Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ЦЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ЛИЧНОСТНАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ЦЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / личность патриота / личностная патриотическая позиция / patriotism / patriotic education / the personality of a patriot / personal patriotic position

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Людмила Анатольевна Мангасарова

В статье рассматриваются некоторые особенности процесса патриотического воспитания, построенного на основе ситуационно-средового подхода; определена структура патриотизма личности как совокупность четырех компонентов: мотивационного, познавательного, рефлексивного, креативного. Автор синтезирует понятие «личностная патриотическая позиция», выделяет четыре этапа ее формирования в ходе взаимодействия субъекта со средой патриотического воспитания, описывает специфику активности личности воспитанника на каждом из них: познание среды патриотического воспитания; познание себя в среде патриотического воспитания; выработка личностной патриотической позиции; реализация патриотической позиции. Вопросы, которым посвящена статья, касаются самоопределения личности в части формирования системы ее взаимосвязанных ценностно-смысловых отношений к своей стране и себе как гражданину страны, что свидетельствует об актуальности и перспективности дальнейшей научной разработки рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL PATRIOTIC POSITION AS THE GOAL AND THE MAIN FACTOR OF PATRIOTIC EDUCATION

The article discusses some features of the process of patriotic education, built on the basis of situational and environmental approach; the structure of personal patriotism is defined as a combination of four components: motivational; cognitive; reflexive; creative. The author synthesizes the concept of “personal patriotic position”, identifies four stages of its formation during the interaction of the subject with the environment of patriotic education, describes the specifics of the activity of the pupil’s personality on each of them: knowledge of the environment of patriotic education; self-knowledge in the environment of patriotic education; development of a personal patriotic position; realization of a patriotic position. The issues to which the article is devoted concern the self-determination of the individual in terms of the formation of a system of its interrelated value-semantic relations to his country and himself as a citizen of the country, which indicates the relevance and prospects of further scientific development of the problem under consideration.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ЦЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Научная статья УДК 37

ЛИЧНОСТНАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ЦЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Людмила Анатольевна Мангасарова

Академия управления МВД России, Москва, Россия, Lumima@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности процесса патриотического воспитания, построенного на основе ситуационно-средового подхода; определена структура патриотизма личности как совокупность четырех компонентов: мотивационного, познавательного, рефлексивного, креативного. Автор синтезирует понятие «личностная патриотическая позиция», выделяет четыре этапа ее формирования в ходе взаимодействия субъекта со средой патриотического воспитания, описывает специфику активности личности воспитанника на каждом из них: познание среды патриотического воспитания; познание себя в среде патриотического воспитания; выработка личностной патриотической позиции; реализация патриотической позиции. Вопросы, которым посвящена статья, касаются самоопределения личности в части формирования системы ее взаимосвязанных ценностно-смысловых отношений к своей стране и себе как гражданину страны, что свидетельствует об актуальности и перспективности дальнейшей научной разработки рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, личность патриота, личностная патриотическая позиция.

Для цитирования: Мангасарова Л. А. Личностная патриотическая позиция как цель и главный фактор патриотического воспитания // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. №3(101). С. 210-217.

Original article

PERSONAL PATRIOTIC POSITION AS THE GOAL AND THE MAIN FACTOR OF PATRIOTIC EDUCATION

Lyudmila A. Mangasarova

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia Moscow, Russia, Lumima@mail.ru

Abstract. The article discusses some features of the process of patriotic education, built on the basis of situational and environmental approach; the structure of personal patriotism is defined as a combination of four components: motivational; cognitive; reflexive; creative. The author synthesizes the concept of "personal patriotic position", identifies four stages of its formation during the interaction of the subject with the environment of patriotic education, describes the specifics of the activity of the pupil's personality on each of them: knowledge of the environment of patriotic education; self-knowledge in the environment of patriotic education; development of a personal patriotic position; realization of a patriotic position. The issues to which the article is devoted concern the self-determination of the individual in terms of the formation of a system of its interrelated value-semantic relations to his country and himself as a citizen of the country, which indicates the relevance and prospects of further scientific development of the problem under consideration.

Keywords: patriotism, patriotic education, the personality of a patriot, personal patriotic position.

For citation: Mangasarova L. A. Personal patriotic position as the goal and the main factor of patriotic education // Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No 3 (101). P. 210-217. (InRuss.)

© Мангасарова Л. A., 2023

Феномен патриотизма, рассматриваемый в педагогическом контексте, обращает нас к проблеме «личность и патриотизм», побуждает к новому пониманию природы становления и развития человека-патриота через раскрытие связанных с ней сущностных характеристик личности. С целью всестороннего изучения и научно-педагогической интерпретации личности патриота следует обратиться к исследованиям в области личностно-развивающего образования, где основное внимание уделяется развитию целостной личности с «личностно-развива-ющимся характером» как ее неотъемлемым свойством [1, с. 18].

В определении понятия «личность» обратимся к формулировке Н. В. Ходяковой, которая отмечает, что это индивид, имеющий опыт ценностно-смыслового самоопределения по отношению к окружающему миру и самому себе, творчески преобразующий себя и окружение. Развитие личности, по мнению исследователя, - это развитие ее внутренней позиции, уточнение ее картины мира и Я-концепции, их согласование между собой и с реальной жизненной практикой. В процессе развития личности наращивается ее рефлексивный и творческий опыт, становится более устойчивой внутренняя позиция [2]. Накопление личностного креативно-рефлексивного опыта приводит субъекта к более высоким уровням самоопределения в жизни, т. к. этот прирост расширяет диапазон отношений и усложняет психологические механизмы взаимодействия с окружающей средой.

Развитие личности - это проявление и последующая «генерализация» (С. Л. Рубинштейн) таких ее функций, как мотивация, смыслопоиск, постановка целей, свободный выбор, автономия, сочувствие, креативность, рефлексия, принятие ответственности, духовность, воля, риск, преодоление стереотипов и многое другое. Этот опыт, накапливаясь с течением времени, становится в жизни субъекта основой его саморегуляции, т. е. приводит к формированию и развитию личностной позиции, которая включает в себя сложную структуру и иерархические личностные отношения [3].

В. В. Сериков, теоретически обосновывая личностно-ориентированное образование, подчеркивает необходимость создания специальных условий для развития личности. Личностные функции, по мнению исследователя, - те проявления человека, которые реализуют способность «быть личностью». В качестве таковых он выделяет функции «...мотивации (принятие и обоснование деятельности), опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения), коллизии (видение скрытых противоречий действительности), критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм), рефлексии (конструирование и удержание определенного образа Я), смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного - смысла жизни), ориентации (построение личностной картины мира - индивидуального мировоззрения), обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творчески преобразующую функцию (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности), самореализации (стремление к признанию своего образа Я окружающими), обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям)» [4, с. 19]. Проецируя эту модель на процесс обучения, В. В. Сериков выделяет предметно-познавательную функцию, обеспечивающую сфор-мированность у личности индивидуальной системы знаний, мотивационно-побудитель-ной и смысловой основой которой является ценностно-ориентационная функция, состоящая в оценивании, означивании, осмыслении, рефлексии и способствующую выявлению личностной значимости (смыслов) в усваиваемом содержании и ценностно-ори-ентационном творчестве [4, с. 19]. Рассматривая сферу воспитания, исследователь отмечает, что многообразие функций личности можно условно свести к трем основным [5, с. 42]: функции ответственности (носит нравственный характер и включает личностные функции: нравственного выбора, моти-

вационного обоснования жизнедеятельности; чем выше переживаемая личностью сфера ответственности, тем более развита личность); функции самореализации (функции творчества, свободы, самостоятельности, состязательности с различными жизненными препятствиями, развития индивидуальности обеспечения духовного уровня жизнедеятельности); рефлексивной функции (обеспечивающей смыслопоиско-вую деятельность личности, развитие образа «Я», автономность целеобразования).

Сущность личностно-развивающего образования может быть представлена через раскрытие в образовательном процессе основных проявлений или функций личности в жизнедеятельности человека (набора личностных компетенций). Эти функции-компетенции составляют основу субъектности позиции личности, а их развитие и есть содержание личностного развития [6].

В решении задачи эффективного проектирования цели патриотического воспитания обратимся к соответствующим работам ученых. Так, И. Ф. Харламов определяет патриотизм как совокупность морально-нравственных чувств и поведенческих черт, включая любовь к Родине, активную работу на ее благо и готовность защищать ее, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними

[7].

Для развития патриотизма необходимо создание в педагогическом процессе ситуаций, в которых воспитанник испытывает гордость и любовь к своей Родине, глубоко понимает сущность патриотизма, выражает свои нравственно-патриотические убеждения, проявляет способность к волевым патриотическим действиям, демонстрирует культуру межнациональных отношений.

ОБРАЗОВАНИЯ

Компонентами личности воспитанника-патриота, по мнению И. Ф. Харламова, являются [7]:

- потребностно-мотивационный компонент. Этот компонент в учебно-воспитательном процессе формируется посредством создания ситуаций переживания единения со своей страной, стремления к ее познанию и деятельности на благо Отечества (например, походы по памятным местам и музеям, изучение культуры большой и малой Родины, инициативы по благоустройству и др.);

- когнитивно-интеллектуальный компонент. Этот компонент формируется в ситуациях глубокого осмысления сущности патриотизма и особенностей его проявления в разнообразных видах деятельности (написание эссе, презентации, дискуссии и диалоги

и др.);

- эмоционально-чувственный компонент. Данный компонент ориентирован на создание ситуаций переживания любви и гордости за свою Родину, сопереживания трагическим периодам ее истории (знакомство с произведениями отечественной литературы и искусства, с достижениями в отечественной науке, спортивными победами и

др);

- поведенческий и волевой компоненты формируются в ситуациях актуализации способности к патриотическим поступкам и волевым действиям (принятие решений, выбор жизненной стратегии и др.).

Для нас в данной интерпретации важно, что обобщенным средством формирования у личности различных компонентов патриотизма выступает ситуация - совокупность личностно-средовых факторов, детерминирующих личностное развитие [7], а не только средовых, как, например, в работах В. А. Ясвина, в которых рассматриваются предметно-пространственный, социальный и психодидактический компоненты образовательной среды патриотического воспитания, и не делается акцент на личности воспитанника.

Принимая интерпретацию личности патриота В. В. Серикова в качестве базовой и учитывая результаты проведенного нами

анализа работ других исследователей [8; 6; 7], определим структуру патриотизма личности как совокупность следующих компонентов: мотивационный - стремление личности быть патриотом, мотивационное обоснование ее патриотически ориентированной жизнедеятельности; познавательный - сформированность патриотических знаний; рефлексивный - сформированность патриотических смыслов и ценностей; креативный - реализация патриотических мотивов, знаний, смыслов и ценностей в творческом мышлении, деятельности и коммуникации.

Согласно ситуационно-средовому подходу образовательный процесс - это развивающаяся ситуация взаимодействия с образовательной средой личностей обучающегося и педагога [2]. Ситуация играет решающую роль в актуализации механизмов развития личности и служит основным педагогическим инструментом. Движущей силой развивающейся ситуации является противоречие между внешними факторами окружающей среды и внутренними возможностями, стремлениями индивида. Ю. Н. Кулюткин считает, что основой для возникновения интереса и познавательной активности личности является развивающаяся ситуация, в основе которой лежит несоответствие между целями и возможностями субъекта [9]. По его мнению, важный резерв формирования потребностей, мотивации к познанию концентрируется в эмоциональном переживании акта освоения объективного мира, радости открытия, проявлении творческих сил познающего субъекта. Это согласуется с идеей проектирования образовательной ситуации как фрагмента взаимодействия личности с развивающей средой, в ходе которого воспитанник индивидуально воспринимает образовательную среду, осмысливает ее, определяет свою позицию в отношении нее и выбирает собственную линию поведения в ситуации. В ситуации развития личность избирательно воспринимает стимулы и возможности среды, сопоставляет их и согласует со своим личностным опытом, корректирует и совершенствует его в

процессе деятельности и общения, активно преобразуя среду и самоутверждаясь в ней [2].

Л. И. Божович выделяет в «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский) объективный и субъективный аспекты. Под субъективным аспектом ею понимается внутренняя (личностная) позиция - активная и действенная позиция человека по отношению к социокультурной реальности, форма самосознания, претерпевающая изменения, отражающая отношения личности к себе и занимаемой социальной позиции, которая определяет природу потребностей, мотивов и стремлений индивида [10, с. 132] и основана на самоопределении [11]. Постепенное формирование личностной позиции отражает освобождение индивида от прямого влияния окружающей среды, позволяя ему стать активным преобразователем как окружающей среды, так и своей собственной личности [12].

Б. С. Братусь под нравственной позицией человека понимает преобладающие смысловые отношения с миром, самим собой и другими людьми [13]. Нравственная позиция устойчива, если она сознательна, что означает, что индивид обладает сознательными смысловыми отношениями - ценностями, которые действуют как системообразующие элементы его сознания. Эти личные ценности выражают стабильное отношение к жизни и формируют отношения индивида со своим окружением, другими людьми и самим собой [2].

С точки зрения К. А. Абульхановой-Слав-ской [14], жизненная позиция личности играет решающую роль в ее судьбоносном выборе и решении проблем, поскольку отражает ее способность к саморазвитию. Позиция личности подразумевает сформированную у человека на основе системы ценностей способность к самоопределению и организации своей жизни, к разрешению возникающих в ней противоречий. Это выработанный личностью способ бытия в социуме, способ самовыражения и реализации вовне отношений, ценностей и идеалов, который определяет ход ее жизни.

Поскольку в воспитательном процессе центральным моментом являются не столько сами ценности, сколько ценностная регуляция поведения, то патриотические ценности можно и нужно формировать в рамках целостности более высокого порядка - патриотической личностной позиции [15]. Под патриотической позицией личности, по мнению Н. В. Ходяковой, следует понимать систему взаимосвязанных ценностно-смысловых отношений к своей стране и себе как гражданину страны [15].

По мнению А. Н. Вырщикова и М. Б. Кус-марцева, патриотизм - статическое и динамическое свойство личности, включающее в себя одновременно устойчивость ее смыс-ложизненной позиции и направленность ее развития. Они отмечают, что позиция патриотизма проявляется в стремлении личности к участию в повышении уровня благосостояния своей страны, к волевой концентрации всех сил для личностного роста [16].

В. В. Сериков считает, что патриотическая позиция личности формируется через усвоение смыслового содержания действительности, через проектирование своей жизни посредством пребывания в жизненных ситуациях-событиях, которые формируют опыт мышления национальными и глобальными понятиями [6].

К процессу развития патриотической позиции как разновидности личностной позиции человека может быть применена закономерность, выявленная в рамках разработки ситуационно-средового подхода к проектированию личностно-развивающих образовательных систем, состоящая в последовательной смене типов и психологических механизмов взаимодействия личности с социокультурной средой в процессе образования [15]: взаимодействие на уровне познания среды патриотического воспитания - освоение истории, культурных традиций, инноваций и достижений своей страны под руководством педагогического субъекта, (психологический механизм идентификации с образовательной средой); взаимодействие на уровне познания себя в среде патриотического воспитания - сво-

ОБРАЗОВАНИЯ

бодный выбор видов и средств патриотической деятельности, апробация своих знаний и способностей (психологический механизм свободного выбора в образовательной среде); взаимодействие на уровне выработки патриотической позиции - определение места патриотических ценностей в индивидуальной иерархии ценностей, представление своих убеждений референтной группе, соотнесение индивидуальных и социокультурных патриотических ценностей в процессе коммуникации (психологические механизмы диалога и рефлексии); взаимодействие на уровне реализации патриотической позиции - воплощение позиции в деятельности, общении, поведении, принятии решений, а также создание авторских социально значимых патриотических проектов (психологический механизм творчества).

Взяв за основу изученную Н. В. Ходяковой роль обучающегося и изменение его внутренней позиции в модели ситуационного цикла взаимодействия со средой в процессе воспитания [2], опишем этапы формирования личностной патриотической позиции взаимодействия субъекта со средой патриотического воспитания. Остановимся на каждом из рассматриваемых этапов более подробно, описывая специфику личностной позиции.

1. Познание среды патриотического воспитания. Воспитанник, попадающий в новую патриотически ориентированную среду, испытывает адаптационные трудности и нуждается во внешнем руководстве и помощи. Основная задача его развития состоит в том, чтобы приобрести в этой среде необходимые знания под руководством педагогического субъекта (знания истории, культурных традиций, достижений Родины, грамотное владение русским языком) и выстроить адекватную систему представлений об этой среде. Личностная активность воспитанника на этом этапе включает в себя адаптацию к среде и согласование своих ожиданий и требований среды патриотического воспитания (моделирование среды). При этом он нуждается в обеспечении информационно-психологической безопасности действу-

ющих на него факторов среды воспитания. Хотя на этом этапе патриотическая Я-кон-цепция еще не сформирована, в структуре личности воспитанника активно проявляет себя познавательный компонент.

2. Познание себя в среде патриотического воспитания. Воспитанник выбирает лич-ностно значимые виды патриотической деятельности и партнеров по сотрудничеству в рамках патриотических акций. Успешная когнитивно-психологическая адаптация в среде патриотического воспитания на предыдущем этапе порождает потребность лучше узнать себя во взаимодействии со средой и идентифицировать значимые для себя субъекты и объекты. Знания и опыт, сформированные на первом этапе, позволяют личности осуществлять активную самостоятельную деятельность, в ходе которой она осуществляет свободный выбор видов, методов, форм и средств патриотической деятельности. Опыт, полученный на первом этапе, позволяет воспитаннику структурировать образовательную среду и осуществлять предметно-деятельностную ориентацию в ней. Он испытывает себя в самостоятельной деятельности на предмет ее успешности, в результате чего в личностной патриотической позиции претерпевает перестройку Я-концепция. Воспитанник становится субъектом самостоятельно осуществляемой патриотической деятельности. На данном этапе в структуре личности патриота на первый план выходит мотивационный компонент.

3. Выработка личностной патриотической позиции. Воспитанник определяется, насколько важны патриотические ценности в системе его других его ценностей, выражает свои убеждения в коммуникации с другими. Самостоятельная патриотическая деятельность, которой воспитанник занимался на предыдущем этапе, служит основой для его рефлексии. Взаимодействуя с другими, личность развивает свои патриотические взгляды и убеждения, ощущает признание своей компетентности посредством социальной оценки. Субъект на этом этапе готов понять и принять другие точки зрения, за

счет чего Я-концепция и образ окружения интегрируются в составе личностной патриотической позиции. На этом этапе воспитанник реализует себя как личность, т. е. как субъект общения, размышлений и рефлексии. На данном этапе в структуре личности-патриота наиболее раскрывается рефлексивный компонент.

4. Реализация патриотической позиции. На этом этапе личностная патриотическая позиция уже мировоззренчески оформлена, т. к. воспитанник определился в своих ценностях, идеалах и целях. У него возникает необходимость воплощения их в жизнь посредством своей практической активности, принятия решений и реализации творческих патриотических проектов. Самооценка и самоидентичность воспитанника являются важными факторами на этом этапе, поскольку он самоутверждается и выражает свою индивидуальность. Он становится субъектом изменений, преобразований в среде посредством творческих действий с опорой на свои патриотические идеалы. На данном этапе воспитанник предстает как патриот, преобразующий среду, самоутверждающийся и самоизменяющийся во взаимодействии с ней. Личностная патриотическая позиция становится более гармоничной и целостной, всесторонней и полной, рождается уникальная индивидуальность патриота. На данном этапе в структуре личности-патриота в большей мере раскрывается креативный компонент.

Таким образом, на основе проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что личностная патриотическая позиция - это основанная на самоопределении личности система ее взаимосвязанных ценностно-смысловых отношений к своей стране и себе как гражданину страны, формирующаяся на основе развития патриотических знаний, самостоятельной и мотивированной патриотической деятельности, рефлексии и личностного принятия патриотических смыслов и ценностей и их творческой реализации в практической деятельности на благо Родины. Формирование личностной патриотической позиции является главной

целью патриотического воспитания и одно- педагогических ситуаций такого воспита-временно главным субъективным фактором ния.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Сериков В. В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 2011. № 8 (62). С. 14-20.

2. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-развивающих образовательных систем: дис. ... д-рапед. наук. Волгоград, 2013. 465 с.

3. Купавцев Т. С. Концепция педагогической поддержки саморазвития личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании: монография. М.: Академия управления МВД России. 2022. 168 с.

4. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16-20.

5. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. С. 42-43.

6. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

7. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики. 2003. 349 с.

8. Выготский Л. С. Нравственное воспитание //Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991.

9. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.

10. Божович Л. И., Неймарк М. С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. № 1. С. 130-134.

11. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, 1997. 352 с.

12. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1966. 40 с.

13. Братусь Б. С. Аномалии личности. М: Мысль, 1988. 304 с.

14. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

15. Ходякова Н. В. Патриотизм как традиционная российская духовно-нравственная ценность и его воспитание //Академическая мысль. 2023. № 1.

16. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.

REFERENCES

1. Serikov V. V. Personal development education: two decades of searching // Proceedings of the Volgograd State Socio-Pedagogical University. 2011. № 8 (62). P. 14-20. (In Russ.)

2. Khodyakova N. V. Situational and environmental approach to the design of personality developing educational systems: dissertation of Dr. of Pedagogy // Volgograd, 2013. 465 p. (In Russ.)

3. Kupavtsev T. S. The concept of pedagogical support for the self-development of the personality of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation in continuing education: monograph. Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. 168 p. (In Russ.)

4. Serikov V. V. Personality-oriented education // Pedagogy. 1994. No. 5. P. 16-20. (In Russ.)

5. Serikov V. V. Personal approach in education: concept and technologies. Volgograd, 1994. P. 42-43. (In Russ.)

6. Serikov V. V. Education and personality. Theory and practice of designing pedagogical systems. Moscow: Logos Publishing Corporation, 1999. 272 p. (In Russ.)

7. Kharlamov I. F. Pedagogy: textbook. 4th ed., reprint, and additional. M.: Gardariki, 2003. 349 p. (In Russ.)

8. Vygotsky L. S. Moral education // Pedagogical psychology. M: Pedagogy, 1991. (In Russ.)

9. Kulyutkin Yu. N., Bezdukhov V. P. Value orientations and cognitive structures in teacher activity. Samara: SamGPU, 2002. 400 p. (In Russ.)

10. Bozhovich L. I., Neymark M. S. "Meaningful experiences" as a subject of psychology // Questions of psychology. 1972. No. 1. P. 130-134. (In Russ.)

11. Bozhovich L. I. Problems of personal formation. M.: Institute of practice psychology 1997. 352 p. (In Russ.)

12. Bozhovich L. I. Age patterns of the formation of a child's personality: abstract: dis. ... Doctor of Pedagogy. M., 1966. 40 p. (In Russ.)

13. Bratus B. S. Personality anomalies. M: Thought, 1988. 304 p. (In Russ.)

14. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Strategy of life. M.: Thought, 1991. 299 p. (In Russ.)

15. Khodyakova N. V. Patriotism as a traditional Russian spiritual and moral value and its upbringing // Academic thought. 2023. No. 1. (In Russ.)

16. Vyrshchikov A. N., Kusmartsev M. B. Patriotic education of youth in modern Russian society: monograph. Volgograd: NPIPD "Author's pen", 2006. 172 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 19.04.2023; одобрена после рецензирования 06.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 19.04.2023; approved after reviewing 06.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.