/or practical significance. The organizational and pedagogical conditions for the formation of youth patriotism in modern sociocultural conditions are revealed: reliance on the complexity of Russian identity; the formation of ideas about the specifics of Russia as a state and civilization, a deep understanding and adherence to traditional Russian spiritual and moral values; emphasis on the formation of the activity nature of patriotism, civic responsibility and creative activity; concentration of educational work on awareness and understanding by young people of Russian interests, values, historical responsibility for the future of the Russian state; competent appeal to the emotional-sensual sphere of youth; the readiness of the organizers of educational activities for a reasoned conversation about patriotic education.Results. An organic connection between the category of patriotism and the problem of identity has been revealed, which will make it possible to single out the types of patriotism and, accordingly, the methodological and methodological tools for its formation. The inclusion of the problems of patriotism in the modern discourse of traditional Russian values is characterized. The legal instruments for the formation of patriotism are revealed in the new edition of the Russian Constitution of 2020 and in the Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022 No. 809 “On Approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values”. The criteria of patriotic consciousness and behavior of a person, groups of the population, the people as a whole are revealed. The generally applicable means of forming patriotism in the process of educational work in general, as well as in the course of the educational process in universities, are determined.Conclusion. Objective obstacles to the formation of patriotism and the conditions for its effectiveness are noted. Emphasis is placed on the complexity and content of the educational impact, the need for an unconventional and informal approach is emphasized, the importance is not the number of protocol events in the calendar plan of educational work and programs of educational work, but the verified value basis of patriotic education. The corresponding methodological recommendations were formulated in the work.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

тема номера: воспитание и дидактика в условиях цифровой трансформации

общая педагогика, история педагогики и образования

УДК 37 . 017. 4

Б01: 10.18384/2310-7219-2023-2-6-20

формирование патриотизма у молодёжи в современных социокультурных условиях: теоретические и практические аспекты

Скворцов И. П.1, Глотов С. А.2

1 Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко 350063, г. Краснодар, ул. Красина, д. 4, Российская Федерация

2 Государственный университет просвещения

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования вызвана необходимостью осмысления ценности патриотизма как приоритета государственной и образовательной политики России. В статье рассматриваются актуальные методологические и методические аспекты формирования патриотизма у молодёжи в современной России. Важность проблемы связывается с поиском идей, способных создать фундамент суверенитета и самобытного развития российского государства. Цель - выявление организационно-педагогических условий формирования патриотизма у современной российской молодёжи.

Методами исследования выступали: анализ, синтез, систематизация, документарная экспертиза, обобщение.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены организационно-педагогические условия формирования патриотизма молодёжи в современных социокультурных условиях: опора на комплексность российской идентичности; формирование представлений о специфике России как государства и цивилизации, глубокое понимание и

© СС БУ Скворцов И . П . , Глотов С. А . , 2023 .

следование традиционным российским духовно-нравственным ценностям; акцент на формирование деятельностного характера патриотизма, гражданской ответственности и созидательной активности; сосредоточенность воспитательной работы на осознании и понимании молодёжью российских интересов, ценностей, исторической ответственности за будущее российского государства; грамотное обращение к эмоционально-чувственной сфере молодёжи; готовность организаторов воспитательной деятельности к аргументированному разговору о патриотическом воспитании.

Результаты исследования. Выявлена органическая связь категории патриотизма с проблемой идентичности, что позволит выделить виды патриотизма и, соответственно, методологические и методические инструменты его формирования. Охарактеризованы включённости проблематики патриотизма в современный дискурс традиционных российских ценностей. Раскрыты правовые инструменты формирования патриотизма в новой редакции Конституции России 2020 г. и в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Выявлены критерии патриотичности сознания и поведения человека, групп населения, народа в целом. Определены общеприменимые средства формирования патриотизма в процессе воспитательной работы в целом, а также в ходе образовательного процесса в вузах.

Выводы. Отмечены объективные препятствия деятельности по формированию патриотизма и условия её эффективности. Сделан акцент на комплексность и содержательность воспитательного воздействия, подчёркнута при этом необходимость нешаблонного и неформального подхода, важность не количества протокольных мероприятий в календарном плане воспитательной работы и в программах воспитательной работы, а выверенной ценностной основы патриотического воспитания. В работе были сформулированы соответствующие методические рекомендации.

Ключевые слова: ценности, патриотизм, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, гражданская идентичность, социализация, воспитательная работа

FORMATION OF PATRIOTISM AMONG YOUTH IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

I. Skvortsov1, A. Glotov2

1 Krasnodar Higher Military School named after General of the Army S. M. Shtemenko ul. Krasina, 4, Krasnodar, 350063, Russian Federation

2 State University of Education

ul. Very Voloshinoy, 24, Moscow region, Mytishchi, 141014, Russian Federation

Abstract

Relevance. The study is relevant as there is a need to understand the value of patriotism as a priority of the state and educational policy of Russia. The article deals with topical methodological and methodic aspects of the formation of patriotism among young people in modern Russia. The importance of the problem is associated with the search for ideas that can create the foundation of sovereignty and the original development of the Russian state.

Aim. To identify the organizational and pedagogical conditions for the formation of patriotism among modern Russian youth.

Methodology. The following methods were used: analysis, synthesis, systematization, documentary examination, generalization.

Scientific novelty / theoretical and/or practical significance. The organizational and pedagogical conditions for the formation of youth patriotism in modern sociocultural conditions are revealed: reliance on the complexity of Russian identity; the formation of ideas about the specifics of Russia as a state and civilization, a deep understanding and adherence to traditional Russian spiritual and moral values; emphasis on the formation of the activity nature of patriotism, civic responsibility and creative activity; concentration of educational work on awareness and understanding by young people of Russian interests, values, historical responsibility for the future of the Russian state; competent appeal to the emotional-sensual sphere of youth; the readiness of the organizers of educational activities for a reasoned conversation about patriotic education.

Results. An organic connection between the category of patriotism and the problem of identity has been revealed, which will make it possible to single out the types of patriotism and, accordingly, the methodological and methodological tools for its formation. The inclusion of the problems of patriotism in the modern discourse of traditional Russian values is characterized. The legal instruments for the formation of patriotism are revealed in the new edition of the Russian Constitution of 2020 and in the Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022 No. 809 "On Approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values". The criteria of patriotic consciousness and behavior of a person, groups of the population, the people as a whole are revealed. The generally applicable means of forming patriotism in the process of educational work in general, as well as in the course of the educational process in universities, are determined.

Conclusion. Objective obstacles to the formation of patriotism and the conditions for its effectiveness are noted. Emphasis is placed on the complexity and content of the educational impact, the need for an unconventional and informal approach is emphasized, the importance is not the number of protocol events in the calendar plan of educational work and programs of educational work, but the verified value basis of patriotic education. The corresponding methodological recommendations were formulated in the work.

Keywords: values; patriotism; civic education; patriotic education; civic identity; socialization; educational work

ВВЕДЕНИЕ

Проблема патриотизма оказалась в центре внимания учёных, политиков, общественности ввиду нарастающих противоречий между процессами глобализации и курсом российского государства на сохранение самобытной идентичности и суверенитета. Она имеет важнейшее значение не только для становления российской государственности, политической культуры и политического сознания российского общества, но и для воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного уровня

Неслучайно некоторое время назад в Федеральном законе «Об образовании» появилась новая статья 12 .1, указывающая на необходимость тесной связи образования с воспитанием. Более того, эта проблематика затрагивается и в поправ-

ках 2020 г. в Конституции России, в частности в ст. 61, где речь идёт об исключительных предметах ведения Российской Федерации, в т ч о непрерывном образовании, и новой ст. 67 .1, где дети провозглашаются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создаёт для них условия, способствующие духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию, воспитанию у них патриотизма

Важность патриотизма подчёркивается в выступлениях высших руководителей нашей страны, находит отражение в концептуальных документах российского государства Общероссийская патриотическая концепция способна заполнить образовавшийся после распада СССР идеологический вакуум, объединив тем самым современное российское обще-

w

ство вокруг общезначимых ценностей. Патриотизм не продуцируется автоматически, а требует постоянной системной работы всех общественных институтов

Об этом говорится, например, в Послании Президента России В. В . Путина Федеральному Собранию 2023 г. , в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809, утвердившем Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей1.

К традиционным ценностям Указ относит не только жизнь, достоинство, права и свободы человека, гражданственность, защиту семьи, но и патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Подчёркивается, что «Гражданственность как ценность определяется ценностно-смысловой сферой человека и внутренней позицией личности Сознательно-ответственная позиция в отношении Отечества как ценности выражается в служении Отечеству, ответственности за его судьбу, чувстве патриотизма, сохранении исторической памяти и передачи её через поколения» [14, с . 8].

На это же обращают внимание и авторы монографии о традиционных ценностях, по мнению которых традиционные ценности - формируемая новая идеологическая основа России и человечества. Именно они создают новую российскую систему государственного строительства [1].

Патриотизм определяется как принцип и социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё2 Патриотизм, в частности, предполагает: гордость достижениями

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. URL: http://pub-lication . pravo . gov. ru/Document/View/0001202211 090019 (дата обращения: 16.11.2022).

2 Социологическая энциклопедия: в 2 . т. Т. 1: А-М. Москва: Мысль, 2003. 693 с .

и культурой своей Родины; желание сохранять её характер и культурные особенности; идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими представителями своего народа; стремление защищать интересы Родины и своего народа

Механизмом формирования патриотизма является патриотическое воспитание как целенаправленный процесс по развитию у подрастающего поколения патриотического сознания, желания трудиться на благо Отечества, способствовать его славе, жертвовать при необходимости своим благополучием [11].

Гражданская идентичность, гражданское и патриотическое воспитание обучающихся определяются как приоритет образовательной политики и современной стратегии воспитания детей и молодёжи [16].

Гражданское воспитание рассматривается как «специально организованный процесс социокультурной идентификации человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение, а также создание условий для становления субъектной позиции человека как патриота и гражданина» [2, с . 22].

Приоритетной целью патриотического воспитания детей и молодёжи является развитие национальной идентичности, чувства единства, чувства патриотизма как гаранта преданности государственным интересам. Воспитательными задачами выступают: развитие чувства неравнодушия к судьбе Отечества, к его прошлому, настоящему и будущему, мотивации обучающихся к реализации и защите интересов Родины [13].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Цель и задачи исследования

Целью исследования является выявление организационно-педагогических условий формирования патриотизма у современной российской молодёжи

Поставленная цель позволила определить следующие задачи:

- выявить органическую связь категории патриотизма с проблемой идентичности, что позволит выделить виды патриотизма и, соответственно, методологические и методические инструменты его формирования;

- охарактеризовать включённость проблематики патриотизма в современный дискурс традиционных российских ценностей;

- раскрыть правовые инструменты формирования патриотизма в новой редакции Конституции России 2020 г и Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

- выявить критерии патриотичности сознания и поведения человека, групп населения, народа в целом;

- определить общеприменимые средства формирования патриотизма в процессе воспитательной работы в целом, а также в ходе образовательного процесса в вузах;

- обоснование авторской позиции относительно специфики патриотизма в современных российских социокультурных условиях, а также теоретических и практических аспектов его формирования

Методология и методы исследования. Основные положения статьи сформулированы на базе методологии аксиологического [10; 5; 7], социокультурного [15] и цивилизационного подходов к исследованию социальных явлений

Методами исследования выступали: анализ, синтез, систематизация, документарная экспертиза, обобщение

Организация исследования и ход работы

На первом этапе исследования был проведён анализ категории «патриотизм» Данная категория находится в те-

сной связи с актуальной для современной социально-гуманитарной науки проблемой идентичности как представлении человека, группы, общества о своей принадлежности к какой-либо общности более высокого порядка (политической, культурной, социальной, цивилизацион-ной, этнической и т. п . ), о своём месте в системе общественных отношений, институтов, ценностей

Патриотизм предполагает наделение объекта привязанности особенностями, выделяющими его из ряда подобных В этой связи представляется важным определённость цивилизационного облика нашей страны Судя по тому, что степень и характер цивилизационной и культурной специфики России до сих пор продолжают быть предметом активных дискуссий, данная проблематика остаётся актуальной как в научном, так и в общественно-политическом аспектах

Авторы монографии «Традиционные ценности: стратегия цивилизационного возрождения » справедливо обращают внимание на то, что первым и главным признаком суверенитета страны является суверенитет приверженности собственным идентичным ценностям Выдвижение Россией идеологии традиционных ценностей является сегодня ответом на вызов цивилизационной войны со стороны коллективного Запада [1], и в этом противостоянии нельзя проиграть, т к это будет означать потерю суверенитета России

Идентичность может быть многосоставной, части которой могут органично сосуществовать друг с другом Для современной России, обладающей идеалтипи-ческими характеристиками протяжённой (континентальной) империи, представляется важным учёт соотношения традиционной этнокультурной и формирующейся общегражданской идентичности

Разрушение ценностных матриц, идеологический вакуум, глубокая дифференциация этнокультурных идентич-ностей представляют собой серьёзное

препятствие формированию российского патриотизма. Патриотизм - объединяющая идеология, подразумевающая набор ценностей, идей, символов, разделяемых большинством . Их наличие - результат деятельности государственных и общественных институтов, социального творчества масс Их определённость, поддержка в обществе, функционирование системы формирования от дошкольного возраста к взрослому через инструменты культуры, образования, СМИ, безусловно, способствуют эффективности деятельности воспитателя

В настоящее время российское общество находится на стадии осознания необходимости слома предыдущей смысловой матрицы «вхождение в Западный мир» и выработки задач формирования контуров новой, с опорой на традиционные ценности российской цивилизации

Необходимо отметить, что представление о наборе органичных российскому обществу ценностей только на протяжении XX столетия менялось неоднократно, и в настоящее время осуществляется попытка их артикуляции и актуализации в новых исторических и социокультурных условиях [12].

Формирование указанных ценностей в процессе воспитательной работы, обеспечение их реализации в повседневной жизни являются действенными способами укрепления патриотических ориента-ций в обществе

Содержание и направления процесса формирования патриотизма, соответствующие средства и методы связаны с имеющимся и желаемым видом патриотизма Патриотизм как социальное чувство, которое формируется у человека в процессе его социализации, обеспечивает лояльность и доверие к определённому социальному объекту В связи с этим в зависимости от объекта привязанности можно выделить следующие основные (оставляя в стороне патриотизмы государственный, классовый, корпоративный и др. ) виды патриотизма.

Этнокультурный патриотизм. Это патриотизм рода, племени, крови . Это исторически первоначальный, наиболее прочно и естественно возникающий патриотизм, т к он обращён к глубинным слоям психики человека. Его формирование имеет прочную социокультурную основу, разработанность социального инструментария, давнюю традицию Обращение к этнонациональному укореняет человека, даёт ориентиры и прочную мировоззренческую опору, способствует объединению, сплочению и солидарности людей

При определённых условиях формой этнокультурного патриотизма выступает патриотизм имперский - государственный с приоритетом Общего дела, наличием выработанного Образа будущего, содружества входящих в империю народов Это патриотизм царской России, России Красного Советского проекта. В нём присутствует сложносоставная идентичность, на основе локальных и региональных национализмов и культур формируется надстройка Большого общего объединяющего патриотизма

Гражданский патриотизм, патриотизм политической нации Это «плавильный котёл», производящий патриотизм нации-государства Он является продуктом буржуазных революций в Европе ХУП-ХУШ в . , когда формируются централизованные государства на основе социальных связей уже общности преимущественно не кровной, а политико-правовой, общности прав, свобод и обязанностей, общей истории и культуры народа, его ценностных приоритетов и мировоззренческих принципов

Отечественные демографы и этнографы, социологи, политологи и другие представители политических и научных кругов оттачивают аргументы в споре о наилучшем определении формы народа и народов России - это российская имперская, российская гражданская или русская политическая нация

Но подобная дискуссия происходит на фоне неуклонного сокращения численности станового хребта российской государственности, её государствообра-зующего народа - русских (назовите по-любому, только в историческую печь аннигиляции не ставьте)

В соответствии с исследованиями последних лет, гражданская идентичность жителей страны почти сравнялась с национальной (этнической) идентичностью Они же показывают несостоятельность мнения о нивелировании этнической идентичности с утверждением общероссийской гражданской идентичности Напротив, обе эти идентичности имеют все шансы сосуществовать в сознании людей, если они не гиперболизированы [6]

В связи с этим формирование российского патриотизма возможно на идентичностях различного характера -цивилизационного, гражданского и этнокультурного Разговор о национальной истории, культуре и психологии того или иного этноса, опора на патриотические чувства этнонационального характера совместим и предполагает рассуждения об объединяющих началах, носящих как гражданский, политико-правовой, так и цивилизационно-культурный характер В основе работы по формированию патриотизма - поддержка значимости ценностей цветущей культурной сложности; живительной силы разнообразия традиций, обычаев; уважения памяти предков; безусловного права на собственный исторический путь и образ жизни; гордости за достижения страны; стабильности функционирования социальных институтов общества; обращённости в будущее, а не только в прошлое, акцента на возможностях, а не только на угрозах Подчеркнём, что значимым обстоятельством в данном случае является наличие развитого национального и цивилизационно-культурного самосознания русского народа, связывающего своё будущее с будущим других коренных этносов России Тем более это важ-

но, что в обновлённой Конституции РФ, в ст. 68, указано, что государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации . Но ушедший, например, XX в . , был неблагоприятен для формирования русского патриотического и национального сознания . Достаточно привести слова В . В . Путина о том, что «большевики относились к русскому народу как неисчерпаемому материалу для социальных экспериментов»1.

В воспитательной работе необходимо взращивать понимание русскими людьми своей особой ответственности за страну, связи своих интересов, целей с будущим полиэтничного российского государства Усилия воспитателей в данном направлении как раз и должны быть сосредоточены на осознании и понимании русскими людьми, людьми других народов России своих коренных интересов, ценностей, исторической судьбы, тем более в сложных современных гео- и военно-политических условиях

Одним из видов патриотического воспитания выступает военно-патриотическое воспитание, необходимое для подготовки молодёжи к военной службе [3].

На втором этапе исследования был проведён анализ нормативных правовых актов

Современными исследователями остро поднимается проблема законодательного регулирования воспитания и работы с молодёжью, затрагиваются вопросы воспитательного права студенческой молодёжи в контексте молодёжной политики [4].

Обратим внимание на то, что новая редакция Конституции России 2020 г. прямо указывает на необходимость в го-

1 Путин В . В . Об историческом единстве русских и украинцев [Электронный ресурс]. URL: http:// www. kremlin .ru/events/president/news/66181 (дата обращения: 15 .02. 2023).

сударственной политике и общественной жизни:

- чтить память защитников Отечества, обеспечивать защиту исторической правды;

- не допускать умаление значения подвига народа при защите Отечества;

- сохранять память предков, преемственность в развитии Российского государства, крепить исторически сложившееся государственное единство;

- создавать условия для всестороннего развития детей, воспитание в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим (п . 2,3, 4 новой ст. 67 .1. Конституции России)

В ходе внесения в 2020 г. поправок в Конституцию России в ней появился дополнительный п . 4 ст. 68 о роли культуры в жизнедеятельности государства и общества: «Культура является уникальным наследием её многонационального народа Культура поддерживается и охраняется государством»1

Патриотизм, как известно, базируется на инстинкте территориальной принадлежности Отсюда логично предположить, что действенным средством его формирования выступает социальное, культурное, инфраструктурное обустройство соответствующей территории, улучшение её пригодности и значимости как среды обитания

Приверженность и любовь к своей малой Родине во все времена отличала россиян, проживающих на огромной территории, в разных регионах, субъектах Российской Федерации (их сегодня уже 89), которые значительно отличаются по качеству и количеству жизненных показателей, климатическим условиям и т д , что формирует региональный патриотизм

1 Ст. 68 . Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/3ed9a4d68072c2f9d74767edb4d4d2ea1d ef6e9f (дата обращения: 21.01.2023).

Далее, часто и справедливо утверждается, что основой патриотизма выступает любовь к Отечеству, Родине как к своей матери Соответственно, с другой стороны, материнская и отеческая любовь к своим чадам, создание достойных условий их жизни, забота об их развитии и благополучии есть естественное отношение к ним

Опосредующим звеном такого отношения и ведущим инструментом выступает государство, заботой которого должно являться обеспечение жизненной энергией этноса и этносов, на его территории обитающих Создание привлекательного образа данной территории, преимуществ пребывания на ней является важнейшим условием эффективности работы по формированию патриотизма

Государство как ведущий институт, опосредующий связи общества и личности, играет особую роль в развитии патриотизма граждан формированием общезначимых смыслов, уважением достоинства людей, выстраиванием социальных технологий солидарности, ответственным отношением правящей элиты к исполнению возложенной на неё миссии быть выразителем энергии, стремлений и надежд общества. Закономерно в результате поправок 2020 г в Конституцию России в ней появились положения о необходимости сплочённости общества, социальном партнёрстве, экономической, политической и социальной солидарности (новая ст. 75.1. Конституции РФ). Более того, теперь в обязанности Президента России (ст 80 Конституции РФ) входит не только защита прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета России, её независимости и государственной целостности, но и поддержание гражданского мира и согласия в стране

На третьем этапе исследования патриотизм был рассмотрен со стороны эмоционально-чувственной сферы личности

В зависимости от уровня проявления патриотизма различаются: низший, с по-

чти равнодушным отношением к объекту патриотизма; патриотизм чувств, сопровождающийся переживанием своей принадлежности к объекту патриотизма; патриотизм активный, деятельный, сопровождающийся участием человека в деятельности, направленной во благо Отечества Выделение данного функцио-нально-деятельностного уровня патриотизма крайне важно, поскольку позволяет определить суть и смысл патриотизма Чувства и эмоции являются ведущим компонентом патриотизма, но ими последний не исчерпывается Патриотизм - это и чувства, и идеи (идеология), и деятельность, направленные во благо Отечества Ведь можно быть патриотом лишь на словах и при малейшей опасности предать свою страну. Любовь к стране подразумевает и осознание взаимосвязи успехов в своих делах с успехами страны в целом, готовность участвовать в деятельности патриотических организаций, работу с полной самоотдачей, понимание интересов государства и осознание личной ответственности за состояние дел на том или ином направлении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Момент действия в патриотизме имеет существенное значение, поскольку быть патриотом и, что называется, сидеть сложа руки, - пустое занятие, не помогающее стране, себе, коллективу, региону и т. д .

Как уже было отмечено, патриотизм есть комплексное духовное явление, для формирования которого необходимо умелое обращение к эмоционально-чувственной сфере слушателей В связи с этим процесс его становления включает производство и использование соответствующих эмоций, чувств, образов Наглядность, достойные фильмы, обращение к примерам традиций и героизма нашего народа, фактам героического исполнения воинского долга в прошлом и, что особенно важно, настоящем, использование форм музыки, изобразительного искусства - актуальные и действенные способы воздействия на патриотическое сознание слушателей При этом воспита-

телю при разговоре на темы патриотизма недопустимо использовать общие шаблонные фразы, делать это мимоходом, без серьёзных затрат собственной энергии Привлечь внимание, заинтересовать слушателей, подключить их к диалогу по соответствующей проблематике - важная и обязательная, на наш взгляд, задача.

Особенно активно и в определённой мере проблематично предстоит её решать с 1 сентября 2023 г. , когда в вузах РФ начнётся преподавание 140-часового курса истории страны В мае 2023 г должен быть готов базовый учебник, который должен ответить на многие мировоззренческие вопросы российской истории, например, роли личностей руководителей страны в её истории, пакта Молотова-Риббентропа, событий сентября-октября 1993 г в Москве и т д В связи с этим важным вопросом является то, кто войдёт в студенческую аудиторию и будет читать этот курс: либерал, консерватор, марксист, сторонник традиционных ценностей, представитель религиозного сообщества и др

На четвёртом этапе исследования была рассмотрена проблема диагностики сформированности патриотизма В системе воспитательной работы образовательной организации высшего образования существует система мониторинга качества воспитательной работы Способами оценки достижимости результатов воспитательной деятельности в современном вузе на личностном уровне могут выступать: «методики диагностики ценностно-смысловой сферы личности и методики самооценки; анкетирование, беседа и др. ; анализ результатов различных видов деятельности» [14]. При этом определённой методологической и методической проблемой является проблема измерения патриотизма, зачастую представленного как феномен сознания, определяемого только по косвенным признакам [8]. Но всё же, исходя из структуры патриотизма, можно предположить, что существуют как минимум следующие

критерии и показатели развитости патриотизма личности, которые могут служить не только в качестве его оценки, но и как целевые ориентиры, реализующиеся в процессе воспитательной работы [3; 9]

Когнитивный критерий, который определяет уровень развития патриотически ориентированных знаний К его показателям относятся: знание собственной истории (семьи, рода, фамилии); знание о «малой Родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др ); знания о своём Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др ; понимание сущности и содержания таких понятий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества»; понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества

Ценностный критерий характеризует степень сформированности системы взглядов, убеждений, установок личности Он предполагает: осознание неразрывности с Отечеством, сопричастности с тем, что его составляет (природа, история, язык, культура, национальная принадлежность, родословие, религия, территория, менталитет и др ); гордость за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества; приоритетность ценностей и интересов Отечества перед индивидуальными, семейными, групповыми, корпоративными, этническими, политическими и др ; осмысление своей роли и места в жизни общества, государства и судьбе Отечества; убеждение в необходимости защиты национальных интересов России, укрепления её силы и могущества

Мотивационный критерий характеризует уровень патриотической направленности личности, её целеполагание в качестве гражданина-патриота Отечества

Его показатели: проявление устойчивого интереса к истории России, к проблемам и особенностям развития современного общества и государства; позитивное отношение к Вооружённым силам, желание выполнить гражданский и воинский долг по защите Отечества; готовность к непосредственному участию в созидательной деятельности на благо Отечества и его защиты

Деятельностный критерий, который определяет готовность личности к реализации своих патриотических убеждений Его можно определить через социальную активность личности, реальный вклад в развитие и укрепление России в сферах социально значимой деятельности, в том числе в качестве её вооружённого защитника, что сегодня особенно важно в условиях Специальной военной операции (СВО)

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования и практический опыт работы по формированию патриотизма показывают, что существуют факторы, затрудняющие соответствующую деятельность Отметим некоторые из них

Во-первых, недопустимо высокий для страны с такой ресурсной обеспеченностью уровень бедности и неблагополучия, слабое развитие социальной инфраструктуры, на что обращается внимание во всех прежних и ныне действующей редакциях Стратегии национальной безопасности России, в Майских указах Президента России 2018 г. , а также в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 г »1

Во-вторых, социальное и имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении возможностей для

1 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 16.01.2023) .

социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам, существенная региональная экономическая дифференциация

В-третьих, осознание большинством людей несправедливости существующего порядка и уровня распределения национального продукта

В-четвёртых, во многом связанный с предыдущими факторами низкий уровень социального доверия и солидарности Именно в этой связи формирование патриотизма есть не только следствие, но и ресурс укрепления социального доверия, социальной сплочённости и солидарности

В-пятых, отсутствующий позитивный и динамичный образ будущего страны

В-шестых, распространение деструктивной идеологии, что влечёт за собой целый ряд рисков, на которые обращается внимание в п 17 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведём краткие итоги изложенного Проблема формирования патриотизма имеет комплексное содержание, должна решаться продуманными разнообразными воспитательными средствами, учитывать современное состояние массового общественного мнения и сознания, проводиться подготовленными к этой деятельности преподавателями, воспитателями, руководителями

При этом важную роль играет учёт следующих условий:

- опора на комплексность российской идентичности, поддержка гармоничного сочетания общегражданского и этнокультурного патриотизма;

- формирование представлений о специфике России как государства и цивилизации, её месте в современном мировом процессе, глубокое понимание и следование традиционным российским духовно-нравственным ценностям;

- акцент на формирование деятельного характера патриотизма, гражданской, служебной ответственности и активности;

- усилия воспитателей должны быть сосредоточены на осознании и понимании русскими людьми, людьми других национальностей, считающих Россию своей Родиной, своих интересов, ценностей, исторической ответственности за будущее Российского государства;

- в формировании патриотизма важную роль играет умелое обращение к эмоционально-чувственной сфере слушателей, производство соответствующих эмоций, чувств, образов;

- организатор воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования должен быть готов к аргументированному разговору о стратегии развития нашего государства, уметь формировать позитивный настрой на преодоление трудностей, показывать значимость для этого усилий каждого гражданина

С практической точки зрения решению проблемы патриотического воспитания в России может помочь реализация стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти»1, включающего в том числе и такие направления деятельности, как:

- сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России;

- поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России;

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin. ru/acts/ bank/47046 (дата обращения: 16.01.2023).

- обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предоставление доступа к ним в целях их популяризации как среды, формирующей историческое самосознание, воспитывающей любовь и уважение к Отечеству;

- защита и поддержка русского языка как языка государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение использования нецензурной лексики), противодействие излишнему использованию иностранной лексики;

- защита от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в России;

- повышение роли России в мире за счёт продвижения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, основанных на исконных общечеловеческих ценностях.

Практическая значимость исследования

Обратимся далее к практике работы вузовских коллективов по патриотическому воспитанию организованной молодёжи Ключевым здесь служит понятие «организованной молодёжи», поскольку это значительно упрощает процесс работы, её оптимизации, учёта специфического состава молодёжного коллектива и т д Приведём отдельные примеры, собрав которые воедино, можно говорить о своего рода каталоге лучших воспитательных практик

Например, довольно стройная система воспитательной работы, включая военно-патриотическое воспитание, сложилась в Международном юридическом институте (МЮИ, Москва) и его филиальной сети В вузе реализуется календарный план данной работы, утверждённый после тщательного обсуждения и дополнения Учёным советом Института

В его составлении и выполнении активную роль играют не только администрация и педагогический состав вуза, а также студенческий совет, но и организация ветеранов военной службы, костяк которой составляют старшие офицеры в отставке и запасе Ракетных войск стратегического назначения По их предложению план работы был дополнен мероприятиями, связанными с подготовкой и проведением празднования 80-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой (2021-2022), 80-летия Сталинградской и Курской битв (2022-2023) Речь идёт не об однодневных мероприятиях, что также приносит пользу в деле воспитания, а о многовекторной, системной работе

Ещё в мае 2022 г в Волгограде, на Мамаевом кургане со студентами Волжского филиала МЮИ был проведён Урок мужества «200 огненных дней и ночей битвы на Волге», посвящённый 800-летию Сталинградской битвы В филиальную сеть МЮИ (а это Смоленск, Тула, Астрахань, Королёв, Одинцово, Иваново и др. ) были направлены соответствующие методические материалы Затем, в период 2022-2023 учебного года в вузе проходил конкурс студенческих работ и работ магистрантов, посвящённый Нюрнбергскому трибуналу (учитывалась юридическая направленность вуза), победители которого приняли участие в торжествах, по-свящённых 800-летию битвы на Волге в Волгограде (1-5 февраля 2023 г. ).

Работа по военно-патриотическому воспитанию в МЮИ продолжается и сегодня, с марта 2023 г она концентрируется вокруг другой знаковой победы советского народа и его армии в Великой Отечественной войне - в Курской битве, которой также исполняется 80 лет Проводимые мероприятия оформляются приказом ректора МЮИ профессора Н . А. Жильцова. На это выделяются средства из бюджета вуза, включая необходимые расходы на переезд к месту их проведения студентов и преподавателей, размещение в гостинице, питание

В дополнение к сказанному следует отметить, что проводимая работа увлекла студентов, и они подготовили в Волжском филиале МЮИ и провели в Волгограде и области серию мероприятий по патриотической тематике, которая получила поддержку руководства и педагогического сообщества Волгоградской области, включая и грантовую

Всё это в дальнейшем, особенно с сентября 2023 г. , поможет внедрению в головном вузе в г Москве и его филиальной сети организации начальной военной подготовки студентов, что является сегодня важной государственной задачей

Дата поступления в редакцию 09.03.2023

ЛИТЕРАТУРА

I. Багдасарян В. Э. , Сильвестр (Лукашенко), архим. Традиционные ценности: стратегия цивили-зационного возрождения: монография . Ярославль: Специализированный полиграфический комбинат, 2022. 256 с .

2 . Борытко Н . М. , Сергеев Н . К. Воспитание гражданской позиции // Известия Волгоградского

государственного педагогического университета. 2015 . № 3 (98). С. 16-22 .

3 . Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодёжи к военной службе: история и сов-

ременность: учебно-методические материалы / Р. В . Балашов, В. И. Лутовинов, И . В. Метлик, С. П. Поляков. Москва: Сотис, 2014. 190 с. 4. Воспитание в высшей школе: от теории к практике: монография / Н . Н . Киселев, Л . С. Пастухова, Н . Л . Селиванова, А. Б. Безбородов. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2021. 501 с.

5 . Григорьева-Голубева В. А. Педагогическая аксиология: условия совершенствования образо-

вательной деятельности: монография . Санкт-Петербург: Ленинградский гос. университет им А С Пушкина, 2012 215 с

6 . Дробижева Л . М . Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения

// Социс. Социологические исследования . 2020. № 8 . С. 37-50.

7 . Кирьякова А . В . , Фролов О . В . Избранные труды по педагогической аксиологии и культуроло-

гии образования: сборник научных трудов . Ставрополь: Логос, 2020. 301 с .

8 . Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию:

научно-исследовательская работа / под ред . В . И . Лутовинова . Москва: Армпресс, 2006. 62 с.

9 . Ососков В. П . , Ковтун В. Т. Теория и практика воспитательной работы: научно-методический

труд. Москва: ЭКО-Пресс, 2021. 628 с.

10 . Педагогическая аксиология: монография / В . А . Сластенин и др . Красноярск: Сибирский госу-

дарственный технологический университет, 2008 293 с

II. Саратовцева Н . В . , Королева А . А . Единство трудового и патриотического воспитания современной молодёжи // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс . 2015 . Т. 2 . № 6 (28). С. 144-147.

12 . Скворцов И . П . К вопросу о критериях определения традиционных ценностей российской ци-

вилизации // Новое в российском и международном праве: межвузовский научный сборник. Вып . XVI / под ред. С. А . Глотова. Москва: Московский государственный областной педагогический университет, 2023 С 52-62

13 . Управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего об-

разования: учебно-методическое пособие для организаторов воспитательной деятельности и профессорско-преподавательского состава системы высшего образования России / Е А Певцова, В . Е. Цибульникова, М. В . Николаев, А . С. Зинченко . Москва: Московский государственный областной университет, 2021. 208 с . 14. Цибульникова В . Е Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 6-17. 001: 10.18384/2310-7219-2022-4-6-17. 15 . Циулина М. В . Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразователь-ной среды: монография . Челябинск: Цицеро, 2012. 203 с .

Vjsy

ISSN 2072-8395

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика

Г

2023 / № 2

16 . Tsibulnikova V. E. Priorities of educational policy, pedagogical science and practice in the Digital age or seven maxims of modern pedagogy II Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2022. № 4. P. 6-26. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-6-26.

REFERENCES

I. Bagdasaryan V. E. , Silvestr (Lukashenko), archim . Tradicionnye cennosti: strategiya civilizacionnogo vozrozhdeniya: monografiya [Traditional values: strategy of civilizational revival: monograph]. Yaroslavl, Specialized Printing Plant Publ. , 2022. 256 p .

2 . Borytko N. M . , Sergeev N. K . [Education of civic position]. In: Izvestiya Volgogradskogo gosudarstven-

nogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University], 2015, no . 3 (98), pp. 16-22 .

3 . Balashov R . V. , Lutovinov V. I . , Metlik I . V. , Polyakov S . P. Voenno-patrioticheskoe vospitanie i podgo-

tovka molodyozhi k voennoj sluzhbe: istoriya i sovremennost': uchebno-metodicheskie materialy [Military-patriotic education and training of youth for military service: history and modernity: teaching materials]. Moscow, Sotis Publ. , 2014. 190 p. 4. Kiselev N . N . , Pastuhova L. S . , Selivanova N. L, Bezborodov A . B . Vospitanie v vysshej shkole: ot teorii k praktike: monografiya. Moscow, Russian State University for the Humanities Publ. , 2021. 501 p .

5 . Grigor'eva-Golubeva V. A . Pedagogicheskaya aksiologiya: usloviya sovershenstvovaniya obrazovatel'noj

deyatel'nosti: monografiya [Pedagogical axiology: conditions for improving educational activities: monograph]. Sankt-Petersburg, Leningrad State University named after A . S . Pushkin Publ. , 2012 . 215 p.

6 . Drobizheva L. M . [Russian identity: the search for definitions and dynamics of distribution]. In: Socis.

Sociologicheskie issledovaniya [Sotsis . Sociological research], 2020, no . 8, pp . 37-50.

7 . Kiryakova A . V. , Frolov O. V. Izbrannye trudypo pedagogicheskoj aksiologii i kul'turologii obrazovaniya:

sbornik nauchnyh trudov [Selected works on pedagogical axiology and cultural studies of education: a collection of scientific papers]. Stavropol, Logos Publ. , 2020. 301 p.

8 . Kriterii i osnovy metodiki ocenki rezul'tatov raboty po patrioticheskomu vospitaniyu: nauchno-

issledovatel'skaya rabota [Criteria and basics of methodology for evaluating the results of work on patriotic education: research work]. Moscow, Armpress Publ . , 2006. 62 p.

9 . Ososkov V P., Kovtun V T. Teoriya ipraktika vospitatel'noj raboty: nauchno-metodicheskij trud [Theory and

practice of educational work: scientific and methodological work]. Moscow, EKO-Press Publ. , 2021. 628 p.

10 . Slastenin V. A . Pedagogicheskaya aksiologiya: monografiya [Pedagogical axiology: monograph]. Kras-

noyarsk, Siberian State Technological University Publ. , 2008. 293 p.

II. Saratovceva N . V. , Koroleva A . A . [The unity of labor and patriotic education of modern youth]. In: XXI vek: itogiproshlogo i problemy nastoyashchego plyus [XXI century: results of the past and problems of the present plus], 2015, vol. 2, no. 6 (28), pp. 144-147.

12 . Skvorcov I . P. [On the issue of criteria for determining the traditional values of Russian civilization].

In: Glotov S . A . , ed. Novoe v rossijskom i mezhdunarodnom prave: mezhvuzovskij nauchnyj sbornik. Vyp. XVI [New in Russian and international law: Interuniversity scientific collection Iss XVI] Moscow, Moscow State Regional Pedagogical University Publ. , 2023, pp. 52-62.

13 . Pevcova E. A . , Tsibulnikova V. E . , Nikolaev M. V. , Zinchenko A . S . Upravlenie sistemoj vospitatel'noj

raboty v obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya or-ganizatorov vospitatel'noj deyatel'nosti i professorsko-prepodavatel'skogo sostava sistemy vysshego obrazovaniya Rossii [Management of the system of educational work in an educational organization of higher education: a teaching aid for the organizers of educational activities and the teaching staff of the higher education system of Russia]. Moscow, Moscow Region State University Publ. , 2021. 208 p. 14. Tsibulnikova V. E. [Value-oriented approach to the formation of the teaching staff of a general educational organization]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Peda-gogika [Bulletin of the Moscow State Regional University], 2022, no . 4, pp . 6-17 . DOI: 10.18384/23107219-2022-4-6-17

15 . Tsiulina M. V. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov vozmozhnostyami socioobrazovatel'noj sredy: mon-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ografiya [Patriotic education of schoolchildren by the possibilities of the socio-educational environment: monograph]. Chelyabinsk, Cicero Publ. , 2012. 203 p.

16 . Tsibulnikova V. E. Priorities of educational policy, pedagogical science and practice in the Digital age

or seven maxims of modern pedagogy. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2022, no. 4, pp. 6-26. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-6-26.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Скворцов Игорь Петрович - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С. М. Штеменко; e-mail: igskvorcov@yandex. ru

Глотов Сергей Александрович - доктор юридических наук, профессор, заведующий научно-учебной лабораторией актуальных проблем современного права Государственного университета просвещения;

e-mail: glotov_rgsu@mail . ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Igor P. Skvortsov - Dr. Sci. (Philosophy), Prof. , Prof, of the Department of Military-Political Work in the Troops (Forces), Krasnodar Higher Military School named after General of the Army S . M. Shtemenko, e-mail: igskvorcov@yandex. ru

Sergey A. Glotov - Dr. Sci. (Law), Prof. , Head of the Scientific and Educational Laboratory of Actual Problems of Modern Law, State University of Education; e-mail: glotov_rgsu@mail . ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Скворцов И. П . , Глотов С. А . Формирование патриотизма у молодёжи в современных социокультурных условиях: теоретические и практические аспекты // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023. № 2 . С. 6-20 . DOI: 10.18384/2310-7219-2023-2-6-20

FOR CITATION

Skvorsov I . P. , Glotov S . A . Formation of patriotism among youth in modern socio-cultural conditions: theoretical and practical aspects . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2023, no . 2, рр . 6-20 .

DOI: 10.18384/2310-7219-2023-2-6-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.