Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЗМ КАК ТРАДИЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ И ЕГО ВОСПИТАНИЕ'

ПАТРИОТИЗМ КАК ТРАДИЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ И ЕГО ВОСПИТАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
563
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ходякова Наталия Владимировна

В статье на основе анализа современной ситуации в мире и данных социологического исследования ВЦИОМ аргументируется особая актуальность патриотического воспитания молодежи. Патриотизм интерпретируется как присвоенная личностью социальная духовно-нравственная ценность российского народа, обосновываются пути воспитания патриотизма у молодых людей. Патриотические ценностные отношения рассматриваются в рамках целостности более высокого порядка - личностной патриотической позиции. Предлагаются этапы развития патриотической позиции личности, определяются педагогические риски каждого этапа и требуемая личности педагогическая поддержка в случае индивидуальных затруднений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AS A TRADITIONAL RUSSIAN SPIRITUALAND MORAL VALUE AND ITS UPBRINGING

Based on the analysis of the current situation in the world and the data of the VTSIOM sociological research, the article argues for the special relevance of patriotic education of young people. Patriotism is interpreted as the social spiritual and moral value of the Russian people appropriated by a person, the ways of educating patriotism among young people are substantiated. Patriotic value relations are considered within the framework of the integrity of a higher order - the personal patriotic position. The stages of the development of the patriotic position of the individual are proposed, the pedagogical risks of each stage and the pedagogical support required by the individual in case of individual difficulties are determined.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЗМ КАК ТРАДИЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ И ЕГО ВОСПИТАНИЕ»

Патриотизм как традиционная российская духовно-нравственная ценность и его воспитание

ХОДЯКОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, доктор педагогических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: hodyakova@yandex.ru

Patriotism as a Traditional Russian Spiritual and Moral Value and Its Upbringing

KHODYAKOVA NATALIA VLADIMIROVNA,

Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: hodyakova@yandex.ru

УДК 37.01

Аннотация. В статье на основе анализа современной ситуации в мире и данных социологического исследования ВЦИОМ аргументируется особая актуальность патриотического воспитания молодежи. Патриотизм интерпретируется как присвоенная личностью социальная духовно-нравственная ценность российского народа, обосновываются пути воспитания патриотизма у молодых людей. Патриотические ценностные отношения рассматриваются в рамках целостности более высокого порядка - личностной патриотической позиции. Предлагаются этапы развития патриотической позиции личности, определяются педагогические риски каждого этапа и требуемая личности педагогическая поддержка в случае индивидуальных затруднений.

Ключевые слова и словосочетания: патриотизм; патриотические ценности; патриотическая личностная позиция; педагогические риски; педагогическая поддержка.

Annotation. Based on the analysis of the current situation in the world and the data of the VTSIOM sociological research, the article argues for the special relevance of patriotic education of young people. Patriotism is interpreted as the social spiritual and moral value of the Russian people appropriated by a person, the ways of educating patriotism among young people are substantiated. Patriotic value relations are considered within the framework of the integrity of a higher order - the personal patriotic position. The stages of the development of the patriotic position of the individual are proposed, the pedagogical risks of each stage and the pedagogical support required by the individual in case of individual difficulties are determined.

Keywords and phrases: patriotism; patriotic values; patriotic personal position; pedagogical risks; pedagogical support.

Современная ситуация в мире характеризуется расширяющимся и углубляющимся военным конфликтом, в котором

вынуждены участвовать Вооруженные Силы Российской Федерации, непрерывно нарастающими антироссийскими социальными и эко-

номическими санкциями, которым нам приходится противостоять, нагнетанием русофобии и возбуждением ненависти ко всему российскому в информационно-идеологическом пространстве. В этих условиях многократно возрастают требования к морально-психологической устойчивости граждан России, их готовности преодолевать возникшие угрозы и дестабилизирующие воздействия как в своих поступках и действиях, так и в смысловой оценке происходящего, духовно-нравственной регуляции своего поведения. Как и 80 лет назад, на повестке дня российского государства в качестве приоритетного стоит вопрос о воспитании человека-патриота, способного защитить свою страну и отстоять ее свободу и независимость, одержать победу как на полях сражений, так и в духовно-нравственном плане.

Выбор педагогических путей воспитания патриотизма связан с пониманием сущности понятия «патриотизм», которое исследователи определяют по-разному. Убедиться в полифонии существующих значений можно, например, обратившись к педагогическим словарям. В них патриотизм интерпретируется как:

— моральный принцип, обуславливающий уважение к историческому прошлому и народным традициям страны [11];

— социально-политический и нравственный принцип, отражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах, готовность к ее защите [7];

— любовь к Родине, в том числе к малой, гордость за свой народ и его исторические свершения, готовность служить интересам страны и защищать ее [8];

— социальное чувство, включающее любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за прошлое и настоящее своей Родины, готовность защищать ее интересы [3];

— нравственное чувство как результат личностного освоения человеком социальных ценностей своей Родины, проявляющееся в деятельности личности [6];

— синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств человека, проявляющихся в любви к большой и малой Родине, готовности к сохранению и приумножению национально-культурных традиций и ценностей своего народа [9];

— организующая жизнедеятельность людей ценность, отраженная в стремлении эту ценность отстаивать и защищать [2].

Как следует из приведенных определений, патриотизм — это внутренний регулятор внешней активности личности, проявляющейся в ее жизни и деятельности, социальном пове-

дении и отношениях. По мнению ряда психологов [4; 5], именно ценностные ориентации личности, выступая промежуточным звеном между мотивационно-потребностной и смысловой сферами человека, регулируют его активность, так как позволяют соотносить индивидуальные мотивы и потребности с присвоенными культурными смыслами и нормами социальной среды. Ценности, в том числе нравственно-патриотические, определяют замысел планируемых человеком действий, выбор средств их реализации, оценку результатов и последствий. Невозможность воплощения личностных ценностей в жизни человека приводит к внутренним противоречиям и конфликтам и, как следствие, к девиантному и преступному поведению человека.

Ценности как основа воспитания человека находятся в фокусе особого внимания со стороны общества и государства. Об этом свидетельствуют и программно-нормативные документы. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в качестве национального стратегического приоритета утверждены традиционные российские духовно-нравственные ценности, которые должны быть системно и последовательно реализованы в процессе воспитания. Среди традиционных ценностей наряду с другими названы патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, ответственность за его судьбу, историческая память и преемственность поколений. В указе отмечена особая значимость среды (образовательной, семейной, культурной, религиозной, языковой, информационной и др.) в воспитании любви и уважения к Отечеству. В первых строках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, формулируется приоритетная задача воспитания, которая состоит в развитии личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной реализовать свой потенциал и готовой к мирному созиданию и защите Родины. К патриотическим ценностям отнесено также стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Итак, патриотические ценности задают сегодня главный вектор воспитания в нашей стране. Какие же ценности ныне преобладают у россиян, и какое место граждане России отводят патриотизму в иерархии своих ценностей?

Рассмотрим результаты исследования, проведенного ВЦИОМ в июле 2022 г. [10]. В телефонном опросе случайным образом было выбрано и проинтервьюировано 1 600 взрослых граждан из 80 регионов.

Выбор патриотической идеологии среди других (либеральной, либертарианской, постиндустриальной, социалистической, национал-патриотической и православно-державной) сделали от 64 до 92 % опрошенных разных возрастных групп.

Похожую тенденцию можно выявить и в ответах на вопрос об ограничении влияния зарубежной культуры на российскую молодежь: 54 % опрошенных высказались за такое ограничение, 40 % — против.

На вопрос о сильном государстве 48 % респондентов выбрали ответ: «Россия должна быть великой державой, с мощными вооруженными силами и влиять на все политические процессы в мире», а 42 % опрошенных считают, что «Россия не должна стремиться к укреплению державной мощи, лучше позаботиться о благосостоянии собственных граждан».

В ответах на вопрос о соотношении личных интересов и интересов страны 44 % респондентов указали, что личные интересы должны быть подчинены интересам государства и общества, а 42 % признают личные интересы главными. Анализируя ответы представителей разных поколений, можно заключить, что наименее патриотичные по своему содержанию высказывания более характерны для поколения Ъ (20 лет и младше) и поколения У (от 21 года до 39 лет). Какие педагогические выводы можно сделать на основе данного социологического исследования? Во-первых, на сегодняшний день нельзя говорить об удовлетворенности состоянием патриотического воспитания. Во-вторых, главную адресную аудиторию в таком воспитании составляют граждане от 18 до 39 лет. Учитывая, что опрашивались только совершеннолетние, можно предположить, что дети и подростки также требуют внимания со стороны педагогических субъектов в части патриотического воспитания.

Как воспитывать патриотизм? Принимая во внимание, что ценностно-смысловая сфера относится к внутреннему, в определенном смысле заповедному, миру личности и не поддается изменениям извне, производимым педагогом с помощью системы упражнений и тренингов, или так называемых педагогических воздействий, и формальных мероприятий воспитательной работы, а также учитывая тот факт, что в воспитательном процессе центральным моментом являются не сами ценности, а цен-

ностная регуляция поведения, мы убеждены, что патриотические ценности можно и нужно формировать в рамках целостности более высокого порядка — патриотической личностной позиции.

С точки зрения известного психолога К. А. Абульхановой-Славской [1], в жизненной стратегии человека, в его судьбоносных выборах и решении жизненных задач главная роль принадлежит жизненной позиции личности, под которой автор подразумевает сформировавшуюся у человека на основе системы ценностей способность к самоопределению и организации своей жизни, к разрешению возникающих в ней противоречий. Это выработанный личностью способ бытия в социуме, способ самовыражения и реализации вовне отношений, ценностей и идеалов, который определяет ход ее жизни. Под патриотической позицией личности, с нашей точки зрения, следует понимать систему взаимосвязанных ценностных отношений к своей стране и себе как гражданину страны.

К процессу развития патриотической позиции как разновидности личностной позиции человека может быть применена закономерность, выявленная в рамках разработки ситуа-ционно-средового подхода к проектированию личностно-развивающих образовательных систем, состоящая в последовательной смене типов и психологических механизмов взаимодействия личности с социокультурной средой в процессе образования:

1) взаимодействие на уровне познания среды патриотического воспитания — познание истории, культурных традиций, инноваций и достижений своей страны, владение русским языком и т. д. под руководством педагогического субъекта (механизм идентификации со средой);

2) взаимодействие на уровне познания себя в среде патриотического воспитания — выбор личностно релевантных видов патриотической деятельности и партнеров по сотрудничеству в рамках патриотических акций, проба сил и познание своих возможностей как гражданина своей страны и др. (механизм свободного выбора в среде);

3) взаимодействие на уровне выработки патриотической позиции — определение места патриотических ценностей в иерархии личностных ценностей, предъявление своих убеждений референтной группе, соотнесение индивидуальных и социальных патриотических ценностей в процессе диалога (механизм рефлексии);

4) взаимодействие на уровне реализации патриотической позиции — в деятельности, общении, поведении, в принятии решений, в создании авторских социально значимых па-

триотических проектов, в саморазвитии гражданских качеств (механизм творчества).

Подчеркнем, что развитие патриотической позиции личности происходит в ее не всегда благоприятном взаимодействии со средой, в силу чего может сопровождаться педагогическими рисками и затруднениями, связанными с недостаточными знаниями в области языка, истории и культуры своей страны, с отсутствием мотивации в постановке цели и несамостоятельностью в выборе средств патриотической деятельности, с наличием противоречий между социальной и личностной смысловой оценкой патриотизма, в расхождении между декларируемыми патриотическими ценностями и ценностями, реализуемыми на практике. Подобные риски говорят о необходимости педагогической поддержки субъектов в процессе развития их патриотической позиции и связанного с этой поддержкой педагогического управления параметрами воспитательной среды.

Не останавливаясь на возможных затруднениях первого этапа развития патриотической позиции, с которыми современная педагогика умеет успешно справляться в рамках систематизированного и методически грамотно построенного обучения, предложим варианты педагогической поддержки на остальных этапах.

В развитии мотивации на втором этапе важно обеспечить стимулирующие условия среды патриотического воспитания (соревновательность, статусный вызов: «А ты сможешь?» и др.), а в развитии самостоятельности предло-

жить вариативные возможности, которые будут привлекательны для личности (подходящие или предпочитаемые ею способы, инструменты, ресурсы общения и деятельности).

В случае рассогласования социальных и личностных ценностей патриотизма в качестве стимулов среды важно привнести в нее вдохновляющие образы патриотов (героев, выдающихся деятелей культуры и науки), а также образцы патриотических поступков и решений, а в составе возможностей среды предусмотреть безбарьерные условия самопрезентации личностью своей позиции и организацию культурного и равноправного межличностного диалога.

В развитии патриотической позиции на четвертом этапе возникающие затруднения можно преодолеть, предоставляя личности условия максимальной свободы действий, отказавшись от внешнего педагогического оценивания и контроля ее активности.

Обсуждаемая ориентировочная основа педагогической деятельности по патриотическому воспитанию носит рамочный, а не рецептурный характер, поскольку всякий раз ее эффективность будет зависеть не от точного воспроизведения кем-то разработанного алгоритма, а от двух личностей, со-бытийствующих в воспитательном процессе, и от условий среды, которые совместно проектируют педагог и воспитанник.

В заключение, возвращаясь к главной идее данной работы, хотелось бы вспомнить краткое и меткое высказывание М. Светлова: «Ты должен не повторять патриотизм, а порождать его».

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Москва, 1991.

2. Антонова В. Н. Детские и молодежные объединения: словарь-справочник. URL: https:// didacts.ru/slovari/detskie-i-molodezhnye-obedinenija-slovar-spravochnik-dlja-studentov-3-kursa-otdelenija-socialnoi-ped. html (дата обращения: 25.11.2022).

3. Баринова Т. М., Гарипова И. О., Карано-ва В. В., Леонова Н. П. и др. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам. URL: https:// didacts.ru/slovari/terminologicheskii-slovar-spravochnik-po-psihologo-pedagogicheskim-disciplinam.html (дата обращения: 25.11.2022).

4. Буреломова А. С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2013.

5. Горькая Ж. В. Психология ценностей. Самара, 2014.

6. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. Краткий словарь-справочник по граждан-ско-патриотическому воспитанию. Челябинск, 2014. URL: https://didacts.ru/ slovari/kratkii-slovar-spravochnik-po-grazhdansko-patrioticheskomu-vospitaniyu-cheljabinsk-2014.html (дата обращения: 25.11.2022).

7. Каленникова Т. Г., Борисевич А. Р. Словарь психолого-педагогических понятий. URL: https://didacts.ru/slovari/ slovar-psihologo-pedagogicheskih-ponjatii-spravochnoe-posobie-dlja-studentov-vseh-specialnostei-ochn.html (дата обращения: 25.11.2022).

8. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. URL: https://didacts. ru/slovari/socialnaja-pedagogika-kratkii-

slovar-ponjatii-i-terminov-rgsu-moskva.html (дата обращения: 25.11.2022).

9. Тютькова И. А. Педагогический тезаурус. URL: https://didacts.ru/slovari/pedagogicheskii-tezaurus-2016-g.html (дата обращения: 25.11.2022).

10. Федоров В. В. Ценности современного российского общества. URL: https://wciom.ru/fileadmin/ user_upload/presentations/2022/2022-07-20_

Cennosti_sovremennogo_rossii__skogo_

obshchestva_Fedorov.pdf (дата обращения: 25.11.2022).

11. Юмсунова Л. Н. Краткий словарь современной педагогики. URL: https://didacts.ru/ slovari/kratkii-slovar-sovremennoi-pedagogiki. html (дата обращения: 25.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.