Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ЭТАПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2012
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
патриотизм / А.С. Макаренко / В.А. Сухомлинский / военно-патриотическое воспитание / формы патриотического воспитания / методы патриотического воспитания / patriotism / A. S. Makarenko / V. A. Sukhomlinsky / military-Patriotic education / forms and methods of Patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелентьев Андрей Валерьевич

В статье рассмотрены понятие и сущность патриотизма, военно-патриотического воспитания с точки зрения педагогической науки, проведен анализ этапов патриотического воспитания, форм и методов патриотического воспитания. Подчеркивается мысль о том, что важной составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Присутствует анализ нормативно-правовых актов РФ, регулирующих данную сферу общественных отношений. Представлены рекомендации, которые могут найти своё дальнейшее применение в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA

The article considers the concept and essence of patriotism, military-Patriotic education from the point of view of pedagogical science, analyzes the stages of Patriotic education, forms and methods of Patriotic education. It is emphasized that an important part of the educational process in modern Russian schools is the formation of patriotism. There is an analysis of the legal acts of the Russian Federation regulating this sphere of public relations. Recommendations that can be applied in practice are presented.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10745 МЕЛЕНТЬЕВ Андрей Валерьевич,

преподаватель кафедры профессиональной подготовки Восточно-Сибирский институт МВД России (г. Иркутск)

e-mail: ANDREI30303@yandex.ru

ЭТАПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены понятие и сущность патриотизма, военно-патриотического воспитания с точки зрения педагогической науки, проведен анализ этапов патриотического воспитания, форм и методов патриотического воспитания. Подчеркивается мысль о том, что важной составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Присутствует анализ нормативно-правовых актов РФ, регулирующих данную сферу общественных отношений. Представлены рекомендации, которые могут найти своё дальнейшее применение в практической деятельности.

Ключевые слова: патриотизм, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, военно-патриотическое воспитание, формы патриотического воспитания, методы патриотического воспитания.

MELENTIEVAndrey Valerievich,

teacher of the Department of professional training East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia,

Irkutsk

STAGES OF PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA

Annotation. The article considers the concept and essence of patriotism, military-Patriotic education from the point of view of pedagogical science, analyzes the stages of Patriotic education, forms and methods of Patriotic education. It is emphasized that an important part of the educational process in modern Russian schools is the formation of patriotism. There is an analysis of the legal acts of the Russian Federation regulating this sphere of public relations. Recommendations that can be applied in practice are presented.

Key words: patriotism, A. S. Makarenko, V. A. Sukhomlinsky, military-Patriotic education, forms and methods of Patriotic education.

Отечественный исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что все суровые испытания, выпавшие на долю нашей страны, выдвигали на первый план уникальные черты и качества ее народа:героизм, мужество, стойкость, волю к победе во имя своего отечества. Духовным и нравственным фундаментом, на котором строились благородные порывы народа, позволившие выдержать высочайшее напряжение духовных и физических сил, был и остается российский патриотизм, прошедший путь многовекового формирования и заставляющий говорить о себе как о феноменальном и неординарном явлении мировой истории.

Сегодня Россия переживает период кардинальных социально- политических изменений. За достаточно короткий исторический отрезок времени трансформировались социальные струк-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

туры и институты, претерпели серьезные изменения ценности, нормы, мировоззренческие установки и ориентиры людей. Вместе с тем, следует признать, что в последние годы усилилось внимание государства и общества к проблеме нравственного, патриотического воспитания молодежи. Об этом свидетельствует и нормативно-правовая база государства. Так, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» в числе приоритетных направлений государственной молодежной политики провозглашает воспитание гражданственности и патриотизма, подготовку молодых людей к военной службе, подготовку молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлению, создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в

органы государственной власти, увеличение числа учреждений по работе с молодежью, повышение деловой и социальной активности молодежи [1].

Что такое патриотизм, следует ли учить патриотизму и в какой форме - эти и другие вопросы относительно патриотического воспитания в России являются на сегодняшний день актуальными по той простой причине, что наступило то время, когда необходимо обернуться назад и вспомнить имена героев, которым мы обязаны жизнью, вспомнить историю своей страны, которую пытаются переписать, базовые ценности, культуру.

На сегодняшний день мы наблюдаем тревожную картину, когда на наших глазах разрушают в прямом и переносном смысле память людей, уничтожая многочисленные памятники советским войнам. А ведь именно мемориалы поддерживают память тех исторически судьбоносных событий, подвигов солдат от поколения к поколению. Закономерно мнение Х.С. Шагбановой, что подвиг -это мужественный поступок, который воспринимается и запечатлевается не только в памяти современников, но и будущими поколениями [13]. Понятие «патриот» впервые появилось в 1716 году. На Руси патриотизма в современном понимании не существовало. Долгое время патриотизм был связан не с любовью к стране, а с преклонением правителю. Само слово «государство», в привычном для нас понимании, появилось только к XVI веку.

Истоки становления патриотизма обращены к философии древней Греции. «Патриотизм в греческом обществе становится тем средством, с помощью которого решается ряд жизненно важных проблем, связанных с выживанием социума». Платон и Аристотель обосновывают сложившуюся традицию понимания патриота-гражданина, выделяя в качестве отличительного признака патриотизма тождественные по смыслу понятия «общего блага» и «гражданственности».

«Новейшая военная энциклопедия» определяет патриотизм в современном понимании - это любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов [8]. Аналогичное определение содержится и в «Советском философском словаре» [9]. Таким образом, патриотизм - это определенный вид эмоциональной привязанности к определенному виду объекта. Объектом патриотической привязанности является «определенный вид территориально сконцентрированного сообщества поколений, к которому принадлежит Патриот и выживание и процветание которого он глубоко ценит

Патриотизм - это любовь к своей стране. Это чувство, которое должно быть внутри человека, получить свое правильное развитие и сопровождать человека на протяжении всего жизненного пути при решении им задач и принятии правильных решений.

Патриотическое воспитание — это цель всей образовательной программы и все предметы в совокупности должны иметь направленность патриотического воспитания, главная функция патриотического воспитания заключается в формировании достойного гражданина Российской Федерации, который своим личным трудом должен содействовать развитию своей страны. Согласимся с представителями экспертного сообщества, что одним из способов патриотического воспитания является формирование патриотического сознания, которое представляет собой систему идей, взглядов, традиций, чувств и настроений наций, социальных групп, личности, определяющих мотивы патриотического поведения по развитию и защите Отечества [3]. И, конечно же, гражданин России должен обладать такими качествами как самоорганизация, ответственность, иметь духовно-нравственные идеалы.

Приоритетное значение патриотического воспитания обусловлено, в том числе, наличием процесса демократизации, многопартийностью. Вместе с тем, использование потенциала демократического патриотизма выходит за рамки сферы образования и должно быть частью того, как учащиеся и преподаватели взаимодействуют друг с другом в разных дисциплинах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [1].

В основу концепции положен опыт таких выдающихся педагогов как Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлин-ский. А.С. Макаренко, согласно позиции ЮНЕСКО, относится к четырем педагогам, определившим способ педагогического мышления в 20 веке. Педагог большое внимание уделял воспитанию человека с точки зрения воспитания гражданина, у которого есть патриотическая позиция и граж-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

данская ответственность, который способен реагировать на социальные проблемы. На сегодняшний день данные требования приобретают особую актуальность.

Основной акцент А.С. Макаренко делал на необходимости привития у молодежи умений и навыков жить насущными интересами народа: от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная [6, с. 399]. Что же касается педагогической системы, созданной выдающимся педагогом В.А. Сухомлинским, то здесь необходимо отметить следующее: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [10, с. 112]. Духовное богатство личности является составной частью духовного богатства нации в целом. То, как человек говорит, насколько виртуозно он умеет владеть своей культурой речи, зависит уровень его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания являются красота и величие, сила и выразительность родного слова ... Через посредство слова ребенок становится сыном народа» [12, с. 79].

«Школа превращается в подлинный очаг культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова» [12, с. 80]. Патриотизм -это нравственная категория, в которой «органично переплетается любовь к малой Родине с её народом, природой, традициями и культурой и чувство любви, верности, уважения к своему государству, готовность служить своему Отечеству, и, если нужно, то отдать жизнь за него» [11, с. 84]. Добровольный труд и общественная активность являлись основными чертами патриотизма того времени.

Патриотическое воспитание - это целенаправленная деятельность не только органов государственной власти, институтов гражданского общества, но, в первую очередь, семьи - по формированию ценных качеств. «Семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека» [7, с. 27]. Ведь именно в семье ребенок получает базовые знания об окружающем мире, о таком чувстве как любовь к матери, отцу, о таких качествах как уважение к своим родителям, окружающим людям, честность, добропорядочность, преданность, верность сво-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

ему Отечеству. По мере развития таких качеств, происходит становление личности, патриотическое воспитание человека. С таким фундаментом пока еще маленький человек выходит на следующий этап, по мере прохождения каждого из этапов получает новые знания. Поэтому так важно на каждом этапе приложить все усилия для качественного процесса воспитания чувства патриотизма. Таким образом, можно говорить о том, что патриотическое воспитание проходит в несколько этапов. Первый этап патриотического воспитания находит свое отражение в семье, затем ребенок идет в детский сад, школу, ВУЗ. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - сложный процесс, результат которого напрямую зависит от профессионализма педагога, его личной убежденности и вдохновения. Этот процесс связан с такими понятиями как любовь к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране. Педагоги используют различные формы (экскурсии, чтение художественной литературы и т.п.) и методы (наблюдение, рассказ, беседы, личный пример) работы по воспитанию чувства патриотизма. Большая значимость этого этапа патриотического воспитания состоит в том, что именно мировоззрение педагога, его суждения, жизненная позиция оказывают влияние на процесс воспитания.

Цель патриотического воспитания школьников заключается в развитии таких качеств как любовь и уважение к своей семье, традициям, уважение к истории своей страны. Среди основных мероприятий по патриотическому воспитанию следует отметить тематические классные часы, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, соревнования, выездные экскурсии, поездки, ознакомление с историей. Особую роль в патриотическом воспитании школьников играет внеклассная работа по организации встреч с интересными людьми.

М.В. Ломоносов считал, что воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать главной целью педагогического процесса. Потребность жить «для пользы Отечества» должно быть мерилом жизненного смысла [5, с. 24-25]. Основные качества защитника Отечества - патриотизм и верность воинскому долгу. Это два понятия, которые тесно взаимосвязаны между собой, поскольку чувство долга перед Родиной находит свое выражение посредством патриотизма. В свою очередь, чувство долга может принимать различные формы в зависимости от конкретных обстоятельств. Это может быть гражданский долг, воинский долг, товарищеский долг и т.д. В этой связи, представляется актуальным, начиная со школьного возраста проведения соответствующей физической и военной подготовки. Учитывая срок службы в

армии в России 1 год, подготовить полноценные кадры за это время достаточно сложно, для примера в США служба в армии добровольная, с заключением контракта от 2 до 6 лет.

Следующий этап патриотического воспитания находит свое развитие в вузе. Именно военные вузы выполняют важную функцию в развитии военно-патриотического воспитания будущих офицеров, поскольку обладают достаточной базой для формирования патриотических ценностей. Государство не может быть сильным без развития у граждан с раннего возраста патриотических чувств, готовности к реализации функций защиты Отечества. Н.М. Конжиев, исследователь в области военно-патриотического воспитания, утверждает « ... военно-патриотическое воспитание нельзя свести к начальной подготовке и сообщению некоторых сведений по гражданской обороне. Воспитание у учащихся готовности к защите Родины требует широкого социально-педагогического подхода к его осуществлению» [4, с. 3-4]. Военное-патриотическое воспитание курсантов военных вузов в педагогической науке понимается как составная часть патриотического воспитания, организованная, целенаправленная, систематическая деятельность государственных институтов, учреждений, общественных организаций, штабов, командиров по формированию и развитию у личного состава патриотических ценностей, желания добросовестно выполнять воинский долг, навыков вооруженной защиты Отечества, а также знание и преумножение воинских традиций [2].

Среди форм и методов, используемых в военизированном вузе по военное-патриотическому воспитанию следует отметить такие как индивидуальные и групповые беседы, лекции, викторины, соревнования, конференции, совещания, собрания, встречи с ветеранами, просмотр тематических документальных фильмов и т.д. Особую роль играет военно-патриотическое воспитание экстремальными видами спорта, поскольку результат проведения военных операций в горах напрямую зависит от уровня соответствующей физической подготовки, которая имеет свою специфику по сравнению с ведением боевых действий на равнинных плацдармах. Скалолазание и альпинизм

- горные экстремальные виды спорта, когда физическая нагрузка сопряжена с риском для жизни. При данных видах спорта используются общие приемы для обеспечения безопасности при подъеме на высоту и спуске. Альпинизм связан с восхождением на горы, в то время как скалолазание

- лазание по естественному или искусственному рельефу. С помощью данных видов спорта идет процесс формирования лучших человеческих качеств: ответственность за жизнь другого, внимание, взаимопонимание.

Для того, чтобы беспрепятственно выполнить любую задачу, например, штурм здания через окно, используются навыки фасадного или промышленного альпинизма, кроме того, немаловажную роль играет психологическая готовность, в данном случае речь идет о сотрудниках специальных подразделений, к работе на высоте в экстремальных условиях и ее формирование: стресс генные факторы, борьба с дистрессом, повышение барьера стрессоустойчивости, способы индивидуальной психологической подготовки, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, навыки саморегуляции. Таким образом, чувство патриотизма возникает и формируется с рождения ребенка. Ребенок видит впервые лицо матери, ее улыбку, отвечает на ее ласки и заботу. Он впервые видит небо над головой, зелень листвы и зимний снег, все это откладывается в его сознании и душе. Любовь к родителям и близким дополняется чувствами дружбы и товарищества к одногодкам и одноклассникам в школе, вузе; повседневная жизнь с ее походами и поездками по стране также углубляет чувство патриотизма. Чувство любви к «малой родине» сменяется более широким чувством к Родине большой - всей России.

Человек начинает ощущать себя частицей своего народа, носителем языка и культуры. Он гордится успехами своей страны и огорчается ее неудачами. Сознание того, что твой народ выдвинул из своей среды выдающихся писателей, музыкантов, художников, ученых, военных, политических деятелей наполняет сердце чувством гордости.

Чувство патриотизма питается всем лучшим и благородным, что человек успел сделать на благо людей, на благо Родины. Он как бы отдал ей частицу себя, и сам стал ее частью. Он впитал главные духовные ценности своего отечества и в какой-то мере передал их другим - своим детям, своим близким всем тем, кто у него учился быть человеком. Он усвоил нравственные понятия и принципы своего народа, живет в согласии с ними и уже не может иначе. И неважно, что собой представляет его страна: это небольшое государство или могучая держава - все равно, это его страна, и он гордится ею, и испытывает чувства национальной гордости, являясь ее гражданином. И, наконец, его страна имеет свою историю и свою культуру - это славные дела предков, это эстафета, которую они передали ему, и он не только гордится ими, но и чувствует ответственность за их достойное продолжение. Вот, сколько граней, сколько составляющих включено в такое, на первый взгляд, простое и ясное понятие «патриотизм». Патриотизм - это не только любовь к Родине. Патриотические начала формирует у индивида стремление своими действиями служить интересам общества и государства.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

Список литературы:

[1] Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс]. - URL:http://static.government.ru/ media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q 0ws.pdf (дата обращения: 14.07.2020).

[2] Государственно-патриотическое воспитание в военнослужащих в военном вузе / А.М. Абассов и [и др.]; под ред. В.А. Зайцева, Ю.А. Гурьева. Воронеж: ВАИУ, 2009. - 185 с.

[3] Журавлева Л.А., Кружкова Т.И. Гуманитарное образование в развитии российского социума и воспитании человека: тем. сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 12-13 апреля 2018г.) / Рос. ун-т транспорта, Гуманитар. ин-т, Шадр. гос. пед. ун-т ; гл. ред. д-р полит. наук А.А.Горбунов; науч. ред. д-р филос. наук А.П. Ветошкин. - Шадринск: ШГПУ. 2018. - С. 248-257.

[4] Конжиев Н.М. Вопросы теории и методики военно-патриотического воспитания. - Петрозаводск, 1990. - 16 с.

[5] Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. В 10 т. Т. 6. - М.; Л., 1959. - C. 24-25.

[6] Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Сочинения. Т. 7. Публицистика. Рассказы и очерки. Статьи о литературе и рецензии. Переписка с А.М. Горьким. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1952. - С. 308-321.

[7] Макаренко А.С. Педагогические работы 1936-1939 // Педагогические сочинения: в восьми томах. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 809 с.

[8] Новейшая военная энциклопедия. Сила и гордость новой России / Горкин А.П. и др. (ред.). - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 1664 с.

[9] Советский философский словарь [Электронный ресурс]. - URL: https://rus-sovetsky-filosof-dict.slovaronline.com/1060-патриотизм (дата обращения: 14.07.2020).

[10] Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива) / пер. с укр. Н. Дангуловой. - М.: Молодая гвардия, 1975. 239 с.

[11] Сухомлинский В.А. Родина в сердце / [вступительная статья Л. Голованова] / 2-е изд. -М.: Молодая гвардия, 1980. - 175 с.

[12] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Концептуал, 2016. - 312 с.

[13] Шагбанова Х.С. Роль художественной литературы в формировании личности сотрудника Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // NB: Административное право и практика администрирования. 2020. № 1. - С. 31-41. - URL: https://www.nbpublish. com/library_read_article.php?id=33405 (дата обращения: 14.07.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

Spisok literatury:

[1] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 deka-brya 2015 goda № 1493 «O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossi-jskoj Federacii na 2016-2020 gg.» [Elektronnyj resurs]. - URL:http://static.government.ru/media/ files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (data obrashcheniya: 14.07.2020).

[2] Gosudarstvenno-patrioticheskoe vospitanie v voennosluzhashchih v voennom vuze / A.M. Abassov i [i dr.]; pod red. V.A. Zajceva, YU.A. Gur'eva. Voronezh: VAIU, 2009. - 185 s.

[3] ZHuravleva L.A., Kruzhkova T.I. Gumanitar-noe obrazovanie v razvitii rossijskogo sociuma i vospitanii cheloveka: tem. sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 12-13 aprelya 2018g.) / Ros. un-t transporta, Gumanitar. in-t, SHadr. gos. ped. un-t ; gl. red. d-r polit. nauk A.A.Gorbunov; nauch. red. d-r filos. nauk A.P. Vetoshkin. - SHad-rinsk: SHGPU. 2018. - S. 248-257.

[4] Konzhiev N.M. Voprosy teorii i metodiki voenno-patrioticheskogo vospitaniya. - Petrozavodsk, 1990. - 16 s.

[5] Lomonosov M.V. Poln. sobr. soch. V 10 t. T. 6. - M.; L., 1959. - C. 24-25.

[6] Makarenko A.S. Doklad v pedagogicheskom uchilishche // Sochineniya. T. 7. Publicistika. Rass-kazy i ocherki. Stat'i o literature i recenzii. Perepiska s A.M. Gor'kim. - M.: Akad. ped. nauk RSFSR, 1952.

- S. 308-321.

[7] Makarenko A.S. Pedagogicheskie raboty 1936-1939 // Pedagogicheskie sochineniya: v vos'mi tomah. T. 4. - M.: Pedagogika, 1984. - 809 s.

[8] Novejshaya voennaya enciklopediya. Sila i gordost' novoj Rossii

/ Gorkin A.P. i dr. (red.). - M.: RIPOL klassik, 2007. - 1664 s.

[9] Sovetskij filosofskij slovar' [Elektronnyj resurs]. - URL: https://rus-sovetsky-filosof-dict. slovaronline.com/1060-patriotizm (data obrashcheniya: 14.07.2020).

[10] Suhomlinskij V.A. Mudraya vlast' kollektiva (Metodika vospitaniya kollektiva) / per. s ukr. N. Dan-gulovoj. - M.: Molodaya gvardiya, 1975. 239 s.

[11] Suhomlinskij V.A. Rodina v serdce / [vstupi-tel'naya stat'ya L. Golovanova] / 2-e izd. - M.: Molodaya gvardiya, 1980. - 175 s.

[12] Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam.

- M.: Konceptual, 2016. - 312 s.

[13] SHagbanova H.S. Rol' hudozhestvennoj literatury v formirovanii lichnosti sotrudnika Minister-stva vnutrennih del Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] // NB: Administrativnoe pravo i praktika admin-istrirovaniya. 2020. № 1. - S. 31-41. - URL: https:// www.nbpublish.com/library_read_article. php?id=33405 (data obrashcheniya: 14.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.