Научная статья на тему 'Феномен «Родина» в контексте патриотического воспитания молодёжи'

Феномен «Родина» в контексте патриотического воспитания молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1898
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КАТЕГОРИИ «РОДИНА»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарёва Ирина Андреевна

В статье рассматривается ключевое понятие патриотизма и патриотического воспитания – «Родина». Автор исследует понятие «Родина» как философский, социологический, политический и педагогический феномен, проводит теоретический анализ данной категории, позволивший обосновать её содержание и выделить основные структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен «Родина» в контексте патриотического воспитания молодёжи»

УДК 13+316.3/.4+37.0+32

Пушкарёва Ирина Андреевна

Начальник лаборатории Центра развития образования, соискатель, Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет, push_irina@mail.ru, Хабаровск

феномен «родина» в контексте патриотического воспитания молодёжи

Аннотация. В статье рассматривается ключевое понятие патриотизма и патриотического воспитания - «Родина». Автор исследует понятие «Родина» как философский, социологический, политический и педагогический феномен, проводит теоретический анализ данной категории, позволивший обосновать её содержание и выделить основные структурные компоненты.

Ключевые слова: Родина, Отечество, патриотизм, патриотическое воспитание, содержание и структура категории «Родина».

Pushkareva Irina Andreevna

The head of the Laboratory of the center of educational development, The Far Eastern State Humanity University, pushirina @ mail.ru, Khabarovsk

«MOTHERLAND» PHENOMEN ON IN THE CONTEXT OF PATRIOTIC UPBRINGING OT THE YOUNH

Abstract. The article is devoted to the main phenomenon of patriotism and patriotic upbringing -«the Motherland». The author makes a careful study of «the Motherland» as philosophical, sociological, political and pedagogical category and gives a theoretical analysis of it, which allows to mark out the main content and structural components of the Motherland.

Keywords: the Motherland, the Fatherland, patriotism, patriotic upbringing, the content and structural components of the Motherland.

Большинство исследователей, занимающихся изучением патриотического воспитания, отмечают наличие во всех определениях сущностного понятия «патриотизм» в качестве смыслообразующего компонента «любовь к Родине». Понятие «Родина» является ключевым в системе патриотического воспитания. В педагогической науке оно претерпевало определённые изменения.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово «Родина» трактуется как 1. Отечество, родная страна. 2. Место происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь [6, c. 891]. Необходимо отметить, что часто понятие «Родина» используется как синоним понятию «Отечество».

В философской, педагогической, политической литературе сложилось их тождество, хотя многие исследователи отмечают, что понятия «Родина» и «Отечество» имеют различия по содержанию и структуре, по характеру изменчивости и устойчивости, по патриотическому чувству к ним.

В словаре Ожегова Отечество - это «страна, где родился данный человек и гражданином которой он является» [там же, с. 603]. По словарю В. И. Даля: «Отечество - родная земля, где человек вырос; корень, земля народа, к которой человек принадлежит по рождению, языку и вере; Родина в широком смысле» [2, с. 444]. Сопоставив два определения, мы видим, что они очень близки по своей сути, но есть и существенные различия.

Во-первых, Родина рассматривается как страна в целом и как конкретное место рождения человека, а в определении «Отечество», кроме того, что это родная страна, обязательно упоминается гражданская принадлежность человека. Таким образом, «Родина» - понятие духовно-этническое, оно отождествляет неразрывную связь человека с его корнями: с местом, где он родился, с окружающей природой, родным домом, семьёй и т. д. «Отечество есть категория историческая, т. е. переходящая по

своему существу», - отмечал Г. В. Плеханов, подчёркивая, что идея Отечества выросла из идеи городской общины, которая являлась гражданской организацией [7, с. 136]. Гражданская же принадлежность, которая подчёркивается в определении, означает обладание человеком правами и обязанностями по отношению к обществу и государству. Таким образом, мы приходим к выводу, что понятие «Отечество» более ёмкое и широкое, чем понятие «Родина».

Автор отмечает, что одной из отличительных характеристик Родины и Отечества является «изменчивость-постоянность». Он акцентирует внимание на том, что при смене общественно-экономической формации первые два элемента остаются неизменными. Это дало основания М. А. Терентию рассматривать в структуре Отечества два компонента: «вечного», медленно изменяющегося, образующего понятие «Родина», и «подвижного»... - общественно-экономического и социально-политического строя» [10, с. 39].

Многие учёные разграничивают понятия «Малая Родина» и «Большая Родина» (Н. А. Григорьева, В. А. Караковский, И. И. Валеев и др.). Понятие «Малая Родина» связано с природными, историческими, культурными и экономическими особенностями развития определённого региона, города или населённого пункта. Несомненно, это понятие связано с духовным фактором, с глубокими эмоциональными переживаниями, с развитием сознания и мировоззрения человека. Н. А. Григорьева в определение «Малая Родина» включила понятие «место, где человек родился», а в понятие «Большая Родина» - «страну, гражданином которой человек является» [1, с. 116]. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «Малая Родина» является тождественным Родине, а «Большая Родина» используется в педагогической литературе как синоним понятию «Отечество».

Неоднозначность подходов к рассмотрению категории «Родина» выявили необходимость анализа данного понятия с философской, социологической, политической и педагогической точек зрения.

В философских словарях «Родина» и «Отечество» используются в определении понятия «патриотизм» и являются вторичными к нему. Формирование патриотизма связыва-

лось с наивысшим нравственным уровнем развития личности и предполагало беззаветное служение Родине, поэтому Родина -категория нравственная. М. В. Ломоносов рассматривал понятие «Родина» в неразрывной связи со свободой и нравственностью: «Всякое беззаветное служение во благо и силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла» [4, с. 1].

Следующей философской характеристикой категории «Родина» является глубинная связь человека с его корнями, с его внутренним миром. Эту связь отмечал И. А. Ильин: «Родина есть нечто от духа и для духа. Ничто, взятое само по себе в отрыве от духа, ни территория, ни климат, ни географическая обстановка, ни привычный быт, ни язык -не составляют Родину, не заменяют её, и не любуются патриотической любовью...всё это не более чем материал, но не она сама» [3, т. 1, с. 175]. Неразрывность связи Родины с внутренним миром человека подчёркивали Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев.

В XIX веке большое внимание вопросам Отечества и Родины уделяли славянофилы (К. С. Аксаков, И. В. Киреевский,

A. С. Хомяков). В своих работах они обращались к идеям национальной самобытности, а понятие «Родина» связывали с такими духовными категориями как любовь к Богу и ближнему, духовная мудрость и смирение. Родина рассматривалась революционными демократами (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский) как источник патриотизма, который придавал смысл всей жизни человека и ставил личность на более высокий уровень существования.

Особый духовный, религиозно-нравственный смысл категориям «Родина» и «Отечество» придавали русские философы

B. С. Соловьёв, В. В. Розанов. В. В. Розанов на философском уровне объяснил такие ключевые понятия в судьбе Отечества, как семья, род, народ, дом. В его понимании дом - это малая и большая Родина, страна, нация, её культура и религия [8, с. 440]. В. С. Соловьёв рассматривал Россию как часть единого человеческого сообщества, а русский народ - как объединяющую силу Востока и Запада [9, т. 1, с. 29].

Рассматривая понятие «Родина» как социальный феномен, необходимо отметить, что её основными структурными компонента-

ми являются личность и семья. Семья была исторически первым социальным институтом. В семье формировались мировоззрение, нравственные представления, поведение, соответствующее нормам конкретного общества. Человек был привязан к месту своего рождения и людям, окружавшим его. Чувство привязанности постепенно перерастало в патриотические чувства, а объектом этих чувств, в первую очередь, была семья, которую человек ассоциировал с Родиной.

Важную роль в понимании Родины как социального феномена играет этнос. Через территориальную обособленность, развитие языка, этническую культуру, традиции и обычаи происходит расширение представлений о Родине от семейных - до этнических. Вместе с тем, происходит формирование готовности защищать близких людей от врагов. Большое значение в формировании этнического патриотизма играет вера. Религия сплачивает людей и помогает выжить в самые суровые времена, способствует процессу формирования духовно-нравственных основ общества.

В. В. Макаров рассматривает понятия «Отечество» («Родина») как социальное явление, которое имеет пространственновременные характеристики, своё прошлое, настоящее и будущее, а также как непосредственный объект преобразований. Автор даёт определение Отечеству: «Это форма пространственного и временного бытия социальной общности, с которой субъект исторического процесса находится в социально-эмоциональной связи, которая является средой его формирования, условием жизнедеятельности, основным объектом его преобразующей практики» [5, с. 23]. В данном определении исследователь акцентирует внимание на том, что Родина является условием деятельности субъекта и непосредственным объектом преобразований.

Представления человека о Родине формируются не только под влиянием социальных, духовных и экономических, но и под влиянием политических факторов: политических отношений, сложившихся в обществе, политического режима и т. д. Эти факторы находятся во взаимодействии друг с другом, кроме того, они могут изменяться и трансформироваться в конкретные исторические периоды.

Рассматривая категорию «Родина» как политический феномен, необходимо выделить в её составе такие ключевые компоненты как государство (страна), территория, ландшафт, государственный язык, государственная символика (флаг, герб, гимн), нация (в общегражданском значении).

В советский период за основу брался ленинский подход к определению «Отечество». Формирование понятия «Родина» выдвигалось как одна из главных задач коммунистического воспитания. В его структуру включались следующие компоненты: данная политическая, данная социальная, данная культурная среда. Понятие «Родина» находилось в прямой зависимости от типа общественно-экономической формации, и её содержание рассматривалось с классовоидеологических позиций.

Источниковедческий анализ категории «Родина» свидетельствует о большом интересе к ней педагогической общественности, что является закономерным отражением значимости данного понятия в воспитании патриотизма.

Национально-гуманистическое воспи-

тание гражданина и патриота своей Родины обобщено К. Д. Ушинским, создавшим народную педагогику. Важнейшими составляющими понятия «Родина» он считал деятельный труд, окружающую природу, православную религию, русскую историю и литературу. Но первостепенное значение педагог уделял родному языку.

После Великой Октябрьской революции 1917 года проблемы патриотического воспитания и Родины стали ключевыми в педагогической науке.

Анализ научного фонда позволяет выделить несколько этапов в осмыслении категории «Родина» в контексте различных периодов развития советского государства, а также в контексте взаимосвязи с социальноэкономическими, политическими и культурными явлениями страны (довоенный, военный и послевоенный периоды).

В 20-30-е годы ХХ века теоретики советской педагогической науки (А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, М. И. Калинин) работали над понятиями «социалистическое Отечество», «СССР как многонациональное государство», в основу которых было положено ленинское опреде-

ление категории «Отечество», содержание которого рассматривалось классово-идеологических позиций.

Ценными для педагогической науки являются теоретические и практические разработки А. С. Макаренко о Родине. Основными структурными компонентами понятия «Родина» педагог считал героическое прошлое и настоящее страны, совместный общественный труд, родной язык

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в период с 1917-1940 гг. рассмотрение содержания категории «Родина» было связано, в первую очередь, с идеологией, с процессами государственного строительства и внешнеполитическими проблемами, обусловлено необходимостью формирования гражданина, активно участвующего в общественно-политической жизни социалистической страны.

Вопросы патриотического воспитания в годы Великой Отечественной войны рассмотрены в трудах Н. М. Конжиева,

Н. И. Болдырева, Ю. С. Токаревой и др. Авторы отмечают, что основной целью воспитательного процесса в рассматриваемый период являлось воспитание патриотов, интернационалистов, достойных защитников Родины.

В военные годы меняется понимание содержания понятия «Родина». В основе его, как и в довоенный период, - социалистический строй. Появляется отождествление Родины с большевистской партией и вождями. Это обусловлено возникновением в данный период культа личности. Но в то же время становится очевидным, что каждый отдельный человек, вовлечённый в события Великой Отечественной войны, ассоциировал Родину со своей семьёй, родным домом, городом или деревней, то есть содержание понятия «Родина» приобретало для каждого человека личный глубокий смысл. Родина стала для миллионов граждан источником патриотизма, вдохновлявшим на боевые и трудовые подвиги во имя победы над фашистской Германией.

Источники первых послевоенных лет свидетельствуют, что подходы к содержанию категории «Родина», в сравнении с военным периодом, не изменились. Доминирующей составляющей категории был социалистический строй, который идентифицировался

с партией и её вождями, как вторичные признаки назывались природа, народ, культура, история.

В 1960-1970-х рассмотрение содержания категории «Родина» в исследуемый период было неоднозначно.

С позиций ценностных ориентаций личности рассматривал категорию «Родина»

В. А. Сухомлинский. В работах педагога Родина выступает узловым пунктом в его теории и практике. Сухомлинский раскрывает содержание понятия «Родина» через такие понятия как «человек», «смысл жизни», «труд», «красота», «родная природа», «долг», «семья», «родное слово», «любовь», «верность», «традиции» и др. Педагог подчёркивал, что любовь и преданность человека к Родине является важнейшей нравственной категорией, мерой социальной зрелости и патриотического поведения человека.

Продолжая гуманистические традиции Сухомлинского, современные авторы рассматривают структуру понятия «Родина» с точки зрения национальных ценностей (А. А. Аронов, А. Н. Вырщиков, М. Б. Заславская, Н. М. Конжиев), особенностей определённого региона, Малой Родины (И. И. Валеев, Ю. В. Лазарев, В. А. Караков-ский, Н. А. Григорьева), с позиций иерархии человечества: семья, регион, страна, человечество (Л. В. Кузнецова).

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод:

• понятия «Родина» и «Отечество» не тождественны, так как в отличие от «Родины», где доминирует духовно-этническое начало, Отечество больше отождествляется с гражданской принадлежностью личности;

• основными философскими компонентами понятия «Родина» являются нравственность, свобода, духовный мир человека, любовь к ближнему, гуманистические ценности и идеалы, патриотическое сознание, духовная мудрость, убеждения;

• ключевыми компонентами категории «Родина» как социального явления являются: личность, семья, поколение, этнос, нация (в этнокультурном значении), родная земля, природа, язык, история, культура, религия, традиции, прошлое, настоящее и будущее Родины;

• основными компонентами понятия «Родина» как педагогического феномена рас-

сматриваются человек, смысл жизни, труд, родная природа, долг, семья, родное слово, любовь, традиции, народ, культура, история, национальное самосознание, русский национальный характер.

Библиографический список

1. Григорьева Н. А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество (на примере гуманитарных дисциплин): дис. канд. пед. наук. - Волгоград, Изд-во ВГПУ, 1998. - 221 с.

2. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо, 2011. - 735 с.

3. Ильин А. И. Собр. Соч. - М., 1993. - Т. 1-2.

4. Ломоносов М. И. Для пользы общества. -М., 1990. - 381 с.

5. Макаров В. В. Отечество и патриотизм. -Саратов: Сарат. Ун-т, 988. - 159 с.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: ОНИКС, 2006. -1199 с.

7. Плеханов Г. В. Патриотизм и социализм // Избр. произв. в 5-ти тт. - М., Просвещение. -1957.

8. Розанов В. В. Уединённое. - М.: Изд-во полит. литературы, - 1990. - 543 с.

9. Соловьёв, В. С. Сочинения. В 2-х т. - М.: Мысль, - 1989.

10. Терентий, М. А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. - Кишинёв: Стипни-ца, - 1978. - 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.