Научная статья на тему 'Патриотизм как духовно-нравственный феномен в современном социокультурном пространстве'

Патриотизм как духовно-нравственный феномен в современном социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / общество / социокультурное пространство / духовность / традиционные ценности / патриотическое сознание / патриотическое воспитание / идентичность / гражданская идентичность / национальная безопасность / духовно-нравственная безопасность / духовный суверенитет / patriotism / society / socio-cultural space / spirituality / traditional values / patriotic consciousness / patriotic education / identity / civic identity / national security / spiritual and moral security / spiritual sovereignty

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дьяченко А. Н., Синютин А. А.

Целью исследования выступает анализ патриотизма как духовно-нравственного феномена в современном социокультурном пространстве в контексте проблем формирования патриотических ценностей и воспитания граждан в рамках современной российской государственной политики. Методологическую базу исследования составляют принципы социально-философской компаративистики, системно-структурного и институционального анализа и синтеза, феноменологический подход и диалектический метод. Авторы опираются на труды классиков философской мысли, отечественных и зарубежных мыслителей, посвященные анализу природы и сущности патриотизма как духовно-нравственного феномена, формы социокультурной и национально-государственной идентификации личности и общества. Результаты исследования показывают, что патриотизм как духовно-нравственный феномен предусматривает определенное ценностное отношение человека к Отечеству, характеризующееся эмоциональной привязанностью к своей Родине, осознанием принадлежности к истории и культуре своей страны, основывающейся на традиционных ценностях, представлением об ответственности за решение основополагающих общественных проблем. Подобное отношение формируется посредством патриотического воспитания. Патриотизм можно рассматривать как важный элемент духовной сферы личности. Истинный или подлинный патриотизм выступает как единство духовной составляющей в жизнедеятельности личности, качеств гражданственности и высокой социальной активности, реализующейся человеком на благо общества. Перспективы исследования. Данное исследование будет полезно для дальнейшего изучения патриотизма как духовно-нравственного феномена, а также разработки и практической реализации патриотических воспитательных программ различных групп населения Российской Федерации, способствующих формированию устойчивой идентичности общегражданского характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AS A SPIRITUAL AND MORAL PHENOMENON IN THE MODERN SOCIOCULTURAL SPACE

a spiritual and moral phenomenon in the modern socio-cultural space in the context of the problems of forming patriotic values and educating citizens within the framework of modern Russian state policy. The methodological basis of the study is formed by the principles of socio-philosophical comparative studies, system-structural and institutional analysis and synthesis, phenomenological approach and dialectical method. The authors rely on the works of classics of philosophical thought, domestic and foreign thinkers devoted to the analysis of the nature and essence of patriotism as a spiritual and national-state identification of the individual and society. Results of the study. Show that patriotism as a spiritual and moral phenomenon implies a certain value attitude of a person to the Fatherland, characterized by emotional attachment to one’s homeland, awareness of belonging to the history and culture of one’s country, based on traditional values, and an idea of responsibility for solving fundamental social problems. Such an attitude is formed through patriotic education. Patriotism can be considered an important element of the spiritual sphere of an individual. True or authentic patriotism acts as a unity of the spiritual component in the life of an individual, qualities of citizenship and high social activity, realized by a person for the benefit of society. Research рerspectives. This study will be useful for further study of patriotism as a spiritual and moral phenomenon and useful for developing programs for patriotic education of Russian citizens as one of the fundamental factors of national unity.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как духовно-нравственный феномен в современном социокультурном пространстве»

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО

0 УДК 130.2

DOI 10.18522/2227-8656.2024.4. EDN MMEXQA

Научная статья

ПАТРИОТИЗМ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

PATRIOTISM AS A SPIRITUAL AND MORAL PHENOMENON IN THE MODERN SOCIO-CULTURAL SPACE

А. Н. Дьяченко* ** Angela N. Dyachenko* **

А. А. Синютин*** Alexander A. Sinyutin***

ORCID: 0009-0001-7510-2883

* Южно-Российский филиал ФНИСЦ РАН,

** Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия; *** Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова, Новочеркасск, Россия

Целью исследования выступает анализ патриотизма как духовно-нравственного феномена в современном социокультурном пространстве в контексте проблем формирования патриотических ценностей и воспитания граждан в рамках современной российской государственной политики.

Методологическую базу исследования составляют принципы социально-философской компаративистики, системно-структурного и институционального анализа и синтеза, феноменологический подход и диалектический метод. Авторы опираются на труды классиков философской мысли, отечественных и зарубежных мыслителей, посвященные анализу природы и сущности

© Дьяченко А. Н., 2024 © Синютин А. А., 2024

* South Russian branch of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, ** Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia;

*** Platov South-Russian State Polytechnic

University (NPI), Novocherkassk, Russia

Objective of the study is to analyze patriotism as a spiritual and moral phenomenon in the modern socio-cultural space in the context of the problems of forming patriotic values and educating citizens within the framework of modern Russian state policy.

The methodological basis of the study is formed by the principles of socio-philosophical comparative studies, system-structural and institutional analysis and synthesis, phenomenological approach and dialectical method. The authors rely on the works of classics of philosophical thought, domestic and foreign thinkers devoted to the analysis of the nature and essence of patriotism as a spiritual and

патриотизма как духовно-нравственного феномена, формы социокультурной и национально-государственной идентификации личности и общества.

Результаты исследования показывают, что патриотизм как духовно-нравственный феномен предусматривает определенное ценностное отношение человека к Отечеству, характеризующееся эмоциональной привязанностью к своей Родине, осознанием принадлежности к истории и культуре своей страны, основывающейся на традиционных ценностях, представлением об ответственности за решение основополагающих общественных проблем. Подобное отношение формируется посредством патриотического воспитания. Патриотизм можно рассматривать как важный элемент духовной сферы личности. Истинный или подлинный патриотизм выступает как единство духовной составляющей в жизнедеятельности личности, качеств гражданственности и высокой социальной активности, реализующейся человеком на благо общества.

Перспективы исследования. Данное исследование будет полезно для дальнейшего изучения патриотизма как духовно-нравственного феномена, а также разработки и практической реализации патриотических воспитательных программ различных групп населения Российской Федерации, способствующих формированию устойчивой идентичности общегражданского характера.

Ключевые слова: патриотизм, общество, социокультурное пространство, духовность, традиционные ценности, патриотическое сознание, патриотическое воспитание, идентичность, гражданская идентичность, национальная безопасность, духовно-нравственная безопасность, духовный суверенитет

moral phenomenon, a form of socio-cultural and national-state identification of the individual and society.

Results of the study. Show that patriotism as a spiritual and moral phenomenon implies a certain value attitude of a person to the Fatherland, characterized by emotional attachment to one's homeland, awareness of belonging to the history and culture of one's country, based on traditional values, and an idea of responsibility for solving fundamental social problems. Such an attitude is formed through patriotic education. Patriotism can be considered an important element of the spiritual sphere of an individual. True or authentic patriotism acts as a unity of the spiritual component in the life of an individual, qualities of citizenship and high social activity, realized by a person for the benefit of society.

Research рerspectives. This study will be useful for further study of patriotism as a spiritual and moral phenomenon and useful for developing programs for patriotic education of Russian citizens as one of the fundamental factors of national unity.

Keywords: patriotism, society, socio-cultural space, spirituality, traditional values, patriotic consciousness, patriotic education, identity, civic identity, national security, spiritual and moral security, spiritual sovereignty

Введение

Актуальность научного изучения патриотизма как духовно-нравственного феномена в современном социокультурном пространстве обусловлена ростом деструктивного воздействия идеологического и психологического характера, которое осуществляется в отношении граждан нашей страны и имеет следствием насаждение чуждых народу России и разрушительных для российского общества базовых идейных принципов и ценностных ориентаций, включающих, в том числе, отрицание патриотических идеалов, идеи служения своему Отечеству и т. д. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ситуация в стране и в мировом пространстве в целом рассматривается как требующая разработки и реализации на практике политики российского государства, имеющей своей целью защиту традиционных отечественных ценностей духовно-нравственного характера1. Угрозу данным ценностям представляет как деятельность отдельных организаций экстремистского и террористического характера, так и некоторых средств массовой информации, ряда недружественных государств. К числу рассматриваемых традиционных ценностей относятся патриотические ценности, ценности гражданственности, идеи служения Отечеству и ответственности за его судьбу2.

Методология исследования

Духовно-нравственная безопасность как основополагающий компонент национальной безопасности страны, как справедливо утверждает Т. А. Шель, должна основываться на определенном базисе, в качестве которого, с точки зрения данной исследовательницы, выступает патриотизм (Шель, 2021. С. 180). Рассматриваемая позиция характерна и для Президента Российской Федерации В. В. Путина, подчеркнувшего в одном из своих выступлений, что будущее России необходимо выстраивать именно на основе патриотических ценностей, которые должны, с точки зрения главы государства, стать для населения своеобразным духовным фундаментом или моральным основанием его жизнедеятельности. Патриотизм, подчеркивает В. В. Путин, предусматривает чувство глубокого уважения «к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее»3. Очевидно, что обеспече-

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» URL: http://kremlin.ru>acts/bank/47046 (дата обращения: 01.07.2024).

2 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - URL: http://kremlin.ru>acts/bank/48502 (дата обращения: 01.07.2024).

3 Стенографический отчет о встрече В. В. Путина с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. - URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/16470 (дата обращения: 01.07.2024).

ние безопасности в современном российском обществе не может сводиться только к защите от рисков и вызовов военного, экономического или экологического характера: существуют угрозы и духовно-нравственной безопасности, которые могут возникать в том случае, если общество и государство будут уделять недостаточно внимания формированию в сознании населения патриотических ценностей и установок, развития системы патриотического воспитания различных категорий граждан. Таким образом, патриотизм как духовно-нравственный феномен призван выступать для нашей страны в роли своеобразной национальной идеи, залога успешного функционирования государства и гражданского общества.

В специальной литературе патриотизм рассматривается как многоаспектный, комплексный феномен, который пронизывает различные области общественной жизни, находит отражение в социокультурном пространстве. Сущность и основное содержание патриотизма, как подчеркивает Н. А. Носкова, по-разному описываются в специальной литературе, что проявляется и в наличии различных определений данного понятия. В трудах исследователей существуют различные точки зрения по поводу того, что считать центральным элементом или ядром самого патриотизма, что обуславливает необходимость более глубокого анализа сущности и основных компонентов патриотизма как духовно-нравственного феномена. С точки зрения Н. А. Носковой, в условиях современных глобализационных процессов традиционные научные подходы к пониманию патриотизма, содержанию основных принципов и механизмов формирования патриотических ценностей оказываются недостаточно эффективными, что обуславливает необходимость выработки новых подходов и способов конструирования патриотических установок граждан, в том числе посредством использования инновационных технологических средств (Носкова, 2016. С. 170-171).

В различных литературных и научных источниках, публичных выступлениях многочисленных политических и государственных деятелей в качестве основного компонента патриотизма, как правило, выделяется то возвышенное чувство, которое отдельный человек или группа людей испытывают к своей Родине либо Отечеству. Такого рода патриотизм, в то же время, не ограничивается исключительно эмоциональной составляющей; речь здесь идет о социальной направленности патриотизма, которая выделяется в ряде классических литературных и научных трудах. По мнению выдающегося отечественного мыслителя Н. А. Добролюбова, «мы более сочувствуем своему отечеству, потому что более знаем его нужды, лучше можем судить о его положении, сильнее связаны с ним воспоминаниями общих интересов и стремлений» (Добролюбов, 1935. С. 227). Близкое по смыслу и направленности высказывание можно обнаружить также в трудах Н. Г. Чернышевского, который видел основное содержание патриотизма в «страстном, беспредельном

желании блага Родине, одушевляющем всю жизнь, направляющем всю деятельность» (Чернышевский, 1947. С. 136). В целом, в рамках такого подхода к трактовке патриотизма последний определяется как многообразное чувство любви, испытываемое человеком в отношении своей Родины или Отечества; данное чувство при этом имеет духовные и социальные проявления. Недостатком такого подхода является игнорирование деятельностной составляющей патриотизма: по этой причине патриотизм целесообразно рассматривать как разновидность возвышенных чувств, имеющих особую значимость для человека, которые находят проявление в действиях, имеющих определенную направленность.

Совершенно очевидно, что патриотические чувства не могут ограничиваться исключительно возвышенной любовью индивидов или отдельных социальных общностей к Отечеству: оно должно также побуждать конкретного человека, представителей определенной группы или общности людей к совершению действий, имеющих позитивную направленность и приносящих конкретную пользу стране, способствующих ее благополучию. В соответствии с известным изречением В. Г. Белинского, «...всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством... Живой человек носит в своем духе, своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств» (Белинский, 1983. С. 163). В целом, данный подход исходит из такой трактовки патриотизма, при которой последний рассматривается как совокупность ценностей патриотического характера и соответствующих действий, в которых эти ценности воплощаются. Подобный подход рассматривается в специальных трудах как реализационно-деятельностный: суть его заключается в том, что установки и чувства, имеющие ярко выраженную патриотическую направленность, должны обязательно проявляться в поступках, совершаемых человеком, отражаться в реальных делах, которые соответствуют национальным и общественным интересах и имеют своей целью благо Отечества.

Как справедливо утверждают А. А. Радугин и О. А. Радугина, патриотизм представляет собой духовно-нравственную ценность, имеющую наиболее высокую значимость и выступающую в качестве интегрирующей для других ценностей духовно-нравственного характера (Радугин, Радугина, 2019. С. 30). Приверженность патриотизму является проявлением высокого уровня личностного развития, находящего отражение в деятельности, осуществляемой на благо Родине и во имя ее интересов. Патриотизм, с точки зрения рассматриваемых исследователей, представляет собой своего рода «генетическое чувство», которое побуждает человека служить своему Отечеству в тех формах, которые являются для него доступными, причем данная

деятельность может приносить конкретную пользу обществу и государству. Рассматриваемая деятельность может рассматриваться в качестве критерия истинного патриотизма: так, по мысли Н. Г. Чернышевского, вклад каждого конкретного человека в развитие страны в историческом масштабе определяется заслугами данного лица перед Родиной, содержанием его патриотических чувств (Чернышевский, 1947. С. 137).

В течение последних лет в отечественной науке утвердился подход к интерпретации патриотизма как сложного, комплексного феномена, имеющего сложный и многоаспектный характер: патриотизм находит отражение в различных областях жизнедеятельности общества, приобретая особую актуальность в кризисные периоды общественного развития. В условиях кризиса, охватывающего различные области функционирования социума, в том числе духовно-нравственную сферу, люди особо нуждаются в том, что способно их сплотить, обеспечить устойчивую общегражданскую идентичность: такую роль призваны играть патриотические установки, базирующиеся на глубоких исторических традициях и традиционных ценностях. Подобного рода патриотизм может стать тем фактором, который будет обеспечивать эффективное поступательное развитие страны, способствовать ее консолидации, преодолению негативных явлений жизнедеятельности общества. Патриотизм и общество не могут существовать в отрыве друг от друга, поскольку сфера общественного сознания включает патриотизм в качестве одного из значимых элементов; патриотизм как социальный феномен духовно-нравственного характера может находиться в основе национальной или гражданской идентичности, быть стержневым социокультурным или идеологическим элементом, основополагающей общественной ценностью. Патриотизм также может быть важным направлением воспитательной деятельности: речь идет о патриотическом воспитании, представляющем собой «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»1.

Как следует из приведенного определения патриотического воспитания, основной его целью является создание и упорядочение определенных духовных смыслов и образов: в качестве основополагающего компонента системы патриотического воспитания выступает ценность патриотизма как стержневая нравственная ценность; с учетом этого выстраиваются целеполагание, со-

1 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"» (с изменениями и дополнениями). - URL: http://staüc.govemmentru>media/files/.. ..pdf (дата обращения 01.07.2024).

держание, а также основные принципы и методики образовательного и воспитательного процесса. В рамках патриотического воспитания происходит формирование соответствующего патриотического сознания, включающего совокупность ценностей, установок и ориентаций, направленных на служение Отечеству. В специальных исследованиях в системе патриотического воспитания обыкновенно выделяются несколько компонентов, центральным из которых является духовный компонент, содержание которого образуют культурные ценности общества, национальное самосознание. Основу нравственного компонента патриотического воспитания, в свою очередь, образуют любовь к Родине и Отечеству, уважение к народу страны, его базовым ценностям и традициям. Исторический компонент рассматриваемой воспитательной деятельности включает прежде всего формирование уважения к истории страны, почитание героического прошлого Отечества, конструирование исторической памяти, включающей представления об основных исторических событиях и персоналиях, внесший весомый вклад в развитие страны и ее процветание. В качестве отдельного направления воспитательной патриотической деятельности, тесно связанного с рассмотренными выше направлениями, выступает государственно-патриотическое воспитание, включающее укоренение в сознании индивидов и социальных групп устойчивых представлений о приоритете национальных ценностей, потребностей и интересов страны, ее безопасности, формирование готовности граждан к исполнению базовых конституционных обязанностей, ориентации на социально активную деятельность позитивной направленности, участие в разрешении наиболее значимых государственных и общественных проблем (Быков, 2006. С. 37-42).

Результаты

С учетом вышеизложенного патриотизм как духовно-нравственный феномен следует рассматривать как ценностное отношение человека к своему Отечеству, характеризующееся эмоциональной привязанностью к своей Родине, осознанием принадлежности к истории и культуре своей страны, и основывающееся на традиционных ценностях, представлениях об ответственности за решение основополагающих общественных проблем. Подобное отношение формируется посредством патриотического воспитания, целенаправленного конструирования соответствующих патриотических ценностей в сознании представителей различных социальных групп и слоев в обществе. Патриотизм можно рассматривать как значимый компонент духовной составляющей личности; в свою очередь, закрепление в индивидуальном сознании ценностей и идеалов патриотизма может рассматриваться как критерий эффективности социализационного процесса, основу которого составляет усвоение индивидом представлений о неразрывной взаимосвязи его жизнедеятельности с жизнью страны в целом, ее культурно-историческими традициями,

духовно-нравственными ценностями и т.д. Истинный или подлинный патриотизм выступает как единство духовной составляющей в жизнедеятельности личности, качеств гражданственности и высокой социальной активности, реализующейся человеком на благо общества: патриотизм, иными словами, выступает как действенный фактор, способствующий совершению человеком тех или иных действий, приносящих определенную пользу той стране, в которой он проживает (Верещагина и др., 2017. С. 31-32).

Принято считать, что возникновение ранних элементов патриотизма относится к эпохе первобытного общества, когда люди, проживая длительное время на одной территории в составе родовых общин или племен, привязывались к месту своего постоянного проживания, окружающей их природной среде. Патриотизм такого рода сохранился и в настоящее время, проявляясь в любви человека к тому месту, где он родился и вырос, в своеобразном эмоционально-возвышенном отношении к тому, что нередко называют малой родиной, где происходила первичная социализации данного лица, становление его основополагающих личностных качеств. Одновременно с подобными патриотическими установками происходит формирование приверженности человека к условиям и особенностям жизнедеятельности, сложившимся в конкретном человеческом сообществе, т.е. тому, что определяет социокультурную среду или социокультурное пространство общества. Складывание патриотических ценностных установок и ориентаций человека изначально происходило на основе и под влиянием его этнической или национальной принадлежности, отношения к конкретному религиозному верованию и группе лиц, образующих соответствующую конфессиональную общность. Содержание патриотических ценностей и формы конкретного проявления патриотических чувств, соответственно, находились в зависимости от характерного для конкретного сообщества исторического опыта его функционирования, сформировавшихся культурных традиций, а также складывающихся в данном социуме взаимодействий межнационального и межконфессионального характера.

Образование первых государств оказало существенное воздействие на то, что впоследствии стали рассматривать как патриотизм: последний с момента зарождения и последующего развития государственных образований приобрел неразрывную взаимосвязь с государственной властью. При этом патриотизм в различные периоды существования государств, в разные исторические эпохи мог приобретать форму безусловной поддержки функционирующей в стране политической элиты и сформировавшегося государственного режима, а также противостояния ему, что могло доходить до противоборства с существующей властью. Патриотизм нередко приобретал специфические формы, включающие представления об особом пути, характерном для определенной страны, своеобразные идеалы автаркии, ориентирующие на самодостаточ-

ность, замкнутость, необходимость отделиться от всех других цивилизаций и мирового сообщества в целом и развиваться самостоятельно, опираясь лишь на собственные ресурсы. В качестве противоположности такого патриотизма выступает так называемый космополитизм, или идея единого мирового гражданства: подобного рода идеология построена на отрицании приоритетного значения государственного суверенитета, национальных культурных ценностей и традиций, которым противопоставляются некие глобальные или общечеловеческие ценности.

Выступая в качестве одной из приоритетных духовно-нравственных ценностей, патриотизм способен оказывать существенное воздействие на различные области жизнедеятельности общества. Патриотизм можно рассматривать как своеобразное олицетворение возвышенной любви человека к своей Родине, неразрывной связи с ее культурой, духовно-нравственными традициями и ценностями; в нем проявляется одновременно и гордость за достижения конкретной страны и ее жителей, и чувство сопричастности с ее проблемами, трудностями, сопровождающееся готовностью предпринимать усилия для их преодоления. В соответствии со справедливым замечанием Президента РФ В. В. Путина, подлинный патриотизм предусматривает осознание человеком своей причастности к интересам Отечества, его ответственность как гражданина, проявляющуюся в ориентации на деятельность, направленную на процветание и благополучие страны: истинного патриота, по мнению главы российского государства, отличает «стремление посвятить России, своим согражданам свой талант, готовность всегда быть со своей Родиной и в минуты торжества, и в периоды испытаний и невзгод»1.

Исторический опыт показывает, что на определенных этапах общественного развития, характеризующихся углублением социальных противоречий, возникают различные, нередко противоречащие друг другу трактовки патриотизма и неодинаковые интерпретации патриотических ценностей. Крайние разногласия здесь способны обернуться расколом общества, возникновением политических конфликтов между отдельными группировками: последние в этом случае могут руководствоваться социальными целями позитивного характера, включающими обеспечение национальной безопасности, укрепление суверенитета государства и его территориальной целостности, а также негативными устремлениями, связанными со стремлением к отделению от государства отдельных территориальных образований, разжиганием вражды или ненависти на религиозной, этнической почве и т.д. Как уже отмечалось выше, патриотизм предполагает как любовь к Родине и Отечеству, так и неразрывную духовную связь с ним, служение ему. Подобного рода патриоти-

1 Курпяева О., Латухина К. Владимир Путин вручил награды выдающимся гражданам России // Российская газета. - 29.08.2012. - URL: https://rg.ru/gazeta/rg-centr/2012/08/30.html (дата обращения: 01.07.2024).

ческие чувства получают воплощение в готовности человека служить своей стране и защищать Отечество от внешних врагов, обеспечивать национальную безопасность страны. Как уже отмечалось выше, патриотизм предполагает готовность принимать непосредственное участие в решении актуальных общественных проблем, представление о личной ответственности за будущее Отечества, готовность разделить со своими согражданами общественные трудности и катаклизмы, а истинного патриота, соответственно, характеризует убежденность в том, что в случае необходимости он будет готов к тому, чтобы защищать Родину с оружием в руках. Воспитательная деятельность военно-патриотической направленности в настоящее время находится в центре воспитательной политики российского государства, что нашло отражение в тексте закона «О воинской обязанности и военной службе», который возлагает на различные отечественные организации и учреждения обязанности проводить соответствующие воспитательные мероприятия1.

В различные периоды отечественной истории государством подчеркивалась высокая значимость военного аспекта патриотизма, а соответствующие патриотические традиции составляли духовно-нравственную основу деятельности, направленной на защиту страны от различных вооруженных агрессий извне. Патриотические ценности выходили на первый план в России в периоды серьезных испытаний, с которыми сталкивалась страна при вторжении на ее территорию различных завоевателей. В настоящее время в Российской Федерации, проводящей специальную военную операцию (СВО), также уделяется большое внимание патриотическому воспитанию граждан и, в первую очередь, молодежи. Как подчеркивают П. В. Клименко и О. В. Шпырня, в условиях СВО чрезвычайно важное значение приобретает деятельность общества и государства, направленная на формирование у молодежи ориентации не только на любовь к своему Отечеству, но и установок на защиту национальных интересов страны и обеспечение безопасности (Клименко, Шпыр-ня, 2023. С. 95). Патриотическое воспитание здесь должно быть направлено на закрепление в сознании молодых людей чувства гордости за собственную страну, ее героическое прошлое и настоящее, готовности не просто жить и работать в России, принося пользу обществу, но и активно защищать ее интересы в условиях специальной военной операции.

Заключение

Основное содержание патриотизма как духовно-нравственного феномена в социокультурном пространстве общества состоит в эмоционально-возвышенном отношении отдельных индивидов и социальных групп к своему Отечеству. Ценность патриотизма заключается в его способности объединять представителей разных категорий населения, профессиональных, этниче-

1 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (последняя редакция). - URL: http://kremlin.ru>acts/bank/12128 (дата обращения: 01.07.2024).

ских, религиозных и других групп в единую общность, характеризующуюся общегражданской идентичностью, готовностью к служению Отечеству, осуществляя защиту национальных интересов страны. Патриотизм характеризуется стремлением человека соизмерять собственную жизнедеятельность, свои потребности и интересы с национальными интересами и различными направлениями деятельности, направленной на служение Родине. Истинный патриотизм наиболее явственно проявляется в кризисные периоды общественного развития, характеризующиеся вызовами и угрозами нормальному функционированию общества: обращение к патриотизму как одной из приоритетных духовно-нравственных ценностей способно мобилизовать граждан на активную деятельность, направленную на эффективное разрешение возникающих проблем, нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Ценность Отечества как основополагающая патриотическая ценность способна объединить наиболее активных граждан во имя служения обществу, наполнить определенным духовным смыслом их жизнедеятельность. Подобное ценностное отношение к Отечеству формируется посредством патриотического воспитания, целенаправленного конструирования соответствующих патриотических установок в сознании представителей различных социальных групп и слоев в обществе. Патриотизм выступает в качестве важного элемента духовной сферы личности, а закрепление в сознании последней патриотических ценностей и ориентаций является показателем успешности процесса социализации, включающего усвоение человеком представлений о сопричастности к своему Отечеству, неразрывной связи с его историческими, культурными традициями.

Список источников

Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе / В. Г. Белинский. - Москва: Просвещение, 1983. - 272 с.

Быков А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков // Педагогика. -2006. - № 2. - С. 37-42. - EDN ШТЬРЕ

Верещагина А. В. Патриотизм в России как идеологический концепт: социокультурные основания становления и воспроизводства в современной реальности / А. В. Верещагина, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 6-7. -С. 30-34. - EDN ZEGEOL.

Добролюбов Н. А. Русская цивилизация (статья первая) / Н. А. Добролюбов // Полное собрание сочинений. - Ленинград, 1935. - Т. 3.

References

Belinsky V. G. Articles about Pushkin, Lermontov, Gogol. Moskva: Prosveshchenie = Moscow: Education. 1983; 272 p. (In Russ.).

Bykov A. K. Problems of patriotic education. Pedagogika = Pedagogy. 2006; 2: 37-42 (In Russ.).

Vereshchagina A. V., Nechipurenko V. N., Samygin S. I. Patriotism in Russia as an ideological concept: socio-cultural foundations of formation and reproduction in modern reality. Gumani-tarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchest-vennyye nauki = Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017; 6-7: 30-34 (In Russ.).

Dobrolyubov N. A. Russian civilization (article one). Complete works. Leningrad, 1935; 3 (In Russ.).

Клименко П. В. Приоритетные направления патриотического воспитания современной молодежи в условиях проведения специальной военной операции / П. В. Клименко, О. В. Шпырня // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2023. - № 4. - С. 93-100. - DOI: 10.47370/2078-1024-2023-15-4-93-100

Носкова Н. А. Метаморфозы понятия «патриотизм» в условиях глобализации и размывания культурных границ / Н. А. Носко-ва // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2016. -№ 4(189). - С. 168-174. - EDN XQXA.ro.

Радугин А. А. Патриотизм как идеологический конструкт и духовно-нравственный феномен в духовно-мировоззренческом процессе современного общества / А. А. Радугин, О. А. Радугина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2019. - № 4(34). - С. 28-40. -EDN РУ^НЕ.

Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений / Н. Г. Чернышевский. - Москва, 1947. - Т. 3. - 868 с.

Шель Т. А. Политика по формированию патриотизма как составляющей духовно-нравственной безопасности современной России / Т. А. Шель // Научный аспект. -2021. - Т. 2. - № 3. - С. 179-182. - EDN

кштст.

Klimenko P. V., Shpyrnya O. V. Priority areas of patriotic education of modern youth in the context of a special military operation. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologich-eskogo universiteta = Bulletin of the Maikop State Technological University. 2023; (4): 93-100. DOI: 10.47370/2078-1024-2023-15-4-93-100 (In Russ.).

Noskova N. A. Metamorphoses of the concept of "patriotism" in the context of globalization and blurring of cultural boundaries. Vestnik Ady-geyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedeniye: filosofiya, istoriya, sotsi-ologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'tur-ologiya. Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies. 2016; 4 (189): 168-174 (In Russ.).

Radugin A. A., Radugina O. A. Patriotism as an ideological construct and spiritual and moral phenomenon in the spiritual and ideological process of modern society. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya = Bulletin of the Voronezh State University. Series: Philosophy. 2019; 4 (34). 28-40 (In Russ.).

Chernyshevsky N. G. Complete Works. Moscow, 1947; 3: 868 p. (In Russ.).

Shel T. A. Policy for the Formation of Patriotism as a Component of the Spiritual and Moral Security of Modern Russia. Scientific Aspect. 2021; 2(3) 179-182 (In Russ.).

Для цитирования: Дьяченко А. Н., Синю-тин А. А. Патриотизм как духовно-нравственный феномен в современном социокультурном пространстве // Гуманитарий Юга России. - 2024. - Т. 13. - № 4 (68). -С. 121-133.

DOI 10.18522/2227-8656.2024.4.8 EDN MMEXQA

История статьи:

Поступила в редакцию - 04.07.2024 Одобрена после рецензирования -30.07.2024

Принята к публикации - 02.08.2024

Сведения об авторах

Дьяченко Анжела Николаевна

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, Южно-Российский филиал ФНИСЦ РАН; старший научный сотрудник Института социологии и регионоведения Южного федерального университета SPIN-код: 9213-4704 АиШогГО: 316461 angelz2004@yandex.ru

Синютин Александр Александрович

Кандидат социологических наук, ассистент кафедры социальных и гуманитарных наук Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М. И. Платова ssinyutin@mail.ru

Information about authors

Angela N. Dyachenko

Candidate of Philosophical Sciences, Leading Researcher of the South Russian Branch of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences; Senior Researcher at the Institute of Sociology and Regional Studies of the Southern Federal University Scopus Author ID: 57218401174 angelz2004@yandex.ru

Alexander A. Sinyutin

Candidate of Sociological Sciences, Assistant at the Department of Social Sciences and Humanities of the Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI) ssinyutin@mail.ru

Авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации. У авторов нет конфликта интересов для декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.