Научная статья на тему 'Патриотическая позиция как вид личностного опыта: условия становления'

Патриотическая позиция как вид личностного опыта: условия становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / ОБРАЗ МИРА ДЕТСТВА / СИТУАЦИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ / ГЕНЕЗИС ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ / ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ КАК ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / SPIRITUAL EXPERIENCE / IMAGE OF CHILDHOOD WORLD / SITUATION OF EMOTIONAL EXPERIENCE / GENESIS OF PATRIOTIC POSITION / MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR AS THE PHENOMENON OF THE NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Владислав Владиславович

Представлены подходы к исследованию и организации процесса формирования патриотической позиции личности в соответствии с идеями и принципами личностно-развивающего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are represented the approaches to the research and organization of the process of personal patriotic position establishment in accordance with the ideas and principles of personal developing education.

Текст научной работы на тему «Патриотическая позиция как вид личностного опыта: условия становления»

- известия вгпу. пе,

21. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. M., 1990.

22. Fromm Je. Psihoanaliz i jetika / per. s angl. M., 1993.

23. Chto takoe chelovek? Osnovy chelovekove-denija: ucheb.-nauch. posobie: v 2 kn. SPb., 1996. Kn. 2.

24. Shhedrovickij G.P. Pedagogika svobody // Kentavr. 1993. № 3. S. 18-24.

25. Shhurkova N.E. Vospitanie: novyj vzgljad s pozicij kul'tury. M., 1997.

26. Jaspers K. Istoki teorii i ee smysl: v 2 vyp. M., 1978.

Development of the civil position

There are analyzed and classified various approaches to civil education, substantiated the key role of pupil's subjectivity in this process represented as the civil position of a teacher and a pupil. There is revealed the place of the position aimed at the continuous pedagogic education and the main directions of civil education: cultural information, skills and cultural values.

Key words: civil education, subjectivity, position, aim of continuous pedagogic education, act choice.

в.в. сериков

(Волгоград)

патриотическая Позиция как вид Личностного опыта: условия становления

Представлены подходы к исследованию и организации процесса формирования патриотической позиции личности в соответствии с идеями и принципами личностно-развивающего образования.

Ключевые слова: патриотическое сознание, духовный опыт, образ мира детства, ситуация переживания, генезис патриотической позиции, память о Великой Отечественной войне как феномен национальной культуры.

Феномен патриотизма во все времена от античности до современности приковывал пристальное внимание всех, кто занимался проблемами общества, государства, нации и личности, вопросами гражданского и нравственного воспитания. В наш же век, который уже проявил себя как век острейших полити-

гогические науки -

ческих метаморфоз, проблема «личность и патриотизм» открыла новые смыслы. Тенденции к демократизации общества, которые в педагогике проявились как попытки создания теории и практики личностно-развивающего образования, неизбежно вызвали полемику вокруг этой проблемы. Патриотизм, как и другие социальные устремления личности, отождествлялся частью исследователей с «атавизмами тоталитарного мышления», тогда как личностно ориентированное образование, по их мнению, предполагало развитие индивидуальности, внутренней свободы личности и никак не предполагало формирование у нее ориентации на идеологические ценности социума, к которым относился и патриотизм. Ряд исследователей также считают, что патриотизм «устарел» в эпоху глобализации и интеграции мира.

Обсуждать эти вопросы приходится потому, что в данном случае, как это нередко бывает, под видом личностно-развивающего образования предлагается нечто, не соответствующее его сущности. Суть личности не в свободе от социальных ценностей, а в способности занять позицию по отношению к ним, преодолеть свою мнимую «беспартийность» (С.Л.Рубинштейн). В развитии общества и его ценностей личность заинтересована, поскольку утверждение социально-культурных начал для нее - единственный путь к самореализации. Социальность для конкретного человека и выражается в его конкретном и близком ему государстве, обществе, Родине. И в этом смысле патриотизм выступает как моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности быть с ней в минуты «торжеств и бед народных», отстаивать ее даже ценой собственной жизни. Патриотизм - это и критическое отношение к существующей социальной несправедливости, и желание отдать свои силы для ее ликвидации и благополучия Отечества. Чувство патриотизма выражает принадлежность человека к той или иной культуре, без чего он не может состояться как личность. «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Г. Белинский).

Патриотизм есть духовная сфера человека, которая предполагает выход за пределы индивидуального в социальное, приобщение к высшим ценностям. В основе духовного

© Сериков В.В., 2015

-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ГРАЖДА1

всегда лежит ответственность за свое пребывание на земле, за живущих на ней людей. Патриотизм - универсальная форма ответственности, и тем самым - критерий личностного развития. Духовность проявляется в единстве личных и гражданских целей, когда сливаются смысл жизни, личное счастье и гражданский долг, когда, как говорит поэт, «судьба и Родина - едины!». И если счастье для человека -это свобода достижения своих целей, то человеческая форма этой свободы предполагает самоограничение. По словам Иммануила Канта: «Только развивая в себе эту способность к самоограничению, человек может стать свободным, т.е. не зависящим от посторонних услуг и опеки». А это означает, что в основе духовного воспитания лежит опыт реализации своей свободы в единстве с самоограничением. Патриотизм как проявление духовности является продуктом индивидуального самоопределения человека, потому он меньше всего «отзывчив» на массовые, тоталитарно-коллективные формы воспитания, на всякие попытки поставить под контроль желания воспитанника. Кстати, суть всякого рода тоталитаризма, по З.Фрейду, есть именно попытка «присвоения желаний другого», а значит, и навязывания ему таковых. И в этом плане патриотическое воспитание не противостоит личностно-развивающей образовательной системе, а нуждается в ней.

Психологический механизм духовного воспитания, а к таковому мы относим и воспитание патриотического сознания, составляет комплекс психических ресурсов и процессов, среди которых - переживание неудовлетворенности собой («творческой тревожности»), потребности в себе ином, выбор поступка, образа Я, смысла, приоритетной цели. В структуру этого механизма входят процессы смыслообразования, идентификации, рефлексии, интериоризации образца-ориентира (идеала), генерализации освоенной нравственной нормы - ее распространение на новые сферы жизнедеятельности. В целом можно говорить о ситуационно-событийном механизме духовно-нравственного воспитания: этот процесс развертывается как последовательность ситуаций, в которых актуализируются нравственные переживания и поступки. Ключевыми, переломными для развития личности становятся события как некие «перерывы постепенности» в жизнедеятельности, изменяющие и ценности, и опыт, и ресурсы духовности! Анализ воспитательной практики, исследова-

СОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ -

ний в генетической психологии, исторических и художественных описаний генезиса личности показывает, что в большинстве случаев эти механизмы «работают» в системе патриотического «взросления» личности.

Процесс воспитания патриота - это жизненный процесс, порождающий систему механизмов включения патриотического мировосприятия в своего рода нравственную «повседневность» - рефлексивно-субъектный способ бытия, когда следование духовному принципу перестает быть усилием над собой и становится привычкой, потребностью и радостью для человека. Для него исчезает мучительный выбор между нравственным и безнравственным, между заботой о себе и о других людях. Он, по словам А.С.Макаренко, «не может поступить иначе...». Да и в процветании Отечества кто более заинтересован, чем каждый его гражданин!

Чтобы что-то воспитывало растущего человека, необходимо этому феномену придать ценность, доминантную роль: воспитывать -значит создать воспитывающую среду, источники воспитания, такие факторы и такие внутренние ресурсы, к которым человек сам будет обращаться как к источникам психологической силы, вдохновения, самоутверждения. Для кого-то это книга, творческое дело, дружба, любовь, профессия, семья, а для кого-то -бутылка, азартная игра, развлечение, богатство, власть.

То, что человека воспитывает и направляет, он фактически «носит при себе». Духовная воспитанность - это постоянное присутствие в самом человеке этого самообразующего начала. Дух - это присвоенный человеком самодетерминирующий механизм его бытия, это -некий конструкт цели, ценности, воли, идеи, родного слова, опыта саморегуляции. Духовность - это ношение в себе некоего собственного эталона - Я-возможное, Я-должное. сама природа духовного воспитания, его отсро-ченность, событийность, представленность в форме переживаний, а не внешних дел делают невозможным его традиционное «планирование», привязку к «мероприятиям». мы планируем не воспитание, а его внешние пространственно-временные характеристики, своего рода русло, через которое не обязательно пойдет «духовный поток»!

Истоки патриотического мировосприятия лежат в генетически наиболее ранних факторах социализации человека, т.е. привязанность к Родине у ребенка появляется до того, как он

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

осознает социальный смысл этого чувства. Такой предпосылкой патриотического чувства, как показывают наблюдения (отслеживалось развитие учащихся мужского педагогического лицея), является первоначальный образ мира детства - окружения, ландшафта, традиционной культуры.

Образ составляет основу высших чувств человека, к каковым относится и его патриотическое чувство. Образ, возникший в результате положительных эмоциональных контактов, обретает эмоциональную привлекательность и в конечном счете вызывает потребность в общении с отображаемым в этом образе предметом. Наличие такого образа создает устойчивое влечение к предмету. Можно предположить, что образ полюбившейся с детства природной и социально-предметной среды, образ коммуникативного пространства и окружения выступают своеобразным психологическим механизмом возникновения патриотического чувства.

Первоначальный абстрактно-чувственный, т.е. бедный в понятийном отношении и преимущественно эмоциональный, «детский» образ малой родины по мере его развития «обрастает» понятиями, «аргументами», идеями и из смутного образа-привязанности трансформируется в убеждение. Для последнего характерны сознательность и испытанность на опыте, вариативность проявления в различных ситуациях. Патриотический образ переживается как чувство незаменимости, значимости родной земли, которая не подлежит сомнению, выступает как вид субъективной реальности, как продукт и побудитель творческой активности личности.

Имеются, таким образом, основания предполагать, что развитие патриотического чувства выступает как развитие (генерализация) образа целостного предмета патриотического переживания - Родины. Психологически этот феномен выступает как сложный конструкт образов, смыслов, знаний, ментальных привычек, переживаний этнической идентичности и убеждений в безусловной ценности Отечества. Становление патриотического чувства - сложный многоаспектный процесс, однако важнейшая линия его развития может быть представлена как восхождение от образа малой родины (родного края) и ближайшего родственного и дружественного окружения (дошкольный и младший школьный возраст) к образу привычного и аттрактивного общения в среде школы и детско-взрослых общностей (под-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

ростковый возраст) и, наконец, к целостному субъективному «собирательному» образу Отечества, в котором «судьба и родина едины», собственное благополучие неотрывно от блага родины (юношеский возраст). Объективное историческое пространство и время Отечества трансформируются в субъективное время и пространство личности, в события ее собственной жизни.

Образ родного края как образ природного, рекреационного, социально-ментального пространства выступает при этом как первоначальный образ Отечества и первичный способ патриотического переживания. На более поздних этапах социализации ребенка в эту первоначальную «эмоциональную оболочку» встраиваются мнения, взгляды, установки, системы оценок и диспозиций, убеждения. В своей развитой форме образ отражает не только (и не столько) внешний, сколько внутренний мир индивида, его субъективную реальность, опыт переживаний. Человеку особенно дорог и волнителен образ того явления, события, творения, в создании которого он сам принимал участие. Для него, естественно, особенно значимы образы тех людей, отношений, той земли, где он оставил «частичку самого себя». создавая ситуацию творения образа родного края, причем не только в чувственном плане, но и в смысле участия в реальных социокультурных проектах, мы включаем воспитанников в патриотическую деятельность - источник патриотических чувств.

Важнейшим источником патриотических чувств для людей, проживающих на российской земле, является память о Великой Отечественной войне; переживание Победы в ней сегодня, по сути, составляет важнейший компонент национальной культуры. мы вспоминаем о войне: она предстает перед нами то в виде проржавевшего бомбового каркаса в лесном овраге, то в виде осколочных выбоин на колоннах Исаакиевского собора, то в звоне орденов на груди ветерана, тяжело поднимающегося на мамаев курган. Память о войне стала феноменом российского менталитета, традицией, точкой притяжения для искусства, философии, истории и педагогики. Эта память поддерживается прекрасной отечественной литературой, представленной такими шедеврами, как «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Знаменосцы» О. Гончара, «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «сотников» В. Быкова, «судьба человека»

-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ГРАЖДА1

М. Шолохова, «Блокада» А. Чаковского, «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, и многими другими прекрасными книгами. Это монументальные шедевры Вучетича, музыка Шостаковича, фильмы Чухрая, Лиозновой, Бондарчука. Поистине неисчерпаемая тема, для осмысления которой, несомненно, потребовалось время. Главное, чтобы новые поколения не утратили нравственный смысл Победы.

Духовное воспитание, к сфере которого относится и патриотическое воспитание, предполагает формирование способности возвыситься над обыденным, меркантильным, над телесной самостью, открывает воспитаннику высоту человеческого духа, поскольку без нравственных усилий, без жертвенности нельзя было ни победить в войне, ни открыть новые направления в отечественной науке, искусстве, политике, технологии, педагогике. Духовность формируется как антипод обыденности и посредственности. Человек духовный почти всегда испытает неприятие со стороны людей, привыкших следовать в фарватере общепринятых мнений и жизненных стереотипов. И публичное заявление личности о своем патриотизме не обязательно встретит поддержку окружающих. Последнее происходит от того, что, как говорил А.С.Пушкин, «пылкость душ, неосторожность, себялюбивую ничтожность иль оскорбляет, иль смешит, что ум, любя простор, теснит. и лишь посредственность одна нам по плечу и не странна». Патриотический дух всегда бросал вызов обыденному миру, «толпе», посредственности, тоталитаризму!

Патриотическое воспитание - особый культурный феномен, связанный с воспроизводством родовой сущности человека, природного, этнического и культурного его начал. Представления о сущности патриотизма у людей различны, поэтому данная сфера воспитания отмечена многообразием концепций. Их, вероятно, столько же, сколько воспитателей. содержание патриотического воспитания опосредовано окружением, педагогами, их пониманием отечественного, способами актуализации патриотического опыта. Если про обучение мы чаще всего спрашиваем: «Чему учили?», то про воспитание: «Кто воспитывал?»

Патриотическое воспитание направлено на становление гражданина Отечества вообще, а не носителя какой-то идеологической программы. Осваиваемая при этом нравственная норма - любовь к Родине - это не инструк-

ЮЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ -

ция, а некий жизненный принцип, рассчитанный на творческое применение. Эта норма - не формула, которую можно взять из учебника, поскольку она однозначно на все случаи жизни нигде «не прописана». она вырабатывается самим воспитуемым, становясь его собственной жизненной нормой, внутренним стандартом жизни. Воспитатель при этом не инструктирует воспитанника, а, скорее, вводит его в ситуацию переживания, подводит к адекватным нравственным выводам, побуждает к принятию всех культур, обогащающих культуру его земли. Патриотическое воспитание успешно, когда и педагог, и воспитанник находятся в диалогической среде, переживают потребность в напряженной активной творческой жизнедеятельности на благо отечества. В процессе патриотического воспитания человек не повторяет высокие ценности, не заучивает, не пересказывает их у доски, не глаголет, а живет ими, воплощает их в своих поступках.

генезис патриотической позиции - это усвоение не предметно-теоретического, а «человеческого материала», смыслового, субъективного содержания реальности, проектирование собственной жизни, что по понятным причинам не совпадает с «планом воспитательной работы» классного руководителя.

обобщая исследования, выполненные в нашей лаборатории (А.Н.Вырщиков, Ф.Л. Дубов, Ф.Ф.Слипченко), мы попытались выделить своеобразные ситуации, некие «реперные точки», через которые должен пройти воспитанник, для того чтобы произошли изменения в его взглядах, ценностях, поведении, опыте, чтобы таковые обрели патриотическую направленность.

Первая такая ситуация, которая непременно должна быть в процессе воспитания патриотической позиции, - это открытие самого себя. В разные возрастные периоды и для разных людей она выглядит по-разному. Но в любом случае в процессе воспитания должен быть момент, когда воспитанник в некоем зеркале увидит себя, заинтересуется собой, откроет в себе новые силы, поверит в них. сам ответит на вопрос, поставленный когда-то тургеневским героем Базаровым: Нужен ли Я России?

Вторая ситуация - принятие нового смысла деятельности, ценности, роли. как правило, это такой момент воспитания, когда воспитанник попадает в новый круг общения, видит преимущество нового образа жизни, ори-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ентируется на образцы поведения значимых людей.

Третью ситуацию мы назвали ситуацией самопреодоления. В ней воспитанник побуждается к сознательному усилию над собой, поступку, ломке привычного образа жизни, к изменению стереотипов. То, что вначале требовало волевого усилия, постепенно превращается в привычку и даже в удовольствие. Жизненный режим высокой самоорганизации и требовательности становится привычным и приятным.

Четвертая - ситуация переживания и преодоления собственных ошибок. Это непременный психологический момент воспитания, когда воспитанник побуждается к рефлексии своего опыта, когда актуализируется главный нравственный регулятор поведения - совесть, видение собственной вины в своих злоключениях и неудачах. Работать с собой, переподчинять свои интересы интересам Отечества -суть патриотизма.

Пятая - ситуация планирования будущего. Этим термином мы обозначаем не только профессионально-карьерные планы, но и выработку ценностных ориентиров, правил поведения в типичных жизненных коллизиях. Словом, речь идет о целостном образе себя в будущем. Например, в педагогическом лицее, основанном народным учителем Ф.Ф. Слипченко, - это уникальные технологии проектирования себя в будущей профессии («Моя авторская школа»), знаменитые путешествия по родной стране и встречи с ее людьми, работа в прославленном лицейском музее.

Эти ситуации на практике создаются на основе различных по содержанию задач и проектов, различных видов деятельности, но являются непременным атрибутом патриотического воспитания, его своеобразным психологическим содержанием.

Итак, в основе патриотического воспитания лежит цепь жизненных ситуаций-событий, своего рода ситуационно-событийный механизм, формирующий у воспитанника опыт мышления национальными и глобальными категориями.

Событием, порождающим у молодых людей такой опыт, является встреча с личностью, образ которой навсегда остается в их памяти. Такой личностью патриота, конечно, должен быть сам педагог...

Patriotic position as the type of personal experience: conditions of establishment

There are represented the approaches to the research and organization of the process ofpersonal patriotic position establishment in accordance with the ideas and principles of personal developing education.

Key words: patriotic consciousness, spiritual experience, image of childhood world, situation of emotional experience, genesis of patriotic position, memory of the Great Patriotic War as the phenomenon of the national culture.

т.л. шапошникова,

м.л. романова, д.а. романов

(краснодар)

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТАНОВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ*

Выявлена взаимосвязь между становлением патриотизма и толерантности студентов как составляющих индивидуального социального опыта. Обосновано, что такое становление детерминировано индивидуальным социальным опытом (внутренний фактор) и успешным социально-педагогическим взаимодействием (внешний фактор).

Ключевые слова: патриотизм, толерантность, индивидуальный социальный опыт, становление, студент.

Успешное решение сложных задач, стоящих в настоящее время перед Россией, требует глубокого осмысления гражданами происходящего, выработки активной жизненной позиции, повсеместного вовлечения их в полноценную деятельность в интересах общества и государства [1 - 16]. Это детерминирует необходимость формирования у граждан (прежде всего, у подрастающего поколения) высоких нравственных качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, толерантность,

*Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 13-06-00350 от 13.06.2013) в рамках темы «Мониторинг качества непрерывного образования» и является логическим продолжением исследования в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 10.7079.2013 «Исследование мотивации и разработка системы стимулов формирования толерантности студенческой молодёжи».

© Шапошникова Т.Л., Романова М.Л., Романов Д.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.