Научная статья на тему 'Понятие «патриотическое воспитание» в контексте личностного подхода'

Понятие «патриотическое воспитание» в контексте личностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / личность патриота / личностная патриотическая позиция / ситуация развития личности / личностно-развивающая образовательная среда / patriotism / patriotic education / patriot personality / personal patriotic position / situation of personality development / personality-developing educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангасарова Людмила Анатольевна

Актуальность: в настоящее время в России активно обсуждаются проблемы повышения эффективности патриотического воспитания. Cогласно результатам проведенного Общественной палатой Российской Федерации в ноябре 2022 г. опроса 55 % респондентов определили главной проблемой патриотического воспитания несформированность у граждан духовно-нравственных ценностей и низкий уровень их знаний истории и культуры страны. Развитие духовно-нравственных ценностей невозможно без обращения к внутреннему миру человека, без создания условий для его собственной рефлексивной активности и ценностного самоопределения, что вызывает необходимость использования личностного подхода в воспитании, учитывающего закономерности развития ценностно-смысловой сферы личности. Постановка проблемы: сегодня существует большое разнообразие научно-педагогических определений патриотического воспитания, однако феномен патриотизма и теоретические основы формирования личности-патриота в контексте личностного подхода в воспитании изучены пока недостаточно. Цель исследования: уточнение сущности и структуры понятия «патриотическое воспитание» с опорой на психолого-педагогические механизмы развития опыта ценностных ориентаций и смыслоопределения личности. Методы исследования: анализ современных научных трактовок понятия «патриотическое воспитание», обобщение и систематизация полученных результатов. Результаты и ключевые выводы: в ходе исследования, проведенного с концептуальных позиций личностного подхода, уточнены сущность и структура понятия патриотического воспитания. Патриотическое воспитание определяется как процесс создания педагогических условий для формирования патриотической личностной позиции, являющейся результатом свободного самоопределения человека и проявляющейся в его патриотических сознании, чувствах, поведении, духовно-нравственных идеалах, героико-гражданских и культурно-исторических ценностях, сопричастности судьбе Отечества, принятии нравственной ответственности за настоящее и будущее страны, творческой деятельности на благо Родины, готовности к выполнению своего гражданского долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of “Patriotic Education” in the Context of a Personal Approach

Relevance: currently, the problems of increasing the effectiveness of patriotic education are being actively discussed in Russia. According to the results of a survey conducted by the Public Chamber of the Russian Federation in November 2022, 55% of respondents identified the main problem of patriotic education as the lack of formation of spiritual and moral values among citizens and the low level of their knowledge of the history and culture of the country. The development of spiritual and moral values is impossible without turning to the inner world of a person, without creating conditions for his own reflexive activity and value self-determination, which necessitates the use of a personal approach in education that takes into account the laws of the development of the valuesemantic sphere of personality. Problem statement: today there is a wide variety of scientific and pedagogical definitions of patriotic education, but the phenomenon of patriotism and the theoretical foundations of the formation of a patriot personality in the context of a personal approach to education have not been studied enough yet. The purpose of the study: is to clarify the essence and structure of the concept of “patriotic education” based on the psychological and peda gogical mechanisms of the development of the experience of value orientations and the definition of meaning of the individual. Research methods: analysis of modern scientific interpretations of the concept of “patriotic education”, generalization and systematization of the results obtained. Results and key conclusions: in the course of the research conducted from the conceptual positions of the personal approach, the essence and structure of the concept of patriotic education have been clarified. Patriotic education is defined as the process of creating pedagogical conditions for the formation of a patriotic personal position, which is the result of a person’s free selfdetermination and manifests itself in his patriotic consciousness, feelings, behavior, spiritual and moral ideals, heroic-civil and cultural-historical values, participation in the fate of the Fatherland, acceptance of moral responsibility for the present and future of the country, creative activity on the good of the Motherland, readiness to fulfill their civic duty.

Текст научной работы на тему «Понятие «патриотическое воспитание» в контексте личностного подхода»

16

Lyudmila Anatol'yevna Mangasarova,

Adjunct** of the 3rd Faculty (Training of Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: Lumima@mail.ru

Scientific specialty:

5.8.1. General pedagogy,

history of pedagogy and education

Людмила Анатольевна Мангасарова,

адъюнкт* 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: Lumima@mail.ru

Научная специальность: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

УДК 37.01

Дата поступления: 10.05.2023

Дата принятия статьи в печать: 16.06.2023

Понятие «патриотическое воспитание» в контексте личностного подхода

The Concept of "Patriotic Education" in the Context of a Personal Approach

Аннотация

Актуальность: в настоящее время в России активно обсуждаются проблемы повышения эффективности патриотического воспитания. Согласно результатам проведенного Общественной палатой Российской Федерации в ноябре 2022 г. опроса 55 % респондентов определили главной проблемой патриотического воспитания несформирован-ность у граждан духовно-нравственных ценностей и низкий уровень их знаний истории и культуры страны. Развитие духовно-нравственных ценностей невозможно без обращения к внутреннему миру человека, без создания условий для его собственной рефлексивной активности и ценностного самоопределения, что вызывает необходимость использования личностного подхода в воспитании, учитывающего закономерности развития ценностно-смысловой сферы личности.

Постановка проблемы: сегодня существует большое разнообразие научно-педагогических определений патриотического воспитания, однако феномен патриотизма и теоретические основы формирования личности-патриота в контексте личностного подхода в воспитании изучены пока недостаточно.

Цель исследования: уточнение сущности и структуры понятия «патриотическое воспитание» с опорой на психолого-педагогические

Abstract

Relevance: currently, the problems of increasing the effectiveness of patriotic education are being actively discussed in Russia. According to the results of a survey conducted by the Public Chamber of the Russian Federation in November 2022, 55% of respondents identified the main problem of patriotic education as the lack of formation of spiritual and moral values among citizens and the low level of their knowledge of the history and culture of the country. The development of spiritual and moral values is impossible without turning to the inner world of a person, without creating conditions for his own reflexive activity and value self-determination, which necessitates the use of a personal approach in education that takes into account the laws of the development of the value-semantic sphere of personality.

Problem statement: today there is a wide variety of scientific and pedagogical definitions of patriotic education, but the phenomenon of patriotism and the theoretical foundations of the formation of a patriot personality in the context of a personal approach to education have not been studied enough yet.

The purpose of the study: is to clarify the essence and structure of the concept of "patriotic education" based on the psychological and peda-

* Ранее - научный сотрудник отдела по изучению социальных процессов и разработке комплексных проблем обеспечения правопорядка научно-исследовательского центра Академии управления МВД России.

** Previously, he was a researcher at the Department for the study of social processes and the development of complex problems of law enforcement at the Research Center, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. Moscow. Russian Federation.

механизмы развития опыта ценностных ориен-таций и смыслоопределения личности.

Методы исследования: анализ современных научных трактовок понятия «патриотическое воспитание», обобщение и систематизация полученных результатов.

Результаты и ключевые выводы: в ходе исследования, проведенного с концептуальных позиций личностного подхода, уточнены сущность и структура понятия патриотического воспитания. Патриотическое воспитание определяется как процесс создания педагогических условий для формирования патриотической личностной позиции, являющейся результатом свободного самоопределения человека и проявляющейся в его патриотических сознании, чувствах, поведении, духовно-нравственных идеалах, ге-роико-гражданских и культурно-исторических ценностях, сопричастности судьбе Отечества, принятии нравственной ответственности за настоящее и будущее страны, творческой деятельности на благо Родины, готовности к выполнению своего гражданского долга.

Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; личность патриота; личностная патриотическая позиция; ситуация развития личности; личностно-развивающая образовательная среда.

gogical mechanisms of the development of the experience of value orientations and the definition of meaning of the individual.

Research methods: analysis of modern scientific interpretations of the concept of "patriotic education", generalization and systematization of the results obtained.

Results and key conclusions: in the course of the research conducted from the conceptual positions of the personal approach, the essence and structure of the concept of patriotic education have been clarified. Patriotic education is defined as the process of creating pedagogical conditions for the formation of a patriotic personal position, which is the result of a person's free self-determination and manifests itself in his patriotic consciousness, feelings, behavior, spiritual and moral ideals, heroic-civil and cultural-historical values, participation in the fate of the Fatherland, acceptance of moral responsibility for the present and future of the country, creative activity on the good of the Motherland, readiness to fulfill their civic duty.

Keywords: patriotism; patriotic education; patriot personality; personal patriotic position; situation of personality development; personality-developing educational environment.

В настоящее время назрела потребность в дополнительном исследовании вопросов патриотического воспитания, что обусловлено рядом причин. Подтверждением важности совершенствования процесса патриотического воспитания является миграция многих наших соотечественников, в том числе молодежи и деятелей культуры, в другие страны. По данным статистики за 3 квартал 2022 г., представленной в открытых источниках, с июля по сентябрь число выездов за рубеж составило 9,7 млн, что на 1,2 млн превысило выезды в июле — сентябре 2021 г. Причем туристические цели заявлены лишь в 37 тыс. случаях [36]. Учитывая эти обстоятельства, можно сделать вывод, что создание действенной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан является одним из стратегических национальных приоритетов России1.

Как отмечается во многих современных педагогических исследованиях [2; 6; 10; 14; 15;

1 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389271URL (дата обращения: 04.05.2023).

23; 25; 30; 35], эффективность процесса патриотического воспитания зависит от индивидуальной включенности в этот процесс самого воспитанника и его ценностного выбора. К сожалению, в современной практике воспитания личность воспитанника часто рассматривается как средство достижения определенных социальных целей или реализации одобряемых обществом моделей поведения, при этом личностной активности как цели воспитания не уделяется должного внимания, в виду этого процесс патриотического воспитания становится зачастую формальным, что приводит к его отчуждению от педагогического процесса. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть понятие «патриотическое воспитание» в контексте личностного подхода [24]. Выбор нами в качестве концептуальной основы патриотического воспитания теории личностно ориентированного воспитания В. В. Серикова обусловлен необходимостью учитывать закономерности развития ценностно-смысловой сферы личности воспитанника, проектировать условия для его рефлексивной активности и ценностного самоопределения.

17

18

В педагогических словарях понятие «патриотическое воспитание» определяется как процесс формирования чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своему народу и готовности защитить свою Родину [16]; как систематическая деятельность педагога, целью которой является формирование «высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Отечества», а также развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способной выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время [7]. В данных словарных определениях считаем значимым сделать акцент на личностном развитии воспитанника, без которого невозможно сформировать качества патриота.

В. И. Лутовинов [10] и С. В. Матвеева [14] определяют обсуждаемое понятие как процесс «целенаправленного воздействия на личность по формированию патриотизма», при котором воспитанник является объектом такого воздействия со стороны педагога. Такая точка зрения не согласуется с современными представлениями о субъект-субъектной природе воспитания, что не позволяет рассматривать воспитанника как полноценную личность в педагогическом процессе. Д. Г. Ряхов уточняет, что вышеуказанный процесс предполагает специально организованную, педагогически целесообразную деятельность, подчеркивая активный характер деятельности педагога по патриотическому воспитанию. На наш взгляд, любое воспитание, в том числе патриотическое, предполагает взаимно активную деятельность педагога и воспитанника [18].

Такие исследователи, как Л. Д. Столярен-ко [27] и И. Ф. Харламов [33] определяют патриотическое воспитание на основе деятель-ностного подхода, рассматривая его как целенаправленный процесс вовлечения воспитанников в различные учебные и внеучебные виды деятельности, связанные с развитием патриотизма. Мы солидарны с этими исследователями, так как считаем, что сформировать у человека патриотизм без его внутренней мотивации и желания невозможно.

Отечественные педагоги В. А. Сухомлин-ский [29], А. С. Макаренко [11], В. Я. Стою-нин [28], К. Д. Ушинский [31] уделяли особое внимание воспитанию патриота, формированию патриотических качеств личности, считали важным для патриотического воспитания формирование у воспитанников гражданственности [9], а также сохранение традиций и исторического наследия Родины. Анализируя работы В. А. Сухомлинского, можно заключить, что патриотизм, по его мнению,

выражается в чувстве любви к Родине, обществу, чувстве долга, в стремлении к великим идеалам [30]. А. С. Макаренко отмечал, что патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование всесторонне развитой личности, которая активно и сознательно участвует в укреплении могущества страны [12, с. 407— 419]. У патриота, с его точки зрения, должен быть сформирован опыт жить интересами народа, проявлять патриотические убеждения и трудиться на благо общества. К. Д. Ушинский в своих работах отмечал, что патриотизм является «опорой для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [32, с. 78]. Из данных определений следует, что воспитание патриота — это процесс развития таких компонентов личностного опыта [24], как патриотические идеалы, патриотические убеждения, чувство любви к Родине и чувство долга, активная и сознательная патриотическая деятельность.

Л. С. Выготский «патриотическое воспитание» интерпретировал как процесс, осуществляемый на двух уровнях: личностном (черта человека, устойчивая и интегративная) и социальном (уровень общественного сознания). Личностный уровень объединяет в себе три подструктуры: 1) целостный эмоционально-волевой комплекс, интегрирующий чувство верности и любви к Родине, нравственные ценности и смыслы, свободное самоопределение личности; 2) установки, направленные на готовность защищать свое Отечество, развивать свою страну, служить Родине, стремление к изучению истории Отечества, соблюдению традиций своего народа, уважению к другим народам; 3) общая образованность, выраженная в целостности мировоззрения, нравственных идеалов, духовности [4, с. 17]. Определение Л. С. Выготского представляется нам достаточно полным и развернутым, поскольку отражает целостные личностные характеристики, проявляемые в интеллектуальной, психологической и поведенческой активности.

В рамках антропологического подхода В. И. Слободчиков рассматривает понятие «патриотизм» через пять граней «любви к Отчизне»: как к Отчизне — верность, мужество и служение; как к Родине — жертвенная, сострадательная любовь; как к Стране — любовь созидающая, любовь преображающая, любовь-восторг, любовь-радость и любовь-забота; как к Государству — любовь как взаимное уважение, как закон и справедливость, как сила, не дающая изнутри разрушить основания общественного бытия народа; как к Державе — любовь-мужество, защитниче-

ство. По его мнению, именно понятие «Держава» синтезирует в себе все базовые смыслы Отчизны, Родины, Страны, Государства [26]. Таким образом, на первый план у исследователя выходят субъективное отношение воспитанника к своему государству, эмоционально-чувственные переживания личности, с чем нельзя не согласиться.

Основываясь на герменевтическом подходе, Н. В. Сердюк отмечает важную роль взаимосвязи между воспитанником и традицией, отмечая важную роль образования, являющегося организующим и направляющим институтом событийности данного процесса и реализующего стратегический путь воспитания патриотизма. Основную суть образования исследователь видит в оказании содействия индивиду в формировании представлений о прошлом, совместном раскрытии настоящего и подготовке к будущему, которое было бы продолжением прошлого, но не являлось бы его повторением. Важно, что воспитание, основанное на герменевтическом подходе, всегда гармонично сочетает индивидуальные интересы с интересами коллектива, службы, общества, государства [19]. По мнению Н. В. Сердюк, «воспитывающий характер» общения должен выражаться в выработке личностных смыслов; межсубъектная коммуникация невозможна без взаимного понимания, при котором сохраняется уважительное отношение к профессиональному и жизненному опыту каждого, устанавливается принятие друг друга как ценности, при этом педагог готов учиться у воспитанников, одновременно обучая их [20]. Таким образом, с позиций ученого, патриотическое воспитание, как и любой иной воспитательный процесс, представляет собой взаимодействие двух воздействующих друг на друга субъектов, направленное на формирование личностных смыслов воспитанника.

По мнению А. К. Быкова, в патриотическом воспитании необходимо разделить систему ценностей на четыре группы: 1) духовно-патриотическая (национальное самосознание, духовная зрелость, знание русского языка и культуры Родины как важнейших духовных ценностей своего народа); 2) нравственно-патриотическая (любовь к своему народу и Отечеству, сформированные моральные принципы, доброта, порядочность, честность, уважение к людям, этикет); 3) истори-ко-патриотическая (уважительное отношение к героическому прошлому страны, сохранение традиций, исторической памяти и преемственности поколений, знание истории Отечества); 4) государственно-патриотическая (ценность национальных интересов, сувере-

нитета и целостности страны, активная гражданская позиция, готовность защитить Родину, выполнение гражданского и воинского долга, активная позиция в решении общественных и государственных проблем) [2, с. 37—42]. Из приведенной структуры следует, что в центре внимания исследователя находится ценностная позиция личности воспитанника, сформированность которой может интерпретироваться как главный результат патриотического воспитания.

Таким образом, обобщая результаты проведенного анализа, можем сделать вывод, что главной задачей патриотического воспитания является формирование ценностной позиции воспитанника, его духовно-нравственных идеалов, патриотических сознания и чувств, а также их активное проявление в поведении и деятельности.

Рассматривая ценностный компонент патриотизма, обратимся к исследованиям С. Л. Рубинштейна [17, с. 95], который считал, что суть личности не в свободе от социальных ценностей, а в способности занять активную позицию по отношению к ним. Ученый утверждал, что социокультурные ценности для личности — это единственный путь к самореализации, поэтому личность заинтересована не только в индивидуальном становлении, но и в развитии своего окружения. Снова встречаем упоминание активной позиции личности, которая проявляется в отношении социальной среды.

В. С. Горбунов «патриотическое воспитание» рассматривает как целостный образовательный процесс, направленный на культивирование любви к своей стране и идеала Родины [6]. По его мнению, процесс воспитания включает в себя специально организованные педагогические ситуации в различных видах деятельности, в результате чего формируется и развивается гражданско-патриотиче-ская направленность личности, включающая в себя развитое гражданско-патриотическое самосознание, патриотическое видение мира, а также овладение основами интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культуры России, культуры межнациональных отношений и мировой культуры. Процесс патриотического воспитания, в понимании В. С. Горбунова, также направлен на воспитание осознанного желания и способности служить Родине, используя свои знания, талант, труд и творчество, а также развитие готовности и способности защищать интересы страны и территориальную целостность, когда это необходимо [6]. Такое понимание обогащает ранее приведенные точки зрения ученых ситуационным способом проектирования патрио-

19

20

тически ориентированного воспитательного процесса.

Сторонники личностного подхода в педагогике А. Н. Вырщиков и М. Б. Кусмарцев в понятие «патриотическое воспитание» вкладывают способ взаимодействия субъектов воспитания с целью формирования сознания, чувств и «стимулирования деятельности»; совокупность последовательных вдохновляющих взаимодействий; путь обретения опыта служения Родине, на который воспитатель направляет и сопровождает ученика. По их мнению, патриотизм — статическое и динамическое свойство личности, включающее в себя одновременно устойчивость смысло-жизненной позиции и ее развитие. Исследователи определяют патриотическую позицию как стремление личности к участию в повышении уровня благосостояния страны, к волевой концентрации всех социальных сил для личностного роста [5]. Патриотические ценности можно и нужно формировать в рамках целостности более высокого порядка — патриотической личностной позиции [35]. Выражаем согласие с исследователями и также считаем, что патриотическое воспитание направлено на развитие у личности позиции, выражающейся в переживании гордости за успехи и достижения своей страны, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, отстаивании интересов страны даже ценой собственной жизни [13, с. 55—66].

Г. Х. Валеева «патриотическое воспитание» интерпретирует как взаимодействие субъектов, направленное на формирование у воспитанника устойчивых патриотических норм и убеждений, развитие патриотических чувств [3]. В. В. Пионтковский [15] и Н. В. Ипполитова [8] также предполагают, что процесс патриотического воспитания более эффективен, когда представляет собой взаимодействие между педагогами и воспитанниками, направленное на развитие патриотических чувств, убеждений и моделей поведения. Кроме того, они предлагают формировать патриотизм в следующей логике: приобретение патриотических знаний и переживание патриотических чувств — развитие убеждений — формирование патриотического поведения. Н. В. Адаева определяет «патриотическое воспитание» как целенаправленный процесс взаимодействия между педагогами и воспитанниками, имеющий целью развитие патриотического сознания, патриотической направленности личности, устойчивых форм патриотического поведения, становление патриотических качеств личности, готовности реализовывать их в интересах общества и государства. Исследователь подчеркивает

активное участие как воспитателей, так и воспитанников в этом процессе [1, с. 38—43]. Для нас важно, во-первых, что названные авторы указывают на равноправное активное межличностное взаимодействие педагога и воспитанника как самый действенный способ патриотического воспитания, а, во-вторых, что процесс воспитания следует строить в последовательности от формирования знаний, чувств и убеждений к формированию патриотического поведения.

Автор теории личностного подхода в воспитании В. В. Сериков определяет патриотическое воспитание как процесс патриотического мировосприятия в контексте мировоззрения личности, когда следование нравственным принципам становится привычкой и потребностью [23, с. 22— 26]. По его мнению, в ходе патриотического воспитания личность должна не декларировать духовные ценности, а воплощать их в своих поступках. С точки зрения ученого, целью педагогического процесса является развитие личности, а не просто использование ее способностей, мотивов и др. в интересах достижения педагогических целей. В воспитательном процессе главное — развитие индивидуальности, личностный рост и самореализация воспитанника. По мнению В. В. Серикова, личностно ориентированное образование — это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса. В качестве таковых функций ученым выделяются: мотивирующая (принятие и обоснование деятельности), опосредующая (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения), коллизийная (видение скрытых противоречий действительности), критическая (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм), рефлексивная, смыс-лотворческая, ориентирующая (построение личностной картины мира — индивидуального мировоззрения), функция обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творчески преобразующая, самореализующая (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими), а также обеспечения уровня духовности в соответствии с притязаниями (предотвращение редукции жизнедеятельности к утилитарным целям) [21].

Активизация личностных функций, по В. В. Серикову, обеспечивается таким содержанием, которое способно воздействовать на целостность личностного мировосприятия, иерархию смыслов воспитанника. Проходит сопоставление прежних и новых смыслов, их критическая ревизия. Стимулом к такого рода

деятельности в основном выступает общение взаимозначимых субъектов. Переживание как способ существования личностного опыта предполагает соответствующие ему субъект-субъектные формы педагогического взаимодействия: общение и диалог, игровое мыс-ледействие, рефлексию, смыслотворчество. Воспитательная задача решается на личностном уровне через переживание жизненных проблем. Личностно ориентированное содержание задается на основе моделей ситуаций, которые актуализируют в учебно-воспитательном процессе коллизии, требующие проявления личностных функций воспитанника [21]. Основываясь на интерпретации личностных функций В. В. Серикова [22], и учитывая работы других исследователей [4; 33], патриотическое воспитание личности мы будем рассматривать в виде комплекса компонентов:

— мотивационный (развитие потребности быть патриотом и обоснование своих патриотических действий);

— познавательный (приобретение патриотических знаний);

— рефлексивный (развитие патриотических ценностей и смыслов);

— творческий (проявление патриотических мотивов, знаний, ценностей и смыслов посредством творческих мышления, деятельности и общения).

Отдельно остановимся на ситуационно-средовом подходе Н. В. Ходяковой [34] (последователя школы В. В. Серикова), в рамках которого процесс патриотического воспитания представляется как «эволюцион-но развивающаяся ситуация взаимодействия личности» воспитанника и педагога с воспитательной средой. Такой подход рассматривает ситуацию в роли главного педагогического средства. Движущей силой такой ситуации является противоречие между требованиями окружающей среды и потребностями личности воспитанника. Ситуационно-средовая модель патриотического воспитания личности, построенная на основе подхода Н. В. Ходяковой, опирается на психолого-педагогические закономерности взаимодействия личности с окружающей средой и включает в себя последовательную смену этапов взаимодействия личности со средой на основе психологических механизмов постепенного формирования воспитанника как субъекта патриотического воспитания. Перечислим эти этапы: идентификация со средой, свободный выбор в среде, диалог со средой, преобразование среды. В контексте ситуационно-сре-дового подхода проектирование воспитательной среды представляет собой отбор и комби-

нирование компонентов (стимулов и возможностей), соответствующих последовательным ситуациям развития личности в рамках патриотического воспитания [35]. Таким образом, патриотическое воспитание может трактоваться как проектирование педагогом воспитательной среды, предоставляющей стимулы и содержательно-процессуальные возможности для личностного развития воспитанников. Воспитательное содержание среды образует смыслопорождающий и ценностно-ориенти-рующий контекст деятельности, эмпатийные взаимоотношения и герменевтический диалог [35] воспитателя и воспитанника, возможности их ценностно-смыслового взаимообогащения и развития. Эволюция ситуации развития личности патриота представляет собой последовательно сменяющие друг друга этапы: познание среды патриотического воспитания, первичная ориентировка и адаптация в этой среде; познание себя в среде патриотического воспитания; выработка личностной патриотической позиции, рефлексия, общение и поведение в воспитательной среде; реализация личностной патриотической позиции, самостоятельная патриотическая деятельность, патриотическое творчество и самоизменение.

Для более точного понимания процесса патриотического воспитания в контексте личностного подхода необходимо также рассмотреть понятие «личностная патриотическая позиция» в качестве центральной подструктуры личности патриота, под которой мы понимаем как основанную на самоопределении личности систему ее взаимосвязанных ценностно-смысловых отношений к своей стране и к себе как гражданину страны, формирующуюся на основе развития патриотических знаний, самостоятельной и мотивированной патриотической деятельности, рефлексии и личностного принятия патриотических смыслов и ценностей, их творческой реализации в практической деятельности на благо Родины.

Таким образом, мы можем интерпретировать патриотическое воспитание как процесс создания педагогических условий для формирования патриотической личностной позиции, являющейся результатом свободного самоопределения человека и проявляющейся в его патриотических сознании, чувствах, поведении, духовно-нравственных идеалах, ге-роико-гражданских и культурно-исторических ценностях, сопричастности судьбе Отечества, принятии нравственной ответственности за его настоящее и будущее, творчестве и деятельности на благо Родины, готовности к выполнению своего гражданского долга.

21

22

Список литературы:

1. Адаева Н. В. Патриотическое воспитание средствами народной педагогики // Человек и образование. 2013. № 1.

2. Быков А. К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2006. № 2.

3. Валеева Г. Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2006.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва, 1991.

5. Вырщиков А. Н, Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе : моногр. Волгоград : НП ИПД «Авторское перо». 2006.

6. Горбунов В. С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования : дис. ... канд. пед. наук. Кемерово. 2007.

7. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф., Строкова Т. А. Педагогический словарь / под ред.: В. И. Загвязинского, А. Ф. Закирова. Москва. 2008.

8. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск. 2000.

9. Коджаспирова Г. М, Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва : Издательский центр «Академия». 2000.

10. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы : пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. Москва : АПК и ПРО. 2001.

11. Макаренко А. С. Коммунистическая этика и воспитание : избр. пед. произвед. : в 3 т. Т. 3. Киев, 1985.

12. Макаренко А. С. Доклад в педагогическом училище // Сочинения. Москва : АПН РСФСР, 1951. Т. 5.

13. Мангасарова Л. А.. Личность сотрудника органов внутренних дел — патриота и ее научно-педагогическая интерпретация // Полицейская деятельность. 2022. № 6.

14. Матвеева С. В. Воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе : дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2006.

15. Пионтковский В. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : дис. ... д-ра пед. наук. Якутск, 2006.

References:

1. Adaeva N. V. Patriotic education by means of folk pedagogy // Man and education. 2013. № 1.

2. Bykov A. K. Problems of patriotic education // Pedagogy. 2006. № 2.

3. Valeeva G. H. Patrioticheskoe vospitanie mlad-shih shkol'nikov v obrazovatel'nom processe sredstvami etnopedagogiki : dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2006.

4. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva, 1991.

5. Vyrshchikov A. N, Kusmarcev M. B. Patriotich-eskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossi-jskom obshchestve : monogr. Volgograd : NP IPD «Avtorskoe pero». 2006.

6. Gorbunov V. S. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov v usloviyah gorodskoj sistemy obra-zovaniya : dis. ... kand. ped. nauk. Kemerovo.

2007.

7. Zagvyazinskij V. I., Zakirova A. F, Stroko-va T. A. Pedagogicheskij slovar' / pod red.: V. I. Zagvyazinskogo, A. F. Zakirova. Moskva.

2008.

8. Ippolitova N. V. Teoriya i praktika podgotov-ki budushchih uchitelej k patrioticheskomu vos-pitaniyu : dis. ... d-ra ped. nauk. Chelyabinsk. 2000.

9. Kodzhaspirova G. M, Kodzhaspirov A. Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva : Izdatel'skij centr «Akademiya». 2000.

10. Lutovinov V. I. Patrioticheskoe vospitanie molo-dezhi: koncepciya, programma, organizacion-no-metodicheskie osnovy : posobie dlya peda-gogov, rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezh-denij i organizatorov raboty s molodezh'yu. Moskva : APK i PRO. 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Makarenko A. S. Kommunisticheskaya etika i vospitanie : izbr. ped. proizved. : v 3 t. T. 3. Kiev, 1985.

12. Makarenko A. S. Doklad v pedagogicheskom uchilishche // Sochineniya. Moskva : APN RSFSR, 1951. T. 5.

13. Mangasarova L. A. The personality of an employee of the internal affairs bodies — a patriot and its scientific and pedagogical interpretation // Police activity. 2022. № 6.

14. Matveeva S. V. Vospitanie patriotizma u star-sheklassnikov v usloviyah celostnogo ped-agogicheskogo processa v sovremennoj obshcheobrazovatel'noj shkole : dis. ... kand. ped. nauk. Nizhnij Novgorod, 2006.

15. Piontkovskij V. V. Patrioticheskoe vospitanie uchashchejsya molodezhi v usloviyah regional'nogo obrazovaniya : dis. ... d-ra ped. nauk. YAkutsk, 2006.

19.

16. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике : справочное издание. Москва : Высшая школа. 2004.

17. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Москва : Педагогика. 1973.

18. Ряхов Д. Г. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе : дис. ... канд. пед. наук. Нижневартовск. 2008. Сердюк Н. В. Традиция как основа патриотизма (герменевтический аспект) // Проблемы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и пути его совершенствования : материалы научно-практической конференции. Москва, 2013.

Сердюк Н. В. Герменевтический подход в педагогической деятельности руководителя ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53). Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе : моногр. Москва : Логос. 2012.

Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Москва : Логос. 1999. Сериков В. В. Патриотическая позиция как вид личностного опыта: условия становления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (98). Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. Слободчиков В. И. Концепция воспитания человека в Российской Федерации : проект. Русская народная линия : сайт. URL: https:// ruskline.ru/analitika/2022/11/06/koncepciya_ vospitaniya_cheloveka_v_rossiiskoi_federacii (дата публикации: 06.11.2022). Слободчиков В. И., Зелинский К. Патриотизм — диалог о самом важном: сегодня и всегда. Беседа протоиерея Константина Зелинского с профессором Виктором Ивановичем Слободчи-ковым // Воспитание школьников. 2021. № 3. Столяренко Л. Д. Педагогика. Ростов-на-Дону : Феникс. 2000. 448 с.

Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. Санкт-Петербург. 1898.

29. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избранные произведения : в 5 т. Киев, 1980. Т. 3.

30. Сухомлинский В. А.. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избранные произведения : в 5 т. Киев, 1979. Т. 1.

31. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. Москва : Учпедгиз. 1950. Т. 10.

32. Ушинский К.. Д. О народности в общественном воспитании // Журнал для воспитания. Санкт-Петербург, 1857. № 7, 8.

33. Харламов И. Ф. Педагогика : учеб. пособие. 2-е изд. Москва : Высшая школа. 1990.

20

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

16. Polonskij V. M. Slovar' po obrazovaniyu i peda-gogike : spravochnoe izdanie. Moskva : Vyssh-aya shkola. 2004.

17. Rubinshtejn S. L. Problemy obshchej psihologii. Moskva : Pedagogika. 1973.

18. RyahovD. G. Patrioticheskoe vospitanie uchash-chihsya sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva v sovremennoj obshcheobrazovatel'noj shkole : dis. ... kand. ped. nauk. Nizhnevartovsk. 2008.

19. Serdyuk N. V. Tradiciya kak osnova patriotizma (germenevticheskij aspekt) // Problemy patriot-icheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Fed-eracii i puti ego sovershenstvovaniya : materi-aly nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2013.

20. Serdyuk N. V. Hermeneutical approach in the pedagogical activity of the head of internal affairs body // Psychopedagogy in law enforcement. 2013. № 2 (53).

21. Serikov V. V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe : monogr. Moskva : Logos. 2012.

22. Serikov V. V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirova—niya pedagogicheskih sis-tem. Moskva : Logos. 1999.

23. Serikov V. V. Patriotic position as the type of per-sonalexperience: conditions of establishment // Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2015. № 3 (98).

24. Serikov V. V. Personality-oriented education // Pedagogy. 1994. № 5.

25. Slobodchikov V. I. Koncepciya vospitaniya cheloveka v Rossijskoj Federacii : proekt. Russkaya narodnaya liniya : sajt. URL: https:// ruskline.ru/analitika/2022/11/06/koncepciya_ vospitaniya_cheloveka_v_rossiiskoi_federacii (data publikacii: 06.11.2022).

26. Slobodchikov V. I., Zelinskij K. Patriotism is a dialogue about the most important things: today and always. Conversation between Arch-priest Konstantin Zelinsky and Professor Viktor Ivanovich Slobodchikov // Education of schoolchildren. 2021. № 3.

27. Stolyarenko L. D. Pedagogika. Rostov-na-Donu : Feniks. 2000.

28. Stoyunin V. Ya. O prepodavanii russkoj literatu-ry. Sankt-Peterburg. 1898.

29. Suhomlinskij V. A. Serdce otdayu detyam // Iz-brannye proizvedeniya : v 5 t. Kiev, 1980. T. 3.

30. Suhomlinskij V. A. Problemy vospitaniya vsesto-ronne razvitoj lichnosti // Izbrannye proizvedeniya : v 5 t. Kiev, 1979. T. 1.

31. Ushinskij K. D. Sobranie sochinenij : v 11 t. Moskva : Uchpedgiz. 1950. T. 10.

32. Ushinskij K. D. O narodnosti v obshchestven-nom vospitanii // ZHurnal dlya vospitaniya. Sankt-Peterburg, 1857. № 7, 8.

33. Harlamov I. F. Pedagogika : ucheb. posobie. 2-e izd. Moskva : Vysshaya shkola. 1990.

23

34. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развивающе-го образования: методологические предпосылки и концепция : моногр. Волгоград : Изд-во ВГСПУ Перемена. 2012.

35. Ходякова Н. В. Патриотизм как традиционная российская духовно-нравственная ценность и его воспитание // Академическая мысль. 2023. № 1 (22).

36. ФСБ раскрыла число выездов россиян за границу. Как мобилизация изменила направления поездок // РБК : сайт. URL: https://www. rbc.ru/society/05/11/2022/6363d2d49a794742e4a 5e6cb (дата обращения: 04.05.2023).

34. Hodyakova N. V. Situacionno-sredovoj podhod k proektirovaniyu lichnostno-razvivayushchego ob-razovaniya: metodologicheskie predposylki i kon-cepciya : monogr. Volgograd : Izd-vo VGSPU Peremena. 2012.

35. Hodyakova N. V. Patriotizm kak tradicionna-ya rossijskaya duhovno-nravstvennaya cennost' i ego vospitanie // Akademicheskaya mysl'. 2023. № 1 (22).

36. FSB raskryla chislo vyezdov rossiyan za granicu. Kak mobilizaciya izmenila napravleniya poez-dok // RBK : sajt. URL: https://www.rbc.ru/so ciety/05/11/2022/6363d2d49a794742e4a5e6cb (data obrashcheniya: 04.05.2023).

Для цитирования:

For citation:

Мангасарова Людмила Анатольевна. Понятие «патриотическое воспитание» в контексте личностного подхода // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 1 (1). С. 16—23.

Mangasarova Lyudmila Anatol yevna. The Concept of "Patriotic Education" in the Context of a Personal Approach // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2023. № 1 (1). P. 16-23.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.